Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулирование, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.

Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

Период новорожденности

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном положении), в которых данные рефлексы исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Рефлексы в положении на спине

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

В норме угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого пар черепных нервов.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраняется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.

Рефлексы в вертикальном положении

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс сохраняется до 1,5–2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Рефлексы в положении ребенка на животе

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удерживать голову. У детей с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс сохраняется до 3-4-х месяцев. Его снижение отмечают у детей, родившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

Оценка нервно-психического развития ребенка в каждый месяц его жизни

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в 6 месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

Но мы считаем, что в отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу

10 дней жизни малыша

18-20 дней жизни

1 месяц жизни

2 месяца

3 месяца

4 месяца

5 месяцев

6 месяцев

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

10 месяцев

11 месяцев

12 месяцев

для получения «Электронного сертификата будущих (или настоящих) родителей»

Источник

Нейромоторная зрелость и сохранение примитивных рефлексов

Во второй половине 20 века за рубежом (США, Великобритания, Северная Ирландия) было проведено несколько исследований, показывающих, что:

Дети с трудностями обучения к моменту поступления в школу не достигали соответствующего уровня нейромоторной зрелости. Нейромоторная незрелость представляет собой фиксацию на не соответствующих возрасту паттернах двигательного контроля.

Институт нейрофизиологической психологии (ИНФП), основанный в 1975 году Питером Блайтом, разработал диагностические тесты, которые оценивают уровень нейромоторной зрелости по наличию/отсутствию в активной форме трех примитивных рефлексов у детей с 4 лет. В норме данные рефлексы должны угаснуть к 6-8 месяцу после рождения. Примитивные рефлексы – это маркеры уровня развития нервной системы.

Для оценки при тестировании были выбраны три рефлекса:

Эти рефлексы отвечают за положение тела в пространстве и являются «точкой отсчета» вестибулярной и проприоцептивной систем:

Любое движение тела выполняется тогда, когда мозг «понимает», где соответствующая часть находится. При атипичных примитивных рефлексах (в ситуации, когда они не редуцируются вовремя) могут нарушаться:

Часто такие дети не имеют грубой неврологической патологии, симптоматика может быть нечеткой, смазанной, показатели интеллекта могут быть в рамках нормы. При этом школьная адаптация затруднена, что приводит к вторичным проблемам: тревожности, отсутствии мотивации к обучению.

При ДЦП и других неврологических патологиях сохраняется активность примитивных рефлексов. Однако на протяжении долгого времени было принято считать, что примитивные рефлексы не могут сохраняться у «условно здоровых» детей, поэтому такие тесты не использовались при обследовании детей с легкой задержкой развития и трудностями обучения.

Исследования в этой сфере начались в 1970-х годах.

Сейчас диагностические тесты ИНФП (в данном подходе есть несколько школ, и методы диагностики и коррекции могут различаться) включают оценку активности трех примитивных рефлексов:

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте. Также вы можете писать нам в мессенджеры:

Источник

Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Смотреть картинку Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Картинка про Неинтегрированные рефлексы у детей что это. Фото Неинтегрированные рефлексы у детей что это

Аннотация: Формирование речи при ДЦП определяется в первую очередь основными симптомами и синдромами данного заболевания.

Статья:

Формирование речи при ДЦП определяется в первую очередь основными симптомами и синдромами данного заболевания. Известно, что «ядерным» синдромом данного заболевания является патология рефлекторного развития. У такого ребенка неправильно развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на развитие моторики.

Большинство безусловных рефлексов при нормальном развитии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть произвольными движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, препятствуют образованию нормальных моторных схем. Нередуцированные рефлексы в искаженном виде становятся добавочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают нерациональный и неестественный характер. Автоматизированные неправильные моторные схемы не только затрудняют деятельность ребенка, но и отрицательно влияют на все психофизическое развитие.
Для понимания того, как ребенок с ДЦП овладевает произношением, наибольшее значение имеет анализ развития оральных рефлексов и оральной моторики на первом году жизни ребенка.
Оральные рефлексы относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма.
Оральные рефлексы можно разграничить на:
• рефлексы, обеспечивающие акт сосания;
• поперечный рефлекс, способствующий жеванию;
• выталкивающие, или оборонительные, рефлексы;
• рефлексы взаимосвязи оральной области и руки.

