Нет мест в больнице что делать
Если получили отказ в госпитализации куда жаловаться
Люди, нуждающиеся в медицинской помощи, могут на это рассчитывать. В стране действуют разные учреждения, способные оказать ее быстро и качественно.
При нарушении прав больного последует неминуемая кара со стороны властных органов. Ответственность понесут медицинские работники и целые учреждения.
Законодательство
Государство уделяет большое внимание здоровью граждан, признавая право людей на качественные бесплатные услуги медицинских организаций. Правила, позволяющие решать проблемы, связанные с оказанием врачебной помощи, содержатся в:
Для удобства граждан создан единый сервис вызова экстренных служб – 112.
В каких случаях могут отказать
Законодатель не предусмотрел абсолютной возможности отказать пациенту. Почувствовав недомогание, человек самостоятельно решает, куда ему обратиться – в поликлинику или вызвать скорую помощь. Врач оценивает состояние больного, определяет методы лечения. Пациента помещают в стационар либо он находится дома, выполняя назначения.
Важно: единственная законная причина отказа в госпитализации – отсутствие угрозы жизни.
Прибывший по вызову фельдшер обязан осмотреть заболевшего, выслушать жалобы. Если нет угрозы жизни, человек перенаправляется в поликлинику, в противном случае – в больницу.
Отказы из-за отсутствия талонов, специалистов запрещены. Важно состояние обратившегося: если существует опасность для жизни, услуги оказываются в течение 2 часов, иначе возможно ожидание до 10 дней. Прием должен проводить заведующий отделением или другой врач.
Правомерен ли отказ врача в стационаре
В медучреждение клиент попадает двумя способами: доставляется скорой помощью либо направляется лечащим врачом. Первая ситуация говорит об экстренной необходимости, вторая – о плановом обследовании. Специалисты учреждения обязаны провести осмотр больного, заполнить карту, описать признаки недуга и собственные наблюдения. Размещать обратившегося в палате или нет, решает медик после обследования. Главным будет наличие показаний.
Врач не имеет права отказать из-за отсутствия свободных мест. Это незаконно. Минздрав определил, что при подобных обстоятельствах возможно оставить клиента в коридоре клиники, но не дольше 24 часов, с последующим помещением в палату.
Важно: если в больнице нет свободных мест, врачи должны поместить больного на дополнительные койки в палатах или коридоре.
Требование дежурного показать полис, другие документы при экстренной госпитализации противоправно. Последние могут быть доставлены родственниками позднее, главное, чтобы лечение началось вовремя. Если больной направлен врачом, документы должны быть при нем. Разница состоит в срочности оказания услуг. Плановое лечение не требует спешки, а проволочки в экстренных случаях приведут к опасным последствиям и даже гибели.
Имеем ли право на требование в отказе в письменном виде
Работая с пациентом, врач обязан провести осмотр, сделать исследования с применением техники, назначить анализы. Перечисленные действия и их результаты записываются в карту. Манипуляции требуют письменного согласия клиента, которое прикладываются к медицинским документам.
Если доктор не находит признаков угрозы жизни пациента, он может отправить больного домой. Причины отказа в госпитализации описываются в заключении специалиста. Человек имеет право получить копию такого документа, заверенного главным врачом медицинского учреждения.
Если при обращении сотрудники клиники отказываются работать с пациентом, следует требовать письменное свидетельство, объясняющее их действия.
Какие последствия могут быть для врача и больницы
Важно знать, кто именно отказал в приеме. Если это сделал врач, его ждет дисциплинарное взыскание или наказание уголовного порядка в зависимости от наступивших последствий. Например: врач отказался принимать пациента, и последний погиб. Специалист понесет наказание за халатность вплоть до лишения свободы.
Когда отказывают сотрудники регистратуры, ответственность понесет медучреждение, на него будут наложены штрафы. Диспетчер экстренных служб не может отказывать в направлении бригады скорой помощи. Подобный факт повлечет за собой уголовную ответственность.
Куда обращаться, если больному отказывают в стационаре
Когда возникают проблемы с приемом в стационар, необходимо выслушать объяснения, попытаться их опровергнуть, сославшись на права больного и предупредив об уголовной ответственности при ухудшении состояния.
Следует просить о помощи старшего сотрудника. Днем это заведующий, главный врач, ночью – дежурный доктор. Если они не помогли, следует позвонить по телефону экстренных служб – 112, 03. Во время обращения следует:
Они перевезут больного в другую больницу.
Можно обратиться в фонд обязательного страхования. Полис содержит сведения, необходимые для обращений граждан.
Доступен звонок по круглосуточному телефону Росздравнадзора – 88005001835.
Отказывают в стационаре в другом регионе
Правило одно для всех: действительный медицинский полис позволяет лечиться бесплатно на территории всей страны.
Если жизни человека угрожает опасность, медицинские работники должны ее устранить бесплатно даже без страховки. В последнем случае проводятся реанимационные мероприятия до улучшения состояния пациента, затем он выписывается из больницы с рекомендациями о дальнейшем лечении по месту жительства.
Если же специалист отказывается работать с клиентом из другого региона, следует вызывать скорую помощь, обзванивать надзорные ведомства.
Важно: экстренная помощь оказывается бесплатно, без полиса и документов, в любой части страны.
Пишем жалобу
Любые отказы в помощи, осмотре, обследовании, требуют обжалования. Что и куда писать, зависит от пожеланий пациента.
Жалоба на врача
Пишется в случае, когда именно доктор нарушил права больного: отказал в госпитализации, проведении обследования и так далее. Жалоба оформляется письменно, в двух экземплярах. Сначала указываются данные руководителя провинившегося работника, затем сведения об обратившемся: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон.
Текст не должен содержать грубых оскорбительных высказываний, суть проблемы следует описывать подробно, начиная с даты нарушения. В конце ставится подпись заявителя.
Подается жалоба главному врачу через секретаря. Последний должен поставить отметку о принятии документа на втором экземпляре. Его необходимо оставить себе.
Жалоба на больницу
Оформляется письменно. Обращение можно отправить почтой или передать лично в надзорное ведомство. Принцип оформления тот же: указываются адресат, заявитель, излагается суть проблемы максимально подробно. Документ должен быть подписан.
Пожаловаться можно в Росздравнадзор, фонды медицинского страхования, Минздрав, прокуратуру, полицию.
Претензия в Минздрав
Нарушения прав пациента, которые привели к последствиям, связанным с материальными затратами на дальнейшее лечение, реабилитацию и т.п, требуют составления соответствующего прошения. Претензия похожа на жалобу, общий стиль оформления не отличается.
Указывается ведомство, которое должно рассматривать обращение, личные данные заявителя, суть проблемы, но в конце добавляется требование возместить ущерб или наказать виновных либо объяснить причины нарушений.
Жалоба в прокуратуру
Обращаться в прокуратуру следует, когда в результате действий персонала больницы клиенту причинен вред:
Надзор за работой учреждений здравоохранения возложен именно на это ведомство. Документ направляется прокурору по месту нахождения больницы. Последний назначит проверку и при выявлении вины сотрудников передаст сведения в полицию для возбуждения уголовного дела. В результате причастные понесут заслуженное наказание.
Сюда же относятся факты, когда медработники просят оплатить их услуги.
Исковое заявление в суд
Когда причинен вред, требующий возмещения, необходимо обращаться к правосудию. Следует написать исковое заявление. В нем указывается наименование суда, сведения об истце (заявителе), ответчике (медучреждении). Далее описываются нарушения, в конце излагают просьбу взыскать с виновного деньги.
Важно собрать справки, заключения специалистов, подтверждающие причинение вреда здоровью.
В суд подается оригинал заявления и копии по количеству участвующих лиц. Например, когда врача поддержала администрация, ответчиков станет два, для них и нужны дополнительные экземпляры.
Законодатель не ограничивает человека в количестве обращений. Одновременно можно жаловаться в несколько органов, главное, чтобы человек верно сформулировал требования.
Полезное видео
Пояснения по вопросу:
Отказали в госпитализации. Что делать и куда жаловаться?
В век пандемии и карантина особенно остро встает вопрос, успеем ли мы в случае болезни получить медицинскую помощь, ведь зачастую ухудшение состояния происходит буквально за считанные часы. Не менее важной бывает экстренная госпитализация и в других случаях – от травм и отравлений до сердечных приступов и других острых состояний. Эксперты рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» о том, могут ли врачи на законных основаниях отказать нам в экстренной госпитализации, а также о том, что делать, если это произошло.
По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Павла Кокорева, поводами для вызова бригады скорой медицинской помощи являются внезапные острые состояния, в том числе обострения хронических заболеваний, которые угрожают жизни пациента. Среди них – нарушения сознания или дыхания; нарушения системы кровообращения, включая повышенное или пониженное давление; острые психические расстройства. Кроме того, скорую помощь вызывают в случае серьезной травмы, отравления, термических и химических ожогов. А также при родах или угрозе прерывания беременности и так далее.
Первое, что нужно помнить – диспетчер обязан принять ваш вызов и направить к вам бригаду скорой помощи. Отказать он имеет право, только если сочтет, что это ложный вызов или что необходимости в экстренной помощи нет.
В этом случае действовать нужно так:
Затем прибывшая бригада (врач или фельдшер) оценивает состояние больного человека и возможности лечения на месте. Если оказывается, что своими силами не справиться, то предлагается госпитализировать человека. В каждом конкретном случае необходимость госпитализации определяет медицинский работник.
«При этом нужно понимать, что если у пациента высокая температура, болят зубы или другое состояние, не являющееся основанием для госпитализации, то его могут попросить прийти на прием в поликлинику или вызвать на дом терапевта для определения дальнейшего амбулаторного лечения», – говорит Павел Кокорев.
Отказ в госпитализации пациент может обжаловать, обратившись в страховую компанию, где у него оформлен полис ОМС (позвонив по телефону горячей линии, указанному на полисе или на сайте компании), в региональный орган управления здравоохранением (на горячую линию регионального Департамента или Министерства здравоохранения), либо в прокуратуру.
Как рассказала декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина, основные правила, связанные с вопросами оказания медицинской помощи, в том числе экстренной, закреплены в следующих законах: «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ, «Об обязательном страховании» № 326-ФЗ, а также в Уголовном кодексе РФ, предусматривающем ответственность за отказ в оказании помощи или небрежное отношение к жалобам обратившегося.
По словам эксперта, экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно и бесплатно.
«Причины отказа в госпитализации описываются в заключении специалиста, – говорит Гульнара Ручкина. – При этом пациент имеет право получить копию такого документа. И в случае, если пациент не согласен с отказом от госпитализации, он вправе обратиться с жалобой на врача, который осуществлял осмотр, в Минздрав и даже в прокуратуру. Последнее уместно в том случае, если в результате отказа от госпитализации резко ухудшилось здоровье, ампутированы конечности, потребовалась срочная операция. Также пациент или его родственники могут обратиться в суд (когда причинен вред здоровью, требующий материального возмещения)».
По словам эксперта цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Андрея Завертяева, в некоторых случаях больницы отказывают в госпитализации по той причине, что у них нет нужного состава врачей или оборудования. Но в таком случае больница обязана направить пациента в другую клинику, представить нужные документы и записать отчет об этом в журнал.
По правде говоря, отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции РФ устанавливает «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь». И значит, вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медпомощи пойдет речь: экстренной или нет.
По словам терапевта, старшего медицинского консультанта сервиса «Теледоктор 24» Марии Меньшиковой, на деле отказ со стороны бригады скорой помощи госпитализировать пациента, которому действительно нужна помощь – это практически нереальная ситуация. А вот наоборот бывает значительно чаще.
«Человек часто недооценивает свое состояние, напуган рассказами о больницах, и сам всячески отказывается ехать туда. Иногда случается так, что подписав отказ от госпитализации, он подписывает себе приговор», – говорит Мария Меньшикова.
По словам врача, может быть другая ситуация – отказ в самом стационаре. Человек может приехать или прийти самостоятельно, самотеком в приемное отделение больницы. Его осматривает дежурный врач, вызывает при необходимости других специалистов. Там же делают минимальный набор анализов. После чего решают, положена госпитализация этому пациенту или нет. Дело в том, что обоснование требуется как для госпитализации, так и для негоспитализации.
