Нехудожественная литература что это
Что такое художественная литература и художественная литература?
Задумывались ли вы, что подразумевается под художественной литературой и научной литературой? Если да, то вы один из тех, кто хочет иметь четкое представление о двух терминах.Это происходит главным об
Содержание:
Задумывались ли вы, что подразумевается под художественной литературой и научной литературой? Если да, то вы один из тех, кто хочет иметь четкое представление о двух терминах.Это происходит главным образом потому, что всякий раз, когда мы хотим купить новую книгу, мы выбираем одну из художественной или научной литературы. Кроме того, даже когда мы читаем о выпуске новых книг, мы обнаруживаем, что они также относятся к одной из этих двух категорий. Что отличает художественную литературу от научной? Чтобы понять это, мы должны увидеть, что такое фикция и что такое фикция. Эта статья поможет вам понять, что означает каждый из терминов, художественная и научная литература.
Что такое художественная литература?
Художественная литература создание чистого воображения, Это означает, что когда писатель использует свое плодотворное воображение, чтобы придумать какую-то историю, тогда это подпадает под вымысел. Большинство драм, романов и рассказов подпадают под категорию художественной литературы. Это потому, что эти истории были построены вокруг несуществующих людей, которые прошли через несуществующие ситуации. Например, возьмите «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиен. Книга об истории, которая происходит в земле под названием Средиземье. В этом Средиземье есть разные расы, такие как эльфы, гномы, люди, волшебники, гоблины, хоббиты и орки. Есть войны. История о путешествии по уничтожению проклятого кольца, чтобы положить конец злу в Средиземье. В реальном мире нет магии. В этом реальном мире, в котором мы живем, нет бессмертия. Итак, вся история об этом путешествии, где можно увидеть магию, разные расы, разные земли, является огромной работой воображения Дж.Р.Р. Толкиен. Несмотря на то, что это творение чистого воображения, Властелин колец по-прежнему ценится как работа блеска. Он настолько популярен, что было снято даже три фильма. Эти фильмы даже получили множество наград, включая премии Оскара. Некоторыми другими примерами художественной литературы являются Гарри Поттер, Джейн Эйр, Wuthering Heights. Мир художественной литературы огромен. Это также воспринято больше читателями.
Что такое нехудожественная литература?
Стивен Пинкер
Резюме:
Нон-фикшн или показалось?
Что такое нехудожественная литература и сумеете ли вы отличить ее от художественной?
Нехудожественная литература (нон-фикшн) — это книги, написанные на основе фактов, а не вымысла автора. К ней относят автобиографии, документальную прозу, сборники интервью и эссе, справочную литературу, научно-популярные, кулинарные книги, тревелоги и многое другое.
Отличить художественную литературу от нон-фикшн не всегда просто. Можно в качестве компаса использовать такой пример:
Помните «Повесть временных лет» (действительно, кто же засыпает без нее под подушкой)? Нестор и его предшественники, монахи-летописцы, писали нон-фикшн. Собирали и даже иногда проверяли историческую информацию («Пришедшю ми в Ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть…»).
А Александр Дюма (отец) писал художественную литературу на исторические темы, хотя некоторые герои его произведений, например кардинал Ришелье, действительно существовали.
Хотите проверить, умеете ли вы отличать худлит от нон-фикшн?
Попробуйте выбрать одно нон-фикшн-произведение в каждом из 7 вопросов:
1. У Антона Павловича Чехова:
2. У Александра Сергеевича Пушкина:
3. У Максима Горького:
4. У Николая Васильевича Гоголя:
5. У Стивена Кинга:
6. У Корнея Ивановича Чуковского:
7. У Людмилы Евгеньевны Улицкой:
8. Выберите среди приведенных книг художественное произведение:
9. Попробуем еще раз?
10. Почти все, последний вопрос. Узнаете художественное произведение?
Ответы:
Врач, филантроп, человек с гениальным чувством юмора и, возможно, лучший из когда-либо живших авторов театральных пьес писал в том числе и нон-фикшн — например «Остров Сахалин», — книгу, основанную на путевых записках Чехова и изученных им статистических данных о ссыльных.
«Наше всё» на критику своих произведений отвечал так, что до сих пор интересно читать. В том числе потому, что критику сложно было назвать конструктивной: например, о «Цыганах» одна современница Пушкина сказала: «Во всей поэме один только честный человек, и то медведь».
Автобиографии относятся к нехудожественной литературе, хотя сюжет «Детства» вполне подошел бы Гюго или Диккенсу.
Дневники и письма — это нехудожественная литература.
Смесь автобиографии и пособия для писателей «Как писать книги» — нон-фикшн.
Главный враг крокодилов и любимый писатель как минимум трех поколений советских и российских детей написал множество художественных произведений, но «От двух до пяти» — книга о детской речи, поэтому ее мы относим к нон-фикшн-литературе.
Истории людей, детство которых прошло в период Великой Отечественной войны, — нехудожественная книга Улицкой.
Единственное художественное произведение здесь — «Generation “П”».
«Авиатор» — художественное произведение.
Довлатов писал статьи и очерки (например, будучи журналистом «Советской Эстонии») и даже «Зону» написал, поработав охранником в лагерях Коми АССР, но все же это художественное произведение.
Тексты художественные и нехудожественные.
Различают два вида произведений словесности: художественные и нехудожественные. Признаки нехудожественных текстов:
1.Присутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
2.Отсутствие эстетической функции;
4.Установка на однозначность восприятия;
5.Установка на отражение реальной действительности.
Признаки художественных текстов:
1.Отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
2.Наличие эстетической функции;
4.Установка на неоднозначность восприятия;
5.Установка на отражение нереальной действительности (художественные тексты представляют не модель реальной действительности, а сознательно конструируемые возможные модели действительности).
Художественные тексты имеют свою типологию, ориентированную на родо-жанровые признаки.
Нехудожественные тексты имеют свою частную типологию: тексты массовой коммуникации; научные тексты; официально-деловые тексты.
Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». Нехудожественный текст, как правило, одномерен и однопланов, действительность реальна и объективна. Художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы воздействия – на эмоциональную сферу человеческой личности и сферу интеллектуальную; кроме того, в художественном изображении действует закон психологической перспективы. Наконец, различаются эти тексты и по функции – коммуникативно-информационной (нехудожественный текст) и коммуникативно-эстетической (художественный текст).
Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ здесь конечная цель творчества, тогда как в нехудожественном тексте словесная образность принципиально не необходима и при наличии является лишь средством передачи (объяснения) информации. В художественном тексте средства образности подчинены эстетическому идеалу художника (художественная литература – вид искусства); второстепенная роль словесного образа в нехудожественной литературе (например, научно-популярной) освобождает автора от такой подчиненности: он озабочен другим – с помощью образа (сравнения, метафоры) передать информационную сущность понятия, явления.
Таким образом, для нехудожественного текста важна логико-понятийная, по возможности объективная сущность фактов, явлений, а для художественного – образно-эмоциональная, неизбежно субъективная. Получается, что для художественного текста форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней сущность художественности, так как избираемая автором «форма жизнеподобия» служит материалом для выражения иного, другого содержания, например, описание пейзажа может оказаться не нужным само по себе, это лишь форма для передачи внутреннего состояния автора, персонажей. За счет этого иного, другого содержания и создается «вторичная действительность». Внутренний образный план часто передается через внешний предметный план. Так создается двуплановость и многоплановость текста, что противопоказано тексту нехудожественному.
Поскольку в художественном тексте господствуют ассоциативные связи, то художественное слово оказывается практически понятийно неисчерпанным. Разные ассоциации вызывают разные «наращения смысла» (термин В.В. Виноградова). Даже одни и те же реалии предметного мира могут восприниматься разными художниками по-разному, вызывать разные ассоциации. Например, «камень» О. Мандельштама – символ строгости, надежности («Камень» – название книги), а у И. Анненского – это символ скованности, душевного гнета («Тоска белого камня»). «Солнце» для К. Бальмонта – символ праздничности, стихийности, жизненности, а для Ф. Сологуба – символ всего иссушающего, дурманящего, мертвящего. Для художественного текста важен не столько предметно-понятийный мир, сколько представление – наглядный образ предмета, возникающий в памяти, в воображении. Именно представление – переходное звено между непосредственным восприятием и понятием.
Различаются тексты художественные и нехудожественные и характером аналитизма: в нехудожественных текстах аналитизм проявляется через систему аргументации, открытого доказательства; в художественных текстах аналитизм имеет скрытый характер, он зиждется на индивидуально избранных законах. Художник, в принципе, не доказывает, а рассказывает, используя конкретно-образные представления о мире предметов.
С точки зрения структуры и функции высказываний тексты нехудожественные и художественные также заметно различаются. Конструктивную роль в нехудожественных текстах признаны выполнять структуры рационально-логические, а в художественных текстах – эмоционально-риторические[2]. Рационально-логические структуры соотносят текст с действительностью, а эмоционально-риторические – с интерпретацией действительности. Поэтому во втором случае модусные компоненты высказываний будут преобладать над диктумными. В результате – повышенная экспрессивность текста.
Поскольку рационально-логические структуры отражают фактологическую сторону сообщения, элементы этих структур нельзя убрать без ущерба для смысла, тогда как выпадение звеньев эмоционально-риторических не нарушает общего содержания текста, а лишь обесцвечивает его, доводя до нейтрального звучания.
Роль эмоционально-риторических структур возрастает в разных текстах в движении от научного изложения к художественному. Такие тексты, как научные и деловые (относительно простые в структурном отношении), организуются в основном рационально-логическими структурами.
Роль эмоционально-риторических структур характерна для текстов художественных, хотя она вполне ощутима и в текстах массовой коммуникации (в частности – в газетах), где принципиально важна установка на воздействующую функцию речевых средств и текста в целом.
Становление читателя
Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. Не обладая навыками чтения, мы слушали сказки из уст наших родителей. Именно сказка играет роль перовой ступеньки на пути становления читателя. Затем, ознакомившись с азбукой, ребенок самостоятельно начинает воспроизводить текст любимых произведений, запомнившихся с раннего детства.
Становление читателя
По мере взросления человека более «взрослой» становиться и художественная литература, которую он читает. Один раз, окунувшись в мир художественных произведений, человек на всю жизнь становится его заложником. И в этом нет ничего плохого, наоборот, чтение литературных произведений возвышает человека, открывает ему путь в мир мудрости и знаний.
Литература и читатель прошли долгий период на пути своего становления. Зародившись еще в древнее времена, литература смогла выдержать конкуренцию со стороны новых течений в искусстве – телевиденья и кино, и на сегодняшний день является наиболее важным видом искусства.
Литература художественная и нехудожественная
Художественная литература приставляет собой один из разновидностей искусства. Она тесно взаимосвязана с другими видами искусства – театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Именно художественные произведения являются почвой для развития этих искусств.
Художественная литература охватывает такие жанровые виды как эпос, лирика, драма, лирический эпос.
Как мы уже поняли, рядом с художественной литературой существует и нехудожественная. Что представляет собой нехудожественная литература? Для этого достаточно вспомнить первую самостоятельно прочитанную вами книгу – букварь. Именно букварь является первым представителем нехудожественной литературы в жизни человека.
Нехудожественная литература – это учебная литература, с помощью которой мы познаем азы науки. В школьном возрасте – это учебники математики, грамматики, биологии, физики, в более взрослом – научные статьи, труды известных ученных, опираясь на которые мы приобретаем себе профессию.
Роль художественной литературы в жизни человека
Именно благодаря художественным произведениям человек, прежде всего, начинает свое становление как личность: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как происходят взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей.
Благодаря таким художественным произведениям, как былины, эпос и мифы, мы знакомимся с историческим прошлым народа, его вековыми традициями. Трогательный мир поэтической лирики учит нас полноценно раскрывать свои чувства, не бояться выражать любовь к своей Отчизне.
Читая произведения с мотивами мистицизма, мы отправляемся в увлекательное путешествие вместе с таинственными героями, в котором вместе с ними раскрываем загадки окружающего мира.
Но не следует считать, что для сформировавшейся личности художественная литература теряет свою актуальность. На жизненном пути человек встречает множество препятствий, преодоление которых зачастую происходит благодаря руководству истинами, которые заложены авторами в художественной литературе. Такие произведения сопровождают человека всю жизнь – от младенчества до глубокой старости.
Жанр литературного произведения
Классификация книг
Для удобства читателей (а также издателей и книгопродавцев) существуют всевозможные классификации книг, которые позволяют рассортировать их и поставить на подходящие полки в книжных магазинах.
Все книги делятся на издания для взрослых и для детей, на художественные произведения и нехудожественные (худлит и нон-фикшн соответственно). А те, в свою очередь, поделены на жанры и категории.
Зачем автору нужно разбираться в жанрах?
а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не “вообще всем”, а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.
Что такое художественная литература?
Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.
Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы — с сюжетом, героями и пр.
А вот поэзия, в том числе и тексты песен, — это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.
Типы художественной литературы для взрослых
Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Жанровая литература
В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.
Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).
Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.
Основные сюжетные схемы в жанровой литературе
Детектив: преступление — расследование — изобличение преступника.
Любовный роман: герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца.
Триллер: герой жил своей обычной жизнью — возникает угроза — герой пытается спастись — герой избавляется от опасности.
Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.
Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.
Примеры: “современный любовный роман”, “фантастический боевик” (боевик — это приключения), “исторический детектив”, “детская приключенческая повесть”, “сказка для младшего школьного возраста”.
Жанровая проза, как правило, публикуется сериями — либо авторскими, либо общими.
Мейнстрим
В мейнстриме (от англ. mainstream — основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное — нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.
Еще один важный признак мейнстрима — такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что “Унесенные ветром” — это только любовный роман или только историческая драма.
Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, — это тоже признак мейнстрима.
Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме “хорошая книга”.
При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.
Возникновение термина
Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.
Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.
Интеллектуальная проза
В отличие от мейнстрима, который должен апеллировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересуют искусство ради искусства и возможность поделиться с миром чем-то наболевшим.
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.
Основные жанры художественной литературы
Примерная классификация
При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр — чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.
Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.
Что такое нехудожественная литература?
В категорию нон-фикшн попадают учебники, энциклопедии, словари, биографии, публицистика и пр. То есть все книги, которые описывают жизнь как она есть.
Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).
Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги — например, учебник по писательскому мастерству.