Не учли стаж при начислении пенсии что делать
Как внести недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счёт
Форма заявления о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Как проверить и внести недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счёт
Полнота и корректность сведений о стаже и заработке на индивидуальном лицевом счете обеспечивает размер будущей пенсии
На индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде аккумулируется информация о пенсионных правах каждого застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения, указанные в индивидуальном лицевом счете, формируются на основе данных, передаваемых в ПФР работодателями и гражданами.
Узнать о сформированных пенсионных правах, которые отражены на индивидуальном лицевом счёте, можно:
– через клиентскую службу ПФР или в МФЦ.
Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, необходимо представить в территориальный орган ПФР заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Заявление можно представить следующим способом:
— лично или через своего представителя путем подачи непосредственно в клиентской службе ПФР;
Обратиться с заявлением можно в любую клиентскую службу ПФР независимо от места жительства, места пребывания, места фактического проживания.
Одновременно с заявлением представляется документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие недостающие сведения:
- — трудовая книжка;
- — письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
- — справки службы занятости;
- — архивные справки;
- — военный билет (в случае прохождения военной службы);
- — документы об образовании;
- — документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности;
- — другие юридически значимые документы (свидетельство о браке, о рождении детей и т.п.);
- — документы о заработке до 01.01.2002 г.
При направлении заявления в форме электронного документа прикладываются копии указанных документов.
Если имя, отчество или фамилия в представленном документе не совпадают с именем, отчеством или фамилией, указанными в документе, удостоверяющем личность, необходимо также представить свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени или свидетельство о расторжении брака.
При подаче заявления от имени гражданина его законным представителем дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.
Территориальным органом ПФР представленные гражданином заявление и документы рассматриваются в течение 10 дней.
При необходимости направления территориальным органом ПФР запроса о подтверждении трудовой деятельности гражданина в архив или организации, располагающие данными сведениями, срок рассмотрения заявления продлевается на срок до трех месяцев.
О результатах принятого территориальным органом ПФР решения гражданин информируется способом, указанным в заявлении.
Страны нет, а люди остались. Что делать, если ПФР отказывается учитывать советский стаж?
Обидно, когда всю жизнь в поте лица работаешь, а потом узнаёшь, что пенсия тебе не положена или её размер настолько мал, что с трудом хватает на хлеб и воду. С такими проблемами сталкивается чуть ли не каждый, кто работал в Советском союзе. Рассказываем, что делать, если Пенсионный фонд отказывается учитывать советский стаж.
Не имеют права на пенсию
С момента развала СССР прошло 30 лет. Предприятий, на которых трудились люди, уже практически нет. Но люди-то остались и довольно много среди них (если не все) тех, кто оставил на работе свои лучшие годы и здоровье. Многие из тех, что сейчас выходят на пенсию, имеют советский стаж, но Пенсионный фонд не засчитывает его.
Родом из СССР. Фото: goodfon.ru
Сотрудники Пенсионного фонда России (ПФР) отказываются принимать в расчёт трудовую деятельность на территориях бывших советских республик. Дескать, в России они не работали, а значит не имеют право на пенсию. Также в качестве аргумента используется отсутствие документов, подтверждающих то, что человек работал на предприятии, которого уже нет. И ещё множество других причин, почему человек проработал годы, а иногда десятки лет, а получить за это пенсию не может.
Единственный выход — идти в суд
Поэтому остаётся только подавать на Пенсионный фонд в суд. Понятно, что судебные дрязги — дело хлопотное и затратное. Но с появлением «Электронного правосудия» оно немного упростилось. К тому же, с точки зрения финансов, если воспользоваться общедоступной информацией, то можно не тратить деньги на адвокатов. Единственной графой расходов станет госпошлина.
ГАС «Правосудие»: можно подавать иски, не выходя из дома. Фото: «Выберу.ру»
Нужен письменный отказ
Прежде чем обращаться с иском в суд, нужно получить отказ в письменном виде. Поэтому лучше всего, получив отказ на словах, написать электронную жалобу в Пенсионный фонд, приложив к ней все имеющиеся документы. Не исключено, что после этого сотрудники фонда согласятся включить советский стаж и пересчитают пенсию. Если же нет, то на руках появится отказ в письменном виде.
Доказательства трудовой деятельности
Следующим этапом является сбор доказательств трудовой деятельности. Чаще всего Пенсионный фонд отказывается включать в стаж те года, что не попали в трудовую книжку, либо записи в ней размытые, с ошибками и так далее. В этом случае нужно сделать запрос в организацию, если она ещё существует, если нет — то в архив (федеральный, областной, муниципальный в зависимости от того, насколько крупная она была).
В архивах найдётся многое, главное, чтобы он был цел. Фото: publishernews.ru
Два свидетеля
При отсутствии возможности подтвердить факт работы на предприятии (документы утрачены по независящим от человека причинам — эту справку выдаёт местная администрация) можно попробовать найти двух свидетелей, которые трудились здесь же и в те же годы. При этом их стаж в организации должен быть подтверждён (например, чёткой записью в трудовой книжке). Бывших коллег сейчас намного проще найти, чем раньше — через социальные сети или общих знакомых. Найденные свидетели позволят подать второй иск — о включении советского стажа при назначении пенсии.
Суды встают на сторону людей
Статистики о том, сколько таких исков было и сколько из них суд удовлетворил, нет. Тем не менее, есть множество примеров, когда судьи становились на сторону обычных людей и заставляли Пенсионный фонд учитывать советский стаж.
Суд поддерживает людей. Фото: newvz.ru
Часто россияне отказываются от подачи иска в суд, ссылаясь не только на хлопотность и затратность, но и на то, что в результате им добавят 200-300 рублей (об этих «копейках» нередко говорят и сами сотрудники ПФР). Только за год это 2,4-3,6 тысячи рублей, а за пять лет — 12-18 тысяч рублей, и это без ежегодной индексации. Достаточное ли это основание для судебных разбирательств или нет — решать только вам.
Почему в Пенсионном фонде указан не весь трудовой стаж: причины, и как подтвердить стаж
Ранее в нашей стране действовала такая пенсионная система, которая учитывала именно непрерывный трудовой путь работника, в который суммарно входили все периоды, в течении которых работник выполнял свои трудовые обязанности. Такой стаж назывался трудовым, а получаемая таким бывшим работником пенсия называлась трудовой пенсией.
После проведения в начале двухтысячных годов пенсионной реформы изменилась сама концепция пенсионной системы страны. Согласно новым порядкам, понятие “трудовой стаж” было заменено на понятие стажа страхового, которое имеет принципиальные различия со своим предшественником. Под ним понимаются такие периоды в жизни работника, в течении которых он не просто трудился на работодателя, но и переводил взносы в соответствии с размером своей зарплаты в государственный фонд.
Также в страховой стаж плюсуется и то время, которое гражданин провел в армии, ухаживал за людьми с инвалидностью, или за престарелыми родственниками от 80 лет. А также будут приняты во внимание периоды, в течение которых лицо официально находилось в отпуске и ухаживало за маленьким ребенком или несколькими детьми.
Где смотреть свой стаж
Даже если у работника имеется на руках его трудовая книжка, он все равно не может быть уверенным в том, что все записи обо всех периодах его трудовой деятельности будут полно и корректно учтены Пенсионным фондом при назначении ему пенсионных выплат. Поэтому всем гражданам, рассчитывающим когда-либо в будущем на получение пенсии, рекомендуется периодически проверять сведения о собственном стаже, имеющиеся в наличии у государства.
Все сведения о местах работы и периодах работы хранятся в специальной электронной базе Пенсионного фонда. Для того, чтобы проверить, все ли сведения внесены в данную базу, и корректно ли произведен учет накопленного стажа, гражданин может воспользоваться различными вариантами действий.
Получить выписку можно, кликнув по соответствующей услуге в разделе о пенсиях и пособиях своего личного кабинета. Справка придет вам не позднее чем по прошествии суток после отправки запроса. Не забывайте, что те же самые действия можно произвести не только непосредственно на сайте, но и в специальном мобильном приложении.
Вышеуказанная выписка, предоставляемая системой ПФР, предназначается лишь для тех граждан, которые еще не получают пенсию. Для тех граждан, которым пенсия уже назначена, указанный способ контроля за информацией не подходит. Их данных в той базе уже нет. У таких граждан в их личном специальном кабинете на сайте имеется новый раздел, в котором и отражается вся информация о том:
Получив указанными выше способами выписку, необходимо сравнить указанные в ней сведения с теми данными, которые содержатся у вас в вашей трудовой книжке. Если данные разняться, необходимо заблаговременно начинать предпринимать определенные действия.
Причины пробелов в стаже
Существуют несколько причин того, почему в ПФР могут отсутствовать сведения о некоторых ваших периодах труда. Разберем каждую причину подробнее.
Вредные и опасные условия труда
Нередки случаи, когда работниками выясняется, что их работа в условиях вредных или опасных производств не была учтена, как того требует закон. За таких работников с начала две тысячи тринадцатого года организации должны уплачивать взносы в повышенном размере. Такое требование установлено для того, чтобы такие работники могли выйти на пенсию досрочно и сохранить собственное здоровье.
Сбой в базе ПФР
Также данные о некоторых периодах работы могут отсутствовать у некоторых граждан по причине произошедшего в девятнадцатом году программного сбоя в работе сайта ПФР. У многих жителей разных регионов страны с сайта исчезла информация о стаже за несколько лет работы. Такие недостачи, к сожалению, придется восстанавливать самостоятельно. Для этого необходимо собрать сведения от работодателей о своей работе и уплаченных ими суммах в ПФР и передать полученные сведения в ПФР.
Служба в МВД
Социальный стаж
Также нередки ситуации, когда граждане начинают бить тревогу, не найдя в базе ПФР сведений о том периоде, когда они осуществляли полезную для общества деятельность, которую по закону также включают в стаж. Например, уход за инвалидами, престарелыми гражданами. Однако зачастую тревога оказывается ложной. И впоследствии такие сведения все же появляются в системе.
Эта задержка связана с тем, что такие сведения поступают в фонд и подлежат обработке до конца текущего года. Соответственно, появляются в базе они уже на следующий год. Однако если до первого апреля следующего года они так и не поступят, необходимо обращаться в отделение ПФР с документами для их подтверждения.
Восстановление сведений
Если вы проверили, в каком состоянии находятся сведения о вашем стаже в системе ПФР, и обнаружили недостачу, необходимо предпринять конкретные действия по добавлению недостающих данных. Как это грамотно сделать?
Прежде всего, отметим, что внести такие сведения самостоятельно у вас не получиться. Доступ к системе имеют лишь сотрудники Пенсионного фонда, да и то лишь те из них, которые уполномочены на такие действия своим руководством. Для того, чтобы восполнить обнаруженные вами пробелы в стаже, необходимо явиться в ближайшее к вам отделение ПФР и написать соответствующее заявление. Кроме того, потребуется заранее подготовится и запастись документами, которые подтверждают те недостающие сведения о вашем стаже, которые вы собираетесь внести в базу.
Какие это документы?
Прежде всего, основным документом, который официально призван содержать главные для каждого наемного работника сведения, является оригинал трудовой книжки. Если в ней четко и с соблюдением всех кадровых правил прописаны все данные, которые вы собираетесь подтвердить, вам больше ничего не требуется искать и запрашивать. Просто подготовьте копию всех страниц книжки и приложите к заявлению.
Однако нередки ситуации, когда предъявить трудовую книжку не представляется возможным ввиду следующих обстоятельств:
В перечисленных случаях предоставлять такую трудовую книжку в качестве доказательств нет никакого смысла. Либо ее просто не примут, либо в исправлении сведений вам откажут.
Как в таком случае подтвердить свои претензии? Если трудовой книжкой воспользоваться не получилось, можно в качестве доказательств представить следующие документы:
Как подтвердить стаж для пенсии: консультации «пенсионщиков»
Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах шансов практически нет?
Консультации по этим вопросам дала Евгения Очертарова, главный специалист–эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Бурятии.
Трудовая книжка и ИЛС
Какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии? И так ли важна сегодня трудовая книжка?
С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.
По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное соцстрахование до 1991 года, уплата ЕСН и ЕНВД до 2002 года.
Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из ИЛС в Личном кабинете на сайте ПФР.
Если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?
Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов.
В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе ОПС.
Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то никаких проблем с учетом стажа не возникнет.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения.
Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель.
Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.
Где взять справку
Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?
Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением.
Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник.
При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.
Свидетели
Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?
В этой ситуации свой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются.
По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период.
Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии.
Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.
Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?
К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы.
Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет.
Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Вопрос-ответ: почему на индивидуальном лицевом счете отражаются не все данные трудовой книжки гражданина?
Вопрос: Почему сведения о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица содержат не все данные трудовой книжки? В частности, не учтен трудовой стаж до 1997 года. Как можно его подтвердить?
Ответ: Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Сведения о пенсионных правах содержатся на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица. Граждане, являющиеся получателями пенсии, на выписке из ИЛС могут видеть только неучтенные при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, за которые начислены и уплачены страховые взносы.
Единая система персонифицированного учета стажа застрахованных лиц стала формироваться с 1997 года. Поэтому на (ИЛС) гражданина отражены следующие сведения с момента его регистрации в системе ОПС:
— с 2002 года – о периодах работы и (или) иной деятельности, за которые начислены и уплачены страховые взносы.
Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования отражены в п.2 сведений о состоянии ИЛС на основании трудовой книжки работника и других представленных документов. К слову, в период с 2002 по 2005 годы в рамках подготовительных мероприятий по информированию застрахованных лиц о пенсионных правах во всех территориальных подразделениях Пенсионного фонда была проведена кампания по сбору, приему и обработке сведений о трудовом стаже, выработанном до 31.12.2001 года включительно. Однако есть застрахованные лица, которые не предоставили данную информацию. Поэтому на их пенсионном счете сведений о стаже до указанного периода не содержится. Данные периоды работы необходимо подтверждать. Для этого нужно обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с подтверждающими документами. Таковыми являются трудовая книжка установленного образца. Если же трудовой книжки нет, или в ней содержатся неправильные, неточные или неполные сведения, в подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, трудовые книжки колхозников, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В подтверждающих документах должны быть указаны номер и дата их выдачи, фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, дата его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессия (должность), основания выдачи документа (приказы, лицевые счета и прочее). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Напоминаем жителям области, приобретающим право на назначение страховой пенсии по старости через 6-12 месяцев. С целью учета пенсионных прав граждан в полном объёме, а также назначения страховых пенсий по старости в установленный пенсионным законодательством срок, обеспечения их своевременной выплаты, специалистами территориальных органов ПФР Калининградской области проводится заблаговременная работа с документами будущих пенсионеров. В рамках проведения данной работы анализируются представленные гражданами документы на полноту имеющихся сведений, правильность заполнения трудовой книжки, необходимость предоставления справок о заработной плате и других уточняющих справок, осуществляются консультации по досрочному назначению страховых пенсий.
Если гражданин приобрел право на назначение пенсии и не был на предварительной работе, переживать не стоит. Отсутствующие на ИЛС периоды трудовой и иной деятельности гражданина будут также уточняться при назначении пенсии.
Также для проведения заблаговременной работы документы можно направить через своего работодателя в том случае, если у организации, в которой работает гражданин, заключено Соглашение об электронном информационном взаимодействии с Пенсионным фондом.
Обращаем внимание граждан, что помимо страховых периодов, формирующих пенсионные права застрахованных лиц, есть так называемые социально значимые периоды или «нестраховые», когда гражданин вынужденно не работает. К таким периодам относятся служба в армии по призыву, уход за нетрудоспособными гражданами (80-летними, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 гр.), ребенком до 1,5 лет, проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности), проживание за границей супругов работников, направленных в консульские учреждения, дипломатические, торговые представительства Российской Федерации и представительства государственных органов РФ. Условием включения этих периодов в стаж является факт наличия предшествующих им или имевших место после них периодов осуществления трудовой деятельности. Нестраховые периоды могут повлиять не только на право на назначение страховой пенсии, но и на размер пенсионных выплат.