Недостатком фискальной политики является то что
Достоинства и недостатки фискальной политики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и цели фискальной политики
Одной из форм государственного регулирования экономики является фискальная политика.
Фискальная политика – форма государственного регулирования экономики, направленная на корректировку государственных расходов и ставок налогообложения.
В качестве основных целей фискальной политики государства можно назвать:
Основные разработки в области исследования фискальной политики проводились Дж. Кейнсом и представителями его экономической школы.
Основные достоинства политики фискального регулирования
Положительными аспектами фискальной политики можно назвать:
Отрицательные аспекты политики фискального регулирования
Готовые работы на аналогичную тему
Отрицательными аспектами фискальной политики можно назвать:
Экономическая суть эффекта вытеснения заключается в увеличении бюджетных расходов в части государственных закупок или трансфертов в периоды экономических спадов и снижении налоговых бюджетных доходов, вызывающих мультипликативный рост совокупных доходов, который, в свою очередь, приводит к увеличению спроса на деньги, повышению процентной ставки на рынке денег (рост стоимости кредитов). В результате удорожания кредитных денег сокращаются частные инвестиции, что приводит к сокращению объемов деятельности, то есть выпуска продукции. Недопроизведенная или «вытесненная» часть объема производства является результатом стимулирующей фискальной политики.
Присутствующий в политике внутренний лаг представляет собой временной период между моментом возникновения необходимости корректировки политики и моментом принятия решения о проведении такой корректировки. Ответственность за принятие решений относительно корректировки фискальной политики возложена на правительство, однако такие решения нуждаются в утверждении со стороны законодательной ветви власти для придания им легитимности, что увеличивает время их внедрения в жизнь. Кроме того, как правило, меры фискальной политики предусматриваются на определенный финансовый год, что еще больше способствует увеличению внутреннего лага, поскольку за указанное время экономическая ситуация зачастую меняется кардинально. Например, в период рецессии экономики правительством могут быть предложены стимулирующие меры фискальной политики, однако их действие приходится уже на период экономического подъема. Возникающий как результат двойного стимулирования «перегрев» экономики оказывает деструктивное влияние на экономическую ситуацию в целом и на инфляционные процессы в частности. Возможна и обратная ситуация, когда предложенные в период экономического бума сдерживающие меры экономической политики реализуются уже в период спада, усугубляя его.
Помимо того, к недостаткам фискальной политики относится неопределенность, характерная не столько для фискальной, сколько для монетарной политики в целом. Неопределенность фискальной политики выражается в различных аспектах, к числу которых можно отнести следующие:
Достоинства и недостатки фискальной политики
Понятие и цели фискальной политики
Фискальная политика государства является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования, его масштабы и сила воздействия настолько велики, что важность оптимальной фискальной политики трудно переоценить. В течение достаточно долгого времени манипулирование налогами и государственными расходами использовалось для регулирования движения капитала и влияния на принятие инвестиционных решений физическими и юридическими лицами. Однако основной макроэкономической функцией государства является стабилизация экономики, и фискальная политика, как правило, также играет в этом очень важную роль. На сегодняшний день фискальная политика не в полной мере реализует свой потенциал, определяет актуальность вопроса, поднятого в работе.
В странах с развитой рыночной экономикой именно фискальная и денежно-кредитная политика являются основными инструментами, с помощью которых государство влияет на национальное производство, занятость и инфляцию.
Целями фискальной политики являются:
С появлением кейнсианского учения фискальная политика использовалась в качестве основного инструмента регулирования экономического цикла. В этом случае в зависимости от фазы цикла применяются методы стимулирования или сдерживания фискальной политики.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Основные достоинства политики фискального регулирования
Фискальная политика имеет несколько преимуществ. Основными из них являются:
Отрицательные аспекты политики фискального регулирования
Некоторые экономисты считают, что одним из главных недостатков фискальной политики является эффект вытеснения. Это происходит, когда государственные закупки товаров и услуг увеличиваются с целью стимулирования экономики. Известно, что стимулирование налогово-бюджетной политики приводит к мультипликативному увеличению общего дохода. В результате спрос на деньги растет, а процентная ставка на денежном рынке растет. Более дорогие кредиты приводят к «вытеснению» инвестиционных затрат фирм в краткосрочной перспективе, что может привести к уменьшению основного капитала в экономике и снижению экономического потенциала в долгосрочной перспективе.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Кроме того, налоговое регулирование экономики часто увеличивает дефицит государственного бюджета. Налоги являются основным источником доходов для государственной казны. В то же время государственные закупки и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета. Очевидно, что постоянные операции государства с его бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Например, правительство не может регулярно увеличивать свои расходы для увеличения своего ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не отвечает интересам государства. По мнению представителей неоклассического направления, формирование дефицита государственного бюджета является одним из важнейших недостатков фискальной политики.
Также необходимо учитывать, что в процессе фискальной политики присутствует фактор неопределенности. Это касается, в первую очередь, вопроса выявления экономической ситуации. Не всегда возможно точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочная реализация неправильной политики может серьезно повлиять на экономику.
Таким образом, фискальная политика является одним из основных способов регулирования рыночной экономики. Фискальное регулирование экономики позволяет руководству страны решать такие макроэкономические проблемы, как сокращение безработицы, стабилизация общего уровня цен и стимулирование экономического роста. Однако в ходе фискальной политики необходимо учитывать негативные последствия фискального регулирования.
Фискальная политика
Опубликовано 14.07.2021 · Обновлено 13.11.2021
Что такое Фискальная политика?
Ключевые моменты
Понимание фискальной политики
Фискальная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.
В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы – это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1
Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.
Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.
Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.
Политика расширения
Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.
Быстрый факт
Основатель налогово-бюджетной политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации делового цикла и регулирования экономического производства.
Недостатки расширения
Политика экспансии также популярна – до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».
Сдерживающая политика
Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы
видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени
между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы
являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатки фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в
следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
— проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики
— проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты
государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
4. Дефицит бюджета.Противники кейнсианских методов регулирования
экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.