Неопытному альпинисту кажется что шагов это не так много
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Спорт
Эверест: в какой момент в этом сезоне все пошло не так? (The Telegraph, Великобритания)
Очереди на вершине, тропы заблокированы телами — во многих отношениях этот весенний сезон на Эвересте был трагичным и хаотичным, и сейчас, когда он подходит к концу, альпинистское сообщество задается вопросом: в какой же момент все пошло не так?
Одной из основных причин для беспокойства стало число погибших на горе в этом месяце — сейчас зарегистрировано 11 смертей, а это значит, что 2019 год стал одним из самых смертоносных для желающих покорить Эверест.
Отвратительные очереди вились по заснеженным хребтам в так называемой «зоне смерти»: альпинисты ждали, пока придет их черед записать на свой счет престижное достижение и заслужить право сделать селфи на самой высокой вершине Земли.
Фотографии этих очередей на прошлой неделе вирусно распространились по всему интернету и встревожили многих альпинистов, уверенных, что дух приключений порядком ослабевает, когда в погоне за ним приходится стоять в очереди.
«Ситуация на многих знаменитых вершинах мира сейчас такова, что коммерциализация угрожает самой сути альпинизма», — говорит Пол Харт (Paul Hart), бывший руководитель «Роял Марин» (Royal Marine) и лидер экспедиции.
Или, как сказал Стивен Венейблс, первый британец, взошедший на Эверест без кислорода: «Стоять в очереди, уставившись в чью-то задницу, — по-моему, сомнительная радость».
Так что же, альпинистов стало слишком много?
Естественно, в связи с хаосом на Эвересте неизбежно встал вопрос, не слишком ли много людей восходят на гору. Правительство Непала в этом сезоне выдало рекордное количество разрешений — 381, что на 34 больше, чем в прошлом году.
Может показаться, что цифра выросла не так уж сильно, но если учитывать, что большинство альпинистов сопровождает как минимум один шерпа, то 34 дополнительных разрешения означают, что на горе будет как минимум на 68 человек больше.
Тем не менее, по словам Алана Арнетта (Alan Arnette), альпиниста и автора блога об Эвересте, мысль, будто очереди на восхождение вызваны тем, что власти стали выдавать больше разрешений, — это «отвлекающий маневр». «Гора огромна, она вполне способна вместить такие объемы», — считает он.
Мультимедиа
На Эвересте альпинисты гибнут в «пробках» (Der Spiegel)
Эверест: 1953—2017
Арнетт утверждает, что основной причиной столпотворения на вершине была погода. «Обычно выпадает от восьми до одиннадцати дней, подходящих для восхождения. Но в этом году сильнейший ветер дул на вершине горы практически весь сезон, — сказал он, добавив, что из-за этого погодное окно для восхождения сократилось до пяти дней. — Этот год был аномальным».
С ним согласен Саймон Лоу (Simon Lowe), управляющий директор компании «Джаггд глоуб» (Jagged Globe), которая организует экспедиции на Эверест: «Если бы сезон был лучше, и у альпинистов было бы несколько недель, чтобы подняться, таких очередей, как в этом году, не было бы».
По мнению Венейблса, очереди на большой высоте — прямой путь к катастрофе. «Когда сотни людей торчат на высоте 8000 метров, задерживаясь в экстремальных условиях дольше запланированного, весьма вероятно, что некоторым из них не повезет, и они умрут. Там, наверху, от жизни до смерти — всего один маленький шажок».
Хаос возник из-за неопытности восходящих?
Опытные альпинисты жалуются, что в последние годы среди покоряющих Эверест стало гораздо больше неопытных людей и неквалифицированных гидов.
Арнетт утверждает, что эта тенденция началась в 2014 году, когда новое поколение местных шерп решило попытаться покончить с монополией на Эверест западных альпинистских компаний.
«Это молодое поколение чувствовало, что их эксплуатируют, а их труд оплачивают слишком низко, поэтому они решили отнять горы у западных компаний», — писал он в своем блоге на эту тему.
По словам Арнетта, большинство западных компаний взимают от 45 до 60 тысяч долларов за попытку взойти на Эверест. А вот некоторые новые игроки на этом рынке, рассказывает он, снизили стоимость до всего лишь 30 тысяч долларов, сократив расходы по таким статьям, как заработная плата сотрудников, обучение персонала и экипировка.
«Это бизнес, именно так у нас появляются авиакомпании-лоукостеры и бюджетные отели, — рассказал Арнетт „Телеграф». — Но когда речь заходит о том, кому доверить свою жизнь в так называемой „зоне смерти», мне кажется, ставки немного возрастают».
Арнетт считает, что снижение расходов привлекло на Эверест менее опытных альпинистов и неопытных шерп, что, возможно, и повлияло на рост количества смертей. Он хотел бы, чтобы опыт альпинистов и проводников проверяли строже.
Контекст
Ottawa Citizen: Эверест — это настоящий дурдом
Suomen Kuvalehti: вершина мира превратилась в кладбище
Безумие в горах
«Сейчас разрешение может получить кто угодно, — говорит он. — По моему же мнению, у вас за спиной уже должно быть одно восхождение на восьмитысячник. Тем самым вы зарабатываете право попытаться взойти на Эверест».
Какие еще предлагаются решения?
Джастин Фрэнсис (Justin Francis), генеральный директор «Респонсибл трэвел» (Responsible Travel), считает, что для того, чтобы сделать гору безопаснее, чище и менее многолюдной, необходим более строгий контроль со стороны некоей неполитической организации.
«Туроператоры не должны решать, подходят ли альпинисты для восхождения, и достаточно ли они опытны, — говорит он. — Их личная заинтересованность слишком велика, эту ответственность следует переложить на независимый орган».
Фрэнсис также считает, что независимая служба контроля могла бы помочь решить все более усугубляющуюся проблему замусоривания, следя за тем, чтобы альпинисты забирали с собой по восемь килограммов мусора и возвращали его в базовый лагерь. «Штраф за невыполнение этого правила нужно значительно увеличить», — добавил он.
Еще более радикальное решение проблемы, с которым, однако, можно поспорить, предложил Венейблс. Он считает, что нужно запретить использование кислорода. «Уберите то, что шерпы называют „английским воздухом», и на вершине сразу станет не так много людей».
Руководитель экспедиции на Эверест 1938 года Билл Тильман (H.W. Tilman) заявлял, «что логичнее уж вообще не восходить на [Эверест], чем восходить на него с помощью кислорода».
Хотя Венейблс и «не хочет дискредитировать первую экспедицию», использовавшую дополнительный кислород, он согласен с мнением Тильмана. «Зачем обесценивать вершину, по сути снижая ее высоту с 8850 до 6500 метров, лишь она соответствовала человеческим возможностям?»
В конечном итоге вряд ли кто-то будет особенно стремиться к переменам на Эвересте, ведь шерпы и проводники там получают гораздо больше средней заработной платы по Непалу, а правительство на продаже разрешений, каждое из которых стоит 11 тысяч долларов, зарабатывает более 4 миллионов.
Несмотря на все свои сомнения относительно того, что происходит на Эвересте, Венейблс хвалит тамошнюю альпинистскую инфраструктуру и говорит, что в общем и целом все работает «очень гладко». Однако он советует путешественникам, которые хотят насладиться дикой природой, поискать приключений где-нибудь в другом месте.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
5 мифов о Эвересте распространенных в СМИ
Альпинист Mark Horrel рассказывает о популярных предрассудках в СМИ связанных с восхождениями на Эверест:
1. Восхождения на Эверест достаточно легки: на него поднимались и 13-и летний мальчики 73-х летняя женщина
Часто приходиться слышать что самой сложной частью восхождения на Эверест является финансовая сторона: для многих альпинистов собрать большую сумму для восхождения на Эверест не так то и просто (участие в коммерческих экспедициях стоит от 50 000$ на человека – и это без учета личного снаряжения).
Да, хоть возможность взойти на самую высокую вершину мира и стоит больших денег, хоть мы и платим шерпам, гидам, поварам в базовом лагере, которые берут на себя 90% забот о восхождении, всё же остается, хоть и с первого взгляда маленькая часть работы самого альпиниста – «всего то навсего» сделать несколько шагов на лекке на вершину мира, но эти «легкие шаги» на самом деле невероятно тяжелы.
Все кто говорит, что на Эверест может взойти кто угодно – просто не имеют понятия что это такое.
2. Восхождение на Эверест это просто дорогой способ покончить с собой.
На самом деле, организация коммерческих восхождений на Эверест на сегодняшний день уже настолько развита и организована что безопасный подъем на вершину для хорошо подготовленного человека будет вполне безопасным мероприятием.
Сейчас по всему коммерческому маршруту к началу сезона (а это примерно май месяц) каждый год шерпами провешиваются перила, по которым альпинистам требуется проти на жумаре и страховочном усе.
Риск обморожения при соблидении техники безопасности на склонах Эвереста в настоящее время тоже снижен практически до минимума за счет подбора технологически правильного снаряжения (правильной комбинации обуви, одежды, специальных обогревателей для рук и кислородных баллонов с помощью которых в организме поддерживается необходимое кровообращение).
Только проведя некоторое время на большой высоте каждый из нас может узнать как реагирует организм на недостаток кислорода. А опытные горные гиды помогут правильно и без последствий пройти акклиматизацию.
Но, все же, один из главных моментов: Вы будете не одиноки на Эвересте: по крайней мере рядом с Вами от базового лагеря и обратно будет идти опытный гид-шерпа.
Конечно, сейчас появилось множество организаций предлагающих коммерческое восхождение на Эверест, заманивая туриста более низкими ценами по сравнению с давно устовшимися организациями, и этот факт может насторожить опытного альпиниста, поскольку гонка за более низкими ценами может обернуться плохой организацией самого восхождения.
3. Я не поднимался на Эверест, не поставил галочку в своем «списке вершин», поэтому не могу хвастаться своими достижениями в альпинизме.
Марк Хоррелл « Я терпеть не могу это выражение » поставить галочку в списке вершин» поскольку это означает что вершины для альпиниста как дни в отрывном календаре, или обязательные планы выполнения какой либо работы: выполнил-зачеркнул-забыл; а ведь каждое восхождение это не просто «галочка в списке побед».
Для меня Эверест 2012 года это была моя девятая поездка в Непал и третья в Тибет. Это более чем достаточно что бы «хвастаться»своим друзьям. Мне например, нравиться проводить свой отпуск в высокогорьях, так же само как и большинству других людей нравиться проводить время на пляжах и вечеринках.
И насчет бахвальства: когда я брал на работе отпуск и ехал в экспедицию, большинство моих коллег не знали, что я уезжал на Эверест. «.
4. Большие трагедии не происходят, потому что очень много людей восходят на Эверест в течении нескольких дней сезона.
Вэтом сезоне на Эвересте была аномально сухая погода, в результате чего участились камнепады со стороны Лхоцзе (это наиболее посещаемый маршрут на Эверест).
Кроме того, погодные окна в которые стараются попасть покорители Эвереста, в этом году были крайне короткими и составляли от силы несколько дней, из-за нестабильной погоды и сильных снегопадов.
Конечно, в большей степени эта ситуауция относиться к Южному склону Эвереста где и находиться «коммерческий маршрут» по которому поднимаются 70-80% всех альпинистов.
Но на Эверест также существует, хоть и не столько популярен маршрут с Северного склона, который в этом году был гораздо более спокоен (всего по нему поднялись 153 альпиниста из 548 в общем числе), и что самое главное Северный склон был в гораздо лучшем состоянии чем Южный.
В этом сезона на Эверест поднялись 548 человек, из них самое массовое восхождение было зафиксировано 25-26 мая, когда на вершину выстроилась очередь из 250-и человек, в результате чего один человек погиб.
На самом деле, это не был рекорд по массовости восхождения на Эверест за один день, и то, что практически все альпинисты смогли взойти на вершину означает что такая масса людей не приводит к трагическим случаям.
Общий список жертв Эвереста в этом году составил 10 человек это 1.82% от общего числа покорителей и все эти несчастные случаи произошли не повине большого скопления людей на склоне и да же не из-за погодных условий или состояния склонов, некоторые из этих смертей связаны с неопытностью самих альпинистов, а также зафиксированы несколько случаев с шерпами.
5. Многие альпинисты проходят на склоне Эвереста мимо умирающего коллеги и не помогают ему спастись из за полного отсутствия сострадания и человечности, преследуя только свою личную цель.
Из всех мифов о Эвересте, этот пожалуй, самый обсуждаемый, эмоциональный и самый вредоносный.
Люди читают душераздирающие истории о том, как альпинисты монотонно идут к вершине хладнокровно переступая через трупы, лежащие у них на пути, или проходя мимо обессиленных но еще живых своих коллег, не помогают им спастись, а кажеться что они преследуют свою личную цель: не смотря ни на что взобраться на вершину мира. Из таких представлений, в обществе создается мнение о бессердечных ублюдках, которые ради Эвереста идут на него по трупам своих товарищей.
Здесь, для простого обывателя, которому попытки объяснить что человеческий организм на высотах более 8000 метров пребывает в критических экстремальных условиях и выполнение любой работы, даже простого шага связано с преодоление невероятных усилий, малоэффективны и в большей степени не понятны; можно попробовать привести следующую аналогию:
Представте, что Вы идете домой вечером из бара по оживленной ночной дороге, вдоль которой нельзя пройти по тротуару или обочине, и видете впереди себя еще более пьяного человека, который пытается идти прямо по этой-же дороге домой: какие будут Ваши действия? вы остановитесь и предложите ему свою помощь и проводите домой? Предположим что вы так и сделаете, но для пьяного человека ваша забота покажеться оскорблением, он откажеться от помощи, что Вы будете делать потом? Посчитаете ли Вы своим долгом не смотря на его отказ, остаться с ним и попытаться довести его домой благополучно, не попав под машину, а затем, еще в более обессиленном состоянии, также благополучно вернуться по той-же дороге в свой дом? Или Вы оставите его на произвол судьбы, но при этом помня что дома вас ждет семья: жена, дети, и они очень сильно переживают пока Вы идете домой…
Многие из таких смертей на Эвересте происходят от того, что альпинисты не могут понять когда пришло время вернуться назад, многие из них даже не прислушиваются к советам гораздо более опытных людей, идущих с нимим рядом.
На своем личном опыте могу сказать что, когда я поднялся на Эверест в 10 часов утра, у меня не было полноценного чувства восторга, небло ощущения что моя экспедиция закончилась и мечта сбылась, я знал что предстоит еще более сложный путь вниз, в базовый лагерь. Я все еще должен был заставить свое обессиленное тело двигаться, снова с трудом делать один шаг, второй, третий, переходить по лестницам и перилам, концентрировать свое внимание на каждом движении.
Спускаясь в низ я заставлял работать себя на пределе, только благодаря тому что знал, что моя семья очень сильно переживает за меня; благодаря огромной поддрежке моей команды, шерпам, которые помогали мне, когда я подвергался опасному риску оступиться или лечь отдохнуть…
В 17:30 я наконец пришел в лагерь, и это было фантастикой. Мысль о том, что я мог бы по дороге вниз, остановиться и помочь спуститься какому нибудь умирающему альпинисту (если он бы встретился мне на пути), была бы смешной, если бы не настолько трагичной.
Большинство альпинистов, возвращающихся с вершины в базовый лагерь настолько обессилены, что попытки остановиться и помочь перетащить вниз встреченного по пути альпиниста связаны практически со 100% риском погибнуть самому.
Также стоит отметить, что большинство альпинистов совершают восхождение на эверест в составе хорошо организованной команды шерпов, у которых есть необходимые ресурсы для оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. В таких случаях шерпы команды прежде всего обязаны заботиться о своих клентах, но и проходящие мимо другие команды также принимают посильное участие в решении таких ситуаций.
В заключение хочу сказать что у вснех нас есть чувство сострадания ичеловечночти, мы уважаем своих коллег альпинистов на склонах вершин, но мы не герои комиксов, не супермены (хотя и среди нас встречаются те, кто способен, кто имеет необычайные силы совершить подвиг, рискуя собственной жизнью, и это относиться не только к Эвересту).
Если Вы попадали в экстремальную, критическую ситуацию, в которой от скорейшего выбора действия зависела чья-то судьба, и не знали как поступить, то не спешите критиковать других в подобных ситуациях….
Передвижение по снегу в горах
В этой статье речь пойдет не о страховке на снегу, и не о лавинной опасности. Речь пойдет о куда более простых вещах, но, тем не менее, эта тема почти совсем не затронута в литературе. Эта статья именно о движении, точнее о ходьбе по снежным склонам и снежным полям.
Те, кто много бывает в горах, наверняка видели такую картинку: идет по снегу опытный альпинист, а следом идут новички. И вот, инструктор идет, не проваливаясь, ну или очень редко проваливаясь, а новички проваливаются по пояс на каждом шагу.
Может быть, инструктор намного легче или размер обуви у него приближается к лыжам? Да нет. Может быть, играет роль, то, что он идет первым?
Да нет, можно поменять их местами, просто тогда инструктору придется уйти с уже проложенной траншеи. Или другой пример: почему-то за опытными альпинистами идется по ступеням легко и удобно, а за каким-нибудь новичком все идут, проваливаясь и с матами.
Конечно, и среди опытных альпинистов встречаются люди, которые проваливаются в снег достаточно часто, но это, как правило, или очень массивные люди (может быть просто под неподъемным рюкзаком) или люди, плохо адаптирующиеся к новому и неизвестному. Ведь технику хождения по снегу не преподают ни в одном учебном заведении, да и в альплагерях, лично мне не доводилось присутствовать на таких занятиях.
А жаль! Это помогло бы сэкономить очень много сил, времени и нервов у очень многих людей, на очень многих восхождениях и подходах.
Опять же, если Вы идете по пушистому свежевыпавшему снегу или по полностью раскисшему и превратившемуся в снежную кашу, то не проваливаться сможет только привидение или человек который туда не пойдет. Так что, говорить можно только об одной категории снега, о снеге, покрытом корочкой смерзшегося наста.
Кстати, мне кажется, такой снег встречается чаще всего в районах базовых лагерей и на маршрутах с южной или юго-восточной экспозицией. Хотя говорить, что такого снега не бывает где-нибудь под северной стеной Хан-Тенгри, было бы слишком самонадеянно.
Все зависит от времени года и от климатических условий.
Сама структура снега под коркой наста бывает очень разной. Это может быть кристаллический снег, состоящий из ледяных шариков.
В нем нога совершенно не находит опоры и утрамбовать его бывает проблематично. Это может быть мокрая снежная масса, которая сразу охватывает ногу сапогом и спекается так, что иногда бывает сложно даже извлечь ногу самостоятельно.
Это может быть чуть влажный плотный снег, который легко трамбуется и формируется в ступени и так далее. Все это должен видеть и понимать альпинист идущий по снегу и техника прохождения во многом зависит от этого.
Но, собственно задача исследования типов снега в этой статье не ставилась. Это скорее материал для солидной диссертации, поэтому ограничимся вышесказанным.
Экспедиция на Эльбрус в ноябре 2010г. (Запорожье + Кривой Рог). На фото запорожцы вначале ледника с востока. Да! Им досталось больше, чем нам с юга.
Когда Вы выходите на снег, по его внешнему виду, Вы должны уже предварительно оценить, как необходимо передвигаться. Конечно, если у Вас есть снегоступы, то нет проблем. Но, почему-то, чаще всего снегоступов не бывает, и приходиться каким то образом преодолевать этот снег.
Сразу приведу несколько советов:
1. Всегда используйте дополнительные точки опоры, например лыжные палки или ледоруб.
2. Избегайте передвижения по самому низкому месту снежной лощины, цирка, мульды. Там снег пропитывается влагой быстрее и соответственно быстрее начнет проваливаться. Лучше передвигаться по склону и лучше по тому, который был позднее освещен солнцем.
3. Не наступайте на снег рядом с выступающими камнями. Камни прогреваются быстрее и снег возле них подтаивает. Больше того, провалившись в снег рядом с камнем, Вы рискуете получить травму или очень прочно застрять.
4. Не наступайте на засыпанные снегом кусты и карликовые деревья. Под снегом там могут быть пустоты, да и ногу, запутавшуюся в ветках, бывает трудно освободить.
5. Если снег уже почти не держит старайтесь передвигаться скользящим шагом.
6. Не наступайте на подозрительный участок сразу, сначала попробуйте слегка нагрузить его.
7. Старайтесь не останавливаться на ненадежных участках.
8. Не вставайте рядом с другим участником, объединенного веса снег может не выдержать.
9. Всегда сохраняйте дистанцию при движении.
10. Если Вы услышали под снегом журчание воды, постарайтесь обойти это место.
11. Если Вы почувствовали, что снег проваливается при опробовании, несколькими последовательными нажатиями попробуйте утрамбовать снег, предварительно продавив его на небольшую глубину.
12. Не ставьте ногу рядом с глубоким провалом, попробуйте обойти его.
13. Если обойти провал невозможно, надо, осторожно спустившись в него, постараться максимально благоустроить провал. Обрушая снег со стенок провала, и утрамбовывая его, уменьшите его глубину.
Ближе к краям провала организуйте ступеньки для удобства идущих за Вами.
14. При выходе из провала на наст, постарайтесь опираться на палку.
15. Если Вы провалились, попробуйте, положив палку или ледоруб на снег и опираясь на него вытащить ногу. Если нога застряла, не пытайтесь раскачиваться или сгибать и разгибать ногу в колене. Этим Вы только утрамбуете снег вокруг ноги. Если Вы оттянете носок, как будто встаете на цыпочки, Вам будет намного проще вытащить ногу. Всегда тяните ногу прямо вверх. Очень много зависит от того, в какой Вы обуви. Если на Вас легко снимающаяся обувь типа сапог или кроссовок, то проще выдернув из них ногу, потом откопать обувь.
16. Без крайней необходимости не снимайте рюкзак. Надевая рюкзак рядом с провалом, Вы почти неизбежно провалитесь опять.
17. Если уж провалы неизбежны, снег не держит совсем, то остается только два варианта или ползти или тропить, проминая снег впереди себя.
18. Не тратьте время на вытряхивание снега и выливание воды. Это можно сделать на твердом месте.
19. Если где-то видна тень, постарайтесь уйти туда. Возможно там снег еще (или уже) держит.
20. Рассчитывайте время так, чтобы проходить снежные участки утром или через пару часов после того, как на участок упала тень.
21. Никогда не используйте ступени, по которым поднимались для спуска, если собираетесь подниматься снова.
Теперь собственно о самой технике ходьбы.
По обычной поверхности человек передвигается в соответствии с физикой движения.
То есть, он по инерции наклоняется вперед, как бы падает, и, чтобы избежать падения выставляет вперед ногу. При этом нагрузка на опорную поверхность ноги распределяется крайне не равномерно. Вектор нагрузки направленной к опоре перемещается от пятки к носку, то есть нагрузка поочередно прилагается к нескольким точкам под Вашей стопой и достигает максимума, когда Вы уже добавили момента движения, отталкиваясь носком, но еще не перенесли вес тела на другую ногу.
Именно в этот момент, как правило, происходит разрушение ступени на склоне.
Больше того, если обратить внимание на ступени, проложенные опытным альпинистом, то можно увидеть, что ступени располагаются на таком расстоянии друг от друга, что бы быть максимально удобными для наиболее невысокого участника, размер их соответствует самому большому размеру обуви у участников, поверхность ступени сформирована без наклона внутрь или наружу склона.
А если ступени делал неопытный участник, то ступени имеют ярко выраженный наклон внутрь склона именно за счет того, что участник отталкивался носком, перенося на него вес тела. Это неизбежно приведет к деформации ступени и последующем ее разрушении следом идущими участниками. Опытный альпинист всегда постарается поправить такую ступеньку.
Надо подтрамбовать ее, сгребая снег сверху и со стороны ступеньки. Кстати, это же относится и к глубоко проваленному следу на ровной поверхности. Просто засыпьте провал снегом, обрушив его с боковых сторон, и утрамбуйте его.
Для того, что бы понять, как же правильно двигаться по снегу, необходимо вспомнить такое простое и полезное упражнение как «пистолетик», то есть приседание на одной ноге.
Так вот, правильное движение по снегу очень напоминает это упражнение.
Человек сначала ставит впереди себя ногу, сразу на всю стопу (шаг при этом должен быть намного короче обычного), затем переносит на нее вес тела, затем нога выпрямляется (выпрямление ноги происходит за счет тех же мышц, которые участвуют в «пистолетике») и только затем вперед выносится другая нога, ставится всей ступней на снег и все повторяется.
Инерционный наклон тела, конечно, присутствует, но уже не играет такой негативной роли, за счет того, что вся стопа уже полностью соприкасается со снегом и вектор нагрузки не перемещается от пятки к носку. То есть, вес тела всегда распределен на всю поверхность стопы и, соответственно, уменьшилось давление на единицу поверхности снега.
Как следствие, уменьшился и риск проваливания в снег. Еще более эта техника необходима при подъеме по снежным ступеням, там это еще более похоже на «пистолетик». Просто ставите ногу на всю стопу на следующую ступеньку и выходите на этой ноге. При этом ступенька не только не разрушается, но и еще лучше утаптывается.
Фото запорожцев при восхождении на Эльбрус, ноябрь 2010 год, Ирики. Как в фильме: «Тренируйтесь на …?…».
Но стоит только, забыть о правильной технике и оттолкнуться носком, как ступенька приобретает наклон внутрь склона и следующий участник может просто разрушить ее.
Конечно, сначала такая техника кажется не совсем удобной и физиологичной, но человек, понявший главные ее принципы, довольно быстро привыкнет к ней и, можете мне поверить, испытает немало приятных и веселых минут, пройдя спокойно рядом с барахтающимися по пояс в снегу новичками (но не забудьте потом научить их!).
Кстати, хорошая высотная обувь, типа пластмассовых мыльниц, очень способствует именно такой ходьбе, так как несколько ограничивает подвижность голеностопа.
Я буду очень рад, если эта статья поможет кому-то научиться ходить по снегу и полюбить снег.