Ненавижу когда мне говорят что делать
4 факта, которые вы должны знать, когда имеете дело с ненавистниками
Как-то я написал статью, которая стала вирусной на местном веб-сайте. Она – обо мне и моей девушке. Этим текстом делились, его обсуждали на различных форумах.
Конечно же, что это понравилось не всем. Были и те, кто меня буквально возненавидел. Причём неизвестно за что. Я игнорирую необоснованные критику, поэтому и внимания на них не обратил. Но об этих ненавистниках мне рассказал друг.
Но, скажу, что даже рад, что всё так случилось. Мне это помогло понять, как общаться с подобными людьми. Кстати, меня также удивило, насколько тема «ненавистников» тесно связана с психологией и особенностями человеческой природы.
Всё оказалось не так просто, и выходит далеко за рамки простого невежества и того, что «всегда найдутся те, кто будет вас ненавидеть».
1. Речь не о том, что вас ненавидят или любят. Вас осуждают или игнорируют.
Об этом просто замечательно сказал американский предприниматель и экономист Сет Годин:
«Тебя будут осуждать. Или тебя проигнорируют. Как правило, существуют только эти два варианта».
Первый, конечно, задевает вас и вызывает не самые лучшие чувства. Вам некомфортно, обидно, а временами – даже страшно.
Вы можете спорить с ними, оправдываться, злиться, ругаться… Но зачем?
Лучше поступить намного мудрее: вспомнить о том, что ваша задача, в первую очередь, выстоять и идти вперёд. В этом мире невозможно достичь чего-то, пребывая в стерильных и комфортных условиях. Хотите быть кем-то и сделать что-то – готовьтесь к тому, что это не всем понравится. Но что вам до них?
Вы должны научиться игнорировать таких людей. Не воспринимайте каждое их слово слишком буквально и серьёзно. На самом деле их разрывает от собственных комплексов, боли и страданий. Если вдуматься, то вся та грязь, что они выливают – о них, а не о вас.
Поверьте, намного лучше, когда тебя ненавидят, чем, когда игнорируют. Поскольку это будет означать, что вы собой что-то представляете, а не являетесь пустым местом для окружающих.
2. Не ассоциируйте себя с тем, что делаете.
Об этом просто замечательно сказал американский писатель и оратор Такер Макс. Когда его спросили, почему люди склонны зацикливаться на плохих отзывах о своих книгах, при том, что написали уйму хороших и могут этим гордиться, он ответил:
«Если это происходит с вами, то попробуйте спросить себя: «Почему положительное не имеет значения, а отрицательное – так важно и беспокоит?» Ответ лежит на поверхности: вы напрямую ассоциируете себя с книгой, поэтому воспринимаете нападки на неё как нападение на себя. Возникает вопрос: «Чего мне не хватает в моей жизни, что я должен обязательно подтверждать свою значимость этой книгой (картиной, музыкальным произведением и прочее)?»
Действительно, мы слишком часто склонны относиться ко всему настолько серьёзно, что подсознательно воспринимаем себя и то, что делаем, как одно целое. Не удивительно, что когда ненавистники исходят желчью и обидными комментариями, то решаем, что это напали на нас лично.
Я не утверждаю, что являюсь каким-то особенным экспертом в этом вопросе, но с точки зрения психологии всё сводится к тому, что мы должны стать самодостаточными в других областях своей жизни, заниматься чем-то.
Речь вовсе не о том, чтобы отвлечься. Речь о том, чтобы сфокусировать свою энергию на действительно важных и интересных вещах. Вы будете настолько увлечены всем, что это заглушит негатив.
Например, представьте себе, что вы заняли первое место в спортивных соревнованиях. А на следующий день – вам на работу, где босс всегда и всеми недоволен. Но теперь вы можете сказать себе: «Босс придирается и ворчит? Без разницы. Я только что занял первое место. Ничто и никто не отнимет этого у меня».
3. Ненависть и злоба – это проявление страха и неуверенности.
Об этом просто замечательно сказал американский предприниматель и автор бестселлеров Джеймс Алтачер.
Любая энергия ненависти или злобы – это, прежде всего, страх. Люди нападают на других тогда, когда сами в растерянности и чего-то боятся. На самом деле они кричат о помощи. Другое дело, что таким несколько странным образом. Ну… как умеют.
Когда вас кто-то называет уродливым, то это означает, что он сам не уверен в том, что привлекателен, и переживает, что это заметно. Когда кто-то говорит, что вы лишь время зря теряете, то он, вероятно, видит, что вы вырвались вперёд и растёте слишком быстро. Он попросту вам завидует.
Когда кто-то ненавидит, то уж поверьте – ему хуже всех. Он постоянно злится, постоянно в плохом настроении. Как говорят, каждый день – плохой день.
Поэтому не воспринимайте всё сразу же на свой счёт. Это не о вас. Это о жизни тех, кто ненавидит. Об их недовольстве собой, страхах, неуверенности и комплексах.
4. С глаз долой – из сердца вон!
Для того, чтобы ненавистники даже не попадались мне на глаза, я попросту удалился из соцсетей. Я сознательно сделал этот шаг. Тем временем там кипели страсти, меня ругали, осуждали, высмеивали.
А что я? Я был занят собственной жизнью. Делал то, что люблю, и то, что действительно важно. Так что ни одна капля жёлчи ненавистников не достигла своей цели.
Вы можете мне сказать, что ничего не изменилось: «Ненависть никуда не испарилась. То, что тебя там нет, вовсе не означает, что твои ненавистники и их чувства исчезли».
Согласен, это правда. Но только отчасти.
Суть в том, что я выделил время и пространство для себя. Для того, чтобы делать то, что хочу. Следовательно, это способствовало выработке уверенности в себе, в которой так нуждаюсь. И это сработало: я больше не ассоциировал себя со своими работами, а потому прекратил воспринимать оскорбления и несправедливую критику как нападки на себя.
Дело ведь не в том, ненавидят вас или нет. Ненависть всегда была, есть и будет. Она никогда не исчезнет по той простой причине, что такова человеческая природа. Именно поэтому люди так склонны осуждать кого-то или критиковать. Особенно это заметно в наши дни, когда в социальных сетях можно «блеснуть умом и остроумием». Нередко – с анонимного профиля, как поступают самые трусливые и непорядочные люди.
Но я впускаю в свою жизнь лишь то, что действительно важно!
Всего остального – просто не существует!
Ведь я знаю, что когда человек ослеплён ненавистью, то им движет исключительно страх. Зачем ему потакать? Игнорируйте – пускай сам разбирается со своими проблемами.
Сфокусируйтесь лучше на собственной жизни. На том, о чём мечтаете, куда идёте, чего хотите. Будете оглядываться на ненавистников – ничего не достигнете.
Новое видео:
Почему людям не нравится, когда им указывают, что делать
Что вызывает все эти негативные реакции, когда другие пытаются изменить наше поведение? Этот вопрос имеет особую актуальность для родителей подростков, а также взрослых в специфичных условиях, как, например, эпидемии коронавируса, когда наблюдалось непонимание и сопротивление некоторым руководящим принципам в отношении карантина и ношения масок.
Ответ варьируется от человека к человеку, но есть некоторые общие тенденции.
Людям нужна автономия
Необходимость быть хозяином своих собственных действий встроена в человека. И поэтому мы раздражаемся от чувства, что кто-то еще контролирует нас. Мы начинаем отстаивать свою автономию, как только можем. Уже малыши настаивают на том, чтобы «сделать самим» что-то, даже когда это расстраивает их родителей. Еще один период бунта ожидает родителей в подростковом возрасте. Но затем, с возрастом, кажется, возможность бунта не исчезает, она становится одним из вариантов развития событий.
Наша потребность в чувстве свободы растет вместе с нами. Это действительно начинается в подростковом возрасте, когда подростки переходят во взрослую жизнь. И не зря. Автономия является одной из основных психологических потребностей человека. Рост автономности связывают с такими эффектами психологической помощи как уменьшение депрессии и тревоги. Так что, когда человеку говорят, что он должен сделать, он чувствует протест на уровне своей природы.
У людей возникает чувство собственного бессилия
Отказ от своей автономии напоминает передачу власти кому-то другому. Быть менее могущественным, чем другой человек, не очень приятно. Позиция «внизу» часто ощущается как место слабых и ожидается, что мы не сможем удовлетворить все свои потребности.
Власть также означает контроль, и когда человеку говорят, что делать, он чувствует, что передал контроль кому-то другому. Сопротивление чужим запросам или командам может быть способом вернуть себе силу, даже если это означает действовать против наших собственных интересов (например, отказ от пристегивания ремня безопасности).