К рефлексам, обеспечивающим акт сосания, относятся поисковый, хоботковый, кусательный, сосательно-глотательный.
Поисковый рефлекс Куссмауля (рефлекс стороны света) выражается в том, что при прикосновении к щеке или губам младенца он поворачивает голову в сторону раздражителя. Хоботковый — проявляется в вытягивании губ в сторону раздражителя. Кусательный — выражается в схватывании челюстями предмета при прикосновении его к деснам. Сосательно-глотательный — является основным в этой системе рефлексов.

Известно, что движения сосания наблюдаются уже на 15-й неделе внутриутробного развития, но эффективное сосание появляется не раньше 32-й недели, а на 34—36-й неделе имеет место уже ритмичное сосание и глотание. Ритмичным сосательным движениям губ соответствуют такие же ритмичные движения языка. При этом кончик языка опущен, прижат к соску и принимает участие во всасывающих движениях губ, а средняя часть спинки языка поднята. Это необходимо для того, чтобы жидкость сначала попадала на язык, а затем уже перемещалась в глоточную область, не вызывая захлебывания. Устойчивое ритмичное сосание предполагает сочетание двух сосательных движений с двумя глотательными и одним-двумя дыхательными движениями.
Рефлексы, обеспечивающие акт сосания, необходимы ребенку до перехода на кормление с помощью ложки и чашки. При отсутствии данных рефлексов новорожденного приходится кормить через зонд. Кормление из ложки и чашки становится возможным на 3—4-м месяце жизни, и хотя сосание сохраняется, оно теряет непроизвольный рефлекторный характер, становится таким же управляемым движением, как жевание. Соответственно, эта группа рефлексов должна редуцироваться к 3—4 месяцам. В том случае, когда редукции не происходит, а ребенок переходит к жеванию, у него образуются сосательно-жевательные синкинезии, при которых жевательные движения сопровождаются вытягиванием губ вперед и при опущенном кончике языка притягиванием передней части его спинки к небу. Такое жевание с открытым ртом сопровождается чмоканием и вытеканием пищи изо рта.
Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять на формирование произношения и затруднять проведение логопедической работы. В том случае, когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Особенно характерно проявление данной рефлекторной патологии при произношении свистящих и шипящих звуков. В норме при произношении свистящих и шипящих вытягивание губ усиливает звучание за счет удлинения щели, через которую выходит воздушная струя. В связи с этим окружающие обычно неосознанно фиксируют внимание ребенка на движениях губ при попытках помочь ему правильно произнести данные звуки. У ребенка с сосательно-жевательной синкинезией движения губ провоцируют такую установку языка, при которой правильное произношение свистящих и шипящих становится невозможным.
Проявления поискового, хоботкового, кусательного рефлексов затрудняют проведение логопедической работы, особенно — применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов или других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии. Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.
Поперечный рефлекс появляется в возрасте 6—8 месяцев. Он способствует перемещению пищи во рту во время жевания и выражается в том, что при раздражении боковой поверхности языка последний движется по направлению к раздражителю. Патологическая активность данного рефлекса на одной стороне может приводить к избыточным боковым движениям кончика языка и провоцировать боковое произношение звуков.

Кашель и рвота относятся к выталкивающим, или оборонительным, рефлексам, проявляющимся с рождения и пожизненно. Как большинство безусловных рефлексов, заложенных филогенетически, они носят слабо дифференцированный характер и могут проявляться не только в физиологически оправданных ситуациях (отравление, раздражение трахеи и т. п.), но и в ситуациях эмоционального напряжения, отражая тем самым психофизиологическое стремление организма к самообороне. С возрастом у человека формируется способность волевой регуляции данных рефлексов.
У детей с церебральным параличом кашель и рвота часто чрезмерно оживлены. Это может проявляться в покашливании во время речи, а также в проявлениях выталкивающих рефлексов при попытках манипулировать во рту ребенка.
Назначение рефлексов взаимосвязи оральной области и руки в настоящее время до конца не выяснено. К данным рефлексам относятся хватательный рефлекс, рефлекс Бабкина и ладонно-ротовой.
Хватательный рефлекс связан с сосательным (при сосании у младенца возникают хватательные движения). Рефлекс Бабкина проявляется в том, что при нажиме на основание ладони младенца его рот открывается, глаза закрываются, а голова наклоняется вперед. Ладонно-ротовой (пальмоментальный) — выражается в том, что прикосновение к ладони вызывает сокращение мышц на подбородке.
В том случае, когда эти рефлексы не редуцированы, движения рук провоцируют движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.
Исследования, проведенные К. Стока, показали, что наибольшей устойчивостью у детей с ДЦП обладают сосательно-глотательный и, в меньшей степени, кусательный рефлексы. Поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой редуцируются быстрее.

Развитие артикуляции у детей с ДЦП осложняется и вследствие патологии тонических рефлексов. Тонические рефлексы новорожденных — это разнообразные движения, связанные с изменением тонуса тех или иных мышц при изменениях положения тела или прикосновении к разным его частям. К.А.Семенова перечисляет 10 тонических рефлексов, из которых для логопедической работы существенны три: это лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс и асимметричный шейный тонический рефлекс, которые в норме должны редуцироваться к 3 месяцам. Эти рефлексы определяют зависимость тонуса мышц туловища и конечностей, а также шеи (что, собственно, и имеет значение для произношения) от положения тела и особенно головы в пространстве. Данные рефлексы в 2-месячном возрасте должны уступить первому установочному рефлексу — лабиринтному рефлексу с головы на шею, благодаря которому ребенок начинает удерживать голову.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) выражается в том, что в положении на спине у младенца проявляется напряжение разгибателей туловища и конечностей, а в положении на животе — повышение тонуса сгибателей. При вертикальном положении тела ребенка повышается тонус сгибателей нижних конечностей, в меньшей степени — разгибателей верхних конечностей. По данным Е. М. Мастюковой, при проявлении ЛТР повышается мышечный тонус корня языка.
Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) проявляется в том, что при наклоне головы вниз повышается тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних. При закидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних конечностей и сгибателей нижних. Е. М. Мастюкова пишет, что СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженное проявление рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх.
Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) обнаруживается в том, что при повороте головы в сторону со стороны лица рука полностью разгибается, а нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, а на противоположной стороне, наоборот, рука сгибается в локтевом суставе, а нога полностью разгибается. Е. М. Мастюкова отмечает, что АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре, при этом тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка.
Исследованием К. Стока было обнаружено, что у детей с ДЦП нередуцированный лабиринтный тонический рефлекс встречается чаще, чем нередуцированные симметричный и асимметричный шейные тонические рефлексы.
Нарушения двигательной сферы при ДЦП не ограничиваются рефлекторной патологией. В оральной области, так же как и в общей моторике, наблюдаются расстройства тонуса мышц, гиперкинезы, атаксии, синкинезии,оральные автоматизмы.
Расстройства тонуса мышц выражаются в гипертонусе (спастичности), гипотонусе (вялости) и дистонии (переменном тонусе). Любые изменения тонуса ограничивают подвижность мышц и могут проявляться как генерализованно, так и избирательно в разных отделах речевого аппарата. Соответственно они могут определять нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляции.
Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы также могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается или становится невозможным. Вследствие того, что гиперкинезы являются симптомом поражения подкорковой области, точнее, стриопаллидарной системы, для детей с такими симптомами характерны трудности автоматизации любых, особенно тонких, движений.

Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений. При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом — интенсивность в начале фраз и ослабление к концу вследствие гиперметрии. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и, как следствие, наличием ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата. Существенно затруднена автоматизация сложных движений.
Синкинезии — это добавочные содружественные движения. Они могут быть координационными — когда движение осуществляется нерационально, сопровождаясь лишними движениями мышц соседних органов; имитационными — аналогичные добавочные движения другим органом; глобальными — проявляющимися в разных частях тела при любых попытках к движениям. В оральной области они проявляются в добавочных лишних артикуляционных движениях, которые искажают произношение.
Оральные автоматизмы — это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание и т.д., являющиеся показателем стволовых нарушений. Оральные автоматизмы, так же как и гиперкинезы, искажают произношение или вынуждают ребенка прерывать речь.
Моторные расстройства могут по-разному влиять на формирование произношения в зависимости от своего характера, распространенности и интенсивности. Поскольку артикуляция практически любой фонемы очень вариабельна, это позволяет широко использовать возможности компенсации и воспроизводить фонемы при разной конфигурации артикуляционных органов. Однако процесс формирования артикуляционного праксиса затруднен вследствие недостаточно качественной афферентации.

Источник

Метод нейросенсомоторной интеграции рефлексов Светланы Масгутовой

Автор: Мери Рентчлер (Mary Rentschler, M.Ed.), 2007
Перевод: Юлия Донькина
Редактор: Наталия Никитина
Источник: http://www.brianesty.com/pdfs/article_masgutova_method.pdf
Рефлексы новорожденного (примитивные рефлексы) — это защитный стереотипный моторный ответ на внешний или внутренний раздражитель, который формируется в стволе мозга.

Широко распространено мнение о том, что примитивные рефлексы сохраняются до момента достижения ребенком трех лет, а потом естественным образом подавляются по мере взросления организма. Ряд психологов, физиологов, оптометристов, эрготерапевтов и педагогов связывают трудности в обучении, проблемы со зрением и другие нарушения развития с ненадлежащим образом сформированными рефлексами новорожденного. Некоторые терапевты используют специальные упражнения, направленные на работу с рефлексами, полагая, что это будет залогом успешной реабилитации/ абилитации. Однако традиционно такие техники направлены лишь на гашение ставших патологическими рефлексов.

В основе метода нейро-сенсо-моторной интеграции рефлексов, который был разработан доктором Светланой Масгутовой, лежит абсолютно иной взгляд на рефлексы. Физиолог и невролог Светлана Масгутова, кандидат медицинских наук, русская по происхождению, ныне живущая в Польше и США, при разработке своего метода опиралась на работы русских нейрофизиологов И. Павлова и И. Сеченова, нейрофизиологов А. Ухтомского, Н. Бернштейна, П. Анохина, психолога Л. Выготского. Все эти ученые связывали рефлексы новорожденного как с высшей нервной деятельностью, так и с низшими нервными функциями. Они считали, что примитивные рефлексы не только выполняют защитную роль в ответ на стресс или опасность, но также являются основой для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития.

Исследовав более 3 000 детей за последние 20 лет в России, Польше, США и Канаде, имея накопленный опыт работы с более чем 27 000 пациентов по всему миру, доктор Масгутова продолжила исследование феномена примитивных рефлексов и разработала собственную программу нейро-сенсо-моторной интеграции рефлексов, в основе которой лежит понимание того, что рефлексы имеют двойное назначение – защищать и развивать.

Как автоматический непроизвольный бессознательный ответ на стресс или опасность, они служат для защиты и выживания. Хватательный рефлекс, например, позволяет малышу в буквальном смысле цепляться руками за жизнь, когда он не чувствует поддержки. Но также важно и то, что рефлексы являются неврологической базой для двигательного и интеллектуального развития. В рефлекторных двигательных паттернах мы можем распознать зарождение контролируемого, осознанного и умелого поведения. Сноровка и мастерство скрипача начинается с хватательного движения крошечных пальчиков, которыми он обхватывал мамины пальцы в первые часы своей жизни. И в данном случае его хватательный рефлекс не был погашен и никуда не исчез. Он встроился в двигательный комплекс более высокого уровня со всеми его сложностями и вариациями.

Более того, полностью интегрированный рефлекс становится частью нашего навыка использовать образ двигательного паттерна метафорически, в переносном смысле. Именно сформировавшийся хватательный рефлекс позволит читателям этой статьи «ухватить» потрясающие возможности, которые открываются профессионалам в методе нейро-сенсо-моторной интеграции рефлексов и его применения в лечении.

Доктор Масгутова предлагает использовать метод интеграции рефлексов с целью защиты здоровья, сохранения здоровой саморегуляции, развития грубой и мелкой моторики, перехода от рефлекторных двигательных паттернов к осознанным и целенаправленным движениям, совершенствованию осознанных и целенаправленных движений, улучшению памяти, внимания, фокусировки, настойчивости, мотивации и уверенности, развитию социальных и когинитивных навыков, формированию навыков к обучению.

Позитивная и негативная защита

Чтобы описать роль рефлексов в развитии как нейротипичных детей, так и детей с особенностями, доктор Масгутова ввела понятие «позитивной» и «негативной» защиты. Когда испуганный младенец плачет и зовет на помощь, или годовалый малыш встает на «носочки», когда папа опускает его на пол, эта «позитивная» форма рефлекторного паттерна.

Задействованные рефлексы созрели, и сенсорное восприятие функционирует в норме: стволовые отделы мозга распознают раздражитель и передают сигналы в мышцы, связки и сухожилия для формирования надлежащего моторного ответа, не причиняя никакого вреда общему развитию.

Естественная активация моторного ответа в рефлекторной дуге начинается с напряжения нужных мышц и заканчивается расслаблением этих мышц после выполнения движения. С течением времени, если движениеограничено скованностью, страхом или требованием «быть паинькой», оно может потерять связь с изначальным сенсорным стимулом, и уже не будет проявляться в виде надлежащего моторного ответа. Однако же напряжение в «правильных» мышцах все равно будет возникать. В других случаях, сенсо-моторная связь может быть слишком сильной и вызовет чрезмерную моторную реакцию, или же наоборот — слабой, и тогда моторный ответ будет неадекватно слабым.

«Негативная» защитная функция может проявляться в том случае, когда рефлекс не созрел, и поэтому не функционирует надлежащим образом. Неинтегрированный хватательный рефлекс, например, может впоследствии быть причиной неправильного захвата карандаша/ ручки. Гиперактивный ассиметричный шейно-тонический рефлекс заставляет человека напрягать мышцы кисти и плеча, чтобы не дать руке выпрямляться при написании на правой стороне листа, и создает трудности при выполнении действий с пересечением средней линии тела, а также затрудняет формирование центрального зрения и слуха. Ребенку с неинтегрированным симметричным шейно-тоническим рефлексом трудно сидеть, и он подчас «обхватывает» своими ногами ножки стула, на котором сидит, чтобы не дать коленям выпрямляться, когда его руки согнуты. Все эти компенсаторные механизмы не только энергозатратны, но и препятствуют нормальному двигательному развитию.

Любой стресс может спровоцировать «негативную» защиту: низкий уровень двигательного развития, вызванный длительным ограничением естественного движения (слишком много времени в автокреслах или других ограничивающих движение приспособлениях, медицинские вмешательства, такие как накладка стремян при дисплазии тазобедренного сустава), трудная беременность или рождение, болезнь, физические и эмоциональные травмы и даже хронический стресс в повседневной жизни. «Негативная» защита проявляется в излишнем мышечном напряжении, импульсивности и примитивных реакциях, которые блокируют функцию саморегуляции и формирования навыка. Следствием дисфункционального или патологического рефлекса будет появление более грубых симптомов, таких как стереотипные или хаотичные движения, спастика/ гипертонус в конечностях или наоборот развивается хроническая гипотония/ атония. Развития не происходит, а процессы мышления в корковых отделах мозга оказываются блокированными рефлексами, которые управляются стволом мозга, и поведение в этом случае контролируется рефлексами.

Результаты исследований

Исследовав более 3 000 детей в возрасте от 1 месяца до 18 лет, доктор Масгутова обнаружила существенную корреляцию между неправильной интеграцией рефлексов и спецификой типов задержки развития. Результаты ее исследований явно показали, что неполная интеграция рефлекторных паттернов может быть причиной функциональных и структурных проблем в организме. Так, было выявлено, что у 78% детей, имеющих проблемы с памятью, выявлен неправильно интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс. У 57% детей, которые испытывают трудности с переходом от операций на конкретных предметах к образному логическому мышлению, у 57% детей с диагнозами СДВГ, гиперактивность, дефицит внимания, неправильно интегрированы или совсем не интегрированы шейно-тонические рефлексы – симметричный и ассиметричный, рефлексы Галанта и Переса. 54% детей с аллергией и различной чувствительностью к отдельным видам пищи имеют неинтегрированный рефлекс Переса.
У 72% тех детей, кто страдает энурезом или слабо контролируют мочеиспускание, неправильно интегрирован или совсем не интегрирован рефлекс Галанта.

Сенсо-моторная интеграция рефлексов

Чтобы понять связь между рефлексом и наличием дисфункций в организме, давайте посмотрим на то, как работает система правильно интегрированных рефлексов.

Каждый рефлекс представляет собой рефлекторную дугу, состоящую из трех частей: сенсорный стимул – обработка сигнала мозгом – моторный ответ.

Часть 1 – сенсорный стимул раздражает тактильную, проприоцептивную, зрительную или слуховую сенсорную систему. Афферентная нервная система (рецепторы и нервные волокна, несущие импульс от тела к мозгу) распознает стимул и передает его в мозг. Невозможно точно измерить, насколько чувствительна или эффективна данная часть дуги.

Часть 2 – обработка сигнала мозгом. Эта часть рефлекторной дуги абсолютно не видима нашему глазу. Мы лишь предполагаем, что если эта часть дуги работает без сбоев, то ее деятельность происходит по заложенному генетическому коду: мозг обрабатывает сигналы от той или иной сенсорной системы и активирует соответствующий ответный паттерн, направленный на защиту организма или его развитие. Мы также можем предполагать, что данная часть дуги может работать эффективно или неэффективно.

Часть 3 – моторный ответ. Эфферентная нервная система (нервные волокна, несущие импульсы от мозга к телу) дает команду мышцам и органам/ железам активировать соответствующий моторный ответ. Функционирование этой части рефлекторной дуги может быть нормальным (зрелым), дисфункциональным (гипо- или гиперактивным), патологическим (измененным или вообще отсутствовать). Именно эта видимая часть рефлекторной дуги, которую можно оценить и измерить, и является основой для оценки работы всей системы рефлексов.

Нейрофизиология здоровой нервной системы построена так, что каждый рефлекс должен быть интегрирован на сенсо-моторном уровне. Специфический сенсорный стимул запускает специфическую реакцию. Данная корреляция между стимулом и ответом заложена на генетическом уровне, она оттачивалась в течение тысячелетий существования рода человеческого.

В рамках подхода, разработанного доктором Масгутовой, диагностированные проблемы в развитии дают основание полагать, что произошел сбой в каком-то из звеньев рефлекторной дуги (один из ниже перечисленных или сразу несколько):

1) нарушена связь между органами восприятия и мозгом;

2) сигнал от мозга не проходит надлежащим образом к мышцам, связкам и сухожилиям;

3) в связке мозг-тело происходит смешение или изменение сенсорной информации и моторного ответа;

4) моторный ответ в рефлекторной дуге является ненадлежащим по следующим критериям: выбранный двигательный паттерн, сила, направление, время возникновения ответ и симметрия;

5) двигательный паттерн рефлекса ненадлежащим образом интегрирован или совсем не интегрирован в целенаправленные двигательные комплексы более высокого уровня.

Например, в случае сбоя в ответ на сенсорный стимул, который должен запускать ассиметричный шейно-тонический рефлекс, запускается абдоминальный рефлекс, в результате чего ребенок «закрывается» вместо того, чтобы активировать зрительную и слуховую системы. Другим примером может быть возникновение ладонно-ротового рефлекса Бабкина в ответ на сенсорный стимул, предназначенный для хватательного рефлекса: вместо того, чтобы сжимать кулачок, ребенок напротив раскрывает ладони и открывает рот. Или возникновение рефлекса опоры вместо положенного рефлекса подтягивания: ребенок отталкивается вместо того, чтобы подтягиваться.

Если сенсорный стимул не распознается и, как следствие, неправильно расшифровывается мозгом, или исходящий ответ производится в неправильном направлении, то двигательный паттерн рефлекса будет ненадлежащим. Ребенок, у которого имеются такие дисфункциональные/ патологичные моторные ответы на определенные сенсорные стимулы, угрожаем по задержкам развития. Созревание и интеграция рефлексов будут идти медленно, и они не смогут надежно работать в ситуации стресса или академических перегрузок.

Динамика развития рефлекса

Специалистам, работающим с детьми, которые имеют различные отклонения и задержки в развитии, необходимо понять, что без полностью созревшей системы рефлексов невозможно оптимальное двигательное, интеллектуальное и социальное развитие. Созревание и интеграция рефлексов особенно значимы для формирования контроля, мотивации, абстрактного мышления, творческих навыков, целенаправленного поведения, наличие которых в свою очередь обусловливают академические успехи.

В своем созревании и развитии рефлексы проходят семь фаз, которые начинаются еще в утробе матери и раннем младенчестве. С первой по третью фазу формируется сенсо-моторный паттерн рефлекса, его рефлекторная дуга, в которой создается специфическая связь между определенным стимулом и физиологической реакцией. Во время этих фаз базовый паттерн рефлекса поддерживает рост и миелинизацию нейронных связей в стволе мозга, что в свою очередь является основой для адекватной и позитивной защиты. В четвертой, переходной фазе формируется основа для дальнейшего развития рефлекса. Различные вариации, которые возникают в пятой, шестой и седьмой фазах, ориентируют систему на дальнейшее развитие и характеризуются хорошо развитыми нейронными связями. Например, ползание на животе, как автоматическая реакция, преобразуется в целенаправленное ползание до любимой игрушки.

Задержка в созревании рефлекса или исключение любой фазы его созревания влияет на становление будущих навыков. Развитие останавливается, так как не формируются необходимые для этого многочисленные нервные связи. В этом случае у ребенка развивается дисфункция или компенсация, которая работает ненадежно в случае стресса или неожиданных переходных ситуаций. Каждый рефлекс должен пройти все семь фаз от возникновения через созревание к интеграции. Однако такое видение рефлекса абсолютно противоречит традиционной концепции ингибирования (подавления) рефлексов.

Например, если у ученика была пропущена одна из последних фаз развития хватательного рефлекса, он, скорее всего, сможет научиться грамотно писать, но будет очень быстро уставать, потому что он не сможет правильно держать ручку. Для него необходимость письма всегда будет стрессом, и при малейшей возможности он попытается избежать этого упражнения. Незрелый или не интегрированный рефлекс опоры может проявиться в плохом осознавании фактических границ и «длины собственных рук», а также — в недостатке уважения к личному пространству – как собственному, так и чужому.

Вот еще несколько примеров того, как связаны рефлексы и наше здоровье:

— сухожильные рефлексы и лабиринтный тонический рефлекс влияют на процессы саморегуляции и способность к самооздоровлению;

— ассиметричный шейно-тонический рефлекс обусловливают проприоцепцию, слух, память, зрительно-моторная координацию, аудио-визуальная интеграцию;

— симметричный шейно-тонический рефлекс делает возможным контроль за позой тела в пространстве, влияет на формирование бинокулярного зрения, визуальной аккомодации, бинаурального слуха;

— рефлекс Галанта обеспечивает удержание позы, контроль мочеиспускания, регулирование настроения;

— рефлексы Галанта и Переса связан с детоксикацией мозга, грубой моторикой;

— хватательный рефлекс и рефлекс подтягивания обеспечивают развитие навыков ручной деятельности, включая письмо и рисование;

— рефлекс последовательного открытия и закрытия пальцев ладони – это дифференциация, способность к счету и другие математические навыки;

— рефлекс опоры – чувство собственного пространства, социальные навыки.

Оценка и диагностика

С целью диагностики доктор Масгутова оценивает только один из трех элементов рефлекторной дуги, видимый и поддающийся объективной оценке – моторный ответ, который оценивается по пяти параметрам:

качество паттерна – моторный ответ должен быть в точности таким, каким он заложен генетическим кодом и проявляется у здорового человека в ответ на специфический сенсорный стимул;

направление – каждый рефлекс представляет собой точную последовательность реакций или движений, которая завершается в определенной позе или продолжается в особом направлении;

время и динамика – рефлекторная дуга соединяет сенсорный стимул, обработку этого стимула мозгом и моторный ответ на стимул. Для выполнения своей защитной функции ответ на стимул должен следовать немедленно после сенсорного стимула. Замедленная реакция на сенсорный стимул может являться причиной травм или задержки развития;

сила – энергия и физическая сила моторного ответа зависит от правильного тонуса мышц и связок. Сила мышечного ответа, являющегося ответом на сенсорный стимул в рефлекторной дуге, должна соответствовать интенсивности этого стимула. Чрезмерная или недостаточная реакция,а также ее отсутствие не являются нормой.

симметрия – моторная реакция должна быть симметричной. Симметрия должна наблюдаться в структуре тела, положении конечностей относительно туловища, направлении движения, времени и силе реакции.

Лечение

Метод Масгутовой включает в себя упражнения для общего двигательного развития и специфические коррекционные техники в случае наличия дисфункциональных или патологичных примитивных рефлексов. В основе лечения лежит понимание того, что рефлексы являются элементами сенсорной, проприоцептивной и моторной функции и играют ключевую роль в здоровье человека, его способности к развитию и обучению.

Опираясь на знание о трех составных частях цепочки (сенсорный стимул – обработка сигнала мозгом – моторный ответ), при выполнении упражнений происходит стимулирование нейро-моторных и сенсо-моторных зон (точек) на теле, сопряженные с вытягиванием туловища и конечностей и круговыми вращениями в суставах. Эти упражнения устанавливают связь между двигательным паттерном рефлекса и структурой тела. Упражнения также способствуют снятию блоков и напряжения в мышцах, стимулируют проприоцептивную систему, развивают активное взаимодействие между разными группами мышц, связками и сухожилиями, регулируют работу глубинных рецепторов. Рефлексы и архетипы двигательных паттернов присущи всем представителям человеческого рода. Если связи в нейро-сенсо-моторной цепочке работают без сбоев, это дает нам возможность оставаться здоровыми, быть способными к саморегуляции, обучению и развитию.

Другой аспект метода Масгутовой состоит в том, что благодаря разработанным ею упражнениям по коррекции моторных паттернов определенных рефлексов, можно усилить уже существующие нейронные связи в мозге или построить новые. И к счастью, это никогда не поздно. Мягкая работа с телом и легкие движения отрывают доступ к естественным ресурсам организма и мудрости нашего тела.

Семинары, курсы и конференции

Метод Масгутовой эффективен в реабилитации детей и взрослых с такими диагнозами как детский церебральный паралич, аутизм и расстройства аутистического спектра, синдром Аспергера, дефицит внимания, гиперактивность, СДВГ, обсессивно-компульсивные расстройства, дислексия, гиперлексия, генетические синдромы, синдром врожденного алкогольного отравления и травматические поражения мозга.

Кроме того, здоровые и во многом талантливые взрослые люди успешно используют метод Масгутовой с целью уменьшения стресса для организма и восстановления оптимального баланса жизнедеятельности.

Различные программы направлены на работу с каждым аспектом движения и его включенности в общее развитие. Вот лишь некоторые из таких программ:

1) Нейро-структуральная терапия интеграции рефлексов

2) Тактильная интеграция

3) Ре-паттернинг рефлексов у детей младенческого возраста

4) Интеграция рефлексов в жизненно важные двигательные комплексы

5) Интеграция рефлексов, связанных со зрительной или слуховой системой

6) Ре-паттернинг рефлексов, связанных с лицом и ртом

7) Ритмические движения

8) Двигательные архетипы

9) Балансировочная доска для интеграции вестибулярных, проприоцептивных и спинальных рефлексов

10) Танцевальная терапия

11) Терапия интеграции рефлексов с использованием животных (лошадей и собак)

12) Ре-паттернинг рефлексов в воде

13) Творческая терапия в интеграции рефлексов

С 1992 по 2007 год более 25 тысяч детей и взрослых в России, Польше, США и Канаде получили консультацию в Институте доктора Масгутовой или посетили ее семинары, где принимали участие в различных программах по интеграции рефлексов. В Польше 633 ребенка получили консультацию доктора Масгутовой или посетили специальные реабилитационные выездные программы (турнусы). За последнее десятилетие в Северной Америке обучающие программы и конференции посетили более 2 400 специалистов и родителей. В 2006 году по Флориде и в 2007 году в Калифорнии доктор Масгутова проводила двухнедельные конференции, в которых участвовали более 20 семей с детьми с проблемами в развитии и более 50 профессиональных терапевтов. В 2008 году планируется проведение подобной конференции в Канаде в провинции Британская Колумбия.

Дополнительную информацию о методе можно получить на сайте

www.masgutovamethod.com, или обратившись к автору статьи.

Информация, представленная в данной статье, была взята из следующих источников:

1) Integration of Dynamic and Postural Reflexes into the Whole Body Movement

System, Svetlana Masgutova, Ph.D., with Nelly Akhmatova, Ph.D., Svetlana Masgutova and

International Neurokinesiology Institute, Warsaw, 2004.

2) Neuro-Structural Reflex Integration Therapy, Dr. Svetlana Masgutova, International

Dr. Svetlana Masgutova Institute of Movement Development and Reflex integration,

При написании данной статьи были также использованы материалы, полученные в ходе личного общения со Светланой Масгутовой в 2005 – 2007 гг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *