Неречевые звуки для детей что это
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения
Валентина Власова
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения
Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения.
Тема: «Неречевые звуки».
Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «речевые звуки»; формировать навыков выделения неречевых звуков; расширять глагольного словаря (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).
2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый.
Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики (автобус, звучит музыка («мы едем, едем, едем, в далекие края», дети имитируют звук двигателя автобуса (ж-ж-ж-ж-ж).
II. Объявление темы занятия.
— Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)
— Значит, для чего нужны глаза?
— Кто это голос подаёт? (мяукает кошка. Дети ее не видят).
-А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите?. Значит, вам глазки не помогали. А что вам помогли?. Значит, для чего нам нужны ушки?.
Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка.
— Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)
— Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
2) Артикуляционная гимнастика.
(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
(котенок снова мяукает)
4) Гимнастика для глаз «Дождик».
Логопед:- Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем.
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
Под кусточком посидим.
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Приседают, поморгать глазами.
5) Игра «Что ты слышишь?»
— Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.
— Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.
— Какие это звуки: речевые или неречевые?
Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
Логопед:— Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И к автобусу вернулись. (Дети садятся)
III. Итог занятия.
-Где мы с вами сегодня побывали?
— Какие неречевые звуки вы слышали?
— Какие игры вам больше всего понравились.
«Речевые и не речевые звуки. Звуки [а ], [о], [и]. Буквы А, О, И». Программное содержание: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а ], [о], [и],.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. провела Ф. И. О. Зарыпова Марина Николаевна Должность воспитатель Место.
Важность развития неречевого слуха у детей и примеры игр, которые в этом помогут
Все чаще мамы жалуются, что у ребенка «каша во рту», и понять, что он говорит, очень сложно. Неречевой слух – это один из первых факторов, влияющих на речь и развитие малыша. Сначала дети улавливают и дифференцируют простые звуки окружающего мира – стук, скрип, шум, мяуканье кошки, музыку, гудок машины. И только затем становится возможным различение более сложных звуков – фонем (составляющих родного языка). Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух с помощью игровых упражнений.
Пространственный слух, речевой и неречевой слух
Слух – достаточно сложная система. Уши улавливают упругие волны колебаний в окружающей среде и передают их мозгу, который анализирует, запоминает, отличает разные звуки. Иными словами, слушаем мы ушами, а слышим мозгом. Слух тесно связан с речью, умением воспроизводить те или иные звуки, двигаться в такт музыке.
Слуховую систему разделяют на две самостоятельные подсистемы. Они имеют общие механизмы, но осуществляются разными полушариями мозга и отвечают за определенные способности.
Что нужно знать о неречевом слухе?
Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира. А также различение звуков по громкости, длительности, высоте, количеству, определению источника и направления звука. За неречевой слух отвечает доминантное полушарие мозга (у правшей – правое), его височная область.
Этапы развития
Слуховое восприятие человека начинает формироваться с момента рождения. От различения примитивных, громких звуков ребенок постепенно переходит к дифференциации тональностей, фонем и звуков речи.
Наиболее важный этап развития неречевого слуха приходится на первые 3 года жизни:
В дальнейшем неречевой и речевой слух совершенствуются путем многократного повторения и проговаривания звуков и слов. Развитие слуха и речи – двусторонний процесс. Они продолжают активно оттачиваться до 9-10 лет. Но даже во взрослом возрасте развитие не останавливается. Можно улучшать слуховое восприятие и в 20,и в 30 лет. Только придется приложить к этому больше усилий.
Нужно ли его развивать и зачем?
Узнавание и различение неречевых звуков – первый этап формирования речи. Неречевой слух позволяет уловить ритм слов, интонацию, высоту, тембр. С его помощью ребенок узнает знакомый голос, ориентируется в пространстве и познает мир. Он помогает определить, что и где упало, как далеко едет машина, какая погода за окном (ветер, дождь). Таким образом, от неречевого слуха зависит качество познания окружающего мира, развитие речи, взаимодействие с другими людьми, безопасность. Например, при развитом слухе, переходя дорогу, ребенок вовремя услышит шум приближающейся машины.
Как правильно развивать неречевой слух?
Как уже говорилось выше, основной этап формирования неречевого слуха приходится на возраст 0-3 года. В этот период важно предоставить ребенку возможность изучать разные инструменты и просто окружающие предметы. Кидание игрушек на пол, смятие бумаги, стучание по кастрюлям и тарелке – все это способствует развитию слухового восприятия и памяти. Нельзя запрещать малышу таким способом исследовать окружающий мир. Задача родителей сделать среду безопасной: выдать игрушки и предметы, которые не страшно сломать, порвать, которые не навредят здоровью малыша.
Развитию неречевого слуха способствует пение, прослушивание музыки, игра на инструментах. Также его можно развивать целенаправленно, используя игровые упражнения. Во время занятий слуховое восприятие поначалу следует подкреплять зрительными образами («смотри, так звенит колокольчик») и только затем использовать звуки изолированно («что это звенит?»).
Игры для развития
Следующие игры помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, повысить остроту слуха и слуховое внимание. Они подходят для детей разного возраста – 2-3года, 4-5 и 6-7 лет. Для дошкольников старшего возраста задания можно усложнять: использовать большее количество инструментов, комбинации звуков.
Угадай инструмент
Игра развивает слуховое внимание, учит ребенка различать неречевые звуки. Правила:
Магазин
Игра развивает слуховое восприятие, внимание, коммуникативные навыки и речь. Правила:
Длинный и короткий звук
Игра развивает умение воспринимать и дифференцировать неречевые звучания. Правила:
Громкий и тихий звук
Игра учит различать высоту неречевых звуков. Правила:
Часовой
Групповая игра, развивающая слуховое восприятие, неречевой слух и ориентацию в пространстве. Правила:
Самое большое ухо
Игра развивает слуховое внимание и восприятие неречевых звуков. Правила:
Какие нарушения неречевого слуха могут возникать?
Проблемы с неречевым слухом возникают достаточно редко. Определить неладное можно по следующим симптомам:
Причины нарушения
Причина проблем с неречевым слухом обычно мультифакторная:
Способы коррекции
При видимых нарушениях неречевого слуха следует обратиться к специалистам – логопеду-дефектологу, нейропсихологу, неврологу, отоларингологу. Важно исключить возможные заболевания, а при их выявлении – пройти лечение и коррекцию. Только после этого ребенку назначается коррекционная программа. Дефектолог подбирает специальные упражнения, которые учат ребенка более тонко различать неречевые звуки.
В становлении неречевого слуха важнейшую роль играет окружающая среда. Она должна быть развивающая, и с раннего возраста наполненная разными звуками. Стоит обращать внимание ребенка на шум ветра, стук капель дождя, шуршание листвы под ногами, знакомить со звуками животных, звучанием разных музыкальных инструментов. Слушая шумы, ребенок накапливает багаж, который впоследствии позволит ему правильно говорить. Неречевой слух – это основа развития речи, которую можно и нужно развивать.
Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей
Ирина Гурова
Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (звуков окружающего мира, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, шум пылесоса, стиральной машины, музыка и т. д. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться, улавливать и различать разнообразные звуки.
Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе.
Кроме того, важно отметить, что уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.
При обучении важно научить ребёнка различению на слух следующих неречевых звуков:
— звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
— звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;
— звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;
— транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
— звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
— звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Предлагаемые ниже игры, развивающие слух на материале неречевых звуков, можно проводить как индивидуально, так и с группой детей (вместе с братьями, сёстрами и с другими членами семьи).
* «Послушаем звуки» («Послушаем тишину»)
Игра может проводиться на прогулке и дома. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки – шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, плеск воды у берега и др.
Дома можно прислушаться к тиканью часов, звуку пылесоса, стиральной машины, кипению чайника, бульканью супа, шипению котлеты на сковороде, звону посуды, шуму текущей из крана воды и др.
После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, нужно предложить определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух). Можно устроить соревнование: «Кто больше звуков услышит?».
* «В мире звуков»
Взрослый сам издаёт звуки с помощью звучащих игрушек и других предметов, предлагает ребёнку их послушать, а затем самостоятельно их воспроизвести.
Для игры могут понадобиться различные предметы: бумага, полиэтиленовый пакет, книги, карандаши, палочки, камешки, ложки, кубики, мяч и другие игрушки.
Сначала взрослый знакомит ребёнка со звуками, получающимися при манипуляциях с предметами. Для этого можно помять, разрезать или порвать лист бумаги, листать книгу, уронить на пол кубик, постучать карандашами друг о друга, перелить воду из стакана в стакан, пошуршать целлофановым пакетиком. Также стоит привлечь внимание и к звучащим игрушкам (гремящим, пищащим). Затем ребёнок может сам воспроизвести звуки с помощью этих предметов.
* «Кто тебя позвал?» («Угадай игрушку по звучанию»)
После того, как ребёнок научился прислушиваться к звучанию предметов, можно начать организовывать игры на угадывание игрушек и других предметов по звучанию. Для начала нужно использовать небольшое количество контрастных по звуку игрушек. Затем, по мере возрастающих возможностей детей количество игрушек увеличивается.
Суть игры в том, что сначала взрослый предлагает ребёнку послушать, как звучат игрушки, затем убирает их за ширму (можно производить звуки за спиной у ребёнка). Ребёнок слушает издаваемый звук и угадывает, какая игрушка прозвучала. Если ребёнок ещё не научился называть слова, пусть он покажет, какая игрушка звучала. В этой игре можно поменяться с ребёнком ролями: он издаёт звуки, а взрослый угадывает игрушки и называет их.
* «Хитрый карандашик»
Взрослый ставит перед ребёнком несколько предметов из разных материалов: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, картонную коробку, деревянную шкатулку. При постукивании карандашом об эти предметы можно услышать разные звуки. Вначале взрослый даёт возможность ребёнку запомнить эти звуки, неоднократно воспроизводя их. После этого можно предложить ребёнку угадать, что звучит. Рекомендуется начать упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются и другие варианты звучаний.
* «Звучащая посудка»
Игра аналогична предыдущей, только вместо карандаша используется посуда из разных материалов и чайная ложечка. Ребёнок сначала слушает и запоминает звуки, а потом определяет, по какому предмету ударил взрослый.
* «Волшебная палочка»
Можно сказать, что эта игра является усложнением двух предыдущих. Для неё нужно найти (изготовить) «волшебную палочку». Этой палочкой ребёнок стучит по всем предметам, находящимся дома, прислушивается к звучанию. Пусть ребёнок запомнит, что как звучит, а затем уже по просьбе взрослого угадывает звучащие предметы. Палочку можно взять и на прогулку. Полезно меняться с ребёнком ролями – пусть он «озвучит» предметы, а взрослый их угадает.
* «Игра с бумагой»
Взрослый показывает ребёнку разные действия с бумагой, привлекая внимание к издаваемым звукам: мнёт, рвёт, режет ножницами. После этого взрослый выполняет эти действия за ширмой, а ребёнок угадывает. Далее можно добавить дополнительные действия с бумагой: разглаживание смятой бумаги на столе, складывание.
* «Занимательные коробочки (баночки)»
Для игры понадобятся одинаковые пластмассовые или металлические баночки или коробочки. Подойдут яйца от киндер-сюрпризов. В них помещаются разные сыпучие продукты или мелкие предметы (фасоль, горох, гречневая, манная, овсяная крупы, скрепки, мелкие камешки и др.). Ребёнку предлагается послушать звучание коробочек при их встряхивании. Затем, встряхивая коробочки, взрослый просит угадать, что в ней. Звуковые отличия могут быть незначительными для детей, поэтому количество баночек вначале ограничивается тремя, после чего постепенно увеличивается.
Баночки (коробочки) наполняются разным количеством мелких предметов. Например, в одну баночку помещается одно зёрнышко фасоли, во вторую – два или три, третью банку наполовину заполняют фасолью, а четвёртую – полностью. Сначала ребёнок запоминает звучание всех баночек, а потом угадывает их.
Разные баночки или бутылочки (можно использовать флаконы в виде игрушек от детских шампуней) наполняются разными сыпучими веществами. Ребёнок запоминает звучание, а потом угадывает игрушку.
* Игры с «пальчиковым бассейном»
Для игры понадобится пальчиковый бассейн, представляющий собой ёмкость, наполненную фасолью или горохом.
Сыпучие вещества «звучат» по-разному. В ходе упражнений с пальчиковыми бассейнами целесообразно привлекать внимание ребёнка к этим звукам. Особенно детям нравится слушать, как «звучит» фасоль. Эти звуки хорошо сравнивать со звуками воды. Вот некоторые игровые упражнения.
«Море шумит» Ребёнок осуществляет движения руками внутри «бассейна» слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному.
«Ручеёк» Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности «бассейна» и слушает, как «журчит ручеёк».
«Тучка и дождик» Ребёнок держит фасоль (горох, сильно зажав её в кулачке, т. е. с напряжением. Это «тучка». Затем кисть постепенно расслабляется и фасоль медленно падает на поверхность «бассейна». Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью, или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно, «капли» будут падать медленно или быстро.
«Ливень» Ребёнок набирает фасоль (горох) двумя руками, держит некоторое время. Затем через щёлку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.
Когда все эти движения и соответствующие звуки усвоены детьми, можно поиграть в «Звуковые загадки». Например, взрослый выполняет движение, а ребёнок угадывает, на что похож звук: на шум моря или журчание ручейка…Какой дождь прошёл: мелкий или крупный? Можно по очереди загадывать загадки друг другу.
* «Подбери пару по звучанию»
Для этой игры понадобится несколько пар ёмкостей, одинаковых по звучанию (яйца от киндер-сюрпризов, коробочки, баночки и т. д.). Начать, конечно же, нужно с небольшого количества пар (с двух или трёх). Затем, постепенно, количество пар увеличивается. Взрослый сначала показывает ребёнку, как играть в эту игру. Он встряхивает ёмкости, прислушиваясь к их звучанию, и ставит попарно те, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает коробочки и предлагает ребёнку самостоятельно подобрать пары по звуку.
* «Разложи по порядку» или «Что сначала, что потом?»
У взрослого несколько звучащих предметов. Их количество сначала небольшое (2-3). Взрослый знакомит ребёнка со звучанием предметов, предлагает ребёнку самому извлечь звуки. После этого взрослый издаёт звуки в определённой последовательности, и сначала на глазах у ребёнка. Задача ребёнка – вспомнить, какой предмет звучал сначала, какой потом и т. д. и разложить предметы в нужной последовательности. При этом ребёнок может воспроизводить звучание.
Усложнением игры является извлечение взрослым звуков без визуального контроля ребёнка и увеличение их количества.
* Цикл игр «Действуй по сигналу»
В этих играх дети учатся дифференцировать звуки по способу их воспроизведения, громкости, темпу звучания, и выполнять различные действия в соответствии с услышанным.
Взрослый сообщает ребёнку, что светит солнышко, и сейчас он пойдёт на прогулку и в это время звенит бубном. Ребёнок гуляет. После этого взрослый говорит, что погода испортилась, пошёл дождик, и начинает стучать в бубен. Ребёнок должен подбежать к взрослому, т. е., спрятаться от дождя. Взрослый объясняет ребёнку, что он должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Сильный и слабый дождь»
Взрослый предлагает ребёнку на громкие удары бубна или барабана шагать, а на тихие – прыгать.
«Большая и маленькая матрёшки»
Взрослый сначала показывает ребёнку, как идёт большая матрёшка (медленно, передвигая её по столу; затем маленькая (быстро). После этого просит ребёнка показать хлопками ходьбу и бег матрёшек. Затем взрослый за ширмой воспроизводит звуки, а ребёнок хлопает в том же темпе.
Взрослый сначала показывает, как ходит мишка (медленно) и как прыгает зайчик (быстро). Ребёнок получает такую инструкцию: «Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик»! Желательно повторить игру, меняя темп звучания барабана (медленный и быстрый) несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются, а после этого поменяться в игре ролями.
Взрослый объясняет ребёнку, что на медленные удары в барабан на поляне будет гулять волк, а на быстрые – будут прыгать зайцы. Взрослый чередует быстрое и медленное звучание, а ребёнок выполняет соответствующие действия.
* «Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе ребёнок подходит к игрушке, тем сильнее, громче хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем слабее, тише хлопки взрослого.
* Интерактивные игры
Для развития слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков можно использовать компьютерные игры. При этом можно подобрать материал, который соответствует возможностям ребёнка и, затем постепенно усложнять его (есть игры, в которых можно установить разные уровни сложности). Так, например, программа «Учимся правильно говорить» предлагает нам цикл игр на развитие умений различать неречевые звуки: «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Лес», «Колокольчики», «Дождик». Известный портал «Мерсибо» предлагает нам такие интересные игры для решения данной задачи: «Дикие животные», «Домашние животные», «Загадки звуков», «Кто сказал «Му?».
Систематические использование предложенных игр поможет ребёнку стать намного внимательнее, поможет развитию познавательной сферы, фонематического слуха, будет способствовать развитию его речи.
Желаем вам успехов!
Бобкова М. Е. Узнавание неречевых звуков. http://logopedmurom.blogspot.com/p/blog-page_61.html.
— Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, изд. «Союз», 2000.
— Гурова И. С. Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Логопед, № 7, 2012 г., с 89-95.
— Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детство-пресс, 1998.
— Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М: Теревинф, 2007.
Консультация «Игры и упражнения на развитие слухового внимания» Игры и упражнения на развитие слухового внимания1. Что звучало? Демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. п. Ребенок.
Развитие слухового внимания: шумовые коробочки Одной из главных задач детского сада как начальной ступени образования является создание условий для формирования правильной речи у воспитанников.
Игры на автоматизацию звуков, развитие слухового внимания и фонематического восприятия Игры на автоматизацию звука, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Игры, проверенные временем. Кожухарь А. учитель-логопед.
Картотека игр на развитие слухового внимания РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание.
Конспект занятия по обучению грамоте «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков; объяснить различие понятий «звук» и «слово».
Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста» Развитие слухового внимания у детей младшего возраста. С самого рождения человека окружает множество звуков. Но младенец не способен их.
Консультация для родителей «Развитие слухового внимания» С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но.
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» Обучение грамоте в старшей группе. Тема: «развитие слухового внимания и фонематического восприятия». Цель: Учить детей различать неречевые.
Занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» Занятие на тему: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия для детей 4-5.