Не требуя венца что значит

Зачем Пушкин написал Памятник?

Зачем Пушкин написал странные стихи без названия, условно называемые «Памятник»? Вот эти:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

«Памятник» – абсолютный лидер по части раздергивания на монументальные цитаты. Про нерукотворный памятник, народную тропу и т.п. Любая строка – готовый эпиграф. Особенно если не вдумываться в смысл. Матерые исследователи, похоже, так и делают.

Если же все-таки вдуматься, то, на первый взгляд, получается как-то некрасиво. Недруги Александра Сергеевича этим радостно пользуются. Мол, не страдая отсутствием скромности, поэт Пушкин сам себе сочинил эдакий хвалебный гимн. Все упомянул – и на грядущее бессмертие намекнул, и культурно-исторический процесс приплел, и нацменьшинства не забыл, и свой вклад в мировую революцию отметил… Прямо речь для торжественного заседания на любую тему.

Но и это еще не все. Давным-давно известен длиннющий список стихотворений практически того же содержания! Интернет с удовольствием выдаст ссылки на полтора десятка имен – ограничимся двумя:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид.
Гавриил Державин

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Михаил Ломоносов

Получается, что Пушкин почти дословно фактически украл свой «Памятник» у Державина. А Гавриил Романович, надо полагать, позаимствовал его у Ломоносова. Ну, а Михаил Васильевич воспользовался первоисточником от Горация. Да и тот, как говорят, был не первым…

Вопрос один: зачем во все это влез Пушкин?

Одно очевидно: уж точно не затем, чтобы присвоить себе чужое. Да и как можно присвоить то, что общеизвестно и лежит на поверхности? Впрочем, гению красть ни к чему: лучше него писать никто не умеет, и он в этом убежден. И все же Пушкин намеренно берет эпиграф из того же Горация и почти полностью повторяет Державина. Чтобы все это видели!

Может быть, это – пародия? Вполне возможно: в числе адресатов часто упоминают Булгарина, Державина, критика Катенина… Особенно понятен намек на Булгарина, чьи именины совпадают с датой под пушкинским черновиком. Ведь тот, формально – образец для подражания: и газету успешно издает, и романы его читают, и в средствах не нуждается, и с Начальниками всех мастей в прекрасных отношениях. Правда, писатель-то он никудышный, однако…

И вот здесь-то, возможно, и кроется ответ. Именно булгарины ценились и ценятся в обществе куда выше, чем «солнце нашей поэзии»! Взять того же Фаддея Венедиктовича. Он действительный статский советник. Государь дарит ему брильянтовые перстни. Бенкендорф лично ходатайствует о зачислении того «на должность» в министерство. Именно ему отсылают на рецензию пушкинского «Годунова». Стало быть, именно он – истинный литератор, а по заслугам и награда!

А что имел от общества «литератор Пушкин»? Конечно, формально у него все ОК: сам Государь когда-то похлопал по плечу. Но в реальности ему отечески предложили переделать «Бориса Годунова» в «Вальтерскотта», завернули «Медного всадника», раскритиковали сказки, а «Современник» дружно проигнорировали… Он откровенно прозябает, закладывая то шали жены, то ложки с вилками. Верным источником дохода стала вовсе не литература, а благодетель-Начальник. Достаточно вместо «годуновых» и «всадников» сочинить тому очередное верноподданное письмо. И получить вместе с подачкой кое-что из ненужной одежды – например, камер-юнкерский мундир…

Но почему все так мерзко? Видимо, рассуждает сам с собой Пушкин, для того, чтобы преуспеть на официальном уровне, нужно писать именно так, как это делают «настоящие литераторы»! А вот и «образец» для подражания: напыщенный «Памятник». Неважно, какой из них – державинский, ломоносовский… И Пушкин, криво усмехнувшись, проходится по одиозному тексту редакторским пером, превращая его в свою «вариацию на тему»… Эдакую эпитафию самому себе.

Что еще? Да, пройдет какой-то слух! Иными словами, читать не будут, но имя припомнят. И финн, и калмык, и тунгус. Как же, мол, знаем… По этому поводу он в свое время великолепно высказался в «Онегине»:

Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
ЕО, гл. 2, XL

Укажет, укажет… И молвит что-то громкое и заведомо верное – как в «Памятнике».

А Пушкин, в итоге, попадет со своим прогнозом в «яблочко». Как всегда. Ведь спустя столетия эту откровенную пародию, поданную в виде напыщенной чепухи, на полном серьезе будут зубрить в школах, высекать на постаментах и вставлять в заголовки статей…

Только последние четыре строки до сих пор стараются не замечать…

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Хотя они-то, как раз, и стоят того, чтобы их цитировать.

Дальнейшая жизнь для русского гения не имела смысла. И поэтому она оборвалась меньше чем через месяц…

Источник

Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Разделы: Литература

Вступление

Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.

У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.

Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.

Биографический контекст стихотворения

В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он догадывается, что причиной внимания со стороны царя является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина время. В свете распускаются сплетни о любовном романе жены поэта и царя.

27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом интрига. Своей жене он предоставил право единственного выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не имея возможности покинуть бал. Его игра или интрига с собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи Николаевны.

О силе гордыни или гордости поэта мы можем судить из его же слов: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».

Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет

Анализируем словесный ряд в строке от последнего до первого слова, так как ключевым словом в стихе будет рифмованное слово.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа). Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по которой что-то разливается (Ли) + концентрация энергии через глаз. А глаз – это лаз в душу.

Голос Бога слышен всюду. Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает нам об огромных возможностях человека прозревать в себе и вокруг Божественное начало.

У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить». Вспомним праздник Воздвижения (14 сентября), посвящённый «обретению царицею Еленою креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение».

Слово «памятник» во втором значении по словарю В.Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это поминальная книга – помяни меня раба Божьего.

Произнося гордое «Я» («гордый внук славян»), человек должен помнить, что он является носителем коллективного разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней язык»).

Звук [ЙА] зафиксирован буквой Я в современной азбуке. Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и означала «личность человека». И человек понимал, что ему предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я». Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?

В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского.

Космическая программа имени такова: новое (А) людскому (Л) экосу (ЕК) слово (С) грациозный огонь (АН) на поде родовой памяти (Д) речёт (Р).

Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.

В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника

(1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.

В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому Пути:

Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а активно в нём действует, ведомый Волей Божию.

«Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? –скажите им: это движение и покой. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт» (Евангелие от Фомы).

Пушкин совершил свой духовно-жизненный путь от разочарованного безверия – к вере и молитве.

Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая от подлунного мира в горний мир перемещается. Буква «И» связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит (сравни Иисус).

Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа, преодолевая границу между миром видимым и невидимым. Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о человеке.

Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.

«Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).

Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково звучащих слов.

Если Христос был Посланец Неба и был Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы) несут в имени своём изначальное христианское предназначенье.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси объединила все языки или народы, что есть одно и то же. Русь – древнее и краткое название России, и слово это может быть зеркальным отражением слова «сурь», что означает цвет, и он «красный», а внутренний смысл слова таков: «с племенем ура», то есть солнечным племенем.

Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Восславить Свободу значит восхвалить за возможность совместно разговаривать. Предлагается мирное взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве, или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек жив не одним хлебом, а единым.

В идеале это беседующее, звенящее, поющее царство славного Гвидона.

Россия (сияние Ра) – страна солнечных людей. И от этого своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её духовную орбиту народам, никуда не деться.

Образ лирического героя

Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть Христа в себе.

«Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю. Наступят дни – вы будете искать Меня, вы не найдёте Меня» (Евангелие от Фомы).

По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все последние годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую свободолюбивую книгу в истории.

Веленью божию, о муза, будь послушна
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Биографический контекст стихотворения

Подлость публики, оклеветанная жена… Сердце Пушкина ещё жгло оскорбление. Но всё было кончено. Потом, уже дома он скажет своему секунданту Данзасу: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю и хочу умереть христианином».

Пушкин погиб, встав на защиту своего очага. Но Господь не попустил ему победить. Железом и пролитием чужой крови зла не истребить. Дуэль сравнивают с самоубийством, забывая про 45 часов, которые были отпущены Пушкину для покаяния. Умирал он в жутких физических муках. Так Господь очищает людей от грехов здесь, в земной жизни. Духовно он всё возвышался. Просили позвать священника. Не какого-то маститого, а «первого, ближайшего». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник не заставил себя долго ждать. Исповедал, причастил, вышел к друзьям Пушкина, по словам дочери Карамзина княгини Мещерской, потрясённый со словами: «Я стар, мне уже недолго жить, зачем мне обманывать. Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Иногда страдания отступали, он впадал в забытье. За несколько минут до смерти схватил руку врача В.И. Даля: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше ну, пойдём!» Последнего его вздоха Даль не расслышал. Но лицо умершего стало вдруг спокойным, торжественным. Жуковский писал, что это выражение бывало у Пушкина и прежде, но никогда в такой чистоте.

Гоголь, который был в это время за границей, узнав о смерти поэта, произнёс: «Пушкин! Пушкин! Какой прекрасный сон мне приснился в жизни».

Источник

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Филологический анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. В филологии Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён).

Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души, веру в жизнь, свободу, уважение, любовь и глубокое сочувствие к людям.

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин же говорит не о государстве, не о своем народе. Его обращение к человечеству, к душе каждого человека:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Явные различия Пушкинского и Державинского «Памятника» в размышлениях о прожитом и о совершённом, о своих главных достижениях, обещающих бессмертие поэту.
Державин говорит о своих художественных достижениях «в русском слоге» и о мужестве говорить царям истину. Пушкин, отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Теперь сосредоточимся только на пушкинском тексте и выявим его особенности.
Текст стихотворения состоит из пяти строф, взаимосвязанных друг с другом по смыслу.
Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
Во второй и третьей строфах поэт утверждает значение своего творчества для народов России. Также здесь звучит ответ Пушкина на мысль о забвении. Поэт не умрет, а простых же смертных ждет забвение:

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Шестистопный ямб показывает размеренный ход размышлений поэта. Каждая последняя строка каждой строфы написана четырехстопным ямбом, что делает стихотворение, с одной стороны, неповторимым и своеобразным, с другой стороны, снижает приподнятый тон до разговорной интонации.
Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными: «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца». Особую смысловую окрашенность тексту придают эпитеты: «жестокий век», «заветной лире», постоянный эпитет «Руси великой», «чувства добрые», «главою непокорной».
Лира символизирует заслуги поэта перед народом. Лирой посвящают в поэты, она – символ поэзии.
Необычна перифраза «в подлунном мире». Она тоже задает возвышенный тон тексту стихотворению.
Таким образом, Пушкин заново переосмысливает оду Горация, вслед за Державиным он делает свой вольный перевод стихотворения, которое и тогда и сегодня существует как отдельное произведение. По лаконизму и философской глубине, данное стихотворение является поэтической формулой искусства.

Источник

Стихотворение и анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Краткое содержание

Не требуя венца что значит. Смотреть фото Не требуя венца что значит. Смотреть картинку Не требуя венца что значит. Картинка про Не требуя венца что значит. Фото Не требуя венца что значит

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

После безвременной кончины А.С. Пушкина среди прочих записей был обнаружен черновик его рукописи, озаглавленной «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В конце стихотворения стояла дата – 21 августа 1836 года. Поэт В.А. Жуковский, которому передали оригинал, занялся его литературной правкой, и стихотворение, в том виде, в каком оно существует сейчас, впервые было напечатано в 1841 году.

Уже в начальной фразе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит надежда поэта на то, что он не будет забыт, в первую очередь, народом. Далее следует лаконичная оценка своего творчества и пояснение, благодаря чему он заслуживает право на признание — в первую очередь, гуманизму своих произведений и тому, «что чувства добрые я лирой пробуждал».

Почти во всех произведениях Пушкина присутствует тема свободолюбия, ощущается присутствие мятежного духа. Учитывая эпоху, в которую творил поэт, прославление свободы считалось весьма опасным занятием. Недаром, в четвертой строфе, в завуалированной форме упоминаются декабристы, о милосердном прощении которых говорит поэт.

Стихотворение проникнуто горькими размышлениями о несправедливости 19 века, об отношениях с императором и другими представителями властей, об эфемерной, так и не достигнутой свободе. В то же время, уже в начале произведения поэт празднует личную победу над самодержавной монархией, говоря о своем памятнике: «Вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа». В последней строфе поэт призывает музу быть послушной лишь Божьей воле, что означает жить и творить, согласно своей совести, не ведясь на хвалу, и, не обращая внимания на клевету.

Анализ

История создания

О нерукотворном памятнике самому себе писал еще древнеримский поэт Гораций. Он считал, что только его поэзия, ставшая достоянием многих поколений, может считаться воплощением памяти о нем. Из российских литераторов этой же темы касался Г.Р. Державин, который перевел произведение Горация и вложил в него гражданский смысл. Но для Пушкина работы этих авторов не стали образцом для подражания. Его «Памятник» – это его собственная судьба, размышления о которой ведутся на современном ему историческом фоне.

Данное стихотворение вошло в историю пушкинского творчества, как пророчество. Не пройдет и пяти месяцев, как его автора не станет. Поэт погибнет от смертельного ранения, полученного на дуэли. Чтобы понять, что подтолкнуло Пушкина к написанию «Памятника», нужно вернуться к периоду лета 1836 года.

На тот момент Александру Сергеевичу было уже полных 37 лет. Как известно, в этот период и, чаще всего, у творческих людей, наступает «кризис среднего возраста». Не исключено, что не избежал его и Пушкин. Глобальная переоценка всей жизни, творчества, ценностей и приоритетов вполне могли способствовать возникновению такого настроения.

Второй причиной могли стать постоянные притеснения со стороны властей, которые мешали поэту свободно дышать, жить и работать. Эти преследования и неоднократные ссылки также наложили свой отпечаток на его моральное состояние. К тому же, все чаще стали раздаваться недовольные голоса читающей публики. Многим стало казаться, что Пушкин слишком зазнался, вознеся свою персону на воображаемый Олимп. Было понятно, что все эти разговоры были порождением обыкновенной зависти, что также очень огорчало поэта.

Была еще и личная причина, которую также не стоит сбрасывать со счетов. На момент написания стихотворения общество наполнилось слухами о любовной связи его жены Натальи с французом Дантесом.

Существовала еще одна версия – «мистическая», согласно которой, поэт задолго до смерти, точно знал, когда он уйдет из жизни. Дату и время его кончины, по преданию, ему предсказала некая гадалка. Так, в предчувствии скорого конца автор и взялся за перо, чтобы оставить потомкам свое прощальное послание.

Персонажи и образы

В роли центрального образа в стихотворении выступает «нерукотворный памятник», который олицетворяет литературное достояние поэта, предназначенное для грядущих поколений. Этот величественный образ должен будет стать тем центром, к которому «не зарастет народная тропа», и слух о котором «пройдет по всей Руси великой».

Лирическим героем здесь является сам Пушкин, гениальный поэт, знающий себе цену, а, самое главное, свою цель – служить во имя свободы и гуманизма, не оглядываясь на мнение злопыхателей и критиканов.

Сопровождающая поэта муза – еще один образ данного стихотворения. Именно ее призывает поэт не гнаться за славой и не добиваться всеобщего одобрения, а слушаться лишь божьего веления и не сворачивать с выбранного пути.

Композиция

В стихотворении пять строф, в каждой из них содержится определенное размышление. Так, первая строфа знакомит читателя с самой идеей сотворения «нерукотворного памятника», как символа творческого бессмертия автора. Причем, поэтическое наследие рассматривается, как нечто более ценное, чем обычные, привычные всем памятники.

Во второй строфе озвучивается сама возможность этого бессмертия. Герой говорит о том, что пока «жив будет хоть один пиит» – не умрет и душа поэта, воплощенная в его творениях.

Третья строфа посвящена пророчеству автора о всенародном признании его таланта. Поэт уверен, что его литературное наследие явится объединяющим звеном для всех свободных народов России.

Далее поэт объясняет свою уверенность тем, что его произведения полны гуманизма, милости к падшим, прославления свободы и добрых чувств, то есть всего того, что не позволит им быть забытыми.

Текст финальной строфы посвящен музе. Автор говорит о единстве поэта и музы, об их общей ответственности, в первую очередь, перед своим предназначением и Богом. Поэт призывает не вестись на хвалу и не тратить свои силы на споры с глупцами.

Художественное направление «Памятника» – классицизм с присутствующими в нем элементами романтизма. По жанру его можно отнести к оде, о чем говорят его пафос и торжественность. Литературный род этого стихотворения – гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер – ямб, который в этой оде можно назвать комбинированным. В первых трех строчках каждой строфы использован шестистопный ямб, в последней строке каждой строфы – четырехстопный, который позволяет акцентировать внимание именно на ней. Рифмовка в тексте перекрестная, с чередованием мужской и женской рифм.

Чтобы подчеркнуть торжественность, автор использует возвышенный язык, который представлен старославянизмами и церковными словами: «глава», «столп», «пиит». Главная метафора текста – «нерукотворный памятник», подразумевающий поэтическое наследие поэта. Земля у Пушкина также представлена метафорически – «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей». Опять же, к памятнику, автор применяет олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», благодаря которому он принимает черты одушевленного персонажа.

Автор использует большое количество эпитетов: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век» «воздвиг нерукотворный», «главою непокорной» и другие. Инверсия «восславил я свободу» способствует усилению пафоса произведения.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении можно выделить несколько тем и связанных с ними проблем. Основной темой можно считать роль поэта и поэзии и осмысление этой роли автором. Второй немаловажной темой является свобода, без которой немыслимо творчество, потому что она – главный вдохновитель поэта.

Творческое бессмертие и народная память – еще одна важная тема, затронутая Пушкиным. Фразой «душа в заветной лире мой прах переживет» поэт выражает уверенность, что его произведения переживут века, и останутся востребованными у будущих поколений. Все темы поэт преподносит, пребывая в торжественном и серьезном настроении.

Так случилось, что «Памятник» стал самым настоящим подведением итогов и поэтическим завещанием. Пушкин, наряду с утверждающей ролью поэзии, предрекает себе, как поэту, вечное бессмертие и благодарную память потомков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *