Нет рейса в расписании что значит
Честно про чартерные рейсы: плюсы, минусы, мифы и лайфхаки
Что такое воздушные чартеры и зачем они нужны
Представьте: есть небольшой морской курорт, пик сезона на котором приходится на 3 месяца в году, а в остальное время туда никто не летает. Авиакомпаниям невыгодно предлагать регулярные рейсы в этом направлении: большую часть года такие перелеты будут убыточными.
Но спрос все равно есть, поэтому туроператоры арендуют у авиакомпаний самолеты и организуют разовые рейсы на время туристического сезона. Такие перелеты и называют чартерами.
Что такое чартерный рейс
Чартеры в гражданской авиации — это прямые нерегулярные перелеты в определенном направлении, организованные не авиакомпаниями, а туроператорами или другими сторонними заказчиками. Чартерные рейсы выполняются на условиях арендного, или чартерного, договора.
Регулярные рейсы по конкретному маршруту совершаются согласно расписанию в определенные дни вне зависимости от сезона. У чартеров постоянного графика нет: туроператоры организуют их под конкретные групповые туры на ограниченный период.
Выполнение чартерных рейсов в России регулируется Воздушным кодексом РФ.
«По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.»
Виды чартерных рейсов
Сейчас выделяют 4 основных вида воздушных чартеров:
Сравнение плюсов и минусов чартерных перелетов
Регулярные рейсы, как правило, дороже чартерных, зато у них четкое расписание: не нужно ждать до последнего, чтобы узнать, во сколько и из какого аэропорта вылетаешь.
Но регулярное расписание авиакомпаний часто не покрывает популярные сезонные курорты или экзотические направления — тут и спасают чартеры.
Достоинства и недостатки чартерных рейсов
Плюсы чартеров
Летают прямиком туда, куда нет регулярных рейсов.
Дешевле регулярных маршрутов по тому же направлению, если такие есть.
Дешевеют ближе к вылету, потому что турфирме нужно распродать все места.
Авиабилеты можно переоформить на другое лицо перед выпиской (обычно за 1-2 дня до вылета).
Минусы чартеров
Вылет часто задерживают или переносят.
На них не распространяются акции и распродажи. Мили чартерами тоже не накопить.
Обычно входят в состав пакетного тура (но некоторые можно найти на Скайсканере!).
Билеты нельзя вернуть, а отдых — продлить: продолжительность чартерного тура ограничена.
Делать выписку чартерных авиабилетов можно в любой день, необязательно накануне вылета. «Правило последнего дня» придумали турагенты, которым сподручнее выписывать все билеты разом, а не по индивидуальным запросам.
Какие авиакомпании выполняют чартерные рейсы
Чартер — это не тип перевозчика, а способ организации перевозки. Поэтому чартерные рейсы могут выполнять любые авиакомпании: «Аэрофлот», «Россия», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Якутия», UTair, NordStar, «Руслайн», Nordwind Airlines и все остальные.
Но есть перевозчики, которые специализируются на чартерных рейсах: у них нет регулярного расписания, и почти все перелеты согласуются с требованиями клиента.
Российские чартерные авиакомпании
Популярные иностранные чартерные авиакомпании
Многие заграничные авиакомпании с регулярным расписанием перелетов предоставляют свои самолеты и экипажи еще и для чартерных рейсов. Среди них, например, Aer Lingus, Air France, Air Japan, Alitalia, Belavia, British Airways, Finnair, Germania, Japan Airlines, Jet2, LOT Polish Airlines, Malaysia Airlines, Norwegian и так далее.
Как забронировать билеты на чартерные рейсы
Большинство чартерных рейсов продается в составе турпутевки — соответственно, и купить их легче в турфирме или напрямую у туроператора, который организует поездку.
Но некоторые чартеры можно отловить на Скайсканере и забронировать отдельно от турпакета: тогда выгадаете в цене, но не проиграете во впечатлениях, потому что не будете привязаны к организованной группе.
3 секрета поиска чартерных перелетов на Skyscanner
5 расхожих заблуждений о чартерах (и как оно на самом деле)
Миф первый: чартер и лоукостер — одно и то же
Неправда, лоукостер и чартер — разные вещи: первое — вид перевозчика, второе — вид организации перелета.
Лоукостер — это, например, «Победа» или Ryanair: бюджетная авиакомпания, на борту которой можно дешево долететь до пункта назначения в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Билеты на лоукост-рейсы недорогие, но право на провоз багажа, выбор места, питание и другие удобства нужно докупать отдельно.
Чартерный рейс может выполнять любая авиакомпания, необязательно лоукостер. Чартер — совершенно обычный перелет, просто организованный третьим лицом. Поэтому на таких рейсах набор услуг и уровень сервиса не ограничены.
Миф второй: чартерные рейсы выполняются на развалюхах
Это не так: риск полететь на старом самолете при чартерной перевозке такой же, как и на регулярном рейсе.
Более того, выполнять перевозки на новых бортах для авиакомпании дешевле, чем на видавших виды. Именно поэтому во флоте лоукостеров обычно сплошь новые самолеты: им реже требуется серьезный ремонт.
Миф третий: на чартерных рейсах не кормят и не бывает нормального сервиса
Чартеры могут выполнять абсолютно любые авиакомпании с любым набором включенных услуг. Это значит, что бортовое меню на чартерном рейсе вполне может быть разнообразным, багажные нормы — щедрыми, а отношение бортпроводников — предупредительным.
Миф четвертый: чартеры — это рискованно, чуть что — вас бросят
Чартерные перевозки подчиняются тем же требованиям Воздушного кодекса и других законов о правах авиапассажиров, что и регулярные рейсы.
При задержке вылета больше чем на 2 часа вам предложат бесплатные напитки, больше чем на 4 часа — горячее питание, а если рейс перенесут больше чем на 6-8 часов, можно будет бесплатно переночевать в отеле при аэропорте.
Миф пятый: если группа на чартер не наберется, полет отменят и деньги не вернут
Если вы уже заплатили за авиабилеты на чартерный рейс, у вас есть договор с организатором перелета. Если что-то пойдет не так, он обязан перенести время отправления, заменить борт или предложить вам другую авиакомпанию.
Если чартер отменят, вы имеете право на те же компенсации, что и при отмене регулярного рейса.
В целом ловить чартерные предложения — все равно что копаться на развале блошиного рынка: в основном барахло, но есть шанс отыскать настоящее сокровище. Попробуйте прямо сейчас!
Отмена или задержка рейса
Задержка или отмена рейса по вине авиакомпании считается основанием для вынужденного возврата средств. Но, если на другом рейсе той же авиакомпании есть места, перевозчик может предложить пассажиром полететь другим самолётом. Какой вариант выбрать — решать пассажиру.
Важно помнить, при переносе рейса на два-три часа компании часто отказываются компенсировать расходы. А если вы не против полететь другим рейсом — лучше поторопиться, потому что новые билеты предложат и другим пассажирам.
Рейс отменили или перенесли перед вылетом
Обо всех изменениях, связанных с перелётом, авиакомпания сообщает пассажирам по email. Если рейс будет перенесён или отменён заранее, вы получите электронное уведомление, и у вас будет время обдумать дальнейшие шаги: лететь другим рейсом или вернуть билеты.
Если об изменении в расписании вы узнали уже в аэропорту, первым делом получите подтверждение. Подойдите к представителю авиакомпании и попросите поставить отметку о задержке или отмене рейса на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Эта отметка поможет вернуть деньги, если вы не собираетесь лететь альтернативным рейсом.
Если полёт перенесли, но вы решили сохранить билет и подождать, следите за временем. При задержке более, чем на два часа, пассажиру полагается:
Если вы ждёте больше четырёх часов, просите горячее питание каждые шесть часов днём и каждые восемь часов в ночное время.
При задержке более восьми часов днём и более шести часов ночью требуйте:
Альтернативный перелёт
При отмене рейса авиакомпания может предложить вам полететь другим рейсом. Перелёт может быть в другое время, в другой день или с дополнительными пересадками, но только если на этот альтернативный рейс есть места. Поменять пункт назначения при этом нельзя.
Если новый рейс отправляется позже, то время между несостоявшимся и новым полётом считается задержкой рейса. Так что, в зависимости от времени задержки, вы сможете рассчитывать на все меры поддержки со стороны авиакомпании: прохладительные напитки, горячее питание и др.
Вынужденный возврат авиабилета
Получить назад средства из-за отмены или переноса рейса можно, если это произошло по вине авиакомпании. Например, самолёт не успели подготовить или возникли нестыковки в расписании. Плохая погода или забастовка персонала виной авиакомпании не считаются.
Чтобы подтвердить отмену или перенос рейса в России, поставьте у представителей авиакомпании отметку на маршрутную квитанцию или посадочный талон — она понадобится для заявления на возмещение средств. В Европе такая отметка используется только при овербукинге.
Возврат также зависит от вашего маршрута:
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Как устроены чартеры
Чартеры в большинстве своём прочно ассоциируются с приобретением пакетного тура, программой «всё включено» и «овощным» отдыхом на пляже. Но можно купить только авиабилет, а дальше следовать собственной программе. Подойдёт тем, кто хочет навестить бабушку в Болгарии или улететь к учителю танцев в Доминикану.
Катерина Мартинович
Что такое чартер и зачем он нужен
Представьте, что в вашей компании выездной корпоратив. Для того, чтобы каждого сотрудника доставить на мероприятие в дом отдыха «Дубки Лухари», а главное, вернуть кормильца обратно в семью, компания арендует автобус.
Можно попробовать перевезти всех на рейсовом, но нужного маршрута до ворот пансионата может не быть. А если есть, не факт, что в салоне будет нужное вам количество свободных мест.
Когда туроператору нужно доставлять отдыхающих к месту под солнцем и возвращать их домой в течение нескольких месяцев, он арендует самолёт у авиакомпании. В этом случае перелёт чартерным рейсом входит в стоимость пакетного тура.
Поток желающих улететь по туристическому направлению во время сезона может быть слишком велик, и места на регулярных рейсах закончатся раньше, чем пассажиры. В случае же, если направление пользуется популярностью только несколько месяцев в году, авиакомпаниям невыгодно запускать «регулярку» — нет гарантий, что они смогут заполнить каждый самолёт.
Какие чартеры бывают?
Шаттл — самолёт, который летит туда-обратно. Привозит новую группу и забирает тех, кто уже отдохнул. Если это не разовый чартер, а цепочка из перелётов на определенное время, самолёт выполняет два пустых рейса: первый, когда еще некого забирать, и перелёт без пассажиров, когда самолёт летит забирать последнюю группу. Туроператор из-за этих двух пустых рейсов несёт дополнительные расходы, которые он захочет разделить с отдыхающими, повысив цену.
Чартер с отстоем — самолёт не улетает обратно, а ждёт окончания отдыха и возвращается с теми же пассажирами, которых привёз. Турфирма платит за использование «парковки», и, скорее всего, цена также будет выше.
Фото: ElRoi / Shutterstock
Сплит — чартер совмещён с регулярным рейсом. Пассажиры летят до большого хаба рейсом авиакомпании и там делают пересадку на чартер. Например, чтобы добраться на острова. Такой чартер в большинстве случаев будет оптимальным по цене.
Транзит — два чартерных рейса. По сути сплит, в котором не участвуют регулярные рейсы.
Поличартер — несколько пересадок с самолёта на самолёт.
Как чартеры попадают в продажу отдельно от тура?
Чартеры выгодны туроператорам, если самолёт заполнен под завязку. Далеко не все туристические компании могут в одиночку с этим справиться. Как правило, один чартер делят между собой несколько компаний, но даже в этом случае могут остаться свободные места, которые продадут желающим.
Правда, что билеты на чартеры дешевле обычных?
Всё зависит от направления и того, какой тип чартера использует турфирма. Иногда лоукостеры могут давать не менее выгодные цены. Однако во многих случаях перелёт чартерным рейсом обойдётся значительно дешевле.
На нашем сайте при поиске билетов на самолёт выдача результатов по регулярным и чартерным рейсам происходит в одном окне — вы всегда можете сравнить цены и принять взвешенное решение.
Отмена и задержка вылета
Если самолёт не заполнят, чартер отменят?
Чартерный рейс могут отменить. По разным причинам. Как, впрочем, и регулярный. В этом случае турфирма сделает всё возможное, чтобы пересадить пассажиров на другой рейс. Как упоминалось выше, чартер входит в пакетный тур и уже оплачен туроператором, плюс предоплата внесена за номера в отелях, поэтому пассажиры должны улететь. Самолёт скорее полетит полупустым, или произойдёт замена на борт с меньшим количеством мест, нежели рейс отменят.
Очень редко случается, что альтернативы перелёту нет, поэтому рейс всё-таки отменяют. Если вы покупаете тур, страховка от невылета, как правило, входит в перечень оплаченных услуг. Купили только авиабилет на нашем сайте? Вернём полную стоимость билета после подтверждения туроператором отмены рейса без предоставления замены.
Чартеры задерживают чаще, чем регулярные рейсы?
Если отмена перелёта — редкое явление, то с задержкой сталкивались многие пассажиры.
Раньше у чартерных рейсов не было гарантированного времени вылета, так как регулярные рейсы всегда имеют приоритет. При сбое в расписании и перегруженности аэропорта чартеры отправляли во вторую очередь. Ожидание свободного промежутка могло растянуться на долгие часы.
Фото: suriyachan / Shutterstock
С декабря прошлого года компаниям, осуществляющим чартерные перевозки, запрещено задерживать больше 10% от общего количества вылетов в месяц. А также время вылета, на которое получено разрешение Росавиации, считается окончательным. Сейчас количество задержек чартерных рейсов заметно сократилось.
В любом случае расписание рейсов лучше уточнять накануне перелёта, поскольку большинство перевозчиков пока все ещё не гарантируют время вылета, указанное в билетах. Также может быть принято решение об изменении аэропорта вылета, а об этом лучше узнать заранее.
Как правило, чартерные рейсы вылетают рано утром или ночью, когда аэропорт меньше всего загружен, но вылет могут задержать из-за погодных условий или технической неисправности. В случае поломки самолёта для регулярного рейса авиакомпания предоставит другой борт. Количество же воздушных судов для чартерных перевозок ограничено, и, скорее всего, вылет будет задержан, пока всё не починят.
Какие самолёты выполняют чартерные рейсы
На чартерах летают старые самолёты, которые падают через день, да?
Именно из-за того, что на чартерных рейсах ликвидируют поломку, а не меняют самолёт, складывается впечатление, что чартер — это ведро с гвоздями. На самом деле, на регулярном рейсе в результате диагностики тоже могут быть обнаружены неполадки. Но в связи с заменой борта этот факт нивелируется. Все самолёты должны отвечать одинаковым требованиям, чтобы получить разрешение на вылет. Держать разваливающиеся самолёты специально для чартеров авиакомпаниям невыгодно, так как после окончания туристического сезона они продолжат летать по регулярным направлениям.
Есть ли бизнес-класс?
Единственное, чем отличается большинство самолётов, которые арендуют для чартеров, это отсутствие деления салона на зоны для бизнес-класса и эконома. Весь салон состоит из одних и тех же кресел, нередко с уменьшенным пространством между рядами для большей вместимости.
Однако на дальних направлениях бизнес-класс всё-таки бывает. Он может отличаться местами с увеличенным расстоянием для ног и расширенным меню.
Фото: Mirelle / Shutterstock
Покупка билета на чартер
Я купил билет, но на почту пришёл какой-то ваучер, что делать?
Ваучер на чартерный перелёт является подтверждением покупки билета, но не является самим билетом и не заменяет его. Авиабилет будет выписан позже.
То есть билет могут и не прислать?
При покупке на нашем сайте маршрутная квитанция (ваш электронный билет) будет отправлена на указанный адрес не позднее чем за 12 часов до вылета. Если вы не получили маршрутную квитанцию, позвоните нам, предварительно заглянув в папку «Спам». Для пассажиров, купивших чартер, у нас есть выделенная линия поддержки (номера телефонов указаны в ваучере).
Есть ли онлайн-регистрация?
Возможность зарегистрироваться онлайн предоставляется по усмотрению авиакомпании. Одни авиакомпании могут открыть регистрацию на чартер на своём сайте, в других вы сможете пройти регистрацию только в аэропорту. После получения маршрутной квитанции, но не ранее чем за 24 часа до вылета рейса зайдите на сайт авиакомпании и проверьте возможность регистрации.
Можно ли изменить данные после покупки билета?
Изменения в написание имени или номера документа можно внести только до выписки авиабилета. Проверьте сразу после покупки информацию, указанную в ваучере, и не откладывайте звонок, если увидели ошибку.
Возврат билета возможен?
По правилам чартерных перевозок билеты не подлежат обмену и возврату. Возврат запрещён даже в случае медицинских противопоказаний к перелету, а также, например, если пассажира не пропустили на таможне. В этом случае поможет тщательное планирование путешествия или покупка страховки от невылета в страховой компании.