Мы чувствуем себя детьми
Многие из нас, когда нам говорят, что делать, как бы возвращаются в детство, когда наши родители и учителя говорили нам, что делать. Вероятно, мы с нетерпением ждали, когда вырастем и сможем сами управлять соей жизнью. И, к сожалению, это ощущение себя ребенком иногда заставляет нас реагировать по-детски, например, закатывать истерику, но уже во взрослом исполнении или отказываться от данных обещаний или использовать физические способы разрешения конфликтов.
Ожидание критики
Когда кто-то говорит нам, что делать он просит или требует либо прекратить то, что мы делаем, либо сделать то, чего мы не делали. Естественно, создается впечатление, что нас критикуют, что никому не нравится. Это ранит наше Эго, которое всегда хочет быть правым.
Мы не знаем чем это закончится
Мы также можем бояться постепенного отката к худшему. То есть сначала нам говорят сделать что-то одно, что ухудшает наше предыдущее состояние. Затем нам выдвигают еще одно требование или настойчивую «просьбу». Возникает опасение, а что дальше? Мы можем беспокоиться о том, что наши права и свободы будут нарушены. Часто эти страхи основаны не на том, что нас на самом деле просят, а на опасении того, к чему это может привести.
Ценность индивидуальности
Наконец, многие из нас гордятся своей индивидуальностью. Люди хотят верить в то, что принимают собственные решения, им нравится выделяться из толпы. В следовании сторонним приказам кроется опасение отказа от существенной части соей личности. Этот фактор особенно заметен в обществах, поддерживающих западные ценности, придающих большое значение индивидуальности человека.
Как с этим справиться
Среди способов реагирования в ситуациях, когда говорят, что делать, можно выделить разные, как конструктивные, так и деструктивные варианты. Следующие принципы могут быть полезны для конструктивного ответа:
Вспомните, например, то чувство в желудке, когда ваш супруг говорит что-то, что действительно вас раздражает. Или стремление разнести посты в соцсетях, поддерживающие вашего конкурента. Или родство, которое вы испытываете к фанатам любимой спортивной команды, и отвращение, которое вы испытываете к фанатам-соперникам. Или свою решимость сделать выговор водителю, который несправедливо сигналил вам.
Когда мы начинаем понимать, как работает Эго, и становимся способными отслеживать те трактовки событий, которые оно нам предлагает – то есть альтернативы, которые оправдывают наше негодование или оправдывают нашу ненависть – мы можем действовать по-прежнему, но это будет уже по реальным причинам, а не как автоматический жест Эго.
Мы, вероятно, никогда не захотим, чтобы нам указывали, что делать пока сами не просим совета. Скорее всего, мы будем продолжать чувствовать себя бессильным и критикуемым ребенком в ситуациях навязанного решения. Но мы можем позволить этим ощущениям существовать наряду с нашей готовностью придерживаться мудрых решений. И не потому что кто-то сказал сделать именно так, но потому что это решение служит вам во благо.
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
Ненавижу себя. У меня много комплексов, я замкнута. Что делать?
Попробую разобрать ваше обращение:
Нужно разобраться откуда взялись ожидания связанные со внешностью. Это может быть либо ваш прошлый опыт, либо объективные рекомендации врачей либо сформированные вами же ожидания. Для этого нужно ответить на несколько вопросов:
1. У вас объективно есть диагнозы, связанные с лишним весом, например РПП, поставленный специалистом?
2. Вам кто-то говорил, что вы толстая, страшная, уродливая итд в прошлом? Кто-то резко критиковал ваши идеи, так что это запомнилось? Кто –то обрывал ваши рассуждения намеками на вашу некрасивую внешность?
3. Как вы видите себя? Какой образ внешности и поведения вы считаете приемлемым? Вы стройны, уверены решительны, да? Как вы пришли к такому образу?
Что тут можно посоветовать?
-во первых настороженнее относится к информации в интернете, особенно к визуальным изображениям.
Методика НЛП «Хорошо сформированный результат», сокращенно ХСР – это способ постановки цели. Эту методику можно использовать, как самостоятельно, так и вместе со специалистом в рамках тренинга или терапии. Данная методика может использоваться для постановки личностных, профессиональных целей и для целей терапевтического характера.
Согласно модели НЛП ХСР должен соответствовать некоторым требованиям, для того, чтобы стать подлинным ресурсом для будущих изменений в жизни человека. К таким требованиям относятся следующее:
1. Результат, которого желает достигнуть человек, должен быть сформирован в позитивных терминах. Нужно сформировать результат так, чтобы он не содержал в себе частицы «не», или слов, которые включают в себя отрицание, например «прекратить», «закончить», «убрать» итд. Результат в целом отвечает на вопрос «что вам хочется? », а не чего вы желаете избежать или чего вы наоборот не хотите делать.
2. Результат должен находиться под вашим непосредственным контролем. Результат не должен зависеть от случайных обстоятельств или чужих действий вместо этого результат должен состоять из таких этапов, за которые ответствен именно тот, кто сформировал его. При достижении результата необходимо сконцентрироваться на том, что можно сделать, чтобы именно тот, кто сформировал результат, был ответственным за начало и поддержание процесса достижения цели. Если в формулировке ХСР есть другие люди, то нужно выбрать то, как вести себя по отношению к этим людям для достижения результата, а не ждать пока они сами что-то сделают.
3. Необходимо, чтобы достижение Результата можно было проверить во всех 3-х репрезентативных системах. Чтобы соблюсти это требование, нужно ответить на вопрос: «Как вы узнаете о достижении своего ХСР? Что в этот момент вы будете наблюдать, ощущать, слышать? Нужно как следует представить во всех 3-х репрезентативных системах (визуальной, аудиальной, кинестетической) поставленную цель – для того, чтобы сформировать обратную связь с процессом достижения цели. Представление результата в 3-х репрезентативных системах также создает дополнительную мотивацию для продвижения к нему.
4. Результат должен быть в нужном контексте. Для того, чтобы соблюсти это условие, нужно точно представить где, когда, с кем и к какому конкретному моменту нужно достичь цели. Ответив на эти вопросы можно сформировать контекст, в котором результат должен быть достигнут. Цель должна быть сформирована в соответствующем временном промежутке и в подходящем для нее пространстве. Обязательно нужно выбрать время, когда цель должна быть реализована. Цель без временных рамок – это просто мечта.
5. Результат должен быть экологичен. Т. Е. Он должен согласовываться с другими людьми и системами. Это значит, что цель должна сохранить все побочные результаты и вторичные выгоды, которые есть у настоящего момента (т.е. у ситуации, где цель не реализована). Нужно выяснить, нет ли противоречий в цели, для этого необходимо ответить на вопрос – как достижение результата повлияет на жизнь человека, жизнь его близких и друзей итд. Нужно выяснить от чего в будущем придется отказаться из-за движения к этой цели. Есть ли что-то позитивное в ситуации, когда у вас нет этой цели. Все ли позитивные моменты, которые имеются сейчас, сохраняться в будущем, если результат начнет реализовываться?
Нужно найти побочные выгоды и позитивные промежуточные результаты и явления, которые связаны с целью, важно чтобы они реализовывалась постепенно, по мере движения к основному результату – это будет мотивировать к дальнейшим действиям.
6. Любой результат зависит от ресурсов, которые необходимы для его достижения. Чтобы выявить нужные ресурсы нужно задать вопрос – «какие ресурсы нужно для достижения результата? » Затем стоит понять, есть ли к ним доступ, и можно ли эти ресурсы как-то получить. К ресурсам, например, могут относиться деньги, время, особые способности или навыки, связи итд. Для соблюдения этого требования нужно понять, какие ресурсы нужны для достижения результата. Затем определить способы добычи этих ресурсов и время, которое потребуется на их приобретение.
7. Необходимо представить первый шаг, который необходимо сделать для достижения результата. Чтобы соблюсти это требование, необходимо сначала решить какие именно этапы нужно выполнить в начале пути. Нужно определить самые первые маленькие этапы с которых начнется путь к достижению к цели. Представлять их также нужно в 3-х репрезентативных системах в соответствующем контексте (т.е. с учетом времени и места).
8. Нужно определить масштаб результата и проверить разумность этого масштаба. Если цель недостаточно мотивирует – то ее необходимо сделать более глобальной. Для этого нужно представить, что именно даст достижение цели, какие новые возможности появятся с ее достижением, если цель все равно недостаточно мотивирует, стоит выбрать цель глобальнее.