Нет большего счастья чем положить жизнь за други своя
«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13)
23 февраля наш русский народ празднует день защитника Отечества. Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа. Сей подвиг, сей долг назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Испокон веков сотни, тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Как говорят, в окопах неверующих нет. Свидетельством тому есть одно дивное письмо простого солдата, который был на передовой на фронте Второй мировой войны, чудом сохранившееся. Оно было адресовано его матери. Он пишет покаянное обращение к ней: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно».
Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. И несмотря на то, что в армии нравы мужицкие, солдатские (как говорят, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, и всякая нежность и чуткость называется фамильярностью, там нужно говорить кратко и четко, без лишних слов исполнять то, что приказывают). Но там всегда есть Евангельская жертвенная Любовь Христова. Сам я родился и вырос в военных гарнизонах и знаю настоящих офицеров, служил в армии, будучи иноком, жил в отдаленных военных частях, которые лишены всякого светского развлечения, наслаждения и обычных человеческих благ. В тот период 90-х годов по полгода не платили зарплату, но военные все равно шли, иногда и ночью, и исполняли свой долг. И видно было, что ими движет нечто большее, чем то, что движет многими людьми современного общества. Я также видел подвиг их жен и матерей. В то время самолеты были ненадежные и часто разбивались. Они летали над домом. И когда отец дежурил в ночное время, мы, будучи детьми, засыпали, но видели, что мама на кухне сидит и может ждать до утра. Вот этот подвиг сейчас мы, дорогие, почтим. Потому что не только живые, но уже и многие отдавшие свою жизнь, исполняя свой долг, отошли в иной мир.
То, что я хотел сказать, я написал сегодня праздничным утром в стихах:
В воскресенье вечером мы служили молебен о мире во всем мире, и на каждый день на Божественной литургии Церковь молится об этом. Но что есть мир? Истинный мир, которого так не хватает каждому из нас и всему миру – это не просто любым путем, лишь бы только было тихо и спокойно. Нет мира между Христом и велиаром, не может быть компромисса и с грехом. Но истинный мир есть Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь мир». Именно поэтому Церковь, когда обращается к предстоящему народу через священника и посылает «Мир всем», то она предлагает принять в свое сердце Христа Духом Святым, «смерть Христа возвещает и Воскресение Его исповедует» (1Кор. 11:26).
Поэтому перед чтением Святого Евангелия звучит этот возглас: «Мир всем!». Ибо невозможно услышать сердцем, уразуметь умом Евангельское Откровение, если не имеешь мира со своей совестью и мира со Христом и ближним. И поэтому в самый кульминационный момент Божественной литургии, в Евхаристическом каноне, мы даем святое лобзание (целование) друг другу. Сейчас это происходит несколько духовно. Но возглас остался тот же древний, первохристианский: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». В славянском языке в Сербии, в Черногории целование означает любовь: «поцеловать икону» – значит возлюбить икону.
Вот именно в этот момент Голгофский, Гефсиманский, опять нам не хватает этого мира. И, быть может, сейчас весь мир наполнен динамикой обоюдной ненависти, зависти, недоверия, братоненавидения именно потому что, может быть и в Церкви нам с вами так не хватает этого мира со Христом, со своей совестью. Все это – трещина в общем здании человечества. Об этом должен помнить каждый из нас.
Не все были призваны в число двенадцати и семидесяти апостолов, но, как сказано, много учеников шло за Христом и множество жен служили Ему от имений своих и таким образом стали участниками проповеди апостольской. Точно так же и в этом святом подвиге всем не обязательно носить фуражки и погоны, но все мы призваны к этому подвигу святому – положить душу свою за други и недруги свои. Поэтому нужно готовиться уже сейчас, каждый день, для того, чтобы в день оный, в нужный момент быть готовыми сделать этот шаг, принять правильное решение.
Мы знаем, что множество наших валаамских иноков, более трехсот человек, в Первую мировую войну пошли с готовностью положить свою душу за други своя. Множество святых воинов было на Руси, среди них и монашествующие. Как мы знаем, преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, как благословение преподал ему не только свое старческое слово, не только Божие благословение, но и как вещественное доказательство своей жертвенности, подобно Отцу Небесному, пожертвовавшему Своего Возлюбленного Сына, своих двух близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно совершив их постриг в великую схиму и отправив в последний бой.
Иеромонах Давид (Легейда),
Валаам, Смоленский скит, 23 февраля 2016 г.
Православная Жизнь
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.
Как эту фразу понимают наши современники?
Сергей Дудка, 39 лет, аудитор:
Юлия Сухарева, 28 лет, мама:
Александр Вознесенский, 34 года, фотограф:
Сергей Сухарев, 32 года, регент:
Дмитрий Авсинеев, 42 года, частный предприниматель:
Толкование Церкви:
Евфимий Зигабен
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
Евангелие по Иоанну 15:13
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Евфимий Зигабен
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
Лопухин А.П.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Свт. Лука Крымский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.
Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.
Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?
Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.
Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.
В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.
Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.
Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.
Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 15:13
Свт. Лука Крымский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18).
Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.
Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.
Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.
Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?
Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.
Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.
В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.
Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.
Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.
Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.
Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».
Блж. Феофилакт Болгарский
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Евфимий Зигабен
Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя
больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.
Лопухин А.П.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Отдать жизнь за други своя
«Отдать жизнь за други своя…»
«Нет большего счастья, чем
Отдать жизнь за други своя».
/Евангелие/
Предисловие от автора
Отсчёт мирным вёснам мы ведём с 9 мая 1945 года. Шестьдесят седьмая мирная весна минула. Много это или мало? Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества. В сущности, только два поколения выросло за 67 лет. Тогда, в 1979 году, дети тех, кто родился в 45-м, только-только стали входить в пору своей зрелости. Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда: мальчишки учились, работали, бегали на танцы, влюблялись. И вдруг. Эта неожиданная война в далёкой стране. Афганская война…
Через афганскую войну прошли 550 тыс. советских солдат и офицеров. За участие в этой войне (с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989года) 86 человек были удостоены звания Герой Советского Союза, 3 – звания Герой России. Более 15 тыс. советских воинов погибли на чужой земле, ещё 6 тыс. скончались впоследствии от ран и болезней. 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери нашей армии со времён Великой Отечественной войны.
В конце мая 1985 года в небольшой подмосковный городок Загорск пришло трагическое известие. Выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, проявив мужество и героизм, спасая своего командира, погиб Александр Корявин. 25 октября того же года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ежегодно в день гибели Саши (23мая) в лицее №24 (в его времена – средняя общеобразовательная школа), где он учился, проходит День памяти.
Однажды, а было это в третью годовщину, автору очерка тоже довелось принять участие в этом памятном событии…
«К бессмертному подвигу,
Высшему из вдохновений,
Не как на вершину,
Идут от ступени к ступени.
К бессмертью взлетают,
Подобно пылающим птицам,-
Себя целиком отдавая,
А не по частицам».
В конце мая 1988 года наша группа из трёх человек выехала из Москвы (там находились на учёбе) в Загорск с единственной целью – посетить знаменитую Троице-Сергиеву лавру – музей православной культуры. Поездкой остались довольны, уже собирались возвращаться обратно.
Неожиданно на улице города мы встретились с моим сослуживцем по Кандагару. Конечно, это был неожиданный и приятный сюрприз. Виктор (так звали товарища) пригласил нас в школу, где будет проведён День памяти Александра Корявина. О подвиге загорца мы хорошо знали – о нём много писали в центральных газетах. С благодарностью я принял приглашение (мои товарищи, сославшись на занятость, поехали в Москву без меня).
По традиции поминовение началось на Воздвиженском кладбище. Здесь, у могилы Александра Корявина, собрались его родные, близкие, сослуживцы и нынешние учащиеся общеобразовательной школы №24, где учился Герой (позднее, в 1992 началась новая эпоха в развитии школы – ей присвоили почётное звание «лицей»).
На могилу павшего Героя были возложены цветы. От имени учеников такое право получил один из классов во главе с классным руководителем. Командир Александра и его сослуживцы, специально приехавшие из разных концов страны, вспоминали своего боевого товарища.
После кладбища колонна машин и почётный караул солдат направились к школе в небольшом посёлке, расположенном в живописном лесном уголке Загорска (с 1991 – Сергиев Посад) и отличающимся от самого города только циферкой «6». Вся жизнь этого местечка проходит в атмосфере дружеских связей, которые складываются с рождения и сохраняются до конца. Здесь влюбляются в соседку и женятся на ней, зная о милой привычке заправлять за ухо выбившуюся прядку волос в момент волнения и манере грызть кончик карандаша в раздумьях над задачкой по алгебре. Здесь вместе ходят в садик, учатся, работают. Здесь не чувствуют искушения заменить всё это суетливой мишурой иллюзорных достижений, отдавая долг законам чести.
Митинг-панихида, возложение цветов к мемориальной доске на школе (памятник появится на следующий год. Всё-таки Александр Корявин вернётся в родной город. И вернётся сюда навсегда, застыв в бронзе у школы, стены которой хранят звуки его голоса, шагов, мальчишки которой мечтают стать такими, как он), салют почётного караула. После этого выступил директор школы. Он пригласил всех в музей. Экскурсоводы и учителя рассказали собравшимся о школьной жизни Александра Корявина.
Много ещё добрых слов звучало в адрес Александра. И слова эти шли от самого сердца.
Постепенно вырисовывался образ цельного и волевого парня из подмосковного городка, а также его замечательной мамы. Траурный платок, оттеняющий седину, скорбно поджатые губы, в глазах – загнанная в себя жгучая боль.
Рассказывая о своём сыне, Евдокия Ивановна вспоминала:
Жизнь у Евдокии Ивановны сложилась нелёгкая. Многие годы проработала поваром в воинской части. И так уж сложилось, что сына пришлось воспитывать одной. И не только сына. Когда умерла её старшая сестра, взяла к себе её трёх мальчишек – так четверых и воспитала. Те трое отслужили уже в армии, сейчас работают и учатся (один решил стать офицером) – каждый определился в жизни. Саша после школы тоже работал на заводе – слесарем-инструментальщиком второго разряда, заочно начал учиться в институте, мечтая закончить его после службы в армии.
Подвиг Александра Корявина перекликается со многими подвигами воинов Великой Отечественной войны. Кто-то из присутствующих за столом припомнил Кафура Мамедова. Осенью 1942 года фашисты рвались к Туапсе. В жаркой схватке с врагом он грудью заслонил от пули своего командира.
Кто-то даже сравнил подвиг наводчика-оператора разведывательной роты гвардейской воздушно-десантной части ефрейтора Александра Корявина с подвигом Александра Матросова.
Озвучили документы донесений, листки «молний», которые рассказывали о мужестве и бесстрашии этого паренька из древнего Загорска, которые он проявил не только в своём последнем, но и прежних боях:
«12 апреля 1985 года подразделение получило задачу поддержать боевые действия афганской части в провинции Вардак. Ефрейтор Корявин, действуя решительно и смело, уничтожил двух мятежников, двух захватил в плен. В дальнейшем первым обнаружил обходящую группу душманов на автомашинах и выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта подбил идущую впереди машину. В результате группа неприятеля из двенадцати человек сдалась…»
«16 апреля 1985 года в провинции Вардак, действуя в составе взвода, ефрейтор Корявин А. лично уничтожил пять душманов, захватил 5 автоматов, гранатомёт и большое количество боеприпасов к ним. Сам получил при этом лёгкую контузию от разорвавшейся вблизи гранаты…»
А вот ещё одно свидетельство мужества солдата, относящееся к 26 июня ещё 1984 года. В тот день Александру исполнилось девятнадцать лет:
«В бою с мятежниками в провинции Баграм был ранен в ногу ефрейтор Корявин. Оказав себе первую медицинскую помощь, он продолжил вести огонь из автомата и уничтожил трёх автоматчиков. Когда рядом ранило ефрейтора В. Гаврилова, он перевязал его и вытащил в безопасное место…»
«Ефрейтор Корявин Александр Владимирович… зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Хорошо знал требования уставов ВС СССР и умело руководствовался их требованиями в повседневной жизни. Всегда являлся примером мужества, стойкости, героизма».
…По многим горным дорогам и ущельям прошёл Александр в составе своего подразделения, оказывая интернациональную помощь афганскому народу, его армии, всегда был в числе тех, кто шёл впереди. И последний в своей жизни шаг он сделал осознанно. Героями становятся не случайно, для доблести требуется огромная работа души…
23 мая 1985 года ефрейтор Александр Корявин вместе с рядовым И. Халиловым прикрывал взвод от возможного нападения с тыла. Заняв удобную позицию в расселине поросших кустарником скал, он внимательно осматривал места, откуда могла прийти опасность. Группа душманов появилась неожиданно. С автоматами наперевес люди в чалмах шли по следам взвода.
В завязавшемся бою Корявин был ранен, на мгновение потерял сознание. Открыл глаза и увидел, что душманы приближаются, перебегая от одного укрытия к другому. Истекая кровью, Александр взял автомат здоровой рукой, вновь вынудил противника залечь. Силы покидали его, но он вёл прицельный огонь до подхода командира взвода с группой солдат.
Александр увидел лейтенанта Андрея Ивонина с товарищами по взводу, услышал дружные очереди их автоматов и тут потерял сознание. Очнулся от прикосновения сослуживца, перевязывающего ему руку.
Александр привстал, хотел что-то сказать и тут увидел, что совсем рядом, в нескольких шагах от них затаился в кустах душман, целившийся в офицера. Собрав последние силы, ефрейтор Корявин бросился вперёд, закрыл грудью командира от автоматной очереди…
Воины-десантники под командованием спасённого офицера в этот день отразили ещё шесть атак душманов, а затем заставили отряд мятежников рассеяться по горам…
Александр не любил горьких слов, верил в дружбу, чистоту помыслов. И каждым своим поступком доказывал, как надо служить Родине, продолжать традиции фронтовиков. Убеждён, что таким, как Саша Корявин, поэты ещё не раз посвятят свои проникновенные строки, будут написаны книги, выйдут фильмы…
День Памяти Героя Советского Союза Александра Корявина в стенах его родной школы завершился. Гости покидали школьную столовую, где был организован поминальный стол.
Традиционно друзья, родные и близкие направились на квартиру матери Героя. Оказалось, что, Виктор, мой сослуживец по Афганистану, был не только соседом Евдокии Ивановны, но и её хорошим знакомым. Он и меня увлёк посетить квартиру Корявиных. Именно так и говорила эта простая русская женщина, воспитавшая настоящего Героя: «Это наш с Сашей дом. По-иному я и не мыслю. Для меня сын здесь, рядом, в этой светлой квартире, которую мы так долго ждали вдвоём…»
В квартире витал особый дух. Здесь мама создала настоящий музей, посвящённый памяти сына. Она собрала всё, что, так или иначе, помогало узнать побольше о короткой, но яркой жизни Александра. Обстановка в квартире простая, даже скромная. На столике в углу аккуратной стопкой сложена десантная форма с тельняшкой и голубым беретом наверху и приставленной к ней любительской фотокарточкой, которую прислали из Афганистана Сашины друзья. Большие букеты от друзей и родных украсили скромный быт.
А потом приехали с роскошным букетом гвоздик солдаты из воинской части. Чуть позже, как самых родных и близких людей встретит Евдокия Ивановна однополчан сына кавалеров ордена Красной Звезды старшину запаса Виктора Милушкина, рядового запаса Асхата Такташова. Все вместе помянули Сашу, как полагается. Ребята вспомнили тот последний бой Александра.
А гости всё шли и шли. До самого позднего вечера. Соседи, знакомые и незнакомые люди, порой приехавшие издалека. Один из москвичей привёз в подарок матери погибшего солдата «Краткий биографический словарь. Герои Советского Союза». Евдокия Ивановна сразу же открыла страничку, где говорилось о сыне. Прочитала, отложила книгу в сторону и грустно так вздохнула. Каждое напоминание о гибели сына отзывается болью в сердце, подумал я. Но причина оказалась не только эта.
-Жалость-то какая, обидно как… Напутали…Почему? Ведь могли же ко мне обратиться, пока жива…
Оказалось, что в двадцати одной строчке – именно столько написано о ефрейторе А. Корявине – допущены четыре фактические ошибки. Например, день и место рождения перепутали (эти ошибки «кочуют» из одного источника в другой и по сей день). Разумеется, от ошибок никто не застрахован. И всё же эти досадные неточности натолкнули на грустные размышления. Ведь, действительно, почему? Не от нашего ли равнодушия, казённого отношения к людям, нравственной глухоты… Они ранят любого человека. Но во стократ сильнее эта боль для матери, потерявшей сына. Её сердечная рана обнажена. Всегда ли мы помним об этом? Да что там помним, иногда просто не понимаем этого…
Радушием, с каким встречает своих гостей Корявина, иной раз пользовались и недобрые люди. Однажды приехала женщина, назвалась матерью известного Героя Советского Союза, а оказалось это ложью… В другой раз роль сослуживца Александра попытался сыграть какой-то проходимец. В этом доме их тоже накормили, обогрели, дали возможность переночевать, хотя хозяйка и раскрыла без труда их обман.
Что за этим? Желание пожить на дармовщинку? Или просто кощунство? Не берусь объяснить. Только и это не изменило у Евдокии Ивановны отношения к людям. По-прежнему её дом открыт для всех.
Письма, письма, письма… Южный Сахалин, Архангельск, Ташкент, Ленинград. По обратным адресам впору географию изучать.
Письма разные. В одних люди хотят успокоить, утешить мать в её неизбывном горе, в других восхищаются подвигом сына, предлагают свою помощь. Кстати, не только на словах. Однажды Евдокия Ивановна получила денежный перевод из Нерюнгри. Повертела в руках почтовый бланк так и сяк – не поймёт, от кого. Нет там ни родных, ни близких. Но ошибки не было. На почте прояснилось: строительная бригада Анатолия Еремеева (арматурный цех ДСК) решила включить в свой состав Александра Корявина, а его зарплату перечислять не в какой-нибудь обезличенный фонд под многозначным номером, а прямо матери Героя.
Не отказалась, правда, на себя те деньги почти не тратит. Не так давно купила для школьного музея картину, помогает таким же матерям, потерявшим сыновей в Афганистане.
В марте этого 88-го Евдокия Ивановна Корявина ездила в тот город на встречу с бригадой Анатолия, несмотря на расстояние, которое разделяет подмосковный город и далёкую Якутию. Сашина мама приезжала поблагодарить ребят за их добрые дела (В 1985 году по инициативе бригады А. Еремеева арматурный цех домостроительного комбината перечислил квартальную премию на счёт строительства в городе памятника воинам-интернационалистам).
Мы неторопливо пили чай из красивых чашек, а Евдокия Ивановна рассказывала:
-Я вниманием не обижена. Квартиру получила, пенсию хорошую дают. Не забывают меня и наши командиры. Помогают, если что надо. Только я вот всё думаю: ко всем ли такое отношение? Ведь, как говорится, я на виду – мать Героя. А другие? В одном маленьком Загорске четырнадцать матерей не дождались своих сыновей из Афганистана. Сейчас стали разное говорить о той войне. Неправедная, дескать, ошибка вышла. Вот и переживаю, как бы всё это на отношении к этим матерям не сказалось. Вы знаете, что-то всё больше и больше черствеют люди душой. Особенно во всяких кабинетах. Доброго слова иная мать, сына потерявшая, там не дождётся, не то, что помощи.
Однажды с далёкого Севера написал ей незнакомый паренёк – матрос Александр М. Письмо-исповедь, письмо-боль. И о том, как остался фактически сиротой при живой матери, и как сам чуть не встал на скользкую тропу в жизни: «Разочаровался, изверился во всём. И тут, как ожог, как откровение – подвиг вашего сына. Ведь он – мой ровесник. Мы одного поколения».
Евдокия Ивановна и эту боль совершенно незнакомого ей человека взяла на свои плечи. Написала письмо, добрым словом, советом помогла, утешила. Завязалась переписка, которая продолжается и по сию пору…
В этом – вся она. Даже в горе не о себе думает, о других. А горя ей пришлось в жизни хлебнуть. Владимир Николаевич Махов, муж сестры Евдокии Ивановны, провожая нас с Виктором, поделился:
-Не из тех Евдокия, кто на судьбу жалуется. И не обо всём рассказала… К себе, мужику, примеряю её жизнь. Семижильная она, что ли. Я бы, наверное, не выдержал. Когда Александр был ещё совсем маленьким, из семьи ушёл отец. Осталась одна с грудным малышом на руках. Помощи ждать неоткуда, квартиры нет. А зарплата небольшая. Попробуй на неё одень и накорми ребёнка. На алименты рассчитывать не приходилось. Папаша зарабатывал порой по…семь рублей в месяц. На водку, правда, деньги находились. Ну, да бог с ним…
Александр был для неё как свет в окошке. И он мать понимал, любил и заботился о ней. Только возраст позволил – сразу на завод пошёл. Кормилец. Знаете, я красивых слов не люблю. Но на таких Евдокиях земля наша русская держится…
«В 2010 году исполнилось 25 лет со дня гибели Александра Корявина. Как и во все предыдущие годы был проведён День памяти погибшего Героя. После посещения могилы воина памятные мероприятия были продолжены в Доме офицеров. Зал с трудом вместил всех желающих почтить память Героя Советского Союза Александра Корявина. На вечере присутствовала мама Саши Евдокия Ивановна Корявина, его командир Ивонин Андрей, настоятель Крестовоздвиженского храма отец Андрей (в прошлом сам воин-«афганец»), заместитель главы администрации г. Сергиев Посад Букин Виктор Валерьевич, представитель командования ВДВ, полковник, участник боевых действий Брагин Виктор Фёдорович, ветераны-«афганцы», сослуживцы Александра, учащиеся лицея, жители посёлка (Сергиев Посад-6).
Звуки колокола возвестили о начале мероприятия, и кадры документального фильма напомнили присутствующим о далёких афганских событиях. Открыл вечер Памяти директор лицея Василий Андреевич Рогожа. А затем восьмиклассники вместе со своим классным руководителем Титовой Раисой Александровной, которая была и классным руководителем Саши, рассказали о школьной жизни обычного паренька, ставшего Героем, и исполнили его любимую «Песню о друге» Владимира Высоцкого.
На вечере Памяти учащиеся лицея читали стихотворения об афганской войне, исполняли песни и рассказывали о Саше.
В мероприятии приняли участие гости: лауреат международных фестивалей и конкурсов афганской песни, участник боевых действий, автор-исполнитель Владимир Мазур и народный коллектив Республики Беларусь – группа «СССР». Вся атмосфера в зале была проникнута, с одной стороны, болью утраты, с другой, гордостью за Сашу, за нашу причастность к его памяти…
Завершился день Памяти по традиции футбольным турниром памяти Александра Корявина. Все участники были награждены медалями, Почётными грамотами, памятными подарками и сладкими призами, которые предоставили организации «Боевое братство» и «Альфа-легион». Наш лицей с гордостью носит имя воина-интернационалиста, бывшего своего выпускника Героя Советского Союза Александра Корявина. И все лицеисты понимают, что должны жить и учиться так, чтобы быть достойными его памяти…» /Использован материал с сайта лицея №24 г. Сергиев Посад/.
Андрей Иванович очень переживает за случившееся, часто приезжает ко мне сам, приезжает и его мама. Мы все друг друга понимаем. Я просто удивляюсь нашей молодёжи. У нас после гибели Саши все ребята стали стремиться в военные училища, а родители не могут понять – почему? Я так думаю – героям хотят подражать, хотят быть похожими именно на них…»
Хочется верить, что продолжилась вахта Памяти и в 2012 году. И лицеисты опять вспоминали своего Героя-выпускника этого учебного заведения. Воспитание подрастающего поколения, как будущих патриотов России, не должно прерываться…
В Советской Армии с июля 1983года. Службу проходил в воздушно-десантных войсках. Был направлен в Афганистан в октябре, где служил наводчиком-оператором БМД разведроты 357-го парашютно-десантного полка.
23 мая 1985 года, в ходе боя с мятежниками, ефрейтор Александр Корявин ценой собственной жизни спас жизнь командира взвода… Похоронен в Загорске.
Указом Президиума Верховного Совета от 25 октября 1985 года за мужество и отвагу, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, ефрейтору Корявину Александру Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. («Золотая Звезда» № 11533).
Награждён орденом Ленина, медалью «За отвагу».
Приказом Министра обороны от 5 января 1986 года Герой Советского Союза Корявин А.В. навечно зачислен в списки личного состава 103-й воздушно-десантной дивизии. Был зачислен в коллектив молодёжной бригады инструментального цеха завода, на котором работал.
« В горах темнеет быстро. После короткого, но яростного боя советские воины спешили к месту сбора.
— Товарищ лейтенант!- раздалось тревожно в тишине.
И тут же в упор по командиру взвода лейтенанту Ивонину ударил автомат притаившегося в кустах душмана. Но на секунду раньше на пути свинцовой струи встал ефрейтор Александр Корявин…
Парень из подмосковного города Загорска среди товарищей слыл солдатом храбрым. Ещё в июне 1984 года разведрота, где он служил, попала в засаду. И в первом своём бою Александр сумел отличиться. Раненый, он огнём из автомата отбил атаку душманов, вынес из боя товарища и оказал ему помощь.
После лечения ефрейтор Корявин вернулся в роту с медалью на груди.
… Взводу под командованием лейтенанта Ивонина было приказано закрепиться на выгодном рубеже у ущелья в провинции Кунар. Сюда, по имеющимся данным, направлялась крупная банда душманов. Ефрейтор Корявин и рядовой Халипов, назначенные в охранение, должны были предупредить внезапность нападения противника.
Воины вовремя заметили крадущуюся по склону большую группу душманов. Что делать? Назначенный старшим ефрейтор Корявин послал напарника доложить о сложившейся обстановке командиру, а сам, заняв выгодную позицию, приготовился к бою.
Душманы, считая себя в безопасности, скучились на горной тропе. Ещё немного – и они прорвутся в тыл. Но Александр опередил их…
Получив подкрепление, бандиты вновь ринулись в атаку. Одна из пуль ранила Корявина в руку, но он продолжал вести бой. Подоспевшие товарищи помогли отбить врага.
Наступила минута затишья. Тогда-то и шагнул раненый Александр Корявин навстречу своему бессмертию. Он погиб, до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг.
Дорого заплатили душманы за гибель советского солдата. В тот вечер воины подразделения отбили ещё шесть ожесточённых атак, нанеся врагу большие потери.
После боя лейтенант Андрей Ивонин скажет перед строем:
— Саша очень любил жизнь. Спасая жизнь своих боевых товарищей, он пожертвовал своей…» (Олег Московский «Шаг в бессмертие», 1987г.).
Дополнение. Письма Александра Корявина
Евдокия Ивановна, мать мужественного воина-интернационалиста, бережно хранит письма Александра, которые он присылал из армии. Ниже приводятся некоторые выдержки из них.
/Слово «мама» в письмах Саша неизменно выводил с большой буквы. Незатейливые строчки дышат такой любовью к матери и заботой о ней, что эта вольность кажется исполненной особого смысла и трогает необыкновенно/.
В свой день рождения Евдокия Ивановна, как уже повелось, всегда сначала читает вот это письмо:
«Милая Мама, поздравляю тебя с днём рождения…»
Из своего бессмертного далека сын первым поздравляет свою маму…
«…Служба у меня идёт нормально. Со многими ребятами познакомился и подружился. Рота наша уже сформировалась как коллектив. Целый день мы заняты. Нет свободной минутки…» (19 октября 1983 г.).
«…К службе начинаю привыкать. Но всё равно есть минуты, когда тянет домой. Первое время было проще. Сейчас начались усиленные занятия и стало трудновато. Думаю, что и я, и все ребята в роте к этому скоро привыкнут. Командир говорит: главное, продержаться полгода, а дальше будет легче. Ну вот, больше и не знаю, что писать. Как там Лёша, певец двора, и вообще сообщите, что там у вас. Пишите всё, даже самые мелочи…» (25 октября 1983 г.).
«Здравствуй, Мама. С огромным солдатским приветом к тебе твой сын Саша. Сегодня получил от тебя письмо, за которое большое спасибо. Ты спрашиваешь, нет ли здесь ребят из Загорска. Из Загорска у нас три человека. С одним я даже прыгал с парашютом в Коломне. Да, Мама, ты писала, как быть с часами. Здесь они мне пока не нужны. Распорядок жёсткий. Всё по команде. Пускай полежат в серванте, а если хочешь, то носи сама, только замени в них батарейки.
Слышал, что солдаты на первом году в армии худеют. У нас здесь, наоборот. Не волнуйся. Я поправился, возмужал…» (Октябрь 1983 г.).
«Немного о себе. Скоро полгода, как я служу. Время летит быстро. Здесь вот уже дней двадцать лежит снег (и немало). Совсем, как у нас в России…Мама, напиши, как твоё здоровье и что тебе сказали в больнице… Передавай привет Олегу. Скажи ему, если он хочет в военное, то пусть бегает по утрам по два-три километра. Иначе будет тяжело…» (11ноября 1983 г.).
«…Олег! Ты, конечно, извини меня, может, я и не прав, но по тону твоих писем я чувствую какую-то несерьёзность в тебе. Учись на совесть, не жалей своих сил. Ведь ты овладеваешь профессией офицера. Ты понимаешь, где я теперь несу службу. Своими глазами вижу, как коварны, жестоки враги новой жизни, постоянно убеждаюсь, что справедливое дело надо уметь отстаивать… Учись, Олег, выполнять свой долг…» (Из письма племяннику Олегу Махову, курсанту высшего военного училища).
«Получил, Мама, твоих уже три письма, если не больше, а сам, честно признаюсь, не писал с начала августа. Это уже, считай, больше месяца. За что прошу у тебя большое-большое извинение. Приду из армии, ты, наверное, поймёшь, почему я отсюда так редко писал домой…» (7 сентября 1984 г.).
«…Стараюсь писать чаще, но не получается. Мама, поздравляю тебя с Новым годом, желаю крепкого здоровья и всего самого наилучшего. Извини, что не на открытке пишу. Мы сейчас находимся на выходе, а приеду в полк – поздравлю вас всех ещё раз и фотографии вышлю. На этой фотографии рядом парни из Подмосковья, точнее, из Орехова-Зуева…» (17 декабря 1984 г.).
«…Вы не обиделись, что я не выслал открытку с Новым годом, как обещал? Не смог. Нас долго не было в полку. Новый год встретил необычно: в горах. За весь январь в полку были всего 3-4 дня, а остальное время – на выезде…» (8 февраля 1985 г.).
«Здравствуй, Мама, передавай привет всем (кого увидишь) нашим парням, передавай привет учителям. Нам осталось провести в разлуке всего только лето…» (30 марта 1985 г.).
«Мама, удивительные люди меня окружают. Неужели когда-то придётся расставаться… А какой командир у нас, во всём хочется ему подражать…
Служба у меня, Мама, идёт нормально, без каких-либо изменений. Здесь есть разнообразие, отчего и служба не кажется утомительной…» (Апрель 1985 г.).
/А в ту пору за его плечами уже были многократные стычки с коварным врагом, нелёгкие солдатские будни. Таким вот, скромным, верным в дружбе, готовым пожертвовать собой, он оставался до последнего вздоха/.
«Здравствуй, Мама. С огромным солдатским приветом твой Саша. Вот пишу письмо, а следующее напишу через месяц… Как твоё здоровье, как здоровье у бабушки? Как у Кости со свадьбой? Пиши, что происходит у вас нового…Мама, ты говорила, что очень туго насчёт квартиры. Не ходи, не унижайся, не обивай пороги. Я приду из армии и возьму эти хлопоты на себя…
Ну, вот и всё. До свидания. Целую. Саша». (19 мая 1985 года. Последнее письмо. Через 4 дня Александр погиб…)
/Никто тогда не мог знать, что квартиру в новом доме Евдокия Ивановна получит на улице, названной в честь её сына Александра Корявина…/
«Ведь из того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг мы считаем высшим
И самым бескорыстным на века!»
/Фазу Алиева/
-Земсков М. «Шагнули в бессмертие», газета «Правда», октябрь 1985г.;
-Рощин И. «Герои и подвиги», газета «Красная звезда», ноябрь 1987 г.;
-Зюбин В. «Званый гость», газета «Красная звезда», июнь 1988г.;
-Крохин Ю. «Возвращение», газета «Советский патриот», май 1989г.;