Нет гордости что делать
У меня нет гордости?
Вопрос психологам
Спрашивает: Алена
Категория вопроса: Семья
Я живу со своим другом уже 4 года, мне 22. Неделю назад он мне сказал что меня не любит и не любил никогда. И в течении всей недели мотал мне нервы, что надо расстаться и т.д. Я думаю что если бы человек хотел уйти он бы ушел. Что ему надо?? Он мне всю кровь выпил!!Сижу на работе и слезы готовы пойти в любой момент. Я не понимаю что происходит! Каждый день боюсь приходить с работы и вновь это все выслушивать, я говорю ему я согласна, уходи. А он как будто играется. Хочу отметить что это повторялось не раз, он начинал и сразу на попятную шёл, и я всегда прощала! Я тряпка, он мне говорит всё что захочет а я всегда прощаю. Как мне взять себя в руки и уйти? Помогите пожалуйста. Я с ним с 17 лет, он первый и пока последний мужчина, всегда была ему преданна, во всем помогала. Счастья с ним нет и не будет. Ну обьясните, почему я не могу от него уйти? Боюсь перемен? Я не понимаю, я на успокаительных сижу. Помогите пожалуйста.
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: У меня нет гордости?
Ваш друг занимается манипуляциями и самоутверждением за ваш счет. Если говорит что не любит почему вы то терпите? Ответ на этот вопрос знаете только вы сами. Вы говорите, что сидите на работе и льете слезы. хм.. а зачем? Нравится быть в роли жертвы? Интересно на работе вы тоже такая? Вас там тоже все шпиняют, а вы молчите? На ваши границы, заходит как вы думали любимый человек, а вы их не отстаиваете. Хватит быть жертвой! Станьте охотником! Это ваша жизнь и от того, как вы будете себя вести, так устроится ваша личная жизнь. С Уважением Олеся.
Нет гордости что делать
Вы не чувство гордости вернуть хотите, а расположение мужчины.
Вот когда Вы себя на первое место в своей жизни поставите (ну, после ребенка, конечно), а не его, тогда и вернете себе чувство собственного достоинства. Очень хорошо в этом помогает финансовая независимость. Она придает уверенность в себе и внушает уважение окружающим.
У меня похожая ситуация,даже топ есть. только вот мы не живем вместе..а вообще гордость,это то что в первую очередь должно быть в любой женщине,и лично мне кажется,что как-только женщина сдается мужчина теряет к ней интерес..зачем охотнику добыча,которая сама идет в руки?сопротивляйтесь,боритесь,если действительно есть желание сохранить семью. и пусть будет мучительно больно видеть как он не реагирует,но терпите. до конца..а еще лучше,после скандала,свалить куда-нибудь на пару дней,и вот тогда,вы поймете действительно ли нужны ему,и есть ли смысл продолжать все это,и вполне возможно,он поймет,что вы тоже человек,с которым нужно считаться.
мой понял слишком поздно. он растоптал мою любовь в свое время..поэтому,я собираюсь уходить,ну и о семье конечно даже не помышляю.
У меня та же проблема!
Хотя он и относится ко мне уважительно, считается с моим мнением, но когда поссоримся(слава Богу редко, т-т-т), я всегда первая прошу прощения. И пугать его разрывом и т.д. бесполезно. Говорит «Уходи, если хочешь, не насильно же тебя не задерживать». Как будто ему все равно. И я уверена, если дело дойдет до разрыва, он спокойно забъет на меня (жизнь на этом не кончается!). Если и будет страдать, все равно не сделает первый шаг. Слишкой гордый! И я вынуждена сама сглаживать все острые углы. Хотя хочется тожде забить на него, жить своей полноценной жизнью, тем более финансы позволяют. Но я слишком его люблю и не могу без него прожить ни дня:)! А так без этих моих «закидонов» (как выражается он) у нас все отлично!
Как восстановить свою гордость?