«Повторю: при угрозе для жизни человека, при состоянии, в котором требуется реаниматологическая помощь, при состоянии, в котором пациент сам представляет угрозу для здоровья и жизни окружающих, ему не могут отказать в госпитализации», – говорит специалист.
Помните, что на любом этапе общения с медиками все их действия строго документируются. В случае каких-то неправомерных, как вам кажется, действий медработников можно обратиться в департамент здравоохранения, Роспотребнадзор и прокуратуру.
Нет мест в больнице что делать
Лечащий врач говорит о необходимости перевода в областную больницу, а там нет мест. Не берут. В нашей больнице лечат уже месяц становится хуже. Что делать? Спасибо.
Моя мама была сегодня госпитализирована в больницу с кишечным кровотечением. Она гимодиализница, то есть она нуждается в очистки организма при помощи гемодиализа 3 раза в неделю. В этой больнице нет необходимого оборудования. Они лечат кишечное кровотечение, при этом забывая, что ей завтра на гемодиализ. Без него она умрет. Я предложила перевести ее из этой больницы в специализированную. Мне отказали, сказав, что в той больнице мест нет и трубку не берут. Что делать? Как заставить нашу государственную машину работать?
Мой брат болен туберкулезом у него уже первая группа инвалидности. Лежит в больнице врачи говорят что ему не долго осталось. Проблема в том что он не хочет лежать в этой больнице там нет условий и второй этаж ему очень тяжело он хочет в больницу в г. Похвистнево но глав врач данной больнице его не кладет по срочному. Объясняя тем что нет мест ждите. Больной нервничает и боится не доживет. Что делать? Как попасть в эту больницу?
Ребенок прописан в городе, а проживает за городом в 5 км. До года мы обслуживались в городской больнице по месту прописки, сейчас нас не хотят принимать, отправляют по месту проживания. По месту проживания больницы нет, есть только медпункт в соседней деревне. Что нам делать, мы хотим обслуживаться в городской больнице.
Больному туберкулёзом отказывают в операции, объяснив что нет мест в больнице. Что делать.
Есть направление и анализы на плановую операцию. В больнице говорят нет мест, нет мест и на очередь не ставят. Что делать?
Перелом плеча со смещением, в больнице отправили домой, типа нет мест. Что делать?
Я работаю в больнице медсестрой, нашла подработку в дорстрое-медсестра по предрейсовым медосмотрам, после транспортной проверки в Дорстрое, оказалось, что у них нет лицензии на оказание данной медуслуги, т.к. делать лицензию дорого, предприятие решило заключить договор с больницей, где я и работаю. Дорстрой перечислял больнице деньги, а больница, в последующем-мне. с 1 марта я хочу уволиться из больницы с должности диетсестры, а подработку в дорстрое оставить за собой. Начальник отдела кадров сказала, что в этом случае я потеряю и место в дорстрое. Правомерно ли это? и что нужно сделать мне, чтобы оставить работу в дорстрое за собой, уволюсь при этом, с должности диетсестры. Спасибо.
Терапевт дал направление на госпитализацию, а в больнице нет мест, что делать к кому обратиться.
Сейчас мать лежит в больнице, ей прописали инсулин, но после больницы нам придется ее увезти в другое место жительства. Там нам что делать, для того чтобы начать получать инсулин бесплатно. Инвалидности нет, но человек не ходит.
Моя тётя сейчас лежит с 6 ти месячной дочкой в районной больнице с приступами, у девочки судороги, она начинает задыхаться.. Лежит 4 дня, в этой больнице нет ни специального оборудования, ничего.. Более того они даже не знают что с ней. звонят в областную больницу, там говорят нет мест. Что нам делать? Ребенку лучше не становится, а если вдруг что,, то у нас и помощи не окажут положенной.
Что делать если в больнице нет места? У отца перелом. Направление есть. В Казань РКБ. И не знают когда будет там для него место. Только смс дети спят.
Я уже задавал вам этот вопрос, мне тогда посоветовали обратиться в трудовую инспекцию, но и инспекция и прокуратура были в моем деле, от всех отписки и все, результата нет, мне сами в инспекции сказали, чтобы я в суд обращался.
Я работаю врачом в городской больнице. В октябре 2011 меня приказом на месяц отправили в больницу в район (110 км от города), чтобы я там подменил временно специалиста. Через неделю там меня сбивает машина, когда я шел от одного корпуса больницы к другому, в тот день по табелю у меня было круглосуточное дежурство. Водителя не нашли, я попал с травмами в больницу. В итоге в районной больнице был составлен акт и признали эти травмы производственными, так как шел из больницы в больницу и был на круглосуточном дежурстве. Но там мне сказали, что оплатить все должна мне моя больница из которой я и был командирован. Когда я обратился в своей больнице, то там никто не захотел платить и начальство больницы связалось с той районной больницей и оттуда прислали потом приказ об отмене акта о несчастном случае. Как такое может быть и почему так все вышло, мне никто не поясняет.
Если возможно, подскажите пожалуйста, как обжаловать приказ об отмене акта и все это мне нужно делать по месту моей основной работы в городе, откуда я был командирован или ездить в район нужно?
Большое спасибо, если сможете помочь в моей ситуации.
«Привозим человека на скорой — а в больнице нет мест». В российских регионах оказались не готовы ко второй волне
Наталья Фролова
В России 16 октября официально зафиксировали больше 15 тысяч заболевших коронавирусом, это новый рекорд. В Москве число новых случаев в день преодолело планку 5000 — как во время майского пика. Заполненность коек для COVID-больных, по разным оценкам, составляет, от 76% до 90%, но это в среднем, во многих регионах эпидемия существенно превысила тот порог, с которым может справиться система здравоохранения. Жителям некоторых регионов приходится ждать скорую по 10 часов, больницы перестают принимать новых пациентов, трупы приходится складывать на полу, врачей не хватает (и положенные выплаты им не дают), денег на лекарства нет, а статистику продолжают фальсифицировать.
Дмитрий Серегин, фельдшер ковидной бригады скорой помощи, профсоюз «Действие»
Примерно с 10 октября ситуация начала резко ухудшаться. Время ожидания скорой помощи иногда доходит до 10 часов. Когда я был на смене 12 октября, время ожидания было в среднем пять-шесть часов. Каждый день мы отвозим порядка полусотни больных с пневмонией. Последние несколько дней официально количество случаев колеблется от 110 до 119, но у меня эти данные вызывают сомнение – они явно сильно занижены.
Больницы переполнены, пациентов не берут, некоторые просто закрыли шлагбаумы, чтобы мы на скорой даже не могли въехать на территорию больницы. И людей приходится оставлять дома. А что нам делать! Мы же отвечаем за больного! Мы звоним диспетчеру, а он говорит, что мест нет. Если ситуация такая, что дома человека оставлять нельзя, мы все равно везем его, ругаемся со стационаром, упрашиваем, чтобы все-таки взяли, хотя они и говорят, что мест нет. Люди остаются дома, боятся смерти, они начинают дома задыхаться. Мы делаем укол, кислород даем, который есть в автомобиле скорой помощи. А больше ничем помочь не можем.
Больницы людей не берут, мы даём кислород в машине скорой, а больше ничем помочь не можем
Губернатор Орловской области Андрей Клычков, который и сам вместе с семьей заразился коронавирусом, сообщил, что в регионе осталось всего 34 койки. По данным официальных источников, 13 октября в Орловской области было занято 94% койко-мест из примерно 1000. В больнице имени Семашко открыли новый корпус – он заполнился за два дня. У нас пока держится тепло. Но погода ухудшится, придет грипп и сезонные вирусы, а значит больных будет еще больше. Ни о каком выходе на плато не может быть и речи. Мы видим, что каждый день становится хуже.
Персонала везде не хватает. Например, та же больница имени Семашко, которая занимается лечением больных с коронавирусной инфекцией, укомплектована всего на 40%. Кадровый голод у нас был и до коронавируса, поскольку система планомерно разрушалась оптимизацией, сокращением коек, «неприбыльных» больниц.
А сейчас врачи ещё и часто болеют. Я перенес COVID-19 (это подтвердил тест) в конце августа – начале сентября, но снимок мне так и не сделали. На Северной подстанции скорой помощи Орла случилось массовое заражение – из семи бригад там работает три-четыре (весной была похожая ситуация на другой подстанции Орловской области). У семи человек уже положительные тесты на коронавирус. Несколько человек попали в стационар с более тяжелыми формами. На брифинге глава Департамента здравоохранения Иван Залогин сказал, что они не считают это вспышкой коронавирусной инфекции, так как все переболели в разное время. Но это неправда — одномоментно заразились около десяти сотрудников. Мне коллеги пишут, что у нас все больше людей с симптомами ОРВИ.
В принципе, существует разделение на ковидные и нековидные бригады. Но, на мой взгляд, все бригады надо было сделать ковидными, чтобы любая из них была полностью обеспечена СИЗ и могла в любой момент выехать «на температуру», затем утилизировать костюм и поехать дальше «на давление». А у нас получается, что пневмоний стало больше, и ковидные бригады не справляются.
При этом тесты делают преимущественно ковидным бригадам, а остальных врачей никто регулярно не проверяет. Хотя, согласно постановлению №9 главного санитарного врача России Анны Поповой, медицинские работники, которые имеют риск заражения, должны проверяться каждую неделю. А у нас такой механизм, что человек, у которого симптомы ОРВИ, не может сдать тест, если он не был в контакте с подтвержденным больным. То есть он просто лечится дома.
К новой волне наши власти подготовились крайне халатно и некомпетентно. Точнее сказать, вообще не подготовились. Не были заранее зарезервированы койко-места, не договорились с МЧС и военными о развертывании госпиталей на такой случай. Карантинных мер, как весной, не объявляют. Видимо, будут спасать экономику, а не людей. При этом, наша система здравоохранения работает на пределе. Когда этот предел будет исчерпан, у нас будет ситуация, как в Италии весной этого года.
Ульяновск
Алсу Нигметуллова, профсоюза «Альянс врачей», рентгенлаборант в городской больнице №2
У нас катастрофическая ситуация. Последние дни официально сообщают о приросте по примерно 170 случаев, но, судя по тому, что мы видим, статистика должна быть совсем другой. Например, 13 октября оперштаб официально сообщил о 169 случаях, а по моим сведениям их было 209.
К некоторым уже даже не приезжают на дом, просто по телефону назначают лекарства. В Ульяновске Центральная клиническая медсанчасть перепрофилирована под ковидный госпиталь. Там поменялось руководство, и, на мой взгляд, новый главный врач Юрий Келин и главная медсестра Ульянова не осознают всей серьезности ситуации. Они борются с персоналом, а не с самой системой. Там работает один медбрат на сто и более коек! Сотрудники находятся в красной зоне по 10-15-20 часов, потому что их заменить абсолютно некому. Они вроде бы обеспечены всеми средствами защиты, но, например, выданные им респираторы F3 не соответствуют критериям для работы в красной зоне. Мы их отправили на проверку в Росздравнадзор, ждем результат.
В ковидный госпиталь всех принимают работать по совместительству – на полставки. При этом старшая медсестра предупреждает: вы подписываетесь на 0,5, а будете работать на 1,5 ставки. В итоге они получают по 19 рублей в час, в сутки выходит 400-500 рублей. И за эти смешные деньги они не имеют возможности ни поесть, ни сходить в туалет. И они бегут с такой работы! У двоих медбратьев случилась истерика. Один из них мне позвонил: «Помогите, у меня кружится голова, сейчас упаду». Его стошнило. Он побежал умыться в туалет, выходит, застегивая комбинезон, а на пороге его уже ждала старшая медсестра, которая через камеры наблюдает за сотрудниками. Его обвинили в том, что он разделся в красной зоне и назначили штраф. Это стало стандартной практикой – лишать сотрудников выплат с помощью штрафов. Видимо, нам не с чем больше бороться!
Медики до сих пор не получили положенные федеральные выплаты за август и сентябрь. При этом лекарства закупаются только самые банальные – амоксиклав, физраствор, сейчас появились кроверазжижающие препараты. Дексаметазон заменили дешевым аналогом – преднизолоном. Я спрашивала главную медсестру, в курсе ли она, что на 20 пациентов должен быть один медбрат. А она в ответ лишь спросила: «Что это за приказ?».