Нет ничего враждебнее культуре чем цивилизация эссе

Эссе на тему: «Культура и цивилизация: понятия, сходства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

учитель истории и обществознания

Эссе на тему: «Культура и цивилизация: понятия, сходства»

Тема о культуре и цивилизации, как мне кажется, достаточно актуальна и злободневна во все времена, ввиду того, что она позволяет нам – людям заглянуть в свою судьбу, увидеть качественные признаки сходства и отличия процессов бытия. А вопросы, связанные с судьбой человека всегда его волновали.

Данная тема является философской. Она предоставляет каждому возможность поразмышлять, установить взаимосвязь понятий, выявить истину. Вопросы сходства и различий ключевых понятий являются предметом моего рассмотрения.

Свои размышления в эссе я хотела бы начать с их пояснения терминов: «культура», «цивилизация».

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначают важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.

“ Культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.

Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть, условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека.

Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно “разведение” понятий культуры и цивилизации. «Культура» продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, «цивилизация» в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а иногда и резко отрицательную.

Я думаю, что цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Полагаю, что не нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.

Но, можно предположить, что эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.

Цивилизация — созданный и преобразованный человеком мир, культура — внутреннее достояние самого человека, его духовное наполнение.

Сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как “агонии культуры” находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего считаются стандартизация повседневности и мышления, насаждение истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к индивидуальному, независимому сознанию, которые зачастую воспринимаются как “социальная опасность”.

Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация — на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Культурным человек становится из внутренних побуждений. Цивилизованным он становится под воздействием внешних факторов. Приобретенные качества личности порой не становятся ее внутренним достоянием. Он соблюдает их только по необходимости.

Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, наплывом техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.

И действительно, как я полагаю, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.

Тем не менее, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Изначально цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а воплотившая себя в этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природы.

Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает достаточно много возможностей заняться тем, что соответствует его сути.

Таким образом, цивилизация, являясь результатом культуры, как я думаю, не противостоит ей. Имея множество точек соприкосновения два понятия «культура» и «цивилизация» имеют свое индивидуальное значение. Они имеют также свое право и на раздельное существование.

Источник

Эссе на тему «Культура и цивилизация»

Эссе на тему «Культура и цивилизация»

Культура и цивилизация. Для большинства из нас эти два понятия почти равнозначны.

Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета. Расписная ваза — это продукт культуры, и балет в театре — тоже. А слово «цивилизация» в речи простых людей обычно означает технический прогресс. Компьютеры, мобильные телефоны, поезда, мегаполисы…

На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание картофеля. Не зря само слово «культура» на латыни означало земледелие, сельское хозяйство.

Цивилизация, по одному из определений — стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, по другой — совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей — целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.

Из этого ясно, что культура и цивилизация — понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.

Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть «определенного уровня социальности», то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.

У них нет главного признака цивилизованного общества — нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав — есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы. Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах. А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.

Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной. Нет «плохих» или «низших» культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, «со своей колокольни», со своим собственным культурным багажом.

Источник

Эссе на тему “Культура и цивилизация”

Эссе на тему “Культура и цивилизация”

Культура и цивилизация. Для большинства из нас эти два понятия почти равнозначны.

Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета.

Расписная ваза – это продукт культуры, и балет в театре – тоже.

На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание картофеля.

Не зря само слово “культура” на латыни означало

Цивилизация, по одному из определений – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности, по другой – совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей – целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.

Из этого ясно, что культура и цивилизация – понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.

Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть “определенного уровня социальности”, то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.

У них нет главного признака цивилизованного общества – нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав – есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы.

Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах.

А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.

Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной.

Нет “плохих” или “низших” культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, “со своей колокольни”, со своим собственным культурным багажом.

Related posts:

Источник

Эссе на тему «Цивилизация есть стадия умирания культуры» (О. Шпенглер)»

Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.

Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом «культурность»,

«цивилизованность» нации или страны противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов.

Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он считал, что культура—это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру цивилизация — высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок, а культура — это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению, переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.

Однако я с мнением Шпенглера не согласна. Свою работу 1913 года Шпенглер назвал «Закат Европы». Тем не менее, за последний век европейская цивилизация не только не погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится высказывание Н. Рериха о том, что культура — это душа, это ядро цивилизации, духовные ценности, а цивилизация — это тело, те какие-то технологические рамки, в которых живет душа.

Нужна помощь в написании эссе?

Приведем аргументы. Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому, точнее сказать, когда умирает культура, умирает и цивилизация.

Приведем примеры. Когда в древнеримской цивилизации в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную, Советский Союз распался.

Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, — понятия несколько различающиеся, но тесно взаимосвязанные. С парадоксальной точкой зрения Шпенглера согласиться нельзя.

Источник

Эссе на тему «О человеческой цивилизации»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Эссе о человеческой цивилизации

своих животных. дикие животные отдалились от его тела. Энкиду уменьшился, его

Шамхат одел его в один кусок. Пастухи поставили перед ним еду; они поставили

перед ним пиво. Энкиду не ел, но прищурился и уставился» (Гильгамеш, 9-11). Текст раскрывает многие

Цивилизация также требует уменьшения дикости и некоторых других природных инстинктов. До этого момента «укрощение» и цивилизация кажутся одним и тем же. Однако более подробное рассмотрение «укрощения» выявило бы некоторые противоречия. Прежде всего, животные теряют всю свою свободу после одомашнивания и становятся рабами человеческой власти. С другой стороны, «цивилизация приносит человеку справедливую свободу, до цивилизации у человека было больше свободы, но эта была естественной и не имела ценности» (Фрейд). Затем одомашнивание приводит к тому, что животные полностью теряют свою свободу, в то время как цивилизация обеспечивает защищенную свободу для людей. Поэтому цивилизацию нельзя представить как одомашнивание с точки зрения независимости. Укрощение должно быть изучено более глубоко, чтобы прояснить разницу. Что возникает в сознании людей, когда они слышат слово «укрощение»? Является ли это обязательным действием или животные добровольно хотят быть прирученными? Конечно, люди ограничивают животных для одомашнивания, и у животных нет

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *