Нечаянная коррупция что это
Для чего в России разрешили «нечаянную коррупцию»
Рассуждая о коррупции, стоит начать с ее определения, данного в законе «О противодействии коррупции» от 2008 года:
После прочтения сразу возникает закономерный вопрос, а что же тут может быть «нечаянного», что необходимо легализовывать? Коррупция является одной из основных проблем России, которая входит в список 50 самых коррумпированных стран мира. Многие россияне так или иначе сталкивались с ее проявлениями в реальной жизни. Это и вымогание взяток чиновниками за выполнение ими своих служебных обязанностей, и трудоустройство «блатных» детей чиновников на «хлебные» должности, и неслыханные бизнес-преференции, предоставляемые родственникам и друзьям высокопоставленных госслужащих, на которых потом переоформляются активы, и т.д. Также необходимо отметить те общепризнанные способы, что считаются необходимыми для борьбы с коррупцией. К ним относятся: реальное разделение ветвей власти, реальная независимость судебной системы, создание настоящего социально-ориентированного государства, снижение «засекреченной» доли федерального бюджета, а также избавление законодательства от «дыр», лазеек и двусмысленностей. С этими вводными данными идем далее.
Итак, за что же там проголосовали накануне депутаты Госдумы? Из пояснительной записки к законопроекту следует, что некое физическое лицо может быть освобождено от ответственности за нарушение законов о противодействии коррупции, если несоблюдение введенных ими ограничений и запретов стало следствием независящих от него обстоятельств. Под последними понимаются стихийные бедствий, землетрясения, ураганы и наводнения, пожары и забастовки, теракты и военные действия, а также массовые заболевания, иначе говоря, форс-мажоры. Новый закон «прикрывает» широкий круг государственных и муниципальных служащих, к которым относятся: депутаты, прокуроры, судьи, военнослужащие, полицейские, таможенники, сотрудники ФСИН, Совбеза, Счетной палаты и Банка России. В соответствии с законодательной новеллой, все они могут быть освобождены от ответственности за «нечаянную коррупцию».
Звучит крайне интригующе и, на первый взгляд, совершенно непонятно. Однако депутат Государственной думы Эрнест Валеев все-таки пояснил, что конкретно имелось в виду. С его слов, некоторые граждане РФ, проживающие в Крыму и Севастополе, не могут получить доступ к сведениям о своих банковских счетах, оставшихся на Украине, из-за чего не в силах выполнить требования антикоррупционного законодательства России по предоставлению налоговой декларации. Теперь стало чуть яснее, что имелось в виду. Правда, пример с Украиной кажется немного притянутым за уши. Несколько более реалистичным представляется возросший риск государственных чиновников попасть под западные санкции. Например, у «слуги народа» имеется некая недвижимость в Италии или счет в швейцарском банке, но сам он попал в санкционные списки Европейского союза и США и лично полететь получить справку не в состоянии, а местные юристы с ним работать опасаются. Таким образом, «государев муж», который своевременно не предоставляет декларацию об имуществе, превращается в нарушителя антикоррупционного законодательства. Новый закон о «нечаянной коррупции» как раз и призван его прикрыть.
Также обратим внимание на такой вид форс-мажора, как массовое заболевание. Очевидно, что из вынужденного «локдауна», когда государственные органы и учреждения не могли нормально работать, были сделаны определенные выводы. Всем перечисленным в законопроекте чиновникам предоставляется месяц для устранения нарушений после прекращения действия форс-мажорных обстоятельств. Все, на этом острый вопрос исчерпан?
Нет, не совсем. Дело в том, что данная законотворческая инициатива носит явно избыточный характер. Правовые нормы, требующие от дисциплинарных комиссий при определении наказания учитывать все обстоятельства, причины и факторы, приведшие к нарушению антикоррупционного законодательства, существовали и ранее. Вместо того чтобы способствовать устранению «лазеек» и двусмысленностей, новый закон может их только добавить. Помимо требований о своевременном предоставлении деклараций, существует, например, еще и проблема конфликта интересов. Это ситуация, при которой прямая или косвенная заинтересованность чиновника влияет на надлежащее исполнение им своих служебных обязанностей. Вот что по этому поводу сказано на сайте Госдумы:
В Минюсте объяснили смысл законопроекта о «нечаянной коррупции»
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Поправки в закон о противодействии коррупции призваны исключить случаи необоснованного увольнения госслужащих, непричастных к коррупционным правонарушениям. Так замглавы Минюста Андрей Логинов объяснил смысл так называемого законопроекта о «нечаянной коррупции». Об этом сообщает ТАСС.
Замминистра пояснил, что цель документа заключается в определении «порядка действий в случае несоблюдения обязанностей, запретов, требований по урегулированию конфликта интересов и других антикоррупционных обязанностей», когда чиновник или должностное лицо не исполнили их по независящих от них причинам.
«Мы коррупционеров данным законом никоим образом не прячем. Законопроект не несет никаких освобождений от ответственности в случае действительного правонарушения», — подчеркнул Логинов. Он указал на тренд в российском законодательстве, направленный на усиление ответственности за коррупционные правонарушения.
По словам замминистра, законопроект касается лишь процедуры установления факта, что чиновник подлежит или может быть привлечен в дальнейшем к уголовной или административной ответственности, и не касается ситуации, «когда лицо признано подлежащим этой ответственности». Логинов добавил, что речь в документе речь идет о дисциплинарной ответственности в виде увольнения, когда чиновник по независящим от него обстоятельствам вовремя не сдал документы, подтверждающие его непричастность к правонарушению.
Законопроект о «нечаянной коррупции» Госдума приняла в первом чтении 10 марта. Речь в документе идет о нарушении антикоррупционных запретов, допущенных по не зависящим от чиновников обстоятельствам. В частности, к ним предлагается отнести стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты. При этом регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события подобными обстоятельствами признаны быть не могут. Разбирать каждый конкретный случай будет специальная комиссия. Под действие законодательной инициативы попадают государственные и муниципальные служащие, федеральные, региональные и муниципальные депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры.
Госдума одобрила законопроект о «нечаянной» коррупции
Депутаты Государственной думы одобрили в первом чтении законопроект, который освобождает чиновников, судей, прокуроров, военнослужащих и другие категории граждан от наказания за нарушение антикоррупционных норм, если оно произошло по не зависящим от госслужащих обстоятельствам. Информация о прохождении законопроекта № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» опубликована в законодательной базе нижней палаты парламента.
В пояснительной записке к документу говорится, что «физическое лицо освобождается от ответственности» за нарушение законов о противодействии коррупции, если «несоблюдение ограничений и запретов признается следствием не зависящих от него обстоятельств».
Человеку дается месяц на устранение нарушений «со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению указанных ограничений».
К обстоятельствам, которые могут стать уважительной причиной для нарушения антикоррупционного законодательства, относятся стихийные бедствия, в том числе землетрясения, наводнения, ураганы, а также пожары, массовые заболевания, забастовки, военные действия, террористические акты. Кроме того, «нечаянная» коррупция возможна в условиях введенных органами власти ограничительных мер.
Однако к не зависящими от физического лица обстоятельствам не могут быть отнесены регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также действия самого чиновника, судьи и т.д.
В июне 2020 года генпрокурор Игорь Краснов сообщил, что число коррупционных преступлений, выявляемых в России, растет второй год подряд. По его словам, за год на 17% выросло число преступлений, совершенных организованными преступными группами, на 74% — связанных с откатами в сфере госзакупок, на 11% — фактов взяточничества.
В 2019 году у чиновников изъяли не подтвержденное доходами имущество на сумму более 20 млрд руб., также рассказал Краснов. По сравнению с 2018 годом показатель вырос почти в 70 раз — тогда изъяли имущества на 311 млн руб., уточнил тогда генпрокурор.
В марте 2021 года начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктор Балдин назвал регионы — лидеры по уровню коррупции. По числу выявленных случаев взяточничества в прошлом году первое место заняла Москва. «Далее — Республика Татарстан, Ставропольский край, Московская область», — сказал представитель Генпрокуратуры. В лидерах по числу выявленных преступлений коррупционной направленности оказались также Башкирия и Краснодарский край, следом за ними идут Челябинская и Ростовская области, Республика Дагестан, а также Пермский край.
По словам Балдина, наименьшее число взяток в 2020 году зарегистрировали на Чукотке, в Еврейской автономной области, Республике Марий Эл, Адыгее, Ингушетии, Туве и Хакасии, а также в Мурманской, Костромской и Магаданской областях. При этом в Генпрокуратуре отметили, что в коррупционных сводках «всегда будут лидировать регионы, где сосредоточено обращение финансовых активов».
Небрежность законодателей привела к «нечаянной коррупции»
Госдума на днях приняла в первом чтении законопроект, который якобы освобождает чиновников от ответственности за коррупционные деяния, совершенные вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Во всяком случае, именно так законопроект интерпретировали некоторые СМИ, и такая постановка вопроса, естественно, вызвала очень живой интерес у публики (кстати, проект закона был внесен в Госдуму еще в декабре 2020 г. и в тот момент никакого ажиотажа вокруг него не было).
Речь в документе действительно идет о «нарушении антикоррупционных запретов, допущенных по не зависящим от чиновников обстоятельствам». К таким обстоятельствам предлагается отнести стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия и террористические акты. Как результат, в медиасреде законопроект был подан как оправдывающий «нечаянную коррупцию». Это словосочетание СМИ многократно транслировали и повторяли, что, конечно, не могло не вызвать некоторого замешательства у обычного человека: слово «коррупция» ассоциируется в первую очередь со взятками и откатами и мозг отказывается рационально сопоставить слова «нечаянная» и «коррупция» – это оксюморон.
Но если вчитаться в текст документа, то выяснится, что возможности безнаказанно брать взятки и пилить бюджет под влиянием обстоятельств непреодолимой силы законопроект, конечно, не предполагает. И вообще, само понятие «непреодолимой силы» (форс-мажор, force majeure) к уголовному праву отношения не имеет и в нем не применяется. Это термин гражданского права, означающий чрезвычайное событие, которое нельзя было ни предвидеть, ни предотвратить и которое может служить, например, основанием для освобождения предпринимателя от ответственности за неисполнение обязательств по договору, если такое событие прямо препятствовало его исполнению.
А со злосчастным законопроектом дело вот в чем. Пребывание на госслужбе предполагает соблюдение служащим неких правил и ограничений, нарушение которых чревато наказанием вплоть до увольнения. Эти правила и ограничения установлены как общими законами о государственной гражданской службе, о муниципальной службе, о противодействии коррупции, так и законами, регулирующими деятельность того или иного государственного органа или лица: «О статусе судей», «О прокуратуре», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы». Перечислять все эти правила, ограничения и запреты смысла нет, их много (достаточно сослаться, например, на статьи 15–18 закона о гражданской госслужбе), и большинство из них, кстати, выглядит на бумаге вполне обоснованно. Нарушение всего этого рассматривается как проступок и имеет следствием применение к нарушителю санкций со стороны работодателя, т. е. государства (для простоты приравняем в данном случае депутатов и судей к прочим служащим). Некоторые служебные нарушения относятся к так называемым коррупционным – так их характеризует закон. Но это совсем не обязательно взятка – к коррупционным действиям относится, к примеру, непредставление сведений о расходах в установленный срок. На день позже представил сведения вследствие пожара – вот и «коррупция». Отсюда и термин, который вызвал столько эмоций.
Не очень понятно, зачем законодатель решил уточнить и так очевидное правило о том, что если нарушение допущено под влиянием обстоятельства непреодолимой силы, то наказывать за него нельзя. Причем сделал это наш законодатель, по обыкновению, довольно небрежно, поместив институт гражданского права, применимый к коммерческой деятельности, в сферу регулирования государственной службы. Мало того что это не слишком корректно, так еще и совершенно избыточно: по общему правилу санкция следует за виновный проступок, а непреодолимые обстоятельства, впрямую препятствующие исполнению того или иного служебного предписания, как раз исключают вину.
Резюме: указанный в законопроекте форс-мажор распространяется только на несоблюдение госслужащими установленных в отношении них служебных ограничений и запретов. Не более. К административно и тем более уголовно наказуемым деяниям госслужащих это совершенно никак не относится. При этом такой форс-мажор не разрешает служащим совершать правонарушения, а лишь освобождает от ответственности за нарушение предписаний – и только на период своего действия. Кончилось действие форс-мажора – будь добр исполняй предписанное, иначе может и «прилететь». Вот этому и посвящен законопроект. А вовсе не «нечаянному» или «вынужденному» получению взятки.
Борьба с коррупцией по-русски: Не виноватый я, взятка сама в карман упала
Законопроект правительства о «нечаянной коррупции» выглядит откровенной насмешкой
Если антикоррупционные нормы российского законодательства нарушаются в результате форс-мажорных обстоятельств, то человека можно освободить от ответственности за это преступление. Такой вывод следует из законопроекта, который одобрила в первом чтении Госдума 10 марта с.г.
Как уточняется в пояснительной записке к документу (имеется в распоряжении «СП»), по мнению правительства Российской Федерации, под таковыми следует понимать стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, пожары), массовые заболевания, военные действия, террористические акты и забастовки. Отдельной строкой также упоминается введение органами власти ограничительных мер, в условиях которых человек не по своей воле может стать соучастником коррупционного правонарушения.
Действие законопроекта предполагается распространять на чиновников, судей, прокуроров, военнослужащих и другие категории госслужащих, а также физических лиц.
Выглядит эта инициатива, уже окрещенная в СМИ «законом о нечаянной коррупции», на первый взгляд, довольно странно. Ведь еще в июне прошлого года генпрокурор Игорь Краснов информировал общественность — число выявляемых в стране коррупционных преступлений растет второй год подряд, причем внушительными темпами. По его словам, в 2019 году у чиновников изъяли неподтвержденного доходами имущества на 20 миллиардов рублей, что в 70 раз больше, чем в 2018 году, а число преступлений, связанных с «откатами» в сфере госзакупок, выросло за год на 74%.
Впрочем, и на второй взгляд она тоже выглядит довольно странно. Ведь Росфинмониторинг не так давно приводил тревожные цифры — общая сумма подозрительных банковских операций с маркировкой COVID в минувшем году потянула более чем на 34 млрд. рублей, а непосредственно похищено из бюджета Российской Федерации оказалось порядка 100 миллиардов рублей.
Казалось бы, в такой ситуации следовало бы ужесточить антикоррупционный контроль, тем более что сам глава государства Владимир Путин не далее как 3 марта призывал правоохранителей активнее выявлять хищение бюджетных средств, в том числе выделенных на борьбу с пандемией.
Однако складывается ощущение, что российская власть предпочла пойти другим путем, да не просто так, а еще и надавив при этом на административный акселератор. В то время, как иные законопроекты пролеживают под парламентским сукном годы, этот по всем звеньям бюрократической цепи прошел довольно быстро. Так, внесен он был 18 декабря прошлого года, ровно через месяц его рассмотрел Совет Государственной Думы, 17 февраля нынешнего года ответственный комитет рекомендовал принять его в первом чтении, что, собственно, и было сделано нижней палатой парламента 10 марта с.г.
Активные граждане в соцсетях уже высказывают предположения, что принятием такого закона власть оперативно отмазывает госслужащих, так или иначе имеющих доступ к контролю и распределению бюджетных средств по принципу «рука руку моет», и надо сказать, что выглядит это на фоне происходящего довольно логично.
Но, возможно, не посвященные в хитросплетения взаимоотношений членов вертикали власти граждане чего-то не понимают?
— Да, в глазах граждан любые послабления в борьбе с коррупцией выглядят как поощрение этой самой коррупции, воровство чиновников всех уже достало, это страшнейшее зло пронизало насквозь всю страну, — согласился политик, общественный деятель, член КПРФ Вячеслав Тетёкин. — Но в данном случае надо рассматривать решение Госдумы по «закону о нечаянной коррупции» с двух сторон.
Приведу пример. Где-то случилось резкое наводнение, и для спасения людей экстренно требуется отсыпать песчаную дамбу. Времени на проведение положенных тендеров и конкурсов по выбору исполнителя времени нет, но под рукой у чиновника есть конкретный карьер и конкретная техника, благодаря которым можно бедствие предотвратить. На практике нередко получалось, что спасшие таким образом ситуацию ответственные лица вместо наград шли под суд как завзятые коррупционеры. Так что чисто внешне-то тут все правильно, инициатива формально направлена на защиту добросовестных борцов со стихийными бедствиями от попадания «под раздачу».
«СП»: — Но ведь есть еще и хищения бюджета в период пандемии, о которых упоминал Росифнмониторинг. Тут-то закупку, скажем, контрафактных перчаток спешкой объяснить трудно. Выходит, и правда «рука руку моет»?
— В том-то и дело, что мы великолепно знаем способность российского чиновничества приспосабливать любые благие цели к наполнению собственных карманов. Так что в данном случае совершенно нельзя исключать того, что коррупционные схемы теперь будут маскироваться проведением экстренных мероприятий. Администрациям, как мы имели возможность убедиться, не представляет сложности объявить в том или ином районе чрезвычайное положение, и через эту лазейку совершенно легально проводить практически любую махинацию.
Если бы в России существовало действительно объективное судопроизводство, по-настоящему хорошо работали бы органы прокуратуры, таких ситуаций бы не возникало. Но мы хорошо знаем, что органы, призванные вообще-то следить за соблюдением законности, сами нередко попадают в «мутные истории». Сочетание коррумпированных чиновников и правоохранителей приводит к тому, что даже освобождение честных людей от коррупционного преследования за добросовестную работу трансформируется в криминальную по своей сути лазейку. Такова, к сожалению, реальность России — любая хорошая идея заканчивается воровством из государственного кармана.
«СП»: — Да еще и выглядит это так, словно наши чиновники высшего эшелона подтрунивают над президентом. Ведь между его призывом беспощадно бороться с коррупцией и хищением бюджета под эгидой борьбы с коронавирусом и принятием в первом чтении правительственного законопроекта об освобождении от ответственности за «нечаянную коррупцию» прошла всего неделя.
— Как автор законопроекта о ратификации 20 статьи Конвенции ООН о противодействии коррупции, я лично считаю, что это насмешка, — полагает доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. — Я внес свой законопроект в Госдуму шестого созыва, а теперь подходит к концу уже седьмой, но до сих пор его отказываются рассматривать. А ведь он ключевой для выстраивания всей системы борьбы с коррупцией в России. Все, что принимается в антикоррупционной сфере без ратификации этого момента, не более чем паллиатив, сочинения, так сказать, «по мотивам».
Взять, например, положения о проверке деклараций сотрудников руководителями. Вы можете себе представить, чтобы, скажем, господин Сердюков дал команду проверить декларацию госпожи Васильевой? Ну, это же смешно.
Нынешний же законопроект о «нечаянной коррупции» вносит поправки аж в 26 федеральных законов. Вы представьте, насколько серьезной будет перестройка антикоррупционного законодательства? И это, вы поймите весь ужас ситуации, тогда, когда у нас есть, например, полковник-миллиардер Захарченко, есть полковник Черкалин, 12 миллиардов, есть экс-глава Росреестра, убежавший за границу. Это что, «нечаянная коррупция», что ли? Почему вместо повышения прозрачности у нас закрываются данные по силовикам?