Некрасивая девочка о чем
Некрасивая девочка. О стихотворении Николая Заболоцкого
Есть стихи, как откровения, как целые неизведанные планеты. Одно из них- стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Наверное, если бы Николай Заболоцкий написал только это одно свое стихотворение (написано в 1955 г.), он бы и тогда прочно занял свое место в истории русской, советской поэзии.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте!
Дальше перед нами идет портрет девочки:
Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее.
Она ж за ними бегает по следу.
Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия!
Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?
Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд). Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.
Смысл стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Тема внутренней и внешней красоты поднималась писателями и поэтами множество раз. Дело в том, что ежедневно мы встречаем сотни людей. Кто-то кажется нам хорошим, а кто-то ужасным. Дело в том, что психология человека оценивает человека в первую очередь по его внешности, а уже потом по манерам и поведению. К сожалению, избавиться от этого нельзя, но нужно понимать, что не все-то золото, что блестит. Красивый и привлекательный человек может оказаться ужасной личностью, даже не заслуживающей чего-то внимания. Это понимал и Николай Заболоцкий. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» он поднимает эту проблемы и в полной мере раскрывает ее. Так какая же некрасивая девочка? Может ли она быть прекрасна в душе? Давайте разберем смысл стихотворения и найдем ответы на все вопросы.
Смысл названия стихотворения «Некрасивая девочка»
Николай Заболоцкий решил сразу же раскрыть нам все карты. Даже названием он показывает, что главная героиня его произведения обделена красотой. Мы сразу же рисуем в голове образ этой девочки. Стоит ли нам узнать ее поближе или же остановиться на отрицательном восприятии? Это уже скрыто в тексте самого стихотворения.
Смысл стихотворения «Некрасивая девочка»
С первых же строк мы видим главную героиню. Она проста на вид, в ней той самой изюминки, что заставляет мальчишек ходить по пятам. Даже ребята на велосипеде не обращают на нее внимание, хотя та радостно бежит рядом. Зато мы замечаем, что душа ее чиста. Никакой зависти и корысти — только любовь к миру и людям в нем. Эта простота может показаться кому-то наивной, но именно в таком виде она и должна существовать. В остальных случаях она представляет из себя только притворство. Заболоцкий пока об этом явно не говорит, что читатель замечает подобные мысли в повествовании.
Вторая часть стихотворения уже прямо показывает, что девочке уготована особая судьба. Пока все вокруг будут взрослеть и становиться черствыми, она так и останется простой, но очень душевной. Но ведь в этой простоте будут скрываться качества, которые многие теряют с возрастом. Эта чистота и станет решающим фактором в формировании личности. Девочка может измениться, но тогда она утратит истинную себя.
Но не стоит отчаиваться, ведь автор дает нам надежду. Если девочка сможет удержать это пламя в своем сердце, то она сможет возвыситься над серым обществом. Пока остальные будут стараться казаться такими же, как и все, девочка просто останется привлекательна своей душой. Николай Заболоцкий буквально просит таких детей оставаться собой, а не стараться изменить себя для общества. Однотипных людей в мире очень много, а тех, в чьих глазах горит безумно яркое пламя, очень-очень мало. Так оставайтесь же собой! Не изменяйте себя из-за требований кучки одинаковых людей! Помните, уникальность — величайшее богатство, не меняйте его на мимолетное одобрение общества.
Ну и что же нам делать? Видимо, придется принять мысль о том, что человека нужно оценивать не по внешности, а по внутренним качествам. Помните это всегда, ведь хороший человек может обладать и не модельным внешним видом.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» материал по мхк (9 класс) на тему
Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка». Изучается оно в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.
Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
Рождение произведения
На период написания (а написано оно было в 1948 году) автор этого сочинения немало задавался философскими вопросами как в своей голове, так и в своём творчестве. Тема общественного отвержения была очень близка Заболоцкому. Если изучить его биографию, в которой есть место для трёхлетней ссылки, пятилетнего пребывания в сталинских лагерях, продолжительных гонений со стороны советского литературного сообщества, то становится вполне понятно почему.
Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий назвал в честь его главной героини — маленькой девочки, гуляющей во дворе с друзьями. Неизвестно, что первым привлекло внимание поэта — отталкивающий внешний вид ребёнка или его же симпатичное поведение, но на написание элегии он вдохновился, когда наблюдал за играющей малышкой.
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Тема, идея и содержание
Основная проблематика произведения — человеческая красота и её влияние на жизнь индивидуума. Внутренняя красота — тихий, но чарующий, ни с чем не сравнимый, обжигающе прекрасный «мерцающий огонь», противопоставляется внешней — «сосуду», в котором часто «пустота». Рассказывая о невзрачной с виду, но совершенной внутри девочке, автор с грустью размышляет о том, что второе часто играет гораздо большую роль в нашем обществе, в то время как первое вовсе упускается из виду.
Первая часть
В первой половине стихотворения идёт повествовательная и описательная часть произведения. Сначала автор приводит нам краткое описание внешности главной героини, затем описывает её поведение и эмоции.
Первое, что делает поэт — это пытается передать читателю своё общее впечатление от наблюдаемой, сравнивая маленькую девчушку с «лягушонком», и выделяя её этим «среди толпы играющих детей». Затем внимание автора перемещается на неказистый наряд девчонки — ветхую рубашку, заправленную в трусы. Одежда хотя и не является показателем природной внешней красоты человека, но зато отлично вписывается в общую картину, подчёркивая её.
У малышки неприбранные рыжие кудряшки — эта деталь тоже усиливает ощущение потрёпанности и нескладности. Следом идёт указание уже на сами неприглядные черты — кривые зубы, длинный рот, слишком острое и в целом неприглядное лицо.
В преддверии главных событий сообщается, что «двум мальчуганам, сверстникам её, отцы купили по велосипеду». Казалось бы, каким образом это может относиться к теме девичьей красоты? Следуем дальше — а дальше ситуация накаляется. «Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё». Как мог бы повести себя любой другой ребёнок в ответ на подобное? Как правило, на такое отвечают обидой, завистью, злобой. И вряд ли кого-то можно было бы за это винить, ведь это вполне справедливая реакция на пренебрежение. Но тем героиня и поражает поэта: вместо того, чтобы обижаться, ябедничать, злиться и плакать, «она ж за ними бегает по следу» и «ликует», «смеётся».
«Чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», — вот что приводит поэта в восхищение, поневоле заставляет любоваться внутренней красотой ребёнка. То, что обычный человек встретил бы обидой, ненавистью, завистью, она встречает совершенно противоположным — она на седьмом небе от счастья уже оттого, что счастливы другие, уже просто потому, что живёт на этом свете. Способность так искренне радоваться за другого, особенно когда ты сам при этом оказался далеко не в лучшем положении, дана далеко не каждому. И среди этих немногих счастливчиков оказался несчастный «лягушонок».
На этом первая часть прерывается и начинается вторая. Если до этого писатель просто наблюдал и обрисовывал увиденное, то дальше он активно делится своими измышлениями по поводу описанной картины.
Вторая половина стихотворения
Во второй части идёт рассуждение на тему внутренней и внешней красоты. Писатель, подводя итог своим наблюдениям, пытается сделать адекватный прогноз дальнейшей жизни ребёнка, излагает свои надежды на светлое развитие событий, и печально задаётся вопросом на тему «что есть красота».
Юное создание не склонно к таким деструктивным чувствам, как зависть, желчь, обида, желание отомстить — вот главное качество, которое так сильно привлекло Заболоцкого в играющей девочке. Он восторгается её детской чистотой, непосредственностью, умению радоваться простым жизненным мелочам — «ей всё на свете так безмерно ново, так живо всё, что для иных мертво!».
Автор так проникается симпатией к ребёнку, что всерьёз переживает по поводу её наступающего будущего. И первое, что приходит ему на ум — это, к сожалению, суровая проза жизни. «И не хочу я думать, наблюдая, что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» В нашем мире внешняя привлекательность и правда играет значительную роль, и, конечно, особенно это касается прекрасной половины человечества.
Красивая женщина всегда имеет преимущество перед некрасивой, чувствует себя более уверенной и счастливой даже в далёких от любви сферах жизни. Поэтому душевная красота малютки рискует испортиться и поломаться о жестокий и несправедливый мир.
Повзрослев и осознав свою непривлекательность, девушка имеет все шансы впасть в глубокое отчаяние и растерять все внутренние сокровища. Но Заболоцкий питает надежду, что такая пора для неё никогда не наступит. «Чистый пламень», который горит в сердце этого маленького человека, по убеждению поэта, должен стать очищающим огнём, уберегающим девушку от всей грязи этого мира, способным спасти её прекрасную душу от одиночества и страданий.
Следом подводится итог всему вышесказанному. По мнению писателя, совершенно неважно, что девочка не отличается хорошими внешними данными, и вряд ли способна усладить чей-то взор. Ведь несмотря на это, девочка всё равно обладает таким чудесным свойством, как «младенческая грация души», которая отчётливо «сквозит в любом её движенье». А значит, истинная красота уже при ней. И именно в ней малышка найдёт спасение от будущих насмешек, и с помощью неё переживёт все невзгоды, которые встретятся ей на пути.
Приближаясь к концу, Заболоцкий напрямую задаёт риторический вопрос, ответ на который уже ясен: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Автор напоминает читателям, что по-настоящему красивым человека делают его мысли и поступки, а вовсе не внешний лоск. «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» По мнению писателя, конечно, красота заключается именно в этом самом внутреннем «огне».
Средства выразительности
Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягуошонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Популярные темы анализов
анализ стихотворения заболоцкого-некрасивая девочка
Ученик (195) 1 год назад
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
Ученик (122) 3 месяца назад
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
«Некрасивая девочка»: нравственная красота сквозь призму творчества Николая Заболоцкого
Меню статьи:
Текст произведения
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
История создания поэзии
Николаю Заболоцкому принадлежат искренние произведения, ставящие в центр нравственность. «Некрасивая девочка» – именно такое творение, рассказывающее о настоящей – внутренней – красоте. Автор оригинально доносит до читателей ключевую мысль: истинная красота относится не к телу, а к душе человека.
Год рождения творения Заболоцкого – 1955 год. Иногда великие произведения создаются очень банальным путем. Так произошло и в этой ситуации. Автор проходил мимо одного из двориков в Москве. Там Заболоцкий увидел компанию ребятишек. Среди мальчишек выделялась одна девочка.
В стихотворении “Родная деревня” Николай Рубцов рассказывает о родных краях, о родине. Но что такое родина? С одной стороны, это страна или город, где мы родились. Но с другой стороны, это место, вобравшее в себя наше детство и молодость. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
У девчушки было некрасивое лицо. Внимание Николая Алексеевича привлекла непосредственность ребенка. Автору бросилась в глаза внутренняя, духовная красота девочки, которая контрастировала с некрасивой внешностью.
Это произведение – поздний шедевр автора. В строках поэзии чувствуется зрелость поэта, который умер всего через три года после написания текста.
Сюжет произведения
Начало творения Заболоцкого – это рассказ про некрасивую девочку. Малютка напомнила автору лягушонка – так сильно девочка отличалась от своих сверстников. Рыжевато-кучерявые волосы, огромный рот, кривизна зубов, неприятные, слишком заостренные черты лица – таков портрет героини.
Маечку девчушка заправила в трусы. Героиня играла с двумя мальчиками. Дети катались на велосипедах – подарок родителей. У «лягушонка» же не было на чем кататься. Девочка просто радовалась за товарищей, смеялась, ликовала вместе с друзьями.
Внутренний мир героини
Сюжет произведения русского поэта будет неполным без описания внутреннего мира героини. Девочка не знакома ни с завистью, ни с худыми замыслами. Писатель подчеркивает кристальную чистоту души малютки. Автор с горечью понимает: однажды девочка осознает свою уродливость. Писатель не желает героине таких страданий. Заболоцкий надеется, что богатый внутренний мир и высокие нравственные качества помогут девочке выстоять. Тяжесть бытия, жизненные трудности не сломят героиню, пока внутри нее горит огонь духовной чистоты.
Девочка не поражает воображение людей своей красотой, в теле героини отсутствует грация. Писатель, однако, подчеркивает: грация отличает душу малютки.
Идея произведения
Анализ сюжета поэзии медленно подводит читателей к вопросу: в чем же заключается ключевая идея стиха? Писатель поднимает философский вопрос, рассуждая о красоте. Идея произведения кроется в том, что на вершине иерархии ценностей все же стоит красота внутренняя, духовная. Нравственность подкрепляется красотой тела. Иногда чистота души дарит даже некрасивому телу грацию и харизму.
Тематика поэзии
Красота как проблема философии и искусства волновала авторов, начиная с античных времен. Так, о красоте рассуждал древнегреческий философ Платон.
О нравственной красоте размышляли философы и писатели эпохи Просвещения. Актуальность этой темы в литературе не вызывает сомнений. Более того, тема красоты уже не в первый раз появляется в творчестве Заболоцкого.
Писатель обращается к теме красоты души человека. Автор в очередной раз подчеркивает: внешность не раскрывает сущности людей. Мысли Заболоцкого подтверждаются эффектной иллюстрацией – портретом девочки, малютки, некрасивой, как лягушка. Поэт с грустью рассуждает о судьбе героини.
Композиционные особенности стиха
Форма произведения – лирический монолог. В структуре поэзии выделяются несколько смысловых частей:
Формально структура произведения насчитывает две строфы.
Первая часть
Первая часть поэзии посвящается портрету героини. Писатель ярко и детально описывает внешность девчушки. Подробности, которые приводит автор, намекает на небогатую жизнь малышки. Героиня слишком юна, чтобы осознавать свою некрасивость. Картина Заболоцкого вызывает у читателей грусть: товарищи девочки часто не обращают на малышку внимания. Вопреки этому, героиня искренне радуется возможности играть с другими ребятами во дворе. Мудрый поэт усматривает в поведении малышки внутреннюю непорочность, душевную чистоту. Автор явно симпатизирует своей героине.
Вторая часть
Постепенно очарование первых мгновений отходит на второй план. Мысли автора поглощаются рассуждениями о судьбе малышки. Какое будущее ждет девочку с такой внешностью? В этом жестоком мире люди обращают внимание на лицо. Есть даже поговорка: «встречают по одежке». Заболоцкий тщательно опровергает эту позицию.
Итоги
В последних строках автор выражает ключевую мысль произведения. Проблема красоты наделяется философским смыслом, то есть – общечеловеческим. Конец стиха – это вопрос. Этот прием подталкивает читателей к рефлексии.
Жанровая специфика поэзии
Для выражения философского содержания поэзии Заболоцкий выбирает элегию как самый подходящий жанр. В центре лирического повествования – вечные проблемы. Настроение шедевра русского автора – светлая грусть, что тоже находится в рамках характеристик и основных черт выбранного жанра. Автор пользуется пятистопным ямбом, разные виды рифмовки (с преобладанием кольцевой). В некоторых местах встречаются также примеры кольцевой и параллельной рифмовок.
Художественные особенности стиха
Заболоцкий выбирает только нужные для выражения смысла, идейного содержания произведения художественные приемы. В поэзии отсутствуют лишние, декоративные тропы и приемы. При создании своего творения автор ввел в текст следующие средства:
Произведение оставляет ощущение реалистичности и правдоподобности.
Стих как пример философской лирики
Выше мы уже упоминали, что Заболоцкий обращается к вечным вопросам бытия. Это значит, что автор затрагивает философские проблемы. В данном случае – это вопрос о красоте. В финале произведения писатель размышляет, почему люди склонны обожествлять красоту.
Стихотворение Николая Заболоцкого “Не позволяй душе лениться” можно считать напутствием писателя читательской аудитории, ведь в нем автор поднимает актуальные вопросы. Чтобы узнать об этом произведении подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием
Рефлексия, форма размышления передается с помощью риторических вопросов. Автор не собирается дискутировать с читателем. Цель литератора – заставить свою аудиторию задуматься.
Строки поэзии четко показывают позицию Николая Алексеевича по этому вопросу. Авто восхищается девочкой, способной на искренность. Философский характер стиха обусловил композицию произведения, деление на описательную и рефлексивную части.
Простая бытовая сцена провоцирует у писателя поток мировоззренческих рассуждений. Внешняя красота, привлекательность тела кажутся автором мимолетным даром. Единственное, что остается на века, – это духовная, нравственная красота. Писатель наталкивает читателей на мысль, что внешняя привлекательность при внутренней пустоте теряет всяческий смысл.