Неравный брак о чем картина

Неравный брак

Эта картина поразила современников невероятной экспрессией, акцентом на бытовые сцены и мастерским исполнением. И до сих пор «Неравный брак» продолжает будоражить умы огромным количеством тайн, которые художник «зашифровал» в картине.

История создания картины.

В середине 19 столетия в русском обществе стала невероятно актуальной и болезненной тема бесправия девушек-бесприданниц, которых, по сути дела, насильно, выдавали замуж за богатых, как правило, пожилых, мужчин. Огромный резонанс вызвали пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок», «Бесприданница», «Гроза». В 1861 году Священный Синод издал указ с осуждением браков с большой разницей в возрасте.

Однако решающим фактором, подтолкнувшим Василия Пукирева к написанию картины, стала личная драма. Молодой художник влюбился в Прасковью Варенцову, юную племянницу княгини Щепкиной-Ростовской, но родители выдали ту за пожилого князя Павла Ивановича Цицианова.

Этюд к картине «Неравный брак». На обратной стороне надпись: «Писано съ князя Цицiанова»

Мистика картины.

В 2020 году исследователи живописи решили более детально всмотреться в это поразительное полотно и обнаружили множество невероятных деталей, многие из которых вызывают почти мистический ужас.

Посмотрите внимательно на этот фрагмент.

Обратите внимание на старуху за правым плечом генерала. Посмотрите, как расплываются ее черты, насколько они не четкие по сравнению с окружающими фигурами. Почему так?

Еще один интересный факт: на юной невесте не свадебное, а в бальное платье. Ее руки и плечи недопустимо по церковным меркам открыты. Художник неслучайно так «приодел» девушку: этим он подчеркнул, что на этой свадьбе ВСЕ НЕ ТАК, что это ненормальная свадьба. Это свадьба совершается не в церкви Господа, а в церкви Сатаны.

И, как бы осознавая ненормальность происходящего, священник, совершающий обряд венчания, держит свое лицо в тени.

Однако, и это еще не все. На картине присутствует призрак второй мертвой жены генерала.

Сбывшееся пророчество.

О судьбе несчастной невесты долгое время ничего не было известно, пока в 2002 году сотрудники Третьяковской галереи не обнаружили сделанный в 1907 году карандашный рисунок художника В. Сухова, ставший настоящей сенсацией. Вот этот рисунок.

Внизу надпись: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Так вот, значит, что произошло с печальной красавицей! Супруга богатого генерала закончила свою жизнь в богадельне, оставшись без средств к существованию. Мрачное пророчество сбылось, несчастная девушка присоединилась к сонму обманутых генералом женщин.

Еще одной жертвой «Неравного брака» стал сам художник Василий Пукирев. Нанесенная ему рана так и не заросла: он не женился, был несчастлив и одинок, растратил талант, пил. В 1890 году забытый всеми художник скончался в возрасте 57 лет в унизительной бедности.

Источник: Еще один блог о кино.

Обновлено 21/09/20 15:19:

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем[6], на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.

— В. А. Гиляровский. Москва и москвичи
Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева[8] — Прасковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского[1]. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»[1].

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство[9]. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова[10], Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове[2], а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых[11]. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича[2].

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины[1]. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было»[6].

Источник

Почему картина «Неравный брак» наделала много шуму, и как она изменила общество

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Тема картины

После появления картины «Неравный брак» на академической выставке (1862 г.) вся Россия заговорила о художнике Пукиреве. Трудовую деятельность он начал с создания шедевра русского реалистического искусства, и, впоследствии ему уже не удалось создать работу, превосходнее или даже по уровню равной с шедевром «Неравный брак». Василий Пукирев был назван гением одной картины. Эта успешная работа привлекла внимание общественности и вызвала страстную полемику в прессе.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Герои картины

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Пукирев рискнул это сделать, намереваясь сделать свое полотно более реальным и шокирующим для зрителей, пробудить дремлющее общественное сознание и воззвать к разуму. Детали картины прописаны ярко, рельефно и беспристрастно, что придает картине зрительный объем: герои словно живые, до которых можно дотронуться. Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Вполне возможно, эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Девушку принудительно выдали замуж за старого князя. Весьма вероятно, что эта версия правдива, ведь в 2002 году был найден рисунок 1907 года, на которой запечатлена Прасковья Варенцова. Надпись гласила: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне». Рисунок и надпись доказывают нам и достоверность этой версии, и то, что меркантильное безжалостное общество испортило судьбу молодой девушки. Брак с богатым стариком не принес ей ни счастья, ни богатства.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Пукирев оставил очень яркий след в русском искусстве одной своей работой. Что знаменательно, картина с вызовом всколыхнула общество. Как заметил Илья Репин, она попортила кровь не одному престарелому генералу. А известный историк и публицист Николай Костомаров отказался от женитьбы на молодой особе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Неравный брак. О чём там?

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Здесь тесно, среди полумрака, падающий из окна свет (с левого верхнего угла картины) ярко освещает лишь жениха, невесту, священника и молодого человека сзади невесты. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника, молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, Андрея Александровича Карзинкина ( на 13 лет старше невесты). Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. Тут версия расходится на под версию со слов ещё одного свидетеля событий. Собственно (утверждает инкогнито Выдуманное. Пережитое) увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал. Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца. Между тем Софья в «неравном браке» была счастлива. Если уж на то пошло (свечку не держал), но брак оказался не таким уж и неравным: жениху Карзинкину было всего 37 лет. И, судя по тому, что у пары родилось трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Словом, все остались в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился. Однако критики приняли «Неравный брак» отлично, и казалось, что молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. Он не знал недостатка в женском внимании, был молод и богат. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта и звали девушку Софья Рыбникова. Она на картине в белом платье. Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоит Варенцов.

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню (дочку купца Рыбникова, не фабриканта, утверждают третьи), и хотел даже на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато хорошего человека. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала (продолжает википедия), и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой». По другой версии, озвученной тем же другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории: Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий позади сам В. В. Пукирев, как живой. (В. А. Гиляровский. Москва и москвичи). Согласно этой версии, прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». В образе жениха (по предположению иных), художник изобразил тверского предводителя дворянства собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича… Нет смысла заниматься перечислением глупостей.

Даже если и написал художник В. В. Пукирев свою известную картину „Неравный брак“ с Прасковьи Матвеевны Варенцовой (44 года назад от 1907), то это ни о чём не говорит совершенно. Ведь её жених в свои 37 лет выглядит на все 77, однако, пару «молодых» в церкви рисовал один и тот же человек. И потом, он менял внешность друга на себя прямо на выставке? Или рисовал бороду в «два мазка» прямо перед зрителем? Чушь все эти версии. Рисунок и надпись чьей руки? Появились же они после смерти в нищете автора картины и когда не стало ни Софьи, ни Прасковьи. А при их жизни плодились версии более дешёвые на уровне сплетен.

Я в ответе этом, быть или не быть?
Я, как зритель, осуждаю старика.
Как мужчина, почему бы не любить.
На картине ясно вижу три венка.

Слева требник, обручальное кольцо,
Золотой, преданий палец, жениха…
И плешивый профиль древности отцом
от художника. Какая чепуха!

А близ станции метро на Кулишках
Софья Рыбникова рядом с пожилым,
нынче видится во всех его грехах,
с генералом обветшалым и скупым…

Вышла замуж за Карзинкина она
в переулке Трехсвятительском, Москве,
стала верная для критики жена,
мне же нравится картина, Софья, где

Сидит Соня с офицером молодым
за столом с бокалом красного вина…
«После брака» с офицером боевым
перед мужем и красива и честна.

Генерал лежит поодаль в темноте
на диванчике зелёного сукна…
Дорисует ей Василий декольте?
И у мужа неслучайна рыжина.

Может рыжий и из кожи был диван.
За эскизы говорю картины той,
фуэте бы в кульминации, а там
апельсиновый венок над головой…

Там эскизы только есть у полотна.
Не расставлены приборы, блики, свет.
Аннотации ушли в полутона.
Не закончена картина, но сюжет…

Позади с немым упрёком на лице,
руки скрещенные держит уже так.
Он расскажет о невесте и глупце,
почему он написал «Неравный брак».

* на фото: В. Пукирев. Неравный брак, 1862
22.11.2020, СПб

Источник

Невеста с картины «Неравный брак» В.Пукирева и ее печальная история

Подсмотрела на adme и решила поделиться со своими подписчиками. Такие истории не только интересны сами по себе, по моему мнению, их просто необходимо знать.

С момента написания картины «Неравный брак» прошло 157 лет, но до сих пор она притягивает к себе тысячи посетителей Третьяковской галереи. Здесь нет напыщенных эмоций, заламывания рук и обмороков. Спокойное и трагичное лицо невесты выглядит гораздо красноречивее. Кем же на самом деле была юная невеста, чей печальный образ повлиял на дворянское общество второй половины XIX века?

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Неравный брак был обыденным явлением в XIX веке. Чтобы поправить материальное положение, родители выдавали своих дочерей за престарелых богатых мужчин, которые не то что в отцы, в деды бы сгодились. Родителей мало волновало счастье дочери. Иногда девушки сами стремились вырваться из нищеты и искали богатого престарелого мужа.

Сколько же судеб сломала свадьба по расчету, сколько народных песен и литературных произведений об этом написано! До нас дошла, к примеру, застольная песня «У церкви стояла карета».

За год до написания картины церковь осудила брак с большой разницей в возрасте. Останавливало ли это пожилых женихов? Конечно же, нет. Количество мезальянсов сократилось после того, как на очередной выставке художников общество увидело картину Василия Пукирева «Неравный брак».

Кем же на самом деле была невеста?

На этот счет существуют две версии: либо художник изобразил драму своего друга Сергея Варенцова, либо это личная трагедия Пукирева.

Сергей Варенцов был страстно влюблен в красавицу Софью Рыбникову. Родители девушки решили, что купец средней руки Варенцов недостоин их дочери, и нашли ей более выгодную партию — известного в торгово-промышленном мире Андрея Карзинкина. Он был на 13 лет старше невесты. (Хотя что такое в наше время разница в 13 лет? Пустяки). Поскольку Варенцов являлся дальним родственником Карзинкина, он вынужден был стать шафером на свадьбе своей возлюбленной.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

купец Сергей Варенцов

Только вот сам Сергей Варенцов был категорически против этой версии. Он готовился к свадьбе с другой девушкой, и слава несостоявшегося жениха ему была не нужна.

Скорее всего на картине изображена личная драма художника. Он был влюблен в Прасковью Матвеевну Варенцову.

Прасковья была барышней благородных кровей. Молодой художник несколько раз просил руки девушки, но каждый раз получал отказ. Дело в том, что Василий Пукирев был крестьянином, которому помог выбиться в люди талант художника. Брак дворянки и крестьянина родители Прасковьи сочли невозможным и выдали дочь за богатого пожилого человека их круга. Был ли сам Пукирев на свадьбе своей возлюбленной — об этом история умалчивает. Но его автопортрет можно увидеть за спиной невесты.

О самом женихе мало что известно. Нет, это не тот седовласый мужчина, что изображен на картине. Это собирательный образ. Голову художник писал с князя Павла Цицианова, тело — с предводителя русского дворянства Алексея Полторацкого, а прическу — со знакомого повара.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Историки и искусствоведы долго спорили о том, кто же та самая невеста и чьей версии стоит придерживаться. Споры эти продолжались бы бесконечно, если бы в 2002 году Третьяковская галерея не приобрела карандашный рисунок. На нем изображена пожилая женщина в траурном одеянии. Надпись на портрете гласит: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

О судьбе Прасковьи Матвеевны после замужества мало что известно. Счастливой семейной жизни не получилось. «Богатый и знатный старик сгубил девушке жизнь», — говорили современники. Прасковья овдовела рано. Нет, она не стала богатой наследницей и влиятельной княжной. Свою одинокую жизнь она закончила в приюте. На склоне дней женщина открыла свою тайну художнику Владимиру Сухову. Да, она — та самая невеста, она позировала Пукиреву для картины. И в нее он был влюблен. Почему Прасковья оказалась в богадельне, доподлинно не известно.

Неравный брак не принес счастья ни молодой невесте, ни отвергнутому художнику. Пукирев преподавал в художественном училище, писал иконы и картины на религиозные темы. Жил Василий в невенчанном браке с молодой женщиной Софьей. Был он обласкан, одет и обстиран. Она его любила, а вот он ее? Жениться на Софье Василий не планировал. Нужно ли говорить о том, что значило для женщины XIX века быть сожительницей. Последние годы жизни он провел в нищете, много пил и был парализован. Умер Пукирев 1 июня 1890 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

«Неравный брак» был единственной значимой картиной в творчестве художника. Она не только сделала Василия Пукирева известным, но и повлияла на дворянское общество. Современники художника признавались, что, увидев картину, они отказывались от идеи брака с молоденькой девушкой. Илья Репин писал: «Пукирев много крови испортил не одному старому генералу». И действительно, после появления картины на выставке неравных браков стало меньше.

Сюжет свадьбы престарелого дворянина и девушки стал невероятно популярным. Многие художники пытались повторить успех Пукирева, но у них ничего не вышло.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее, а ее копия находится в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Источник

Как сложилась реальная судьба невесты с картины «Неравный брак» художника Пукирева

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Сюжет картины предельно ясен и не вызывает каких-то двойственных толкований. Конечно, симпатии зрителя могут быть только на стороне несчастной девушки – почти ребенка, ее белое платье как будто светится в полумраке церкви. Кажется, что в полотне нет никаких тайн и загадок. Однако ее предыстория остается до сих пор неразгаданной до конца. Художник изобразил на картине несколько реальных людей, сказав при этом то ли слишком много, то ли слишком мало. Например, друг Пукирева художник Петр Михайлович Шмельков стоит за спиной невесты и смотрит прямо на зрителя; можно там найти и голову рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». А вот шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым. С первых дней выставки слухи о том, что эта картина на самом деле рассказывает о личной трагедии самого художника, не утихали.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Однако, согласно одной из версий, Василий Пукирев изобразил на картине любовную драму своего друга. Молодой купец Сергей Варенцов был влюблен в девушку, но родители предпочли выдать красавицу за человека, на 13 лет старше ее. Причем сам несчастный влюбленный был вынужден исполнять роль шафера на этой свадьбе, так как состоял в родстве с семьей жениха. Правда, как настоящий творец, Василий Пукирев, конечно, придал драматизма своему произведению. Жених тут старше юной невесты как минимум лет на тридцать-сорок. Но на то оно и искусство, чтобы вскрывать пороки человеческого общества. На самом деле, картина «выстрелила» именно потому, что явление неравных браков на тот момент действительно было наболевшей распространенной практикой. Об этом уже начинали говорить в обществе, так как по статистике таковыми являлось уже большинство заключаемых союзов. В феврале 1861 года даже вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте, однако ситуацию он, конечно, не изменил.

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

О том, что версия Сергея Воронцова имеет право на существование, говорят несколько фактов: Во-первых, об этом рассказал в своих мемуарах его родственник Николай Варенцов. Во-вторых, на сохранившемся эскизе картины за спиной невесты также стоит скрестивший руки на груди шафер, который байроновским взглядом буравит жениха, однако тут изображен явно другой человек, действительно очень похожий на Сергея Варенцова!

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Эту «замену действующих лиц» объясняют тем, что к моменту написания картины ситуация у друга художника уже изменилась. Именно этот жизненный случай не стал показательно-трагическим. Прототип заплаканной невесты был очень счастлив в своем неравном браке, а молодой человек буквально через год собрался делать предложение другой достойной женщине, и свое «участие» в картине в качестве несчастного влюбленного посчитал неуместным. По этому поводу он даже поссорился с Пукиревым, и тот в сердцах пририсовал якобы шаферу бороду… В этом месте мемуарист объясняет получившееся сходство с самим художником случайностью, и вот тут мы подходим ко второй версии истории этой картины.

Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в ее судьбе участие. О том, что художник был влюблен в нее и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский:

Н. А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, также вспоминал: «На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Возможно, что, влюбившийся в свою модель, художник действительно сделал ей предложение и получил отказ от знатной семьи, которая предпочла выбрать для девушки более достойный вариант. После чего полотно на самом деле стало автобиографичным, а молодой живописец своим творчеством, похоже, сумел предсказать нерадостную судьбу возлюбленной. Эта версия получила неожиданное подтверждение в 2002 году, когда в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Неравный брак о чем картина. Смотреть фото Неравный брак о чем картина. Смотреть картинку Неравный брак о чем картина. Картинка про Неравный брак о чем картина. Фото Неравный брак о чем картина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *