Немирной аул что это значит

Значение слова «аул»

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Аул, находящийся в пути в процессе кочевья — Кош (тюркское «Көш»).

АУ’Л, а, м. [тюрк., ср. тат. a ƣ ьl]. 1. Горное селение у кавказских горцев и у крымских татар. 2. Административная единица у некоторых кочевых тюркских народов Средней Азии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. населённый пункт сельского типа у тюркских и некоторых других народов Средней Азии и Кавказа ◆ Мы пойдем за Кубань и там в спокойной обстановке, в горных станицах и черкесских аулах отдохнем, устроимся и выждем более благоприятных обстоятельств. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты. Том II. Борьба генерала Корнилова», 1922 г. ◆ При этом имени глаза Казбича засверкали, и он отправился в аул, где жил отец Азамата. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839—1841 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вожжаться (глагол), вожжался:

Источник

Немирной аул что это значит

АНАПА — КАВКАЗСКИЙ ИЗМАИЛ

«СМИРИСЬ, КАВКАЗ! ИДЕТ ЕРМОЛОВ!»

ГРАФ ЭРИВАНСКИЙ, КНЯЗЬ ВАРШАВСКИЙ

ИЗ РОДА БАГРАТИДОВ

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

Под общей редакцией предводителя Российского Дворянского Собрания князя А.К. Голицына

Авторы проекта: Валентина Алексеевна БЛАГОВО Сергей Алексеевич САПОЖНИКОВ

Художественное оформление художника И.А. Озерова

Ш55 Полководцы кавказских войн. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — 559 с

Книга рассказывает о жизни, государственной и полководческой деятельности вось-ми крупных военачальников России, с чьими именами связано утверждение южйых рубежей нашей государственности, защита народов Кавказа от турецкой и персидсЯЁ^ экспансии, исчезновение работорговли, культурный взлет и экономическое процветание Кавказского региона.

Это В.А. Зубов, И.В. Гудович, А.П. Ермолов, И.Ф. Паскевич-Эриванский, В.О. Бебутов, И.М. Андронников, Н Н. Муравьев-Карекий, Н.Н. Юденич. Подвиги первогЬ из них были в конце XVIII, последнего — в начале XX века. Они обогатили сокровища ницу военного искусства невиданными до той поры походами, сражениями, штурмами, военными и дипломатическими победами.

Знаменитые в свое время на всю страну, ныне они почти забыты. Книга восстацдо ливает историческую справедливость и помогает современному читателю вспомнит И зримо представить себе личности этих незаурядных в российской истории полководцев, из деятельности которых можно извлечь еще много полезных уроков.

Книга адресована массовому читателю.

© А. В. Шишов, 2001 © Художественное оформление серии,

ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2001 ISBN 5-227-01396-9 © ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2001

Войны на Кавказе. В истории государства Российского с ними связаны целых полтора столетия. Они следовали устрашающей непрекращающейся чередой: от Персидского похода 1796 года до Первой мировой войны 1914—1918 годов.

Одни войны, вспухнув, укладывались, по сути дела, в одну летнюю кампанию. Другие — растягивались на долгие годы. А Кавказская война с «немирными» горцами, закончившаяся пленением Шамиля, длилась с перерывами чуть ли не пятьдесят лет. Но все они требовали от Российской державы большого напряжения сил и средств. И самое главное — многотысячных войск, чтобы на поле брани добывать победы для Отечества, для ушедшей в историческое прошлое Российской империи.

Этими войнами отстаивалась собственная государственность, национальное достоинство, раздвигались и защищались родные пределы. Ценой пота и крови, жизни многих тысяч российских воинов подавалась дружеская помощь народам Закавказья, на долгие столетия оказавшиеся под игом султанской Турции и шахской Персии. С приходом русских на Кавказ там прекратились кровавые междоусобицы и исчезла работорговля, горный край обрел мир и законность, обрел надежды на культурный взлет и экономическое процветание.

Славные «кавказские» страницы ратной летописи Российского государства не подлежат забвению, сомнениям или ревизии, как это не раз пытались и пытаются сделать конъюнктурщики от истории. Правда о них рано или поздно находит путь к людям, к потомкам тех, кто торил дорогу за Кавказский хребет и отстаивал там интересы России и интересы самих же народов Кавказа.

Исторические оценки должны быть прежде всего справедливыми, объективными, открытыми для суждений, раскрепощенными от официального догматизма.

Историческая правда требует сказать, что Россия в войнах на Кавказе слабых противников не имела. Ими были султанская Турция, величавшая себя Блистательной Портой или Оттоманской Портой, шахская Персия в расцвете военного могущества, движение горцев под руководством упорного имама Шамиля. При этом противников России всегда поддерживали, материально, морально и инструктажем, западноевропейские державы, в первую очередь Англия. В Восточной войне 1853—1856 годов на стороне турок выступили войска Франции, Великобритании и Сардинии. Вся Европа была готова тогда наброситься на Россию.

Ареной боевых действий России на Кавказе были огромные пространства Северного Кавказа и Закавказья, берега рек Терека, Кубани, Куры, Аракса, побережье и воды Черного моря и Каспия, земли грузин, армян, азербайджанцев, пашалыки азиатской Турции и северный Иран.

Войны на Кавказе дали отечественной истории большое созвездие полководческих дарований, героических подвигов, кровопролитных сражений в чистом поле, не менее тяжелых штурмов и обороны крепостей, рейдов во вражеские тылы, походов целых армий. Каждая такая война доставляла честь и славу русскому оружию.

Так уж случилось, что имена большинства героев этой книги с началом 20-х годов XX столетия оказались «за бортом» исторических, художественных и научных публикаций. Славные фамилии кавказских воителей, честно отдававших жизнь служению родному Отечеству, были известны лишь узкому кругу специалистов. И были почти не доступны познанию массовой читательской аудитории.

Причин здесь видится немало. В не столь отдаленном времени одних снисходительно объявляли царедворцами только по той причине, что всероссийские государи императоры им доверяли, другим приклеивали ярлык ретроградов за то, что на Сенатской площади Санкт- Петербурга в 1825 году они не изменили данной ими присяге и не присоединились к заговорщикам-декабристам.

Еще больше «подкузьмили» памяти о прославленных полководцах так называемые революционные потрясения в Европе и борьба «свободолюбивых» горцев против Российской империи.

Некоторые из них командовали в походах царских армий против революционных войск Польши (Царства Польского) и Венгрии или участвовали в долгой борьбе с Шамилем, по сути дела создававшим внутри Российской империи теократическое государство-имамат с сомнительными нравственными устоями.

Можно с разных позиций подходить к оценке исторической справедливости той или иной войны на Кавказе, применению вооруженной силы в локальном конфликте. Оценивать как с той, так и с другой стороны. Но можно не сомневаться, что стратегически Россия вела совершенно правильную и справедливую политику. Не раздвинь мы пределы государства на юге до Карса и Аракса, турки и персы наверняка довершили бы порабощение христианских кавказских народов и до сих пор стояли бы у нашего «подбрюшия» — у Азова, Кубани и Терека, если не севернее.

Кто же они, полководцы кавказских войн государства Российского, чьи славные, но во многом забытые подвиги вобрала в себя бранная слава русской армии?

Руководитель Персидского похода генерал-аншеф граф Валериан Александрович Зубов являлся родным братом последнего фаворита Екатерины II Великой — князя Платона Александровича Зубова. В.А. Зубов тоже являлся любимцем императрицы-воительницы, в чье правление Российское государство вело почти беспрерывные войны. Генерал-инвалид, он возглавил успешно начатый военный поход на юг Кавказского побережья Каспийского моря, чтобы в первую очередь обезопасить православную Грузию от новых персидских вторжений. Зубовский Персидский поход неожиданно прервался по воле воцарившегося Павла I, и только по этой причине он не дал результата.

Анапа, крупнейшая турецкая крепость на Черноморском побережье Кавказа, стала звездой первой величины в полководческой биографии генерал-фельдмаршала Ивана Васильевича Гудови-ча, познавшего в полной мере и взлеты, и неудачи в своей долгой воинской жизни. На то она и война, чтобы давать уроки всем, включая командующих многочисленными войсками. Однако одно то, что именно Гудовичем была надежно установлена государственная граница на Кубанской линии, дает ему право на достойное место в отечественной, и не только военной, истории.

Источник

Немирной аул что это значит

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.

На Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по ОКАТО аулами числятся сельские населённые пункты с адыгским (черкесским), абазинским и ногайским населением в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. В других республиках региона, а также Ставропольском крае (ногайские, туркменские) такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и публикациях зовутся аулами.

У народов Казахстана и Средней Азии, а также Башкирии первоначально этот термин означал подвижное поселение, которое циклично перемещается с мест зимнего выпаса скота (кышлау) на летнюю кочевку (жайляу). Становление аула как постоянного поселения связано с переходом народов (казахов, киргизов, башкир, туркменов) к оседлому образу жизни в XIX веке и начале XX века. Аул у этих народов представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр, родников, либо в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод. Фактически аул среднеазиатского типа имеет большое сходство с деревней (или селом) славянских и финно-угорских народов.

История

Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников.

Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2-3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт.

Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов.

Начиная со времён Великого переселения народов, которое инициировали кочевники-тюрки хунну с Алтая, гнавшие различные евразийские народы на запад, неоднократно происходило смешение народов. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением.

В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным. Также от тюрков кавказским народам досталось слово аксакал (белая борода — тюрк.), джигит (молодой парень, юноша — тюрк.) и многие другие.

Источник

Адыгский генерал Т. А. Шипшев

ТРАДИЦИИ АДЫГО-КАЗАЧЬЕГО БОЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ГЕНЕРАЛ Т.А. ШИПШЕВ

На фото семья генерала.

Аннотация: В статье речь идёт о традициях военной службы адыгов в составе Кубанского казачьего войска. Как пример традиций боевого сотрудничества казаков и адыгов освещается малоизвестная в историографии личность выдающегося адыгского генерала Т.А. Шипшева.

Не смотря на обилие публикаций посвящённых данной теме, остаются и пробелы в освещении службы выдающихся адыгских офицеров служивших в немалом количестве в частях Кубанского и Терского казачьих войск. О малоизвестной но яркой жизни и службе адыгского генерала Т.А. Шипшева пойдёт рассказ в нашей статье. Источниками для статьи послужили ранее не введённые в научный оборот архивные источники.

Генерал-майор Шипшев Темирхан Актолович (1830-1904 гг.). По национальности восточный адыг (кабардинец). Происходил из семьи кабардинского узденя 1-й степени, юнкера милиции. По вероисповеданию мусульманин. Военное образование получал в 2-м элитном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В службу вступил из кадет в 1847 г. Офицером с 14 августа 1847 г. Сразу после производства в офицеры с регулярными частями Российской Императорской армии принимал участие в Венгерском походе 1849 г.[1, л. 69 об.]. После Венгерского похода принимал участие в боевых действиях Кавказской войны XIX в. Отличился командованием особой воинской части Кубанского казачьего войска Кубанского конно-иррегулярного эскадрона, состоявшего из адыгов, перешедших на сторону России, и служивших в структуре Кубанского казачьего войска. Так в приказе по Кавказской армии № 25 от 18 января 1862 г. Т.А. Шипшев назначался командиром эскадрона в чине капитана[2, л.12]. Командовал им до апреля 1863 г. и отличился как командир этой иррегулярной части. О характере службы эскадрона говорит например следующее обстоятельство. Из штаба войск Кубанской области в сентябре 1863 г. командующему войсками Адагумского отряда генералу П.Д. Бабичу сообщалось: «В распоряжении Вашем состоит Кубанский Конно-Иррегулярный эскадрон, чины которого смогут быть употреблены во всех милиционерных обязанностях»[3, л.36].
После этого в чине ротмистра был назначен исправляющим должность начальник Шапсугского округа. Зафиксирован его рапорт от 20 июня 1863 г. атаману Кубанского казачьего войска о награждении мирных адыгов из шапсугов аула Хаштук за отличие и храбрость при нападении «немирных горцев» на этот аул: «20 июня 1863 года Шапсугский округ № 11 Ольгинский пост. Вследствие словесного приказания Вашего Сиятельства имею честь при сем представить Именной Список мирных шапсугов аула Хаштук, удостаиваемых к получению награды. За отличие во время нападения на них большого скопища шапсугов и абадзехов, которые совершили уничтожение аула, хотели отбирать охоту других горцев принять покорность Русскому Правительству. При этом имею честь присовокупить, что аул этот заключает в себе сорок дворов, и когда на рассвете партия неприятельская, состоящая из 500 доброхотных шапсугов и абадзехов, 4-го июня под предводительством Сахатгирей Сейнух напала на аул, то большая часть жителей бросились спасать свои имущества, женщин и детей от разграбления, отправляя все это под защиту батареи Велико-Мирного поста на самый берег Кубани. 21 человек, въехавших в самый аул и заняв двор одной сакли, защищался отчаянно против превосходного неприятеля и отбили нападение. Неприятель при отступлении был придушен горстью храбрецов и потерял много убитыми и ранеными. Этим делом жители аула Хаштук доказали свою преданность Русскому Правительству. Ротмистр Шипшиев». [4, л. 1–2].

За свою службу Т.А. Шипшев был награждён следующими Российскими военными наградами: Орденами Святого Станислава 3-й степени в 1862 г., Святой Анны 3-й степени в 1863 г., Святого Станислава 2-й степени в 1870 г., и Святой Анны 2-й степени в 1877 г., все установленные для мусульман[5, л. 48 об.].

С 1871 г. Т.А. Шипшев командовал 1-м Уманским полком Кубанского казачьего войска. В 1880 г. как отличившийся офицер за отличие в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг., а именно за решительные действия его как командира 1-го Уманского полка был награждён офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. В приказе о награждении говорилось:

«За отличие 27-го июля (1877 г.) при сел. Халфалю (в Азиатской Турции) Шипшиев, Темирхан Актолович, полковник, командир Уманского полка Кубанского казачьего войска. 24-го июля по занятии весьма сильным отрядом турецким отрядом из армии Измаила-паши, сел. Халфалю, полковник Шипшиев, с четырьмя сотнями Уманского и двумя сотнями Кубанского казачьих полков Кубанского казачьего войска, с раннего с утра до 4-х часов пополудни удерживал неприятеля от дальнейшего движения его в наши пределы; в начале же 4-го часа решился он, с помощью подошедших к нему на подкрепление двух эскадронов Переяславского драгунского полка, произвести атаку, с тою целью, чтобы отняв у турок Халфалю, лишить их возможности спуститься в Сурмалинский уезд. Для приведения в исполнение своего решения, полковник Шипшиев приказал двум сотням Уманского полка, поддержанных двумя эскадронами драгун, произвести демонстративную атаку на сел. Халфалю, предполагая, что шесть турецких таборов, спускавшихся с гор к означенному селению, будут спешить туда же на выручку своих, что и случилось. Тогда названный штаб-офицер во главе двух сотен Уманского полка быстро атаковал эту пехоту во фланг, и, не смотря на убийственный огонь оной, бросился на колонну и, истребив значительную часть передовых её таборов, обратил всю остальную массу в бегство; в то же время, турецкая кавалерия была разбита нашими драгунами. Таким образом общая атака, произведённая по инициативе полковника Шипшиева, вполне удалась и сел. Халфалю к 5-ти часам вечера было уже в наших руках. 23 марта 1880 года»[6, сс.183-184].

К августу 1887 г. состоял по армейской кавалерии, проживал в ауле Докшукина, ныне село Старый Черек в Кабардино-Балкарской Республике. В сентябре 1888 г. генерал Т.А. Шипшев состоял во главе делегации кабардинского дворянства во время визита а Терскую область императора Александра III. В 1896 г. Т.А. Шипшев подготовил «Памятную записку о современном состоянии горского населения Терской области», в которой обрисовал неудовлетворительное положение горцев. За свою общественно-политическую деятельность с 1897 г. находился под негласным надзором полиции. Персонаж кабардинской народной песни «Генерал Шипшев». Внесен 26.07.1894 г. в «Список потомственных дворян неказачьего сословия, проживавших и проживающих в Терской области, утвержденных в сем дворянстве Правительственным сенатом и записанных в дворянскую родословную книгу Ставропольской губернии». Известно что у генерала был сын Бага и дочь Дуда. Сохранилось их старое фото. Умер генерал Т.А. Шипшев предположительно в 1904 году.

Таким образом на примере одного выдающегося офицера адыга можно увидеть традиции боевого единения казаков и адыгов в XIX в. Данная статья может послужить в дальнейшем фундаментом для написания обширного биографического очерка посвящённого генералу Т.А. Шипшеву. Приведённая в статье информация может быть дополнена материалами центральных военных архивов и материалами из других источников.

Список источников и литературы:

1. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). Ф.396. Оп.2.Д.488.
2. Приказы по Кавказской армии за 1862 г.
3. ГАКК.Ф.325. Оп.1.Д.299.
4. ГАКК. Ф. 261. Оп. 2. Д. 110.
5. ГАКК.Ф.396. Оп.2. Д.501.
6. Гизетти А. Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий Кавказских войск. Тифлис, 1901.

Источник

Как кубанские станицы сохранили имена адыгских (черкесских) племен

Второй материал из серии публикаций Виталия Штыбина, в которых он специально для Юга.ру рассказывает о черкесской истории и культуре Краснодарского края.

Туапсе, Пшада, Майкоп, Дагомыс, Геленджик, Псебай — названия этих городов и поселков знакомы практически каждому жителю России, хотя бы раз отдыхавшему на курортах Краснодарского края и Адыгеи. Однако существуют поселки и аулы, названия которых несут в себе особые имена.

Читайте также:

Если вы были в Новороссийске, то могли видеть на трассе указатель в сторону станицы Натухаевской или хутора Убых. На другой стороне Цемесской бухты есть курортный поселок Кабардинка. Многие знают про загадочную станицу Шапсугскую и ее дольмены. Кубанская глубинка богата станицами с именами — Темиргоевская, Бесленеевская, Махошевская, Бжедуховская, Баговская и Баракаевская, а в Республике Адыгея находятся станица Абадзехская, аулы Адамий, Егерухай, Мамхег, Хатукай и Натухай.

Читайте также:

Если вы читали материал про единство адыгского (черкесского) народа, то заметили связь этих названий с племенами (по‑научному — субэтносами) адыгов (черкесов). Составляли ли их население выходцы из этих племен или названия даны им случайно?

Все перечисленные выше названия можно условно разделить на три типа. К первому относятся укрепления. Они охраняли от нападений агрессивных соседей и сдерживали восстания адыгов (черкесов). Поэтому получили названия от этих племен. Сегодня к таким относится только станица Темиргоевская. В 1848 году ее основал генерал фон Засс в качестве военного укрепления Лабинской линии. Темиргоевская удерживала в повиновении адыгов-темиргоевцев в междуречье Кубани, Белой и Лабы. Казачья станица появилась при Темиргоевском укреплении в 1855 году, когда приняли решение о расселении казаков вдоль Лабинской линии для усиления контроля над ней.

Второй тип — поселения. Они получили названия от племен адыгов (черкесов), которые жили в тех местах, но были изгнаны к концу Кавказской войны. К таким относится целый ряд станиц — Натухаевская (1862 год), Бжедуховская (1863 год), Махошевская (1862 год), Бесленеевская (1861 год), Баговская (1862 год), Баракаевская (1862 год), Абадзехская (1862 год), Шапсугская (1863 год). Баговская и Баракаевская получили имена от абазинских обществ Баг и Баракай. Среди жителей новых станиц представителей изгнанных племен не было. В основном их население составляли переселенцы из казачьих станиц Черноморского или Линейного казачьего войска и отставные солдаты из регулярных полков Российской армии.

Из всех перечисленных станиц только Шапсугская имела давнюю историю. В 1834 году на ее месте генерал Алексей Вельяминов основал небольшое Николаевское укрепление, часть Геленджикской кордонной линии. Через него шли военные и гражданские обозы с Кубани в Геленджик через хребет Маркотх. Старая Вельяминовская дорога и сегодня виднеется в горах. Николаевское укрепление было уничтожено адыгами (черкесами) 30 марта 1840 года во время массовых нападений на укрепления России в Черкесии. Павших в укреплении нашли и захоронили лишь спустя много лет. Новые поселенцы построили станицу рядом со старыми руинами укрепления.

К третьему типу относятся аулы Республики Адыгея, которым присвоены имена адыгских (черкесских) племен. Только они отражают реальный этнический состав поселенцев в той или иной мере. Самый старый из перечисленных выше аулов — Хатукай. Он основан в 1859 году (по другим данным, в 1851 году) в ходе принудительного переселения адыгов (черкесов) из предгорной зоны в пойму Кубани под наблюдение войск. Большую часть переселенцев составляли хатукайцы, увлеченные антироссийской пропагандой Магомет Амина в горную местность.

Следом, после окончания войны в 1864 году, адыги (черкесы), выселенные на прикубанские равнины, основали большинство аулов современной Адыгеи. Так появился аул Адамий, где первоначальное большинство составляли адыги-адамиевцы, аул Егерухай (адыги-егерухаевцы), аул Мамхег (адыги-мамхеги). Все три аула находятся примерно в тех же районах, где раньше жили связанные с ними племена. Только адыги-мамхеги ранее проживали около города Майкопа, у слияния рек Белой и Курджипс.

Немирной аул что это значит. Смотреть фото Немирной аул что это значит. Смотреть картинку Немирной аул что это значит. Картинка про Немирной аул что это значит. Фото Немирной аул что это значит

Следующим появился аул Бжедугхабль в 1871 году. После Кавказской войны Россия приняла решение об укрупнении поселений оставшихся адыгов (черкесов), предпочитавших жить отдельными домами, разбросанными по большой территории. Тогда на место будущего Бжедугхабля переселили адыгов (черкесов) из соседних аулов, а также греков-урумов из села Греческого (Хаджихабль) и черкесогаев (черкесских армян) из будущего Армавира.

Необычная история у аула Натухай. Адыги-натухайцы раньше проживали в районе Анапы, Новороссийска, Тамани и Крымского района. В конце Кавказской войны многие из них предпочли покинуть родину и отплыть в Турцию. Но ушли не все. Переселенцы из аула Суворов-Черкесский основали Натухай, старое название — Хатрамук, в 1924 году. Сегодня это поселок Суворов-Черкесский рядом с Анапой, и в нем совсем не осталось адыгов (черкесов). Но когда-то это был большой аул адыгов-натухайцев, оставшихся на службе России. Многие выходцы из этого аула пополнили ряды офицеров армии Российской империи. Натухай сохранил потомков последних адыгов-натухайцев в России.

У поселка Кабардинка история простая. Как и Николаевское укрепление в станице Шапсугской, он был частью Геленджикской кордонной линии. Генерал Вельяминов в 1834 году основал здесь форт Александрия на берегу Суджукской (ныне Цемесской) бухты. Но из-за совпадения названий фортов в Кабардинке и Сочи было принято решение в 1839 году переименовать форт Александрия в форт Кабардинский по имени основавшего ее полка. Сам полк получил название в честь Кабарды, где изначально располагалась его штаб-квартира.

Что касается хутора Убых в черте города Новороссийска — это загадка для исследователей. Убыхский народ, относящийся к особой ветви абхазо-абазинского этноса, проживал до Кавказской войны в долине реки Сочи и практически полным составом выселился в Турцию в 1864 году. Какое отношение к нему имеет хутор в Новороссийске? Основал ли его кто-то из потомков знаменитого народа или просто увлеченный историей человек? Ответы на эти вопросы должны дать специалисты по топонимике.

Несмотря на трагическую для адыгского (черкесского) народа Кавказскую войну и ее тяжелые последствия, в названиях станиц сохранилась живая память о тех далеких годах и тех адыгских (черкесских) племенах, что населяли край.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *