Неравенство между людьми чем можно доказать история 5 класс
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 7 От первобытности к цивилизации
Стр. 34. Ключевые вопросы
№ 1. К каким изменениям в жизни древних людей привело развитие скотоводства, земледелия и ремесла?
С развитием земледелия, скотоводства и ремесла возникает обмен продуктами труда. С появлением денег обмен превращается в торговлю. Между людьми исчезает былое равенство. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы. Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству.
№ 2. Что историки относят к признакам цивилизации?
К признакам цивилизации ученые относят:
— Появление имущественного неравенства
— Начало правления царей
— Появление армии и чиновников
— Появление письменности, науки и искусства
Стр. 38. Итоговые вопросы
№ 1. Как вы объясните выражение «на смену каменному веку пришёл бронзовый век»? Как это изменение повлияло на хозяйственную деятельность людей?
После открытия металлов появились излишки продуктов. Работая металлическими орудиями, человек мог вырастить урожая больше, чем ему самому было нужно для жизни. Труд одного обеспечивал сразу многих. В поселениях увеличивались стада домашних животных, больше стало ремесленных изделий.
№ 2. Что привело к появлению обмена? Представьте в виде схемы, чем могли обмениваться скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Земледелие и скотоводство вначале существовали вместе, затем произошло разделение: одни племена стали заниматься исключительно земледелием, другие — скотоводством
Между племенами земледельцев и скотоводов возник обмен продуктами их труда. Скотоводам нужны были хлеб и овощи, а земледельцам — шерсть, шкуры, скот, которые в избытке имелись у скотоводов. В поселениях земледельцев появились ремесленники, живущие только за счёт своего ремесла. Они обменивали свои изделия на продукты питания.
Скотоводы (шерсть, шкуры, скот) Земледельцы (хлеб и овощи)
№ 3. Какую роль в обмене продуктами играли деньги? Что использовалось в качестве денег в древних обществах?
Но часто случалось так, что людям приходилось по многу раз обменивать продукты, скот, вещи, чтобы получить то, что им нужно. Для удобства требовался такой товар, на который можно обменивать другие товары. Так появились деньги. В качестве денег использовались раковины, слоновая кость, перья птиц. Удобнее всего оказались слитки золота и серебра. Металл был дорог, его можно было делить на части, он отличался прочностью и не портился от времени. Расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. С появлением денег простой обмен превратился в торговлю. Появились и люди, которые занимались только этим делом, — торговцы и купцы.
№ 4. Сравните родовую и соседскую общины.
А. Заполните таблицу (используйте ранее изученный материал из параграфа 6).
Родовая община | Соседская община | |
---|---|---|
Отношения между членами общины | Члены одного рода | Члены общины не связаны кровными родственниками |
Пользование землей и угодьями | Коллективная обработка земли и равное распределение продуктов | Каждая семья самостоятельно обрабатывает свой участок |
Ведение хозяйства | Община | Отдельные семьи |
Имущественное положение членов общины | Все имущество общее | Появление имущественного неравенства |
Руководители общины, их положение | Старейшина рода. Имел равное положение с общинниками | Вождь. Имел привилегированное положение |
Б*. Какие новые черты появились в сельской общине? Почему это произошло?
Начинают возникать посёлки, где жили уже не родственники, а соседи. Для совместной работы, которая была по-прежнему необходима, люди продолжали объединяться в общины, но уже не родовые, а соседские.
Между людьми исчезает былое равенство. Одни семьи становились богаче, другие беднели. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы.
Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Захваченных на войне пленных старейшины превращали в рабов.
Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству. Теперь положение человека в общине и племени зависело от его происхождения и богатства.
№ 5. Назовите основные признаки цивилизации. Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, районы древнейших цивилизаций. Основными признаками цивилизации являются:
— Вместо вождей начинают править цари
— Появление армии и чиновников
— Появление письменности, науки и искусства
Урок истории (5-й класс) «Появление неравенства и знати»
Класс: 5
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
Задачи урока:
Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Учебное оборудование: ИКТ.
Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
1. Беседа по вопросам:
2. Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
II. Переход к изучению новой темы.
Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)
У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)
У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.
Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?
У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.
Появление неравенства и знати.
III. Изучение новой темы.
План.
1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника (с.24)
Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.
Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.
Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)
Работа с текстом учебника. § 5 п.2
Задача: выяснить, как появился плуг.
Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.
У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
Вывод: в обществе появляется неравенство.
2. Появление неравенства и знати.
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
3. Переход от родовой общины к соседской.
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.
Знать – богатые и влиятельные люди государства.
У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.
IV. Закрепление изученного материала
Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».
Схема фиксируется в тетради.
Объяснение к схеме.
Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.
Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.
Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)
V. Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).
Домашнее задание
Конспект урока 5 класс » Появление неравенства и знати»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
Открытый урок по истории 5 класс по теме
«Появление неравенства и знати»
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Открытый урок по истории 5 класс
Дата проведения : 17.10.2014 год
Тема урока : « Появление неравенства и знати»
1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
3. Содействовать формированию усидчивости.
Тип урока : комбинированный.
Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.
Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2011,
I. Организационный момент (приветствие).
II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:
1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)
3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.
8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)
9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).
III. Изучение нового материала.
1. Обработка металлов.
2. Изобретение плуга.
3. Распад родовых общин.
4. Появление неравенства и знати.
(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.
Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.
Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.
(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Работа с иллюстрацией учебника на странице 25. (Слайд 6)
Как происходила отливка медного топора?
Какое значение имело для человека освоение меди?
(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
(Слайд 8). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:
Какое значение имело появление плуга?
Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).
(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)
Решение творческой задачи.
«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).
Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.
(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.
Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.
Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.
Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.
(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.
(Слайд 13). Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать».
1. Первый металл, который освоил человек (медь).
2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)
3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)
4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).
5. Род занятия человека (ремесло).
6. Богатые, влиятельные люди (знать).
7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).
Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)
Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.
Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.
об открытом уроке истории
Класс: 5 Дата проведения: 17.10.2014 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема: » Появление неравенства и знати»
Форма урока: комбинированный
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом
Урок истории по теме » Появление неравенства и знати» был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.
К уроку были поставлены цели :
1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
3. Содействовать формированию усидчивости.
Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.
Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.
Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.
В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.
Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./
Урок истории в 5 классе «Появление неравенства и знати»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
5. 6. Тема урока: Появление неравенства и знати
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.
Обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать».
Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Учебное оборудование: карта мира, репродукции, иллюстрации учебника,
Неравенство — появление богатых и бедных людей.
Вождь – глава племени.
Рабы – захваченные на войне пленники.
Города – крупные поселения.
Царь – правитель государства.
I . Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства»
1. Подготовка устного ответа по карточкам № 5 и № 6.
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как появилось земледелие и скотоводство?». Для этого вспомни:
На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?
Какие первые культуры начал выращивать человек?
Как первобытные люди обрабатывали землю?
Какие орудия труда они использовали при обработке земли?
Как поступали с детенышами убитых животных?
* Каких животных первобытные люди стали разводить?
Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?
Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие новые занятия появились у древних людей?». Для этого вспомни:
* Из чего люди делали посуду?
* Из чего изготавливали ткань?
Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей.
Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.
2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам.
Карточка № 1. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».
Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.
По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление из нитей льняного полотна и шерстяной ткани. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живущих в одной местно сти.
Карточка № 2. Найдите ошибки.
Один ученик был большим фантазером. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно.
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
— Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.— У тебя серп железный, а у них-то медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».
В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.
Карточка № 3. Впишите недостающие слова.
Земледелие и скотоводство возникли в Западной более ________ лет назад.
Первые земледельцы вскапывали землю деревянной (мотыгой).
Колосья срезали (серпом).
Растирали зерна на (зернотерках).
Рубили деревья (деревянным топором).
Земледелие и скотоводство возникли в Западной (Азии).
Из глины научились делать (посуду).
Женщины научились (ткать) и (прясть).
Карточка № 5. Назовите, что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Карточка № 6. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.
Первыми занятиями древних людей были земледелие и скотоводство. Земледелие означает, что люди собирали то, что давала им природа. Скотоводство означает, что люди охотились на зверей, которые встречались в природе. Появление земледелия и скотоводства никак не изменило жизнь древних людей, так как они целиком зависели от природы.
Ответ. Первыми занятиями древних людей были охота и собирательство. Это собирательство, а не земледелие. Это охота, а не скотоводство. Жизнь людей зависела от труда, а не только от природы.
Карточка 7. Четвертое слово лишнее. Найди его и объясни почему.
Земледелие, мотыга, серп, палка-копалка.
Охота, скотоводство, земледелие, ремесло.
Женщина, собирательство, земледелие, охота.
Возможный ответ. 1. Лишнее слово палка-копалка, потому что ее использовали для собирательства. 2. Лишнее слово охота, потому что она не играла ведущую роль, когда появились другие из перечисленных занятий. 3. Лишнее слово охота, потому что она не связана с земледелием и собирательством.
Карточка 8. Вставь пропущенные слова в предложения.
Ответ: 1. Шерсти, льна и конопли. 2. Станок. 3. Плетение.
3. Работа с классом. Беседа по вопросам на стр. 22
4. Развернутый ответ учащегося по карточкам № 5 и № 6.
III . Переход к новой теме
Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.
Задача для учащихся: Что такое неравенство?
IV . Изучение новой темы
Распад родовых общин.
Появление неравенства и знати.
На доске записаны тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.
Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, нем деревянные.)
Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.
Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 учебника)
— Как происходила отливка медного топора?
Самостоятельная работа со ст. учебника «Изобретение плуга» (стр. 23 – 24).
Задание классу: внимательно прочитать, ответить на вопросы:
Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)
Решение творческой задачи.
Работа с новыми понятиями.
На доске и в тетради. Неравенство — появление богатых и бедных людей.
Почему же появилось неравенство?
Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство.
Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.
Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Вариант 2. Игровой урок
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни должны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного устройства.
Учитель на доске чертит таблицу:
Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебник ами, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того, чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы — «соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);
социальное положение (сторонники родовой общины скажут о семейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преимущества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны).
орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же — металлические);
V . Закрепление изученного на уроке
Задание 1. Решение кроссворда «Сумей прочитать».
Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.
Задание 2. Впишите недостающие слова.
Новое ремесло — обработка металлов — появилось в _______ около _______ лет назад.
Задание 3. Установите последовательность в развитии ремесла: ткачество, изготовление каменных орудий труда, обработка металлов, изготовление изделий из глины
Задание 4. Подумайте, объясните, как связаны, начало применения плуга и переход к соседской общине.
Задание 5. Подумайте, объясните, как связаны, начало обработки металлов и увеличение количества продуктов у древнейших людей
Задание 6. Опишите, чем занимается ремесленник в отличие от земледельца и скотовода.
Задание 7. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.
Первыми занятиями древних людей были земледелие и скотоводство. Земледелие означает, что люди собирали то, что давала им природа. Скотоводство означает, что люди охотились на зверей, которые встречались в природе. Появление земледелия и скотоводства никак не изменило жизнь древних людей, так как они целиком зависели от природы.
Ответ. Первыми занятиями древних людей были охота и собирательство. Это собирательство, а не земледелие. Это охота, а не скотоводство. Жизнь людей зависела от труда, а не только от природы.
Задание 8. Закончи (допиши) предложения.
Ответ. 1. Передней Азии. 2. 10 тысяч лет назад. 3. Ремеслом. 4. 7 тысяч лет назад.
Задание 9. О каком термине идет речь*? Найди соответствие.
А. Изображение бога. 1. Ремесло.
Б. Существо, по верованиям древних людей обитавшее в 2. Старейшины.
любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. 3. Племя.
В. Изготовление различных изделий. 4. Дух.
Г. Самые опытные и уважаемые родичи. 5. Бог.
Д. Самый могущественный дух. 6. Молитва.
Е. Просьба к богу. 7. Жертва.
Ж. Несколько родов, живших в одной местности. 8. Идол.
3. Места, где стояли идолы. 9. Святилища.
Ответ. А — 8, Б — 4, В — 1, Г — 2, Д — 5, Е — 6, Ж — 3, 3 — 9, И — 7.
Задание 10. Назови (напиши) термин.
1. Человек, занимающийся ремеслом. 2. Коллектив, в который входили не только родичи, но и соседи. 3. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий. 4. Разбогатевшие вожди и старейшины. 5. Несвободный человек. 6. Правитель государства. 7. Царь, надсмотрщики, воины; сила, с помощью которой одни люди управляли другими людьми.
Ответ. 1. Ремесленник. 2. Соседская община. 3. Вождь. 4. Знатные люди (знать). 5. Раб. 6. Царь. 7. Государство.
Задание 11. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.
Даже если каждая семья в соседской общине самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково богаты или одинаково бедны. Неравенство — это название одного из племен древних людей. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными действиями избирали царя, который постепенно становился вождем. Вождь племени, старейшины, их друзья и соратники, бедные земледельцы приобретали известность и становились знатными людьми. Знатность не передавалась по наследству.
Возможный ответ. Существовало неравенство, уже выделилась знать (а не все одинаково богаты или одинаково бедны). Неравенство — это неравное положение людей, связанное, в частности, с богатством (землей, скотом). Для руководства военными действиями избирали вождя. Вождь захватывал власть и становился царем. Бедные земледельцы не становились знатными людьми. Знатность передавалась по наследству: ребенок знатных родителей тоже был знатным.
— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей.)
V . Домашнее задание: 1. Прочитать § 5 учебника.
Повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.
Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».