Немоторные виды страхования что это
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Автострахование, виды, их особенности и преимущества
Автострахование, виды, их особенности и преимущества
Автострахование представляет собой один из видов страховой защиты, который защищает имущественные интересы, связанные с материальными расходами на восстановление автомобиля вследствие аварии или поломки. Кроме того, застраховать автомобиль — значит получить гарантию того, что потом, в случае необходимости, можно будет восстановить ущерб, нанесенный третьими лицами, и, помимо всего прочего, автострахование позволяет получить денежные средства на покупку нового автомобиля после угона.
Рассмотрим основные виды автомобильного страхования:
Рассмотрим основные виды автомобильного страхования: ОСАГО, КАСКО, ДСАГО.
КАСКО страхование является одним из самых популярных видов страхования и позволяет защитить автомобиль от всевозможных рисков, которые связаны с угоном, стихийными бедствиями, а также нанесением ущерба в результате ДТП, виновником которого является водитель. Подобная страховка для автомобиля включает в себя следующий перечень страховых рисков: угон, ДТП, хищение, урон, нанесенный третьими лицами, стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, молнии, ливни, град, обвалы, оползни, наводнения, падения предметов на автомобиль, нападения диких и домашних животных и т. д.), взрывы и пожары. Другими словами, застраховать автомобиль по договору КАСКО — значит получить гарантию того, что при наступлении какого-либо события, которое указано в договоре, абсолютно все финансовые убытки, связанные с имущественными интересами застрахованного лица будут возмещены в полной мере.
Если же вы решили застраховать автомобиль по договору ОСАГО, то необходимо знать, что подобные страховые тарифы регулируются Правительством РФ. Размер страховых выплат зависит от места регистрации, количества водителей, от их возраста и водительского стажа, а также того, какая мощность двигателя, установленного на автомобиле. В частности, водители моложе 22 лет или со стажем меньше 3 лет, решившие застраховать автомобиль по договору ОСАГО, могут рассчитывать на увеличение страховых выплат до 80%. Если же вы решили застраховать автомобиль и поэтому всерьез задумались о том, где дешево застраховать автомобиль ОСАГО, то следует знать, что цены абсолютно во всех страховых компаниях будут одинаковы.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в настоящее время можно застраховать автомобиль у агента. Преимущества заключаются в том, что практически все необходимые действия, связанные со страхованием, будут производиться агентом, который приедет и доставит к вам полис страхования буквально в день обращения. Кроме того, он поможет подготовить все необходимые документы для страховки автомобиля.
В частности для того, чтобы застраховать автомобиль по договору ОСАГО и получить полис, необходимо подготовить следующий пакет документов:
Что же касается страхования по договору ДСАГО, то оно подразумевает получение дополнительного полиса, который позволяет получить страховые выплаты в виде дополнительного возмещения убытков в тех случаях, когда выплат по ОСАГО недостаточно. Застраховать автомобиль по договору ДСАГО — значит получить ряд дополнительных преимуществ в виде полного возмещения убытков. Кроме того, страхование ДСАГО подразумевает компенсацию дополнительных расходов потерпевших в результате аварии (доставка в медицинское учреждение, эвакуация и хранение транспортного средства и т. д.).
Финансовый уполномоченный подвел итоги первого года работы с обращениями по немоторным видам страхования
В Службу финансового уполномоченного за год работы по спорам между потребителями финансовых услуг и страховыми организациями в немоторных видах страхования поступило, по предварительным данным, 20 323 обращения, что составляет 10,8% от общего числа поступивших обращений в Службу за этот период, сообщила финансовый уполномоченный Светлана Никитина.
Работа института финансового уполномоченного в России началась 1 июня 2019 года с рассмотрения споров в моторных видах страхования (ОСАГО, каско, ДСАГО). С 28 ноября 2019 года досудебный порядок урегулирования споров был распространен на все остальные виды страхования (кроме ОМС).
В структуре обращений по немоторным видами страхования наибольшее количество пришлось на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней (16 361, 80,5% от количества обращений по немоторным видами страхования, и страхование имущества (2 483, 12,2 %).
Обращения по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и болезней показывали наиболее высокую динамику в течение года от месяца к месяцу. В декабре 2019 года поступило 318 обращений, в январе 2020 года — 565, в июле — уже 1 775, в ноябре – 2 026.
«Значительный поток обращений по страхованию жизни — это последствия взрывного роста этого вида страхования несколько лет назад. Работа с обращениями потребителей предполагает определенный временной лаг между заключением договора и возникновением спора. В последнее время на рынке страхования жизни наблюдается спад, поэтому через какое-то время — год или два — количество обращений к финансовому уполномоченному по этому виду страхования тоже сократится», — отмечает Никитина.
Страхование жизни и страхование от несчастных случаев и болезней — услуги, оформление которых происходит нередко при получении кредита. Это обстоятельство определяет структуру рассматриваемых финансовыми уполномоченными дел по добровольным видам страхования. В структуре обращений по страхованию жизни и по страхованию от несчастных случаев и болезней преобладают споры, касающиеся возврата страховой премии при расторжении договора страхования. «При рассмотрении обращений в отношении двух упомянутых видов страхования мы смотрим, была ли потребителю предоставлена возможность оформить кредит без договора страхования. Если выбора у потребителя не было, то в случае досрочного погашения кредита потребителем финансовый уполномоченный по обращению о возврате страховой премии принимает решение об удовлетворении требований потребителя», — поясняет Никитина.
Действующие нормы позволяют потребителям отказаться от ненужного страхового полиса и вернуть премию или её часть, это так называемый «период охлаждения». С 2018 года этот период составляет минимум 14 дней. Страховая компания вправе по своему усмотрению установить и более длительный «период охлаждения». При этом очень часто возникают споры, когда потребитель пытается вернуть премию после истечения «периода охлаждения».
В последние годы в сфере кредитного страхования широкое распространение получила практика коллективного страхования, когда страхователем выступает банк, а заёмщик – застрахованное лицо. С последнего банк взимает плату за присоединение к коллективному договору страхования. При такой форме страхования вернуть премию при досрочном погашении кредита непросто. Именно поэтому законодатели обратили своё внимание на эту проблему и с 1 сентября 2020 года вступил в силу закон о возврате страховой премии при досрочном погашении кредита. «Рассчитываем, что нововведения позволят потребителям возвращать премию и по коллективным договорам страхования», — добавляет финансовый уполномоченный.
Никитина также сообщила, что Служба сталкивалась со спорами по инвестиционному страхованию жизни, в которых потребитель был не согласен с размером инвестиционного дохода. «Однако такие случаи единичны, и, как правило, мы не можем в итоге согласиться с расчетами потребителя по размеру инвестиционного дохода», — продолжает финансовый уполномоченный.
По её словам, особенность добровольного страхования заключается в том, что взаимоотношения регулируются в основном правилами страхования, в отличие от ОСАГО, в котором действует отдельный закон. «Поэтому потребителям в первую очередь следует обращать внимание на те, положения, которые содержатся в договоре. Ведь если стоит подпись клиента, то это означает, что он согласен с условиями», — отмечает Никитина.
За период с 28 ноября 2019 года по 28 ноября 2020 года по результатам рассмотрения поступивших обращений по «немоторным» видами страхования финансовым уполномоченным принято 6 001 решение.
«Решения финансового уполномоченного, принятые не в пользу потребителей, связаны в первую очередь с тем, что потребители хотят вернуть премию при досрочном расторжении договора страхования, но при этом обращаются за этим тогда, когда «период охлаждения» уже истек. В соответствии с законом, финансовый уполномоченный не может удовлетворить такое требование», — отмечает Никитина.
Никитина также назвала еще один фактор, почему часть требований потребителей не удовлетворяется. «Добровольные виды страхования больше ориентированы на потребителя, и страховщик заинтересован удержать клиента и максимально старается урегулировать спорные ситуации. Соответственно, к нам во многих случаях потребитель идет тогда, когда страховщик отказал в удовлетворении требований на претензионной стадии, поскольку абсолютно уверен в правильности своей позиции. И как правило законность такой позиции подтверждается», — заключила финансовый уполномоченный.
Средний размер требований заявителей по обращениям в немоторных видах страхования составил 130 251 рубль.
8 видов страхования, которыми лучше не пренебрегать
По умолчанию все граждане России застрахованы только по полису обязательного медицинского страхования. Все остальное — опции. В этом материале мы собрали полезные страховки, которые помогут не оставить семью без денег или приумножить накопления.
💥 Страхование от несчастных случаев
Если застрахованный умер или получил инвалидность первой группы, компания выплатит всю страховую сумму. При инвалидности второй и третьей группы выплачивается страховая премия от 50 до 75% в зависимости от причины получения инвалидности. Если застрахованный получил травму, ему выплатят сумму соразмерно увечью. Например, в «Ингосстрахе» за перелом носа выплатят 5% от страховой премии
Сколько стоит. За год со страховой выплатой до 500 000 Р :
— Тинькофф Страхование — 1850 Р ;
— «Сберстрахование» — 2241 Р ;
— «Ингосстрах» — 2969 Р
☘️ Инвестиционное страхование жизни
Страховая инвестирует деньги застрахованного. В случае его смерти выгодоприобретателю выплачивается вся страховая сумма, независимо от вложенных денег. Если расторгнуть договор раньше срока, то выплачивается выкупная сумма — 80—95% от суммы взносов без дополнительного дохода. Если договор закончится, а с застрахованным все будет в порядке, он получит всю сумму взносов и часть дохода — другая часть достанется страховой. Дополнительно можно получить налоговый вычет 13%, но не более 15 600 Р в год
Сколько стоит. Стартовая сумма инвестиций зависит от банка и выбранной стратегии
Страховка обычно покрывает амбулаторное и стационарное лечение, проведение исследований и анализов, прием узких специалистов. В зависимости от тарифа в ДМС могут входить услуги стоматолога и личного врача, ведение беременности. Можно вернуть налоговый вычет 13% с суммы полиса, но не более 15 600 Р в год
Сколько стоит. На год в Москве для 30-летнего гражданина средний тариф:
— «Сберстрахование» — 33 590 Р ;
— «Альфастрахование» — 50 375 Р
— «Ингосстрах» — 60 654 Р ;
🗺 Страхование для путешествий
Страховка покрывает медицинские услуги за границей: посещение или вызов врача, лечение в клинике, покупку лекарств, экстренное стоматологическое лечение, транспортировку при травме или репатриацию в случае смерти
Сколько стоит. За 10 дней в странах шенгена со страховой выплатой 50 000 € для 30-летнего гражданина:
— Тинькофф Страхование — 832 Р
— «Совкомбанк-страхование» — 883 Р ;
— «Ингосстрах» — 1005 Р ;
🏠 Страхование недвижимости
Страховка от повреждений несущих конструкций здания подойдет под требования ипотеки. В защиту имущества дополнительно можно включить ответственность перед соседями, компенсацию ущерба от заливов, стихийных бедствий, вандализма
Сколько стоит. Застраховать квартиру в Москве на год при остатке выплаты долга по ипотеке в 5 000 000 Р в Сбере для 30-летнего гражданина:
— «Пари» — 5000 Р ;
— СОГАЗ — 5000 Р ;
— «Альфастрахование» — 6000 Р
🛋 Страхование имущества
Страхователь может заранее определить страховые суммы на несущие конструкции, мебель и ответственность перед соседями. Страховка может покрывать последствия заливов соседей, стихийных бедствий, вандализма и пожаров
Сколько стоит. Страховка квартиры не на первом и не на последнем этажах на год со страховой выплатой 1 000 000 Р :
— Тинькофф Страхование — от 1580 Р ;
— «Ак-барс-страхование» — от 3350;
— «Ингосстрах» — от 4995 Р
🚙 ОСАГО
Страховка компенсирует вред, который водитель причинил другим участникам ДТП, на сумму до 400 000 Р от ущерба автомобилю и до 500 000 Р при причинении вреда здоровью человека. Эта страховка обязательна для всех водителей: за ее отсутствие выпишут штраф 500—800 Р
Сколько стоит. Например, на год для Пежо 3008 2012 года без ограничений:
— «Ингосстрах» — 10 000 Р ;
— «Ренессанс-страхование» — 10 500 Р ;
— «Росгосстрах» — 19 000 Р
🚗 Каско
Полис покрывает компенсацию ущерба личному автомобилю, а также может включать гражданскую ответственность. Какие именно события включить в страховку, решает клиент: например, можно включить только защиту от угона или только ущерб при утоплении
Сколько стоит. Например, на год для Пежо 3008 2012 года без ограничений на тарифе «угон плюс полная гибель»:
— «Ингосстрах» — от 16 190 Р ;
— «Ренессанс-страхование» — от 17 439 Р ;
— «Росгосстрах» — от 32 215 Р
💌 Больше полезных советов — в нашей рассылке
Цены действительны на момент публикации
Что еще почитать, если хотите застраховаться:
Не знаю как, страховка, но как инвестиция ИСЖ, на мой взгляд сомнительный выбор. Они устроены так, что большая часть денег инвестируется в консервативные инструменты, а небольшая в акции. Не стоит ожидать какого-то роста капитала.
При этом взносы придётся делать довольно большие. И еще один момент — ИСЖ это долгосрочная страховка, люди покупают такую на 30 лет. Вы уверены что ваша страховая компания протянет ещё 30 лет, учитывая что нашему государству всего 30 лет?
На мой взгляд в наших реалиях лучше разделить страхование и накопления. К тому же самостоятельно собрать свой ИСЖ не так уж и сложно. При этом контроля будет на порядок больше.
Покупая страховки, не забываем о словах председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной:
«По данным за 2020 год уровень выплат (отношение выплат к начисленным премиям) по отдельным видам страхования критически низкий: в страховании жизни и здоровья для ипотечных заемщиков показатель 10%; для людей, взявших автокредит или потребительский кредит, не больше 5%. Крайне низкий уровень выплат также наблюдается в страховании банковских карт и мобильной техники — 4 и 1% соответственно. Мы посмотрели примеры в других странах — там уровень выплат в разы выше. Возникает вопрос: зачем вообще нужны такие страховки, зачем люди за них должны платить?»
ИСЖ по-моему вариант для лохов..
Получается как доверительное управление, только есть вариант не получить доход (при смерти) или получить убыток при раннем закрытии
Что мешает вложить те же деньги с совместным семейным доступом к счёту? Тогда в любой момент можно забрать деньги и получить весь доход с инвестиций, вне зависимости от наступления смерти.
Вообще по-моему ИСЖ как-то очень условно связан со страхованием. Тут нет никакой страховой выплаты, тебе (родственникам) просто возвращают твои же деньги
Не написали про страховку от критических заболеваний (в т.ч. онкологических).
И страхование ответственности может быть не только в виде ОСАГО.
Страхование жизни у меня как-то было от работодателя. Но когда я упала с велосипеда и сломала нос, в выплате мне отказали под предлогом того, что для работы нос мне не нужен (строго говоря, ноги тоже, список можно продолжить).
Maria,
>дом напротив сгорел на следующий день после приезда страхового агента
хммм 🤔🤔
Все, что нужно знать о страховании транспорта
Все, что нужно знать о страховании транспорта
Автомобиль подвержен различным опасностям: он может попасть в аварию, его могут угнать и т.д. Чтобы уберечься от убытков, фирмы страхуют свои транспортные средства. Договоры страхования авто могут быть двух видов: договор страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности (ст. 931 ГК РФ). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный машиной, которая принадлежит вам, другой фирме или гражданину. В данной статье мы остановимся на особенностях учета и налогообложения двух видов страхования автомобилей.
Что такое ОСАГО?
Обязательным является такой вид страхования, когда предприятие вынуждено осуществлять его из-за того, что его обязывает к этому какой-либо закон (п. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015–1 «Об организации страхового дела в РФ»).
Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает компании, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности. Гражданская ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют автомобилем, но и пользуются автотранспортом по доверенности или арендуют его.
Хотя есть исключение. Организации не придется страховать гражданскую ответственность, если она арендует транспортное средство «с экипажем» (автомобиль содержит его владелец). В этом случае все расходы по страхованию как самого транспортного средства, так и ответственности за причиненный им ущерб несет арендодатель.
Правила «автогражданки»
Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру и не зарегистрируют в ГАИ.
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.
Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация должна представить страховой компании следующие документы или их копии:
После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении № 2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца. Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.
В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов.
Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора. Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий год более чем на 30 дней.
Страховая премия
Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия, которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739.
Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.
Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2.
Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных) сегодня рассчитывается по следующей формуле:
СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,
где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см. Таблицу 1).
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:
КТ — от территории преимущественного использования транспортного средства;
КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Если договор страхования заключается впервые, то КБМ принимается равным 1;
КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста и стажа водителя;
КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу 2);
КС — от периода использования транспортного средства;КП — от срока страхования (см. Таблицу 3);
КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для заключения договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.
Таблица 2
Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя
Таблица 3
Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования
Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений, которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит коэффициент КН в размере 1,5.
Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения страховой выплаты.
Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием для предъявления регрессивного требования.
Пример 1
Легковой автомобиль принадлежит ООО «Сталкер». Базовая ставка страхового тарифа (ТБ) по нему равна 2 375 руб. Автомобиль приобретен и поставлен на учет в 2006 году.
Территория преимущественного использования — г. Москва (КТ = 2).
Договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключается впервые (КБМ = 1).
Возраст водителей, указанных в страховом полисе, — 27 лет, стаж вождения 1,5 года (КВС = 1,15).
К управлению автомобиля допущены два водителя, указанные в договоре обязательного страхования (КО = 1).
Мощность двигателя составляет 119 л. с. (КМ = 1,3).
Период пользования автомобилем — 12 месяцев в году (КС = 1).
Страхователь признан добросовестным, поэтому коэффициент КН не применяется.
Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки, рассчитанную для него по установленному тарифу.
Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.
Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества, но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму расходов по обязательным видам страхования имущества.
В конце прошлого года (8 ноября 2006 г.) Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые устанавливают порядок применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»). Новый закон вступит в силу через 90 дней после его опубликования.
В действующей редакции «Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (№ 40-ФЗ) предусмотрено следующее описание коэффициента КБМ:
«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды».
«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, — наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей».
Фактически теперь учет аварийности должен вестись по каждому водителю в отдельности, то есть все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него стоимость ОСАГО. Например, нарушил ПДД водитель на работе (на «Камазе») и попал в ДТП — теперь и при страховании своего личного автомобиля он заплатит повышающий коэффициент «бонус-малус».
Более того, тариф будет повышен для всех автомобилей, где наш «аварийный» водитель указан в качестве лица, допущенного к управлению. Сегодня среднестатистический российский водитель допущен к управлению тремя автомобилями. Следовательно, в среднем страховая компания, произведя одну выплату по ОСАГО, получит возможность повысить тариф сразу по трем договорам.
В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить доступ к ней всех продающих подразделений и агентов по всей стране?
Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.
Порядок получения страхового возмещения
Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Для этого в страховую компанию нужно представить:
Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те же сроки проводятся по месту его нахождения.
Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления полного пакета документов.
В течение 15 дней с момента получения документов, подтверждающих страховой случай, страховая компания должна возместить убытки потерпевшей стороне или направить мотивированный отказ в выплате страхового возмещения.
Размер страхового возмещения
Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно понесенные расходы:
Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.
Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся:
Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились в соответствующем регионе.
Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до дня проведения независимой экспертизы.
Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:
Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производства по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой премии.
Особенности добровольного страхования авто
Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным. Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны быть указаны следующие основные моменты:
1. Срок действия договора (как правило, один год).
2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.
3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания выплачивает возмещение).
4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного средства.
Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис. Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь случится.
Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно арендатору (ст. 669 ГК РФ).
Учет и налогообложение
Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится и к арендованным автомобилям.
Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.
В бухгалтерском учете затраты на страхование транспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Отражать в учете затраты на страхование нужно в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты. Единовременный платеж за год предприятие отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывает 1/12 ее часть на счета учета затрат на производство и реализацию.
Сумма страхового возмещения, полученная организацией при наступлении страхового случая, не облагается НДС.
На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263 НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация — свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.
Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.
Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя данные бухгалтерского учета.
1 ноября 2006 года ООО «Зигзаг» заключило договор страхования легкового автомобиля от угона сроком на один год с единовременной уплатой страховой премии в сумме 18 000 руб. Организация определяет доходы и расходы методом начисления. Ежемесячная сумма, которая включается в состав расходов, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, составит
18 000 руб.: 12 мес. = 1 500 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Зигзаг» были сделаны следующие проводки:
Дебет 97 Кредит 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» — 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования;
Дебет 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» Кредит 51 — 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования имущества.
Дебет 26 Кредит 97 — 1 500 руб. — часть расходов по страхованию легкового автомобиля включена в состав общехозяйственных расходов.
Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит, что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.
Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.
Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств. Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать документально.
Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты
Расходы, которые понесла организация в страховом случае, являются чрезвычайными расходами (п. 13 ПБУ 10/99). Поэтому их нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные расходы». Страховое возмещение, выплачиваемое организации, считается чрезвычайным доходом. Его нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные доходы». Размер возмещения зависит от ущерба, причиненного автотранспортному средству.
В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
ООО «Гром» в сентябре 2006 года застраховало свой автомобиль на случай аварии на сумму 290 000 руб. В декабре этого же года автомобиль сильно пострадал в аварии. Ремонту и восстановлению автомобиль не подлежит. Это подтверждено актом о ДТП, выданном в ГАИ, а также справкой, полученной от независимого оценщика. Предприятие решило автомобиль списать. От страховой компании было получено страховое возмещение.
Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет 400 000 руб. Сумма амортизации, начисленной к моменту аварии, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, — 100 000 руб. За проведение независимой экспертизы ООО «Гром» заплатило 2 000 руб.
В налоговом учете для определения доходов и расходов ООО «Гром» использует метод начисления.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 99 субсчет «Чрезвычайные доходы» — 290 000 руб. — начислено страховое возмещение;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» — 290 000 руб. — перечислено страховое возмещение;
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» — 400 000 руб. — списана первоначальная стоимость автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 100 000 руб. — списана сумма амортизации, начисленной на момент аварии;
Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 300 000 руб. (400 000 руб. — 100 000 руб.) — списана остаточная стоимость автомобиля;
Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» — 2 000 руб. — учтена стоимость независимой экспертизы;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» Кредит 51 — 2 000 руб. — оплачены услуги эксперта.
В налоговом учете страховое возмещение (290 000 руб.) включается в состав внереализационных доходов. А остаточная стоимость автомобиля и расходы на проведение экспертизы (300 000 руб. + 2 000 руб.) — в состав внереализационных расходов. Следовательно, в декабре 2002 года налогооблагаемая прибыль ООО «Гром» будет уменьшена на 12 000 руб.
Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается. Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало собственное имущество.
Ф.Н. Филина, экономист-аналитик
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок