Неформальная занятость чем регулируется
министерства труда и социального развития Краснодарского края
Неформальная (теневая) занятость и её последствия
23.08.2019 Обычная важность
Что такое неформальная занятость граждан и к каким последствиям она может привести
Теневая занятость (или неформальная занятость), в России иногда также называемая «левой работой», — это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует прошлое работника и его документы.
Неформальную занятость можно определить как «любые виды трудовых отношений, основанные на устной договоренности». Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «вчерную». Да и многие работники предпочитают работать без официального оформления.
Почему люди переходят в неформальную занятость? Здесь существует несколько основных причин: низкая правовая культура населения, невозможность устроиться по договорной форме (большая конкуренция, маленькое предложение, нежелание работодателя выплачивать налоги); гибкий график работы; дополнительный доход; пример друзей, нежелание работать под надзором начальства или в коллективе; устройство на работу без высокого уровня образования, квалификации.
Молодежь склонна к неформальной занятости, потому что здесь сказываются отсутствие образования, невозможность устроится без опыта работы, также сложность совмещать учебу и иную деятельность. Многие пожилые люди, не имея возможности трудоустройства, начинают заниматься сельским хозяйством на продажу, что увеличивает их благосостояние, но данную деятельность нельзя отнести к зарегистрированной занятости.
Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.
Соглашаясь работать неформально, работник рискует:
Кроме того, с его зарплаты не будут осуществляться пенсионные начисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро ближе к старости.
Работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов. Обязанность по уплате НДФЛ (13% от зарплаты) лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам его не перечислил, не освобождает работников от ответственности. Работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем налог обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его. В противном случае он несет ответственность: штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей (п.1 статьи 119 НК РФ), а также уголовная ответственность – штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до трех лет.
Таким образом, «Неформальная занятость – это низкий официальный заработок, нарушение трудовых прав работников в области режима и условий труда, чрезвычайная сложность защиты этих прав. Это низкая пенсия в будущем и невозможность взять кредит в настоящем. Такие работники лишены возможности получать в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности, безработице, по уходу за ребенком и выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов».
Работникам следует проявлять бдительность и осторожность при вступлении в трудовые отношения, финансовая сторона которых не так «прозрачна», как должна быть.
У работодателя имеются следующие причины неофициального трудоустройства работников:
Очень часто работодатели говорят такую фразу: «Оформим после испытательного срока».
Распространенным является вариант, когда работодатель обещает оформить работника, но только по результатам прохождения «испытательного срока». В этих случаях надо понимать, в чем работодатель обманывает работника, или заблуждается сам.
В Трудовом кодексе есть понятие «срок испытания», то есть работник должен ни выдержать срок на работе, ни понравиться кому-то, ни показать себя с лучшей стороны, а исполнить конкретно определенное условие – испытание при приеме на работу, которое письменно согласовано сторонами в трудовом договоре. Когда же договора нет, то нет испытания, нет и срока испытания.
Статьей 70 ТК РФ установлено «В случае, когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы».
Следовательно, испытательный срок устанавливается только в процессе заключения трудового договора.
В случае выявления контрольно-надзорными органами отсутствия трудовых договоров с работниками или нарушений в оформлении трудовых договоров, к таким организациям применяются следующие санкции.
Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольно серьезная: административная ответственность – статьями 5.27, 15.11 КоАП РФ в размере от 20 до 100 тысяч рублей. Уголовная – статьей 199.1 УК РФ. Санкции Уголовного кодекса РФ предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, но и принудительные работы либо арест либо лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неудержание или неперечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Кроме того, неоформленный работник в случае нарушения режима труда или невыполнения возложенных на него обязанностей не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в случае растраты денежных средств или недостачи материальных ценностей, работодателю будет очень сложно или почти невозможно доказать вину неоформленного работника и привлечь его к материальной ответственности.
Мы все должны понимать, что неформальная занятость — это, по сути, воровство социальных прав, будущих пенсий. Попробуйте в Германии, например, поработать «вчерную» — соседи сразу сообщат в соответствующие органы. Они просто считают, что если вы не платите налоги, значит, не имеете права на какие-то блага.
Узаконив трудовые отношения, то есть, добившись их надлежащего оформления и отчислений, работник получает гарантии, установленные законом, то есть, как минимум:
Существуют различные методы снижения неформальной занятости. Это и проверки контрольно-надзорных органов, и информационно-разъяснительная работа с работодателями и работниками, и привлечение социальных партнеров, а так же заключение коллективных договоров в организациях.
В нашем муниципальном образовании продолжается работа по выявлению случаев неоформления работников на территории Крымского района. В 2019 году будут продолжены регулярные рейды с участием представителей контрольно-надзорных органов по выявлению наличия фактов неформальной занятости населения – незаключения трудовых договоров, подмены трудовых договоров гражданско-правовыми договорами, выплат «серой» зарплаты.
Центром занятости населения Крымского района организована работа «горячей линии» по телефону 2-15-83 для граждан по вопросам оформления и установления трудовых отношений, несвоевременной выплаты заработной платы и выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.
В 1 полугодии 2019 г.
Проведена разъяснительная работа в 7 трудовых коллективах по разъяснению Трудового законодательства РФ, в том числе выплате заработной платы и оформления трудовых отношений, в которых приняли участие 210 работников.
В 1 полугодии на приеме в ГКУ КК ЦЗН обратилось 4 человека в связи с невыплатой заработной платы. После беседы с работодателем, работодателями выплачено около 100 тысяч рублей задолженности по заработной плате.
ГКУ КК ЦЗН Крымского района проводит мониторинг минимальной заработной платы по заработной плате путем сбора и анализа информации, представляемой более 350 работодателями Крымского района. Случаев выплаты заработной платы ниже МРОТ не выявлено.
Неформальная занятость чем регулируется
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Неформальная занятость: последствия для работника и ответственность работодателя
Неформальная занятость – вид трудовых отношений, основанных на устной договоренности, без заключения трудового договора.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Отсутствие письменного трудового договора увеличивает риски ущемления трудовых прав работника и его социальных гарантий, которые работодатель должен предоставить в ходе осуществления трудовых отношений.
При неоформленных в установленном порядке трудовых отношениях, в том числе в случае использования «серых схем» выплаты заработной платы, работник социально не защищен. Например, при наступлении страхового случая работник лишается выплаты пособия по временной нетрудоспособности, страховой выплаты и возмещения дополнительных расходов пострадавшего на его медицинскую и социальную реабилитацию. Работник лишает себя возможности получать оплачиваемые больничные листы, оформления отпуска по беременности и родам, и отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3 лет, пособия по безработице и получения выходного пособия при увольнении по сокращению штата. Работник не сможет получить социальный или имущественный налоговый вычет по НДФЛ за покупку жилья, за обучение и лечение, взять кредит в банке. Работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, что в будущем приведет к назначению пенсии в меньшем размере. Не учитывается страховой стаж, в том числе льготный, который установлен для ряда категорий работников в целях досрочного получения трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактическое допущение к работе без заключения трудового договора, уклонение работодателя от оформления трудового договора заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, влечет административную ответственность работодателя в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
О нарушении трудовых прав необходимо сообщать в государственную инспекцию труда области или в органы прокураты, а также обращаться в установленном порядке в суд.
Прокуратура Усть-Майского района
Контактная информация
678643, пос. Югоренок, Усть-Майский район, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина д. 10
Тел./факс 8(41140) 2-73-12
Эл. адрес: ugad55@mail.ru
Администрация Главы РС (Я) и Правительства РС (Я) 2021 год. Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Клавиатура:
Обновлено секунду назад
Неформальная занятость: ответственность работодателя и последствия для работников
Официальный сайт Правительства Хабаровского края
План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции
Открытый регион. Голос 27
Примите участие в улучшении качества жизни в крае
Электронные услуги Хабаровского Края
Подача заявления на зачисление ребенка в ДОУ, запись на прием к врачу
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Портал государственных услуг Российской Федерации
Портал Министерства культуры Российской Федерации «Культура. Гранты России»
Электронная база данных Книги Памяти Хабаровского края
Антикоррупционный портал Хабаровского края
Календарь, памятные даты военной истории России
Официальный сайт Хабаровского края и Правительства Хабаровского края
Рекомендации по организации работы, направленной на выявление случаев неформальной занятости и легализации трудовых отношений
Задача Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе (далее – Межведомственная рабочая группа) состоит не только в получении и обмене имеющейся информаций трудовых отношениях, но и в организации совместных контрольных мероприятий. Работа в данном направлении должна проводиться в контакте с представителями отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы (далее – МИФНС), Государственной инспекции труда, а так же контрольно надзорных органов.
I. Организация работы телефонов «горячей» линии для приема информации от граждан о фактах не оформления трудовых отношений или «конвертных» формах оплаты труда, иных нарушениях трудового законодательства.
При поступлении соответствующей информации от граждан:
а) оказывать содействие в подготовке искового заявления в суд к работодателю о признании отношений – трудовыми;
б) в ГИТ ЯНАО направляется ходатайство местной Администрации поселения о проведении проверки, копия – в Межведомственную рабочую группу;
в) проводить заседание в местной Администрации поселения с приглашением «проблемного» работодателя;
2. Формирование негативного отношения среди населения к нелегальной занятости, освещение ее последствий:
а) выезд Межведомственной рабочей группы в поселения муниципальных образований с приглашением работодателей и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения с участием представителей прокуратуры;
б) освещение проблематики в СМИ.
II. Выявление «проблемных» работодателей, допускающих нарушения трудового законодательства
В зону внимания должны попасть работодатели, имеющие расхождение в представлении отчетности:
— выплачивающие среднюю заработную плату на 1 работника ниже минимального размера оплаты труда;
— работодатели, которые уплачивают НДФЛ, но не уплачивают страховые взносы и наоборот;
— работодатели, длительное время не отчитывающиеся или представляющие нулевую отчетность;
— работодатели, имеющие количество трудовых договоров, не сопоставимое с количеством торговых точек или иных мест оказания услуг.
2.1. Для поиска данных работодателей необходимо проработать варианты:
1) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию об организациях, представляющих нулевые отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
2) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию о хозяйствующих субъектах, не перечисляющих НДФЛ, при начислении и уплате других налоговых платежей.
Данная информация позволит выявить работодателей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, но не уплачивающих налог на доход физических лиц, страховые взносы.
Начисление организацией НДФЛ и не начисление страховых взносов может являться признаком подмены трудовых отношений договорами подряда.
3) сопоставить информацию о суммах фонда оплаты труда, указываемого в отчетности при начислении НДФЛ и страховых взносов. Расхождения в суммах фонда оплаты труда, с которых уплачивается НДФЛ и страховые взносы, могут свидетельствовать о занижении налоговой базы.
4) совместно с представителями налоговой службы проанализировать отчетность предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Сравнить данные ФНС о количестве наемных работников в представленных декларациях и количестве мест осуществления деятельности (например, осуществление розничной торговли через несколько торговых точек).
5) проанализировать информацию о работодателях, у которых установлено ведение финансово-хозяйственной деятельности на основании представленных банками выписок о движении денежных средств на расчетных счетах, предоставляющие отчетность в налоговую службу о начисленных страховых взносах с нулевыми значениями.
6) на основании информации МИНФС № 3 России по Пуровскому району определить предпринимателей, организации, официально закрывшие деятельность, но продолжающие фактически вести собственное дело.
Приглашать руководителей организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, на заседания МРГ для оценки гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудовых отношений. Предлагать руководителям организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудового договора, оформить трудовой договор.
2.2. Направлять в адрес Департамента экономики ЯНАО и в Государственную инспекцию труда в ЯНАО перечень организаций, имеющих неоформленные трудовые отношения с работниками, вышеуказанные мероприятия, в отношении которых не привели к заключению трудовых договоров.
Данный перечень утверждается решением Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе.
2.3.С учетом проанализированной информации, рассмотрение возможности проведения выездных мероприятий для общения с работниками данного работодателя на предмет наличия фактов неформальной занятости.
2.4.При подтверждении фактов неформальной занятости – направлять соответствующее заявление о привлечении работодателя к административной ответственности в Прокуратуру, ГИТ.
Сведения, подтверждающие незаконное осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (такси), в течение 5 дней направлять в ГИБДД.
Сведения по нелегальным иностранным работникам в течение 3 дней – в ОМВД России по Пуровскому району.
III. Последующий мониторинг заключения трудовых договоров с работниками
В целях осуществления контроля за перечислением страховых взносов в МИФНС № 3 на тех работников, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, на муниципальном уровне проводится мониторинг.
По результатам мониторинга работодатели, которые не подали сведения о застрахованных лицах, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, должны повторно приглашаться на заседания МРГ.
Неформальная занятость, легализация трудовых отношений, ответственность работодателей и работников
Неформальная занятость, легализация трудовых отношений, ответственность работодателей и работников.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой некоторые граждане, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях с работодателем, а также не имеет статуса предпринимателя (самозанятого).
Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать нелегально. Да и многие работники предпочитают работать без официального оформления. Таким трудовым отношениям, основанным на устной договоренности, дано определение − неформальная занятость.
Существует несколько основных причин, по которым граждане переходят на неформальную занятость: низкая правовая культура населения, невозможность устроиться по договорной форме (большая конкуренция, маленькая заработная плата, нежелание работодателя выплачивать налоги), гибкий график работы, дополнительный доход, пример друзей, нежелание работать под надзором начальства или в коллективе, устройство на работу без высокого уровня образования, квалификации.
Молодежь так же склонна к неформальной занятости, потому что здесь сказываются отсутствие образования, невозможность устроится без опыта работы, также сложность совмещать учебу и иную деятельность.
Таким образом, создается неформальный сектор рынка труда, на котором работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты.
При этом перечень негативных последствий при уклонении работодателя от оформления трудовых отношений с работниками очень велик:
— неоплаченные больничные и отпуска (ежегодный отпуск, учебный отпуск студентам, денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска);
— отсутствие доплаты за работу в ночное время, за сверхурочную работу, работу в праздничные дни;
— непроизведенный расчет при увольнении по сокращению штатов:
— отсутствие гарантии сохранения рабочего места в период временной нетрудоспособности, декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком;
— отказ в получении банковского кредита или визы;
— угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы;
— получение отказа в расследовании несчастного случая на производстве;
— реальная возможность увольнения в любой момент по инициативе работодателя, а также отсутствие оснований на обращение в суд за защитой трудовых прав.
Получая «серую» зарплату, работник лишается возможности получить социальный или имущественный налоговый вычет на покупку жилья или социальный налоговый вычет за обучение и лечение, воспользоваться жилищной субсидией, рассчитывать на достойное обеспечение в старости в виде достойной пенсии.
Уклонение от уплаты налогов физическим лицом предусмотрена уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ).
На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако, в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и прочее) эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае работодатель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском.
Легализация трудовых отношений приобретает сегодня особую значимость, так как это значительный источник для пополнения доходов областного и местного бюджетов, от которых зависит как объем услуг, оказываемых гражданам за счет бюджета, так и гарантия трудовых прав работника. Недостаточное финансирование бюджетной сферы — это ограничение возможности повышения оплаты труда в бюджетной сфере и, по сути, воровство социальных прав работников, их будущих пенсий.
Уважаемые работодатели Орловского района, призываем Вас осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Уважаемые граждане, по вопросам использования нелегальной рабочей силы, несвоевременной выплаты заработной платы и использования «серых» схем оплаты труда обращайтесь в Администрацию Орловского района по телефону «горячей линии» 8(86375) 31-1-82.