Недифференцированность я что это
Часть 1. СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Глава 1. Дифференциация [*]
Недифференцированность
Первые регистрируемые восприятия, связанные с уменьшением напряжения, возможно, возникают во внутриротовой полости младенца и, вероятно, являются смутными и расплывчатыми по своей природе (Spitz, 1965). Однако каждое новое восприятие уменьшения напряжения и изначального удовлетворения приносит с собой дополнительный сенсорный материал, который может добавляться к уже хранимым энграммам. Аккумулирующиеся «воспоминания об удовлетворении» будут в возрастающей степени вовлекать в себя все существующие чувственные модальности, прогрессивно расширяясь как в целом, так и в деталях.
Такое возрастание мнемически регистрируемой информации об условиях удовлетворения, вероятно, захватывает фрагментарные аспекты будущего Собственного Я и будущего объекта, все еще недифференцированных и перемешанных друг с другом. Неразборчивая природа улыбчивого отклика трехмесячного ребенка (Spitz, 1965) хорошо демонстрирует это состояние эмпирического мира на стадии, когда уже имеется достаточное количество мнемической регистрации предшествующих удовлетворений, чтобы включить в себя грубую визуальную энграмму человеческого лица. Откликаясь на эту визуальную схему, ребенок реагирует не на объект, а на недифференцированное воспоминание об удовлетворении, усиленное появлением одного из его фрагментарных аспектов. Таким образом, наступление улыбчивого отклика может быть благоприятным знаком ранней истории адекватного удовлетворения потребности и ее сохранения в памяти, но не означает какого-либо «социального» установления родства до тех пор, пока он (улыбчивый отклик) не становится селективным несколько месяцев спустя.
Я уже пытался показать в другой работе (Tahka, 1984), что хорошим примером такой взрослообразной конструкции является широко принятое представление о «стадиях частичных объектов» (Spitz, 1965), имеющих место между безобъектной стадией и самостной и объектной дифференцированностью. Различные авторы (Jacobson, 1964; Mahler et al., 1975), по всей видимости, согласны с тем, что ребенок в этот период становится способен различать и устанавливать связь между смутно постигаемыми приносящими удовлетворение частичными объектами.
При том условии, что воспринимающее Собственное Я и воспринимаемый объект будут возникать и развертываться по преимуществу из общей массы недифференцированных восприятий, концепция частичных объектов логически ошибочна. Такое восприятие было бы мыслимо, лишь если предположить, что существует некая разновидность первичного Собственного Я, которое постепенно начинает воспринимать объекты, вначале частями, а затем как целые.
Без такого предполагаемого «первичного Собственного Я» частичные объекты не могут восприниматься до того, как представление о целостном объекте отделилось от представления о целостном Собственном Я. До тех пор пока в эмпирическом мире есть лишь фрагменты будущего объекта, имеют место также лишь фрагменты будущего Собственного Я. Кроме того, так как сама недиффе-ренцированность по сути является все еще перемешанным состоянием представлений, то даже предположение о «частичном Собственном Я», воспринимающем «частичный объект», не может спасти концепцию частичных объектов.
Многочисленность фрагментарных представлений в речевых продуктах тяжелобольных психотических пациентов часто рассматривалась как доказательство того, что восприятие и установление связи между частичными объектами относятся к субъективно допсихологическому способу восприятия, к которому возвратились эти пациенты вследствие регрессии. Однако обычно не очень сложно обнаружить, что фрагментарные продукты этих пациентов представляют собой осколки уже сформированных объектных и самостных представлений, которые были утеряны и разрушены вследствие регрессии. У них нет ничего или очень мало общего с недифференцированными эмпирическими ядрами, постепенно выстраивающими воспринимаемый сырой материал, из которого впоследствии должны появиться Собственное Я и объект. Таким образом, даже если наблюдение тяжелобольных психотических пациентов выявляет повторение, в формальном смысле, стадии недифференцированного восприятия, ее раздробленные содержания проистекают по сути от более продвинутых источников, чем первоначальные регистры этой стадии (Tahka, 1984).
Концепция частичных объектов представляется поэтому взрослообразной теоретической конструкцией, которая в принципе постулирует недифференцированную стадию восприятия на ранней стадии развития психики. Более пристальное рассмотрение подтекстов недифференцированно-сти обнаруживает, что объект и Собственное Я должны возникнуть как отдельные сущности, прежде чем они смогут восприниматься либо целиком, либо частично.
Другой широко распространенной концепцией, имеющей отношение к рассматриваемому периоду развития психики, является симбиоз (Mahler, 1952). Хотя он определялся как описание недифференцированной связи, в нем много взрослообразных конструкций. Характеризуя наступление симбиотической стадии со второго месяца рождения и далее Малер и другие (Mahler et al., 1975) писали: «Младенец начинает смутно воспринимать требуемое удовлетворение как приходящее от некоторого удовлетворяющего потребность частичного объекта. »(р. 46). Относительно концепции симбиоза они утверждают: «Это такое состояние недифференцированности, или слияния с матерью, когда Собственное Я еще не отличается от не-Я, а внутреннее и внешнее лишь постепенно начинают восприниматься как разное. Любое неприятное восприятие, внешнее или внутреннее, проецируется за общую границу симбиотического окружающего интерьера. » (р. 44).
И несколько дальше: «Существенная черта симбиоза галлюцинаторное, или бредовое психосоматическое всемогущее слияние с образом матери и в особенности бредовая идея об общей границе для двух физически отдельных индивидов» (р. 45).
При условии, что под недифференцированностью подразумевается способ восприятия, при котором субъект еще не воспринимает себя как кого-то связанного с чем-то вне его, немыслимо, чтобы такой эмпирический мир мог включать в себя феномены, описанные в вышеприведенных цитатах.
Первая цитата явно предполагает существование первичного Собственного Я, начинающего воспринимать объекты вначале смутно и частями. Взрослообразная и логически ошибочная природа концепции частичного объекта уже обсуждалась выше.
Определение симбиоза, процитированное выше, представляется совершенно противоречивым и становится понятным лишь в том случае, если к нему отнести «миф первичного Собственного Я». Лишь предположив наличие первичного Собственного Я в мире восприятия младенца, можно считать, что некто имеет бредовую идею о своем единстве с матерью, оценивает качества такой сущности как всемогущие и способен воспринимать и поддерживать границу между бредовым целым мать-дитя миром и внешним миром, куда он способен в конечном счете проецировать свои неприятные восприятия.
Очевидно, здесь нет описания недифференцированного типа восприятия, а скорее предпринята непреднамеренная попытка сделать этот тип восприятия эмпатически понимаемым. Однако неизбежный результат такого рода попыток тот, что недифференцированный субъект теряется и заменяется некоей разновидностью воспринимающего Собственного Я, с которым возможна идентификация, поскольку это Собственное Я предполагается воспринимающим и производящим действия как в отношении самого себя, так и относительно остальной части его эмпирического мира. Бредовые идеи являются ложными представлениями кого-либо о чем-либо, всемогущество является оценкой Собственным Я своего объема и мощи, восприятия внутреннего и внешнего являются результатом дифференциации, и проекция становится возможной лишь тогда, когда нечто может быть эмпирически перенесено через границу между ними двумя. Однако ни один из этих феноменов немыслим до того, как в мире восприятий младенца произойдет дифференциация само-стного и объектного представлений, внутреннего и внешнего. То, что мыслится связью с матерью, с объективной точки зрения не может быть таковой для младенца, пока он не станет способен воспринимать себя как человека в мире.
Я хочу подчеркнуть, что эта критика описания Малер симбиоза не имеет отношения к ее исследованиям того периода развития, который она назвала сепарацией-индивидуацией.
Недифференцированность является, таким образом, атрибутом первых форм психики, характеристикой периода строительства первичного мира представлений. До тех пор, пока не будет собрана достаточная масса отображаемого сырого материала, Собственное Я и объект не существуют в эмпирическом мире в какой-либо скрытой или «слитной» форме, даже если их смешанные строительные блоки постоянно аккумулируются. Лишь когда такое расширение недифференцированного отображаемого мира в достаточной мере завершится, происходит дифференциация и интеграция первых самостных и объектных образов, по-видимому, как эволюционный прыжок в мире восприятия младенца (ср. «критические периоды» Spitz, 1965).
Дифференцированные и недифференцированные функции
Дифференцирование означает развитие различий, выделение частей из целого. Юнг использовал понятие дифференцирования в отношении психологических функций (мышление, чувствование, ощущение, интуиция). Пока одна функция слита с другой, так что она не может проявляться сама по себе отдельно от другой, то она находится в архаичном состоянии, она недифференцирована, то есть не выделена из целого как особая часть и не существует сама по себе.
Юнг приводит примеры недифференцированного мышления, при котором человек не способен мыслить логически и отдельно от других функций. К такому мышлению всегда примешиваются ощущения (сенсорика), интуиция или чувства (эмоции).
Недифференцированная функция сплавлена своими отдельными составляющими. Например: недифференцированное ощущение отягощено тем, что отдельные сферы сенсорики смешиваются, как в audition coloree (окрашенный слух), когда звуки кажутся окрашенными в какой-то цвет; недифференцированное чувствование отягощено смесью любви и ненависти. Когда функция дифференцирована, то эти отдельные составляющие не сплавлены друг с другом и человек различает, к чему именно относится какой звук и какой цвет, или к чему относится любовь и к чему ненависть, а кроме того, чувства не такие тотальные, как любовь и ненависть, они градуированы и различаются по степени и оттенкам.
Юнг отмечает, что именно недифференцированным функциям свойственны амбивалентность и амбитендентность.
Амбивалентность означает, что каждое положение заметно содержит в себе свое собственное отрицание. Так, человек с недифференцированным чувствованием не уверен в своей любви. К каждому положительному чувству примешано его отрицание.
Черты недифференцированной личности
1. Личность ориентирована на отношения, а не на цели,т. е. эмоционально менее зрелая. Эти люди в значительной
степени зависят от того, поддержат ли окружающие их самоуважение. Их время и энергия тратятся на поиски поддержки во взаимоотношениях, а не на постановку и достижение собственных целей.
2. Отсутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями,что объясняет их ригидность (негибкость) в общении. В поведении они более склонны руководствоваться эмоциями, чем результатами осмысления ситуации. Они часто склонны упускать из виду ту роль, которую играют их собственные интерпретации в возникновении того или иного чувства (например: «Джон заставил меня рассердиться», т. е., виноват Джон). Им зачастую кажется, что их субъективные переживания связаны с анализом действительного положения вещей (не разделяют между своим чувственным восприятием и мышлением). Выражением этого могут служить следующие фразы: «Я чувствую, что вы отвергаете меня», «Когда вы не соглашаетесь со мной, я чувствую себя отвергнутым».
В некоторых семьях, однако, этот естественный процесс тормозится особенностями, правилами внутрисемейной жизни, типичными способами реагирования, которые удерживают личности в недифференцированном состоянии. Эти семьи называются слитными или недифференцированными семьями.
Одним из правил жизни в такой семье является чувствительность к нюансам эмоциональных отношений, повышенная реактивность по отношению к ним. Каждый член такой семьи постоянно следит за настроением других членов семьи и отмечает про себя, какие чувства испытывают другие по отношению к нему.
Другим правилом жизни в такой семье является частое требование одинаковости. Различия между людьми отрицаются.
Следующей особенностью жизни в такой семье является ригидность, самоценность, сакральность, несменяемость правил. Семейные правила должны носить прагматичный «характер. Если они уже не помогают семье решать какие-либо проблемы, препятствуют росту личности членов семьи, то их необходимо менять. Люди из слитных семей склонны абсолютизировать правила. Выполнение их становится своего рода признаком лояльности по отношению к другим, а невыполнение рассматривается как вызов межличностным отношениям, негативная реакция на другого, оскорбление другого. Это связано с тем, что семьи подобного рода рассматривают правила (как и вообще все аспекты жизни) через призму межличностных отношений, а не через призму полезности.
Перечисленные выше правила и особенности внутрисемейной жизни внутри слитных семей создают игровой, искусственный, натянутый характер взаимоотношений в семье. Они препятствуют подлинной открытости, интимности. В этих семьях возможна лишь иллюзия открытости, ибо члены семьи неспособны принять тех, кто совершенно отличен от них.
Люди, выросшие в слитных семьях и не отделившиеся от них, имеют склонность создавать такие же семьи. Для недифференцированного человек, ориентированный на цели, кажется нечутким, непонятным, порой бросающим вызов отношениям: ведь он говорит, ориентируясь на свои взгляды, а не на отношения. Для человека, ориентированного на цели, недифференцированный партнер по общению кажется скучным, наигранным, порой неискренним. Таким образом, два недифференцированных как бы ищут друг друга.
Недифференцированные очень привязаны к неписаным правилам тех семей, из которых они происходят. Вот примеры этих правил:
v Когда события складываются не по-твоему, ты не должен сердиться, но можешь расстраиваться.
v Если мужчина чувствует себя побежденным, он не должен плакать, но должен рассердиться.
v Неприемлемы споры: если ты сердишься, то уйди, остынь и возвращайся с улыбкой.
Как видно, эти правила порой конфликтуют между собой, что является причиной супружеских конфликтов. Каждому кажется, что другой ведет себя «ненормально».
Для слитных людей характерны следующие формы поведения, выражающие их стремление к зависимости, слитности, мешающие им ориентироваться на цели, заставляющие их «увязать» в реакциях на чужие действия:
Ригидные формы ролей.Примером таких ролей являются роли надфункционера и подфункционера. Имеется в виду ситуация, когда один человек (надфункционер) более ответственен, способен и здоров, чем другой (подфункционер). Надфункционер может заботиться о подфункционере, покровительствовать ему. Но если подфункционер совершенствуется, то надфункционер теряет свои способности, может испытывать депрессию. Подфункционер может манипулировать надфунк-ционером. В здоровых семьях эти две роли постоянно меняются. В слитных отношениях они ригидны, находятся в застывшем состоянии, поскольку самоценны.
Цель психологического консультирования семьи в рамках данной моделизаключается в том, чтобы члены семьи стали более дифференцированными.
Во-первых, они должны стать гораздо менее ориентированы на отношения и более ориентированы на цели.
Во-вторых, у них должна повыситься способность к рефлексивному анализу своего видения ситуации и поведения. Им надо помочь научиться сопоставлять свое видение ситуации с доводами разума, различать свои желания и реальность, осознавать реальные ограничения собственных желаний.
Применительно к ситуации внутрисемейного общения их следует научить общаться друг с другом напрямую, без образования семейных треугольников. Члены семьи должны научиться открывать друг другу свои потребности и взгляды, стремиться к большей искренности.
Они должны осознать относительность и прагматический, функциональный характер любых правил.