Нечистота грех что это
Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение
Чистота (нечистота) – это понятие, означающее состояние человека, в котором ему надлежало (запрещалось) пребывать во время богослужений и жертвоприношений ( Лев. 7:20–21 ; Числ. 9:9–11 ; Ис. 35:8 ; Ис. 52:1 ), а также в момент личной встречи с Богом ( Пс. 50:4–14 ; Ис. 6:5 ; Иез. 36:25–28 ). В первом случае имеется в виду обрядовая (левитская) Ч. или нечистота, в остальных случаях – Ч. или нечистота как праведность или греховность.
I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА
1) ПРЕДПИСАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников. Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом ( Числ.19:11 ), с трупом нечистого животного ( Лев.11:8, 11, 24–28, 31–38 ), с трупом умершего или закланного с нарушением правил чистого животного ( Лев.11:39–47, 22:8 ). Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред. животных ( Лев. 11:1 ; Втор. 14:3–21 ), которых нельзя было также приносить в жертву Богу ( Быт. 8:20 ; Лев. 27:27 ; Числ. 18:15–17 ). Нечистым делало человека и заболевание проказой ( Лев. 13:1 ; особенно Лев. 13:45–46 ; Числ. 5:2 ; 4Цар. 15:5 ). Кроме того, нечистоту вызывало истечение у роженицы ( Лев. 12:2 ), а также гнойное истечение ( Лев. 15:1–5 ; Числ. 5:2 ; ⇒ Болезнь), излияние семени ( Лев. 15:16–18 ), месячные кровотечения ( Лев. 15:19–24 ) и патологические кровотечения у женщин ( Лев. 15:25–27 ). Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи него или употреблял его в пищу. Таким образом, нечистота передавалась разными способами; продолжительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной;
В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду ( Лев. 11:32–47 ; Лев. 15:12.17 ), после чего состояние нечистоты прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся истечением семени, также достаточно было вымыть одежду ( Лев. 15:16–18 ). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить очистительной водой ( Числ. 19:12 ). Для очищения рожениц, прокаженных, имеющих истечение семени или страдающих патологическими кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо было принести жертву за грех ( Лев. 12:6–8 ; Лев. 14:19.49 ; Лев. 15:15.30 );
3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это подтверждается и употреблением евр. слов тахор («чистый») и таме («нечистый»). Тахор первоначально имело значение – «издающий свет», «светящийся»; основное значение слова таме – «погруженный», «покрытый илом», «грязный», и в Иез. 4:12–14 оно обозначает прежде всего нечто отвратительное, страшное, противное. В Ис.6:5 ; Иез.22:5 ; Зах.13:1 то же слово подразумевает нравственную, греховную нечистоту, соотв. в Иов. 17:9 ; Пс.50:4 понятие «чистый от греха» обозначено словом тахор.
Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с грехом, ибо грех не переносится внешним путем, о котором шла речь, и может быть устранен только ⇒ жертвой, а не омовением. Поэтому обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, которая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу ( 1Кор.15:26 ). Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу, считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, которая не считалась тяжелым заболеванием ( ⇒ Болезни: проказа), не поддается такому толкованию: человек, вся кожа которого была поражена, объявлялся чистым ( Лев. 13:12–46 ).
4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Новый Завет не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутренней оскверненности грехом ( Мф. 15:11 ; Мф. 23:25–36 ; Лк. 11:39–54 ), а Петр получает повеление не считать нечистым то, «что Бог очистил» ( Деян. 10:15 ). Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе ( Рим. 14:14 ; 1Тим. 4:4 ). Для человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё ( Тит. 1:15 ), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть ( Рим. 14:14, 20 ) или что может ввести в ⇒ соблазн слабого брата ( Рим. 14:15, 20–23 ; 1Кор. 8:8–13 ). ⇒ Апостольский собор ⇒ Пищевые запреты.
II. НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ
1) наряду с обрядовой нечистотой, исключающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота ⇒ греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов ( Мф. 12:34–37 ), и тогда от него исходит только нечистое ( Мф. 15:19 ). В результате подобного осквернения личное общение со святым Богом становится для человека невозможным. Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех ( Иов.14:4, 15:14, 25:4 ; Притч. 20:9 ; Ис. 64:5 );
2) очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством ⇒ примирения с Богом и ⇒ прощения Богом ( Иез. 36:25 ), Который один только может даровать человеку чистое ⇒ сердце ( Пс. 50:12 ; Пс. 72:1 ; ср. Иов. 22:30 ). В Ветхом Завете Господь назначил для очищения от непреднамеренного греха особое жертвоприношение ( Лев. 4:1–12 ; ⇒ Жертва). После того как Иисус Христос совершил Свое искупительное деяние, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа ( Деян. 15:9 ; Евр. 9:14 ); человек становится способным к любви ( 1Тим. 1:5 ; 1Петр. 1:22 ), к добрым делам ( Тит. 2:14 ; Евр. 9:14 ), он может призывать Господа от чистого сердца ( 2Тим. 2:22 ). Благодаря этому несравненному Божьему дару человек приобщается к Его народу ( Тит. 2:14 ), Его Церкви. Бог неотступно заботится о Церкви, очищая ее от «бесплодных ветвей» ( Ин. 15:2 ). Верующий призван вновь и вновь очищаться ( 1Ин. 3:3 ) «от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор. 7:1 ), от лжеучений ( 2Тим. 2:16–18.21 ). Средством очищения служит ⇒ исповедание грехов ( 1Ин. 1:7–9 ). Неверующий же остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является всё, с чем он соприкасается ( Тит. 1:15 ). О значении слова «чистый» можно судить по греч. слову эйликринес, образов. из двух корней: «солнце» и «испытывать» («испытанный солнцем» – Септуагинта и НЗ). Соответственно, чистый человек – это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидетельствует о себе и своем благовествовании ап. Павел ( 2Кор. 1:12 ; 2Кор. 2:17 ). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей «чистой» ( Флп. 1:10, 2:15 ). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести Ч. разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях ( 2Петр. 3:1 ). Другое греч. слово со значением «чистый» – адолос – встречается в 1Петр. 2:2 : «чистое словесное молоко».
III. ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Слово «очищать» употребляется в Библии в отношении:
1) металлов, плавящихся и очищающихся в огне ( Пс. 11:7 ; Мал. 3:3 ; Зах. 13:9 );
2) людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви ( Мал. 3:3 ; Ис. 1:25 ; Дан. 12:10 );
Нечистота
Нечистота́ — 1) ритуальная нечистота — состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении, исполнения некоторых норм религиозно-обрядового закона, подразумевающее необходимость обязательного ритуального очищения (омовения); 2) условно обозначенное свойство ряда (видов) животных, запрещенных как к употреблению в пищу, так и в качестве жертв; условно обозначенное свойство пищи, запрещенной к употреблению религиозно-обрядовыми требованиями; 3) религиозно-нравственное состояние язычников (с точки зрения иудея); 4) духовно-нравственная нечистота — греховная скверна, греховность.
В Ветхом Завете под ритуальной нечистотой понималось состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в храмовом культе и соблюдении предписаний религиозного законодательства. Предписания о религиозной нечистоте изложены в основном в Пятикнижии ( Лев. 11–17 ; Чис. 19:31 ; Втор. 14:3–21, 23:10–15, 24:8, 26:14 ).
В Новом Завете акцент переносится с ритуальной на нравственную и духовную нечистоту, в Апостоле нечистота три раза упоминается сразу за блудом ( Гал. 5:19 ; Еф. 5:3 ; Колос. 3:5 ).
Архиерейское Совещание 2–3 февраля 2015 года закрепило практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2‑е правило святого Дионисия Александрийского, 7‑е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием» (Документ: “Об участии верных в Евхаристии”).
Почему во времена Ветхого Завета животные делились на чистых и нечистых?
Деление животных на чистых и нечистых существовало ещё до времени всемирного потопа ( Быт.7:2 ).
Закон, данный сынам Израиля по выходе из Египта, утвердил для них чёткое деление животных на чистых и нечистых, обстоятельно перечисленных в специальном перечне ( Лев.11:2-30 ).
Разумеется, факт причисления некоторых видов животных к нечистым нельзя интерпретировать в том смысле, что они осквернены от создания или что сами себя осквернили, преступив через Божий закон. У животных нет нравственного чувства, и поэтому о них нельзя говорить как об осквернивших себя личным грехом (особое место в этом перечне занимают змеи; змей был проклят Создателем, так как именно его устами диавол искусил Еву ( Быт.3:14 ) (см.: Грехопадение)).
Деление животных на чистых и нечистых было инициировано с целью утверждения еврейского народа в истинной вере, предохранения его от уклонения в язычество. Так, с одной стороны, отнесение некоторых видов животных к нечистым, ограждало евреев от соблазна обоготворения этих животных и поклонения им, как идолам, по аналогии с практикой, распространенной среди представителей языческого мира.
Определение других видов животных, как чистых, служило той же цели. Ведь чистые животные предназначались не только для пищи, но и для установленных обрядовым законом жертвоприношений. Поскольку их позволялось использовать в качестве жертв, посвященных Единому Богу, постольку само это использование служило свидетельством, что этих животных нельзя отождествлять с божеством.
Примером того, как евреи могли вознести животное до уровня идола, служит золотой телец, изготовленный ими по заключении Завета с Богом и скреплении его жертвенной кровью ( Исх.32:4 ).
С заключением Нового Завета ветхозаветный обрядовый закон утратил силу и значение закона. Что касается нечистоты нечистых животных, однажды Бог, чудесным образом представил некоторых из них апостолу Петру, а затем повелел ему их заколоть и употребить в пищу. На возражение смущённого апостола, что, мол, он никогда не ел ничего скверного и нечистого, Бог ответил, чтобы тот не почитал нечистым то, что уже очищено Богом ( Деян.10:11-15 ).
Новое в блогах
Первородный грех и женская нечистота в христианстве.
А. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Б. «И тут словно глаза у них открылись: они увидели, что на них нет одежды, что они нагие. Тогда они набрали фиговых листьев, сшили их вместе и стали носить как одежду».
Бог Яхве вмешался незамедлительно. Реагируя на такой проступок, чтобы не сказать нарушение установленных им правил, он объявляет женщине:
А. «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
Б. «Я обреку тебя на муки во время беременности. Ты будешь рожать в муках и будешь вожделеть к своему мужу, а он будет господствовать над тобой».
Святой Одон Клюнийский писал: «Вся прелесть женщины – в ее коже. Если бы мужчины отдавали себе отчет, что она скрывает под кожей, уже один вид женщины вызывал бы у них отвращение. Ибо что же содержится в женском носу, горле и животе… Мерзкие нечистоты. А мы, брезгующие даже пальцем коснуться грязи, рвоты или гноя, как можем мы испытывать удовлетворение, когда сжимаем в своих объятиях эти мешки с экскрементами?!» (цитирую по: Louis Réau «Iconographie de l’art chrétien», т. II, ч. 2). Тут, конечно, напрашивается примитивный вопрос, а разве в мужских носах, глотках и животах содержится что-то иное? Но вопрос этот совершенно неуместен. Поскольку никакой симметрии нет и быть не может: именно женщина соблазняет, обманывает и ввергает в пропасть скверны и греха. В очередной раз это подчеркивает Питер Браун («Тело и общество, мужчины, женщины и сексуальная абстиненция в раннем христианстве»; Краков, 2006): «Сокрушаясь по поводу смерти, мужчины склонны были видеть в ней угрозу, проистекающую из неизменной соблазнительной силы женщин (…). Некоторые радикальные ученики Татиана Сирийца (130 – ок. 185) напрямую связывали сексуальный акт с фактом утраты Адамом и Евой божественного духа. Они утверждали, что Ева, встретив Змея – представителя животного мира, – научилась у него тому, что делают животные, то бишь совокуплению. Таким образом, Адам и Ева, приобщившись через обретение сексуальности к животному миру, двинулись прямиком к озверению, а оттуда – к могиле». Тертуллиан (155–220) так обращается к женщине (цитирую по Жану Делюмо, «Ужасы на Западе. Исследование процесса возникновения страха в странах Западной Европы, XIV–XVIII вв.» Варшава, 1986): «Ты должна всегда пребывать в трауре, лохмотьях и раскаянии, дабы искупить вину свою за погибель рода человеческого (…). Женщина, ты врата дьявола, ты первая прикоснулась к древу Сатаны и нарушила божественный закон[2]».
Понемногу все смешивается: первородный грех, нечистота метафизическая и грубая физиологическая конкретика. Святой Августин теологических аспектов даже не касается: «Inter urinam et faeces nascimur» – «Мы рождаемся в испражнениях и грязи». Ему крайне неприятно, что пришлось появиться на свет из женского чрева. Этот страх перед нечистотой женщины становится реальностью. Процитирую Франческо Петрарку, того самого, который был влюблен в Лауру, увиденную им всего лишь раз в Страстную пятницу 1327 г. в церкви Святой Клары в Авиньоне и ставшую для него, таким образом, всего лишь сном, вдохновением и наваждением: «Женщина (…) есть сущий дьявол, враг мира, источник сомнений, причина ненужных, лишающих душевного равновесия ссор… Пусть женятся те, кто чувствует тягу к общению с женой, ночным обжиманиям, хныканью детворы, мукам бессонницы… Мы, если это в наших силах, предпочитаем увековечить наше имя талантом, а не женитьбой, творениями духа, а не детьми, в добродетели, а не в совокуплении с женщиной». «Страх перед женщиной, – пытается растолковать католический историк Жан Делюмо, – не был только выдумкой христианских аскетов. Но правда и то – вынужден он признать, – что христианство усвоило существовавший ранее страх и использовало это пугало вплоть до начала XX века. А сие означает, что агрессивный антифеминизм в богословии вовсе не новость».
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Гал. 5:19
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 19-21 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют
Теперь ты, обвинитель плоти своей, скажи мне, если ты думаешь, что это сказано о борьбе и вражде ее (пусть даже прелюбодеяние и блуд, по-вашему, зависят от плоти), – как вражда, ссоры, зависть, распри, ереси и волшебство (а все это, равно как и другое, конечно зависит от воли, только развращенной), как они-то могут зависеть от плоти? Видишь, что (апостол) говорит здесь не о плоти, а о земных и низменных помыслах? Поэтому он возбуждает и страх, говоря: «поступающие так Царствия Божия не наследуют». А если бы это зависело от злой природы, а не от развращенной воли, то ему скорее следовало бы сказать не – «творят», но – «претерпевают». Но за что же они, в таком случае, лишаются и царствия? Ведь как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле. Вот почему и Павел угрожал так.
Беседы на послание Галатам.
Свт. Феофан Затворник
Явлена же суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние
Внушал Апостол, что, во внутренней нашей брани, нам должно противостоять самости и самоугодию и всегда следовать требованиям и влечениям духа. Теперь показывает пространство и поприще духовной брани, от чего отстать и чему противиться должно.
Перечисляя дела самоугодия, Апостол не всё выводит на среду и в том, что выставляет, не указывает тонких оттенков, а называет лишь наиболее выдающиеся самоугодливые дела и в самом грубом, отталкивающем их виде. Это потому, что плотская жизнь языческая обнаруживалась в таких наиболее делах, как все это видели и знали, и потому, что, когда возбудится отвращение к делам неодобрительным, образуется вместе отвержение и помыслов, и пожеланий их, и в первом нельзя хорошо успеть, не имея второго.
И подобная сим в той и другой части греховных дел, и в похотной, и в раздражительной. Дополнить этот список, по примеру сказанного, может и всякий сам собою.
Блаженный Августин пишет: «таковая творящии Царствия Божия не наследят. Творят же сие и те, которые, склоняясь на пожелания плотские, вожделевают и дел их, хотя не имеют возможности привесть их в исполнение. А те, которые, чувствуя приражение плотских движений, остаются непреклонными к ним и не только не представляют членов тела своего в орудия к деланию греха, но и мановением даже не изъявляют согласия на то, эти не творят таковая и, следовательно, Царствие Божие наследят. Ибо, очевидно, в мертвенном теле их не царствует уже грех так, чтобы слушаться его в похотях его, хотя и обитает еще в нем. Иное дело грешить, а иное иметь грех. В ком не царствует грех, то есть кто не слушается похотей его, тот не грешит; но, в ком не было бы и самых пожеланий греховных, тот не только не грешил бы, но и совсем не имел бы греха. Это, впрочем, в этой жизни может быть достигнуто только в некоторой степени, в совершенстве же явится по воскресении».
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство
Блж. Иероним Стридонский
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство
Слова апостола: А дела плоти известны, показывают, что эти дела известны всем, потому что они сами по себе очевидны, как злые и такие, которых должно избегать; и очевидны настолько, что даже делающие их желают скрыть то, что делают. Или же, может быть, [что они] известны только тем, которые уверовали во Христа, потому что многие из язычников полагают славу свою в своих безобразиях и думают, что если они удовлетворили свои похоти, то одержали «победу» над бесчестием.
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феофилакт Болгарский
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд
Это, говорит он, дела растленной плотской воли, в числе которых признается прелюбодеяние и блуд. И ясно, насколько прелюбодеяние отличается от блуда.
нечистота, непотребство
Этим намекает на бесстыдные обычаи, которые даже и назвать не осмелился.
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Амвросиаст
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство
На Послание к Галатам.
Лопухин А.П.
Ст. 19-21 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют
Толковая Библия.
О блудной страсти. Святые отцы и современные пастыри о грехе плотской нечистоты
«Всякий грех мерзок перед Богом и лишает нас благоволения Божия. Но есть один грех, которого особенно гнушается Господь, – это грех плотской нечистоты. Поэтому, хотя святой апостол Павел и говорит, что срамно об этом грехе говорить, тем не менее Божественное Откровение для предохранения человечества от этого порока говорит о нем. Пастыри и учители Церкви порою с великою силою бичуют его, чтобы верных спасти от падения.» Архимандрит Кирилл (Павлов)
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О блудной страсти. Святые отцы и современные пастыри о грехе плотской нечистоты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
© Издательство «Сатисъ», 2006
Современные пастыри о грехе плотской нечистоты
О грехе плотской нечистоты
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Радуйся, Сергие, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю! (Акафист преподобному Сергию. Икос 2.)
Дорогие о Господе братия и сестры, мы сейчас стоим в преддверии священных дней Великого поста. Святая Церковь, заботясь о нашем спасении, чудными умилительными песнопениями и назидательными евангельскими чтениями старается пробудить нас к предстоящему подвигу покаяния, очищения себя от всего страстного, порочного, греховного, от всего того, что удалило нас от лица любящего Бога на страну далече (Лк. 15, 13). Грех — величайшее зло в человеческом роде, он лишает нас благодати Божией.
Всякий грех мерзок перед Богом и лишает нас благоволения Божия. Но есть один грех, которого особенно гнушается Господь, — это грех плотской нечистоты. Я прошу прощения, если чей-нибудь целомудренный слух оскорблю напоминанием этого порока, может быть, надо бы обойти молчанием этот грех и ничего о нем не говорить, но дело в том, что этот грех в мире с силою действует, пускает свои корни, растлевает человечество и, конечно, обрекает людей на погибель. Поэтому, хотя святой апостол Павел и говорит, что срамно об этом грехе говорить (см. Еф. 5, 12), тем не менее Божественное Откровение для предохранения человечества от этого порока говорит о нем. Особенно подробно раскрывают сущность этого порока святые отцы. Пастыри и учители Церкви порою с великою силою бичуют его, чтобы верных спасти от падения.
Грех плотской нечистоты, противоположный целомудрию, называется сладострастием, чаще — блудом, прелюбодеянием. Он заключает в себе не только действия, противные чистоте, но и сладострастные мысли, нечистые желания и чувствования, нескромные взоры, скверные слова, похотливые лобзания и осязания и другие подобные сладострастные действия, противные чистоте нашей природы.
Надо сказать, что душевная и телесная чистота, именуемая целомудрием, врождена в нашу природу при сотворении человека Самим Богом, и первые люди были сотворены непорочными, с ангельскою чистотою, не имеющими даже понятия о греховных вожделениях и о различии пола. Поэтому стремление человека к чистоте душевной и телесной присуще нашей природе. Греховные же вожделения вошли в нашу природу после грехопадения человека. И только чистота душевная и телесная приближает нас к Богу, уподобляет чистейшим Ангелам и привлекает на нас благодать Божию. Добродетель целомудрия в Новом Завете стоит в числе первых христианских добродетелей, а девство считается в христианской Церкви великим подвигом, за который обещается Царство Божие. Все святые подвижники благочестия прежде всего старались быть целомудренными, ибо они твердо знали, что ничто нечистое и скверное в Царствие Божие не внидет (Откр. 21, 27). Святителю Григорию Богослову однажды во сне явились две девы необыкновенной красоты, которые выражали к нему свою самую чистую и горячую любовь. «Кто вы такие?» — спросил их святитель. «Одна из нас Чистота, другая Целомудрие, — отвечали они. — Мы предстоим пред лицом Небесного Царя и наслаждаемся красотою небесных девственниц». Видите, как близки к Богу в той жизни целомудренные!
Грех сладострастия во всех его видах является тяжким, смертным грехом и тяжко наказывается Богом. Хотя каждый из нас испытывает подчас очень сильное влечение нашей природы к удовольствиям, которые доставляет супружеский союз, но при этом, дорогие, надо помнить вот что: Бог сотворил людей разного пола и определил между ними отношения не для возбуждения и питания плотских вожделений, но исключительно для рождения людей, для распространения и умножения человеческого рода, а поэтому всякий благомысленный человек должен чувственные свои влечения и стремления природы обуздывать и подчинять Закону Божию для сохранения своей чистоты.
Кто любодействует, тот употребляет свое тело против воли Божией, потому что воля Божия есть сохранение в чистоте нашего тела, а блудом нарушается святость его. Так что этот грех преимущественно называется в Священном Писании скверною, грехом против собственного тела. Тела же наши суть члены таинственного Тела Христова и предназначены быть орудием жизни и благодати Христовой, а не членами греха.
По апостольскому учению, наши тела находятся в таинственном соединении со Христом, но грех блуда разлучает нас со Христом, и союз таинственного соединения с Ним разрушается. И как в супружеском союзе муж и жена дотоле считаются, по Божественному установлению, одним телом, пока не последует прелюбодейства с чьей-либо стороны, так точно бывает и в таинственном соединении со Христом. Хотя и все другие пороки удаляют нас от Христа, но этот порок просто окончательно разрушает союз со Христом и отделяет нас от Него, пока истинным покаянием мы не очистимся и вновь не присоединимся к нашей Главе. Какое поэтому бывает бесчестие телу, когда оно из члена Христова делается членом блужения и лишает себя той славы, которая откроется в прославлении сохранивших непорочность телес при всеобщем воскресении из мертвых!
Казалось бы, достаточно этих истин, чтобы видеть всю тяжесть этого порока и предохранить себя от него. Но святой апостол Павел говорит еще, что наши тела являются храмом живущего в нас Духа Святого (см. 1 Кор. 6, 19). В чистых телах обитает Святой Дух; напротив, блудник является жилищем для диавола. Послушайте, как об этом говорит святой апостол Павел в своих наставлениях христианам: …воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1 Фес. 4, 3–5). Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Разве не знаете. Что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею. Л соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 15–20).
Видите, какое достоинство усвояет нашему телу святой апостол Павел. И мы видим, какую честь воздают телу христианина по смерти его. Перед ним творят каждение, обставляют горящими светильниками, ему кланяются, его лобызают, поют надгробные песнопения, несут в предшествии икон, на могиле ставят крест. Почему такая честь? А потому, что тело христианина обожено, оно освящено в таинстве крещения благодатью Духа Божия, оно является обителью Святого Духа.
Грех блудодейства страшно наказывается Богом, и его надо очень остерегаться. Пусть никто не думает о себе, что он безопасен от падения; многие твердые люди внезапно падали, и хранившие долго чистоту и непорочность потом настолько прилеплялись к плотскому греху, что трудно было ожидать от них исправления. Церковь знает примеры, когда люди, одаренные даром чудотворения, прозрения, пророчества, носители даров Святого Духа, внезапно падали в пропасть этого греха. Некоторые могут подумать, что Господь снисходительно относится к блудникам, а следовательно, и ко греху блудному. Но на это недоразумение необходимо сказать следующее: Господь действительно относился снисходительно к блудникам и блудницам, когда видел их приносящими публичное покаяние и слезами своими омывающими Его ноги; Он снисходительно относился к немощи нашей природы. Однако ко греху Он относился очень строго: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28). В Ветхом Завете города Содомские и Гоморрские за блудодеяния были истреблены огнем; и многие другие примеры наказания Божия прелюбодеям должны устрашать нас и удерживать от этого порока.
Сам по себе этот грех приносит величайший вред человеку. Люди, поработившие себя этому пороку, приходят в нищету и бедность, как видно на примере блудного сына; они расстраивают свое здоровье, прежде времени стареют и умирают. Невоздержанный блудник разрушает свои душевные силы, он теряет память, помрачает рассудок и расслабляется волею. А преподобный Иоанн Лествичник говорит, что предавшийся этой страсти обязательно впадает в бесчувственность, теряет стыд и страх Божий, лишается рассудительности и милости Божией и, навлекая на себя гнев Божий, самоохотно повергает себя в погибель, которая ожидает всех блудников и блудниц.
Для предохранения от этого порока святые отцы заповедуют обращать внимание на начальные помыслы и желания. Так как этот грех рождается сначала в помыслах, то необходимо и пресекать грех в помыслах, не давать возможности усиливаться греховному чувству, для чего представлять, что Бог — всеведущий и всезнающий и что от Него не сокрыто ни одно наше сокровенное желание; что за свои нечистые желания будем истязаемы на Страшном Суде Божием, когда все наши срамные желания обнажатся перед всеми нашими родными и знакомыми, и какой стыд обымет тогда нас! надо подавлять пламя страстного огня вначале, чтобы он не сожег нас, когда у нас не хватит сил бороться с ним.
Необходимо также удаляться развращенных обществ и людей, не слышать соблазнительных речей, особенно надо остерегаться девственникам и девственницам соприкасаться с лицами другого пола и вести с ними беседы.
Далее необходимо соблюдать умеренность в пище и питье, особенно бояться винопития, от которого разжигается плотская страсть. Невозможно достигнуть чистоты душевной и телесной, не очистив прежде свою душу от прочих страстей: гнева, тщеславия, гордости, уныния, сребролюбия, вражды и др. Необходимо сохранять смирение, иметь сокрушенное сердце и молиться Богу, Который один только может подать силы к преодолению этой страсти.
Блаженно то тело, которое сохранит себя в непорочности и достойно будет прославления во время всеобщего воскресения из мертвых.
Напротив, достойно осуждения и оплакивания то тело, которое само охотно предало себя нечистоте и, следовательно, погибели. Радуйтеся и веселитеся вы все, дорогие подвижники благочестия, — ради сохранения чистоты вы подчас испытываете скорби, но боретесь с нападением плотских вожделений, укрощаете их из-за любви к Господу, и великая награда будет за это воздержание! В скорбях и трудностях, испытываемых во время этой лютой брани, да будут нашими помощниками Сам подвигоположник Господь наш Иисус Христос, путеводительница нашей жизни Пречистая Дева Мария, все святые и наш молитвенник и покровитель преподобный Сергий.
Не отчаивайтесь и вы, которые почему-либо пали. Не унывайте, двери покаяния пока еще не заключены, милосердный Отец Небесный еще ждет обращения Своих блудных сынов. Вот наступает Великий пост, когда Господь особенно бывает близок к кающимся, — припадите со слезами к Нему, как припал блудный сын, и скажите: «Согрешили мы, Господи, пред Тобою и недостойны называться детьми Твоими, но приими нас хотя в число наемников Твоих». И Он, милосердный, простит грех, и, очистив душу от скверны, убелит ее и напитает ее Агнцем, закланным за грехи всего мира.
Таким образом, все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния. Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении и воздержании от чувственных удовольствий. Чистота вдовых — в воздержании от брачных удовольствий после смерти супруга или супруги до самой смерти. Чистота лиц, находящихся в супружестве, должна заключаться в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами. Ибо явилась ныне благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 11–13). Ему же со Отцем и Святым Духом да будет от нас честь и похвала ныне и во веки веков. Аминь.
28 января (10 февраля) 1963 год
О церкви, России, нравственном мире
Протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Александр Шаргунов
Чудо и познание таинственного возможны только в целомудрии. Целомудрие — целостное мудрование, целостное восприятие жизни. Пока человек не научился целомудрию, он все воспринимает по частям, никак не может составить целостную картину жизни или даже одной какой-нибудь духовной проблемы. Жизнь глубока, и познание происходит не только умом, но и сердцем и телом. Блуд — это заблуждение, отказ от высокого своего призвания. Ибо плоть, как говорят святые отцы, может стать духовной, и, наоборот, самый высокий ум, если он закрыт для тайны, делается плотским.
Церковь учит равновесию и порядку. Первое должно быть на первом месте, в противном случае все будет не на месте. Чем больше человек заботится о теле, тем более ослабевает его дух, а потому, в конце концов — и тело! Человек, по учению церкви, это не просто природа, это единство души и тела, и в теперешнем состоянии в каждом человеке, кроме доброго, ничем неистребимого начала, присутствует и нечто плохое. И это плохое настолько серьезно, что в последней глубине переплетается с тем распадом, который называется смертью. Психика человека, его духа, неразрывно связана с телом. Поэтому при передаче энергии руками или глазами другому неизбежно передается и весь отрицательный заряд «целителя». При таком «лечении» игнорируется самая главная причина болезни тела — болезнь души, то есть грех. К чему приводит исцеление без покаяния — без изменения ума и сердце? К обострению болезни души, а вследствие этого и тела. Если тело не принадлежит личности, можно манипулировать им как угодно! Так и было у манихеев и гностиков: либо безудержная аскеза, либо разврат — два разных пути, приводящих к одному захватывающему опыту. Это тесное духовное родство между мистическим и половым экстазом было весьма тонко прочувствовано и воспринято язычеством. Разврат и аскеза встали в один ряд в попытке снять или, по крайней мере, сделать менее проницаемой завесу, которая отделяет нас от мира невидимого. Эта завеса — наша смертная плоть, и снятие ее — обнаружение духовного мира Добра и зла. В нашем теперешнем состоянии подчиненности злу и смерти она — спасительное ограждение от вечной гибели, длящаяся возможность утвердиться навсегда в Добре через заповеди, в которых, по слову Христа, заключена не просто самая высокая нравственность, а Жизнь Вечная.