Неизвестные потери что это

Контроль потерь в магазине

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Книга расскажет, как выстроить процессы в магазине так, чтобы минимизировать формирование потерь. Опыт экспертов-практиков из розничной торговли. Лучшие методики крупнейших торговых сетей России, проверенные на практике.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контроль потерь в магазине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Виды потерь в магазине

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Потери в магазине делятся на три категории.

1. Списание в магазине — товар ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности.

2. Недостача товара — причина отсутствия товара не выявлена (кражи).

3. Уценка (Markdown) — реализация ниже себестоимости.

Наибольший процент потерь в магазине приходится на списания — 71%. Недостача товара составляет около 11%, и уценка — 18%.

Разберем каждый вид потерь подробнее.

1.1. Структура списания в магазине

В розничных магазинах недопустима продажа товара с истекшим сроком годности и ненадлежащего качества. Соблюдение соответствующих норм отслеживается сотрудниками магазина, представителями компании и сторонними организациями (Роспотребнадзор). В случае выявления товара с истекшим сроком годности Роспотребнадзор взимает штраф с магазина. В результате все товары несоответствующего качества магазин должен списать или вернуть поставщику.

Списание товара является основной причиной потерь магазина. В каждом магазине существует своя норма списания товара. Чем больше оборот магазина, тем ниже процент списания. Аналогично, чем меньше оборот, тем больше процент списания. Норма списания товаров в магазине формата «у дома» — 2,3%. Для крупного, проходимого супермаркета (от 1500 кв. м) возможна норма списания до 1,2% от продаж.

Основной причиной списания в магазине является неправильная организация работы:

• принимают товар ненадлежащего качества

• неправильно организовано движение товара внутри магазина;

• товара заказывают больше, чем надо.

В результате этого истекает срок годности товара или товар портится. Для того чтобы сократить списание в магазине необходимо корректное формирование заказов и правильная организация работы.

1.2. Недостача товара в магазине

Недостача товара в магазине возникает по причине естественной убыли товара и из-за злоупотребления и небрежного отношения персонала к материальным ценностям компании (кражи, мошенничества).

Естественная убыль — это товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение товара (усушка, утечка, предпродажная подготовка). Например, обрезка хвостиков у сыра.

Но прежде всего недостача товара — это кражи. Наибольший процент краж — 75% — приходится на сотрудников торговой сети, и только 25% — на покупателей. Следовательно, для сокращения недостачи необходимо обеспечить контроль службой безопасности сотрудников магазина.

1.3. Уценка (Markdown) в магазине

Уценка товара — снижение цены на товар до уровня себестоимости и ниже. Цель уценки — вернуть вложенные в товар средства, хотя бы часть. Уценка используется, когда лучше продать и вернуть какую-то часть вложений, чем списать товар и потерять все вложенные средства. При уценке товар может продаваться даже ниже себестоимости.

Уценка может производиться только по товарам, соответствующим необходимому качеству и срокам годности. Товар несоответствующего качества должен быть списан, уценка по нему недопустима.

Обычно товар уценяют за 3–4 дня до окончания срока годности. Уценка проводится:

— на товары с подходящими сроками годности;

— товары с большим товарным запасом, если остатки товара превышают необходимый товарный запас, они не успеют реализоваться до окончания срока годности;

— единичные позиции товара, которые не продаются:

• консервы с дефектами,

• детское питание (снимают с продаж за 2 дня до окончания срока годности),

• с признаками «развакуумации»,

• банки без этикеток.

Очень важно контролировать правильность ведения уценки в программе. Уцененный товар должен иметь признак в системе, чтобы при формировании заказа товары, проданные по уценке, исключались из анализа продаж. Особенно уделяем внимание позициям, которые не продаются в регулярных продажах. Если по ним мы уценку провели некорректно, то продажа товара может привести к повторному заказу через автозаказ.

Для магазина уценка несет убыток, ведь он часто продает дешевле, чем купил. Безусловно, это неизбежная мера: возможность вернуть хоть какие-то деньги, потраченные на товар, чем списать убыток.

Мы рассмотрели, как потери распределяются по видам, теперь рассмотрим, в каких местах магазина они формируются.

Источник

Что Такое Неизвестные Потери в Магазине Пятерочка

🗣 Так как речь идет об известных потерях, нас интересует именно линия тренда по списаниям. В течении года показатель по списаниям стремительно идет вниз. Основные причины известных потерь — списания по сроку годности, списания по бою, порче, списания по предпродажной подготовке (см. рис.6).
☑ план мероприятий для снижения потерь в пятерочке

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Потери неизбежны для любого магазина, а какими цифрами измеряется нормальное количество? Нормальный процент потерь не более 0.4 % — именно к этой цифре нужно стремиться. В конечном итоге потери могут стоить продуктовому магазину до 20 процентов годовой прибыли, а зачастую даже больше.

План мероприятий по снижению потерь в магазине пятерочка

Нормальный процент потерь не более 0.

Неправильное хранение продуктов

Ошибки в кассовой зоне

Неправильно проведенные инвентаризации

Руководители думают, что это слишком сложно;. Заказать обратный звонок

В прошлом году проводились исследования более чем в 10 европейских странах и там был выявлен средний процент потерь – 1.5. А в России ситуация гораздо хуже во многом из-за того, что вопросу предотвращения потерь попросту не уделяется должного внимания. А внимание не уделяют по ряду причин, основные причины это:

Как увеличить продажи в магазине; практические секреты директора

Брак — продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Это продукция, в том числе изготовленная с нарушением или отступлением от стандартов или технических условий. Полным браком считается совершенно негодная продукция. Частичным браком — продукция, которая хотя и не отвечает установленным техническим требованиям, но может быть использована (реализована).

Предотвращение потерь в розничной торговле

Брак продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

1.2. Почему «предотвращение»?

Методы нормирования разнообразны. Как правило, норма устанавливается как процентное отношение потерь к товарообороту (выручке). Часть компаний включает в числитель этой формулы только недостачу, часть — к недостаче прибавляет брак, часть — учитывает излишки, часть — нет. Наиболее оптимальным способом расчета нормы является следующая формула: 1.1. Цели торговой безопасности

1.4. Источники потерь

Недостача это фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей, зафиксированная в установленном порядке при их приемке или по результатам инвентаризации.

При более жестком подходе к качеству работы в скобки все же включают эти необъяснимые излишки, но в качестве вычитаемого, мотивируя не допускать ошибки, ведущие к таким искажениям.

§ неизвестные потери в магазине пятерочка это Предотвращение потерь — это рычаг, который обеспечит выполнение целевых показателей и планов по выполнению главной цели — прибыли. Анализируя результаты инвентаризаций в магазинах одной из крупных торговых сетей Уральского федерального округа мы наблюдаем динамику по потерям за 2021 год в разрезе регионов (рис.2):
🏫 Далее рассмотрим динамику товарообразующих групп в %, которая представлена в таблице 1.

Источник

«Неизвестные» потери: как повысить рентабельность розничной сети за счет безопасности

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Как грамотно выстроенный контроль может помочь ритейлерам в сокращении потерь, рассказывает Владимир Неровный, президент Группы компаний «Император» являющейся лидером в предотвращении потерь и обеспечении безопасности в гипермаркетах страны.

Владимир, ваши аналитики провели специальное исследование, чтобы понять, в чем теряют и обретают сегодня розничные сети. Какие основные выводы вы сделали на анализе ритейл-отрасли 2011-2019 гг?

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

– Не самые радужные. Мы анализировали официальные данные розничных сетей по двум показателям – темпы роста и рентабельность по чистой прибыли. И оказалось, что с 2013-2014 гг рентабельность большинства известных розничных игроков неуклонно снижалась.

Если раньше нормой для ритейл-рынка считалась рентабельность по чистой прибыли в пределах 3,5-4%, то на сегодня этот показатель колеблется в диапазоне 1-1,5%. И это мы смотрим лишь по последним известным показателям 2019 года. А ведь ситуация, скорее всего, из-за пандемии только ухудшится и в ближайшие год-два во многих сетях может появиться устойчивый минус в графе «прибыль».

Понятно, что все мечтают этого избежать. У вас лично есть опыт работы в розничных сетях, у вашей компании – 25-летний стаж сотрудничества с ритейлерами. Что бы вы рекомендовали им для улучшения показателей?

СБ – важнейшая функция в компании, особенно в той ситуации, в которой находится отрасль. Последние три-четыре года ее постоянно подвергают сокращениям, урезают бюджеты. Не каждый СБ-руководитель сейчас рискнет выйти к генеральному директору с инициативами о пересмотре границ ответственности, инновациях и пилотных проектах. Как следствие – рост потерь по статьям «неизвестные» и «списания» и дальнейшее падение рентабельности.

А если немного поподробнее про причины этого?

– Рискну назвать несколько цифр. В Москве норма «неизвестных» потерь в гипермаркете не должна превышать 0,6%-0,7% от оборота. Норма «неизвестных» потерь для супермаркета или магазина у дома немного выше – 0,8%-1%. Если на каких-то объектах есть превышение, значит есть резервы для повышения прибыльности. Разумеется, в регионах сопоставимые значения, как правило ниже на 0,2%-0,3%.

Пример сомнительного бизнес-решения, влияющего на размер потерь. В некоторых сетях для директоров магазинов установлен KPI на списание – это «известные» потери, а за «неизвестные» отвечает СБ. Не превысил – получаешь премию. Одновременно с этим директор самостоятельно решает какие товары подлежат списанию, а какие попадают в статью «неизвестные» потери. Получаем эффект сообщающихся сосудов. Результат очевиден – списание всегда в норме, а «неизвестные» растут.

Это самое простое, но часто упускаемое из вида. Я бы сказал – «верхушка айсберга».

Что же делать бизнесу в такой ситуации?

– Когда бизнес вплотную приблизился к нулевой рентабельности необходимо задействовать абсолютно все резервы. А они есть в любой компании и в любом бизнес-процессе. Повышение экономической герметичности, или попросту борьба с потерями – один из таких резервов. Очень грубо я его оцениваю в 1%. Для некоторых он может оказаться спасительным.

Именно на этом сейчас должно быть сфокусировано внимание руководителей сетей и их СБ. Это огромная и очень кропотливая работа. Необходимо практически заново проанализировать все процессы товародвижения, найти либо неэффективные, либо плохо исполняющиеся. Поставить под контроль исполнительскую дисциплину выполнения рутинных процессов. Требовать от сотрудников и подрядчиков компании четкого соблюдения правил.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Что касается функции нашей компании в этих процессах – мы берем на себя роль поставщика информации для СБ о любых отклонениях в режиме реального времени. Это огромный поток данных, который на практике зависит от многих факторов и прежде всего от размера сети. Например, для сети из 1 000 магазинов у дома количество отклонений за год составляет примерно 3-5 млн. Каждое из этих миллионов отклонений означает нарушение какого-либо бизнес-процесса внутри магазина, которое влечет за собой потери.

СБ должна научиться анализировать этот поток и своевременно принимать решения. В течение года ситуация кардинально меняется в лучшую сторону, потери снижаются, прибыльность растет.

Получается, охранная группа Император занимается не только обеспечением безопасности в магазинах, но и помогает получать данные и снижать потери. Как именно это происходит?

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

– На самом деле, 70% (оценочно) потерь происходят внутри компании: ошибки сотрудников, неэффективные бизнес-процессы, воровство персонала, и лишь 30% приходится на внешнее воровство в магазинах. Как я уже сказал, многое зависит от нечетко выстроенных бизнес-процессов и исполнительской дисциплины сотрудников.

Директора СБ хорошо понимают эту проблему и очень хотят, чтобы она решилась. Для этого им нужна поддержка СЕО. И в дополнение к закрытию неэффективных магазинов для повышения рентабельности возможно выгоднее сначала навести порядок в исполнении бизнес-процессов.

В налаживании контроля, безусловно, может помочь подрядчик по безопасности, но для этого нужен целый набор инструментов, к которому традиционная физическая охрана принципиального отношения не имеет.

О каких же инструментах контроля идет речь?

– Если говорить о наших разработках в этом вопросе, то на ближайшие два года мы ставим перед собой задачу внедрения комплексного подхода, который позволит заказчикам сократить объектовые потери на 1%.

Автоматически это увеличит их прибыльность и даст дополнительные 1-2 года на завершение других стратегически важных проектов внутри сетей. Даст время пережить кризис.

Комплексный подход включает одновременное использование сразу нескольких сервисов в различных комбинациях:

И что важно – мы понимаем для себя, а также убеждаем ритейлеров в том, что необходимо внедрение фокусного контроля. Нужно направлять основные усилия туда, где есть проблемы, а не тратить ресурсы на работающие процессы или объекты.

Источник

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Суть и понятие

Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.

Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.

Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.

Какие бывают виды товарных потерь в магазине

В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.

Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.

Количественные

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.

Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.

Качественные

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.

Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

ПО от «Клеверенс» это:

Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.

Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.

Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.

ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.

Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.

Источник

Предотвращение потерь в торговле. Кассовая линия

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Российский розничный рынок в большинстве сегментов не только постоянно увеличивает свои обороты, но и становится всё более «зрелым» и высококонкурентным. Это приводит к тому, что наряду с постоянным ростом объема продаж и торговых площадей многие ритейлеры озаботились проблемой сокращения потерь.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

По фигурирующим в прессе данным, по информации от наших заказчиков, а также основываясь на собственных наблюдениях, можно сказать, что общий размер потерь торговых предприятий варьируется от 0,2 до 5% от оборота. Значительно чаще, конечно, эта цифра всё же остается в пределах 2%, но для сетевого ритейлера и такой процент выливается в весьма существенные суммы.

Все потери в процессе функционирования розничного предприятия делятся на естественные (пресловутая «усушка, утруска» и многое другое) и злоумышленные. Подробнее второй раздел можно условно разделить на следующие подразделы:

Прочие типы злоумышленных потерь (например, «поедание продуктов грузчиками на складе») составляют столь ничтожную цифру, что борьба с ними обусловлена скорее заметностью результата и наглядностью применяемых мер, чем осознанной необходимостью.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Значение «воровства в торговом зале» зачастую преувеличивают. Конечно, с «магазинными ворами», как и с «нечистыми на руку менеджерами» тоже необходимо бороться, но по имеющейся статистике, до 70% потерь предприятие несет в связи с действиями собственных сотрудников, и более половины этой утечки (от 30 до 50% общих потерь ритейлера) происходит на кассах. В некоторых гипермаркетах только выявленные документированные потери на кассах превышают 0,5 млн. руб. в месяц на 1 точку, а сколько ещё не выявленных… Именно о том, как перекрыть этот канал, как сделать кассовую линию неподходящей для мошенничества зоной магазина, мы и поговорим в этой статье.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Кассир – профессия, связанная с движением наличных денег, и, как во всех подобных случаях, в среде кассиров находится немало изобретательных, но нечистых на руку людей. За 10 лет работы по предотвращению потерь в ритейле мы выделили более 80 способов мошенничества на кассе, от простейших до весьма сложных. Часть хищений совершается кассиром самостоятельно, другие варианты требуют участия «подельника», играющего роль «покупателя».

Как же бороться с воровством на кассах?

За многие годы торговые предприятия выработали немало методов такой борьбы. Далеко не все способы эффективны, и очень малая часть может быть действенной вне зависимости от местных условий и специфики магазина.

Начнем с самого простого: многие предприятия пытаются ограничиться дисциплинарно-административными мерами. К примеру, разделять всю недостачу на коллектив магазина и списывать пропорционально из окладов и премий сотрудников, или другой вариант – тщательно проверять каждого кандидата на должность кассира, убеждаясь как в отсутствии у него склонности к обману работодателя, так и в его непричастности к подобным действиям в прошлом. Эти методы относятся многими к «проверенным, ещё с советских времен», однако, их поборники забывают, что даже в прошлом дисциплинарные взыскания далеко не всегда были эффективны, а в изменившихся реалиях они могут сработать только в самой далекой глубинке, где один магазин на три разбросанные по тайге деревни, и другой работы для кассира нет. К сожалению, текучка кадров хорошо знакома любому ритейлеру, а попытка решить вопрос штрафами и взысканиями приведет к существенному увеличению этой текучки, да и оштрафованный «заодно со всеми» непричастный к воровству сотрудник зачастую задумывается «если уж всё равно безвинно страдаю, то буду тогда тоже тащить понемногу, чтобы компенсировать свои потери в заработной плате». Действительно эффективная проверка персонала возможна лишь при его небольшом количестве и малой текучке, т.е. этот метод явно не подходит для крупных сетевиков, да и в небольших магазинах редко дает результаты. Итогом применяемых без технической поддержки дисциплинарно-административных мер обычно является не снижение, а заметное увеличение потерь и затрат.

Достаточно распространены также попытки контролировать работников кассовой линии с помощью систем видеонаблюдения. В этом варианте видеокамеры устанавливаются так, чтобы максимально подробно видеть кассовую ленту и всё, что на ней находятся. Разрешение таких камер пытаются подобрать повыше, чтобы можно было уверенно различить номиналы передаваемых купюр, что, естественно, отражается и на размере архива. Внедрение подобной системы зачастую обходится недёшево, но её эффективность без получения данных о пробитом в кассовом чеке товаре чрезвычайно мала.

Для примера, возьмем всё тот же случай с передачей дорогого товара подельнику под видом дешёвого, с наклеенной на браслет часов этикеткой – даже если охранник будет в упор смотреть на кассовую ленту, он не заметит ничего подозрительного: товар поднесли к сканеру, сканер «пикнул», товар отдали покупателю. А с видеокамерой ещё проще – ещё ни одна видеокамера не превзошла и даже не приблизилась по возможностям к человеческому глазу. Где не поможет охранник – не поможет и система видеонаблюдения сама по себе.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Некоторые ритейлеры продвинулись существенно дальше – они сравнивают товар на кассовой ленте (изображение, полученное системой видеонаблюдения) с товаром, пробитым в кассовом чеке. Обычно, такие операции проводятся с архивным видео. А дальше – в зависимости от возможностей и фантазии специалистов по предотвращению потерь. Некоторые работают в торговой системе, по своим собственным критериям ищут потенциально подозрительные чеки, распечатывают их, и потом возвращаются в мониторную видеонаблюдения, чтобы по времени пробития чека найти соответствующее изображение товара и сверить его соответствие. Другие пошли дальше – устанавливают рядом клиент торговой системы и клиент видеонаблюдения с отдельными мониторами, что несколько ускоряет процесс сравнения данных из двух независимых источников.

Однако, все описанные меры неудобны, очень ресурсоемки и, в результате, неэффективны. Если системой сложно (долго/трудно/непонятно как) пользоваться, то ей пользоваться либо вообще не будут, либо будут включать «для галочки», и к реальному сокращению потерь внедрение таких методов никакого отношения иметь не будет.

Ситуация в корне изменилась с появлением систем контроля кассовых операций (СККО), интегрированных с торговой системой и системой видеонаблюдения. Такие системы синхронизируют и совмещают в одном рабочем интерфейсе видеоизображение пробиваемого товара (а также – действий кассира и покупателя) и информацию с кассового чека, и позволяют анализировать данные, создавать необходимые оператору отчеты. Эти возможности превращают видеоконтроль кассовой линии в эффективно работающий инструмент предотвращения потерь.

Однако, на рынке уже существует некоторое количество различных СККО, и задачам, которые перед ними ставят современные реалии, они отвечают в разной степени.

Большинство СККО создано на основе систем видеонаблюдения или (редко) торговых систем, и являются своего рода «надстройками» или «придатками» к материнским комплексам, что ведет к существенным ограничениям их возможностей. Разрабатывались такие системы зачастую далёкими от конечного потребителя и его нужд программистами, исходившими из собственных представлений о работе службы контроля кассовых операций. Подобная ситуация привела к тому, что некоторые ритейлеры всё ещё воспринимают системы видеоконтроля кассовых операций как красивую, но бесполезную «игрушку», не находя возможностей эффективно пользоваться недостаточно простым в освоении и удобным в эксплуатации инструментом снижения потерь.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Так какой же должна быть система видеоконтроля кассовых операций с точки зрения потребителя?

За долгие годы развития и внедрения СККО на российском рынке мы собрали сотни пожеланий и требований различных структур ритейлеров, отвечающих за снижение потерь, и если их систематизировать, то можно выделить несколько основных направлений:

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Только удобная и простая в использовании СККО станет эффективным инструментом на большинстве торговых предприятий, и значение этого параметра переоценить невозможно.

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Неизвестные потери что это. Смотреть фото Неизвестные потери что это. Смотреть картинку Неизвестные потери что это. Картинка про Неизвестные потери что это. Фото Неизвестные потери что это

Мы перечислили лишь самые часто встречающиеся и, по нашему мнению, основные задачи, которые современный опыт эксплуатации ставит перед системами видеоконтроля кассовых операций, список может и будет дополняться в каждом конкретном случае, и нет предела совершенствованию СККО.

Однако, не может не радовать, что достаточно гибкий и удобный инструмент уже есть на рынке, и внедрение такой системы позволяет ритейлерам весьма существенно снизить потери (экономия выражается в процентах от оборота) и практически перекрыть пути воровства в кассовой зоне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *