Некоммерческое потребительское общество что это
Потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц. Виды, характеристики, цели
Потребительское общество – это некоммерческая организация, которая создана для удовлетворения материальных потребностей всех ее членов. Устав ПО регламентирует, какие именно виды хозяйствования будут практиковаться в рамках конкретной организации. Любой доход, получаемый компанией, делится между состоящими в обществе людьми. Это принято именовать кооперативными выплатами. Если на общем собрании участники примут решение, что фонды потребительского общества следует тратить на иные нужды, тогда прибыль будет направлена туда.
Важные особенности
Создание потребительского общества всегда учитывает этап разработки документации, регламентирующей дальнейшее функционирование организации. Существует внутренний документооборот. В этих бумагах четко прописывают, каким образом возможна в обществе некоммерческая деятельность.
Вступить в подобное сообщество может всякий дееспособный гражданин страны, достигший совершеннолетия. Это доступно не только для резидентов государства, но и для нерезидентов. Сюда же могут принять и юридических лиц вне зависимости от того, какова их правовая форма. Важным упрощением является отсутствие требований со стороны налоговых органов уведомлять их об изменении количества членов, а также регистрироваться.
Несмотря на то что компания будет иметь уставной капитал, который корректнее называть складочным, его можно менять в ходе деятельности организации. Подобные действия государством допускаются без процедуры регистрации.
Справедливо ли?
Насколько честно работает потребительское общество, кооператив? В классическом случае здесь в идеале соблюдаются основополагающие принципы демократии. Более того, считается, что нет других коммерческих структур, соответствующих таковым принципам в большей степени. Почему? Вот основные характеристики потребительского общества:
Как работает?
Во многом коллективы, ведущие некоммерческую, коммерческую деятельность без специальной регистрации, стали столь популярны, поскольку ничем не ограничена география их деятельности. В этом плане потребительский кооператив намного удобнее обособленного подразделения. Он позволяет охватывать новые регионы без потерь, бумажной волокиты, взносов и налогов. Если некий пайщик имеет задолженность, иск против него не затронет пай в потребительском обществе, будь то хоть юридическое лицо, хоть частное. Значит, потребительский кооператив сохранит свои фонды вне зависимости от того, каковы кредиторские требования внешних структур.
Если пайщик требует возвращения сделанного им в общество взноса, такая процедура производится без уплаты дополнительных налогов, поскольку считается, что доход как таковой отсутствует. Общество имеет внутренние механизмы привлечения денег пайщиков к разным целям, вправе кредитовать заинтересованных, не получая для этого лицензий. Внести пай, вернуть себе средства можно не только деньгами, но и в материальном выражении, услугами, иными активами.
Потребительское общество – это широкие возможности
Различные общества могут вступать в контакт между собой. В частности, обмен имуществом между такими организациями не облагается налогом. Можно корректировать базу, с которой взымаются налоги: уменьшать на величину, равную членским взносам. Можно также сформировать неделимый фонд. Это в большей степени, нежели закон о потребительских обществах, помогает защищаться от недобросовестных вкладчиков.
Полномочия, которыми наделено потребительское общество взаимного страхования (и другие типы), довольно широкие. Можно формировать различные общества в области медицины, образования, науки и исследований, издательские. Потребительское общество – это организация, которая гарантирует направление средств, получаемых с предпринимательства, в «единый котел», а также обеспечивает членские взносы, уплачиваемые дочерним предприятием. Управление потребительским обществом подразумевает управление всеми объектами, транспортом, землей и жильем, входящими в собственность организации.
Если пайщики получают от общества материальную помощь, на нее необходимо уплатить НДФЛ. Так как члены организации – это не сотрудники, дополнительные налоги не взимаются.
Положительные аспекты
Преимущества, которыми обладает районное, областное потребительское общество (и другие типы):
Конечно, союз потребительских обществ имеет и некоторые иные положительные аспекты, но они будут определяться индивидуальными особенностями конкретной организации.
Законы: ограничения
На территории Российской Федерации регистрация потребительского общества – не очень сложная задача, но она сопряжена с определёнными тонкостями. В частности, всякое юридическое лицо не может в своем названии использовать словосочетание «потребительское общество», а также соответствующий союз. Конечно, реальные кооперативы, которые основываются на соответствующем законе, могут применять такие словосочетания в наименованиях, но это касается только специализированных организаций. А вот некое юридическое лицо, которому, скажем, пришлось по вкусу звучание слов, взять их в качестве наименования права не имеет.
Как попасть в общество?
Потребительское общество – это такая организация, в которую могут попасть не только физические лица, но и компании, пожелавшие внести пай. Для этого нужно написать по установленной форме заявление, направить его руководителям общества и зарегистрировать по правилам документооборота. Если заявление оформляет частник, он указывает:
Юридическое лицо предоставляет информацию:
В районное потребительское общество вступает даже человек без легального регулярного дохода, пенсионер и лицо с государственными пособиями, стипендиальными выплатами. Если потенциальный участник коллектива относится к одной из этих групп, он должен при подаче заявления уведомить представителя общества.
А примут ли?
Зачастую потребительское общество – это довольно бюрократизированная структура, поэтому заявления на участие не всегда рассматриваются быстро. Закон дает таким организациям до тридцати дней. Бумагу направляют в совет, где руководители принимают окончательное решение. Если таковое оказалось положительным, человек превращается в пайщика, как только вносит вступительный взнос. Сразу придется заплатить и хотя бы часть паевого взноса. Насколько паевой взнос велик, какую часть нужно заплатить сразу и с чем можно потянуть, определяется уставом организации.
По мере принятия положительного решения и уплаты сумм пайщик получает документ установленного внутри компании образца. Он свидетельствует, что лицо является официальным членом потребительского общества и удостоверяет этот факт в различных инстанциях при предъявлении.
Зачем нужны потребительские общества
Итак, предположим, регистрация потребительского общества прошла успешно, но чем организация будет заниматься дальше? Большинство действующих нынче компаний этого сектора декларируют свою работу как стремление к улучшению технологий, инфраструктуры, условий жизни. Общества, старающиеся идти в ногу со временем, обещают применение на практике самых надежных и выгодных форм контроля консолидированных ресурсов, интегрирование в повседневность новейших производственных схем, что ведет к понижению трат на удовлетворение потребностей пайщиков. Все это, если верить громким заявлениям организаций, направлено на выгоду конечного потребителя, но в то же время не является источником прибыли.
Цели, к которым может стремится потребительское общество:
Как добиться?
Что может делать потребительское общество, чтобы добиться всего вышеописанного? Заключаются договора, благодаря которым развивают торговлю, что гарантирует доступ к товарам всем членам организации. Кооператив может приобретать у различных лиц, как юридических, так и частных, сырье, продукты, изготавливаемые ими изделия, собранные плоды, ягоды, произрастающие в дикой местности, иное сырье, которое затем направляется на переработку, после чего поступает в продажу. Общество производит пищевые, непищевые продукты, направляет их в магазины.
Организация своим членам оказывает услуги, а также занимается пропагандой некоторой идеологии. Как правило, стремятся разрекламировать принципы кооперации, прибегая к СМИ, что становится одним из методов привлечения большего числа пайщиков.
Внутреннее устройство
О том, какую внутреннюю структуру должна иметь организация, рассказывает принятый в ней устав потребительского общества. Как правило, кооперативы довольно демократичные, что должно быть залогом честного управления и обеспечения соблюдения интересов всех участников.
Руководит всем совет пайщиков. Следующая ступень – это совет обществ, возглавляемый председателем, а также общественное правление и комиссия, отвечающая за контроль и ревизию. При проведении совета каждый участник располагает только одним голосом, то есть нет зависимости от того, насколько большой взнос был им сделан при вступлении.
Аргументы при агитации
Как правило, потребительские общества, обращая к себе внимание общественности и стремясь привлечь больше участников, оперируют следующими фактами:
Практика показывает, что наибольшее доверие потребительские кооперативы вызывают у людей пожилого возраста, а также незащищенных социально. Все эти люди стремятся поддержать кажущиеся им благими начинания, рассчитывая на помощь и поддержку. У многих подобные общества ассоциируются с прежними временами, когда вся торговля была под контролем государства, а спекуляция являлась неприемлемым поведением.
Выгода, деятельность
Все же обманываться не стоит: ПО, даже некоммерческое, ведет определенную деятельность, призванную «делать деньги». На этом строится выживание в современном мире. Хотя, безусловно, при корректной структуре и надежных членах можно говорить о том, что каждый отдельный участник останется в определенной выгоде.
Потребительское общество участвует в производстве продукции, ее реализации и предоставлении услуг. Более того, в хозяйственных операциях организация может выступать не только тем, кто оказывает услуги или продает товары, но и лицом, покупающим продукты, заказывающим обслуживание.
Члены общества могут рассчитывать на определенную выгоду, как правило, продуктами, услугами, которые помогут жить долгой, здоровой, счастливой жизнью, но это не будут деньги. Услуги, которые потребительское общество может оказывать своим членам, пригождаются в повседневности или в личном предпринимательстве. Как правило, пайщики получают все это по ценам ниже средних рыночных. Получаемые продукты и услуги помогают людям лично развиваться, помогать членам своей семьи получать образование, медицинскую помощь, вакансии и прочее.
Устав и наименование
Как правило, в уставе содержится исчерпывающая информация о следующих аспектах:
Выбирая имя для новообразованного общества, необходимо подобрать такое слово, которое четко отражает цель, преследуемую новой организацией.
Доходы, расходы и ответственность
Ежегодно в потребительском сообществе утверждают баланс. Если выявляется, что имели место убытки, таковые нужно покрыть в пределах трех месяцев. Используются для этого механизмы дополнительных взносов от пайщиков. Если обязанность не выполняется, общество ликвидируется по решению суда либо в соответствии с кредиторскими требованиями.
Для потребительского кооператива актуально понятие «субсидиарная ответственность». Она несется всеми пайщиками вместе и распространяется на обязательства организации. Границы ответственности – дополнительные взносы. А вот если общество получило некий доход, таковой необходимо распределить между членами. При делении основываются на уставе ПО и действующих законах. Нормативная, правовая регулировка деятельности подобных организаций – задачи Гражданского кодекса и специализированных законов.
Обязательства
Если некое лицо подало заявление в управляющий совет заинтересовавшего его ПО и получило положительную резолюцию, то в будущем на него возлагается ответственность своевременно вносить взносы. Покрытие убытков – это тоже обязанность каждого общества. Если таковая не исполняется, это приводит к ликвидации. При проведении судебного разбирательства можно постановить, что ПО обанкротилось. В этом заключается ключевое отличие этой формы деятельности от прочих некоммерческих организаций.
Это важно: следует отличать ПО и производственный кооператив. Если первый – некоммерческий, то второй – коммерческий.
Нововведения в законодательстве
В 2014 году федеральный закон под номером 99 претерпел некоторых изменений. В частности, корректировки были внесены в четвертую главу первой части правового акта. Несколько положений утратили силу, из-за чего многие начали говорить, что в наше время у потребительских обществ больше «нет перспектив», «нет шансов выжить».
Речь идет о том, что закон ввел новый перечень некоммерческих организаций, допустимых к созданию на территории России. В нем фигурирует формулировка «потребительский кооператив», но отсутствуют слова «потребительское общество». То есть первая форма доступна для заинтересованных, а вот вторая ушла в прошлое. Но если общество существовало ранее принятия поправок, дополнительной регистрации не требуется. Изменения придется внести, если возникнет необходимость корректировки устава.
Общество взаимного страхования
Таковое может сформироваться под влиянием различных рисков, но на практике чаще всего организация общества вызвана некоторым строительством, в котором принимают участие частные и юридические лица. Опасаясь, что застройщик нарушит законы, правила, сорвет сроки, лица объединяются в общество взаимного страхования (ОВС). Оно будет контролировать то, справляется ли застройщик со взятыми на себя обязательствами. Регулирует работу общества не только устав, но и заключенный договор участия в долевом строительстве. Дольщики созывают учредительное собрание, в рамках которого (обязательно ведётся протокол) принимают решение о создании ОВС. Здесь определяют, кто будет управлять новообразованием. Следует помнить, что реорганизация для такого сообщества недоступна.
Устав ОВС пишется не с «бухты-барахты»: необходимо согласование с Банком России. Контроль над ситуацией осуществляет государственная инстанция, ответственная за антимонопольное законодательство. В числе членов должно быть от 30 юридических лиц и более. Руководитель государственной инстанции утверждает выработанное организационным комитетом ОВС положение. Обязательно нужно учитывать государственную политику и нормативы, регулирующие сферу строительства в современной России.
Что такое потребительское общество
Отечественное законодательство предусматривает различные формы организации хозяйственной деятельности. Они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. Одной из форм объединений, первичной целью которых не является извлечение прибыли, является потребительский кооператив и его разновидность – потребительское общество (ПО).
Какие бывают потребительские общества? В чем нюансы функционирования таких организаций? Какими законодательными актами регулируется их деятельность? Рассмотрим особенности их бухучета и налогообложения.
Вопрос: Потребительское общество применяет УСН с объектом «доходы». Обязана ли организация при реализации объекта недвижимости члену потребительского общества устанавливать цену договора, равную кадастровой стоимости? Возникают ли налоговые риски по УСН при продаже имущества по цене значительно ниже кадастровой стоимости?
Посмотреть ответ
Что представляет собой потребительское общество
Каждый человек по одной из своих социальных функций является потребителем. Для достижения определенных целей, защиты интересов пайщиков потребители могут объединяться в некоммерческие организации. Потребительская кооперация позволяет эффективно решать множество актуальных задач.
Вопрос: Пять физических лиц учредили потребительское общество. В процессе деятельности общества остался один участник. Может ли потребительское общество продолжать свою деятельность, если остался один пайщик?
Посмотреть ответ
Закон говорит о возможности объединения пайщиков в потребительский кооператив – юрлицо, в котором пайщики (физлица или другие организации) по собственной воле объединили свои взносы для достижения общих целей (материальных и иных) – ст. 116 ГК РФ. Разновидностью такой формы хозяйственной деятельности предстает потребительское общество. Определение его будет отличаться от кооператива только территориальностью: граждане или юрлица, объединяющие свои паи, действуют на близлежащих территориях.
ВАЖНО! ПО строго отделяется от других видов потребительских кооперативов, это наименование запрещено использовать для иных специализированных форм хозяйственной деятельности.
Законодательное регулирование потребительского общества
Потребительская кооперация не так давно подверглась значительному законодательному реформированию.
Вопрос: Возможно ли в уставе потребительского общества установить, что порядок вступления в общество происходит через механизм публичной оферты, размещенной на сайте кооператива, и акцепта в виде направления заявления и уплаты вступительного и паевого взносов?
Посмотреть ответ
Ранее эта отрасль регулировалась Федеральным Законом № 3085-1-ФЗ «О потребительской кооперации» от 19 июля 1992 года, в который неоднократно вносились изменения. Последняя редакция практически полностью пересмотрела этот закон, изменив даже его название. Сегодня потребительские объединения должны функционировать сообразно с Федеральным Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 31-ФЗ в редакции от 21 марта 2002 года. Этими изменениями фактически была начата новая эпоха потребкооперации.
Остальные важные моменты относительно особенностей функционирования ПО содержатся в различных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации – ст. 48, 50, 61, 65, 116.
Цели и задачи потребительского общества
У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:
Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:
ВНИМАНИЕ! Разделение потребительских обществ обусловлено различными видами деятельности, которыми они занимаются.
Особенности потребительского общества
Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.
Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:
Требования к потребительскому обществу
Закон разрешает вступать в потребительское общество гражданам, достигшим 16 лет, и юрлицам. Когда общество начинает свое существование, проходя госрегистрацию, для этого необходим пакет документов:
Главным управляющим органом потребительского общества является учредительное собрание, которому подконтрольны решения нижестоящих органов. К ним относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Принятие решений на общем собрании осуществляется путем голосования, причем количество голосов пайщиков не зависят от размера его паевого взноса: один человек имеет право 1 голоса.
Имущество потребительского общества формируется за счет:
Бухучет потребительского общества
Согласно законодательству, потребительские общества должны вести бухгалтерский учет и показывать отчеты по финансам. Требования к бухучету некоммерческих обществ обычны – они изложены в ФЗ №402 «О бухгалтерском учете», Положении о бухучете и ПБУ вместе с Инструкцией по его применению.
Если ПО функционирует по УСНО, бухучет не отнимет много труда. Функции бухгалтера разрешено исполнять руководителю (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 402). В ФНС нужно предоставлять только бухгалтерский баланс и отчет о том, что средства используются по целевому назначению.
Выбор способов бухгалтерского учета оставлен на усмотрение самой организации, его следует закрепить в учетной политике.
На балансе нужно отражать:
Образцы проводок
Налогообложение потребительского общества
Потребительские общества попадают в категорию некоммерческих организаций, которые могут платить налоги по упрощенной системе, если их поступления не окажутся больше 3 млн руб. за последний отчетный год.
ПО вправе использовать и другие льготные системы налогообложения: при выборе ЕНВД общество не ограничивается по количеству присоединяемых членов.
Налоговый кодекс РФ не признает паевые взносы актом реализации (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), значит, о НДС речь не идет. Доходы и расходы требуется учитывать для целей налогообложения по отдельности: целевое финансирование и коммерческая деятельность.
Потребительская кооперация, как объединение коммерческой и некоммерческой деятельности
Ключевой момент, в потребительской кооперации, заключается в определении целей при создании обществ, где они разделяются на две группы:
Первые создаются для получения прибыли. В основе коммерческих организаций АО, ООО и т.п. лежит принцип получения прибыли и пропорциональное её распределение между владельцами юридического лица. Дивидендами распоряжаются владельцы долей в уставном капитале Общества (коммерческой структуры) и владельцы акций в акционерном обществе.
Потребительская кооперация — это объединение граждан и бизнеса, так называемое пространство свободных комфортных отношений, где каждый вносит свой ресурс, актив для обмена или получения блага.
Потребительская кооперация представляет собой синтез двух форм, некоммерческой и коммерческой, схема её работы основана на двух принципиальных положениях:
Экономия и уменьшение налогооблагаемой базы достигается за счет внутреннего потребления производимого продукта
Потребительская кооперация не облагается налогами и носит больше некоммерческий характер, стремящийся создать комфортную социальную среду для каждого пайщика и независимо от форм собственности, в которой он может получить требуемые ему блага в качестве товаров, работ, услуг и иных материальных и нематериальных активов по ценам ниже рыночных, но только в границах объединения, в рамках кооператива.
Взаимодействие членов потребительской кооперации основывается на коллективизме и руководящих принципах, с помощью которых кооперативы применяют свои ценности на практике.
Мы живем в Гражданском обществе, которое является сферой самопроявления свободных граждан, добровольно сформировавшихся в организации независимых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, которая на самом деле и должна строится на основе решений Народа..
Налоговые мифы. Часть 3. «Потребительские общества»
В последнее время предприниматели проявляют особый интерес к потребительскими кооперативами. Чем обусловлено такое любопытство? Если раньше сельпо, райпо были единственными магазинами на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас избыток – чуть ли ни один магазин на 10 человек. Если раньше колхозы и совхозы сбывали излишки зерна, поросят, картошки и прочего хозяйства через потребкооперацию, то сейчас полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.
Побуждения создать потребительское общество у трудяг-пайщиков той эпохи и современных кооператоров похожи только по закону и документам… Время изменило взгляды, а современное законодательство «помогло» рассмотреть в кооперативах совсем иные ценности. Да и люди уже другой закалки, точнее закаленные этими законами. С самыми распространенными мифами мне помогли разобраться современные кооператоры и юристы компании «Туров и Партнеры».
Миф №1. Потребительские общества – это не для бизнеса. Для предпринимательской деятельности логичнее и удобнее открывать ООО, ОАО, ИП и т.д.
Из ст.1 Федерального закона №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».
И если производственные кооперативы относятся к разряду коммерческих организаций, то потребительские общества – это общественные организации, работа которых направлена не на извлечение прибыли, а удовлетворение нужд пайщиков.
Возникает вполне логичный вопрос: «Как же вести бизнес путем организации потребительского общества? Когда все «движения», при которых что-то продается либо покупается относятся к коммерческим?»
Олег Сырочев
Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
- «А что есть бизнес? И для кого?» – это самые обычные вопросы при создании бизнеса.Так вот, Потребкооперация отвечает на эти вопросы, а именно бизнес – это дело! Дело для пайщиков. НО: при правильном подходе и постановке бухучета практически нет налогооблагаемой базы. А раз нет базы, значит нет и отчислений. Все в соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке государства. Нужно ли вам дело со 100% сбытом и при этом без налогов? Решать вам!
Екатерина Кувшинова
Руководитель юридического отдела компании «Туров и Партнеры»:
- Единственная цель существования потребительских обществ – это удовлетворение нужд пайщиков, а не извлечение прибыли. А нужда может выражаться в чем угодно: в имуществе, в квадратных метрах, в деньгах.
Организации, индивидуальные предприниматели также могут быть пайщиками, могут вносить паевые взносы, но они не смогут их поставить у себя в расходы (если это не является необходимым условием существования этой, например, ООО-шки). К таким организациям относятся компании на ОСНО либо на УСН (доходы-расходы), а остальным лицам будет комфортно работать с кооперативом, т.к. им не нужно учитывать расходы для определения налоговой базы, а подтвердить происхождение товара они могут актом приема-передачи имущества и договором с ПО. Это и физические лица, юрлица, которым не нужны расходы и ИП (патент, ЕНВД, УСН (доходы)). Поэтому такие компании-пайщики могут «брать» товар у потребительского общества, а затем его продавать.
Так как потребительское общество – это некоммерческая организация, ей нужно на что-то существовать. И существует она членские взносы. Существуют также и паевые взносы. Разница в том, что паевой взнос имеет возвратный характер, как раз его пайщики и возвращают имуществом или деньгами. Например, пайщик пришел и сказал: «Я вношу паевой взнос 100 рублей, прошу удовлетворить мою нужду телефоном». Общество покупает пайщику телефон за 80 рублей и передает его за те же 80 рублей возвратом паевого взноса. А 20 рублей, в соответствии с заявлением пайщика зачисляются в членские взносы. И уже эти 20 рублей общество общество расходует согласно созданным фондам на свои нужды.
Что получается? С точки зрения закона п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ удовлетворение нужд пайщиков не признается реализацией. По факту мы поменяли деньги на товар, пайщик доволен, общество довольно, а реализации и налогов нет, а, соответственно, нет и налоговой базы.
Безусловно, особое внимание следует уделить грамотному оформлению всей необходимой и регламентирующей деятельность документации. Если все будет оформлено правильно и соблюдены нюансы, то такой «своеобразный бизнес» торговлей не признают».
Миф №2: Очень велики риски, что «демократия» кооперативов может привести к свержению «главных» пайщиков-основателей
Максим Заглядкин
Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
- Именно на общем собрании пайщиков можно свергнуть «власть». Обезопасить руководящих лиц кооператива от «свержения» возможно посредством уполномоченных кооперативных участков. Т.е. на общем собрании голосуют за пайщиков уполномоченные соответствующих кооперативных участков. Именно так мы рекомендуем выстраивать структуру управления в ПО.
Кооперативный участок – часть потребительского общества. КУ открывается Советом либо по территориальному, либо по тематическому признаку для оперативного управления в ПО. Он объединяет определенное количество пайщиков, проживающих на определенной территории, или работающих в какой-нибудь организации, а также принимающих участие в тематических программах ПО.
В ст. 17 Закона РФ «О потребительской кооперации» записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка, руководит его деятельностью уполномоченный кооперативного участка.
Уполномоченный кооперативного участка имеет право принимать решение от лица всех пайщиков кооперативного участка, а также участвовать в Общем собрании пайщиков потребительского общества от своего кооперативного участка.
То есть, назначив свое доверенное лицо уполномоченным кооперативного участка, вы сможете избежать негативных последствий общего голосования.
Миф №3. Потребительские общества тоже «кошмарят» всевозможными проверками
На основании п.1 ст. 3. Закона РФ «О потребительской кооперации» отношения государства и потребительской кооперации: «Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации».
В отличие от юридических лиц и ИП-шников, «работа» потребительских обществ осуществляется при минимальном участии государственного влияния и контроля. Хотела написать «бизнес», но, исходя из заложенного в это понятие начального смысла, это грубо и коряво… Поэтому – это труд, деятельность без постоянного присутствия «Зачем? Почему? И на каком основании?» гос. наблюдателей. Но, если потребительский кооператив, помимо своего «прямого назначения», осуществляет предпринимательскую деятельность путем реализации товаров/работ/услуг, то запрет на проверки автоматически снимается. Любопытство органов не заставит себя ждать.
Олег Сырочев
Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
- ИФНС очень внимательно смотрит на деятельность потребительских кооперативов, порой до маразма доходит: и не регистрируют, и пытаются внести изменения в Устав. Но всякое дело проходит такой период. При правильном бухучете налоговая только пошумит и напакостит, но на это в Законе от 19.06.1992 г. №3085-1 есть отдельная статья, которая прямо запрещает государству вмешиваться в дела Потребительских обществ и предусматривает наказание чиновников, неправомерно «сунувших нос» в дела кооперации. Поэтому бухгалтерия должна быть выверена. Особенности в том, что каждая операция обсуждается, и нет шаблона бухгалтерских проводок.
Максим Заглядкин
Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
- Закон РФ от 19.06.1992 г № 3085-1 «О потребительской кооперации» говорит о том, что государство не в праве вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность общества.
Что могут проверить контролирующие органы:
Следовательно, основная задача для своей защиты – все правильно оформить. Можно открыто показывать контролирующим органам все положения ПО, все протоколы. Они не имеют права влиять на них, оказывать давление на то, что было решено на Общем собрании пайщиков.
Миф №4. С трудом верится, что с помощью потребительских кооперативов можно сэкономить на налогах и защитить активы
Олег Сырочев
Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
- Пожалуй, самый странный миф. Защита активов прямо прописана в законе от 19.06.1992 г. №3085-1. На паевые взносы не может быть обращено взыскание. Налоговики пытаются доказать все, что угодно вплоть до ничтожности и фиктивности сделки. Но, если имущество реально используется в деятельности кооператива или же, согласно этому закону, улучшает материальные и иные потребности пайщика, то доказать неправомерность «наезда» достаточно легко.
Кооперация во многом позволяет обойтись без лицензий, Закон о защите прав потребителей не действует против кооперации, выдавай паевые хоть круглосуточно и алкоголем – все в пределах закона. Нет торговли и услуг и, соответственно, выручки, и поэтому нет налогооблагаемой базы. Нет зарплаты – нет базы для взносов и НДФЛ, нет имущества на балансе – нет и налога на имущество (имущество на «забалансе» – это и вовсе паевой взнос).
Есть возможность возврата НДС, есть принципиальная возможность ввоза без таможни. Есть возможность работать со всем миром: закон не ограничивает вступление иностранных лиц. Нет необходимости декларировать доход, потому что возврат паевых взносов доходом не является, нет и НДФЛ, и нет дивидендов, поэтому и нет налогообложения. Нет торговых площадей – есть склады приема-выдачи паевых взносов, а значит можно не платить и поборы за торговую площадь. Есть возможность создать собственные фонды, вплоть до пенсионного и реинвестировать в собственное развитие.
Максим Заглядкин
Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
- По защите активов. Согласно ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации», неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит отчуждению или распределению между пайщиками, и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза.
Данный фонд создается по решению Общего собрания пайщиков, и туда может помещаться любое движимое и недвижимое имущество, ранее внесенное в кооператив.
Согласно определению, указанному выше, ни один кредитор или государственный орган не может истребовать имущество из данного фонда. Хотя, как видится, здесь есть все-таки разумные пределы защиты имущества неделимого фонда. Например, если у вас проходит выездная налоговая проверка, и вы решаете внести активы компании в потребительский кооператив, который, в свою очередь, решением Общего собрания поместит его в неделимый фонд, то, в данном случае, суд может отменить данное решение и признать всю операцию, совершенную исключительно с целью ухода от ответственности.
Основной принцип определения налогообложения деятельности ПО закреплен в ст. 39 НК РФ, согласно которой, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью реализацией не признается (п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ), соответственно объекта налогообложения НДС не возникает.
Налог на прибыль
Самое важное при расчете налога на прибыль – безошибочно классифицировать доходы, которые поступают в компанию. Ведь по правилам некоммерческие организации должны уплачивать налог только с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.
Если поступления предусмотрены уставом, обязанности перечислить с них налог нет. Но и тут доходы должны соответствовать критериям ст. 251 НК РФ.
Так, например, целевые поступления (вступительные и членские взносы) не будут облагаться налогом, если отвечают следующим требованиям:
И последнее важное условие: организация, которая получает целевые средства, обязана вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности (если она ведется) и от уставной. Об этом сказано в п.п.14 п.1 ст. 251 НК РФ. Ведь если средства одновременно используются целевым и нецелевым образом, компания вправе уплачивать налог только с части, задействованной в предпринимательской деятельности.
Что касается банковских процентов, то обычно банк начисляет проценты с той суммы, что хранится на расчетном счете, и если так, то ПО должно учесть полученную прибавку в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ).
Причем, следовать этому правилу придется вне зависимости от того, предназначены деньги для целевого использования или коммерческого.
Безусловно, за ПО остается право уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы. Расходами могут признаваться следующие: отрицательные курсовые разницы, материальные расходы, банковские расходы, арендная плата, коммунальные платежи, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации по ОС, купленному на целевые средства.
НДФЛ и страховые взносы
Если сотрудник устроен по трудовому договору, то:
Если сотрудник (пайщик) получает вознаграждение как материальную помощь пайщику, то:
Если пайщик вносит какое-то имущество в ПО, в том числе интеллектуальную собственность, и просит вернуть ему это имущество деньгами, то:
Интеллектуальное имущество (собственность) можно внести, но это должно быть сделано все официально. Нужен авторский договор об использовании интеллектуальной собственности, должно быть оформлено на электронном или материальном носителях и т.д.
Пайщики ПО могут вносить любое имущество в потребительское общество, самостоятельно его оценивать, а потом возвращать его стоимость этому пайщику в денежном выражении, при этом все налоги будут равны 0.
При оценке этого имущества не требуется привлекать оценочные компании. Обязательная оценка происходит только в отношении следующего имущества:
Итак, все «за» и «против» потребительской кооперации
Максим Заглядкин
Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
- Потребительский кооператив – один из лучших, на данный момент, способов законной оптимизации налогов, страховых взносов и защиты активов. При этом государственный контроль со стороны государства за деятельностью кооператива, согласно законодательству о кооперации, минимальный.
Но, как оно часто и бывает, всегда есть своя ложка дегтя в бочке с медом. К минусам потребительского кооператива можно отнести:
Как вы сами видите минусов тоже хватает и, поэтому, к выбору потребительского кооператива как к основной форме организации своей деятельности, необходимо подходить очень основательно, взвесив все «за» и «против». Если вы готовы рискнуть или, например, просто рассматриваете потребительское общество как один из нескольких своих видов деятельности, то в нынешних реалиях суровой российской действительности, вам стоит обратить особое внимание на эту форму.
Александр Михайленко
Председатель ПО «Держава»:
- Никто в сфере деятельности предприятий не застрахован от увода власти от учредителей-основателей организации. Однако, кооператив отличается от других юридических лиц не только тем, что это единственная форма некоммерческой организации, правомочная распределять прибыль между своими членами, но и тем, что собственность на имущество организации не частная и не государственная, а коллективная. Кстати, как показывает практика, не все государственные органы, например, Госкомстат при присвоении кодов ОКОПФ, знают эту особенность.
Налоговые органы при регистрации кооператива зачастую тоже требует указания в заявлении данных и удостоверения подписей в качестве учредителей всех первоначальных пайщиков, создающих кооператив, что незаконно. При регистрации кооператива закон обязывает представить заявление от руководителя с заверенной у нотариуса подписью, протокол собрания пайщиков, на котором создан кооператив и выбраны органы управления, устав кооператива, и квитанция об оплате. Могут еще запросить договор о предоставлении юридического адреса и копии правоустанавливающих документов на помещение.
Проблема с банками
Проблемы с контролирующими органами
Сия проблема возникает не только с банком, но и с контролирующими органами типа Роспотребнадзора. Потому что очень немногим доступно понимание, что кооперация вправе не лицензировать свою деятельность, когда действия, к примеру, по перевозке грузов или пассажиров осуществляется для собственных потребностей кооператива: между пайщиком «А» и пайщиком «Б», а кассовый аппарат вместе с Законом о правах потребителя и налогами с торговой площади здесь не нужны, если товары не выдаются никому, кроме пайщиков, хотя и за деньги.
Проблема «навязанной коммерциализации»
Главную проблему кооперации я вижу в навязанной коммерциализации всей деятельности в стране, в отношениях «купи-продай-заплати налоги, взносы, акцизы и спи спокойно». В непонимании чиновников, что само государство и разрешило кооперативам такую деятельность.Практика показывает, что и бухгалтеры за редким исключением, требуют переучивания на кооперативное мышление, а этому мало где учат.
Наибольшая эффективность кооперации достигается при объединении всех, от производителя до конечного потребителя и всех обслуживающих структур – жилищных, коммунальных, транспортных и т.д. в одну систему кооперации. Тогда все взаимоотношения между ними будут исключать взаиморасчеты из налогооблагаемой базы и оставлять денежные массы непосредственно в системе, а при современной системе электронных платежей исключить денежный оборот со всеми присущими ему «прелестями».
Проблема недобросовестных пайщиков
Коллективная собственность, как и подтвердила история, является собственностью всех пайщиков кооператива, а значит, пользование осуществляется на основе принятых советом положений и заключенных договоров пользования, а распоряжение ею – только на основании решения общего собрания кооператива. Проблема иногда возникает при недобросовестности лица, имеющего право подписи (как правило председателя совета или правления), распоряжающегося паевым фондом или имуществом кооператива без решения общего собрания. Банк, разрешая операцию по счету, не вникает в полномочия лица и списывает со счета денежные средства. Для предотвращения подобного криминала рекомендуется кооперативам как можно подробнее устанавливать полномочия всех органов управления кооперативом, в Уставе или принимаемых в соответствии с ним и Законом 3085-1 положениями, в том числе о фондах, имуществе и денежных средствах кооператива.
Относительно возможности смены власти и рейдерского захвата, по сравнению с другими формами организаций, кооперативы более защищены, поскольку принятие наиболее важных решений в них в компетенции только общего собрания и только пайщиков, к тому же круг которых ограничен, и каждый обладает одним голосом независимо от размера внесенного пая.
Кроме того, защищенность коллективного имущества паевого фонда от ареста, в целях обеспечительных мер, взыскания по долгам как кооператива, так и непосредственно пайщиков, обеспечена невозможностью исполнительных действий к паевому фонду в силу закона. Тут нужно отличать имущество кооператива, полученное по сделкам, находящегося на балансе (как и у любого юр.лица), которым кооператив отвечает по своим долгам, и паевому фонду, от имущества, переданного пайщиками для удовлетворения общих потребностей, оно как раз находится на забалансовом счете и потому свободно от взыскания. А это основные средства, здания, транспортные средства и прочее. У всех других организаций, кроме учреждений с оперативным управлением, любое имущество может быть арестовано за долги. И, если в других организациях ищут (и находят) лазейки в законах, «серые» схемы ухода от налогов, вывод в оффшорные зоны, то кооперативам это не требуется, т.к. кооперация – сама по себе своеобразная оффшорная зона.
Олег Сырочев
Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
Проблемы у организаторов кооперативов – это неверие, тотальное неверие в то, что можно жить честно и не платить мзду «паразитам» в лице ИФНС и Фондов. И страх… За четверть века очень хорошо вдолбили большой дубиной в голову предпринимателям постулат «надо платить налоги», видимо, вытеснив из голов мозг. Да, налоги платить надо и ни в коей мере Потребкооперация – не есть лазейка для «ухода» от налогов…
Потребкооперация – это бизнес с налоговой экономией. Во многом очень существенной экономией, но ни в коем разе мы не призываем к незаконному и к «черному» существованию. А наоборот: чем шире движение Потребкооперации, тем богаче пайщики, кооператив в целом, район, город, край, страна наконец… Потребкооперация – социальное дело, дело, реально помогающее людям. Дело, объединяющее людей. То, что один не может осилить, могут осилить сообща (кооперативно) пять, десять, двадцать… тысячи пайщиков! Это очевидно!
Пожалуй, пора ставить точку в этой статье, в которой, надеюсь, удалось развеять самые распространенные мифы. И завершить ее хочется вопросом: «Быть может, потребительская кооперация и есть светлое будущее российского бизнеса?»