Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Причиной несоперничества в потреблении общественного блага является его неделимость

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Чистые общественные блага.

Чистые общественные блага – это блага, обладающие двумя определяющими свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.

Пример. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага.

1. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

Пример. Невозможно запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть в результате:

а) чисто технических характеристик блага, т.е. невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице);

б) экономической нецелесообразности исключения из потребления блага дополнительных потребителей, в силу чрезвычайно высоких затрат на исключение индивидов из потребления в сравнении с возможными выгодами продавца.

Пример. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть «НТВ плюс» в России). После того как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

Таким образом, причиной неисключаемости в потреблении общественных благ являются внешние эффекты:

— Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов означает невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением общественных благ.

— Наличие этих внешних эффектов является одной из основных причин государственного вмешательства в экономику.

Примеров чистых общественных благ, как впрочем, и чистых частных благ, очень немного. Как правило, к чистыми общественным благам причисляют национальную оборону и поддержание общественной безопасности, поскольку эти блага в наибольшей степени обладают свойствами несоперничества и неисключаемости в потреблении.

В большинстве же случаев чистые частные и чистые общественные блага относятся исключительно к теоретическими моделям. В реальном мире производятся и потребляются смешанные блага.

Источник

Экономика общественного сектора. Тест для самопроверки №1

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Парето-эффективное состояние экономики — это такое состояние при котором …
возможны все новые и новые Парето-улучшения
все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы
новые Парето-улучшения не желательны

2. Условие транзитивности голосования по Кеннет Эрроу гласит: если в соответствии с мнением избирателей кандидат Б …
не лучше кандидата А, кандидат В не лучше кандидата Б, то кандидат В не лучше кандидата А.
лучше кандидата А, кандидат В не лучше кандидата Б, то кандидат В лучше кандидата А.
не лучше кандидата А, кандидат В лучше кандидата Б, то кандидат В лучше кандидата А.

3. Неконкурентность общественного блага состоит в том, что …
его потребление одним человеком не исключает потребления другим человеком
данное благо потребляется строго индивидуально
данное благо не потребляется

4. Логроллинг представляет собой …
политический сговор
план действий
пакет решений

5. Верное значение определения бюрократии как она понимается в экономике общественного сектора:
это любые отношения между людьми при решении социальных проблем
система государственного управления, осуществляемого особым аппаратом, отделенным от общества
особый слой людей, связанных с решением социальных проблем

6. Асимметричная информация в общественном секторе – это … информация для всех организации, функционирующих в этом секторе.
ложная
неравномерно распределенная
полная
равномерно распределенная

7. Провалы рынка — это ситуации, в которых …
действие рыночных сил формально обеспечивает использование ресурсов
свободное действие рыночных сил обеспечивает только рациональное использование ресурсов
свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов

8. Экономическая теория общественного выбора рассматривает экономические принципы, лежащие в основе …
принятия рыночных решений
принятия не рыночных решений
наиболее важных управленческих решений

9. Положительный внешний эффект предполагает, что …
привлекаются необходимые ресурсы
цены на производимые блага занижены
объем производства выше оптимального уровня

10. Свойства частных благ
соперничества в потреблении
неисключаемости в потреблении
общности в потреблении

11. Чистыми общественными благами называются блага, которым
в малой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества
в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества
в высокой степени присущи свойства исключаемости и соперничества

12. Отрицательный внешний эффект предполагает что …
общественные издержки учитываются в цене продукции
часть издержек перекладывается на других лиц или организации
объем производства ниже оптимального уровня

13. Под общественным сектором экономики понимают …
государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор
государственный сектор
некоммерческие общественные организации

14. Оптимальный объем производства общественного блага имеет место когда … предельной пользы всех потребителей равно(предельным издержкам производства общественного блага.
произведение
разность
сумма

15. Неисключаемость общественного блага означает, что если благо не доступно для потребления …
одному лицу, то необходимо запретить потребление блага другими лицами.
одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами
всем лицам, то возможно запретить потребление блага одному лицу

16. Манипулирование результатами общественного выбора … в отношении производства и использования общественных благ.
создает основу для принятия эффективных решений
создает основу для принятия неэффективных решений
не создает основу для принятия решений

17. Аксиома полноты Кеннет Эрроу требует, чтобы система голосования позволяла сравнивать …
одновременно пятерых кандидатов, определив, кто из них лучше
одновременно трех кандидатов, определив, кто из них лучше
любую пару кандидатов, определив, кто из них лучше

19. Погоня за рентой — это …
вложение средств с целью получения экономической прибыли
вложение средств с целью приобретения особых привилегий
изъятие средств целью получения экономической прибыли

20. Медианный избиратель — это …
избиратель, голосующий за один из крайних вариантов того или иного общественного проекта
не голосующий избиратель
избиратель, голосующий за средний вариант того или иного общественного проекта

21. Общественные блага — это блага, потребление которых …
доступно одновременно многим людям
доступно многим людям, но по очереди
не доступно одновременно многим людям

22. Проблема безбилетника (фрирайдер— это проблема потребления общественного блага …
без соответствующей платы за него
с соответствующей платой за него
с удвоенной платой за него

23. В условиях государственного сектора конкуренция …
участвует в определении оптимального объема ресурсов, необходимого для производства общественных благ
не участвует в определении оптимального объема ресурсов, необходимого для производства частных благ
не участвует в определении оптимального объема ресурсов, необходимого для производства общественных благ

24. «Парадокс голосования» Ж. Кондорсе состоит в том, что последовательный и непротиворечивый общественный выбор …
возможен только как минимум с 3, 4 раза
невозможен

25. О повышении роли государства свидетельствует …
постоянное снижение государственных доходов
постоянное увеличение государственных расходов
увеличение доли государства в перераспределении национального дохода

26. Процедура, которая наиболее полно соответствует критерию Парето-оптимальности – процедура принятия решения посредством …
единогласия
квалифицированного большинства
циклического голосования

Источник

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

4337.01.01;МТ.02;1 Экономика общественного сектора

Блага, обладающие конкурентностью и исключаемостью из потребления

чистые частные блага
Благо, потребление которого доступно одновременно многим людям, обладающее двумя важнейшими свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, —

общественное
Блокирующий пакет акций — это

25% + 1 акция
Блокирующий пакет акций — это ____% + 1 акция.

25
Верны ли утверждения? А) В период перехода к рынку отсутствует экономия бюджетных средств. В) В период перехода к рынку выгоды от приватизации государственного имущества были распределены равномерно. Подберите правильный ответ

А- нет, В- нет
Верны ли утверждения? А) Для современной рыночной экономики характерен конфликт между равенством и эффективностью. В) Базовым критерием эффективности для рыночной экономики является критерий Парето. Подберите правильный ответ

А- да, В- да
Верны ли утверждения? А) Основоположник теории общественного блага — П. Самуэльсон. В) Теория общественного блага зародилась в середине 1950-х годов. Подберите правильный ответ

А- да, В- да
Верны ли утверждения? А) По классификации общественных благ экологическая безопасность относится к группе «предоставление социальных благ и услуг». В) Разработка и обеспечение стратегических приоритетов экономического развития по классификации общественных благ относится к группе «общественные блага общегражданского характера». Подберите правильный ответ

А- да, В- нет
Верны ли утверждения? А) Предоставление чрезмерного, по сравнению с возможностями экономики, объема общественных благ ведет к увеличению налогообложения. В) Предоставление чрезмерного, по сравнению с возможностями экономики, объема общественных благ ведет к ускорению роста производства. Подберите правильный ответ

А- да, В- нет
Верны ли утверждения? А) При производстве чистых общественных благ альтернативы государственному принуждению практически не существует. В) Непосредственное производство чистых общественных благ может быть осуществлено не только государством. Подберите правильный ответ

А- да, В- да
Верны ли утверждения? А) Производство в общественном секторе всегда предполагает финансирование за счет общественных средств. В) Непосредственное осуществление производства общественного блага силами общественного сектора может быть оправдано технологическими особенностями. Подберите правильный ответ

А- нет, В- да
Верны ли утверждения? А) С позиции экономистов либеральной направленности социальные программы должны увеличиваться. В) С позиции экономистов либеральной направленности налоги должны уменьшаться. Подберите правильный ответ

А- нет, В- да
Верны ли утверждения? А) Финансы некоммерческого сектора не относятся к финансам общественного сектора. В) Местные бюджеты относятся к государственным финансам. Подберите правильный ответ

А- нет, В- нет
Вытаптывание полей у древних скотоводов, нарастание экологических проблем современности из-за отсутствия взаимного признания исключительности прав — это

трагедия общности
Дилемма заключенного представлена следующим образом Для выигрыша 1-го индивида необходимо

признание 1-го, отказ 2-го
Дилемма заключенного представлена следующим образом Для взаимного выигрыша необходимо

отказ 1-го и 2-го
Для частного блага агрегированный спрос формируется путем __________ индивидуальных функций спроса.

горизонтального суммирования
Для частного блага агрегированный спрос формируется путем __________ индивидуальных функций спроса.

горизонтального суммирования
Добровольное сотрудничество на основе селективных стимулов и взаимного доверия, как правило, характерно для относительно

малых групп
ЗАО «Айсберг» относится к сектору современного общества

частный
Издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке

внешние эффекты
Издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке

внешние эффекты
Издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке

внешние эффекты
Издержки на производство общественного блага равны 1 млн. руб. Благом пользуются 20 тыс.человек. Чему равны индивидуальные платежи за данное общественное благо?

не известно, зависят от предельной готовности платить, но в сумме не должны быть меньше 1 млн. руб., чтобы покрывать издержки на производство

Издержки на производство общественного блага равны 1000 тыс.руб. Благом пользуются 20001 человек. 10 тыс.чел. платят за общественное благо по 65 руб., 10 тыс.чел. — по 34 руб. 1чел. платит за общественное благо — ____ руб.

10000
Модель следующего содержания поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности, — предложена …

Таккером
Модель, в соответствии с которой поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности

дилемма заключенного
На рисунке изображены спрос и предложение на общественное благо, потребляемое двумя индивидами. Как обозначена на рисунке функция агрегированного спроса?

ABCD
На рисунке изображены спрос и предложение на общественное благо, потребляемое двумя индивидами. Точка равновесия на рисунке обозначена

В
Не входит в структуру финансов общественного сектора региона

консолидированный бюджет РФ
Не относится к общественным услугам общего назначения

общественный порядок и безопасность
Не относится к основным вопросам экономики общественного производства

почему производить?
Не относится к факторам, определяющим экономический рост

ориентация на внешний рынок
Не является инструментом преодоления провалов рынка естественных монополий

неучастие государства в активах естественных монополий
Не является сектором современного общества

организационный
Нормативное направление государственного регулирования деятельности естественных монополий

применение государственных стандартов
Общедоступное образование по масштабу потребления относится к ________ общественным благам.

национальным
Общественные услуги общего назначения, оборона страны и услуги по обеспечению общественного порядка и безопасности — это

услуги общегражданского характера
Отрицательные селективные стимулы закрытых цехов

принуждение
Охрана правопорядка относится к

чистым общественным благам
Парето-оптимальное состояние общественного блага в контексте общего равновесия не зависит от

предельных издержек
Предельная норма замещения для 1-го индивида равна 20, для 2-го — 15. Предельная норма трансформации общественного блага в частное равна

35
Представлена процедура оценки предпочтений Чему равен стимулирующий налог для А?

200
Представлена процедура оценки предпочтений Стимулирующий налог для С равен

100
Представляющие государство органы власти и управления, в отличие от других субъектов рынка, обладают особыми правами — правами __________.

принуждения
Проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него — проблема _________.

безбилетника
Проблема фрирайдера обусловлена характерной для общественного блага

неисключаемостью
Программы по борьбе с нищетой относятся к __________ государства.

минимальным функциям
Равновесие, достигаемое при равновесных ценах на общественное благо, соответствующее значениям предельной индивидуальной готовности платить за него, называется ценами _________.

Линдаля
Ситуации, в которых субъекты рыночного хозяйства, действующие в рыночной среде, не могут или не имеют стимулов производить блага (услуги) в социально приемлемых размерах и с должным качеством

провалы рынка
Ситуация, возникающая в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу

сильная ловушка безработицы
Ситуация, когда благосостояние первого индивида снижается, а благосостояние второго остается неизменным, представляет собой

Парето-ухудшение
Ситуация, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение

сильная ловушка бедности
Смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки

клубное благо
Строительство автовокзала оказывает

и положительный, и отрицательный внешние эффекты
Тарифное регулирование провалов рынка не включает в себя

макроэкономическое регулирование
Техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей

неисключаемость блага
Увеличение расхода ресурсов на общественные блага ведет к _____________ производства товаров и услуг на коммерческой основе.

сокращению
Функция, предполагающая, что общество заинтересовано в максимизации значения функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества, — ______ функция общественного благосостояния.

роулсианская
Цель политико-экономических методов регулирования естественных монополий —

Источник

Общественный сектор в условиях трансформации экономики

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, – это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере, в долгосрочном плане. Потому что поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться в основном в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес общественного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес, как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

Необходимо, впрочем, отметить два обстоятельства. С одной стороны, государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства. Это, например, земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемые природные и культурные ценности нации и др. С другой стороны, расходы государства в конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им на нерыночной основе. Таким образом, и запас, и поток ресурсов общественного сектора частично изъяты из рыночного оборота, что сказывается на экономических измерениях и может создавать неадекватное представление о «паразитизме» государства.

В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор, как правило, занимает прочное положение в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других.

Общественный сектор в том виде, как он определен выше, – это составная часть рыночной экономики. В рамках командной системы государство выступало по отношению к хозяйству в роли интегрирующей силы, а не одного из секторов. Это предполагало совершенно особые условия, цели и методы экономической деятельности государства.

Командной системе не удалось на деле полностью подчинить экономику единому плану. В порах этой системы находили себе место элементы предпринимательской активности, как нелегальные, так и частично легализованные в ходе реформ 60–80-х годов в связи с развитием хозрасчета. Однако эволюция менее всего касалась способов участия государства в экономической жизни, поскольку именно государство составляло ядро системы. Поэтому формирование общественного сектора в формах, адекватных природе смешанной экономики, имеет мало общего с консервацией структур и подходов, обеспечивавших функционирование планового хозяйства.

В переходный период общественный сектор формируется заново, что не исключает опоры на накопленный прежде ресурсный потенциал, начиная от имеющихся в распоряжении фондов и до управленческих знаний и навыков.

Ключевой предпосылкой становления общественного сектора выступает приватизация. Имеется в виду не только юридическое закрепление частной собственности, но и начавшаяся несколько раньше переориентация предприятий (во многом независимо от формы собственности) с выполнения плановых заданий на рыночную конъюнктуру и собственные экономические интересы. В итоге государство становится контрагентом самостоятельных предприятий, а также негосударственных некоммерческих структур. Оно более не пытается непосредственно выражать всю совокупность экономических интересов, наличествующих в обществе. А те приоритеты, которые государство стремится отстаивать, находят выражение в политике налогов и государственных расходов, которые превращаются в основные инструменты его воздействия на хозяйственные процессы. Не устраняясь, от решения социально-экономических задач, государство кардинально меняет границы своей ответственности и способы действий.

Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Смотреть картинку Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Картинка про Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками. Фото Несоперничество означает что ограничение доступа связано с крайне высокими предельными издержками

В переходный период удельный вес общественного сектора постепенно уменьшается, но не за счет простого сокращения его масштабов, а за счет опережающего развития частного сектора, повышения его эффективности.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?

2. Почему ресурсы общественного сектора включают не только имущество государственных предприятий и организаций?

3. В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства?

4. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?

5. Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?

6. Каковы причины и условия возникновения естественной монополии? Как можно преодолеть ее последствия?

7. Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Почему они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким образом их можно преодолевать?

8. Что такое неполнота рынков?

9. При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия? Можно ли ее нейтрализовать?

10. Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких условиях некоммерческие организации принадлежат к общественному сектору?

11. Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном доходе и капитале нации?

12. Как оцениваются масштабы общественного сектора?

13. Насколько доля общественного сектора в национальной экономике различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой доли?

14. Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период перехода к рынку?

2. Общественные блага

2.1. Свойства общественных благ

Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Пример. К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромными положительными экстерналиями. «Ядерный зонтик» защищал бы не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить неплательщиков из числа пользователей данного блага, если только не депортировать их из страны. По сути, сходные ситуации имели бы место, если бы жильцам большого дома предложили индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. В подобных случаях мы имеем дело с общественными благами.

Для общественных благ характерны два свойства:

ü увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

ü ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Несоперничество — это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.

Пример. Нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с построенным ранее, если возрастает число судов, проходящих мимо места, где расположен последний.

Таким образом, предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Следовательно, несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.

Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Это особенно очевидно, когда цены, по которым потребители получают доступ к благу, дифференцированы. Так, билеты на один и тот же спектакль продаются по разным ценам в зависимости от расположения мест, билеты на поезд или самолет в зависимости от класса и т.д. Зритель платит за билет в партере дороже, чем за вход на галерку, именно потому, что это позволяет ему приобрести не совсем ту же услугу, которую получают сидящие далеко от сцены.

Для театра постановки спектакля — единый «технологический» процесс, как, впрочем, единым процессом для автозавода является одновременная сборка многих автомобилей на одном конвейере. Но, чтобы вписаться в рыночные отношения, продукцию приходится в конечном итоге продавать теми «порциями», на которые предъявляют спрос индивиды. С позиций производителя результатом деятельности выглядит дневная или недельная продукция завода, спектакль в целом и т.п. Такие результаты могут становиться объектами оптовой реакции. Однако индивидуальный потребитель как субъект рынка на заключительной стадии признает товаром или услугой отдельной автомобиль, место на спектакле и т.д. Именно на них устанавливаются цены, с помощью которых достигается рыночное равнение и эффективное использование ресурсов.

То, что театр или экипаж авиалайнера способны одновременно обслуживать многих потребителей, создавая сразу целые «пуч­ки» услуг, проявляется на рынке главным образом как фактор снижения удельных затрат и оказывается, по сути, частным случаем экономии на масштабе. Между тем, когда речь идет, о таких общественных благах, как регулирование уличного движения или законодательная деятельность государства, налицо не просто совместное потребление. Некоторые блага представляют ценность для индивида лишь постольку, поскольку предназначены не для него одного. Так, полезность услуги регулировщика для отдельного водителя была бы нулевой, если бы ту же услугу не получали одновременно другие водители. Множественность потребителей в подобных случаях существенна не столько точки зрения минимизации издержек, сколько с позиций достигаемого эффекта.

Свойства общественных благ внутренне взаимосвязаны. Все производимые людьми блага, обладающие неисключаемостью, характеризуются в то же время и несоперничеством в потреблении. В противном случае это были бы блага, потребление которых было бы сугубо индивидуальным, но при этом не поддавалось бы какому-либо упорядочению, будь то на основе оплаты, очереди, нормирования или как-то иначе. Даже если бы подобный товар мог быть изобретен, никакая реальная экономика не создала бы стимулов для его производства. В то же время чем сильнее выражено несоперничество, тем при прочих равных условиях, вероятнее неисключаемость.

Выше отмечалось, что несоперничество может иметь место при обычном совместном потреблении благ, однако при этом практически всегда легко указать его границы, например, вместимость зрительного зала, самолета или автобуса. Вспомним, что, с одной стороны, при отсутствии неисключаемости совместно потребляемое благо можно представить в качестве «пучка» частных благ (услуг), пригодных для рыночной реализации индивидуальным потребителям, а с другой — несоперничество означает равенство нулю предельных издержек обслуживания потребителя, то есть возможность без дополнительных затрат увеличивать «пучок» и выручку от его реализации.

При отсутствии неисключаемости, услуги можно реализовать за плату. В то же время безграничный рост объема реализации при фиксированных издержках экономически неосуществим и в действительности никогда не происходит. На деле несоперничество без неисключаемости свидетельствует всего лишь о том, что размеры предлагаемых для продажи «пучков» услуг превышают спрос при установленных ценах, например, в зрительном зале мест больше, чем желающих посетить спектакль. Но это означает, что ресурсы используются не вполне эффективно либо в связи с просчетами производителей, либо из-за недостаточной гибкости рыночных механизмов, либо в силу технических ограничений (например, автобус, который обслуживает пассажиров в часы пик, приходится выводить на линию и в часы минимальной нагрузки).

Когда границы совместного потребления существуют, то оптимальное использование ресурсов предполагает максимальное приближение к этим границам. При этом для несоперничества уже не остается места, а предельные издержки оказываются положительными, равными равновесной цене последнего элемента «пучка», например цене билета на самое неудобное место.

Когда же речь идет о типичных общественных благах, границы несоперничества практически недостижимы в реально су­ществующих обстоятельствах и нередко с трудом поддаются точной фиксации. Это в значительной мере и создает предпосылки неисключаемости. Вместе с тем свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности. Для общественных благ практически невозможны достижения границ несоперничества и исключения индивида из числа потребителей. Это означает, что исключение и соперничество могут быть в принципе мыслимы, но либо несовместимы с конкретными условиями жизни того сообщества, в котором производится и потребляется благо, либо предполагают неприемлемо высокие издержки.

В самом деле, лишь для очень немногих благ, например таких, как законодательство или стратегические ядерные вооружения, численность индивидов, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат, а ограничение доступа к этим благам, если и осуществимо, то для целых групп (например, в случае дискриминационного законодательства), но не для отдельного лица персонально. Применительно к таким благам, которые обладают свойствами общественных в абсолютном смысле, то есть безотносительно к каким-либо пределам, возможно утверждение, что они не делимы на элементы, представляющие собой частные блага. На практике чаще встречаются иные ситуации.

Так, научные знания, подобно законодательству, могут использоваться неограниченным числом индивидов, иными словами обладают свойством несоперничества. Однако существуют механизмы ограничения доступа к ним, в частности, с помощью патентного права, предотвращающего неисключаемость. Важно подчеркнуть, что, если доступ ограничивается, общественное благо в той или иной мере трансформируется в «пучок» частных, что, в свою очередь, ставит под вопрос несоперничество.

Относительным может быть и несоперничество.

Пример. При очень высокой интенсивности движения, дороги и мосты не обладают свойством несоперничества, и их, как правило, целесообразно использовать, регулируя доступ с помощью взимания платы. В этих случаях имеет место аналогия с театральным залом или салоном авиалайнера. Однако на слабо или нерегулярно загруженном участке пути несоперничество возникает постоянно или, по крайней мере, эпизодически. Соответственно даже минимальные ограничения доступа, например введение невысокой платы, способны предотвратить некоторые Парето-улучшения. В то же время нет оснований, считать, что строительство мостов оправдано лишь на магистралях с интенсивным движением. Между полярными ситуациями абсолютного несоперничества, с одной стороны, и тривиального сведения совместно потребляемого блага к строго ограниченному «пучку» частных, с другой, также имеется целый спектр промежуточных вариантов.

Например, поддержание строгого равенства спроса и предложения может быть технически достижимым, но предполагающим исключительно высокую подвижность цен. На практике же на транспорте, в местах отдыха и т.п., в лучшем случае вводятся две-три градации цен по сезонам, дням недели или часам суток, и итоге различные по масштабам перегрузки чередуются с недоиспользованием ресурсов, иначе говоря, границы упомянутых «пучков» как бы размываются. Избежать этого можно, если затратить усилия и средства на точное прогнозирование колебаний спроса и соответствующих равновесных цен, а также на введение множества типов билетов, усложнение контроля и т.п.

В отношении многих благ, пригодных для совместного потребления в широких, однако конечных пределах, возникаем проблема выбора: либо предоставлять их в качестве общественных, открывая свободный доступ для всех желающих, либо вводить стабильные, усредненные цены, не позволяющие поддерживать оптимальную нагрузку, либо, идти на увеличение трансакционных издержек, добиваясь строгого соответствия цен колеблющемуся спросу при предложении, фиксированном на уровне границ несоперничества. Все три варианта чреваты потерями эффективности, и вопрос о том, какой из них обеспечивает наилучшую аллокацию ресурсов, может решаться лишь применительно к конкретным обстоятельствам.

Значимость трансакционных издержек еще очевиднее, когда речь идет о неисключаемости. Ограничение доступа всегда требует затрат. Огромная часть издержек обращения оправдана именно потому, что предотвращает бесплатное присвоение товаров. Если благо допускает совместное потребление, причем фактическое число пользователей далеко от предельно возможного, введение платности нежелательно. Ведь оно не только препятствует расширению потребления при нулевых предельных издержках, но само должно быть обеспечено ресурсами, а значит, увеличивает средние издержки.

Можно сделать вывод, что разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором.

Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.

Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.

Чтобы воспользоваться многими коллективными благами, надо прежде получить доступ в соответствующее сообщество, то есть преодолеть некоторые ограничения, например, внеся плату или доказав свое право на принадлежность к специфической группе. Однако в рамках данного сообщества благо может обладать свойствами общественного для тех, кто к этому сообществу относится. Например, размеры гостиных, библиотеки и спортивных площадок клуба могут обеспечивать несоперничество его членов в потреблении коллективных благ. Нередко практически невозможно (по техническим, экономическим или этическим причинам) исключить отдельное лицо, принадлежащее к сообществу, из числа пользователей какого-либо из конкретных благ, предоставляемых другим его членам. В итоге воспроизводятся, пусть и в миниатюре, те же ситуации и проблемы, которые, когда речь идет о чистых общественных благах, затрагивают все общество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *