Не так ли и ты русь что бойкая необгонимая тройка несешься смысл
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?
Цитата из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852), глава 11 (из последнего лирического отступления поэмы, о путешествии Чичикова):
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Русь (художник Лаптев А.М.)
Примечания
↑ 1) — тройка лошадей. Старинная русская запряжка лошадей. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. Тройка развивала скорость до 45 – 50 км/ч, что считалось очень высокой скоростью.
↑ 2) — высокие кавалерийские сапоги с раструбами.
✍ Примеры
«Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.), книга XII, VI — из речи прокурора в суде:
«Великий писатель предшествовавшей эпохи, в финале величайшего из произведений своих, олицетворяя всю Россию в виде скачущей к неведомой цели удалой русской тройки, восклицает: «Ах, тройка, птица тройка, кто тебя выдумал!» — и в гордом восторге прибавляет, что пред скачущею сломя голову тройкой почтительно сторонятся все народы. Так, господа, это пусть, пусть сторонятся, почтительно или нет, но, на мой грешный взгляд, гениальный художник закончил так или в припадке младенчески невинного прекрасномыслия, или просто боясь тогдашней цензуры. Ибо если в его тройку впрячь только его же героев, Собакевичей, Ноздревых и Чичиковых, то кого бы ни посадить ямщиком, ни до чего путного на таких конях не доедешь! А это только еще прежние кони, которым далеко до теперешних, у нас почище…»»
Книга XII, IX — завершение обвинительной речи прокурора в суде:
«Вспомните, что вы защитники правды нашей, защитники священной нашей России, ее основ, ее семьи, ее всего святого! Да, вы здесь представляете Россию в данный момент, и не в одной только этой зале раздастся ваш приговор, а на всю Россию, и вся Россия выслушает вас как защитников и судей своих и будет ободрена или удручена приговором вашим. Не мучьте же Россию и ее ожидания, роковая тройка наша несется стремглав и, может, к погибели. И давно уже в целой России простирают руки и взывают остановить бешеную, беспардонную скачку. И если сторонятся пока еще другие народы от скачущей сломя голову тройки, то, может быть, вовсе не от почтения к ней, как хотелось поэту, а просто от ужаса — это заметьте. От ужаса, а может, и от омерзения к ней, да и то еще хорошо, что сторонятся, а пожалуй, возьмут да и перестанут сторониться, и станут твердою стеной перед стремящимся видением, и сами остановят сумасшедшую скачку нашей разнузданности, в видах спасения себя, просвещения и цивилизации! Эти тревожные голоса из Европы мы уже слышали. Они раздаваться уже начинают. Не соблазняйте же их, не копите их всё нарастающей ненависти приговором, оправдывающим убийство отца родным сыном. »»
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ? Гоголь
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Что для России? Остановлюсь пока. Вопрос, поднятый писателем Гоголем, гораздо более емко сформулирован, чем мог бы сказать по этому поводу я.
Подумаю.
А вот помню я, как мы все в советской школе учили строки Гоголя «о редкой птице», которая едва ли перелетит через Днепр. И все мы любили нашу родную славянскую реку, берущую начало в России, и протекающую по трем славянским государствам. А теперь что? Это как? В ШКОЛЕ НАИЗУСТЬ УЧИЛИ МЫ ГОГОЛЯ. Просто Гений Гоголя выше чем «временщики»-Романовы, либо «временщики-Ленинцы», как показала практика исторического развития.
Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Часть вторая. Страшная месть
X
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.
Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире.
Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.
Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.
Лодка причалила, и вышел из нее колдун. Невесел он; ему горька тризна, которую свершили козаки над убитым своим паном. Не мало поплатились ляхи: сорок четыре пана со всею сбруею и жупанами да тридцать три холопа изрублены в куски; а остальных вместе с конями угнали в плен продать татарам.
По каменным ступеням спустился он, между обгорелыми пнями, вниз, где, глубоко в земле, вырыта была у него землянка. Тихо вошел он, не скрыпнувши дверью, поставил на стол, закрытый скатертью, горшок и стал бросать длинными руками своими какие-то неведомые травы; взял кухоль, выделанный из какого-то чудного дерева, почерпнул им воды и стал лить, шевеля губами и творя какие-то заклинания. Показался розовый свет в светлице; и страшно было глянуть тогда ему в лицо: оно казалось кровавым, глубокие морщины только чернели на нем, а глаза были как в огне. Нечестивый грешник! уже и борода давно поседела, и лицо изрыто морщинами, и высох весь, а все еще творит богопротивный умысел. Посреди хаты стало веять белое облако, и что-то похожее на радость сверкнуло в лицо его. Но отчего же вдруг стал он недвижим, с разинутым ртом, не смея пошевелиться, и отчего волосы щетиною поднялись на его голове? В облаке перед ним светилось чье-то чудное лицо.
Непрошеное, незваное, явилось оно к нему в гости; чем далее, выяснивалось больше и вперило неподвижные очи. Черты его, брови, глаза, губы — все незнакомое ему. Никогда во всю жизнь свою он его не видывал. И страшного, кажется, в нем мало, а непреодолимый ужас напал на него. А незнакомая дивная голова сквозь облако так же неподвижно глядела на него. Облако уже и пропало; а неведомые черты еще резче выказывались, и острые очи не отрывались от него. Колдун весь побелел как полотно. Диким, не своим голосом вскрикнул, опрокинул горшок. Все пропало».
А почему ныне «забыли писателя»? Хотел я еще из повести «Вий» привести мощнейший отрывок. Но боюсь, что «религиозную тему» трогать не стоит. А ведь в этом отрывке из «Вия» и есть ответ на вопрос Гоголя «Русь, куда ж несешься ты?». Вернее осторожный вариант ответа на этот вопрос. В наше время это очень бы пригодилось, на мой взгляд, конечно.
А где мужик «не на стороже»? Ясное дело, в церкви. Уж там-то уж никакие вурдалаки никак не пролезут. А кто ж их пустит под золотые купола? А за иконы прятаться?
Но Гоголь сказал, что вурдалаки прячутся за иконами церкви, где панночку отпевали. И парень, Хома, погиб прямо в церкви, крестясь обеими руками. За вековой грязью и паутиной, так сказать. Может в церкви не убирались и не мыли? Да мыли, конечно! Это просто аллегория Гоголя.
Но церковь та (одна конкретная) «заросла кустами и деревьями» и пропала навсегда в лесу, согласно Гоголю. Что бы это значило? Такая мистика. Обобщение Гоголя напрашивается, относительно религиозного тоталитаризма Романовых (не христианства, а «под шкурой якобы» Романовых).
Ну, я думаю, что ныне нам надо что-то «научно обоснованное». А там и социальная справедливость, и вера в Бога (разных конфессий), и «экономика без дури» все образуется.
ИМЕННО ПРОТИВ ЗАПРЕТА НА РОДНОЙ ЯЗЫК И ВЫСТУПАЛ ГОГОЛЬ! Запрет в молитве на русском языке (либо на украинском), вместо греческого диалекта, для православных не снят до сих пор!
А католики, мусульмане, иудеи, протестанты и т.д. имеют право молиться по-русски, согласно постановлениям глав этих конфессий.
И после этого, у нас «национальная идея» звучит как?
срочнооооо. помогите пжжжжж
Гоголевское отступление о птице-тройке композиционно играет двойную роль. С одной стороны, оно завершает первый том «Мёртвых душ». В самом начале поэмы Чичиков въезжает в губернский город N, а в последней главе покидает его, то есть автор создаёт в произведении кольцевую композицию. С другой стороны, дорога, по которой несётся птица-тройка, предвещает, что героя ждут новые приключения, значит, последнее авторское отступление становится как бы связкой-мостиком, перекинутым из первого во второй том.
Думается, Гоголь не случайно решил закончить первый том символическим образом великой, могучей России, которая, как птица-тройка, мчится вдаль. Можно проследить, как формируется этот символ в тексте. Сначала автор рисует реальную картину: Селифан, Петрушка и Чичиков, счастливо выбравшись из губернского города, задремали, усыплённые мерным покачиванием удобной брички, в какой ездят «господа средней руки». Но вот Селифан взмахнул кнутом — лошади разогрелись и понеслись, а Чичиков улыбался, подскакивая на сидении, «ибо любил быструю езду». Здесь автор незаметно переходит к обобщению: «И какой же русский не любит быстрой езды?». Так общее чувство, возникнув, «связало Чичикова с целым народом, и сам Чичиков исчезает, сливаясь с народом в общем чувстве. Пыль от дороги поднялась и скрыла его: не видать, кто скачет, — видна одна несущаяся тройка» (К. С. Аксаков). Гоголь замечательно передаёт, как увеличивается темп движения тройки: сначала мимо мелькают встречающиеся предметы (их ещё можно разглядеть), потом «спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вот она понеслась, понеслась, понеслась. ». Когда движение тройки напоминает уже полёт птицы, автор сравнивает её с Россией, устремлённой в будущее.
Следует отметить две важные идеи в связи с образом России-птицы-тройки. Во-первых, тема народа и тема России соединяются здесь воедино, недаром снарядил тройку «ярославский расторопный мужик». Во-вторых, цель удалой езды не вполне понятна автору: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». Однако вопрос поставлен, и, возможно, неспроста: ведь дальше должны следовать ещё два тома, в которых ответ, может быть, и найдётся. Использование старого обращения «Русь» вместо нового «Россия» подразумевает, что Гоголь имеет в виду страну с тысячелетней историей, а не только современное государство.
И так, авторское отступление о птице-тройке композиционно служи т скрепой предполагаемых частей гоголевской трилогии и символически выражает идею писателя о возрождении России вообще и главного героя в частности. Концовка первого тома «Мёртвых душ» противопоставлена всему содержанию поэмы, где изображена пустая, неподвижная жизнь ничтожных героев. Рисуя стремительное движение-полёт птицы-тройки, автор отмечает беспредельную ширь русской земли, богатство творческих сил народа, устремлённость России вперёд. Во всём этом писатель видел залог будущего процветания страны.
Как свидетельствует творческая история произведения, Гоголю не удалось воплотить своё намерение в отношении Чичикова. Писательский талант воспротивился первоначальному идейному замыслу трилогии: Чичиков, каким он изображён в первом томе, после любых нравственных потрясении не сможет превратиться в святого отшельника (именно таким планировал писатель отдалённое будущее своего героя). Поэтому заключительное авторское отступление о птице-тройке воспринимается как символическое изображение будущего России, а то, что тройка везёт в будущее пока ещё не раскаявшегося подлеца Чичикова, приходит в голову очень немногим.
срочнооооо. помогите пжжжжж
Тройка Чичикова. Художник А. Лаптев |
Лирическое отступление «Эх, тройка! птица тройка. » является одним из самых известных эпизодов из поэмы «Мертвые души».
Данный отрывок можно найти 11-ой части поэмы «Мертвые души».
(отрывок из 11-ой части поэмы «Мертвые души»)
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. «.
Язык как материал словесности в лирическом отступлении “Птица-тройка” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это развернутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперед в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный диалог. Отрывок насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, отражающими восхищение автора силой, стремительностью, неудержимостью тройки, являющейся образом Руси.
Используемая в отрывке возвышенная лексика помогает выразить авторское восхищение и любовь к родине: “необгонимая”, “созерцатель”,
Олицетворения помогают создать живой образ Руси, а также показать, как все вокруг расступается, открывая ей дорогу. Это следующие олицетворения: “дымится дорога”, “гремят мосты”, “вихри
Метафора “медные груди” показывает прочность, нерушимость, твердость, могущество несущейся Руси-тройки, ее целеустремленность. Чтобы показать огромное количество чувств, переполняющих автора, которые нельзя полностью передать ловами, автор использует умолчание. Для поэтичного и возвышенного звучания слов используется инверсия: “что бойкая необгонимая тройка несешься”, “дымом дымится под тобою дорога”, “неведомая сила заключена”, “чудным звоном заливается колокольчик”, и другие. В отрывке используются сложные синтаксические конструкции.
В основном это сложные бессоюзные предложения и простые предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, обращениями. Ярко выражена эмоциональная окраска, используются восклицательные предложения. Вопросительные предложения показывают, что автор ведет диалог с Русью.
Особенно этот диалог виден в предложении: “Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа”.
Многообразие средств языка придает отрывку красочность, насыщенность и образность, выражает авторские мысли, чувства и надежды на стремительные перемены в жизни России.