Неизвестные потери что это
Контроль потерь в магазине
Книга расскажет, как выстроить процессы в магазине так, чтобы минимизировать формирование потерь. Опыт экспертов-практиков из розничной торговли. Лучшие методики крупнейших торговых сетей России, проверенные на практике.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контроль потерь в магазине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Виды потерь в магазине
Потери в магазине делятся на три категории.
1. Списание в магазине — товар ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности.
2. Недостача товара — причина отсутствия товара не выявлена (кражи).
3. Уценка (Markdown) — реализация ниже себестоимости.
Наибольший процент потерь в магазине приходится на списания — 71%. Недостача товара составляет около 11%, и уценка — 18%.
Разберем каждый вид потерь подробнее.
1.1. Структура списания в магазине
В розничных магазинах недопустима продажа товара с истекшим сроком годности и ненадлежащего качества. Соблюдение соответствующих норм отслеживается сотрудниками магазина, представителями компании и сторонними организациями (Роспотребнадзор). В случае выявления товара с истекшим сроком годности Роспотребнадзор взимает штраф с магазина. В результате все товары несоответствующего качества магазин должен списать или вернуть поставщику.
Списание товара является основной причиной потерь магазина. В каждом магазине существует своя норма списания товара. Чем больше оборот магазина, тем ниже процент списания. Аналогично, чем меньше оборот, тем больше процент списания. Норма списания товаров в магазине формата «у дома» — 2,3%. Для крупного, проходимого супермаркета (от 1500 кв. м) возможна норма списания до 1,2% от продаж.
Основной причиной списания в магазине является неправильная организация работы:
• принимают товар ненадлежащего качества
• неправильно организовано движение товара внутри магазина;
• товара заказывают больше, чем надо.
В результате этого истекает срок годности товара или товар портится. Для того чтобы сократить списание в магазине необходимо корректное формирование заказов и правильная организация работы.
1.2. Недостача товара в магазине
Недостача товара в магазине возникает по причине естественной убыли товара и из-за злоупотребления и небрежного отношения персонала к материальным ценностям компании (кражи, мошенничества).
Естественная убыль — это товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение товара (усушка, утечка, предпродажная подготовка). Например, обрезка хвостиков у сыра.
Но прежде всего недостача товара — это кражи. Наибольший процент краж — 75% — приходится на сотрудников торговой сети, и только 25% — на покупателей. Следовательно, для сокращения недостачи необходимо обеспечить контроль службой безопасности сотрудников магазина.
1.3. Уценка (Markdown) в магазине
Уценка товара — снижение цены на товар до уровня себестоимости и ниже. Цель уценки — вернуть вложенные в товар средства, хотя бы часть. Уценка используется, когда лучше продать и вернуть какую-то часть вложений, чем списать товар и потерять все вложенные средства. При уценке товар может продаваться даже ниже себестоимости.
Уценка может производиться только по товарам, соответствующим необходимому качеству и срокам годности. Товар несоответствующего качества должен быть списан, уценка по нему недопустима.
Обычно товар уценяют за 3–4 дня до окончания срока годности. Уценка проводится:
— на товары с подходящими сроками годности;
— товары с большим товарным запасом, если остатки товара превышают необходимый товарный запас, они не успеют реализоваться до окончания срока годности;
— единичные позиции товара, которые не продаются:
• консервы с дефектами,
• детское питание (снимают с продаж за 2 дня до окончания срока годности),
• с признаками «развакуумации»,
• банки без этикеток.
Очень важно контролировать правильность ведения уценки в программе. Уцененный товар должен иметь признак в системе, чтобы при формировании заказа товары, проданные по уценке, исключались из анализа продаж. Особенно уделяем внимание позициям, которые не продаются в регулярных продажах. Если по ним мы уценку провели некорректно, то продажа товара может привести к повторному заказу через автозаказ.
Для магазина уценка несет убыток, ведь он часто продает дешевле, чем купил. Безусловно, это неизбежная мера: возможность вернуть хоть какие-то деньги, потраченные на товар, чем списать убыток.
Мы рассмотрели, как потери распределяются по видам, теперь рассмотрим, в каких местах магазина они формируются.
Что Такое Неизвестные Потери в Магазине Пятерочка
🗣 Так как речь идет об известных потерях, нас интересует именно линия тренда по списаниям. В течении года показатель по списаниям стремительно идет вниз. Основные причины известных потерь — списания по сроку годности, списания по бою, порче, списания по предпродажной подготовке (см. рис.6).
☑ план мероприятий для снижения потерь в пятерочке
Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)
Потери неизбежны для любого магазина, а какими цифрами измеряется нормальное количество? Нормальный процент потерь не более 0.4 % — именно к этой цифре нужно стремиться. В конечном итоге потери могут стоить продуктовому магазину до 20 процентов годовой прибыли, а зачастую даже больше.
План мероприятий по снижению потерь в магазине пятерочка
Нормальный процент потерь не более 0.
Неправильное хранение продуктов
Ошибки в кассовой зоне
Неправильно проведенные инвентаризации
Руководители думают, что это слишком сложно;. Заказать обратный звонок
В прошлом году проводились исследования более чем в 10 европейских странах и там был выявлен средний процент потерь – 1.5. А в России ситуация гораздо хуже во многом из-за того, что вопросу предотвращения потерь попросту не уделяется должного внимания. А внимание не уделяют по ряду причин, основные причины это:
Как увеличить продажи в магазине; практические секреты директора
Брак — продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Это продукция, в том числе изготовленная с нарушением или отступлением от стандартов или технических условий. Полным браком считается совершенно негодная продукция. Частичным браком — продукция, которая хотя и не отвечает установленным техническим требованиям, но может быть использована (реализована).
Предотвращение потерь в розничной торговле
Брак продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
1.2. Почему «предотвращение»?
Методы нормирования разнообразны. Как правило, норма устанавливается как процентное отношение потерь к товарообороту (выручке). Часть компаний включает в числитель этой формулы только недостачу, часть — к недостаче прибавляет брак, часть — учитывает излишки, часть — нет. Наиболее оптимальным способом расчета нормы является следующая формула: 1.1. Цели торговой безопасности
1.4. Источники потерь
Недостача это фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей, зафиксированная в установленном порядке при их приемке или по результатам инвентаризации.
При более жестком подходе к качеству работы в скобки все же включают эти необъяснимые излишки, но в качестве вычитаемого, мотивируя не допускать ошибки, ведущие к таким искажениям.
§ неизвестные потери в магазине пятерочка это Предотвращение потерь — это рычаг, который обеспечит выполнение целевых показателей и планов по выполнению главной цели — прибыли. Анализируя результаты инвентаризаций в магазинах одной из крупных торговых сетей Уральского федерального округа мы наблюдаем динамику по потерям за 2021 год в разрезе регионов (рис.2):
🏫 Далее рассмотрим динамику товарообразующих групп в %, которая представлена в таблице 1.
«Неизвестные» потери: как повысить рентабельность розничной сети за счет безопасности
Как грамотно выстроенный контроль может помочь ритейлерам в сокращении потерь, рассказывает Владимир Неровный, президент Группы компаний «Император» являющейся лидером в предотвращении потерь и обеспечении безопасности в гипермаркетах страны.
Владимир, ваши аналитики провели специальное исследование, чтобы понять, в чем теряют и обретают сегодня розничные сети. Какие основные выводы вы сделали на анализе ритейл-отрасли 2011-2019 гг?
– Не самые радужные. Мы анализировали официальные данные розничных сетей по двум показателям – темпы роста и рентабельность по чистой прибыли. И оказалось, что с 2013-2014 гг рентабельность большинства известных розничных игроков неуклонно снижалась.
Если раньше нормой для ритейл-рынка считалась рентабельность по чистой прибыли в пределах 3,5-4%, то на сегодня этот показатель колеблется в диапазоне 1-1,5%. И это мы смотрим лишь по последним известным показателям 2019 года. А ведь ситуация, скорее всего, из-за пандемии только ухудшится и в ближайшие год-два во многих сетях может появиться устойчивый минус в графе «прибыль».
Понятно, что все мечтают этого избежать. У вас лично есть опыт работы в розничных сетях, у вашей компании – 25-летний стаж сотрудничества с ритейлерами. Что бы вы рекомендовали им для улучшения показателей?
СБ – важнейшая функция в компании, особенно в той ситуации, в которой находится отрасль. Последние три-четыре года ее постоянно подвергают сокращениям, урезают бюджеты. Не каждый СБ-руководитель сейчас рискнет выйти к генеральному директору с инициативами о пересмотре границ ответственности, инновациях и пилотных проектах. Как следствие – рост потерь по статьям «неизвестные» и «списания» и дальнейшее падение рентабельности.
А если немного поподробнее про причины этого?
– Рискну назвать несколько цифр. В Москве норма «неизвестных» потерь в гипермаркете не должна превышать 0,6%-0,7% от оборота. Норма «неизвестных» потерь для супермаркета или магазина у дома немного выше – 0,8%-1%. Если на каких-то объектах есть превышение, значит есть резервы для повышения прибыльности. Разумеется, в регионах сопоставимые значения, как правило ниже на 0,2%-0,3%.
Пример сомнительного бизнес-решения, влияющего на размер потерь. В некоторых сетях для директоров магазинов установлен KPI на списание – это «известные» потери, а за «неизвестные» отвечает СБ. Не превысил – получаешь премию. Одновременно с этим директор самостоятельно решает какие товары подлежат списанию, а какие попадают в статью «неизвестные» потери. Получаем эффект сообщающихся сосудов. Результат очевиден – списание всегда в норме, а «неизвестные» растут.
Это самое простое, но часто упускаемое из вида. Я бы сказал – «верхушка айсберга».
Что же делать бизнесу в такой ситуации?
– Когда бизнес вплотную приблизился к нулевой рентабельности необходимо задействовать абсолютно все резервы. А они есть в любой компании и в любом бизнес-процессе. Повышение экономической герметичности, или попросту борьба с потерями – один из таких резервов. Очень грубо я его оцениваю в 1%. Для некоторых он может оказаться спасительным.
Именно на этом сейчас должно быть сфокусировано внимание руководителей сетей и их СБ. Это огромная и очень кропотливая работа. Необходимо практически заново проанализировать все процессы товародвижения, найти либо неэффективные, либо плохо исполняющиеся. Поставить под контроль исполнительскую дисциплину выполнения рутинных процессов. Требовать от сотрудников и подрядчиков компании четкого соблюдения правил.
Что касается функции нашей компании в этих процессах – мы берем на себя роль поставщика информации для СБ о любых отклонениях в режиме реального времени. Это огромный поток данных, который на практике зависит от многих факторов и прежде всего от размера сети. Например, для сети из 1 000 магазинов у дома количество отклонений за год составляет примерно 3-5 млн. Каждое из этих миллионов отклонений означает нарушение какого-либо бизнес-процесса внутри магазина, которое влечет за собой потери.
СБ должна научиться анализировать этот поток и своевременно принимать решения. В течение года ситуация кардинально меняется в лучшую сторону, потери снижаются, прибыльность растет.
Получается, охранная группа Император занимается не только обеспечением безопасности в магазинах, но и помогает получать данные и снижать потери. Как именно это происходит?
– На самом деле, 70% (оценочно) потерь происходят внутри компании: ошибки сотрудников, неэффективные бизнес-процессы, воровство персонала, и лишь 30% приходится на внешнее воровство в магазинах. Как я уже сказал, многое зависит от нечетко выстроенных бизнес-процессов и исполнительской дисциплины сотрудников.
Директора СБ хорошо понимают эту проблему и очень хотят, чтобы она решилась. Для этого им нужна поддержка СЕО. И в дополнение к закрытию неэффективных магазинов для повышения рентабельности возможно выгоднее сначала навести порядок в исполнении бизнес-процессов.
В налаживании контроля, безусловно, может помочь подрядчик по безопасности, но для этого нужен целый набор инструментов, к которому традиционная физическая охрана принципиального отношения не имеет.
О каких же инструментах контроля идет речь?
– Если говорить о наших разработках в этом вопросе, то на ближайшие два года мы ставим перед собой задачу внедрения комплексного подхода, который позволит заказчикам сократить объектовые потери на 1%.
Автоматически это увеличит их прибыльность и даст дополнительные 1-2 года на завершение других стратегически важных проектов внутри сетей. Даст время пережить кризис.
Комплексный подход включает одновременное использование сразу нескольких сервисов в различных комбинациях:
И что важно – мы понимаем для себя, а также убеждаем ритейлеров в том, что необходимо внедрение фокусного контроля. Нужно направлять основные усилия туда, где есть проблемы, а не тратить ресурсы на работающие процессы или объекты.
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.
Предотвращение потерь в торговле. Кассовая линия
Российский розничный рынок в большинстве сегментов не только постоянно увеличивает свои обороты, но и становится всё более «зрелым» и высококонкурентным. Это приводит к тому, что наряду с постоянным ростом объема продаж и торговых площадей многие ритейлеры озаботились проблемой сокращения потерь.
По фигурирующим в прессе данным, по информации от наших заказчиков, а также основываясь на собственных наблюдениях, можно сказать, что общий размер потерь торговых предприятий варьируется от 0,2 до 5% от оборота. Значительно чаще, конечно, эта цифра всё же остается в пределах 2%, но для сетевого ритейлера и такой процент выливается в весьма существенные суммы.
Все потери в процессе функционирования розничного предприятия делятся на естественные (пресловутая «усушка, утруска» и многое другое) и злоумышленные. Подробнее второй раздел можно условно разделить на следующие подразделы:
Прочие типы злоумышленных потерь (например, «поедание продуктов грузчиками на складе») составляют столь ничтожную цифру, что борьба с ними обусловлена скорее заметностью результата и наглядностью применяемых мер, чем осознанной необходимостью.
Значение «воровства в торговом зале» зачастую преувеличивают. Конечно, с «магазинными ворами», как и с «нечистыми на руку менеджерами» тоже необходимо бороться, но по имеющейся статистике, до 70% потерь предприятие несет в связи с действиями собственных сотрудников, и более половины этой утечки (от 30 до 50% общих потерь ритейлера) происходит на кассах. В некоторых гипермаркетах только выявленные документированные потери на кассах превышают 0,5 млн. руб. в месяц на 1 точку, а сколько ещё не выявленных… Именно о том, как перекрыть этот канал, как сделать кассовую линию неподходящей для мошенничества зоной магазина, мы и поговорим в этой статье.
Кассир – профессия, связанная с движением наличных денег, и, как во всех подобных случаях, в среде кассиров находится немало изобретательных, но нечистых на руку людей. За 10 лет работы по предотвращению потерь в ритейле мы выделили более 80 способов мошенничества на кассе, от простейших до весьма сложных. Часть хищений совершается кассиром самостоятельно, другие варианты требуют участия «подельника», играющего роль «покупателя».
Как же бороться с воровством на кассах?
За многие годы торговые предприятия выработали немало методов такой борьбы. Далеко не все способы эффективны, и очень малая часть может быть действенной вне зависимости от местных условий и специфики магазина.
Начнем с самого простого: многие предприятия пытаются ограничиться дисциплинарно-административными мерами. К примеру, разделять всю недостачу на коллектив магазина и списывать пропорционально из окладов и премий сотрудников, или другой вариант – тщательно проверять каждого кандидата на должность кассира, убеждаясь как в отсутствии у него склонности к обману работодателя, так и в его непричастности к подобным действиям в прошлом. Эти методы относятся многими к «проверенным, ещё с советских времен», однако, их поборники забывают, что даже в прошлом дисциплинарные взыскания далеко не всегда были эффективны, а в изменившихся реалиях они могут сработать только в самой далекой глубинке, где один магазин на три разбросанные по тайге деревни, и другой работы для кассира нет. К сожалению, текучка кадров хорошо знакома любому ритейлеру, а попытка решить вопрос штрафами и взысканиями приведет к существенному увеличению этой текучки, да и оштрафованный «заодно со всеми» непричастный к воровству сотрудник зачастую задумывается «если уж всё равно безвинно страдаю, то буду тогда тоже тащить понемногу, чтобы компенсировать свои потери в заработной плате». Действительно эффективная проверка персонала возможна лишь при его небольшом количестве и малой текучке, т.е. этот метод явно не подходит для крупных сетевиков, да и в небольших магазинах редко дает результаты. Итогом применяемых без технической поддержки дисциплинарно-административных мер обычно является не снижение, а заметное увеличение потерь и затрат.
Достаточно распространены также попытки контролировать работников кассовой линии с помощью систем видеонаблюдения. В этом варианте видеокамеры устанавливаются так, чтобы максимально подробно видеть кассовую ленту и всё, что на ней находятся. Разрешение таких камер пытаются подобрать повыше, чтобы можно было уверенно различить номиналы передаваемых купюр, что, естественно, отражается и на размере архива. Внедрение подобной системы зачастую обходится недёшево, но её эффективность без получения данных о пробитом в кассовом чеке товаре чрезвычайно мала.
Для примера, возьмем всё тот же случай с передачей дорогого товара подельнику под видом дешёвого, с наклеенной на браслет часов этикеткой – даже если охранник будет в упор смотреть на кассовую ленту, он не заметит ничего подозрительного: товар поднесли к сканеру, сканер «пикнул», товар отдали покупателю. А с видеокамерой ещё проще – ещё ни одна видеокамера не превзошла и даже не приблизилась по возможностям к человеческому глазу. Где не поможет охранник – не поможет и система видеонаблюдения сама по себе.
Некоторые ритейлеры продвинулись существенно дальше – они сравнивают товар на кассовой ленте (изображение, полученное системой видеонаблюдения) с товаром, пробитым в кассовом чеке. Обычно, такие операции проводятся с архивным видео. А дальше – в зависимости от возможностей и фантазии специалистов по предотвращению потерь. Некоторые работают в торговой системе, по своим собственным критериям ищут потенциально подозрительные чеки, распечатывают их, и потом возвращаются в мониторную видеонаблюдения, чтобы по времени пробития чека найти соответствующее изображение товара и сверить его соответствие. Другие пошли дальше – устанавливают рядом клиент торговой системы и клиент видеонаблюдения с отдельными мониторами, что несколько ускоряет процесс сравнения данных из двух независимых источников.
Однако, все описанные меры неудобны, очень ресурсоемки и, в результате, неэффективны. Если системой сложно (долго/трудно/непонятно как) пользоваться, то ей пользоваться либо вообще не будут, либо будут включать «для галочки», и к реальному сокращению потерь внедрение таких методов никакого отношения иметь не будет.
Ситуация в корне изменилась с появлением систем контроля кассовых операций (СККО), интегрированных с торговой системой и системой видеонаблюдения. Такие системы синхронизируют и совмещают в одном рабочем интерфейсе видеоизображение пробиваемого товара (а также – действий кассира и покупателя) и информацию с кассового чека, и позволяют анализировать данные, создавать необходимые оператору отчеты. Эти возможности превращают видеоконтроль кассовой линии в эффективно работающий инструмент предотвращения потерь.
Однако, на рынке уже существует некоторое количество различных СККО, и задачам, которые перед ними ставят современные реалии, они отвечают в разной степени.
Большинство СККО создано на основе систем видеонаблюдения или (редко) торговых систем, и являются своего рода «надстройками» или «придатками» к материнским комплексам, что ведет к существенным ограничениям их возможностей. Разрабатывались такие системы зачастую далёкими от конечного потребителя и его нужд программистами, исходившими из собственных представлений о работе службы контроля кассовых операций. Подобная ситуация привела к тому, что некоторые ритейлеры всё ещё воспринимают системы видеоконтроля кассовых операций как красивую, но бесполезную «игрушку», не находя возможностей эффективно пользоваться недостаточно простым в освоении и удобным в эксплуатации инструментом снижения потерь.
Так какой же должна быть система видеоконтроля кассовых операций с точки зрения потребителя?
За долгие годы развития и внедрения СККО на российском рынке мы собрали сотни пожеланий и требований различных структур ритейлеров, отвечающих за снижение потерь, и если их систематизировать, то можно выделить несколько основных направлений:
Только удобная и простая в использовании СККО станет эффективным инструментом на большинстве торговых предприятий, и значение этого параметра переоценить невозможно.
Мы перечислили лишь самые часто встречающиеся и, по нашему мнению, основные задачи, которые современный опыт эксплуатации ставит перед системами видеоконтроля кассовых операций, список может и будет дополняться в каждом конкретном случае, и нет предела совершенствованию СККО.
Однако, не может не радовать, что достаточно гибкий и удобный инструмент уже есть на рынке, и внедрение такой системы позволяет ритейлерам весьма существенно снизить потери (экономия выражается в процентах от оборота) и практически перекрыть пути воровства в кассовой зоне.