Небо и звезды лермонтов о чем

Анализ стихотворения «Небо и звезды» Лермонтова.

В 1931 году Михаил Юрьевич Лермонтов сочинил стихотворение «Небо и звезды». В жизни семнадцатилетнего поэта происходили перемены. Взрослея, юношу все чаще волновали философские темы и вопросы бытия.

В произведении автор рассуждает о небе, звездах и людях. Его мысли направлены на их сравнение. В огромной вселенной у каждого объекта и субъекта свое место. Но лирический герой мечтает оказаться среди небесных светил.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение из трех катренов, написанное трехсложным дактилем без использования рифм.

В первой строфе герой обращается к небу и звездам, называя их своим счастьем. Далее он признается, что несчастлив среди людей. В заключительной части завистливому людскому миру противопоставляется чистое звездное небо. Оказаться среди звезд – вот к чему теперь стремится герой.

Грустные размышления характерны для такого жанра как элегия. Поэт делится внутренним мироощущением своего персонажа на фоне вечной красоты вселенной. Творение пропитано меланхолическим настроением.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Художественная выразительность в произведение достигается за счет тропов.

Эпитеты

Олицетворение

Не используется в стихотворении

Метафоры

Основная метафора заключена в словах, что звезды и небо –«как счастье ребенка», «как счастье мое». Таким сравнением Лермонтов показывает всю чистоту и гармонию, царящую там наверху в отличие от существования на земле.

Источник

«Небо и звёзды» М. Лермонтов

Дата создания: 1831 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Небо и звёзды»

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал – он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1831 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», – отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

Источник

Анализ стихотворения Лермонтова “Небо и звезды”

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал – он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием “Небо и звезды”, написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро

Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: “О! для чего мне нельзя и подумать:

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций.

Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. “Люди друг к другу зависть питают”, – отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

Related posts:

Источник

Одиночество лирического героя в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Небо и звезды» и «Парус»

Актуальность учебного исследования определяется необходимостью осмысления лирических текстов великого русского поэта XIX века.

Цель исследования: выявление характера лирического героя в указанных лирических текстах.

Задачи:

1. познакомиться с биографией поэта, понять особенности его отношения к миру;

2. попытаться освоить философское понятие «одиночество»;

3. проанализировать стихотворения и попытаться провести сопоставление по некоторым аспектам;

4. охарактеризовать образ лирического героя каждого стихотворения;

5.создать слайдовую презентацию, сопровождающую представление работы.

Объектом исследования стали стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Небо и звезды», материалы сайта «Урок в формате а4», посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова, статья М.Ю. Лотмана «М.Ю. Лермонтов «Небо и звезды» (учебник по русской литературе для средней школы).

Апробация работы осуществлялась в МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска на уроках литературы и Анализа поэтического текста в 6-х классах, на классном часе по теме «Духовное возрождение России» в 6а классе.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее материалов в учебном процессе средней школы при изучении творчества М.Ю. Лермонтова на уроках литературы, истории, МХК, а также при реализации учебного курса «Анализ поэтического текста» в 5 и 6 классах.

Что такое одиночество? Проясним значение слова. В «Токовом словаре русского языка» профессора Д.Н. Ушакова читаем: «Одиночество – это состояние одинокого человека». А кто же такой одинокий человек? В том же словаре находим несколько значений слова «одинокий»: 1) один без других; отделенный от других, себе подобных; 2) не имеющий семьи, близких, родственников, а также единомышленников, соратников, сподвижников.

Одиночество (как философское понятие) имеет древние традиции и связано с первыми попытками людей понять себя и найти свое место в мире, обществе. По мере того, как человек приходил к осознанию своей связи с природным и социальным миром, он открывал для себя всю трагичность ее утраты или пусть даже некоторого ослабления.Одиночество — это эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество.

Проблема одиночества нередко находит попытки разрешения в музыке, кино, литературе и поэзии. Во все времена мастеров слова интересовали люди, которые жили отдельной от общества жизнью, имели собственные представления о мире, которые часто не совпадали с общественным мировоззрением. А человек, который имеет в себе силы противостоять общественному мнению, всегда был вожделенным прототипом лирического героя литературы первой половины XIX века.

В словаре литературоведческих терминов понятие «лирический герой» трактуется как «наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «я» в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении».Первоначально, лирические герои-одиночки были бунтарями, которые проявляли активное несогласие с закостенелым мировоззрением большинства населения. Их одиночество заключалось в том, что мысли, не нашедшие поддержки в социуме, так и оставались личными, человек был своеобразным отшельником и воспринимал свое одиночество как личную трагедию. Со временем одиночество литературных героев приобретает более острую философскую окраску. Лирический герой даже не осознает своего одиночества, что служит причиной того, что в жизни допускает катастрофические ошибки. Он создает для себя иллюзию, не понимая на самом деле, что является одиноким отшельником.

Рассмотрим стихотворение «Небо и звезды», которое относится к раннему периоду творчества М.Ю. Лермонтова. Оно написано поэтом в семнадцать лет. В эти годы у юного, молодого человека, как правило, еще нет вообще никаких глубоких, четких мироощущений. А гений Лермонтова – уже во власти двух непримиримых, противоположных начал, двух стихий своей души: небесного и земного, а он – в середине этих двух единоборств. Ему ясна причина его мучительных переживаний, ясно, почему он хочет быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечное противоборство между небесной душой, т.е. духовностью, и его телом, т.е. земным существом. Они очень связаны между собой, и все же – они тяготеют друг другом. В статье, посвященной анализу стихотворения, Ю.М. Лотман отмечает, что поэта влечет к себе ночь, небо, звезды. Тема ночного неба – особая в творчестве поэта. Не одно стихотворение посвящено ей. Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка. Ученый отмечает, что образ ребенка ассоциируется у поэта с чистотой, душевной гармонией и далеким прошлым, которые так же недосягаемы и невозвратимы, как звезды в пространстве.

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка;

Лермонтов использует в своем стихотворении иронию: «добрыми людьми» он называет людей, которые не понимают его тягу к звездам, осуждают его или высмеивают. «Добрые люди» видят цель в жизни в получении материальных благ и не могут понять причин несчастий поэта. Из этого следует, что вопрос «Чем ты несчастлив?», который задают поэту добрые люди, свидетельствует о непонимании души ЛГ окружающей толпой. Поэтому ответ ЛГ, заключенный в трех последних стихах, свидетельствует о невозможности контакта между ним и его собеседниками. В первой строфе диалог не получился, потому что на вопрос поэта звезды ответили молчанием. Во второй строфе диалога тоже нет, потому что поэт и «добрые люди» говорят на разных языках. Именно поэтому автор, отвечая на вопрос «добрых людей» прибегает к тавтологии.

Добрые люди, что звезды и небо

Другими словами, на человеческом языке нет адекватных слов для выражения того, почему звезды влекут поэта. Заключительная фраза «а я – человек. » звучит трагически. Это практически признание одиночества, так как стремящийся к звездам ЛГ не может достигнуть их именно потому, что он – человек. И с окружающими людьми он не может найти общего языка, потому что общение с ними не отвечает его духовным потребностям и стремлениям.

Весь трагизм лирического героя Лермонтова прослеживается в заключительной строфе.Он чувствует себя несчастным, оттого, что он всего лишь человек, земное существо, жизнь которого скоротечна, а звезды и небо – они вечны, они очень чисты, к ним не прилипла грязь людских страстей и грехов. Поэт завидует только звездам, ему абсолютно чужда людская зависть.

Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал.

В данном случае понятие «зависть» получает два противоположных смысла: в одном случае оно означает низкое чувство, а во втором – высокое и благородное.

Стремление героя к высокому и духовному вступает в противоречие с его одиночеством и отсутствием счастья. Его счастье связано со звездами, такими далекими и недосягаемыми, и он «только их место занять бы желал», то есть лирический герой стремится к прекрасному и невозможному. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что понятие «высокое и далекое» (т.е. недосягаемое) для романтического поэта окружено особой поэтической прелестью. В стихотворении перед нами присутствуют условно три героя: люди – на Земле; звезды – вверху и лирический герой – между ними. Физически он пребывает среди людей, а душой возносится к звездам. В этом-то и заключается его одиночество.

Теперь обратимся к стихотворению «Парус», которое также относится к раннему периоду творчества поэта. С одной стороны, оно являет собой пейзажное стихотворение: оно выстраивается в виде описания трех пейзажей в трех строфах. С другой стороны, всякий раз пейзажная зарисовка сопровождается некими размышлениями лирического героя.

Первая строфа рисует картину спокойного моря:

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом.

Эта картина сопровождается вопросами:

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.

Не понятно, что он кинул, что он оставил, в какую сторону движется? Возвращается ли он на родину или, наоборот, отправляется в дальние страны? Но очевидно, что самым важным становится мотив скитания, отсутствия пристани для паруса, а значит, и мотив одиночества – «парус одинокой».

Вторая строфа рисует картину бури:

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит.

Она также сопровождается своеобразными размышлениями:

Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Не понятно, что ищет парус: ведь всякий человек ищет счастья, а здесь – и «счастия не ищет и не от счастия бежит». Вероятно, лирический герой ищет не то, что обычные люди (вспомним «добрых людей» из стихотворения «Небо и звезды») понимают под счастьем. Он ищет чего-то иного. Это иное никак пока не формулируется.

Разгадка обнаруживается в третьей строфе. Открывается строфа опять же пейзажем, но этот пейзаж особенный! Это картина покоя и Вселенской гармонии:

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой.

Как будто парус уже находится не на земле (небо отражается в море), как будто парус находится рядом с солнцем («луч солнца золотой»). Возникает мотив бесконечного, вечного неба, неба, к которому стремился лирический герой в стихотворении «Небо и звезды». Казалось бы, цель достигнута, дальше некуда! Но парус=лирический герой опять не удовлетворен:

А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Зачем же он просит бури?! Возникает опять логически несообразная ситуация: лирический герой переживал бурю во второй строфе, переживал покой в третьей строфе, но всякий раз лирическому герою необходимо нечто иное. Обретая то, что казалось счастьем, он понимает, что это не то, что он искал. Возникает мотив бесконечного одинокого пути, который не может быть разрешен, это путь дурной бесконечности, путь в никуда. Но зато жажда обретения гармонии делает этот путь оправданным и осмысленным.

Мне кажется, что «Парус» – стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа жаждет вечных поисков, вечного пути. Лермонтов, как его лирический герой, нигде не смог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Таким образом, проанализировав два стихотворения, относящихся к ранней лирике Лермонтова, можно сделать вывод, что основной мотив этих стихотворений – мотив одиночества. Лирический герой находится в мире разобщенности, в мире, лишенном коммуникаций и связи. Он одинок и в мире «добрых людей», и «в тумане моря голубом» (море как символ мирского моря, т.е. общества). Он отрицает этот мир и в то же время пытается обрести в нем же счастье!

Стихотворения Лермонтова «Небо и звезды» и «Парус» заставили меня задуматься над проблемой одиночества и в современном мире, вызвали желание присмотреться к своим сверстникам: может быть, кто-то из них несчастен и одинок?

Список литературы:

До­пол­ни­тель­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

Источник

Небо и звезды лермонтов о чем

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *