Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике

«Сочинение по стихотворению Тютчева «Не то, что мните вы, природа»»

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах… Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

Источник

Сочинение на тему «Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»»

Для Тютчева характерно представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики.

«Не то, что мните вы, природа…» написано не позднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центров европейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и в придворном, дипломатическом и светском кругах. В литературе широко распространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формирование философского миросозерцание поэта. Тютчев глубоко проникся «поэтическими» сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для них высокохудожественное выражение.

В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину, поэты по достоинству оценили стихи.

В лирике Тютчева «поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служит стихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принято говорить о человеке: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Полемическая запальчивость этого стихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт, обращаясь к читателю, называет в третьем лице — «они»? Как известно, в первопечатном тексте цензура исключила две строфы — вторую и четвертую, неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти.

И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

Нужна помощь в написании сочинение?

Тютчев выступает против сторонников «вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме, бездушной машине»: Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах, Для них и солнцы знать не дышат И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! И языками не земными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, что предает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы.

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева. Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большой человечности. Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осуждения по адресу тех, кто думает иначе: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а», и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил») Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил.

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», » не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сём мире, как впотьмах»). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.

Нужна помощь в написании сочинение?

Источник

Сочинение на тему Сочинение по стихотворению Тютчева “Не то, что мните вы, природа”

-13 Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.

Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного: Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах: Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит,

Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева. Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм.

Ассонанс на “и”, “а” и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных аллитерация делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов “лик”, “чрево”, “древо” и ударения “приклеил”. Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры: В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы.

Через все произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – “голос матери самой”. Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

Related posts:

Источник

Сочинение на тему: Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

Сочинение.
Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

Для Тютчева характерно представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики. «Не то, что мните вы, природа…» написано не позднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центров европейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и в придворном, дипломатическом и светском кругах. В литературе широко распространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формирование философского миросозерцание поэта. Тютчев глубоко проникся «поэтическими» сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для них высокохудожественное выражение. В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину, поэты по достоинству оценили стихи. В лирике Тютчева «поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служит стихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принято говорить о человеке: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Полемическая запальчивость этого стихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт, обращаясь к читателю, называет в третьем лице — «они»? Как известно, в первопечатном тексте цензура исключила две строфы — вторую и четвертую, неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы. Тютчев выступает против сторонников «вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме, бездушной машине»: Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах, Для них и солнцы знать не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками не земными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, что предает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева. Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большой человечности. Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осуждения по адресу тех, кто думает иначе: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а», и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил») Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», » не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сём мире, как впотьмах»). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.

Источник

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике

Тютчев – поэт на стыке эпох

Поэтические эпохи не обязательно совпадают с эпохами историческими. Так, Тютчев принадлежит – исторически – девятнадцатому веку, однако творчество писателя – это плод переходного периода в лирике. Центральная особенность тютчевских текстов – эксперименты с литературной формой и поиск новых стилей. Вот, что по этому поводу говорит Тынянов:

Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе главным образом романтиками и канонизирован Гейне Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаический.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиливает все стилистические ее особенности. И, прежде всего, словарный, лексический колорит…

Тынянов также вспоминает отзывы о стихах Тютчева. Например, Некрасов говорил, что произведения писателя очень короткие, однако эти тексты нельзя удлинить, потому что здесь всего хватает. Тургенев считал, что наиболее удачными как раз являются самые малые тютчевские произведения. То, что Тютчев сознательно придерживается некой архаичности в своем творчестве, делает из поэта наследника другого русского классика – Державина. Здесь, как считает Тынянов, вырабатывается своеобразная монументальная малая форма, как бы это парадоксально ни звучало. Краткость и мастерскую, содержательно емкую фрагментарность произведений русского писателя подчеркивал и Мережковский. Литератор писал, что толковать тютчевское творчество – все равно что «превращать алмаз в уголь», потому что Тютчев «солнечные системы, туманные пятна… сжимает… в один алмаз». Поэтому лирика писателя фрагментарна и масштабна одновременно, философична, потому что Тютчев склонен использовать глубокие обобщения (отличительная черта философии в целом), созерцательна и трагична.

Несколько слов о периодах и мотивах творчества писателя

Традиционно, творческую жизнь Тютчева делят на несколько периодов, среди которых мы можем назвать следующие:

Подводя итоги, скажем, что среди главных мотивов творчества русского гения наличествуют, прежде всего, темы:

Природные мотивы в тютчевском творчестве

Итак, мы уже говорили, что писатель обращается к уподоблению человеческого внутреннего мира и материального природного космоса. Человек – часть природного мира и связан со вселенной, с мирозданием родственными узами. В этой логике искусство предстает формой интуитивного познания мира. Конечно, катастрофичность, характерная для творчества Тютчева в целом, сказывается и на экологической тематике текстов писателя. Мир всегда предстает окрашенным в темные цвета, трагичным, противоречивым. Человеческое восприятие также оказывается амбивалентным, подобно миру. Образы и символы в лирике Тютчева тоже отличаются противоречивым характером.

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвёртую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Фёдору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Смотреть картинку Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Картинка про Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике. Фото Не то что мните вы природа тютчев сочинение по лирике

Основная идея

В своём произведении Тютчев пытался показать ценность природы, её самостоятельность. Писатель старается донести до всех людей, что она наделена такими же чувствами, которыми обладает человек. Окружающий мир является самостоятельным организмом, подвластным только времени и развитию. Его нужно уважать и бережно относиться.

Для человека природа является матерью, от которой он берёт всё, что ему необходимо для жизни. Именно поэтому к ней надо прислушиваться и замечать её красоту не только ради своей выгоды, а просто так. Люди обязаны понимать её, так как она такая же живая, как и они.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Фёдор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, её души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у неё есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».

Четвёртый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звёздах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Образы, символы

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Строки объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр, размер

По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительность философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трёх восклицательных предложений.

Тютчевская лирика как выражение распада пространства и времени

Тютчев воспринимал мир в контексте гибели вселенной. Читая произведения русского классика, вы, безусловно, заметили, что поэт увлечен образами кризисных, радикально крайних ситуаций. Например, Тютчев часто обращается к мотивам грома, бури, борьбы стихий в целом. Экологическая тематика характерна не для одного этого стиха, но для многих произведений писателя. В центре всех них – почтение к Природе как Матери. Одухотворение природы Тютчевым критики расценивают с точки зрения психологизации этой сущности, демонстрации самодостаточности, наполненности, целостности, органичности и гармоничности природы.

Тютчев – в качестве поэта – поклонник пессимистичного умонастроения. Несмотря на то, что по части поэтического языка литератор довольно архаичен, мотив катастрофичности делает Тютчева новатором. Страсти стихий, однако, бурлят не только в природе, но и в жизни человека. Это, к примеру, любовь.

Образ любви в поэзии Тютчева

Для любовной лирики писателя характерен мотив осмысления любви в контексте трагичности, фатальности этого чувства. Тютчев считает, что любовь нередко опустошает человека и приводит его к гибели. Стихи поэта носят исповедальный характер, а чувства, которые описывает Тютчев, всегда отдают болезненностью.

Философский характер тютчевских произведений

По мнению Юрия Тынянова – русского лингвиста и исследователя литературы – творчество Тютчева далеко не ограничивается философским характером. Философский элемент находится на самой поверхности тютчевских произведений, однако проанализировать их недостаточно для полного понимания специфики текстов русского поэта. Как считает Тынянов, Тютчев изобрел собственный поэтический язык. Стоит также отметить, что на Тютчева сильно повлияла философия Шеллинга, с которым литератору удалось лично встретиться в Германии.

Какие же основные философские темы предстают в тютчевской лирике? Во-первых, это размышления о гармоничности и противоречивости человека. Во-вторых, это мотив борьбы в природы, а также внутри самого человека. Наконец, в-третьих, это тема любви, о которой мы уже сказали выше.

Тынянов делает акцент на том, что лирику поэта отличает сложность исторического положения, когда час забвений сменяется периодом воскрешений. Кроме того, расцвет тютчевской лирики принадлежит периоду экспериментов с жанровыми формами и стилями в литературе.

Тютчев утверждает, что природа спокойнее и гармоничнее, чем человеческая жизнь. Для писателя путь, который суждено из поколения в поколение проходить людям, представляется сотканным из мучительной необходимости найти себя и свое предназначение, из размышлений и сомнений, наконец, из постоянных противоречий. С такой же противоречивостью сопряжена и любовь, которая одновременно является и блаженством, и безнадежностью. Философски Тютчев близок к экзистенциалистам, которые тоже рассматривали человеческую жизнь в свете катастрофичности и безысходности.

Темы, настроение, проблемы

Основная проблема стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — заблуждения людей, которые не могут внять голосу пейзажа и понять его суть. Можно сказать, что автор поднимает здесь не только проблему уважительного отношения к природе и взаимодействия человека и природы, но и обращает наше внимание на тех людей, которые вовсе не считают окружающий мир чем-то самодостаточным и ценным. Их Тютчев обвиняет даже в том, что они глухи к голосу матери, что является одним из самых страшных преступлений.

Тема природы, как мы уже говорили ранее, довольно популярна в творчестве поэта, поэтому она поднимается и здесь, при этом сузить эту широкую тему можно до подтемы «взаимоотношения природы и человека». Современники поэта считали пейзажи реквизитом для жизни и материалом для работы, но не видели высшего смысла и права окружающего мира жить вне причинно-следственных связей и нужд человека. Он — не венец природы, а ее сын, который должен относиться к матери почтительно.

Настроение стихотворения «Не то, что мните вы, природа», в отличие от многих других произведений поэта, даже несколько боевое, особенно это подчеркивается в финальной строфе, где автор бросает обвинение в сторону глухих и безразличных к природе людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *