Несмыкание связок при пении что это
Дисфония
Дисфония — нарушение голоса, проявляющееся слабостью, хрипотой, осиплостью. При полной потере голоса ставят диагноз «афония». В этом случае появляется дребезжание в речи, но сохраняется возможность говорить шепотом.
Дисфония может возникнуть в любом возрасте по различным причинам, обладает ярко выраженной клинической картиной, благодаря чему диагноз определяется достаточно точно. При этом она хорошо поддается комплексному лечению.
Существует две основных формы дисфонии: функциональная и органическая.
Функциональная дисфония
Функциональную дисфонию диагностируют в тех случаях, когда голосовые связки не могут сомкнуться, воспаление при этом отсутствует. Это состояние чаще всего вызвано неврологическими, эндокринными или психологическими расстройствами. Выделяют различные виды данной формы недуга:
Органическая дисфония
Причиной ее появления являются воспаления в гортани. Нередко возникает и при травмах или дефектах в развитии связок голоса.
При такой форме дисфонии просвет гортани уменьшается, происходит изменение голоса. Органическая дисфония является кратковременной, функциональная — длительной.
Причины дисфонии
Для функциональной формы дисфонии выделяются такие причины:
Органическая дисфония может возникнуть вследствие:
Лечение (коррекция) дисфонии
Диагностированием и лечением дисфонии занимается прежде всего врач-лор (фониатр). Методы лечения патологии зависят от причин, вызвавших ее. Именно поэтому сначала собирается полный анамнез:
Далее проводятся специальные обследования голоса: стробоскопия, ларингоскопия, электромиография и прочие. Пациент сдает анализ крови. При необходимости производят бакпосев из носоглотки, биопсию, трахеоскопию.
После установки точного диагноза и выявления причины дисфонии назначается комплексное лечение, включающее в себя медикаменты, специальные упражнения, при сложных формах — хирургическое вмешательство.
Коррекцией дисфонии занимается и врач-фониатр, и фонопед (педагог-дефектолог). Часто коррекция бывает комплексной, когда используются и медицинские, и немедицинские средства, такие, как фонопедические упражнения и специальная дыхательная гимнастика.
Препараты, назначаемые при дисфонии, разделяются на общие и местные. Их подбирает только лечащий врач, не стоит заниматься самолечением — это часто приводит к ухудшению ситуации и дальнейшим осложнениям.
Помимо медикаментозных средств используются массажи, фонопедические упражнения вместе с дыхательными и физическими. Обязательно составляется голосовой режим с целью снижения речевой нагрузки. Практикуется иглоукалывание, электросон, гирудотерапия. Эти методы помогают повысить выносливость голоса, скорректировать интонацию, тембр, диапазон, развить эластичность голосовых складок.
Правильно подобранная терапия способна вернуть голос пациента с его нормальными функциями и тональностью.
1 Комментарий
Дифференциальная диагностика дисфонии у детей строго индивидуальна и зависит от возраста пациента. Преждевременно рожденные и новорожденные особенно подвержены риску дисфонии из-за продолжительной интубации, но также следует учитывать хирургические вмешательства (коррекция артериального протока), не исключать возможность развития интракраниального процесса (мальформация Арнольда — Киари, опухоль задней черепной ямки), родовой травмы, врожденной гортанной аномалии или медиастинальной патологии. Иногда о наличии дисфонии свидетельствует аномальный крик ребенка, при появлении которого необходимо провести консультацию у отоларинголога. Хроническая дисфония довольно распространена у детей дошкольного возраста, оказывая негативное влияние на их качество жизни. Профилактика дисфонии прежде всего должна быть направлена на уменьшение повреждения тканей голосового аппарата и поддержку стратегий, улучшающих его здоровье. К превентивным мерам относятся: адекватная гидратация, исключение чрезмерных раздражителей, голосовая гимнастика. Следует избегать обезвоживания, криков, потребления алкоголя, кофеина, курения, приема средств, вызывающих сухость слизистых оболочек. На голос также могут повлиять фоновый шум, плохое качество воздуха и его сухость. Воздействие большого количества экологических или профессиональных раздражителей, таких как химические вещества, дым, пыль и грязь, также может стать причиной дисфонии.
Фонастения
Фонастения – это нарушение голосовой функции, обусловленное дискоординацией работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппаратов. Проявляется быстрым утомлением голоса, его дрожанием, прерыванием, снижением высоты и силы, сужением диапазона. Субъективные жалобы – першение, ощущение «комка» в горле. В диагностике патологии участвуют фониатр и логопед; производится осмотр гортани (ларингостробоскопия), анализ акустических параметров голоса. Лечение включает голосовой покой, дыхательные и фонационные упражнения, физиотерапию, психотерапевтические методы.
МКБ-10
Общие сведения
Термин «фонастения» (от греч. «phone» − звук, «astheneia» − ослабление) ввел в научный оборот немецкий логотерапевт Г. Гутцман в 1890 г. В практической логопедии фонастения относится к функциональным дисфониям. С точки зрения медицины она рассматривается как двигательный невроз, при котором отсутствуют анатомические изменения в голосовом аппарате.
Фонастеническими расстройствами чаще других страдают люди голосоречевых профессий: педагоги (32,6%), вокалисты (7,9%), а также актеры, спикеры. Развитию патологии более подвержены женщины вследствие повышенной лабильности нервной системы и более быстрой утомляемости голоса.
Причины фонастении
Ведущей причиной фонастении выступают функциональные перегрузки голосового аппарата, форсированное использование голоса. Существенную роль играет длительное пребывание в состоянии хронического стресса, повышенная тревожность. Непосредственными триггерами развития фонастении могут послужить:
Патогенез
Правильная голосоподача обеспечивается координированной работой всех звеньев голосового аппарата: мышц гортани, голосовых складок, межреберных мышц, легких, диафрагмы, резонаторных полостей. Рассогласованность слаженной деятельности этих механизмов ведет к возникновению фонастении.
Единого взгляда на патогенез расстройства не выработано. Существует мнение, что оно связано с врожденной недостаточностью голосового аппарата. Часть авторов в качестве ведущего субстрата фонастении называет формирование в коре головного мозга очага застойного торможения, обусловливающего дискоординацию различных механизмов фонации. В настоящее время преобладающей является теория функциональной перегрузки голосообразующего аппарата.
При этом нарушается функция мышц гортани, которые не обеспечивают необходимого натяжения голосовых складок. Во время фонации складки не смыкаются, между ними остается щель, через которую происходит утечка воздуха. Колебания голосовых складок становятся неравномерными по частоте, возможно судорожное сокращение мышц гортани. Форсированная голосоподача приводит к раздражению слизистой гортани и трахеи, развитию невроза глотки.
Классификация
С учетом особенностей течения выделяют острую (без видимых патологических изменений в гортани) и хроническую фонастению (с наличием вторичных изменений). В зависимости от специфических причин развития и особенностей протекания различают следующие виды фонастении:
Симптомы фонастении
Фонастеническая симптоматика складывается из акустических признаков, субъективных ощущений и невротических нарушений. Первое, на что обращает внимание пациент, – голос перестает звучать как раньше. Привычная речевая нагрузка приводит к быстрому голосовому утомлению. Голос становится слабым, прерывистым, охриплым или дрожащим. Изменяется тембр, сужается певческий диапазон, появляются фальшивые ноты, сокращается МВФ (максимальное время фонации). При острых формах фонастении голос может исчезнуть совсем (афония).
Субъективные жалобы представлены различного рода парестезиями. Они включают сухость во рту, ощущение комка и першение в горле, постоянную потребность откашляться. Боль в глотке может возникать даже при тихом разговоре или пении. Постепенно на этом фоне формируется боязнь речи, страх публичного выступления, расстройства сна, которые поддерживают основные симптомы фонастении.
Осложнения
Как правило, проявления фонастении носят преходящий характер, однако при повторном голосовом напряжении могут случаться рецидивы. Это служит серьезным препятствием к выбору желанной специальности, ставит вопрос о профпригодности.
Кроме этого, частые функциональные перегрузки речевого аппарата могут привести к формированию органических изменений: узелков голосовых складок, гипертрофического ларингита, гипотонусной или гипертонусной дисфонии. Боязнь потерять любимую работу нередко служит предпосылкой развития невротического расстройства.
Диагностика
Для выработки и подтверждения диагностической гипотезы пациенту с фонастенией необходимы консультации фониатра и логопеда. Медицинский блок включает эндоскопический осмотр гортани и объективное исследование голосовой функции:
В рамках логопедической диагностики фонастении изучается качество звучания голоса: высота, сила, характер голосовой атаки и фонационного выдоха. На основании полученных данных вырабатывается план лечебно-коррекционной работы. При необходимости проводятся консультации невролога, психотерапевта. Дифдиагностика направлена на исключение органических патологий как причины дисфонии (хронического ларингита, парезов гортани, опухолей и др.).
Лечение фонастении
Целью терапии является восстановление голоса в полном объеме, предотвращение повторных эпизодов фонастении. Первоочередная мера – обеспечение голосового покоя (режим молчания). В этот период рекомендуется проведение беззвучной артикуляционной гимнастики, вибрационного логопедического массажа. Спустя 5-7 дней переходят к фонопедическим занятиям, включающим:
Из медицинских мероприятий в процессе лечения фонастении могут быть полезны хвойные ванны, дарсонвализация области шеи, УЗ-ингаляции. Рекомендован прием поливитаминов. Лицам с невропатической отягощенностью показана психотерапия, аутогенные тренировки, иглорефлексотерапия.
Прогноз и профилактика
Фонастения имеет благоприятный прогноз: после достаточного отдыха голосовая функция восстанавливается. Однако при повторных речевых и вокальных нагрузках возможны рецидивы срыва голоса. Лица, находящиеся в группе риска по развитию дисфонических расстройств, должны систематически наблюдаться у фониатра.
Предотвратить первичное развитие фонастении и ее повторные эпизоды помогает соблюдение гигиены голоса, правильная голосопостановка у вокалистов и актеров, спокойная негромкая речь, исключение нагрузок в период физиологической мутации голоса, во время ОРВИ. Необходимо минимизировать действие стрессовых факторов, повышать психологическую устойчивость.
Как вернуть голос и вылечить голосовые связки
Наш голос — это главный инструмент общения. Благодаря нему мы доносим нужную информацию до окружающих, можем высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Для кого-то голос стал неотъемлемой частью профессии и средством зарабатывания денег (например, для певцов или дикторов).
Но наш голос не всегда звучен и громок. Как любой другой орган или система человека, наш голосовой аппарат может давать сбой.
Состояние, когда голос садится и становится сиплым, в медицине называют дисфонией. Временная потеря голоса называется афонией.
Пропавший или севший голос становится для человека настоящей проблемой, особенно если он представитель речевой профессии.
Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25
или воспользуйтесь формой обратной связи
Почему же возникают такие проблемы? Какое лечение быстро и эффективно их устранит? Какие меры профилактики помогут избежать появления афонии в будущем? Ответы на эти и другие вопросы найдёте в нашей новой статье.
Как возникает голос
Логично, что, если у человека садится или пропадает голос, значит голосовые связки по каким-то причинам не примыкают друг к другу. У человека в этот момент получается только шептать: шёпот возникает при трении потока воздуха о стенки гортани.
Чаще всего проблемы с голосовыми связками ассоциируют с инфекционными болезнями верхних дыхательных путей, но вы удивитесь, что болезни горла — лишь вершина айсберга.
Реальных причин воспаления голосовых связок гораздо больше, и не всегда они связаны с ЛОР-органами.
Причины воспаления голосовых связок
Наличие такого количества причин, вызывающих проблемы с голосом, сильно затрудняет самостоятельную постановку диагноза. Например, определить у себя наличие новообразований в гортани невозможно. Поэтому при появлении осиплости, охриплости или потери голоса необходимо обязательно проконсультироваться с оториноларингологом.Дальнейшая тактика лечения болезни будет понятна после непосредственного осмотра и постановки правильного диагноза.
Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!
Симптомы
Чаще всего боль в голосовых связках обнаруживается на утро. Но крайне редко осиплость или потеря голоса протекает бессимптомно. Помимо проблем с голосом в зависимости от конечного диагноза или состояния, спровоцировавшего поражение связок, у человека могут проявляться следующие симптомы:
Появления хотя бы одного из этих признаков в сочетании с потерей голоса или осиплостью уже достаточно, чтобы записаться на приём к ЛОР-врачу для назначения эффективного лечения. При лечении заболевания доктор опирается прежде всего на результаты осмотра пациента и определения причины патологии.
Как только причина проблем с голосовым аппаратом установлена, можно приступать к лечению горла.
Как лечить голосовые связки?
Традиционно лечением воспаления глотки и гортани занимается ЛОР-врач. Если дисфония связана с инфекционным заболеванием, схема лечения может включать приём антибиотиков, противовирусных или противогрибковых препаратов, противовоспалительных и антисептических средств, леденцов и пастилок от кашля и боли в горле, полоскания горла, проведение ингаляций и курса физиотерапевтического лечения. ЛОР-врач также поможет в случае, если потеря голоса связана с ожогами гортани или воздействием на неё вредных веществ.
Лечением перенапряжённых связок занимается врач-фониатр. После проведённого осмотра пациенту будет назначена схема лечения, включающая помимо традиционных методов лечения специальные упражнения, чтобы проблема впоследствии не повторялась.
Если дисфония — следствие аллергической реакции организма на раздражитель, лечение нужно проводить под контролем аллерголога. Лечением неврологических расстройств и последствий перенесённого стресса занимаются невролог и психотерапевт. Если в ходе осмотра были обнаружены новообразования гортани, дальнейшее лечение необходимо продолжить у онколога.
Таким образом, тактика лечения будет зависеть исключительно от причины, вызвавшей дисфонию или афонию!
Профилактика
Во многом появление дисфонии — это сигнал, что где-то что-то не досмотрели и не уследили за своим здоровьем. Чтобы не пришлось впоследствии лечиться у ЛОР-врача:
Если проблема всё-таки появилась, не занимайтесь самодиагностикой и самолечением: своевременное посещение ЛОР-врача поможет избежать осложнений и ускорит процесс выздоровления.
В «Лор Клинике Доктора Зайцева» приём ведут высоко квалифицированные ЛОР-врачи и фониатры с богатым практическим опытом работы. При появлении первых признаков проблем с голосом, пожалуйста, звоните по телефонам: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04 и приходите!
ФОНАСТЕНИЯ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ
Мировая музыкальная практика свидетельствует, что пение (сольное, групповое или хоровое) является наиболее любимым видом музыкального исполнительства у большинства детей. Певческая деятельность – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация, т.е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Пение – это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т.д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Исполнение песни позволяет ребенку не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
Пение, по мнению выдающегося педагога-музыканта Н.Л. Гродзенской, – это «увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент». Пение как исполнительский процесс развивает у ребенка не только чисто музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку), но и такие психические процессы и качества личности, как внимание, воображение, память настойчивость в преодолении трудностей, умение слушать и воспроизводить мелодию песни.
Специфика организации музыкальной (певческой, инструментальной, вокально-хоровой) деятельности, как в рамках общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного художественного образования, заключается в том, что здесь в качестве учебного материала выступают художественные ценности, накопленные человечеством в области музыкального искусства. Поэтому проблема выбора учебного музыкального материала всегда волновала ведущих педагогов-музыкантов нашей страны (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Менабени, В.И. Петрушин, Н.А. Терентьева, В.Н. Щацкая, Б.Л. Яворский и др.), утверждавших, что музыкальное образование необходимо осуществлять на высокохудожественном, интересном, образно доступном и максимально разнообразном по языку и стилям музыкальном материале, позволяющем наиболее эффективно решать поставленные педагогические задачи.
Взаимосвязь занятий пением с болезнями голосового аппарата у учащихся в классе сольного пения, вокальный ансамбль, хоровой класс объясняется еще и большими нагрузками. При этом обучающиеся чаще подвержены этим болезням, чем состоявшиеся вокалисты.
Многие с первых лет обучения вынуждены посещать фониатора. Часто в раннем возрасте определяются стойкие изменения и заболевания голосового аппарата как функционального так и органического характера. Вероятность того, что подобные изменения сформировались за короткий срок обучения невелика, поэтому, очевидно, что изменения в системе голосового аппарата присутствовали у них и ранее (что подтверждается анамнезами заболевания таких пациентов).
В период формирования, когда голос требует особо бережного отношения, многие закрывают на это глаза, что не может не сказаться в будущем на состоянии здоровья [7, 34].
Самой распространенной причиной возникновения болезней голоса в детском и юношеском возрасте считается нерациональный голосовой режим. Гортань ещё не сформирована и поэтому не рассчитана на нерационально завышенную нагрузку.
К сожалению, в большинстве учебных заведений даже при поступлении в вокальные коллективы учащиеся не всегда осматриваются фониатром, что увеличивает риск развития заболеваний органов гортани.
Среди профессиональных заболеваний голоса первое место занимает фонастения. Под фонастенией обозначают болезни голоса, которые сопровождаются нарушениями его функций без видимых объективных изменений в структуре голосового аппарата. Причинами являются множество факторов. Главная роль отводится нерациональному голосовому режиму. Излишние перенапряжения, чрезмерное употребление крайне верхнего или крайне нижнего диапазона, пение в несоответствующей тесситуре, форсирование всё это неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях голосового аппарата. Существует мнение, что катализатором развития фонастении является неправильная постановка голоса.
Причинами изменений в голосе могут быть и нервные расстройства (процент которых значителен): заболевания, потрясения, истощение, истерии, а также малокровие, заболевания дыхательной системы, женской половой системы, пение в менструальном периоде и, наконец, разные формы истерических заболеваний.
Очень важно обращать внимание именно на расстройства голосового аппарата функционального характера, поскольку их влияние на голос является разрушительным [8, 69].
Диагностирование фонастении затруднительно (нарушения голоса не сопровождаются видимыми нарушениями голосового аппарата), а врачебные мероприятия фониатра малоэффективны, поэтому это заболевание считается очень тягостным для вокалистов.
Характерными жалобами являются сухость в горле, затруднения в процессе пения, утрата звучности голоса, необходимость длительного разогрева голоса, постоянное желание откашляться.
Важно отличить истинную симптоматику от преувеличенных ощущений (свойственных многим). Иллюзорные болезни обычно проходят быстро, так же как и появляются.
Для более точной оценки состояния голосового аппарата вокалиста необходимо провести функциональное исследование голоса с оценкой регистра, диапазона, характера звучания и качества интонации [8, 32].
Однако и этот метод диагностики не может дать 100% точность из-за сопутствующих патологий: изменение тембра голоса, де-, дистонирование, тремолирование звука, тусклость отдельных регистров голоса или тонов, дрожание гортани, надгортанника, мягкого неба, нижней челюсти, языка, губ. Подобное наблюдается лишь в запущенных стадиях болезни, когда петь уже невозможно.
Чаще всего к врачу обращаются на ранних стадиях заболевания с невыраженной клиникой. Объективных признаков дефекта голосового аппарата при этом выявить не удаётся. Лишь на поздних стадиях при осмотре можно обнаружить характерную для фонастении картину: слизь, ослабленное натяжение голосовых связок, иногда приобретающих сине-фиолетовый оттенок при фонации (при спокойном дыхании нормальная розовая окраска), дрожание подбородка и гортани,
Ещё одним методом диагностики является стробоскопия. Это наблюдение за движением голосовых связок непрямой ларингоскопией с применением прерывистого света (с помощью стробоскопа).
В результате функциональных нарушений, точнее из-за плохого смыкания связок, возникает расстройство голосообразования. Отсюда возникают проблемы с дыханием, а, следовательно, быстрая утомляемость, перебои звуковоспроизведения, отдельные регистры или ноты могут выпадать, тембр ухудшается.
Существует и так называемая ложная фонастения, встречающаяся у вокалистов с чрезмерной нервной возбудимостью. Ложная фонастения является лишь одним из симптомов общего нервного состояния, не являясь нозологической единицей.
Лечение фонастении является в основном общеукрепляющим и предусматривает устранение причины, инициирующей развитие заболевания. Поскольку большой процент приходится на нарушения нервной системы, стоит начать именно с её укрепления. В комплекс лечения входит укрепление общего тонуса и психологическое воздействие на пациента.
Из физиотерапевтических процедур при фонастении очень эффективны гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны), электризация, диатермия, массаж, гармоническая вибрация (по Малютину), синхронная фарадизация. Ряд авторов рекомендует лечение фонастении методом иглорефлексотерапии. Также распространено полоскание горла настойкой из листьев шалфея, цветов ромашки.
Если рассматривать медикаментозное лечение, то при органических нарушениях нужно воспользоваться противовоспалительной терапией, антигистаминными средствами, инстилляцией масел в гортань. Если выражены вазомоторные изменения, то хороший лечебный эффект окажут вливания в гортань масел в сочетании с суспензией гидрокортизона и витамином С.
При фонастении широко показана дополнительная седативная терапия (седуксен, элениум, тазепам). Для повышения тонуса этим лицам рекомендуется назначать пантокрин, женьшень. Для профилактики инфекционных осложнений рекомендуется использовать фузафунгин (биопарокс).
Для профилактики рецидива фонастении необходимо оберегать себя от нервных напряжений, избегая перенапряжений и различных конфликтных ситуаций.
Интересен такой метод лечения как заглушение, под воздействием которого довольно быстро исчезают длительные парезы голосовых связок, несмыкание, вялость и другие патологические изменения в функциональном голосообразовательном аппарате. Принцип действия сводится к стимуляции голосовых связок, их тонуса.
Даже абсолютно здоровые люди, подвергшиеся заглушению, начинают говорить более громким и высоким голосом, чем обычно.
Метод заглушения широко распространен в настоящее время в западноевропейских ларингологических клиниках и в фониатрических учреждениях для лечения функциональных болезней голосового аппарата.
Сам образ жизни вокалистов значительно влияет на склонность к ряду заболеваний [8, 55].
Иногда наблюдаются сложно объяснимые случаи, когда вокалисты с сильно изменёнными структурами голосового аппарата великолепно поёт, другое дело как это скажется на голосе в дальнейшем, но иногда даже при незначительных изменениях вокалист теряет способность петь, или говорить.
Богатый голосовой материал можно встретить не часто, при условии, что в течение жизни многие этот дар утрачивают по разным причинам.
К сожалению, с каждым годом всё чаще у знаменитых, выдающихся певцов выявляются дефекты в системе голосового аппарата, которые значительно мешают работе профессионалов.
Подводя итог, хочется как-то обезопасить вокалистов. Возникает необходимость создать обязательные для всех вокалистов врачебно-фониатрической диспансеризации от детей до профессиональных, заслуженных мастеров. Скорее всего, процент фонастений особенно в запущенных стадиях, снизится, благодаря своевременному выявлению проблем в системе голосового аппарата [16, 46].
список ЛИТЕРАТУРЫ: