Недискриминационный доступ что это
Недискриминационный доступ что это
от 27 декабря 2004 г. N 861
С 24.09.2020 по 31.12.2030 Правила недискриминационного доступа, утв. данным документом, применяются, если иное не установлено приложением N 5 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ПЕРЕДАЧЕ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.03.2007 N 168,
от 26.07.2007 N 484, от 15.06.2009 N 492, от 02.10.2009 N 785,
от 03.03.2010 N 117, от 09.06.2010 N 416, от 04.05.2012 N 442,
от 20.07.2013 N 610, от 26.07.2013 N 630, от 31.07.2013 N 652,
от 26.08.2013 N 737, от 13.11.2013 N 1019, от 10.02.2014 N 95,
от 20.02.2014 N 130, от 07.03.2014 N 179, от 31.07.2014 N 740,
от 31.07.2014 N 750, от 11.05.2015 N 458, от 11.06.2015 N 588,
от 07.07.2015 N 680, от 04.09.2015 N 941, от 05.10.2016 N 999,
от 21.12.2016 N 1419, от 23.12.2016 N 1446, от 04.02.2017 N 139,
от 14.03.2017 N 290, от 07.05.2017 N 542, от 24.05.2017 N 624,
от 07.07.2017 N 810, от 10.11.2017 N 1351, от 04.12.2017 N 1468,
от 13.08.2018 N 937, от 17.09.2018 N 1096, от 21.12.2018 N 1622,
от 30.01.2019 N 64, от 22.06.2019 N 800, от 26.12.2019 N 1857,
от 27.12.2019 N 1892, от 21.03.2020 N 320, от 18.04.2020 N 554,
от 30.04.2020 N 628, от 29.06.2020 N 950, от 03.12.2020 N 2005,
от 21.12.2020 N 2184, от 30.01.2021 N 86, от 31.03.2021 N 496,
от 30.06.2021 N 1071, от 29.10.2021 N 1852)
Недискриминационный доступ что это
Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2014 г. № 1284
МОСКВА
Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391)
Во исполнение части 3 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.
2. Определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил, утвержденных настоящим постановлением.
3. Федеральной антимонопольной службе в 3-месячный срок утвердить формы раскрытия информации, предусмотренной пунктом 10 Правил, утвержденных настоящим постановлением, а также правила заполнения указанных форм.
4. Установить, что начало раскрытия информации об условиях доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, а также начало ведения реестра заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, предусмотренного пунктом 22 Правил, утвержденных настоящим постановлением, должны быть осуществлены в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 ноября 2014 г. № 1284
ПРАВИЛАнедискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения связи (за исключением кабелей связи, в том числе их части);
здания, сооружения либо отдельные помещения в них, специально созданные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов);
столбовые и стоечные опоры;
3. Недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.
4. Государственный контроль за соблюдением требований, определенных настоящими Правилами, осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях.
5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает требования к специальным объектам инфраструктуры, созданной или специально приспособленной для строительства, эксплуатации, размещения сетей электросвязи или их отдельных элементов, в том числе технологические требования к специальным объектам инфраструктуры и нормы их проектирования, технические требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на специальных объектах инфраструктуры, общие требования по техническому обслуживанию специальных объектов инфраструктуры. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391)
Контроль за выполнением указанных норм и требований осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устанавливают требования к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические нормы и требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, нормы проектирования сопряженных объектов инфраструктуры, иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1391)
Контроль за выполнением указанных норм и требований осуществляют органы государственного надзора в соответствующей сфере.
II. Общие условия недискриминационного доступа пользователей к инфраструктуре
7. Применение настоящих Правил осуществляется исходя из следующих принципов:
а) обеспечение потребителям услуг электросвязи возможности получения услуг электросвязи у выбранного ими оператора связи;
б) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для пользователей инфраструктуры;
в) создание условий для развития конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи;
г) доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре.
8. Предоставление доступа к инфраструктуре для всех пользователей инфраструктуры должно осуществляться в том же порядке и на тех же условиях, на которых структурные подразделения владельца инфраструктуры либо его аффилированные лица используют инфраструктуру для целей размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в случае такого использования.
III. Перечень информации об условиях доступа к инфраструктуре и порядок ее раскрытия
9. Владелец инфраструктуры обязан раскрывать пользователям инфраструктуры информацию об условиях и порядке доступа к инфраструктуре.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц путем размещения на сайте владельца инфраструктуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве электронного средства массовой информации (официальный сайт), либо в печатных средствах массовой информации, территорией распространения которых является Российская Федерация (официальные печатные издания), а также предоставление такой информации по запросу пользователя инфраструктуры.
10. В состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами, входят:
а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ владельцем инфраструктуры в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;
б) порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов;
в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;
г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил;
д) сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.
12. Опубликованию подлежит информация, не составляющая государственной тайны.
13. По запросу, направленному пользователем инфраструктуры владельцу инфраструктуры в письменной форме, владелец инфраструктуры посредством электронной и (или) почтовой связи предоставляет пользователю инфраструктуры следующую информацию:
а) схемы размещения объектов инфраструктуры и иная техническая информация, необходимая для организации доступа к инфраструктуре;
б) информация о наличии (отсутствии) технологической возможности предоставления доступа к объекту инфраструктуры;
в) порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре;
г) порядок формирования цены на предоставление доступа к объектам инфраструктуры, информация о которых запрашивается;
д) условия доступа сотрудников пользователя инфраструктуры к объектам инфраструктуры.
14. Информация, предусмотренная пунктом 13 настоящих Правил, предоставляется, за исключением случаев, когда составляет государственную тайну, а также за исключением иных случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
15. К запросу пользователя инфраструктуры, указанному в пункте 13 настоящих Правил, должно быть приложено письменное обязательство о сохранении конфиденциальности предоставляемой информации и неиспользовании ее в противоправных целях.
Информация, предусмотренная пунктом 13 настоящих Правил, рассматривается пользователем инфраструктуры как конфиденциальная, не подлежащая раскрытию третьим лицам без согласия владельца инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
16. Срок выполнения владельцем инфраструктуры запроса, направленного пользователем инфраструктуры, на предоставление информации в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил не может превышать 30 рабочих дней со дня получения такого запроса.
Владелец инфраструктуры вправе взимать плату за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил, только в случае выполнения работ по осмотру, измерению, обследованию объекта инфраструктуры, необходимых для предоставления информации. Цена на предоставление сопоставимой по объему и характеру информации устанавливается одинаковой для всех пользователей инфраструктуры.
17. Владелец инфраструктуры несет ответственность за своевременность, полноту и достоверность предоставляемой и раскрываемой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
IV. Условия доступа к инфраструктуре
18. Владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий.
При этом доступ к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры, предоставляется при условии, что размещение сетей электросвязи (их отдельных элементов) не препятствует использованию таких объектов инфраструктуры по прямому назначению, а также обеспечивает безопасность функционирования этих объектов инфраструктуры.
Владелец инфраструктуры не вправе обусловливать получение доступа к инфраструктуре получением иных платных услуг либо доступом к иным объектам, которые пользователь инфраструктуры не заказывал, если иное не установлено настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая возможность для предоставления такого доступа.
Для целей организации технологических сетей электросвязи владельцы сопряженных объектов инфраструктуры вправе устанавливать требования:
а) к обязательному размещению сетей электросвязи пользователей инфраструктуры на дополнительных сопряженных объектах инфраструктуры в пределах тех сопряженных объектов инфраструктуры, на которых пользователь инфраструктуры планирует размещение сетей электросвязи;
б) к предоставлению владельцу инфраструктуры возможности использования сетей электросвязи пользователя инфраструктуры, размещенных на сопряженных объектах инфраструктуры, принадлежащих владельцу инфраструктуры.
19. Предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора.
Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть обжалованы в судебном порядке либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации.
а) наименование и организационно-правовая форма пользователя инфраструктуры;
б) фактический почтовый адрес пользователя инфраструктуры;
в) перечень объектов инфраструктуры, к которым пользователь инфраструктуры намерен получить доступ;
г) предполагаемые сроки пользования объектами инфраструктуры;
д) цель предполагаемого использования объектов инфраструктуры;
е) перечень отдельных элементов сети электросвязи пользователя инфраструктуры, планируемых к размещению на объекте инфраструктуры.
21. К заявлению должна быть приложена копия свидетельства о государственной регистрации пользователя инфраструктуры в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В реестре фиксируются сведения о планах, в том числе долгосрочных, владельца инфраструктуры по задействованию инфраструктуры для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в том же порядке, что и заявления. При этом планы владельца инфраструктуры должны быть обусловлены потребностями по размещению собственных сетей электросвязи (их отдельных элементов) на объектах инфраструктуры. Отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и сведений не допускаются.
Реестр подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящих Правил.
23. Владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, обязан их рассмотреть и направить заявителю оферту на заключение договора или мотивированный отказ в предоставлении доступа к инфраструктуре.
24. В случае отсутствия сведений и (или) документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, владелец инфраструктуры в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления уведомляет об этом заявителя и в течение 15 рабочих дней со дня получения недостающих сведений и документов рассматривает их.
В случае получения от владельца инфраструктуры такого уведомления заявитель обязан направить ему недостающие сведения и (или) документы. Если указанные сведения и (или) документы не будут направлены владельцу инфраструктуры в срок, установленный уведомлением (но не менее 15 рабочих дней), заявление аннулируется и исключается из реестра.
25. В случае отсутствия технологической возможности предоставления доступа к инфраструктуре в полном объеме владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, обязан уведомить заявителя о том, на каких условиях и в каком объеме может быть предоставлен доступ к инфраструктуре.
Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления ему уведомления сообщает о намерении получить доступ к инфраструктуре в объеме, предложенном владельцем инфраструктуры, либо об отказе от получения доступа к инфраструктуре.
В период направления владельцем инфраструктуры уведомления заявителю, а также подготовки и направления заявителем ответа на это уведомление за заявителем сохраняется очередность в реестре.
26. Договор должен содержать следующие существенные условия:
а) указание объектов инфраструктуры, которые предоставляются по договору, а также цель их использования;
б) размер, порядок и сроки оплаты за пользование инфраструктурой;
в) ответственность сторон за обеспечение соответствия объектов инфраструктуры требованиям, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил;
г) технические условия размещения сети электросвязи пользователя инфраструктуры, в том числе ее отдельных элементов, на объектах инфраструктуры;
д) срок действия договора;
е) условия изменения и расторжения договора;
ж) порядок приостановления доступа к инфраструктуре по основаниям, указанным в пункте 32 настоящих Правил, а также уведомления пользователя инфраструктуры о намерении приостановить доступ к инфраструктуре.
27. Не допускается включать в договор условия, ограничивающие использование инфраструктур
Нарушение правил недискриминационного доступа. Порядок обращения, практика привлечения к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа. Это статья 9.21. В соответствии с данной статьей административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
В настоящее время утверждены и действуют следующие правила (порядки обеспечения) недискриминационного доступа и порядки подключения (технологического присоединения), которые актуальны для нашего региона:
— Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;
— Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83;
— Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;
— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314;
— Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370;
— Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307;
— Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в части, касающейся подключения объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, либо при препятствовании собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям;
— Правила горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 в части, касающейся подключения объектов к централизованным системам горячего водоснабжения.
Субъектами административного правонарушения являются:
1. субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
— транспортировки газа по газопроводам;
— оказания услуг по передаче электрической энергии;
— оказания услуг по передаче тепловой энергии;
— водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
2. Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (например, препятствование перетоку энергии через их объекты).
3. Собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей.
Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям.
2.1 Правила недискриминационного доступа в сфере электроснабжения
2.1.1 Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, и устанавливают порядок технологического присоединения к электросетям как для впервые вводимых в эксплуатацию объектов, так и для тех, кто уже подключен, но хочет, к примеру, увеличить мощность или же поменять категорию или вид производственной деятельности.
Если говорить о технологическом присоединении к электросетям вновь вводимых объектов, то Правила предусматривают следующие стадии:
1. подача заявления в сетевую организацию о необходимости подключения земельного участка либо иного объекта недвижимости к электрическим сетям.
При этом необходимо учесть, что если на расстоянии менее 300 метров (в городской черте) и 500 метров (в сельской местности) вблизи границ участка находятся несколько электросетевых хозяйств, которые принадлежат разным сетевым организациям, то можно подать заявление в любую из них. Если их нет вблизи или они находятся на расстоянии далее 300 метров от границы участка, то заявление нужно направить в ту сетевую организацию, объекты которой находятся на наименьшем расстоянии. Для получения нужной информации можно обраться в орган местного самоуправления, который в течение 15 дней должен представить запрошенную информацию.
Установление факта правомерности отказа сетевой организации в осуществлении технологического присоединения по причине того, что ее сети не находятся на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, возможно лишь после получения информации от органа местного самоуправления.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и требовать за это плату.
2. получение от сетевой организации заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия (их сетевая организация направляет в течение 15 дней со дня получения заявки).
3. после подписания договора и получения технических условий выполнение технических условий в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя. До энергопринимающих устройств на участке условия выполняет сетевая организация. Все эти условия и обязанности прописываются в технических условиях, которые выдаются заявителю бесплатно на срок от двух до пяти лет, но срок может быть и продлен.
При этом необходимо учесть, что Правила предусматривают продление по обращению заявителя.
4. уведомление сетевой организации о выполнении технических условий.
Необходимо также учесть, что если к электрическим сетям подключаются объекты юридических лиц мощностью свыше 100 кВт или граждан с присоединенной мощностью более 15 кВт, то требуется получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию.
В том случае, если сетевая организация нарушает сроки выполнения технических условий, а со стороны заявителя все технические условия выполнены и сетевая организация об этом надлежащим образом извещена, данный факт является поводом обращения в антимонопольный орган.
5. осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности и составление не позднее 3 рабочих дней акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Также может быть один совместный документ – акт об осуществлении технологического присоединения.
Правилами утверждена форма, по которой подается заявление (приложение №6) и перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Отсутствие в заявлении информации или какого-либо документа, не является основанием для отказа в заключении договора технологического присоединения, сетевая организация должна уведомить об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с момента получения заявки.
Правила также предусматривают порядок переоформления или восстановления документов о технологическом присоединении в следующих случаях.
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
При покупке любого объекта, будь то нежилое помещение, либо земельный участок, на котором располагаются присоединенные энергопринимающие устройства, у прежнего собственника необходимо запросить документы, подтверждающие данный факт.
В том случае, если объект был технологически присоединен опосредованно, ( с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ, ТСЖ, УК и пр.), то заявление подается через данных лиц.
В случае утраты документов, подтверждающих технологическое присоединение, сетевая организация может осуществить их восстановление.
Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.
Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с сетевой организацией и с согласия такого законного владельца, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, являются нарушением пункта 6 ПНД, что образует состав административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.
2.2 в сфере теплоснабжения
2.2.1. Правила подключения к системам теплоснабжения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307.
Правила определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случаях:
необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;
увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;
реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.
Теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.
Если заявитель не имеет сведений об организации, к которой следует обращаться за заключением договора о подключении, он вправе обратиться в орган местного самоуправления с письменным запросом о представлении сведений о такой организации с указанием местонахождения подключаемого объекта.
Орган местного самоуправления обязан представить в течение 2 рабочих дней с даты обращения заявителя в письменной форме сведения о соответствующей организации, включая ее наименование и местонахождение.
Договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
Если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, то заключение договора о подключении осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией (исполнителем) после получения согласия указанных лиц на подключение объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии.
В случае если указанные лица не предоставят согласие на подключение к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании источникам тепловой энергии или тепловым сетям в течение 15 дней с даты обращения теплоснабжающей или теплосетевой организации (исполнителя), теплоснабжающая или теплосетевая организация (исполнитель) обязана в течение 30 дней с даты получения заявки на подключение уведомить заявителя о возможности подключения:
в иной точке подключения с учетом определения технической возможности подключения;
путем уступки права на использование мощности в порядке, установленном разделом V настоящих Правил, при наличии технической возможности такой уступки.
Подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя);
заключение договора о подключении, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора;
исполнение сторонами условий договора о подключении;
подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.
Отказ исполнителя в приеме к рассмотрению заявки при представлении заявителем всех необходимых сведений и документов, не допускается.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и перечню прилагаемых документов, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
В случае представления сведений и документов, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.
При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
Техническая возможность подключения существует:
при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя;
при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
В случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, отказ в заключении договора о подключении не допускается.
Осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.
2.3 в сфере газоснабжения
2.3.1. Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса должен предоставить информацию об организации, выдающей технические условия,
В случае предоставления заявителем сведений и документов, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, не допускается.
При представлении заявителем сведений и документов в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
При этом простое сообщение об отсутствии технической возможности не признается мотивированным отказом, поскольку отсутствие такой возможности может быть вызвано несколькими причинами:
-отсутствие сетей как таковых,
-полная загрузка существующих сетей.
В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
В случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.
При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от выдачи технических условий заявитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнителя к выдаче технических условий и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:
а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;
б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61(1) настоящих Правил;
2.3.2. Правила также регламентируют порядок действий заявителя и исполнителя при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия.
Новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок. Газораспределительная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет новому правообладателю земельного участка переоформленные на него технические условия. Срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается.
В случае смены собственника или иного законного владельца сети газораспределения, на подключение (технологическое присоединение) к которой заявителю были выданы технические условия или заключен договор о подключении, газораспределительная организация, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, обязана завершить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения.
При этом технические условия, выданные ранее газораспределительной организацией, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, а также договор о подключении, заключенный ранее между такой организацией и заявителем, считаются действующими.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
2.3.3. Порядок уступки используемой мощности также установлен указанными Правилами.
2.3.4. Порядком регламентированы правила переоформления и восстановления документов.
а) утраты документов о технологическом присоединении;
б) с целью указания в документах о технологическом присоединении информации о максимальном часовом расходе газа;
в) в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенного объекта капитального строительства;
г) в иных случаях, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с присоединением через сети основного абонента.
В 2017 году поступило 23 обращения на действия сетевых организаций по признакам нарушения Правил. По результатам рассмотрения возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, 5 должностных лиц привлечено к административной ответственности.
Основные нарушения Правил в сфере электроснабжения:
-нарушение сроков выполнения технических условий
-необоснованный отказ в выдаче технических условий, в том числе на увеличение мощности.
Нарушения в сфере теплоснабжения и газоснабжения:
-необоснованный отказ в выдаче технических условий по причине отсутствия согласия «основного абонента», либо отсутствия технической возможности.
В виду того, что зачастую обращения в антимонопольный орган не содержат всех достаточных документов и сведений о факте нарушения сетевой организацией установленных правил, антимонопольный орган вынужден отказывать в возбуждении дела об административных правонарушениях.
При обращении в антимонопольный орган необходимо предоставить доказательства подтверждающие выполнение со стороны заявителя всех действий, установленным Правилами (например, выполнение технических условий и уведомление об этом сетевой организации, доказательства осуществления опосредованного технологического присоединения в соответствии с Правилами и т.д.), а также сведения о лице, допустившим нарушение Правил и доказательства такого нарушения со ссылками на пункты Правил.
Действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, при условии отсутствия утвержденных в установленном порядке правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), за исключением действий собственников и иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей по препятствованию транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям, не подпадают под объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП и могут быть рассмотрены на предмет наличия признаков нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции.