Несадиковский ребенок что это значит
Что такое «несадиковый ребенок»
Нередко мне приходится в своей практике слышать определение «несадиковый ребенок» – так говорят родители, чьи дети часто болеют, плачут, капризничают и не хотят идти в детский сад. На самом же деле, по статистике, по-настоящему «несадиковыми» является не более 5% детей, все остальные – всего лишь неадаптированные, но давайте обо всем поговорим поподробнее.
Как уже было сказано выше, основные причины, по которым родители заносят детей в категорию «несадиковые», можно разделить на две большие группы – частые болезни и психологическая неготовность.
Итак, первая группа – частые заболевания
К сожалению, так бывает довольно часто. Ребенок, попадая в детский сад, в новый для себя микроклимат, сталкивается с огромным количеством микроорганизмов и, как следствие, начинает болеть. Тут все зависит от иммунитета – у кого-то защитные силы крепкие, в таком случае ситуация довольно быстро стабилизируется, а вот те, кто послабее, часто простужаются. Являются ли такие дети несадиковыми? Нет! Им просто нужно помочь адаптироваться и укрепить здоровье.
При частых простудах по возможности рекомендуется забрать ребенка на некоторое время из детского сада, полностью пролечить и дать время организму на восстановление. Можно и нужно посетить иммунолога, который проводит специальное обследование и определяет степень снижения иммунитета.
Старшая дочь ходила в сад по графику неделю ходит три болеет, это продолжалось 3 года.
Это необходимо ему для того, чтобы составить комплексный план коррекции – витамины, иммуномодуляторы, профилактические противовирусные средства. Отдельным моментом, очень важным пунктом является закаливание.
Вторая группа – психологическая неготовность
К сожалению, бывает так, что ребятишки идут в сад не просто без желания, а даже со слезами и истериками. Некоторые малыши психологически страдают настолько сильно, что у них могут развиться нервные тики, недержание мочи или кала.
В таких случаях, разумеется, ребенку нужно помочь – обратиться к специалистам – неврологу и детскому психологу, они помогут и медикаментозно, и групповыми и индивидуальными занятиями. Со стороны родителей требуется внимание, нежность, поддержка, забота и любовь. И тогда сообща можно будет нормализовать психологическую ситуацию и отношение ребенка к детскому саду.
Несколько слов о правильной адаптации к детскому саду
Первое, что нужно сделать, это разузнать расписание детского сада, режим, во сколько дети завтракают, во сколько гуляют и во сколько ложатся спать. И постепенно, обязательно – заранее – перевести своего малыша на такой же режим. Тогда к моменту похода в сад он уже будет «жить на одной волне» с другими детьми.
Я бы посоветовала сходить с ребенком на экскурсию в выбранный садик, поиграть там на детской площадке, покататься на качелях. Во время прогулки можно даже знакомиться с детьми и воспитателями. Если ребенок заведет себе друзей в такой расслабленной обстановке, ему будет гораздо легче принять новые для себя условия жизни. Даже, если приятелей он за время прогулок не найдет, по крайней мере, он привыкнет к самому месту, а ведь для малышей это имеет большое значение.
И, самое главное, необходимо выделить время, чтобы ввести ребенка в детский сад постепенно. В первые несколько дней приходить на час-два, оставаться в группе вместе с малышом. Когда станет понятно, что малыш адаптировался, можно начинать оставлять его одного. Сначала на пару часов, потом до обеда, затем до дневного сна и, наконец, на целый день. Такое плавное вливание в коллектив щадит психику ребенка и смягчает изменения в его жизни.
Что касается болезней, здесь, возможно, ситуация посложнее. К сожалению, застраховаться от сопливых и кашляющих малышей в детском саду невозможно. Всегда найдутся родители, которые приводят нездоровых детей, заражающих других.
Чтобы снизить вероятность и частоту простуд в детском саду, рекомендуется:
– закаливание – этому нужно уделять время с самого рождения, каждый день, без перерывов на выходные и праздники (только при болезни мы отменяем ежедневные процедуры);
– использование профилактических противовирусных средств;
– прививки – от гриппа за 1,5 месяца до предполагаемой эпидемии и Пневмо 23, рекомендованная часто болеющим детям для защиты от инфекций;
– правильное, здоровое питание с упором на фрукты, овощи и кисломолочные продукты, улучшающие флору кишечника, а, следовательно, и иммунитет.
Крайне важны навыки гигиены и опрятности, особенно, частое мытье рук. Объясню, почему: дело в том, что при чихании ребенок прикрывает рот рукой, поэтому на ладони оседает огромное количество различных микроорганизмов, в том числе и вирусов. Затем этот болеющий ребенок берет игрушки, хватается за ручку двери, распространяя возбудителя повсеместно. Здоровый ребенок трогает те же самые предметы, «цепляя» таким образом вирус. Что дальше? Зависит от воспитания. Приучите своего ребенка часто мыть руки и ни в коем случае не брать их в рот, и тогда он попросту «смоет» вирус в раковину. Дети, далекие от правил гигиены и опрятности, как показывает статистика, чаще болеют гриппом и другими инфекциями.
Аргументы в пользу детского сада
Кроме знаний, детсад дает опыт общения со сверстниками. Некоторые родители считают, что малышу достаточно общения с детьми их друзей или соседскими карапузами. Однако такие встречи бывают от случая к случаю, раз-два в неделю. Во-вторых, круг общения все равно ограничивается одним-двумя детьми. Наконец, сын или дочь не сможет самостоятельно выстраивать взаимоотношения со сверстниками, поскольку вы всегда начеку, контролируете и бдите, а ребенок хочет, может и должен САМ. В коллективе группы детского сада существуют свои правила, иерархия и т.д.
Помогите своему ребёнку
Социальные навыки. Готовность малыша к садику определяется в том числе его самостоятельностью. Важно, чтобы ребенок был приучен к горшку, не сосал соску, умел самостоятельно кушать, пить из стакана, а не из бутылочки. Хорошо, если малыш может дослушать историю до конца, умеет доступными ему средствами рассказать о своих впечатлениях. Важен и опыт его самостоятельного пребывания вне дома (у родственников или знакомых).
Дайте время. Родители, которые отдают малыша в садик летом, выбирают самое оптимальное время. С одной стороны, проходят выпускные, группы реорганизуются, завершается ремонт. С другой, ещё не начались занятия, дети много времени проводят на улице, и адаптация проходит легче.
Недетсадовский?
Почему же привыкание к детскому саду у всех детей проходит по-разному? Труднее всего адаптируются малыши, круг общения которых ограничен семьей. Легче привыкают к новой обстановке детки, привыкшие гостить без родителей у бабушек, теть, знакомых. Проще и тем, у кого есть братья и сестры. В общем, чем больше общения хорошего и разного, тем лучше.
«Несадовский» ребенок
Однако даже при самом благоприятном стечении обстоятельств перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Это неизбежно воспринимается как большая потеря, как дефицит внимания и заботы.
На все эти вопросы, касающиеся конкретного ребенка, может дать точный ответ только специалист, ознакомившийся со всеми его индивидуальными особенностями. Если родители испытывают серьезную озабоченность, то им надо обратиться за консультацией к детскому психологу. Но предварительно следует сориентироваться в тех общих рекомендациях, которые дают психологи в большинстве подобных случаев. Не исключено, что тогда какие-то вопросы отпадут сами собой, а решение конкретных проблем обозначится более четко.
Но как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет доктор Бенджамин Спок отмечает: «Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома». И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стресс для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили».
Однако сам доктор Спок убежден: «Это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд».
Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего необходима уверенность, что не только ваш ребенок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна. Немаловажно, какое впечатление производят на родителей воспитатели. Если воспитатель вам несимпатичен, это еще не значит, что он плохой профессионал и скверный человек. Но это повод задуматься. Потому что такая эмоциональная оценка скорее всего свидетельствует о серьезном расхождении во взглядах, целях, ценностях, самом стиле поведения воспитателя и родителей. И это рассогласование ребенок может воспринимать обостренно, мучительно подстраиваясь то к одному, то к другому стилю.
Надо присмотреться и к поведению детей. Если дети в саду «стоят на голове», то скорее всего там царит анархическая вольница и воспитатели, погруженные в собственные проблемы, не уделяют детям должного внимания. Но ничуть не лучше, если дети «ходят по струнке», пугливо оглядываясь на воспитателя. Ни в джунглях, ни в казарме малыш не сможет чувствовать себя комфортно. Если атмосфера данного учреждения вас не устраивает, всерьез задумайтесь о переводе ребенка в другой сад. Но этот шаг может быть приемлем однажды или дважды. Если же в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребенка в постоянное кочевье, то тем самым лишите ее стабильности и ввергнете его в бесконечный стресс.
Но даже самый лучший детский сад может служить дополнением к семье, но никак не заменять ее. Ребенку там многое дано, но многого и недостает. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.
Несадовский ребенок
Что необходимо ребенку и его родителям для адаптации к детскому саду.
Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его родителям три недели со дня первого посещения группы. Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на консультацию родителей ребенка.
Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он сам, воспитатели группы и родители малыша.
В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется «местом ужаса», в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и тем же воспитателям?
Проблемы адаптации ребенка в детском саду. Что же делать? Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.
Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько слышать от мам «несадовских детей», что они отдают двух-трехлетнего малыша в сад для того, чтобы тот «научился жить в коллективе»!? Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими родителей, это может вызвать колоссальный стресс.
А это значит, что маме и папе «несадовского ребенка» ничего не остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.
Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и запросам малыша.
Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка. Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и ознакомиться с предметно-развивающей средой.
В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень беспокойства ребенка, насколько он встревожился. Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять пойдет в гости, можно сходить в группу. Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем вечером, после дневного сна.
Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.
Важно также постараться объединить и сплотить родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями (вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.
Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя независимой личностью.
Дорогие родители «несадовских детей»! Попробуйте выполнять эти простые рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины перед своим ребенком.