Неформализованные расходы что это
Методы – формализованные и неформализованные
Формализованные методы базируются на использовании фактографической информации (описательна, необобщенная информация для дальнейшего анализа).
Используются в следующих случаях: если есть ретроспективная информация, то есть существует статистика; когда количество факторов и их сила будет такой же, как и в прошлом (факторы влияют на объект), тенденция развития такая же.
Суть: на основе объективных данных, глубины имеющихся данных, описывается развитие на основе математического аппарата.
Глубина– частота имеющихся данных. Необходимо убедиться в гладкости тенденции.
Результат использования может быть двояким: не только для составления прогнозов, но и для накапливания первичной информации об объекте.
1. Простота в применении. Наличие готовых алгоритмов.
2. Объективность (не достоверность), доверие
3. Динамика. Формализованные методы позволяют определить динамику развития на любое будущее время.
4 возможность анализа прогнозирования при отсутствии ретроспективной информации
5 позволяет прогнозировать при высокой вероятности возникновения качественных скачков в развитии объекта
1 сложность процедуры сбора и обработки информации
2 индивидуальный субъективизм экспертов
3 дискретность прогноза
4. Формализованные методы можно применять, только если мы знаем предысторию развития исследования объекта.
5. Не могут учесть скачкообразные изменения, ведущие к скачкообразным изменениям в количестве.
а) Метод наименьших квадратов
б) Метод экспоненциального сглаживания
в) Метод адаптированного сглаживания
2) Системено-структурные методы (основанные на выявлении структурной взаимосвязи и анализу выявленных взаимосвязей.)
а) Морфологический анализ
в) Метод сетевого моделирования
г) Метод структурной аналогии
3) Ассоциативные (методы ассоциации, основанные на установлении зависимости, внутренней логики развития природных объектов (живых и общественных явлений), и затем модель переносится на объект прогнозирования.)
а) Вероятностное моделирование
б) Имитационное моделирование
в) Историко-логическое моделирование (анализ)
4) Опережающей информации (информация опережает практику)
а) Анализ потоков публикаций
б) Метод анализа патентной информации
в) Метод значимости открытий и изобретений
Неформализованные методы – методы, основанные на использовании интуиции и опыта лиц, принимающих решение. Обычно это не связано с использованием математического аппарата и графических изображений, хотя все зависит от конкретного метода. Так в группе неформализованных методов выделяют подкласс методов частично неформализованных, к которым относят следующие методы:
— метод экспертных оценок;
— диагностические методы;
— матричные методы;
— сетевые методы;
— метод экономического анализа;
— морфологический метод;
— метод дерева целей;
— имитационное динамическое моделирование.
Эти методы хотя и базируются на субъективных приблизительных оценках, но все же более структурированы, чем полностью неформализованные (метод мозговой атаки, метод комиссии, суда и т.д.).
Неформализованные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. отсутствие формализации делает невозможным массовый охват исследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется “глубиной” исследования, т.е. детальным изучением социального явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями. набор исследуемых переменных при использовании этих методов заранее жестко не определен, поэтому они могут варьировать непосредственно где исследования как по числу, так и по набору. К неформализованным методам относятся наблюдение, свободное интервью, описания, заимствованные из прессы, а также так называемые личные документы (автобиографии, письма, дневники). По выражению социолога А.Н.Алексеева, неформализованные методы открывают перед исследователем пусть небольшой участок действительности, но зато такой, ‘какой он есть”
33. Информационный менеджмент: содержание и цели осуществления. Особенности информационного менеджмента как области социального управления.
Менеджмент — это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Информационный менеджмент —технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Информационный менеджмент — это управление экономическими информационными системами (ЭИС) на всех стадиях их жизненного цикла.
Информационный менеджмент необходим:
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
Информация — комплексное понятие, то есть:
1. Информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации.
2. Информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
3. Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а ко всей информационной деятельности организации, при этом являясь значительно более масштабным понятием, чем управление документооборотом.
Таким образом,информационный менеджмент — управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
Другими словами, информационный менеджмент — процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента для работы менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
Социальный менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теор тические и практические навыки, позволяющие эффективно возде ствовать на социальные процессы, влиять на создание благ приятной для человека социальной среды, прое тировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное испо ьзование самого богатого и неогра иченного из всех ресурсов —- человеческого.
34. Социальная информация. Определение. Свойства. Особенности информации как товара.
В философской и социологической литературе имеются «узкая» и «широкая» трактовки социальной информации. «Узкую» трактовку, иногда используемую социологами, характеризует следующая цитата: «К социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей. Естественно-научную и техническую информацию мы причислить к социальной не можем, т. к. последние не носят ярко выраженной классовой направленности». Это понимание сводит социальную информацию к понятию мacсовой, если не публицистической информации (см. ниже), поэтому неконструктивно.
«Широкая» трактовка представлена в следующих высказываниях. Социальная информация «представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни». Б. А. Грушин к социальной информации относит «всю без исключения совокупность сообщений, вышедших из «рук» человека. Это и научный текст, и религиозная проповедь, и газетная статья, и архитектурный проект». Автор отмечает, что социальная информация «связана с жизнью общества не только своим существованием, но и самим своим содержанием, а также типом знаковой системы, избираемой для фиксирования этого содержания».
Для человека важно не столько количественная характеристика информации, сколько ее свойства связанные с познанием окружающего мира. Для человека информация может быть важной или нет, полной или нет и т.д. Другими словами, для социальной информации важно ее качество.
Следует оговорить, что различные авторы выделяют различные свойства информации.
Информация – это товар особого рода: на него нельзя механически переносить все
характеристики материальных продуктов. Товарные свойства информации как
реального феномена, с одной стороны, определяются тем, что свойственно товарам
вообще, а с другой стороны – особенностями, связанными с ее природой и
возможностями использования.
Как и любой товар, информация обладает стоимостью и потребительной стоимостью.
Но, подчеркнем еще раз, что до тех пор, пока не произойдет реального обмена
между обособленными товаропроизводителями, информационный продукт стоимости не
имеет. До этого момента его потребительная стоимость (полезность) остается
только “приметой” информационного товара.
Специфика информации как товара.
1. Информационный товар уникален, поскольку обладает свойством многократного использования без потери своих потребительских качеств. В силу этого информация является единственным видом ресурсов, которому не свойственна экономия в абсолютном значении этого понятия. Напротив, чем шире и активнее ее применяют, тем богаче становится общество. В общественном производстве информация выступает не только в качестве самостоятельного ресурса, но и в качестве замены по отношению к другим традиционным ресурсам.
2.Способность к ресурсосбережению, обеспечивающая эффект от ее применения, является важнейшим потребительским качеством информации. Различные виды информации способны обеспечивать экономию времени, труда, денежных средств и материальных ресурсов за счет оптимизации и ускорения принятия решений по различным направлениям деятельности. Информация, овеществленная в средствах труда, программных продуктах, позволила сэкономить неизмеримый в своих масштабах труд человечества. Огромные возможности экономии ресурсов обеспечивает информация, используемая для организации, планирования и управления
производством. Но не исключен и обратный результат при использовании некачественной информации или дезинформации, в какой бы сфере это ни происходило. Как правило, это становится причиной удорожания, замедления, расточительства и других негативных явлений. По различным оценкам, промышленно развитые страны ежегодно теряют до 10% национального дохода из-за недостаточной информированности руководителей и специалистов народного хозяйства.
3. Потребительная стоимость информационного товара имеет и еще одну примечательную особенность, связанную с быстрым устареванием и потерей качеств отдельными видами информации. Но в определенных случаях потребительские качества не могут проявиться и быть использованными в силу невосприимчивости общественным производством из-за низкого уровня развития и отсутствия экономических стимулов. В таком случае потребительная стоимость выступает как потенциальная, с заявкой на будущее или на использование в непредусмотренных традициями сферах деятельности.
Экономический анализ. Шпаргалка (3 стр.)
Метод экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа
Метод – это способ достижения основных целей исследуемой науки путем упорядоченного исследования всех явлений и процессов.
Этот метод включает как теоретические, так и практические операции познания, на основании которых делаются выводы.
Метод экономического анализа это система теоретико-познавательных категорий, принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов и научного инструментария.
1. Категории науки (фактор, модель, система, затраты, доходы и т. д.).
2. Принципы экономического анализа, используемые в разных областях познания – системность, научность, конкретность, комплексность, объективность.
3. Научный инструментарий – способы, приемы и средства, используемые в анализе для достижения цели.
Существует несколько классификаций методов и приемов экономического анализа. Самой информативной классификацией является деление приемов и методов по степени их формализованности.
Все аналитические методы подразделяются на следующие виды :
1) неформализованные (эвристические) – методы, основанные на описании логических, аналитических процедур;
2) формализованные (математические) – методы, основанные на строгих аналитических зависимостях.
К неформализованным относятся следующие методы :
1) метод творческого поиска;
2) метод интуитивных экспертных оценок.
К формализованным относятся следующие методы :
1) традиционные методы обработки информации:
а) сравнение относительных и средних величин;
2) математическое описание факторных моделей;
3) методы факторного анализа:
а) детерминированный факторный анализ (цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, относительные разницы, интегральный и т. д.);
б) стохастический факторный анализ (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, многомерный факторный анализ);
4) оптимизация показателей (экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций);
5) приемы и методы финансовой математики.
Основные правила организации экономического анализа
От обоснованности, своевременности, целесообразности и полноты управленческих решений полностью зависят увеличение производства предприятия, повышение эффективности деятельности и многие другие факторы. Результаты деятельности экономического анализа зависят от его правильной организации. Организация экономического анализа должна соответствовать определенным требованиям – принципам экономического анализа. Выделяют следующие основные принципы экономического анализа :
1) научный характер анализа;
2) четкое распределение обязанностей;
3) регламентацию и унификацию.
Научный характер анализа является важнейшим принципом организации экономического анализа, так как собственно сам анализ должен строиться на плановой основе и новейших методиках его проведения с использованием передового опыта и действовать с учетом экономических законов в пределах отдельного предприятия.
Четкое распределение обязанностей между отдельными исполнителями является важным принципом организации, так как чем рациональнее распределены обязанности, тем полнее экономический анализ, исключается возможность дублирования одной и той же работы различными службами и специалистами.
Регламентация и унификация являются основополагающими принципами организации экономического анализа.
Регламентация – это разработка для каждого исполнителя обязательного минимума соответствующих таблиц и выходных форм.
Унификация (стандартизация) – создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ для проведения анализа, что обеспечивает сопоставимость результатов анализа на высоком уровне управления, увеличивает вероятность объективности оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, экономит время и способствует повышению эффективности его использования.
Экономический анализ на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы проведения экономического анализа:
1) определение субъектов и объектов экономического анализа, выбор организационных форм, их изучение и четкое распределение обязанностей между отдельными специалистами данной области;
2) планирование аналитической работы. Вся работа по проведению анализа на предприятии должна планироваться, данные планы должны строго соблюдаться. Планы могут быть комплексными и тематическими;
3) информационное обеспечение анализа, а также обеспечение необходимыми методическими пособиями по правильному его проведению;
4) оформление результатов анализа;
5) контроль за внедрением в производство, исходя из результатов деятельности предприятия.
Организационные формы и исполнители экономического анализа
Организационная форма анализа, которая используется предприятием, выбирается, исходя из состава аппарата и технического уровня управления.
Деятельностью экономических служб в зависимости от величины предприятия руководят разные специалисты. Например, на крупных предприятиях все экономические службы возглавляет главный экономист, который, в свою очередь, является заместителем директора по экономическим вопросам, а на средних и малых предприятиях аналитической работой руководит начальник планового отдела или главный бухгалтер.
Эффективность функционирования любой экономической структуры зависит от состава его членов, их взаимодействия, насколько правильно и четко распределяются обязанности в управлении производством.
Анализ имеет практическое значение только при рациональном распределении обязанностей по выполнению аналитической работы между главными специалистами предприятия и его структурных подразделений.
В результате анализа выявляются новые резервы повышения эффективности предприятия, с учетом которых и происходит совершенствование технологии производства, организации труда, использование ресурсосберегающих технологий, увеличение объема, повышение качества продукции и ее ассортимента.
Для того чтобы достичь в аналитической работе высокого уровня, необходимо использовать наиболее эффективные организационные формы, в которых участвуют все функциональных службы подразделений предприятия, принимающие управленческие решения, и аналитическая работа должна проводиться по согласованному и единому для всех плану.
Главный экономист предприятия объединяет всю работу, осуществляет методологическое и методическое руководство по анализу деятельности предприятия.
Специалисты планово-экономического отдела контролируют выполнение планов по снабжению, производству и реализации продукции, изучают динамику норм трудовых затрат, изменение уровня себестоимости, изучают технологию производства, порядок оплаты труда, его производительность и др.
Специалисты учетно-финансового отдела подробно изучают все статьи бухгалтерского баланса, отчетность, выполнение различных производственных планов и других финансовых показателей.
Специалисты производственного отдела анализируют соблюдение технологии производства и т. д.
Планирование аналитической работы
Важным условием, от которого зависят действенность, эффективность и результативность экономического анализа являются правильная организация и планомерный характер деятельности. В настоящее время, когда роль и значение экономического анализа резко возрастают, нельзя, чтобы предприятие работало без конкретного плана. В связи с чем составным элементом в организации аналитической работы и является планирование деятельности предприятия.
В настоящее время организация экономической работы предусматривает составление на предприятии следующих планов :
1) комплексного плана;
2) тематического плана.
Комплексный план составляется на 1 год. Разработчиком этих планов на предприятии является специалист, который руководит аналитической работой на предприятии. Этот план по содержанию напоминает некое расписание аналитических исследований, в котором, кроме целей и задач анализа, приводятся обязательные вопросы, исследуемые в течение года, определяется время для рассмотрения каждого вопроса.
Тематический план представляет собой план проведения анализа по определенным вопросам, которые рассматриваются более конкретно. Данный вид анализа изучает объекты, субъекты, этапы и сроки анализа, исполнителей и т. д.
При выполнении намеченного в плане объема аналитической работы необходимо соблюдать определенную последовательность.
Выделяют следующие основные этапы проведения аналитической работы :
1) составление рабочей программы экономического анализа конкретных объектов и предмета с учетом его цели и задач;
Неформализованные методы экономического анализа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формализованные и неформализованные методы в экономическом анализе
Методы и приемы экономического анализа можно классифицировать по-разному. Основу любой классификации составляет конкретный признак. По мнению В.В. Ковалева и О.Н. Волковой наиболее информативным делением методов и приемов является их разбивка по степени формализуемости, другими словами, по степени описания данным методом некоторых формализованных процедур. Таким образом, вся совокупность аналитических методов делится на формализованные и неформализованные.
Основой неформализованных методов является описание аналитических процедур на уровне логики, а не заданных аналитических зависимостях. При использовании таких методов наличествует определенный субъективизм, так как большую роль играют опыт, интуиция и знания исследователя.
Неформализованными методами являются:
Формализованные, т.е. математические методы включают:
К первой группе Ковалев и Волкова относят традиционные способы анализа экономических процессов: балансовый метод, детерминированный факторный анализ, прогнозирование, основанное на пропорциональных зависимостях.
К классическим статистическим методам относятся: метод средних, метод группировок, методы обработки данных и индексный метод.
Статистические методы – это регрессионный и корреляционный анализ, кластерный и дисперсионный анализ.
К методам теории принятия решений относятся: построение дерева решений, анализ чувствительности и линейное программирование.
Готовые работы на аналогичную тему
Постольку каждый из перечисленных методов имеет свои особенности, то их применение осуществляется разными способами.
Способами экономического анализа являются: способ сравнения, графический способ, балансовый, относительных и средних величин, способ аналитических группировок.
Чтобы изучить влияние факторов на результаты экономической деятельности и подсчитать резервы используется детерминированный факторный анализ, стохастический анализ факторов и способ оптимизации показателей.
Характеристика неформализованных методов
Способ сравнения экономического анализа является основным или вспомогательным приемом при решении задач. Применяется в таких случаях:
Сравнительный анализ может быть горизонтальным, вертикальным, трендовым, а также одномерным и многомерным.
Важным условием при проведении анализа является необходимость сохранения сопоставимости показателей, так как сравнению поддаются только однородные величины.
Метод сравнения в экономическом анализе предполагает соблюдение следующих требований:
Другим неформализованным методом является метод построения аналитических таблиц. Аналитическая таблица – это форма наглядного, рационального, наиболее систематизированного представления начальных данных, простых алгоритмов обработки и определения результатов. Аналитическая таблица – это комбинация горизонтальных строк и вертикальных столбцов. Если в таблице заполнена часть текста, а числовые данные отсутствуют, то она называется макетом аналитической таблицы. Применение таблиц в анализе обусловлено необходимостью систематизации данных, проведения расчетов и оформления аналитических результатов.
Если использовать таблицы при аналитических процедурах, то можно:
Еще один неформализованный метод – это метод экспертных оценок, в рамках которого обобщаются оценки экспертов, которые относятся к перспективам развития какого-либо субъекта экономики. Особенностью метода является последовательный, индивидуальный анонимный опрос экспертов. При такой методике исключается непосредственный контакт экспертов, а значит, и групповое влияние, которое возникает в процессе совместной работы. Цель данного метода состоит в определении, на основе опыта и знаний, производственных факторов, существенно влияющих на тот или иной показатель.
Анализ при помощи рассматриваемого метода проводится в несколько стадий, а обработка его результатов производится статистическим методом.
Как правило, последовательность вычислительных процедур следующая:
Discovered
О финансах и не только…
Методы финансового анализа
Основной целью финансового анализа является исследование финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия для выявления существующих (потенциальных) угроз и возможностей. При этом топ-менеджеров и аналитиков компании может интересовать как текущее финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую перспективу. В практике финансового менеджмента используются различные методы финансового анализа, о которых и пойдет речь ниже.
Метод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — это путь исследования, учения. В широком понимании метод означает пути, способы и средства познания действительности, совокупность взаимосвязанных принципов и способов исследования процессов, явлений, предметов в природе и обществе.
Метод финансового анализа — это системное, комплексное исследование, взаимосвязанное изучение, обработка и использование информации финансового характера с целью выявления и мобилизации резервов эффективности использования финансовых ресурсов и установления оптимальной структуры их источников для обеспечения устойчивого развития предприятия.
Классификация методов финансового анализа
Существуют различные классификации методов финансового анализа.
Первый уровень классификации выделяет:
Неформализованные методы финансового анализа
Неформализованные методы финансового анализа основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: методы экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Формализованные методы финансового анализа
К формализованным методам финансового анализа относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Они составляют второй уровень классификации и подразделяются на:
В финансовом анализе используются также качественные и количественные методы.
Качественные методы финансового анализа
Качественные методы финансового анализа позволяют на основе анализа сделать выводы о финансовом состоянии предприятия, об уровне ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, о кредитоспособности организации.
Способы и приемы качественного анализа включают эвристические методы анализа, к которым можно отнести:
Эвристические методы используются преимущественно в процессе стратегического анализа.
Количественные методы финансового анализа
Количественные методы финансового анализа позволяют в ходе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать коэффициенты регрессии для целей планирования и прогноза, оптимизировать решение по использованию финансовых ресурсов.
К количественным методам относятся:
Статистические методы финансового анализа
Статистические методы финансового анализа объединяют следующие методы:
Метод сравнения
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
Основные виды сравнений, применяемые при финансовом анализе:
Метод сравнения требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.).
Индексный метод
Индекс — это относительный показатель, характеризующий изменение совокупности различных величин за определенный период. Так, индекс цен отражает среднее изменение цен за какой-либо период; индекс физического объема продукции или товарооборота показывает изменение их объема в сопоставимых ценах.
Различают цепные и базисные индексы. Цепной индекс характеризует изменение показателя данного периода по сравнению с показателем предыдущего периода, а базисный индекс отражает изменение показателя данного периода по сравнению с показателем периода, принятого за базу сравнения. Произведение цепных индексов равно соответствующему базисному индексу.
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели, индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя; в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.
Метод цепных подстановок
Сущность метода цепных подстановок заключается в том, что в исходную базовую формулу результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Полученный результат сравнивается с базовым значением результирующего показателя, и это дает оценку влияния первого фактора.
Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с предыдущим дает оценку влияния второго фактора.
Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.
Метод элиминирования
Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.
Графический метод
Графический метод финансового анализа является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.
Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные).
Табличный метод
Табличный метод финансового анализа применяется для наглядного отображения порядка расчета показателей, результатов анализа выполнения плана, динамики показателей, структурных изменений, выявленных резервов.
Аналитические таблицы отличаются относительно несложным строением, компактностью и наглядностью и содержат не только основную, но и дополнительную информацию для сравнения (плановые и средние показатели, данные за минувшие периоды), а также промежуточные итоги, отклонения, проценты.
При использовании аналитических таблиц за счет группировки значений показателей и расположения их в определенном порядке значительно повышается эффект восприятия информации.
Метод рядов динамики
Ряды динамики — это ряд чисел, которые характеризуют изменение величин во времени. Анализ динамических рядов дает возможность определить:
Различают интервальные динамические ряды, которые характеризуют результаты за определенные периоды (выручка от реализации за первый, второй, третий кварталы и в целом за год), и моментные — характеризующие экономическое явление в определенный момент времени (наличие собственных оборотных средств на начало или конец года).
Балансовый метод финансового анализа
Балансовый метод финансового анализа заключается в ознакомлении с финансовым положением предприятия по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. По данным отчетности выясняется:
Балансовый метод финансового анализа предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.
Экономико-математические методы финансового анализа
Экономико-математические методы финансового анализа применяются для анализа и выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
Из экономико-математических методов наиболее распространенным в анализе является корреляционно-регрессионный анализ. Он используется для определения тесноты зависимости между показателями, которые не связаны между собой функционально. Теснота связи между показателями измеряется коэффициентом корреляции для прямолинейной зависимости и корреляционным отношением для криволинейной зависимости.
Факторный анализ взаимосвязи финансовых показателей предполагает оценку влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность: на первом этапе выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя, на втором — устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами, на третьем — измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.
Для исследования и анализа влияния факторов могут использоваться следующие методы:
Факторный анализ при помощи системы жестко детерминированных моделей используется для определения изменения оборотных средств, их оборачиваемости, рентабельности предприятия; выявления суммы средств, высвобожденных или дополнительно вовлеченных в оборот в связи с изменением оборачиваемости и т.п.
Приемы проведения финансового анализа
Можно выделить пять основных приемов проведения финансового анализа:
Горизонтальный (трендовый) анализ
Горизонтальный (трендовый) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы горизонтального (трендового) анализа:
Вертикальный (структурный) анализ
Вертикальный (структурный) анализ — это определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы вертикального (структурного) анализа:
Сравнительный (пространственный) анализ
Сравнительный (пространственный) анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа:
Метод финансовых коэффициентов
Анализ финансовых показателей (коэффициентов) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. Финансовые коэффициенты представляют собой относительные характеристики, позволяющие сопоставлять результаты деятельности разных предприятий независимо от количественных параметров абсолютных показателей во временном разрезе. В процессе осуществления такого анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты финансовой деятельности.
В финансовом анализе наибольшее распространение получили
следующие аспекты такого анализа.
Анализ текущей деятельности. С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие:
Эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности может быть оценена протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности.
Поэтому основным показателем этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости средств в запасах и расчетах.
Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской
задолженностью. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (конвертации в абсолютно ликвидные средства), рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.
Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются не от конкретных видов активов, а анализируют рентабельность капитала в целом. Основными показателями поэтому являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.
Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на биржах ценных бумаг и реализующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.
Следует сказать, что процедурная часть методологии анализа финансово-экономической деятельности регулируется с помощью ряда принципов:
Проведение эффективного финансового анализа деятельности хозяйствующего субъекта предполагает разработку системы последовательно осуществляемых мероприятий на основе единых принципов, подчиняющих себе все элементы системы и позволяющих предоставить строго определенному кругу пользователей наиболее актуальную в данный момент информацию.