Непрерывное обучение что это
Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
Об авторе: Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру.
Около 20 —30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью.
Например, представим интернет-маркетолога, который не следит за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок — он очень быстро потеряет свою востребованность на рынке. То же касается верстальщика, который решит всю жизнь пользоваться одним фреймворком. Эта тенденция затрагивает не только диджитал- и IT-специальности: учителям нужно осваивать новые образовательные сервисы, менеджерам по продажам — следить за изменениями в отрасли и совершенствовать навыки коммуникации, косметологам — быть в курсе всех продуктов и средств по уходу за кожей.
Врачи, инженеры, архитекторы, руководители, — практически любым специалистам приходится регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка.
Часто возникает ситуация, когда знания, полученные студентом в вузе, уже к моменту его окончания теряют свою актуальность. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома: на первый план выходит модель lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни.
Главный импульс к развитию непрерывного обучения дало онлайн-образование. Именно оно позволило легко совмещать учебу с работой и заниматься по удобному графику.
Самые популярные платформы онлайн-обучения в России.
Благодаря развитию технологий возможности дистанционного обучения существенно продвинулись: искусственный интеллект адаптирует задания под потребности и особенности каждого ученика, а автоматизированные системы проверяют выполнение домашних заданий.
В России пользуется спросом онлайн-обучение профессиям в диджитал- и IT-сферах, управленческим навыкам и иностранным языкам. Такие услуги предлагают, например, онлайн-университет Skillbox, университет интернет-профессий «Нетология», школа английского языка Skyeng, университет для разработчиков Geekbrains. Об их успехе можно судить по цифрам: курсы первых трех компаний суммарно окончили почти 100 тыс. студентов, а количество пользователей, зарегистрированных на портале Geekbrains, превышает 4 млн. Сертификаты, которые выдают такие компании, уже оцениваются многими работодателями на уровне диплома вуза.
С рождения до вуза
Lifelong learning подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в раннем детстве. Например, один из «единорогов» на мировом рынке EdTech, компания Age of Learning, предлагает развивающие и обучающие игры для дошкольников. Многие родители записывают своих детей на дополнительные курсы. В российском сегменте активно развиваются платформы по освоению школьных дисциплин («Фоксфорд», MAXIMUM Education, «Учи.ру») и предметам, выходящим за рамки классической программы, например, программированию («Алгоритмика» и «Учи.ру») или углубленному изучению языков (Skyeng).
Lifelong Learning — Образование длиною в жизнь
Рассказываем, почему постоянное образование — это необходимость, какие плюсы оно дает, а также как сделать его частью своей жизни.
Что такое непрерывное образование
Из-за таких изменений возникло новое понимание непрерывного образования — lifelong learning. От обычного образования в рамках школы или университета lifelong learning отличается тем, что человек сам направляет себя в получении знаний и находит свой собственный уникальный путь. Конечно, это не значит, что традиционные институты полностью исключаются из образовательного процесса. Они становятся скорее промежуточными ступенями, а общий вектор задает любознательность и личные интересы самого человека. К тому же сейчас появилось множество возможностей для их реализации помимо вузов — от образовательных платформ до YouTube-каналов. Но о них чуть позже.
Чем полезно непрерывное образование
Помогает в карьере
Например, вы лингвист по образованию и лучше всех понимаете, что такое язык и как он работает. При обычном раскладе у вас было бы два пути — либо пойти в науку и стать академиком, либо связать свою жизнь с написанием или переводом текстов. Но если вам интересны математические модели и программирование, вы могли бы освоить нужные навыки и стать компьютерным лингвистом. Такие специалисты разрабатывают, например, системы автоматического перевода для Google и Yandex. Не стоит и говорить, как они ценятся на рынке труда.
Обратный пример: вы программист и отлично шарите в плюсах, питоне и шарпе. Иностранный язык для работы вам вроде бы не нужен, но если вы его освоите, сможете устроиться в зарубежную компанию, существенно поднять зарплату и уровень жизни. Неплохо, правда?
Поддерживает ментальное здоровье
Мы думаем, помним, чувствуем, воображаем благодаря способности нашего мозга к выстраиванию нейронных связей, иными словами, к изменению. Этот феномен называется нейропластичность. С годами мозг костенеет все больше, нейропластичность, а вместе с ней и интеллектуальные способности, снижаются. Впоследствии это может привести к серьезным заболеваниям — в том числе и к болезни Альцгеймера.
Делает жизнь интереснее
Как сделать Lifelong Learning частью своей жизни
Популярные образовательные платформы
Coursera | Курсы по всем специальностям и областям. Платформа сотрудничает с самыми престижными университетами (Стэнфорд) и компаниями (Google). |
Skillshare | Платформа продвигает непрерывное и прикладное образование. Доступны курсы в сфере анимации, дизайна, иллюстрации, фото- и видеосъемки, бизнеса, писательского мастерства. |
GeekBrains | Портал посвящен сферам IT и Digital. Если хотите сменить профессию на более современную, вам сюда. |
Нетология | Еще одна платформа для обучения в Digital-сферах. На ней доступны в том числе и программы высшего образования. |
Открытое образование | Русскоязычный аналог Coursera. Курсы по всем направлениям от ведущих российских университетов. |
Постнаука | Бесплатные видеолекции из самых разных областей знания. |
Арзамас | Гуманитарный образовательный портал про историю, литературу, культуру, искусство. |
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.
Непрерывное обучение как образ жизни в цифровую эпоху
Анна Веселко
В мире труда, который уже не раз переживал потрясения на фоне технологической революции, пандемия COVID-19 еще больше раздувает пламя цифровой трансформации. От розничной торговли до банков, от производства до образования, она вынуждает целые отрасли промышленности менять операционные модели, бросая вызов новым видам рабочей силы и навыков. Публикуем перевод материала из журнала Education Technology, посвященного фундаментальному переходу от линейного образования к lifelong learning.
В настоящее время пандемия несет в себе две угрозы — для жизни и средств к существованию, — усиливая давление на государства, промышленность и рабочих. Международная организация труда предупреждает, что 436 миллионов предприятий сталкиваются с высоким риском серьезных сбоев, что ставит под угрозу средства к существованию 1,6 миллиарда рабочих (это почти половина всей мировой рабочей силы). Пандемия буквально вынуждает предприятия уменьшать зависимость от людей в отношении низкоквалифицированного труда, который можно автоматизировать, снижая тем самым риски и затраты.
Навыки, основанные на устаревшей модели обучения
В ходе глобального опроса руководителей компаний, проведенного PwC в конце 2019 года, 74% респондентов были обеспокоены наличием у сотрудников актуальных навыков цифровой эпохи — навыков креативности, решения проблем и понимания того, как можно использовать цифровые технологии. Но это неудивительно. Проблема заключается в том, что наша нынешняя система образования основана на модели промышленной революции прошлого, когда требовался относительно фиксированный набор умений и знаний. Ее ориентация на запоминание и стандартизацию (навыки, которые будут легко и эффективно вытеснены искусственным интеллектом и дополненной реальностью) недостаточна для эпохи инноваций.
Работа завтрашнего дня потребует сочетания интеллекта, эмоционального интеллекта, устойчивости и способности работать вместе с машинами
Студенты на всю жизнь — работники на всю жизнь
В будущем людям нужно будет делать то, что могут делать только они и для чего у них есть уникальные возможности — использовать свою эмпатию и эмоциональный фактор, чтобы эффективно управлять технологиями для бизнеса и делать жизнь лучше. Конечно, это потребует антидисциплинарного подхода к обучению, при котором нужно освоить не одну дисциплину, а включиться в непрерывный и повторяющийся процесс обучения и разучивания. Этот подход уже применяется в отраслях, которые используют различные технологии, но, кроме чисто технологических областей, предприятиям необходимо будет создать гораздо более разнообразную рабочую силу, в основе которой будут лежать гуманитарные, дизайнерские, антропологические и почти все другие дисциплины. Они позволят развивать востребованные компетенции сотрудников внутри организации.
Lifelong learning станет наиболее ценным атрибутом в цифровую эпоху, помогающим сотрудникам оставаться актуальными и направлять свою карьеру, идет ли речь о продавцах, экспериментирующих с принципами разработки программного обеспечения, или о программистах, повышающих свои знания в области пользовательского опыта и дизайне человечного интерфейса. Приобретая новый опыт и знания, сотрудники могут улучшить свою карьеру, начать расти в горизонтальной плоскости в рамках своей организации. Онлайн и доступное обучение в любое время и любом месте могут предоставить сотрудникам эффективную и доступную возможность для развития знаний в новых областях и функциях. […]
Пандемия COVID-19, вероятно, станет поворотным моментом, изменив подход сотрудников к гибкости и мобильности, точно так же как многие организации примут альтернативные модели предоставления работы и занятости. Что бы в итоге ни вышло из этого кризиса, ясно одно: и работодатели, и сотрудники станут ближе к модели труда будущего, которая будет построена на непрерывном обучении.
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Непрерывное образование: что это такое, его преимущества и сложности
Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.
Образование и трудоустройство в России. Наши дни
Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:
Вакансии дня в Москве
В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.
Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.
Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.
Трудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него
И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.
Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.
А что ждет в будущем?
Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.
Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос. Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.
Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.
Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.
Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.
На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.
Единственный в своем роде
Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.
Какой же выход из ситуации?
Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.
Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.
Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.
Три вида образования
1. Педагогика
Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает. Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!
Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.
Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.
Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.
2. Андрагогика
В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.
Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.
Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.
Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.
3. Эвтагогика
В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!
С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!
Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.
При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания.
У вас есть свой блог? Зарабатывайте с нами от 10 000 рублей на партнерской программе TeachLine.
Преимущества непрерывного образования
Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.
Сложности непрерывного образования
Почему учиться тяжелее, чем кажется
В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.
Побольше бы таких продавцов-кассиров!
На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.
Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.
Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?
И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием
Государство может помочь?
Мы проводим мысленный эксперимент, поэтому давайте рассмотрим все возможности.
У государства действительно есть возможность помочь. Например, создавать профсоюзы и центры занятости, которые будут оперативно мониторить рынок труда и предлагать людям, рискующим лишиться работы, самые актуальные курсы переподготовки.
Сын сингапурской подруги уже учится, а ты?
Но увы, Сингапур – это город-государство, размером меньше Москвы. В России нечто подобное крайне трудно реализовать.
Так что же делать?
Если в человеке собраны эти качества, возможно очень многое:
Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Пора решать: идти с ним в ногу или плестись в хвосте, примкнуть к величайшим умам современности или продолжать киснуть на диване. Решайте.