Нередко бывало что философия и занятия ею рассматривались властями как источник
Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нравственности?
Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нравственности.
Какие примеры притеснений и гонений на неугодных мыслителей содержатся в этом параграфе?
Приведите, опираясь на знания из курса истории, другие примеры из этого ряда.
До революции 17 года в стране было множество философов.
Но после многих выслали и расстреляли.
Известно что конфликты бывают конструктивными и неконструктивными 1?
Известно что конфликты бывают конструктивными и неконструктивными 1.
Объясни различие между этими типами конфликтов 2.
Опираясь на знание курсов истории и литературы, а также на свой жизненный опыт, приведи примеры конфликтов каждого типа.
Конструктивный конфликт____________________ Неконструктивный конфликт_______________________________.
Опираясь на знания истории, приведите примеры реформ?
Опираясь на знания истории, приведите примеры реформ.
В рамках какого судопроизводства будет рассматриваться дело о возмещении имущественного вреда, приченненого туристу некачественным туристическим продуктом?
В рамках какого судопроизводства будет рассматриваться дело о возмещении имущественного вреда, приченненого туристу некачественным туристическим продуктом?
Кто являются сторонами в судопроизводстве данного вида(назовите каждую из сторон)?
Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите два примера любых других дел, рассматриваемых в судопроизводстве этого вида.
Приведите три авторские характеристики(функций)религии в жизни людей?
Приведите три авторские характеристики(функций)религии в жизни людей.
Опираясь на знание курса социальный опыт и практику приведите пример, иллюстрирующий духовную роль религии.
Из курса истории Древнего мира и Средних веков приведите примеры агрессии одного народа против другого?
Из курса истории Древнего мира и Средних веков приведите примеры агрессии одного народа против другого.
Опираясь на знания по истории, литературе, Другим предметам, Приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе?
Опираясь на знания по истории, литературе, Другим предметам, Приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе.
1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго?
1. Назовите профессии, появившиеся совсем недавно, но просуществовавшие очень недолго.
Проанализируйте причины, приведшие к их ранней «смерти».
2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.
6. В параграфе дана профессиограмма лишь небольшого количества профессий.
Составьте профессиограмму любых двух профессий : журналист, переводчик.
8. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.
Приведите два примера доказывающие правильность высказывания «выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно в курсе происходящего» примеры должны быть из двух разных источников,?
Приведите два примера доказывающие правильность высказывания «выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно в курсе происходящего» примеры должны быть из двух разных источников, из жизни или СМИ и из истории.
Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и тех, которые поддер?
Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и тех, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.
Обществознание, 10 профильный класс. Общественная мысль России. Философские искания XIX века
Презентация по обществознанию «Общественная мысль России. Философские искания XIX века» предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 профильный класс. Общественная мысль России. Философские искания XIX века»
Обществознание, профильный уровень
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. (Из истории русской философской мысли)
Универсальные учебные действия
«Философия истории и социальная философия. — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».
Изучение нового материала
Вспомните. Ч ем характеризовалось развитие духовной культуры в Киевской Руси, Московском государстве? Что изменилось в культурной жизни общества под влиянием Петровских реформ? Где пролегал идейный «водораздел» между западниками и славянофилами?
ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Становление русской философии (предфилософия)
Философия в России XVIII в.
Становление русской философии как науки
Развитие и расцвет русской философской мысли
Современная отечественная философия
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Автор «Слова о Законе и Благодати»
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Владимир Всеволодович Моном́ а х —
Великий князь Киевский (1113 —1125)
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
Игумен псковского монастыря Филофей,
предполагаемый автор концепции
«. внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
XVII век – обособление философии от богословия
Иоанникий Лихуд (греч. Λειχούδης, 1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Русском государстве.
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».
Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.
Юрий Крижанич ( около 1617 — 12 сентября 1683) — хорватский богослов, философ.
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Познавать природу призваны практические науки, развитие которых, по мнению Прокоповича, надо всячески поощрять.
Русской Православной Церкви, публицист,
сподвижник Петра I
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие. обобщения.
Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что, как вы знаете, весьма характерно для философов эпохи Просвещения.
Василий Никитич Татищев
(1686-1750), известный русский историк
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
По словам Г.В. Плеханова, «был одним из самых первых того времени писателей, вплотную подходивших к философским вопросам». Кантемира всего более занимали проблемы нравственности.
«Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», — писал он. Следовательно, человек полностью ответствен за свои поступки.
1. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII ВВ.
Одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии. (Подумайте, почему физика и история изучались именно на философском факультете.) Этому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.
2. Философские искания XIX в.
Пётр Яковлевич Чаадаев
Западничество — сложившееся в 1840-х-50-х годах направление
русской общественной и философской мысли, выражавшее
настроения либеральной и радикально настроенной
интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и
А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др.
Основываясь на признании изначального единства человечества
и закономерностях его исторического развития, они полагали
неизбежным для России пройти теми же историческими путями,
что и ушедшие вперёд западноевропейские народы
Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий
путь развития, на котором Россия вынуждена догонять
развитые страны Западной Европы
Славянофильство — литературно-философское течение
общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века,
представители которого утверждали о существовании особого
типа культуры, возникшего на духовной почве православия,
а также отвергали тезис представителей западничества о том,
что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран
и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом
и культурном развитии
А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы
Славянофилы верили в наличие у России собственного,
самобытного пути исторического развития, принципиально
отличного от западноевропейского пути
Любые попытки направить развитие России в русло западной
цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей
2. Философские искания XIX в.
2. Философские искания XIX в.
Взгляды В. С. Соловьева
• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором всё вновь собирается из хаоса и обживается.
Три силы , три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток , западная цивилизация и славянский мир . Символ первой силы — один господин и масса рабов. Выражение второй силы — «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют (а не последовательно сменяют друг друга). Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила — Россия .
Соловьёв (1853 – 1900 гг.)
2. Философские искания XIX в.
Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим и в произведениях русской классической литературы.
Лев Николаевич Толстой
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Серге́й Никола́евич Булга́ков
Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев
исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком.
Оформились различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в предшествующий период): материалистическая марксистская философия, религиозный экзистенциализм, русский космизм, евразийство.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Евразийство -доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир . Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров
В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился в достаточно догматическом виде марксистский формационный подход. В учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой — более развитой.
Ликвидация на рубеже 80—90-х гг. XX в. марксистского идеологического монополизма в отечественном обществознании, восстановление плюрализма подходов и оценок привели к критике формационной модели общества и усилению внимания к цивилизационному подходу, предполагающему большее внимание к анализу проявлений особенного, прежде всего в культурно-духовной сфере.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД — комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и
права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров
Споры о цивилизационной принадлежности России
Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.
Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.
1. А. Кантемир выделял в философии четыре части: словесницу (логику), естественницу (физику), преемственность (метафизику, знание о сверхъестественном), этику (нравственность). Как в этом подходе отразились представления о философии эпохи раннего Нового времени? Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, что из названного вы бы оставили в составе философии, а что исключили? Почему?
2. Выстраивая свою философскую концепцию природы, М. Ломоносов в качестве первокирпичиков мироздания рассматривал «нечувствительные частицы», существующие в двух формах: элементах — мельчайших неделимых первочастицах и корпускулах — ассоциациях (соединениях) элементарных частиц. При этом ученый подчеркивал, что, хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они существуют реально и вполне познаваемы. Можно ли эти представления считать предвосхищением открытия в последующие столетия атома и молекулы? Обоснуйте свой вывод, привлекая знания, полученные на уроках физики и химии.
4. Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нравственности. Какие примеры притеснений и гонений на неугодных мыслителей содержатся в этом параграфе? Приведите, опираясь на знания из курса истории, другие примеры из этого ряда.
5. Современный российский философ пишет, что вопрос об этой идее, выдвинутой в 20-е гг. минувшего века, «требует специального рассмотрения, возрождения ее в новом качестве с ясным пониманием тех стабилизирующих возможностей, которые в ней содержатся. Огромная роль должна быть уделена проникновению русской и исламской культур. Заметим, что нам легче находить общий язык с традиционным исламом, чем с «латинским христианством». О какой идее идет речь? Разделяете ли вы последний тезис автора?
1) Чем характеризовалась русская философская мысль XI—XVIII вв.?
2) Какое место занимала философия в первых учебных заведениях России?
3) Охарактеризуйте философские взгляды П. Чаадаева на роль России в мировом культурно-историческом процессе. Покажите их трансформацию.
4) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов.
5) Каким видел общественно-исторический процесс В. Соловьев?
6) Что отличало взгляды евразийцев на путь исторического развития России?
7) Как оценивал роль и место России в мировом культурно-историческом развитии Н. Бердяев?
8) Чем характеризуются современные философские взгляды на проблему цивилизационной принадлежности России?
Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нр
авственности. Какие примеры притеснений и гонений на неугодных мыслителей содержатся в этом параграфе? Приведите, опираясь на знания из курса истории, другие примеры из этого ряда.
До революции 17 года в стране было множество философов. Но после многих выслали и расстреляли
Другие вопросы из категории
Читайте также
2)Разделяете ли вы мнение философа о человеке как существе «парадоксальном» и «противоречивом»?Свой ответ подкрепите аргументами.
3)Прокомментируйте мысль Н.А.Бердяева о том,что «человек есть принципиальная новизна в природе».
Вот сам текст:
Философская антропология есть центральная часть философии духа. Она
принципиально отличается от научного — биологического, социологического,
психологического — изучения человека. И отличие это в том, что
философия исследует человека из человека, исследует как принадлежащего к
царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству
природы, т. е. вне человека, как объект. Как существо, принадлежащее к
двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо
противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные
противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он
существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье.
Человек не есть только порождение природного мира и
природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и
участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе
с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое
начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение
и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная
новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его
рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять
человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из
того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его.
состоит в равенстве их прав. Древнеримский философ Сенека (1 в. до н.э.) говорил: «Равенсто прав не в том,что все ими воспользуются,а втом что они всем предоставлены».
ответить на этот вопрос!
Из работы испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди».
Вопросы и задания к документу
1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента?
2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том. что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»?
3. мoгут ли, по-вашему. моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить «тотальное вырождение человечества как тaкoвoгo, возврат к животному состоянию. к окончательному и полному отчуждению»?
4. Что вы скажете о ценности Веры, Надежды и Любви? Можно ли их рассматривать в качестве надежного «плота спасения»? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.