Автор Гость Alla232,
6 июня, 2017 в Форум о любви и отношениях ❤️
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Похожий контент
1. Рожать она не хочет, и упрямится вплоть до аборта и именно от меня
2. Покупка машины, даже в кредит небольшая сумма это минимум 2 года оплаты и обслуживание
3. Покупка квартиры в ее планы не входит, кредитная история у нее есть
4. Она собирается со временем сменить работу и пойти торговым представителем и зарабатывать больше
5. Хочет пойти в фитнес клуб, чтобы похудеть, не повод ли подтянуть фигуру для других
Получается я сейчас ей нужен как нянька для ребенка, чтобы занимался с ребенком воспитывал,
Хотелось бы услышать, как поступить в такой ситуации? Развод или попытаться решить вопрос я понимаю что в данной ситуации у меня года 3, но не хочется их терять, Покупка машины супругой, потом она возьмет квартиру и уйдет от меня ребенок подрастет, за ним смотреть не нужно. И я уже получается нужен не буду. Если она меня за мужа меня не считает.
Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви
Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.
Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.
А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…
1. За советом – к Библии
Преподобный Ефрем Сирин
Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. Преподобный Ефрем Сирин в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:
«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).
«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).
«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).
«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).
«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).
«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).
К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.
2. «Это не я»
Святитель Николай Сербский
Строго говоря, нам нечем гордиться. Святитель Николай Сербский еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:
«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:
«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».
3. Математический метод борьбы с гордостью
«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и советует поступить:
«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».
4. Унижение или смирение?
Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?
Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:
«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? «Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все — плохо, где все – дисгармония?»
Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю «смиренна», речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: «Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь». Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».
Преподобный Иоанн Лествичник
Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:
«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».
Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.
5. Наказание за грех
Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:
«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».
Святитель Феофан Затворник
Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.
Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…
6. Не стесняйся плакать
Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?
Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.
Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.
«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».
7. Единственный Целитель
Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.
«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», — подчеркивает отец Кирилл.
Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».
Как гордыня, эго и самоуверенность мешают добиваться успеха
Бывший маркетолог American Apparel и один из самых заметных популяризаторов философии Райан Холидей в новой книге развенчивает идеологию индивидуализма и приходит к парадоксальному выводу — уверенность в себе, тщеславие и амбиции мешают нам добиваться своих целей, а смирение и скромность — помогают. Книга выходит в октябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Inc. публикует отрывок из книги.
Опасность ранней гордыни
Торжествующий восемнадцатилетний Бенджамин Франклин вернулся в Бостон. Он сбежал из этого города семь месяцев назад. Самодовольный, в новом костюме, при часах и с кучей денег, он похвалялся перед всеми, с кем сталкивался, включая старшего брата, которого особенно надеялся впечатлить. Это было позёрство юноши — всего лишь типографского работника из Филадельфии. На встрече с Коттоном Мэзером, одним из самых уважаемых горожан и бывшим оппонентом, Франклин быстро показал, насколько смешно раздуто его юношеское эго.
Они шли по коридору, и Мэзер внезапно перебил Франклина: «Пригнись!» Бенджамин был так увлечён, что не успел среагировать и врезался лбом в балку низкого потолка. Мэзер отреагировал прекрасно — он криво усмехнулся: «Пусть это будет предостережением для тебя: не всегда стоит держать голову высоко. Пригибайся, молодой человек, пригибайся, пока ты идёшь через этот мир, — и немало серьёзных ударов минует тебя». Христиане верят, что гордыня — это грех, потому что она ложь: она убеждает, что люди лучше, чем на самом деле, чем их сотворил Господь. Гордыня ведет к высокомерию, а затем уводит от смирения и близости к людям. Не нужно быть христианином, чтобы понять эту мудрость. Достаточно беспокоиться о будущей карьере, чтобы понять: гордость, пусть даже за реальные достижения, отвлекает и обманывает. Литературный критик Сирил Коннолли как-то сказал: «Боги всегда называют многообещающими тех, кого хотят уничтожить».
За 25 столетий до этого греческий поэт Феогнид писал своему другу Кирну: «Гордость — первейшее зло, которым разят человека Боги, решив из-под ног почву отнять у него». И тем не менее мы продолжаем вздымать это знамя! Гордость притупляет самый нужный для успеха инструмент — разум. Она снижает нашу способность учиться, быть гибкими, строить взаимоотношения.
Гордость и эго говорят:
— Я предприниматель, потому что начал собственное дело.
— Я выиграю, потому что сейчас лидирую.
— Я писатель, потому что я что-то опубликовал.
— Я богат, потому что у меня есть сколько-то денег.
— Я особенный, потому что меня выбрали.
— Я важен, поскольку думаю, что так должно быть.
Мы порой все потворствуем созданию приятных формулировок такого рода. Но, похоже, каждая культура порождает свои фразы-предостережения. Не пересчитывайте цыплят, пока они не вылупятся. Не готовьте соус, пока не поймана рыба. Чтобы приготовить кролика, его тоже нужно сначала поймать. С дичи, убитой словами, шкуру не снимешь. Замахнётесь на вес не по силам — получите травму. В основе любого грехопадения лежит гордость.
Давайте назовем эту позицию честно: обман. Если вы делаете работу и тратите на неё время, вам незачем обманывать, незачем стремиться компенсировать затраты.
Гордость — умелый захватчик. Джон Рокфеллер, будучи молодым, по ночам разговаривал сам с собой. «Когда вы только начинаете, — произносил он вслух или записывал в дневнике, — то решаете, что уже стали предпринимателем. Будьте настороже, а то потеряете голову». В начале карьеры он в определенной степени преуспевал. У него была хорошая работа, он скопил денег и делал какие-то инвестиции. Если учесть, что отец Джона был аферистом, то путь, на который вступил его сын, можно считать верным.
Понятно, что в какой-то момент у Рокфеллера начала пробиваться удовлетворённость своими достижениями и траекторией движения. И когда банк отказал ему в кредите, он прокричал: «Однажды я стану самым богатым человеком на свете!» Можно считать, что Рокфеллер был единственным человеком в мире, который сказал это, а потом действительно стал самым состоятельным на планете. Но на него одного приходятся дюжины неадекватных придурков, которые заявляли то же самое и искренне верили сами себе.
Однако они и близко не подобрались к провозглашённой цели — в частности, потому что против них была гордость, которая заставляла других людей ненавидеть их. Рокфеллер знал: он должен обуздать себя и негласно усмирить своё эго. Каждую ночь он вопрошал себя: «Ты будешь дураком? Позволишь, чтобы эти деньги тебя раздули?» (Какими бы скромными они ни были.) «Будь начеку, — предупреждал он себя. — Не теряй самообладания». Позднее он размышлял: «Я опасался впасть в высокомерие. Жалок человек, который допустил, чтобы мелкий успех испортил его и искажал его суждения. Который забыл, кто он такой!»
Это создает близорукую, противоестественную одержимость, страсть к самоудовлетворению, которая перекашивает перспективу, реальность, истину и мир вокруг. В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери говорит то же самое, сетуя, что «тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». Именно поэтому мы не можем позволить себе иметь таких в качестве переводчиков.
Получайте отзывы, жаждите и прокладывайте правильный курс в жизни. Гордость притупляет чувства. Иногда она налаживает наши отрицательные стороны: чувствительность, манию преследования, способность переводить всё на себя.
Когда великий завоеватель Чингисхан готовил сыновей и военачальников себе в преемники, он не раз предупреждал: «Если не сможете проглотить свою гордость, не сможете командовать». Он рассказывал, что гордость укротить труднее, чем дикого льва. Ему нравилась аналогия с горой. Он говорил: «Даже на самой высокой горе есть животные, которые, взобравшись на неё, будут выше горы».
Мы куда-то стремимся, и именно стремящиеся должны быть нашей ровней, а не гордые и не добившиеся результата. Без этого понимания гордость создаёт противоречие между нашей самооценкой и реальной ситуацией, которая состоит в том, что мы ещё далеки от цели и что нам многое предстоит сделать. Ударившись головой и услышав мудрую фразу Мэзера, Франклин всю жизнь боролся с гордыней, поскольку хотел многое сделать и понимал, что она затруднит это. Вот почему, несмотря на головокружительные успехи для любого времени — богатство, славу, власть, Франклину никогда не приходилось переживать «несчастий, обрушившихся на людей, слишком высоко державших головы». Напоследок: речь идёт не о том, чтобы отложить гордость на потом, поскольку пока вы ещё её не заслужили. Это не «не похваляйся тем, что ещё не произошло». Это более прямое и краткое: «Не похваляйся». В похвальбе для вас ничего нет.
Работайте, работайте, работайте
Импрессионист Эдгар Дега, известный прекрасными изображениями танцовщиц, немного занимался и поэзией. Он мог создать великие стихи, поскольку умел видеть красоту и найти вдохновение. Однако великих стихов у Дега нет. Причину объяснит один известный разговор, состоявшийся у художника с другом — поэтом Стефаном Малларме. «У меня полно идей, но я не могу высказать то, что хочу», — жаловался художник. «Стихи создают не с помощью идей, а с помощью слов», — отвечал поэт. Конечно, Малларме имел в виду не только стихи — любые работы.
В приведенном диалоге проступает разница между профессионалом и любителем: когда вы соглашаетесь, что одной идеи недостаточно, что нужно работать, пока не удастся выразить свой опыт с помощью слов на странице. Философ и писатель Поль Валери объяснял в 1938 году: «Назначение поэта вовсе не в том, чтобы испытывать поэтическое состояние: это его личное дело. Его назначение — создавать такое состояние в других людях». Иными словами, задача поэта — делать работу. Быть одновременно ремесленником и художником. Производить не просто продукт разума, а ещё и продукт труда и индустрии.
Абстракция встречается с реальностью, а мы обмениваем мысли и слова на работу. Генри Форд выразился так: «Вы не можете построить репутацию на том, что собираетесь сделать». То же самое отмечала скульптор Нина Холтон, слова которой приводит в своей знаковой работе, посвящённой исследованию творчества, психолог Михай Чиксентмихайи. «Зародыш какой-нибудь идеи, — сказала Холтон, — не создает скульптуру. Дальше нужна стадия упорной работы».
Инвестор и предприниматель Бен Хоровиц выразился более откровенно: «Трудность не в том, чтобы поставить большую пугающую амбициозную цель, — трудно увольнять людей, когда вы не достигли цели. Трудность не в том, чтобы мечтать о многом, — трудно просыпаться посреди ночи в холодном поту, когда мечта превращается в кошмар».
Конечно, вы это понимаете. Вы знаете, что всё требует труда и этот труд может быть тяжёлым. Но вы точно это понимаете? Вы точно представляете, сколько тут будет работы? Работать не до прорыва, не до звёздного часа, не до момента, когда вы создадите себе имя, а работать, работать, работать — во веки веков. Сколько времени до мастерства — десять тысяч часов? Двадцать тысяч часов?
Ответ состоит в том, что это не имеет значения. Тут нет зачётной зоны, как в американском футболе, куда надо доставить мяч. Думать о количестве — значит жить в условном будущем. Мы же просто говорим о множестве часов, необходимых, чтобы добраться туда, куда мы желаем. Это не выглядит особо привлекательной идеей, но обнадёживает. Потому что означает: всё находится в пределах досягаемости для каждого при условии, что у нас есть характер и смирение, чтобы быть терпеливыми, и мужество, чтобы окунуться в работу.
К этому моменту вы, вероятно, понимаете, почему эго ощетинится от такой идеи. «В пределах досягаемости?! — жалуется оно. — Это означает: у вас этого сейчас нет?» Именно так. Нет. Ни у кого нет. Нашему эго хочется, чтобы было достаточно идей и факта, что мы хотим что-нибудь с ними сделать. Оно желает, чтобы часы, затраченные на планирование, посещение конференций и болтовню с впечатлёнными приятелями, шли в зачёт успеха. Оно желает, чтобы ему хорошо платили за его время, и хочет делать забавные вещи, привлекающие внимание, почести или славу. Это реальность. То, куда мы решим направить нашу энергию, определяет, чего мы в конечном счёте достигнем.
В молодости президент США Билл Клинтон коллекционировал листочки с именами и телефонными номерами друзей и знакомых: они могли бы пригодиться, когда он всерьёз займётся политикой. Каждый вечер он перебирал сложенные в ящик свои «информационные сокровища», кому-то звонил, другим писал письма и добавлял сведения в «коллекцию». С годами у Клинтона скопилось десять тысяч карточек (впоследствии они были оцифрованы). Эта коллекция помогла ему в своё время попасть в Овальный кабинет и продолжает приносить пользу до сих пор.
Чарльз Дарвин десятилетиями работал над теорией эволюции и воздерживался от её публикации, поскольку она была ещё несовершенной. Вряд ли кто-то знал, чем он так упорно занят. Никто ни разу не произнес: «Эй, Чарльз, вполне нормально, что ты занят так долго, потому что штука, над которой ты трудишься, так важна». Об этом просто никто не знал. И Чарльз тоже не мог знать. Он просто понимал, что книга ещё не готова, что её можно улучшить, и этого было достаточно, чтобы он продолжал.
Итак, мы сидим в одиночестве и боремся со своей работой. Работа может двигаться куда угодно или не двигаться вообще, она может расхолаживать или причинять боль. Любим ли мы работу? Зарабатываем на жизнь, чтобы выполнять работу, или наоборот? Любим ли мы тренироваться, как любят это великие спортсмены? Или мы гонимся за кратковременным вниманием и одобрением — предаемся удовольствию бесконечно искать идеи или просто отвлекаемся на беседы и болтовню? «Fac, si facis» — «Если собираетесь делать — делайте».
Есть и другое подходящее латинское выражение: «Materiam superabat opus» — «Исполнение выше материала». Материал — то, с чего мы начинаем, — дан нам генетически, эмоционально, финансово. Мы этим не управляем. Мы управляем тем, что изготавливаем из этого материала, и контролируем, не тратим ли мы его безрассудно.
Билл Брэдли, когда был молодым баскетболистом, напоминал себе: «Если ты не тренируешься, помни, что где-то тренируется другой, и, когда вы встретитесь, он победит».
Работа заключается в том, чтобы выходить на пробежку, когда все сидят по домам из-за плохой погоды. Работа продвигает через боль, первые дрянные черновики и экспериментальные образцы. Она игнорирует рукоплескания, которые достаются другим, и, что важнее, — рукоплескания, которые можете получить вы. Потому что есть работа, которую нужно сделать. Работа не обязана «устраивать вас», «быть хорошей». Её выполняют несмотря на встречный ветер. Есть ещё одна старая пословица: «Работника видно по оставшимся щепкам». Это верно. Чтобы правильно судить о своём прогрессе, просто посмотрите на пол.
Маршмеллоу-тест (или зефирный эксперимент) — знаменитое исследование отсроченного удовольствия, которое проводилось в Стэнфордском университете в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Детям предлагали выбор: взять вознаграждение (зефир, печенье или крендель) немедленно или подождать немного (15 минут) и получить вдвое больше. Позднейшие исследования показали, что те дети, которые сумели дождаться удвоения награды, показывали более высокие результаты в жизни.