Неоязычество что это такое

Неоязычество: кто такие — современные язычники?

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такое

Что такое — неоязычество?

Язычество — явление далеко не новое. Многобожие распространилось еще в древности. Языческие боги в литературе были очень похожи на людей, обладали теми же пороками. От тех, кто в них верит, этих литературных героев отличали разве что сверхъестественные способности. Например, умение метать молнии, управлять погодой, огромная физическая сила и т.д.

Неоязычество — одно из современных направлений религиозного движения, основанное на возрождении традиций язычества, мифологии, окультных практик. В России неоязычество начало активно развиваться в 80-х годах XX века.

Что отличает неоязычество?

Некоторое антропологи считают, что неоязычество создается искусственно, с целью возрождения «национальной духовности». К истиной духовности неоязычество, как и язычество отношения не имеет.

Неоязычество также отличает:

Как появилось неоязычество?

Неоязычество возникло после Крещения Руси. Князь Владимир боролся с язычниками самыми суровыми методами, но на смену старым верованиям пришли новые, основанные на шаманизме.

В 80-е годы XX века особое распространение в России получило «родноверие». Родноверы своим священным писанием почитали «Велесову книгу» (сочинение, выдаваемое за текст IX века, но признанного научным сообществом фальсификацией XX века). Это течение неоязычества выступало за возрождение дохристианских форм мировоззрения и обещало гармонию с природой и обществом. В действительности неоязыческие боги практически ничем не отличались от мстительных и мелочных Древнегреческих богов, не считая национального колорита.

Причины распространения неоязычества в России

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такое

Христианство и неоязычество

У противостояния христианства и язычества многовековая история, начинающаяся еще со времен Римской империи. Неоязычество в своей примитивности и простоте не уступает язычеству.

Неоязычество базируется на культе многочисленных суеверий и псевдоисторических мифов.

Как Церковь относится к неоязычеству?

Церковь считает неоязычество ересью и однозначно осуждает на своих Соборах. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называл распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что дьявол являлся народам различным образом, в том числе — через языческих богов.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Язычник будет оспоривать все – и творение Божие, и воскресение, и исцеление, и изгнание бесов, и будущее Царство Божие, но не станет противоречить победе, насажденной Христом Церкви в мире, – непререкаемом свидетельстве силы Господней».

Источник

Определение понятия «неоязычество»

Идеи воз­рож­де­ния язы­че­ства в нашей стране не новы. Так, необыч­ную деталь био­гра­фии кро­ва­вого палача рус­ского и поль­ского наро­дов мар­шала Миха­ила Туха­чев­ского, рас­стре­лян­ного в 1937 г., сооб­щил своим чита­те­лям орган Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата «Про­све­ти­тель». Редак­ция жур­нала опуб­ли­ко­вала отры­вок из вос­по­ми­на­ний Л. Саба­не­ева, лично знав­шего мар­шала. Автор вос­по­ми­на­ний сви­де­тель­ствует, что еще в юные годы буду­щий пол­ко­во­дец подпал под вли­я­ние мос­ков­ского музы­канта Нико­лая Жиля­ева, имев­шего славу «боль­шого чудака». Именно в бесе­дах с Жиля­е­вым Туха­чев­ский стал отста­и­вать идею уни­что­же­ния хри­сти­ан­ства и вос­ста­нов­ле­ния древ­него язы­че­ства. Уже после октябрь­ской рево­лю­ции Туха­чев­ский и Жиляев напра­вили в Сов­нар­ком записку с пред­ло­же­нием объ­явить язы­че­ство госу­дар­ствен­ной рели­гией РСФСР. К нема­лому удив­ле­нию обоих неоязыч­ни­ков, их записка не была сразу же отправ­лена в кор­зину и серьезно обсуж­да­лась народ­ными комис­са­рами. В другой раз Туха­чев­ский про­де­мон­стри­ро­вал Саба­не­еву сочи­нен­ную им сов­местно с Жиля­е­вым паро­дию на литур­гию, в кото­рой вместо Бога-Отца и Христа покло­не­ние воз­да­ва­лось Марксу и Ленину. «Эту одно­вре­менно и бого­хуль­ную, и марк­со­из­де­ва­тель­скую гали­ма­тью они сочи­нили, тру­дясь целый месяц, – пишет Саба­неев. – И дважды «отслу­жили» ее у себя дома перед «ико­нами» Маркса и Ленина… Это уже пахло каким-то «демо­низ­мом», а не про­стым изде­ва­тель­ством». Совре­мен­ные про­дол­жа­тели дела Туха­чев­ского активно отста­и­вают право на испо­ве­да­ние своей – неоязы­че­ской – рели­гии, но в своей нена­ви­сти к хри­сти­ан­ству и исламу они не далеко ушли от Туха­чев­ского.

Но что есть такое язы­че­ство и неоязы­че­ство? Часто исполь­зу­ются сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния.

Язы­че­ство – термин, исполь­зу­е­мый бого­сло­вами тра­ди­ци­он­ных миро­вых рели­гий и уче­ными и обо­зна­ча­ю­щий мно­го­чис­лен­ные рели­ги­оз­ные веро­ва­ния пер­во­быт­ных и древ­ней­ших наро­дов – тоте­мизм, магия, ани­мизм, фети­шизм и др., а также попытки их воз­рож­де­ния.

Язы­че­ство – общее назва­ние пер­во­быт­ных нете­и­сти­че­ских рели­гий, осно­ван­ных на мно­го­бо­жии.

Язы­че­ство – тра­ди­ци­он­ное обо­зна­че­ние нете­и­сти­че­ских рели­гий по их про­ти­во­по­лож­но­сти к теизму. В совре­мен­ной науке чаще упо­треб­ляют термин «поли­те­изм» («мно­го­бо­жие»).

Язы­че­ство в России – миро­воз­зрен­че­ский ком­плекс пред­став­ле­ний, кото­рый лежит в основе веро­ва­ний, риту­а­лов и обряд­но­сти дохри­сти­ан­ских племен, насе­ляв­ших про­стран­ство нынеш­ней России до при­ня­тия хри­сти­ан­ства.

Неоязы­че­ство – одно из совре­мен­ных направ­ле­ний духовно-рели­ги­оз­ных иска­ний; воз­рож­де­ние дохри­сти­ан­ских форм миро­воз­зре­ния как основы гар­мо­нич­ного вза­и­мо­дей­ствия с при­ро­дой и обще­ством.

К сла­вян­скому неоязы­че­скому культу отно­сятся рели­ги­оз­ные группы, испо­ве­ду­ю­щие мистико-расист­ские док­трины, осно­ван­ные на син­тезе сла­вян­ской древ­не­язы­че­ской мифо­ло­гии, тео­соф­ски осмыс­лен­ного инду­изма и оккульт­ных прак­тик.

«Сло­варь сатаны» Амброза Бирса дает такое опре­де­ле­ние поня­тию «языч­ник» – «темный дикарь, по глу­по­сти покло­ня­ю­щийся тому, что он может видеть и ося­зать».

Точ­ного и емкого опре­де­ле­ния, кото­рое бы устра­и­вало всех или, по край­ней мере, было бы мак­си­мально адек­ват­ным отоб­ра­жа­е­мому явле­нию, к сожа­ле­нию, пока не суще­ствует. Имеет смысл про­ци­ти­ро­вать ряд точек зрения, чтобы из мно­го­об­ра­зия мнений у чита­теля сло­жи­лась соб­ствен­ная модель этого поня­тия.

св. Афа­на­сий Вели­кий:
«Языч­ники, думая о себе, что нет в них разум­ной души и этим при­чис­ляя себя к бес­сло­вес­ным, несут нака­за­ние за свое без­ду­шие».

св. Иоанн Зла­то­уст:
«Языч­ник будет оспо­ри­вать все – и тво­ре­ние Божие, и вос­кре­се­ние, и исце­ле­ние, и изгна­ние бесов, и буду­щее Цар­ство Божие, но не станет про­ти­во­ре­чить победе, насаж­ден­ной Хри­стом Церкви в мире, – непре­ре­ка­е­мом сви­де­тель­стве силы Гос­под­ней».

Мит­ро­по­лит Санкт-Петер­бург­ский и Ладож­ский Иоанн: «Осно­ва­ние язы­че­ского миро­воз­зре­ния поко­ится на утвер­жде­нии, что добро и зло есть два само­сто­я­тель­ных рав­но­знач­ных, совеч­ных начала бытия мира. Эта поис­тине дья­воль­ская выдумка отри­цает все­мо­гу­ще­ство Божие, Его бла­гость и мило­сер­дие, лишает чело­века нрав­ствен­ных опор. Ведь если добро и зло рав­но­правны и равно есте­ственны для чело­века, то чего же стес­няться, что зло дей­стви­тельно в нас?».

Ака­де­мик Никита Ильич Тол­стой, пра­внук Л.Н. Тол­стого (родился в Юго­сла­вии, окон­чил русско-серб­скую гим­на­зию в Бел­граде, участ­во­вал в Вели­кой оте­че­ствен­ной войне, потом учился на фило­ло­ги­че­ском факуль­тете МГУ, входил в Ученый совет, являлся членом Пре­зи­ди­ума Рос­сий­ской Ака­де­мии Наук, пред­се­да­те­лем Совета по фольк­лору РАН): «Воз­врат к язы­че­ству невоз­мо­жен. Хотя бы потому, что как есть воз­раст чело­века – юность, зре­лость, ста­рость, так есть и воз­раст народа, нации, воз­раст куль­туры. Язы­че­ство есть резуль­тат дохри­сти­ан­ского раз­ви­тия, и появ­ле­нием Христа язы­че­ство как тако­вое (я не говорю об отдель­ных внеш­них формах и релик­тах язы­че­ства), как некое целост­ное рели­ги­оз­ное пони­ма­ние было низ­верг­нуто. Даже не низ­верг­нуто, а просто язы­че­ство стало бес­смыс­лен­ным, без­жиз­нен­ным. Воз­вра­ще­ние к язы­че­ству – это все равно, что воз­вра­ще­ние в камен­ный век – там так хорошо жилось: если уби­вали друг друга, то уби­вали камнем и вообще люди были близки к при­роде. Во вре­мена, когда те же сла­вяне еще не знали Бога, язы­че­ство было поис­ком Боже­ствен­ной истины, если угодно. Так отно­сился к нему св. Иоанн Бого­слов. Он языч­ни­ков не отвер­гал, он просто считал их сле­пыми. Древ­няя Русь при­няла хри­сти­ан­ство потому, что сла­вян­ское язы­че­ство как бы под­го­то­вило почву для этого. Покло­не­ние при­роде, язы­че­ские веро­ва­ния, что при­рода живая, имеет душу – все это не так далеко от истин­ного поло­же­ния. Мы сейчас знаем, что рас­те­ния, напри­мер, слу­шают музыку, лучше растут бла­го­даря ей и т.д. Короче говоря, язы­че­ство было эко­ло­гией при­роды, а хри­сти­ан­ство – эко­ло­гией духа… Для меня духов­ная реаль­ность – это Пра­во­сла­вие, и я, конечно, не верю, что есть домо­вой или леший. Думаю, многие из тех, кто рас­ска­зы­вал эти былички, тоже в них не верили. Но с другой сто­роны, пони­ма­ние домо­вого было пони­ма­нием домаш­него очага, един­ства семьи, своего рода свя­то­сти семьи, земли. Как раз хри­сти­ан­ство поста­вило все на свои места, и в неко­то­рых слу­чаях эти духи были опо­знаны как нечи­стая сила – та, кото­рая вредит. Эти духи небо очи­стили для святых. А земля, где так много зла, сохра­нила их».

В. При­бы­лов­ский: «Неоязы­че­ство – самая поли­ти­зи­ро­ван­ная ква­зи­ре­ли­гия. Чем и инте­ресна. Рус­ское неоязы­че­ство можно опре­де­лить как мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ную форму расо­вой, этни­че­ской и рели­ги­оз­ной ксе­но­фо­бии».

Заме­сти­тель началь­ника Центра кри­ми­наль­ной инфор­ма­ции Глав­ного инфор­ма­ци­он­ного центра МВД России пол­ков­ник внут­рен­ней службы А.И. Хвыля-Олин­тер: «Известно, что прак­ти­че­ски все из них явля­ются анти­хри­сти­ан­скими. Многие про­по­ве­дуют экс­тре­мист­ские идеи, неко­то­рые воз­буж­дают рели­ги­оз­ную рознь. Веро­уче­ния таких орга­ни­за­ций пред­став­ляет собой нагро­мож­де­ние совер­шенно безум­ных идей, ничем непод­креп­лен­ных, резких напа­док на пра­во­сла­вие и ислам, фраг­мен­тов из учений сект иной направ­лен­но­сти».

Спе­ци­а­ли­сты рели­гио­вед­че­ской науч­ной группы Инсти­тута раз­ви­тия лич­но­сти (ныне – Инсти­тут семьи и вос­пи­та­ния) Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния кан­ди­дат фило­соф­ских наук Ирина Алек­сан­дровна Галиц­кая и кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук Игорь Вита­лье­вич Метлик: «В насто­я­щее время в России дей­ствует боль­шое коли­че­ство объ­еди­не­ний, групп, орга­ни­за­ций, кото­рые могут быть отне­сены к неоязы­че­ским. Это под­твер­ждает содер­жа­ние их пуб­ли­ка­ций, выступ­ле­ний, офи­ци­аль­ных меро­при­я­тий, мас­со­вых изда­ний. Поскольку само неоязы­че­ство в куль­турно-рели­ги­оз­ном про­стран­стве нашей страны суще­ствует лишь в каче­стве син­кре­ти­че­ских нетра­ди­ци­он­ных форм рели­ги­оз­ного созна­ния, не име­ю­щих пози­тив­ной куль­тур­ной основы в нашем обще­стве, пола­гаем, что неоязы­че­ские рели­ги­оз­ные и иные подоб­ные объ­еди­не­ния в целом явля­ются деструк­тив­ными в отно­ше­нии тра­ди­ци­он­ных духов­ных и куль­тур­ных цен­но­стей наро­дов России. Их дея­тель­ность, в том случае, когда она выхо­дит за рамки духов­ных поис­ков отдель­ных лич­но­стей, может пред­став­лять опас­ность для обще­ства в формах про­во­ци­ро­ва­ния нега­тив­ной реак­ции тра­ди­ци­он­ных кон­фес­сий (вслед­ствие встре­ча­ю­щихся в их мате­ри­а­лах оскор­би­тель­ных выска­зы­ва­ний и оценок в отно­ше­нии тра­ди­ци­он­ных рели­гий и кон­фес­сий); пси­хо­ло­ги­че­ского ущерба адеп­там, уве­ро­вав­шим в фан­та­сти­че­ские постро­е­ния лиде­ров (вслед­ствие, в неко­то­рых слу­чаях, оче­вид­ной ало­гич­но­сти и фан­та­стич­но­сти этих веро­учи­тель­ных постро­е­ний); нару­ше­ния про­цес­сов пози­тив­ной соци­а­ли­за­ции моло­дежи, отвле­ка­е­мой от учебы и полу­че­ния про­фес­сии на дости­же­ние уто­пи­че­ских соци­аль­ных целей (постро­е­ние «иде­аль­ных общин» и т.п.) или дости­же­ние осо­бого пси­хо­ло­ги­че­ского ста­туса (обу­че­ние «маги­че­ским тех­ни­кам», «поле­там во сне» и т.п.); ущерба семьям адеп­тов, раз­рыва семей­ных связей вслед­ствие кон­флик­тов в семьях на миро­воз­зрен­че­ской почве и т.д.».

Свя­щен­ник Алек­сандр Шаба­нов: «Неоязы­че­ство (неопа­га­низм) осно­вы­ва­ется на соци­ально-дар­ви­нист­ском, поли­те­и­сти­че­ски-натур­ре­ли­ги­оз­ном, маги­че­ски-риту­аль­ном и мифо­ло­ги­че­ском пред­став­ле­ниях. К «Сла­вян­скому неоязы­че­скому культу» я отношу рели­ги­оз­ные группы, испо­ве­ду­ю­щие мистико-расист­ские док­трины, осно­ван­ные на син­тезе сла­вян­ской древ­не­язы­че­ской мифо­ло­гии, тео­соф­ски осмыс­лен­ном инду­изме и оккульт­ных прак­тик. Группы эти имеют свою иерар­хию, обря­до­вые дей­ствия и опре­де­лен­ные поли­ти­че­ские цели, выте­ка­ю­щие из спе­ци­фики веро­учи­тель­ных поло­же­ний. Сла­вян­ские неоязыч­ники – это не недо­ра­зу­ме­ние в ходе духов­ных и интел­лек­ту­аль­ных иска­ний пост­ком­му­ни­сти­че­ской России, а часть миро­вого про­цесса идео­ло­ги­че­ских поис­ков в конце XX века. Неоязы­че­ские группы сле­дует обо­зна­чить как вое­ни­зи­ро­ван­ные. В них изу­ча­ются приёмы руко­паш­ного боя, нац. борьбы, много вни­ма­ния уде­ля­ется обще­фи­зи­че­ской под­го­товке. Члены группы совер­шен­ству­ются в искус­стве вла­де­ния холод­ным ору­жием. На раз­лич­ных откры­тых празд­ни­ках уже про­хо­дили пока­за­тель­ные выступ­ле­ния воинов, сра­жа­ю­щихся на мечах, копьях, мета­ю­щих ножи. Ими устра­и­ва­ются соб­ствен­ные встречи-поединки между чле­нами раз­лич­ных общин. Суще­ствует неглас­ный дис­ци­пли­нар­ный кодекс чести, кото­рый регу­ли­рует вза­и­мо­от­но­ше­ния в группе. Дис­ци­плина и поря­док явля­ются осно­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пом. В ряде слу­чаев члены группы свя­заны вза­им­ной клят­вой, нару­ше­ние кото­рой может иметь кара­тель­ные послед­ствия. Авто­ри­тет руко­во­ди­теля явля­ется непре­ре­ка­е­мым. Обычно, кроме лидера, суще­ствует чело­век испол­ня­ю­щий жре­че­ские функ­ции (иногда это сов­ме­ща­ется с лидер­ством), он следит за пра­виль­но­стью испол­не­ния обря­дов и дух. состо­я­нием в группе. Неоязыч­ники часто выска­зы­ва­ются за необ­хо­ди­мость физи­че­ского само­со­вер­шен­ство­ва­ния. Как пра­вило, это свя­зы­ва­ется не с какой-либо рели­ги­оз­ной идеей, а с необ­хо­ди­мо­стью хра­не­ния чистоты и здо­ро­вья нации и готов­но­стью всегда защи­тить ее инте­ресы. Сле­дует отме­тить, что очень часто в группы при­хо­дят люди оди­но­кие, устав­шие от жиз­нен­ных пере­дряг и при­вле­ка­ются обе­ща­ни­ями полу­че­ния «сво­боды лич­но­сти, сове­сти, твор­че­ства, секса и наси­лия» – некий вари­ант «мисти­че­ского анар­хизма». Полу­че­ние досто­вер­ной инфор­ма­ции о том, что про­ис­хо­дит в общи­нах затруд­ня­ется в связи с повы­шен­ной насто­ро­жен­но­стью и сек­рет­но­стью, кото­рой окру­жают себя члены общины. Их само­ре­клама внеш­нему миру доста­точна про­ду­мана и при­вле­ка­тельна. Многие смот­рят на них как на исклю­чи­тельно спор­тивно-моло­деж­ные клубы, кото­рые только по недо­ра­зу­ме­нию исполь­зуют, кроме соляр­ных сим­во­лов, знак сва­стики и при­вет­ствуют друг друга воз­гла­сом «Слава Сва­рогу» или «Яриле» при вски­ды­ва­нии вверх правой руки. Учи­ты­вая откро­венно анти­хри­сти­ан­скую и анти­цер­ков­ную пози­ции агрес­сии, мис­си­о­нер­ство среди этих групп довольно затруд­нено. Поле­мика с ними очень ослож­ня­ется, так как, опе­ри­руя духов­ными поня­ти­ями и тер­ми­нами, они оста­ются на пози­циях сугубо мате­ри­а­ли­сти­че­ских. Хотя пути, без­условно, суще­ствуют».

Асеев Олег Вла­ди­ми­ро­вич, кан­ди­дат фило­соф­ских наук, защи­тив­ший на кафедре рели­гио­ве­де­ния Рос­сий­ской ака­де­мии госу­дар­ствен­ной службы при Пре­зи­денте России дис­сер­та­цию «Язы­че­ство в совре­мен­ной России: соци­аль­ный и этно­по­ли­ти­че­ский аспекты»: «В совре­мен­ном про­цессе фор­ми­ро­ва­ния новых рели­ги­оз­ных дви­же­ний одним из замет­ных фено­ме­нов явля­ется сла­вян­ское неоязы­че­ство. Появ­ле­нию общин неоязыч­ни­ков в России, наряду с дру­гими фак­то­рами, спо­соб­ствуют при­стра­стия поли­ти­че­ской элиты и интел­ли­ген­ции, обост­рив­ши­еся в связи с уве­ли­че­нием само­сто­я­тель­но­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции и про­яв­ле­нием тен­ден­ций этно­цен­тризма. Так назы­ва­е­мое рели­ги­оз­ное воз­рож­де­ние в насто­я­щее время затро­нуло пре­иму­ще­ственно вер­ху­шеч­ный интел­ли­гент­ский пласт обще­ства. Это отно­сится и к сла­вян­скому неоязы­че­ству. В насто­я­щий период можно гово­рить, если не о рели­ги­оз­ном воз­рож­де­нии, то, по выра­же­нию Н.А. Бер­дя­ева, о «рели­ги­оз­ном млении», когда сим­во­ли­че­ские формы бого­по­чи­та­ния под­ме­нили «реаль­ное иска­ние цар­ства Божьего… Глав­ная осо­бен­ность учения и куль­то­вой прак­тики неоязыч­ни­ков выра­жа­ется во вре­мен­ной регу­ля­ции жиз­не­де­я­тель­но­сти и пла­ни­ро­ва­нии дей­ствий, что, в конеч­ном счете, и опре­де­ляет пси­хо­ло­гию пове­де­ния боль­шин­ства неоязыч­ни­ков. В основе этого – миро­воз­зрен­че­ские уста­новки отно­си­тельно цик­лич­но­сти про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих глав­ным обра­зом в при­роде…

Среди причин воз­ник­но­ве­ния неоязы­че­ства в России можно выде­лить сле­ду­ю­щие:

Иссле­до­ва­тель фено­мена неоязы­че­ства, моло­дой ученый Вале­рий Ярхо: «Совре­мен­ным языч­ни­кам были посвя­щены ряд теле­пе­ре­дач, мно­же­ство статей. Авторы уми­ля­ются: ну, дети, заиг­рав­ши­еся в исто­рию, интел­лек­ту­алы-этно­графы, ищущие смысл бытия в «корнях». При этом как-то упус­ка­ется из виду, что под покро­вом раз­ного рода рато­бор­че­ских секций, этно­гра­фи­че­ских и пат­ри­о­ти­че­ских орга­ни­за­ций внед­ря­ется не игру­шеч­ный, а вполне реаль­ный культ язы­че­ских богов, кощун­ствен­ный по форме и агрес­сив­ный по сути».

спра­воч­ник «Новые рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции России деструк­тив­ного, оккульт­ного и неоязы­че­ского харак­тера». Том. 3. Неоязы­че­ство. Часть 1. Москва 2000 г. (стр. 20–26)

Источник

Неоязычество: безобидные «сказки на завалинке» или экстремистские культы?

Среди современных деструктивных образований в России всё активнее распространяется неоязычество

Телеканал «Царьград» продолжает цикл бесед с доктором исторических наук, заведующим лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета, руководителем Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романом Силантьевым. Во второй беседе этого цикла мы поговорим о неоязычестве, получившем распространение во многих регионах нашей страны и имеющем тенденцию к радикализации.

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такоеРоман Силантьев. Фото: Телеканал «Царьград»

Царьград: Роман Анатольевич, современное неоязычество мало кто воспринимает всерьёз. Ну, мало ли, какие-то странные люди водят хороводы вокруг «священных» пней и камней, прыгают голыми через костёр, бьют в бубны, славят мифологических персонажей. Но так ли это безобидно? Каков масштаб этой проблемы? И вообще, что такое неоязычество и чем оно отличается от обычного язычества?

Роман Силантьев: Да, для начала предлагаю определиться с терминами. В России до сих пор существует традиционное язычество, то есть в той или иной степени имеющее преемственность от древних культов. Так, например, в Республике Марий Эл сохранились некоторые языческие группы, в Тыве, в небольшом количестве у некоторых коренных малочисленных народов Севера.

То есть если это традиционный шаманизм, то можно проследить преемственную цепочку шаманов, шаман может перечислить своих предшественников, как это у них положено.

Если же он получил «диплом шамана» в каком-нибудь странном «университете» или «академии», «сертифицирующих» колдунов, то это уже неоязычество. И если ещё совсем недавно это было маргинальное явление, то в последние годы оно стало популяризироваться и распространяться, в том числе и при содействии местных властей.

Ц.: А местным чиновникам-то это зачем? Неужели под это легко выделить бюджетное финансирование и «освоить» его?

Р. С.: Именно так. У нас в стране считается, что в каждом регионе должна быть своя «фишка». Ведь чиновники как зачастую мыслят: мол, Православие везде одинаковое, а потому давайте придумаем что-то особенное. И это не только языческие элементы в праздновании Масленицы или в том же дне Ивана Купалы, но гораздо шире. Причём с привлечением немалых бюджетных средств.

Возможно, всё началась с Ярославской области, где без каких-либо даже мифологических оснований, абсолютно методом тыка взяли и заявили, что Пошехонье — это «родина водяного», а село Кукобой почему-то объявили «родиной Бабы-яги». Мало им великолепной церкви, храма Спаса Нерукотворного, подлинного шедевра неорусского архитектурного стиля начала XX века, так ещё Баба-яга понадобилась для привлечения туристов.

Ц.: То есть это чисто коммерческий проект в духе «родины Деда Мороза» в Великом Устюге?

Р. С.: Да, но под коммерческий проект начинает подводиться определённая неоязыческая идеология. То есть на пустом месте придумываются «святые места», «святые горы», назначаются всё тем же методом тыка, заимствуются у японцев и других народов их легенды про ту или иную гору и так далее.

Другой пример. Я часто бываю в Ханты-Мансийском автономном округе, так там, в местных музеях, значительная часть композиций — это «дохристианские верования». Точнее, типа дохристианские. Вопрос: а где Православие, которое для этих народов является не только настоящим, но и прошлым? Зачастую в их музеях с большим трудом можно найти какую-то одну икону где-нибудь в уголке, в разделе репрессированных. А о том, что ханты и манси в подавляющем большинстве — это православные народы, речи вообще не идёт.

Или та же Якутия. Там в буквальном смысле фантастика прорвалась в реальную жизнь. Примерно как в той же Великобритании в официальном регистре уже восьмое место занимают джедаисты (культ на основе «Звёздных войн»), и в Якутии возникла подобная религия, а-ля тенгрианство, на базе фантастических книг якутского шамана-музыканта-поэта-писателя Владимира Кондакова.

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такоеФото: www.globallookpress.com

Адепты этой совершенно фантастической «религии» получили регистрацию, бюджетное финансирование, понастроили храмов. И теперь регулярно организуют официальные мероприятия, фестивали, приглашая на них жрецов самых различных неоязыческих культов и даже мусульман, христиан, без разбора.

Ц.: Вы сказали, что неоязычество зачастую основано на вымысле. Получается, с настоящими дохристианскими культами у него вообще нет связи?

Р. С.: Не совсем. У неоязычества есть три подхода «формирования контента». Первый — то, что якобы существуют тайные тексты типа «Велесовой книги» (неоязыческая фальшивка, сфабрикованная в XIX или начале XX века. — Прим. Царьграда), благодаря которым имеется доступ к «сакральным знаниям». Типа, «жидо-христиане» их долго скрывали, но мы «нашли» и теперь знаем, каким богам поклоняться. Это один подход, хотя все эти книжки, мягко говоря, «левые», и даже многие неоязычники с этим вынуждены согласиться.

Второй подход — это получение «откровений», визионерство. То есть во сне им явились «предки» и рассказали, как там всё было. Но тут получается, что к разным людям являлись разные «предки» и по-разному всё «рассказывали». А потому более-менее серьёзные неоязычники подобные «откровения» всерьёз не принимают.

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такоеФото: www.globallookpress.com

И наконец, третий подход, основной. Те из неоязычников, кто поумнее, соглашаются, что ночные видения и «Велесова книга» — это всё ерунда, но, мол, как современные образованные люди, мы способны самостоятельно реконструировать дохристианские культы и ритуалы. И даже если что-то будет не так, наши боги-де не обидятся. Типа, важна не форма, а суть. Единственное, при таком подходе появляется огромное разнообразие направлений, которые очень сложно описать и классифицировать.

Ц.: Существует ли статистика, сколько в нашей стране последователей различных неоязыческих культов?

Р. С.: Очень условная. По самым приблизительным оценкам, численность неоязычников не превышает ста тысяч человек. Хотя некоторые исследователи считают, что меньше. Разумеется, сюда относятся как славянские, так и неславянские неоязычники. Подавляющее большинство из них не входят в какие-либо организации, которых великое множество. Они ездят по разным фестивалям, съездам, но у каждого своё уникальное понимание, зависящее от подбора книг и статей, которые он прочитал. И это очень серьёзно затрудняет исследование темы.

Ц.: А есть ли у них что-то общее, помимо того что все они пытаются реконструировать дохристианский культ? Например, общая ненависть к той же Русской Православной Церкви?

Р. С.: Отношение к Церкви в целом негативное. Идея, что проклятые попы обратили нас в «жидо-христианство», для тех же славянских неоязычников — общая. Мол, именно из-за этого мы потеряли конкурентное преимущество, Россия разваливается, а с теми же кавказцами и среднеазиатами русские справиться не могут. При этом многие из неоязычников склонны к неофашизму, к неонацизму. Особенно те, кто исповедует скандинавское неоязычество (а таких в России немало).

Ц.: Получается, российских неоязычников можно классифицировать по этническому принципу происхождения их мифологии?

Р. С.: Да, при этом самое известное и распространённое — это славянское неоязычество. Особняком стоит группа якутского неоязычества. В начале этого года запретили неоязыческую группу на Алтае. Конечно, стоит выделить осетинских неоязычников, которые в последнее время сильно активизировались, в том числе в своих нападках на Русскую Православную Церковь. Есть неоязычники в Марий Эл (помимо традиционных язычников), в Мордовии и Чувашии, тюркские тенгрианцы и неотенгрианцы.

К слову, к одной из самых забавных неотенгрианских неоязыческих групп принадлежит депутат Госдумы от «Единой России» Фатих Сибагатуллин. На мой взгляд, этот человек тяжело болен. Так, например, в одном интервью он умудрился оскорбить христиан, мусульман, евреев и. футболистов. Вообще, Сибагатуллин считает, что все авраамические религии, иудаизм, христианство и ислам, — это разного рода «извращения тенгрианства».

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такоеФатих Сибагатуллин. Фото: www.globallookpress.com

Кроме того, есть смешанные группировки, которые одновременно славяно-скандинавские или славяно-тюркские. Даже среди ингушей с чеченцами есть свои неоязычники. Так, у нас даже был трагический случай, когда один дагестанец в Свердловской области принял веру Перуна и шесть человек принёс в жертву. Ну и конечно, есть украинские неоязычники, в частности широко известная организация «РУН-вера» (но они в основном представлены даже не в России и на Украине, а в США и Канаде).

Ц.: Есть ли у российских неоязычников какие-то широко известные лидеры, «гуру»? Помимо уже упомянутых Вами деятелей — якутского шамана-музыканта-писателя Кондакова и депутата-единоросса от Республики Татарстан Сибагатуллина.

Р. С.: В том-то и дело, что у них нет единого лидера. Пока Михаил Задорнов был живой, он многими из них ценился. Есть надежда, что перед смертью он покаялся. Во всяком случае, об этом свидетельствует протоиерей Андрей Новиков, и у меня нет ни малейших оснований ему не доверять. Но факт остаётся фактом: при жизни Задорнов очень многое сделал для популяризации неоязычества.

И сейчас у неоязычников остаются свои признанные писатели, такие как, например, автор псевдонаучных историко-филологических работ Валерий Чудинов. Есть даже свои сценаристы и режиссёры. Так, например, они пытались снять свой фильм про Евпатия Коловрата, этакий ответ на «Легенду о Коловрате», где он, естественно, представлен не христианином, а матёрым язычником.

Ц.: Помимо того, что многие неоязычники придерживаются неонацистских взглядов, есть ли другие опасные для общественной и даже национальной безопасности экстремистские тенденции этих деструктивных образований?

Р. С.: Существует неоязыческий сатанизм. Например, так называемое навославие с культом тёмных божеств, позаимствованных в том числе из компьютерных игр. Также среди неоязычников очень распространён так называемый русский сепаратизм, то есть идеи о «независимой Кубани», «независимой Сибири», Дальнего Востока и так далее. Ну и конечно, нерусский сепаратизм тоже.

Неоязычество что это такое. Смотреть фото Неоязычество что это такое. Смотреть картинку Неоязычество что это такое. Картинка про Неоязычество что это такое. Фото Неоязычество что это такоеФото: CW Pix / Shutterstock.com

Как экстремистские у нас на данный момент запретили уже четыре неоязыческие организации. Это уже упомянутые алтайские неоязычники, это «староверы-инглинги» (разумеется, к русским христианским староверам и старообрядцам никакого отношения не имеющие). Это краснодарская община «ВЕК РА» («Ведической культуры российских ариев скифской веси рассении») и группа «Рада земли Кубанской духовно-родовой державы Русь».

Если же говорить про конкретные экстремистские эпизоды, то, помимо уже упомянутых, например, были случаи поджога храма и убийства православных в Южно-Сахалинске и минирования храма в Бирюлёво. Часто именно неоязычники составляют костяк групп, выступающих против строительства храмов, причём объединяясь с радикальными коммунистами и либералами. Так, у нас в России был такой «Совет атеистов Рунета», который находился в союзе с неоязычниками.

Более того, наша неоязыческая практика показывает, что в местах заключения неоязычники активно переходят в ваххабизм. Чтобы ваххабиты становились неоязычниками — такие случаи нам неизвестны. И это к вопросу о том, какая вера сильнее. К слову, у нас даже среди русских мусульман немало бывших неоязычников. И эта эволюция уже совсем невесёлая, поскольку и террористов среди них уже значительно больше.

Ц.: Что можно и нужно сегодня сделать для противодействия, а главное — профилактики неоязычества в России?

Р. С.: В первую очередь неоязычество необходимо более детально исследовать. К сожалению, у нас пока нет даже полноценной научной монографии с описанием и классификацией неоязычества и неоязыческих группировок. И, конечно, важно проводить просветительскую работу, в первую очередь по деромантизации неоязычества.

Один из действенных практических аргументов: если древние язычники были такими крутыми, то почему же их так легко победили христиане? У христиан есть конкретная история, наша страна стала именно христианской сверхдержавой. По сути, разгром хазар Святославом — это единственное в истории, чем они могут похвастаться. Но против всей истории христианской Руси это, мягко говоря, не работает.

Ну и другой вопрос: а где, собственно, в мире язычники добились больших успехов? Почему везде преобладают неязычники? Единственное исключение — это Индия, но это, мягко говоря, не сверхдержава. Её уровень — это воевать с Пакистаном, который почти в 10 раз меньше и представляет лишь небольшую часть исламской цивилизации.

Поэтому понятно, почему во время Великой Отечественной войны и на стадии подготовки к вторжению нацисты планировали насадить в каждой российской деревне «свою религию». Ведь с язычниками куда проще справиться, чем с христианами, а соответственно — куда проще их контролировать. И об этом очень важно помнить и сегодня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *