Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Олимпиада по русскому языку с ответами. 9 класс

Олимпиада по русскому языку

Время выполнения работы- 3часа

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Поспорили две ученицы:

— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ.

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения :

Являются ли этимологически родственными слова

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет ; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание №12 (6баллов)

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1. Всё в городе было ново и непривычно.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4. Кто бы мог поверить в такие чудеса.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап. ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл. вах чу…твуя пр. бл. жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш. м воздухе (не,ни)слышно н. сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л. гушки.

Ключи к варианту 1

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор————Историческое членение

Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение

Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.

4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

Разделительный твёрдый знак.

Предложение 3 – облако закрыло.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

Определите, в каких словах пишется буква «э»:

а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх. тажный

б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить

в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар…

Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.

В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.

Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

Задание №7 (10 баллов)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Задание №8 (10баллов)

« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)

«…Он дамам к ручке не подходит;

Иль нет-с » . Таков был общий глас. (А.С.Пушкин)

«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)

Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?

Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.

5.Дом слева оказался музеем.

6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.

7. Сверху и снизу бежала вода.

8.Его приезд весьма некстати.

Задание №11 (5баллов)

Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.

Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава

Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1)мы немедленно начали репетировать.

2)оказалось, что там слишком много ролей.

3)началось распределение ролей.

4)была назначена первая репетиция.

Задание №13 (5баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.

1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.

3.В декабре более чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.

Задание №15( 15баллов)

По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.

Ключи к варианту 2

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.

[ э ] – гололедица, опека, афера

[ о ] – безнадёжный, манёвр

1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)

Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;

5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.

Бежал и, наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

Что написано пером, не вырубишь топором.

В данных предложениях допущены стилистические ошибки.

1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал автобиографию.

3.В декабре чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Номер материала: ДБ-204821

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Добролюбовка запись закреплена

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква«Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» – писал М.В. Ломоносов о букве «ъ» (ер) еще в XVIII веке.

К тому времени ер уже не обозначал никакого звука (как это было примерно до середины XII века), а места занимал порядочно: использовался как минимум в конце каждого слова, оканчивающегося на согласную: столъ, ужъ, Санктъ-Петербургъ. Причем это касалось как книг на церковнославянском языке (к концу XIX в. это были книги религиозные), так и светских книг, напечатанных гражданским шрифтом, на современном для того времени русском языке.

Приведем подсчеты советского лингвиста Льва Успенского: только в одном издании «Войны и мира» Льва Толстого (1897 год, 2080 страниц) содержится 115 тысяч «букв-дармоедов»! 70 страниц одних «еръ», если собрать их и напечатать подряд. 70 страниц, на которых нельзя прочитать ничего. При этом «еръ» занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400 000 рублей.

Мысли о том, чтобы избавиться от «буквы-транжиры» возникли задолго до 1918 года. Идея реформы орфографии носилась в воздухе. Еще в 1904 году Орфографическая комиссия предложила убрать из алфавита некоторые буквы (ер, и-десятеричное, ять, фиту и ижицу), однако по разным причинам проект внедрен в жизнь не был. Реформу орфографии осуществила в 1918 году большевистская власть. Причем декрета оказалось недостаточно, понадобилось принудительное изъятие из типографий удаленных из алфавита литер. Только тогда издатели начали печатать по-новому.

Это привело к тому, что на протяжении следующих лет вместо разделительного Ъ на печати ставился апостроф. Только в 1928 году Наркомпрос признал такое использование апострофа некорректным, и Ъ начал возвращаться. Сегодня его присутствие в тексте едва заметно – это вторая с конца по частотности русская буква после Ё.

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за букваКнижная выставка «Сколько стоил «еръ»?» начинает работать сегодня в общем читальном зале (4 этаж).

Источник

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Смотреть картинку Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Картинка про Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква. Фото Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

В нынешнем году исполняется 250 лет со дня рождения великого сына русского народа Михаила Васильевича Ломоносова. К этой славной дате редакция серии «ЖЗЛ» приурочила новое, сокращенное издание книги А. Морозова «Ломоносов». Впервые книга вышла в 1950 году и была удостоена Сталинской премии.

Александр Антонович Морозов родился в 1906 году в Москве. В 1929 году окончил этнологический факультет Московского университета. Работал в Ленинграде, в Пушкинском доме Академии наук СССР. Выступал как фольклорист, литературовед и переводчик.

А. А. Морозов — член Союза писателей СССР.

Ломоносов — наиболее замечательный деятель дореволюционной русской культуры. Народная целина, несколько всколыхнутая петровскими реформами, выдвинула в начале XVIII века из своих недр этого гениального человека, многообразно и самобытно воплотившего лучшие особенности национальной русской культуры.

Еще в XVIII веке широкие круги передовых людей поняли, что Ломоносов — это залог дальнейшего неустанного и глубокого развитие отечественной науки, отечественного искусства и государственного гения. Очень показательно, что до нашего времени дошло очень большое число масляных портретов Ломоносова, выполненных в XVIII веке, по-видимому, с одного оригинала. Ни один из ученых или писателей XVIII и XIX веков не удостоился подобной чести. Эти портреты, которые после смерти Ломоносова русские люди вешали у себя в покоях, были выражением совершенно исключительной любви к Ломоносову.

В XIX веке глубокий смысл деятельности Ломоносова перестал быть непосредственно понятным, о нем стали забывать, и только Великая Октябрьская социалистическая революция, с которой началась новая историческая эпоха в развитии нашей Родины, вновь пробудила особое внимание широчайших кругов советских людей к Ломоносову. В результате огромной, напряженной работы ученых разных специальностей — естествоиспытателей, историков и литературоведов — за советские годы творческий образ Ломоносова раскрылся с поразительной полнотой. На этой основе стало, наконец, возможным дать полное и проверенное жизнеописание Ломоносова и раскрыть его значение для нашей науки и культуры в целом.

Жизнеописание М. В. Ломоносова, написанное А. А. Морозовым, основывается на большом новом материале, вскрытом историческими исследованиями последних десятилетий, вплоть до самого последнего времени. Некоторые главы книги основаны на самостоятельных работах А. А. Морозова. В особенности это относится к изложению детских и юношеских лет Ломоносова и к характеристике учителя Ломоносова — Христиана Вольфа. Литературные реконструкции А. А. Морозова, очень оживляющие текст, основаны в большинстве случаев на проверенном историческом материале. Перед нами очень полная и хорошо научно обоснованная биография первого русского академика, доступная широким кругам.

Очень хотелось бы, чтобы советская молодежь во всей своей массе прочитала новую книгу о Ломоносове. Перед нашими юношами и девушками раскроется изумительный и вдохновляющий пример жизни великого русского человека, глубочайшего патриота, отдавшего свой гений, свои силы целиком на службу родному народу.

«Великий Муж ни от кого лучше похвален быть не может, кроме того, кто подробно и верно труды Его исчислит; есть ли бы только исчислить возможно было».

Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории русской культуры.

Жизненный подвиг Ломоносова вызывает изумление. В первой половине XVIII века крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знанию, является с берегов Белого моря в Москву и затем в чрезвычайно короткий срок достигает вершин мировой культуры, производит переворот в русской поэзии, ставит и разрешает величайшие научные проблемы, закладывает основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых современников.

Занятия наукой не сулили в то время в России ни богатства, ни почестей, ни славы. О них и не помышлял упрямый русский помор, пробиравшийся по снежным и вьюжным лесным дорогам к заветной Москве, бросивший отчий дом и значительный достаток, терпевший несколько лет ужасающую нужду и лишения, «несказанную бедность», как говорил он сам, — и все это для того, чтобы овладеть научными знаниями и затем послужить ими своему народу. В лице Ломоносова русский народ не только показал, что он способен выдвигать величайших гениев, каких только знало человечество, но и раскрыл лучшие, исторически сложившиеся особенности своего национального характера — упорство и бескорыстие в труде, самоотверженный патриотизм и мирное, гуманистическое устремление своего творчества.

Жизнь Ломоносова — вечный пример беззаветного служения родине. «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ», — писал о Ломоносове В. Г. Белинский. Ломоносов для него не только гениальный поэт и ученый, но также и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени». А. С. Пушкин с большой проницательностью и глубиной указывал на титаническую силу, грандиозный размах, широту и разносторонность Ломоносова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник». По словам А. И. Герцена Ломоносов был первым русским ученым, который сумел с достоинством «бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения».

Наука Ломоносова не могла получить полного и заслуженного признания в дореволюционной России, ибо она развивалась вопреки политике господствующих классов, не веривших в творческие силы русского народа или, еще вернее, боявшихся развязать их. Наиболее прогрессивные стороны деятельности Ломоносова, в которых проявился его могучий народный талант, замалчивались или извращались.

Ломоносов был величайшим новатором в науке. Он высоко поднял знамя материалистического учения о природе, заложил прочные демократические традиции русской науки. Только советские люди с гордостью раскрыли и продолжают раскрывать все величие и многообразие глубокого и разностороннего новаторства Ломоносова, установили его неоспоримый приоритет в открытии важнейших законов природы, осознали все значение его исторических заслуг в развитии самых различных отраслей русской промышленности, экономики, техники, науки и культуры.

Настоящая книга является попыткой показать жизнь Ломоносова во всем ее сложном, а подчас и противоречивом многообразии. Однако деятельность Ломоносова должна предстать перед читателем не как пестрый калейдоскоп сменяющихся тем и увлечений гениального человека, а как проявление единого и целостного прогрессивного материалистического мировоззрения, как величайшая целеустремленность патриотического порыва и дерзания.

«Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении — суть качества, отличающие народ Российский… О народ, к величию и славе рожденный. »

Источник

Немой место занял подобно как пятое колесо что это за буква

ЛЕВ УСПЕНСКИЙ И ЕГО КНИГИ

Если бы попросили людей, хорошо знающих Льва Васильевича Успенского, коротко охарактеризовать личность писателя, они бы ответили, что прежде всего поражают его огромные разносторонние знания, его поразительная память, редкое трудолюбие и работоспособность, его жизнерадостность и сильно развитое чувство юмора.

Многие из них дали бы совсем короткую характеристику: «Он все знает».

В наше время – время грандиозных открытий, бурного развития науки и техники, в век космонавтики и электроники – невозможно «все знать». Но Лев Васильевич «дает повод» так о нем говорить. Он является исключительно образованным человеком: он ученый-лингвист, знаток археологии, истории в широком смысле этого слова, в частности истории Петербурга, географ, землемер, ботаник, фотограф, знаток античности, писатель, поэт, переводчик.

Лев Васильевич пишет филологические книги, книги об археологии, географии, книги на мифологические темы, книги из истории нашего города, военные рассказы, повести и романы. Все, о чем он пишет, он хорошо знает и рассказывает читателям со знанием дела.

Этому помогает превосходная память писателя.

В редакциях газет и издательств частенько можно слышать: «Это знает Лев Васильевич, это нужно поручить Льву Васильевичу, нужно спросить у Льва Васильевича».

Такое отношение к писателю хорошо, емко выразил в дружеской эпиграмме ленинградский поэт Михаил Александрович Дудин:

Л. В. Успенский проявляет самый живой интерес ко всему, чем живет наша страна, чем живет весь большой мир – наша планета Земля.

Писатель-гражданин быстро и живо откликается на все события, происходящие как в нашей стране, так и за рубежом. Отсюда – частые выступления Льва Васильевича в газетах и по радио. Он прекрасный оратор, его речь жива и образна, он говорит языком, доступным всем, приводит интересные примеры, пословицы и поговорки; его речь то полна острыми, гневными словами, когда он говорит о поджигателях войны, то полна восхищения и лиризма, когда он говорит о делах и жизни советских людей, о славной советской молодежи.

В 1960 году писательская общественность Ленинграда, работники издательств, редакций газет, журналов и радио, юные и взрослые читатели торжественно отметили шестидесятилетие Льва Васильевича Успенского и тридцатилетие его творческой деятельности.

Было сказано много слов благодарности писателю за его большой, вдохновенный труд; ему желали долгих лет жизни и выражали уверенность в том, что писатель порадует многими и многими книгами своих требовательных, но всегда чутких и благодарных читателей.

В адрес юбиляра поступило много телеграмм от разных учреждений и читателей, было много преподнесено писателю адресов и цветов.

Виновник торжества, добродушный великан, с гривой седых волос и доброй, с лукавинкой улыбкой, был смущен, взволнован и растроган; он, по-видимому, не ожидал такого праздника, устроенного в его честь.

Книги Льва Васильевича читают и взрослые и школьники с одинаковым интересом, а это самая высокая оценка книг и труда писателя.

Издательство «Детская литература» по-издательски отметило юбилей писателя, выпустив его книгу «Повести и рассказы» (о которой еще будет речь впереди).

В 1960 году в издательстве «Детская литература» вышла также языковедческая книга «Ты и твое имя» (Лен. отдел.).

Прошло десять лет. В эти годы Лев Васильевич продолжал много и плодотворно работать.

В это время писатель работал еще над двумя филологическими книгами: «Имя дома твоего» и над этимологическим словариком школьника «Почему не иначе?». Обе книги вышли в 1967 году в издательстве «Детская литература».

Прошло десять лет – очень малый срок для истории и большой срок в человеческой жизни, – но Лев Васильевич Успенский по-прежнему бодр, работоспособен, по-прежнему оптимистичен и скор на шутку и остроту.

9 февраля Льву Васильевичу Успенскому исполнилось 70 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1970 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятилетием со дня рождения Лев Васильевич Успенский награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Лев Васильевич Успенский родился двадцать седьмого января (9 февраля) 1900 года в Петербурге в семье инженера-геодезиста. Отец – Василий Васильевич Успенский – происходил из разночинной семьи: дед будущего писателя был провинциальным банковским бухгалтером.

А все это было в семье Льва Васильевича. Мать будущего писателя, Наталья Алексеевна, происходила из дворянской семьи Костюриных, имение которых было в Псковской губернии. Она без согласия отца уехала в Петербург поступать на Высшие женские курсы и, чтобы стать самостоятельной, вступила в фиктивный брак с Василием Васильевичем Успенским, потом этот брак перешел в обычный законный брак.

Детство Льва Васильевича было вполне благополучным, кроме него, в семье был только один ребенок, брат Всеволод Васильевич, на два с половиною года младше его. Зимой жили в Петербурге, от двух лет и до двенадцати – на Выборгской стороне, летом – Псковская губерния, Великолучина.

Выезды в деревню имели большое значение: мальчик знакомился с жизнью псковских крестьян, с природой Озерного края. Он начинал понимать, что знакомые псковские поля и перелески – это часть огромной страны, его Родины, России.

Будучи в раннем детстве очень любознательным и наблюдательным (эти качества сохранились на всю жизнь), Лев Васильевич в пять лет незаметно для родителей научился читать.

В школу поступил в 1906 году, но, по настоянию врача, был переведен в детский сад (мальчику было шесть лет), где начал изучать французский язык. Немецким языком он уже занимался дома с преподавательницей.

В этом же году произошло событие исключительной для него важности: ему подарили книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо». С жадностью и трепетом прочел он эту книгу.

Впечатление от книги было так велико, так ярко, что до сих пор, более шестидесяти лет спустя, Лев Васильевич помнит все картинки из этой книги и даже многие подписи под ними.

В раннем детстве сильнейшим увлечением была зоология, мир животных. Читал и перечитывал Брема.

Другим большим увлечением раннего детства были паровозы, железная дорога: самое любимое место для прогулок – платформа на Финляндском вокзале.

И няня и мальчик Левушка получали оба большое удовольствие: первая могла сколько угодно беседовать со знакомыми старушками, а ее питомец часами мог наблюдать за маневрами паровозов. Любовь к паровозам Лев Васильевич сохранил до сих пор.

Общительный, любознательный мальчик, окруженный лаской и вниманием родителей и няни, которую нежно любил и о которой сохранил самые теплые воспоминания, живо интересовался окружающей действительностью.

Однажды, гуляя по своей излюбленной железнодорожной платформе, мальчик увидел в окнах за решетками чьи-то лица.

На вопрос сына, что это за люди смотрят, мать ответила, что это храбрые революционеры, их посадил за решетку царь-вампир, который пьет народную кровь; мать поддерживала связь с революционно настроенным студенчеством; в эпоху реакции прятала подпольщиков в доме; постоянно, под видом прислуги, жили жены арестованных рабочих заводов «Русский дизель» и Нобеля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *