Нерешительный человек что незакаленный меч
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе (конспект урока с презентацией)
Содержимое разработки
Елена Владимировна Баландина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 86 Москвы
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Формирование умения применять правило в письменной речи.
3. Обогатить словарный запас детей (подбор однокоренных слов, образных выражений)
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся.
выпишите из предложений грамматические основы, укажите вид сказуемого.
Из какого произведения предложения?
Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
Охарактеризуйте сказуемое, измените время сказуемого. Как будет звучать в настоящем времени? (НУЛЕВАЯ СВЯЗКА)
Основу повести составляют картины восстания Пугачёва.
Измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Как называлась глава? («Суд», 14 гл.)
Эпиграф к этой главе – пословица «Мирская молва – морская волна». ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ пословицы. На каком худ. приёме основана пословица?
Объясните постановку тире.
КОГДА ставится тире между подлежащим и сказуемым?
НА КАЖДУЮ СТРЕЛКУ придумайте пример
С чьим рассуждением вы согласны?
Когда между подлежащим и сказуемым, выраженным сущ. или числ. НЕ ставится тире?
При каком условии ещё не ставится тире (нет на слайде: глагол-связка, сказуемое впереди подлежащего)
Измените пословицу так, чтобы тире не ставилось.
К ДОСКЕ: составить алгоритм применения правила КАК ВЕРНО ПОСТАВИТЬ ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛ. И СКАЗ. (2 человека)
Итак, столкнувшись с составным именным сказуемым, вы должны определить правильный путь решения задачи о постановке тире. На этом пути будет несколько шагов, каждый из которых надо обдумать. Этот, путь, и эти шаги можно изобразить в виде схемы.
ПРОВЕРКА, ОБСУЖДЕНИЕ АЛГОРИТМОВ НА ДОСКЕ.
Примените любой из алгоритмов постановки тире.
Укажите предложения, в которых надо поставить тире.
Перед сравнительным союзом, стоящим между подлежащим и сказуемым, тире не ставится. Однако слова, стоящие перед именным составным сказуемым, представляют опасность и могут спровоцировать ошибку.
Назовите сравнительные союзы
Объясните наличие или отсутствие запятой перед союзом КАК.
Нужна ли запятая в предложении Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка? Да, потому что в первом предложении она отделяет сравнительный оборот, а в других нет оборота.
В предложении Одуванчик словно живое золото запятая не нужна, так как мы имеем дело со сказуемым.
Попробуйте потренироваться в этом умении:
. Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?
1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка.
2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть.
3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится.
4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится.
5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.
Прочитайте 2 текста. В каких предложениях и почему надо поставить тире?
Какая общая мысль объединяет оба текста? (морально-этическая тема)
Пейзаж не довесок к прозе и не украшение.
Грустить о прошлом скучная работа.
Дело художника рождать радость.
Грач, конечно, птица умная и самостоятельная.
Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь.
Лес точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
Люди дороже золота.
Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперёд.
Иванов, по-видимому, хороший врач.
Газета не только коллективный пропагандист, но и агитатор.
В этом городе знать три языка ненужная роскошь.
Быть поэтом значит дерзать, думать, хотеть, сметь.
Средняя скорость движения по трассе шестьдесят километров в час.
Ваша статья только начало долгого и кропотливого исследования.
Объясните, почему в предыдущем задании 3-е предложение является «ловушкой». Можно ли придумать задание, в котором «ловушкой» будет предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже? Попробуйте свои силы.
Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить тире.
Работа на карточках
Вставьте пропущенные знаки препинания. Вариант 3
Гулять перед сном вот здоровая привычка.
Старательно учиться это первая ваша задача.
Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания.
Написать письмо дело простое
Эта книга чья?
Это позорно отступить.
Земля велика и прекрасна.
Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
Большая Медведица семь ярких звезд.
Бастовать наше право.
Вставьте пропущенные знаки препинания. Вариант 2
Ты чей?
Производительность станка 200 деталей в час.
Весенние облака сказочные чудовища.
Наш долг сохранить урожай.
Расставанья и встречи две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
Ритм музыки четкий.
Погода несносная.
Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так?
Он банкир.
Грамоте не учиться дураком остаться.
Вставьте пропущенные знаки препинания. Вариант 1
Чашка чья?
Дорога отвратительная.
Судить людей легко.
Мы с тобой родные братья.
Работать вот удовольствие.
Грустно расставаться навсегда.
Каждый человек кузнец своего счастья.
Простить предателя невозможно.
Ты известный спорщик.
Подведение итогов урока.
Содержимое разработки
виною было отсутствие
я мог быть обвинён
2) Я знаю, что в настоящем времени глагол-связка опускается. Значит, в предложении Мой брат – врач связка нулевая.
Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
1) Сады сажать жизнь украшать.
2) Любовь к людям лучшее богатство.
3) Семь загадочное число.
4) Бедность не порок.
Укажите предложения, в которых верно поставлено тире между подлежащим и сказуемым.
1) Январь – конечно зимний месяц. 2) Наш долг сохранить урожай.
3) Упрямство – это порок слабого ума. 4) У лжи ноги – коротки. 5) Услужливый дурак – опаснее врага. 6) Жить – Родине служить. 7) Она – моя сестра.
Чем выражены главные члены?
Чем выражены главные члены?
Есть ли глагол-связка?
Чем выражены главные члены?
Чем выражены главные члены?
1. Помочь ближнему изведать радость.
2. Все десять пальцев не могут быть одинаковой длины.
3. Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений.
4. Хотеть значит мочь.
5. Пустой колос всегда кверху нос дерет.
6. Наскоро делать переделывать.
7. Замечательный поэт Александр Пушкин.
8. Век прожить всякое пережить.
9. У лжи ноги коротки.
10. За все браться ничего не сделать.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка .
Гром прогрохотал по нему, словно колеса простучали по булыжной мостовой .
Одуванчик словно живое золото.
Нет никакого знака
Нет никакого знака
Нет никакого знака
Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?
1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка. 2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть. 3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится. 4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится. 5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.
2. Привычка вторая натура.
3. Незаконченное дело что конь о трех подковах.
4. Не исправить ошибку значит совершить новую.
5. Пеший конному не товарищ.
6. И хорошее слово хорошо один раз.
8. Одна зима на родине лучше ста весен на чужбине.
9. Крутая гора мученье для коня крутой человек мученье для людей.
Попробуйте расставить знаки в следующих «отрезках» предложений:
Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире .
1. Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть. 2. Человека считают царем природы не случайно. 3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью. 4. Степа был квадратный и неторопливый парень. 5. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями. 8. Хозяин в поле трактор.
I. В странах Востока с большим уважением относятся к старикам. Быть стариком большая честь. Назвать кого-нибудь стариком значит оказать ему уважение.
II. Быть вежливым обязанность каждого человека. Очень важное проявление вежливости поздороваться первым. Не отвечать на приветствие верх невоспитанности.
Расставьте знаки препинания.
1) Помочь ближнему изведать радость. 2) Лгать это прыгать с крыши ночью. 3) Учиться всегда пригодится.
Обозначьте грамматическую основу?
Обозначьте грамматическую основу.
Верблюд не знает, что он горбат.
Храбрость безума – что корабль без груза.
Да еда хороша, что своим трудом заработано.
Стадо без пастуха – что сад без садовника.
То, что Мало варилась, остается сырым.
Учёные бездельник – что тучи без дождя.
Ёж считает, что у его сына шерстка мягкая.
Нерешительный человек – что незакаленный меч.
Рот без Зубов – что мельница без жерновов.
Плохой друг – что дырявая шуба.
Сказанное слово – что выпущенная Стрела.
2 только одно подл.
6подл : то, а сказуемое варилось или просто подчеркни варилось
Рот а дополнение без зубов
Найти грамматическую основу : озеро будто огромное зеркало, в котором отражаются обрамляющие его деревья?
Найти грамматическую основу : озеро будто огромное зеркало, в котором отражаются обрамляющие его деревья.
Травка после дождя стала сочной, яркой, мягкой, будто бархат.
Свинцовые тучи как будто плакали.
Придумай свои пары слов с противоположным значением?
Придумай свои пары слов с противоположным значением.
Обозначьте грамматические основы предложений?
Обозначьте грамматические основы предложений.
Прочитайте пословицы и определите спряжения глаголов?
Прочитайте пословицы и определите спряжения глаголов.
Семеро одного не ждут.
Слово пуще стрелы разит.
Хорошие вести не лежат на месте.
За одного учёного двух неучёных дают.
Пастушок мягко похлопывает теленка по шелковой шерстке и гонит его к стаду коров сделать синтаксический разбор?
Пастушок мягко похлопывает теленка по шелковой шерстке и гонит его к стаду коров сделать синтаксический разбор.
Октябрь был холодный и ненастный трава в саду полегла над лугами плыли серые тучи сыпался грустный дождь пастухи перестали гонять на луга стаде до весны затих пастуший рожок?
Октябрь был холодный и ненастный трава в саду полегла над лугами плыли серые тучи сыпался грустный дождь пастухи перестали гонять на луга стаде до весны затих пастуший рожок.
Где нет труда сады там не цветут где нет любви к труду там мир пустыня грамматическая основа?
Где нет труда сады там не цветут где нет любви к труду там мир пустыня грамматическая основа.
Соедини слова в грамматическую основу и составь предложения?
Соедини слова в грамматическую основу и составь предложения.
Солнце туча дождь цветы.
Затих полился выглянуло надвинулась ожили.
Быстро правдиво мало ровно долго начало далеко нельзя ожидать что то делать кое как.
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе (конспект урока с презентацией)
Содержимое разработки
Елена Владимировна Баландина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 86 Москвы
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Формирование умения применять правило в письменной речи.
3. Обогатить словарный запас детей (подбор однокоренных слов, образных выражений)
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся.
выпишите из предложений грамматические основы, укажите вид сказуемого.
Из какого произведения предложения?
Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
Охарактеризуйте сказуемое, измените время сказуемого. Как будет звучать в настоящем времени? (НУЛЕВАЯ СВЯЗКА)
Основу повести составляют картины восстания Пугачёва.
Измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Как называлась глава? («Суд», 14 гл.)
Эпиграф к этой главе – пословица «Мирская молва – морская волна». ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ пословицы. На каком худ. приёме основана пословица?
Объясните постановку тире.
КОГДА ставится тире между подлежащим и сказуемым?
НА КАЖДУЮ СТРЕЛКУ придумайте пример
С чьим рассуждением вы согласны?
Когда между подлежащим и сказуемым, выраженным сущ. или числ. НЕ ставится тире?
При каком условии ещё не ставится тире (нет на слайде: глагол-связка, сказуемое впереди подлежащего)
Измените пословицу так, чтобы тире не ставилось.
К ДОСКЕ: составить алгоритм применения правила КАК ВЕРНО ПОСТАВИТЬ ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛ. И СКАЗ. (2 человека)
Итак, столкнувшись с составным именным сказуемым, вы должны определить правильный путь решения задачи о постановке тире. На этом пути будет несколько шагов, каждый из которых надо обдумать. Этот, путь, и эти шаги можно изобразить в виде схемы.
ПРОВЕРКА, ОБСУЖДЕНИЕ АЛГОРИТМОВ НА ДОСКЕ.
Примените любой из алгоритмов постановки тире.
Укажите предложения, в которых надо поставить тире.
Перед сравнительным союзом, стоящим между подлежащим и сказуемым, тире не ставится. Однако слова, стоящие перед именным составным сказуемым, представляют опасность и могут спровоцировать ошибку.
Назовите сравнительные союзы
Объясните наличие или отсутствие запятой перед союзом КАК.
Нужна ли запятая в предложении Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка? Да, потому что в первом предложении она отделяет сравнительный оборот, а в других нет оборота.
В предложении Одуванчик словно живое золото запятая не нужна, так как мы имеем дело со сказуемым.
Попробуйте потренироваться в этом умении:
. Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?
1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка.
2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть.
3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится.
4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится.
5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.
Прочитайте 2 текста. В каких предложениях и почему надо поставить тире?
Какая общая мысль объединяет оба текста? (морально-этическая тема)
Пейзаж не довесок к прозе и не украшение.
Грустить о прошлом скучная работа.
Дело художника рождать радость.
Грач, конечно, птица умная и самостоятельная.
Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь.
Лес точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
Люди дороже золота.
Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперёд.
Иванов, по-видимому, хороший врач.
Газета не только коллективный пропагандист, но и агитатор.
В этом городе знать три языка ненужная роскошь.
Быть поэтом значит дерзать, думать, хотеть, сметь.
Средняя скорость движения по трассе шестьдесят километров в час.
Ваша статья только начало долгого и кропотливого исследования.
Объясните, почему в предыдущем задании 3-е предложение является «ловушкой». Можно ли придумать задание, в котором «ловушкой» будет предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже? Попробуйте свои силы.
Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить тире.
Работа на карточках
Вставьте пропущенные знаки препинания. Вариант 3
Гулять перед сном вот здоровая привычка.
Старательно учиться это первая ваша задача.
Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания.
Написать письмо дело простое
Эта книга чья?
Это позорно отступить.
Земля велика и прекрасна.
Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
Большая Медведица семь ярких звезд.
Бастовать наше право.
Вставьте пропущенные знаки препинания. Вариант 2
Ты чей?
Производительность станка 200 деталей в час.
Весенние облака сказочные чудовища.
Наш долг сохранить урожай.
Расставанья и встречи две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
Ритм музыки четкий.
Погода несносная.
Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так?
Он банкир.
Грамоте не учиться дураком остаться.
Вставьте пропущенные знаки препинания. Вариант 1
Чашка чья?
Дорога отвратительная.
Судить людей легко.
Мы с тобой родные братья.
Работать вот удовольствие.
Грустно расставаться навсегда.
Каждый человек кузнец своего счастья.
Простить предателя невозможно.
Ты известный спорщик.
Подведение итогов урока.
Содержимое разработки
виною было отсутствие
я мог быть обвинён
2) Я знаю, что в настоящем времени глагол-связка опускается. Значит, в предложении Мой брат – врач связка нулевая.
Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
1) Сады сажать жизнь украшать.
2) Любовь к людям лучшее богатство.
3) Семь загадочное число.
4) Бедность не порок.
Укажите предложения, в которых верно поставлено тире между подлежащим и сказуемым.
1) Январь – конечно зимний месяц. 2) Наш долг сохранить урожай.
3) Упрямство – это порок слабого ума. 4) У лжи ноги – коротки. 5) Услужливый дурак – опаснее врага. 6) Жить – Родине служить. 7) Она – моя сестра.
Чем выражены главные члены?
Чем выражены главные члены?
Есть ли глагол-связка?
Чем выражены главные члены?
Чем выражены главные члены?
1. Помочь ближнему изведать радость.
2. Все десять пальцев не могут быть одинаковой длины.
3. Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений.
4. Хотеть значит мочь.
5. Пустой колос всегда кверху нос дерет.
6. Наскоро делать переделывать.
7. Замечательный поэт Александр Пушкин.
8. Век прожить всякое пережить.
9. У лжи ноги коротки.
10. За все браться ничего не сделать.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка .
Гром прогрохотал по нему, словно колеса простучали по булыжной мостовой .
Одуванчик словно живое золото.
Нет никакого знака
Нет никакого знака
Нет никакого знака
Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?
1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка. 2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть. 3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится. 4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится. 5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.
2. Привычка вторая натура.
3. Незаконченное дело что конь о трех подковах.
4. Не исправить ошибку значит совершить новую.
5. Пеший конному не товарищ.
6. И хорошее слово хорошо один раз.
8. Одна зима на родине лучше ста весен на чужбине.
9. Крутая гора мученье для коня крутой человек мученье для людей.
Попробуйте расставить знаки в следующих «отрезках» предложений:
Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире .
1. Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть. 2. Человека считают царем природы не случайно. 3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью. 4. Степа был квадратный и неторопливый парень. 5. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями. 8. Хозяин в поле трактор.
I. В странах Востока с большим уважением относятся к старикам. Быть стариком большая честь. Назвать кого-нибудь стариком значит оказать ему уважение.
II. Быть вежливым обязанность каждого человека. Очень важное проявление вежливости поздороваться первым. Не отвечать на приветствие верх невоспитанности.
Расставьте знаки препинания.
1) Помочь ближнему изведать радость. 2) Лгать это прыгать с крыши ночью. 3) Учиться всегда пригодится.