Недостаток внимания в детстве к чему приводит
«Мама, поговори со мной». Чем опасен дефицит внимания к ребенку?
Когда рождается ребенок на свет, он не осознает, кто он, что он и почему он. В осознавании себя и этого мира ему помогают его родители.
Мама и есть его мир, если мама любит ребенка, заботится о нем, то малыш принимает эту реальность положительно. Он начинает думать, что если его любит мама, значит, все вокруг любит его тоже.
Эксперт сетевого издания «Белновости» по вопросам психологии Александра Чесалова рассказала, чем опасен дефицит внимания к ребенку.
Опасность дефицита внимания несет в себе, если родитель отвергает ребенка внутренне или внешне.
И невнимание родителя ребенком воспринимается как отвержение его личности и его самого, что, в свою очередь, приводит к несчастливой дальнейшей жизни ребенка.
Какие действия несут в себе опасность?
1. Если ребенок говорит, а его не слушают родители.
2. Его не слышат родители, не понимают. Признают только свое собственное мнение.
3. Не играют, достаточно в день уделять 15-20 минут на игры, это будет означать для него, что родитель любит его.
4. Не читают ему книги, сказки, истории, это тоже знак проявления любви и внимания к своему малышу.
5. Если ребенок совершил ошибку и ему не дают шансов на исправление на своей оплошности. То есть не объясняют, как можно исправить и что любая проблема решаема.
6. Не поддерживают в начинаниях, а только говорят, что не сможешь и т. д.
7. Не проводят время отдыха вместе, на воздухе, в поездках и т. д. Каждый предоставлен сам себе.
8. Не говорите слова любви.
9. Не интересуетесь жизнью ребенка, его интересами, делами, удачами, неудачами и т. д.
10. Не обучаете его тому, что знаете в бытовой сфере, развлечениях, заботе, любви.
Все эти действия означают для появившегося человека на свет то, что его не воспринимают. И он плохой, и поэтому его близкие так относятся к нему.
Постоянное чувство вины, что он в чем-то виноват. И это приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе и своих силах.
Что влечет за собой ряд жизненных проблем:
Невнимание к своему ребенку означает не принятие его таким, какой он есть, отвержение его. Что создает психологическую травму и внутреннеличностный конфликт личности, от которого он будет страдать всю жизнь.
От внутреннеличностного конфликта можно избавиться с помощью психолога. А можно его заранее предупредить и сделать своего ребенка счастливым и успешным.
Главное — показывать свою любовь разными способами. Разговаривайте, спрашивайте, интересуйтесь, поддерживайте, заботьтесь и просто любите свое дитя.
Ключик к сердцу любимого человека — это слова «Я рад, что ты у меня есть».
Синдром недолюбленности
Практически все психологические проблемы берут свое начало из детства. Синдром недолюбленного ребенка провоцирует появление проблем в общении, неуверенности в себе, развития комплекса неполноценности и многих других проблем. Холодность со стороны родителей – главная причина, которая делает человека несчастным.
Нехватка родительской любви в детстве приводит к осложнениям в зрелом возрасте
Определение понятия
Во взрослой жизни недолюбленные дети сами становятся родителями, которые также не знают, как обеспечить своим детям нужный уровень поддержки. Получается замкнутый круг. Малыш начинает ощущать, любят его или нет, еще находясь в утробе. После рождения малыш получает стресс, потеряв физический контакт с матерью. Эту потерю может компенсировать тактильный контакт и прикладывание к груди.
Положение взрослого человека в обществе полностью зависит от того, насколько ребенок уверен в любви родителей. Объясняется такое утверждение очень просто. В возрасте до 5 лет авторитетом и опорой являются родители. Малыш верит всему, что они ему говорят. Мама с папой у малыша ассоциируются со всем миром, он видит мир их глазами. Их отношение к ребенку дает или отбирает механизмы самосохранения. Если механизм нарушается, во взрослой жизни человек будет вынужден искать себе партнера, похожего на одного из родителей, чтобы восполнить недостающий пробел.
К чему приводит
Недолюбленность отражается на самооценке. Малыш воспринимает себя только через призму видения родителей. По мере взросления, когда у детей уже появляется способность к логическому мышлению, поведение родителей способствует появлению в мозгу утверждений, которые звучат так: «если меня не любят собственные родители, больше никто никогда не будет любить». Со временем этот стереотип укрепляется в подсознании и заставляет чувствовать себя неполноценным, избегать общения с детьми. Не получая сигналов от мира, что он кому-то нужен, индивид начинает подсознательно стремиться к смерти.
Индивид вместо концентрации на красках жизни старается всеми силами побороть поселившиеся в его душе страхи, переживания и комплексы. Такой человек всю жизнь старается доказать миру, в том числе и себе, свою важность, не веря в нее ни на грамм.
Нередко, недополучив ласки, дети стараются привлечь внимание взрослых неблагоприятными поступками. Естественно, за такими поступками приходит наказание, а потом сожаление родителей, проявление которой ребенок наблюдает в ласке. Наказание после ласки провоцирует у ребенка появление в мозговых центрах ощущения удовольствия от негатива, поэтому он вырабатывает определенную линию поведения. Подчас такое поведение приводит к наркомании или алкогольной зависимости, ребенок привык, что его посрамят за неблаговидный поступок, а потом пожалеют и будут опекать, следя, чтобы он не сделал этого вновь. Помимо конфликтов психологических, возникают еще и физические.
При нехватке тактильных прикосновений ребенок начинает негативно воспринимать свое тело. В подростковом возрасте это начинает проявляться через такие фобии, как боязнь зеркал и фотокамер.
Порой ребенок перестает полностью заботиться о состоянии своего тела, думая, что оно все равно у всех вызывает отвращение. Недолюбленные подростки, предъявляющие к себе завышенные запросы, считают, что их тело – сплошное скопление недостатков, поэтому срочно нужно исправить форму носа, бровей, менять цвет и длину волос. Таких примеров мы можем видеть множество среди звезд мирового шоу-бизнеса. Неуверенность в себе и погоня за эталоном красоты способствуют появлению на сцене все большего количества звезд, похожих на куклу Барби и Кена.
Как проявляется
Недолюбленный ребенок, повзрослев, будет видеть себя неполноценной личностью, поэтому поведение закомплексованных людей заметно сразу. Ниже рассмотрим 7 признаков, выдающих во взрослых людях детей, которых недолюбили в детстве.
Недолюбленный человек проявляет недоверие ко всем окружающим
Влияние на ситуацию
У женщины или мужчины синдром недолюбленного не является неизлечимым заболеванием, хотя и требует психокоррекции. Недолюбленные дети в сознательном возрасте должны осознать глубину душевной травмы и принять реальность, как должное. Ваше счастье в ваших руках, постарайтесь вспомнить хоть один счастливый момент из жизни, свои ощущения и перенести это на свою семью.
Одной из проблем является влияние воспитания и среды. Во многих религиозных и общественных течениях людей шантажируют посредством семьи, намекая человеку, что он неполноценен, если у него нет второй половинки и детей в определенном возрасте. Наедине с собой следует решить, с какой целью заводился ребенок:
Подумайте, чего вы хотите для своего ребенка и от него самого. Попробуйте разобраться в своих требованиях, что нужно вам и ему. Прислушайтесь к своему чаду. Детские капризы, непослушание, агрессия – все это могут быть первые симптомы недостатка внимания с вашей стороны.
С другой стороны, любой синдром и комплекс являются результатом неправильного восприятия себя и поведения окружающих. Если все СМИ сейчас начнут вещать: «Наши дети недолюбленные!», то все дети впадут в дикую панику, что они никому не нужны.
Важно понимать, как объяснить ребенку: то, что вы даете ему – есть ваша забота, опека и самая большая любовь. Ни один психолог не может сказать, как правильно вести себя со своим ребенком. Для проявления чувств нельзя создать определенного алгоритма, расписания «обнимашек», поцелуев, разговоров по душам.
Не стоит забывать, что гиперопека также не станет плюсом в дальнейшей жизни ребенка, поэтому следует во всем знать меру. Гармония в отношениях и взаимопонимание – это залог благополучия для вашего ребенка. К нему следует относиться, как к равному себе, а не думать постоянно, что он не сможет осознать информацию, которую вы собираетесь до него донести.
Заключение
На сегодняшний день остро стоит проблема развития все большего количества расстройств психики у молодежи. Синдром недолюбленности считают причиной появления большинства фобических расстройств. Нужно понимать, что этот синдром быстро поддается коррекции. При появлении признаков заболевания необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Как понять что ребенку не хватает внимания?
Автор: Мария Кравчук
Недолюбленность и перелюбленность — две крайности, которые ломают детям жизнь. Как понять, достаточно ли внимания и любви получает ребенок? А получает ли он их вообще? Если нет, то почему? Что чувствуют недолюбленные дети и как нехватка родительской заботы отражается на их взрослой жизни?
В этой статье речь пойдет не о том, как воспитывать детей, как правильно с ними общаться, сколько проводить времени. На моем YouTube канале есть видеоролик, в котором я подробно разобрала эту тему.
Сразу отмечу, что все, о чем пойдет речь дальше, больше относится к детям дошкольного возраста — от 0 до 6 лет. Именно в этот период формируются базовые установки, которыми ребенок будет руководствоваться всю свою жизнь. И внимание родителей, общение с ними — ключевой фактор в становлении его личности.
Как по поведению ребенка понять, что ему не хватает внимания
Буквально на днях наблюдала ситуацию (после чего и решила написать эту статью): в семейном ресторане за соседним с нами столиком сидела молодая женщина с мальчиком 4-5 лет. Они заказали пиццу. Пока ждали заказ, мама коротала время за телефоном. Мальчик играл с машинкой-трансформером и всячески пытался вовлечь в свою игру маму: «Мам, посмотри, как у нее (машинки) открываются двери! Мам, как ты думаешь, а она может быстро ездить? Мама, мам, у нее даже педали есть!». Мама в ответ угукала, не отрываясь от телефона.
Не добившись о матери внимания, мальчик оставил ее в покое и продолжил игру в одиночку. Он начала машинкой таранить стакан с соком, который принес официант, и подталкивать его к краю стола. Через минуту стакан, точнее оставшиеся от него осколки валялись на полу в бордовой луже вишневого сока. А малыш с опущенными глазами слушал гневную тираду мамы, которая называла его хулиганом и угрожала оставить его без десерта за плохое поведение.
Что интересно, в глазах мальчика не было и капельки сожаления или раскаяния за проделку. Нет, в них была удовлетворенность — он победил, добился своего, мама обратила на него внимание, а все остальное — ее упреки, угрозы — не имело для него значения.
В этой ситуации поведение мальчика явно выражало дефицит родительского внимания. Как еще может проявляться нехватка активного общения с родителями:
Первые четыре пункта также могут быть следствием другой крайности — избытка внимания со стороны родных и вседозволенности. Отличить нехватку общения от избалованности можно по реакции родителей. Если мама или папа искренне возмущаются, ругают свое чадо, пытаются силой, угрозами заставить его вести себя адекватно, как в описанной выше ситуации, проблема именно в дефиците внимания. Если же родители уговаривают малыша, просят успокоиться, дают ему то, что он требует, скорее всего, проблема именно во вседозволенности.
А вот замкнутость, необщительность никогда не возникают от избытка внимания. Как раз его нехватка делает малыша недоверчивым, пугливым, отстраненным. Он не умеет общаться, не знает, как правильно реагировать на окружающих.
Почему у мамы не хватает времени на ребенка
Чтобы решить проблему, ее нужно осознать. Если понимаете, что вашему ребёнку не хватает внимания, не нужно «срочно что-то сделать». Сначала разберитесь, почему сложилась эта ситуация. Формальных причин может быть множество:
Называя одну из них, убедитесь, что под ней не маскируется ваша внутренняя проблема.
Ребенок был нежеланным
Когда дети появляются на свет не от большой любви, у них мало шансов получить искреннюю заботу от мамы. Если беременность была незапланированной, очень ранней или от случайной связи, ребенок может вызывать у нее эмоциональное отторжение.
15-летняя мама не способна дать малышу ни любовь, ни полноценное внимание, поскольку сама еще нуждается в материнской заботе. Также малыш, родившийся от случайной связи или, что еще страшнее, в результате изнасилования, будет для матери напоминанием о глупом поступке, сломавшем жизнь, или психологической травме. Естественно, мама будет всеми правдами и неправдами избегать общения с ним. Она может добросовестно выполнять базовые родительские обязанности, но дать ему тепло, безусловную любовь у нее вряд ли получится.
Ребенок стал нежеланным
Еще более сложная и травматичная для детской психики ситуация. Почему сын или дочь вдруг становятся нежеланными? Причин может быть несколько. Например, женщина родила ребенка, чтобы удержать мужчину, и какое-то время это работало. Год, два, три, пока ребенок был совсем маленьким, муж оставался с ней, но потом все равно разорвал отношения. Поскольку изначально малыш для мамы был инструментом, а не целью, после ухода мужа он перестал быть ей интересен. Более того, стал для нее помехой, обузой, которая мешает строить новые отношения.
Подобное может произойти и в семье с запланированным, горячо любимым ребенком. Такую ситуацию мы разбирали на консультациях со Светланой. Они с мужем несколько лет мечтали о ребенке, но Свете не удавалось забеременеть. После продолжительного лечения и трех процедур ЭКО на свет появилась Ангелинка — долгожданная доченька. Счастью родителей не было предела. Муж каждую свободную минуту проводил с крошкой: менял подгузники, купал, кормил, гулял, играл с ней. Когда малышке исполнилось два года их отношения начали ухудшаться. Как со временем узнала Светлана, причиной была другая женщина, к которой муж в итоге ушел.
Света с Ангелиной остались вдвоем. Подрастая, дочка все больше становилась похожа на отца, который после развода не перестал заботиться о ней. Бывший муж регулярно забирал ее к себе, проводил с ней едва ли не каждые выходные. Естественно дома Ангелинка постоянно тараторила про папу.
Это все дико раздражало Светлану. И она стала всеми возможными способами избегать общения с дочкой. Наняла няню, на выходные, если девочку не забирал отец, отвозила к маме или к свекрови. В какой-то момент Света осознала, что вымещает на дочери злость и обиду, которую по-прежнему испытывала к мужу. Ко мне она обратилась с просьбой помочь разобраться в этой ситуации, чтобы своей холодностью не оттолкнуть дочь навсегда.
Мама повторно выходит замуж и рожает ребенка от нового мужа, а дети от предыдущего брака становятся ненужными — также нередкая ситуация. Причем часто бывает так: пока у матери и ее второго (третьего) мужа нет общих детей, мужчина очень хорошо воспринимает ее ребенка, относится по-отцовски, у них отличные отношения. Но как только появляется совместный малыш, он полностью отстраняется от приемного сына или дочки, начинает воспринимать их как что-то инородное, чужое. Маме также не до старших детей. Она занята хлопотами о крохе, которая еще крепче связала ее с мужем и отдалила от брата или сестры.
Ребенок стал неинтересен
Такая ситуация может показаться невозможной — как ребенок может надоесть матери, стать ей неинтересным? Но такое происходит и довольно часто. Этому есть две причины.
Биологическая
Примерно до 3-4 лет заботится о ребенке женщину заставляет генетика, тот самый материнский инстинкт. После четырех лет физиологически и психологически дети уже сформированы и способны самостоятельно социализироваться и выживать.
Вплоть до Позднего средневековья уже с пятилетнего возраста, а иногда и раньше, детей привлекали к полевым работам, к помощи по дому. Напомню, что в те времена практически все семьи были многодетными. В среднем в каждом доме подрастало 8, 10, 12 детей разного возраста. Естественно, внимания матери хватало лишь на самых младших.
Постепенно количество детей в семьях уменьшалось и у родителей появилась возможность заботиться о своих чадах дольше. Но это уже обуславливалось не инстинктом. Просто у них не было младших детей, которые нуждались в заботе. Со временем воспитание детей до более позднего возраста стало социальной нормой. Однако генетические установки и «срок действия» материнского инстинкта не изменились.
Психологическая
Интерес к деткам, когда им исполняется 3-4 года, родители могут терять и по другой причине. До этого возраста малыш был для них как бы игрушкой, которую можно одевать, кормить, укладывать спать. Он не требовал активного общения. Да, кроха смеялся, плакал, капризничал, но он не задавал вопросов. И вот с трех-четырех лет, научившись говорить, он начал требовать от родителей совсем другого внимания — осознанного, интеллектуального и максимально интерактивного.
Теперь он умеет задавать вопросы. И у него есть столько всего, о чем нужно спросить маму или папу. Но не каждый родитель хочет часами отвечать на банальные вопросы своего чада — почему трава зеленая, почему светит солнце, откуда берется вода. А тем более на вопросы, на которые он не знает ответа или не знает как ответить — почему петушок залазит на курочку, почему в светильнике загорается лампочка, почему папе можно называть бабушку «ведьмой» (когда она не слышит), а ему нельзя.
Многих родителей такое общение утомляет. Говорить с пятилеткой на равных, как со взрослым, еще не получается, а отвечать на его детские вопросы понятным для него языком сложно и неинтересно. Чтобы ребенок не приставал со своими «глупыми почему», родители стараются всячески его занять — игрушками, телевизором, гаджетами.
Во время последней поездки во Львов со мной в купе ехала семья — мама, папа и дочка лет четырех. И родители, и ребенок коротали время за смартфонами. Девочка смотрела мультики, играла в игры, а когда ей надоедало, приставала с разными «почему» то к маме, то к папе. Взрослым не хотелось отрываться от гаджетов и на каждый второй вопрос крохи они отвечали: «Малыш, спроси у Siri» (Siri — голосовой помощник в iPhone). Как маме, мне было очень жаль девочку, а как психологу — родителей. Ведь таким отношением они лишали дочь самого важного — родительского внимания, а себя — удовольствия поучаствовать в ее развитии.
«Брошенные» дети
Отдельная категория — дети, которых при живых родителях воспитывают бабушки, дедушки, другие родственники. Такая ситуация может сложиться по разным причинам:
И хотя причин может быть много, итог один — ребенок чувствует себя брошенным. Ему кажется, что он в чем-то виноват, что он плохой, поэтому его оставили. При этом он не перестает верить, что когда-то мама его заберет. Он будет очень-очень стараться, и мама оценит его старания, увидит, что он хороший, что его есть за что любить. Причем это параноидальное стремление доказать матери, что он достоин ее любви, может преследовать его всю жизнь.
Подарки вместо внимания
Заменять внимание и общение подарками — настолько распространенная родительская практика, что напоминает эпидемию. Да, маме и папе зачастую проще заработать деньги и купить ребёнку очередную игрушку, чем выделить время на разговор по душам. Или вместе посмотреть фильм, а затем обсудить его. Проще пойти с ним в развлекательный центр и отправить на пару часов на батуты, а самому побродить по магазинам или попить кофе в кафетерии, чем выслушивать детские фантазии или отвечать на вопросы крохи.
Но все эти подарки не могут заменить ребёнку полноценного доверительного общения. В конце концов он обесценивает такие «откупы» и старается всеми возможными способами заставить родителей уделить ему внимание либо замыкается, становится отстраненным, равнодушным.
Формальное внимание или общение без эмоций
Мама формально заботится о ребенке, удовлетворяет все его базовые потребности — кормит, одевает, обувает, возит на кружки, секции, покупает игрушки, укладывает спать, читает на ночь сказки — но не проявляет никаких эмоций. Физически она может проводить с дочкой или сыном очень много времени, но эмоциональной связи между ними нет.
В каких случаях такое происходит и как воспринимает это ребенок:
Ребенок говорит, что никому не нужен. Что это — крик о помощи или шантаж?
«Меня никто не любит! Я никому не нужен! Мама, зачем ты меня родила?». Такие слова пятилетнего сына напугали мою клиентку и она обратилась ко мне за помощью. Надежда рассказала, что воспитывает ребенка одна, старается дать ему все самое лучшее: они отдыхают на заграничных курортах, каждые выходные ездят в кино, на каток или в парк, дом буквально забит игрушками. У Надежды свой бизнес, который требует много времени, но она все равно старается каждый день выкраивать для ребенка хотя бы полчаса. И она не понимает, чего не хватает сыну.
Во время консультаций Надя рассказала, что родила ребенка достаточно поздно, в 42 года. Это был ребенок «для себя». Уже через три недели после родов ей пришлось вернуться к работе, малышом занималась няня. Спустя полгода у нее появилась возможность расширить бизнес, но для этого нужно было часто и надолго ездить в командировки. Почти на два года она выпала из жизни маленького сына. А спустя еще год она поймала себя на мысли, что рождение ребенка было ошибкой. Женщина всячески отгоняла от себя эту мысль и старалась как можно больше времени проводить с сыном, задаривала его подарками.
Что происходило на самом деле? Мать не испытывала любви к своему ребёнку, из-за этого чувствовала себя виноватой. Чтобы как-то заглушить чувство вины, она изо всех сил старалась быть хорошей мамой. Но обмануть ребенка невозможно. Он чувствует эмоциональную пропасть между собой и мамой. Отсюда и ощущение ненужности.
В этой ситуации слова мальчика «Меня не любят, я не нужен» — это крик отчаяния. Но бывают ситуации, когда дети с помощью таких фраз банально манипулируют родителями. Дети — очень талантливые манипуляторы. Они быстро нащупывают слабые места родителей и без стеснения в них бьют. «Если ты мне не купишь эту игрушку, значит, я тебе не нужен». «Сережу мама любит, она ему купила новый телефон». Подобными фразами они цепляют что называется за живое, требуют от родителей доказывать любовь. Достаточно один раз попасться на такую уловку, чтобы ребенок активно использовал ее для получения желаемого.
Очень важно отличать крик о помощи от манипуляций. В первом случае, нужно объективно оценить взаимоотношения с ребенком и, пока не поздно, изменить их. Во втором наоборот, нужно на корню пресечь попытки манипулировать вами.
Какими вырастают недолюбленные дети
Нехватка любви, понимания в детстве обязательно отразится на взрослой жизни ребенка. Как именно, зависит от того, каким способом он пытается добиться внимания родителей в детстве. Есть несколько возможных сценариев.
С какими еще проблемами сталкиваются во взрослой жизни недолюбленные дети?
Очень часто родители осознают свои ошибки слишком поздно, когда исправить их уже невозможно или крайне сложно. Поэтому, если у вас есть хоть малейшие сомнения, хватает ли вашему малышу внимания, правильно ли вы выражаете свою любовь, отложите все дела и проанализируйте ситуацию. Если понимаете, что самостоятельно сделать это не получается, приходите ко мне на консультацию. Не оставляйте проблему нерешенной. Чем это чревато вы теперь знаете.
СДВГ: симптомы, диагностика, лечение
Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.
Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Основные симптомы
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.
СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:
Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.
Причины возникновения синдрома дефицита внимания
На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:
В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:
Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.
Типы СДВГ
Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:
Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Лечение
При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.
Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.
Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.
Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:
Как проявляется синдром у взрослых
У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.
Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.
Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:
Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.
Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.
Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.