Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием


Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твёрдые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

5. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 115).

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

7. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

8. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

9. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

10. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

11. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

12. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Лабораторное оборудование

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используют лабораторный штатив и нагревательные приборы. Предварительно ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними.

1. Устройство лабораторного штатива. Штатив (рис. 116) служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки (2), в которую ввинчен стержень (2). Массивная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Муфты с укреплёнными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении. Для этого при помощи винта необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, поставив её на необходимую высоту, закрепить.

2. Использование лабораторного штатива. Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо следующим образом. Ослабьте винт крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите её со стержня штатива. Затем освободите лапку и кольцо от муфты. Для этого поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Рассмотрите устройство муфты.

Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта (см. рис. 116). При таком креплении кольца и лапки они никогда не выпадут из муфты.

Закрепите в одну муфту кольцо, а в другую — лапку. Укрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх. Пробирка укреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть, особенно при нагревании. Пробирку, как правило, зажимают около отверстия. Эту же пробирку поверните в горизонтальное положение, чтобы винт лапки был сверху.

На одно кольцо штатива положите сетку, на неё поставьте стакан. На втором кольце установите фарфоровую чашку без сетки.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСемен Севастьянов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Техника безопасности на уроках. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности,» — Транскрипт:

1 Техника безопасности на уроках

3 Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай. В случае ожога, пореза, попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок. Общие положения. Организация рабочего места

4 Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем необходимо. Не пробуйте вещества на вкус. Твердые вещества берите только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте вещества в пробирку осторожно. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать легкое движение от отверстия к носу. Помните! При растворении серной кислоты нужно вливать её тонкой струей в воду и перемешивать. Приемы обращения с веществами

5 Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Перед тем, как налить или насыпать вещество в пробирку проверьте, не разбито ли у неё дно и не имеет ли она трещин. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте её. Банки и склянки закрывайте теми же пробками, какими они были закрыты. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

7 Общие правила Безопасное поведение на уроках физкультуры и при занятиях спортом Перед тренировкой (выполнением упражнения) проверьте исправность тренажеров, тренировочных приспособлений, спортивных снарядов. При лыжных тренировках, прогулках, на секциях соблюдайте гигиенические требования, предъявленные к одежде и обуви, следите за исправностью снарядов, оборудования и т. п.

8 Перед выполнением силовых упражнений сделайте общую разминку, а затем специальную. Специальную разминку проводите и перед выполнением упражнений с предельными весами, и после отдыха. После длительных перерывов в тренировках не форсируйте объем и интенсивность работы, а повышайте их постепенно. Общие правила Безопасное поведение на уроках физкультуры и при занятиях спортом

9 Никогда не отвлекайтесь во время выполнения силовых упражнений. При работе на гимнастических снарядах, с предельными весами не забывайте о страховке. Общие правила Безопасное поведение на уроках физкультуры и при занятиях спортом

Источник

Практическая работа № 1
Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твёрдые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

5. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 115).

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 115.
Ознакомление с запахом вещества

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

7. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

8. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

9. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

10. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

11. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

12. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Лабораторное оборудование

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используют лабораторный штатив и нагревательные приборы. Предварительно ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними.

1. Устройство лабораторного штатива. Штатив (рис. 116) служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки (2), в которую ввинчен стержень (2). Массивная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 116.
Лабораторный штатив

Муфты с укреплёнными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении. Для этого при помощи винта необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, поставив её на необходимую высоту, закрепить.

2. Использование лабораторного штатива. Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо следующим образом. Ослабьте винт крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите её со стержня штатива. Затем освободите лапку и кольцо от муфты. Для этого поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Рассмотрите устройство муфты.

Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта (см. рис. 116). При таком креплении кольца и лапки они никогда не выпадут из муфты.

Закрепите в одну муфту кольцо, а в другую — лапку. Укрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх. Пробирка укреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть, особенно при нагревании. Пробирку, как правило, зажимают около отверстия. Эту же пробирку поверните в горизонтальное положение, чтобы винт лапки был сверху.

На одно кольцо штатива положите сетку, на неё поставьте стакан. На втором кольце установите фарфоровую чашку без сетки.

3. Приёмы работы со спиртовкой (газовой горелкой). Спиртовка (рис. 117) состоит из сосуда (резервуара) (1), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (3), и колпачка (7). Снимите колпачок со спиртовки и поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Зажгите спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать её от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

4. Строение пламени. Зажгите ещё раз спиртовку и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Пламя (см. рис. 117) имеет три зоны. Тёмная зона (4) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (5). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура — в зоне 6. Эта зона находится в верхней трети пламени спиртовки.

Чтобы убедиться в том, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно поставить следующий опыт. Поместим лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через зону 4. Через некоторое время мы увидим, что там, где лучина пересекла зоны 5 и 6, она обуглилась сильнее. Следовательно, пламя в этих зонах горячее.

Наблюдение показывает, что для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени (в). В неё и помещают нагреваемый предмет.

5. Посуда. Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах (рис. 118). Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 118. Образцы химической посуды: а — пробирка; б — химический стакан; в — колба

Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем. Во-первых, попадание любых количеств химических реактивов на кожу опасно; во-вторых, при этом в пробирку могут попасть загрязнения, и опыт не получится.

Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями), как показано на рисунке 119. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане — стеклянной палочкой, надев на её конец отрезок резиновой трубки, чтобы не повредить стенку стакана.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 119.
Перемешивание растворов в пробирке

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки (рис. 120). Их используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 120.
Химическая воронка

Сначала фильтровальную бумагу надо сложить и обрезать, как показано на рисунке 121, а затем вложить в воронку и смочить водой, чтобы она плотнее прилегала к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитал фильтруемую жидкость (если её мало, то можно вовсе не получить фильтрата).

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 121.
Последовательность изготовления бумажного фильтра

При фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Для выпаривания используют фарфоровые чашки (рис. 122).

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 122.
Фарфоровая чашка для выпаривания

Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворённое вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор так, чтобы он занимал не более 1/3 объёма чашки. Устанавливают чашку на кольце штатива и нагревают на открытом пламени при постоянном помешивании, чтобы выпаривание шло равномерно.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 123.
Прибор для получения газов

Для получения газов используют простейший прибор, который состоит из колбы или пробирки и плотно входящих в них пробок с газоотводными трубками (рис. 123), или аппарат Кирюшкина (рис. 124).

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 124.
Аппарат Кирюшкина

Прибор, собранный для получения газов, всегда вначале проверяют на герметичность (рис. 125). Для этого кончик газоотводной трубки опускают в стакан с водой, а колбу или пробирку плотно обхватывают ладонью.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Рис. 125.
Проверка на герметичность прибора для получения газов

От тёплой ладони воздух в сосуде для получения газа расширяется, и, если прибор собран герметично, из газоотводной трубки выходят пузырьки воздуха.

Источник

Конспект и презентация урока химии

Выбранный для просмотра документ ГОРЕНИЕ.ppt

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОРЕНИЕ. СТРОЕНИЕ ПЛАМЕНИ «… Огонь Я смертным дал и вот за что наказан, Похитил я божественную искру, Сокрыл в стволе сухого тростника, И людям стал огонь любезным братом, Помощником, учителем во всем…» (Эсхил, «Прикованный Прометей»)

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО 1) необходимость – знание строения пламени поможет разумно расходовать топливо 2) личный интерес – нужно знать, как правильно использовать огонь для нагревания, как бороться с огнем

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Инструкция №1 Не пробуйте вещества на вкус. В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Инструкция №2 Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Инструкция№3 Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт. Первая помощь при порезах: а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда); б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом; г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

ГОРЕНИЕ – ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ? 1) физическое 2) химическое

СТРОЕНИЕ ПЛАМЕНИ а) нижняя часть – голубого цвета б) средняя часть – красно-оранжевого цвета в) верхняя часть – бледно-желтого цвета

ТЕМПЕРАТУРА ПЛАМЕНИ Самая высокая температура – в верхней части пламени, самая низкая – в нижней части

ЧТО ТАКОЕ ГОРЕНИЕ Горение – реакция вещества с кислородом, протекающая с выделением теплоты и света Уравнение реакции горения парафина: СхНу + О2 → СО2 + Н2О

СОСТАВ ВНУТРЕННЕЙ ЧАСТИ ПЛАМЕНИ Внутренняя часть пламени представляет собой газообразный парафин

СОСТАВ СРЕДНЕЙ ЧАСТИ ПЛАМЕНИ Средняя часть пламени состоит из раскаленных частиц угля

СОСТАВ ВНЕШНЕЙ ЧАСТИ ПЛАМЕНИ Во внешней части пламени находятся вода и углекислый газ

УСЛОВИЯ НАЧАЛА ГОРЕНИЯ Нагревание горючего вещества до температуры воспламенения Доступ кислорода

УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОРЕНИЯ Понижение температуры Прекращение доступа кислорода

ВЫХОДНОЙ ТЕСТ «ГОРЕНИЕ СВЕЧИ» 1. Для горения свечи необходимы условия: А. Наличие кислорода Б. Наличие углекислого газа В. Нагревание до температуры воспламенения Г. Постоянное нагревание 2. Роль кислорода в процессе горения: А. Горит Б. Поддерживает горение В. Присутствует, но не участвует в реакции Г. Нагревает вещества 3. Чтобы увеличить пламя свечи, нужно: А. Смочить фитиль свечи спиртом Б. Нагреть свечу В. Увеличить подачу кислорода Г. Накрыть свечу банкой 4. Средняя часть пламени самая яркая, потому что: А. Светятся пары парафина Б. Светятся частички раскаленной сажи В. Светится кислород

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ 1.А.В. 2.Б. 3.В. 4.Б.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТЕСТ Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Выбранный для просмотра документ Урок.doc

Урок-исследование «Горение. Строение пламени»

Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Реактивы и оборудование: углекислый газ и кислород (в колбах), скипидар, фарфоровая чашка,

Наборы: свеча, лучина, спички, спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная трубка, предметное стекло, железная решетка, стеклянная воронка, химический стакан

Этап 1. Актуализация знаний.

Звучит тихая музыка, под которую учитель зачитывает отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей»:

«. Огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника,
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всем…»

Сегодня я предлагаю вам исследовать «божественную искру», огонь, который, по преданиям, в далекой древности принес людям Прометей, узнать при этом много нового и интересного о, казалось бы, самых привычных явлениях

Для чего это нужно?

Необходимость – Для осуществления многих процессов предметы, вещества нагревают в пламени горючих материалов. При горении расходуется топливо. Если процесс горения выйдет из-под контроля, может произойти пожар. Пожар – горение, которое человек стремится прекратить. Значит, знание строения пламени поможет разумно расходовать топливо и бороться с пожарами.

Личный интерес – Я использую горение при приготовлении и разогревании еды. Нужно знать, как правильно использовать огонь для нагревания, как бороться с пожаром.

Этап 2. Исследование. Поисковая деятельность учащихся.

Исследование строения пламени.

(Учитель зажигает свечу).

Перед вами пример экзотермической реакции – процесс горения свечи.

— Какие реакции называют экзотермическими?

— Так что же такое – пламя? Не правда ли, вопрос немного странный, как и вопрос «Что такое жизнь?» И все же мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Наблюдение за горящей свечой – дело увлекательное, занимательное, интересное. Но любая практическая работа предусматривает соблюдения правил по технике безопасности. Какие правила по технике безопасности мы будем соблюдать сегодня на уроке?

Не пробуйте вещества на вкус.

В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.

Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Зажгите свечу. (Свечи бывают разные, мы с вами будем пользоваться парафиновой свечой)

( При горении видим свет, внизу под пламенем свечи плавится парафин, образуя круглую лужицу)

— О каком явлении – физическом или химическом, это свидетельствует?

(Это свидетельствует о физическом явлении (плавление, световое явление))

Осторожно поднесите руку к свече. Что вы ощущаете при горении? (Тепло)

(Выделение тепла – признак химической реакции)

Значит, уже сейчас мы можем сказать, что горение – это и физический, и химический процесс.

А теперь внимательно посмотрите на пламя свечи. Какие вы можете различить цвета пламени?

(При горении свечи можно различить три цвета – это голубой цвет, красно-оранжевый и бледно-желтый цвета). Каждому цвету соответствует определенная температура. Давайте попробуем определить, какая часть пламени самая горячая. Внесите спички поочередно в каждую из трех частей пламени. Спичка загорается быстрее в той зоне, температура которой выше. Что у нас получилось?

( Самая высокая температура – в верхней части пламени, самая низкая – в нижней части)

То, что во внешней части пламени температура самая высокая, можно убедиться с помощью ещё одного опыта. Внесем на короткое время лучинку в нижнюю часть пламени. Лучинка обуглится лишь в местах, которые оказались во внешнем конусе. Значит, в нем температура пламени наивысшая.

— Какую форму имеет пламя свечи?

Пламя свечи имеет своеобразную конусовидную форму, которую ей придают поднимающиеся вверх теплые потоки воздуха. Физики это явление называют конвекцией. Осторожно задуйте свечи, зарисуйте строение пламени, подпишите температуру каждой части пламени.

Исследование состава пламени.

А сейчас исследуем, из чего состоит пламя, одинаков ли состав каждой зоны пламени.

Итак, мы с вами убедились, что в первоначальный момент времени после зажигания свечи парафин плавится, Но через некоторое время парафин загорается. Для подвода расплавленного парафина в зону горения служит фитиль. Сам фитиль не горит, обгорает лишь загнутый конец его.

— Какие реакции называют реакциями горения? (Реакции горения – реакции вещества с кислородом, протекающие с выделением теплоты и света)

Запишем схему реакции горения парафина. Парафин – смесь сложных веществ, состоящих из углерода и водорода.

СхНу + О 2 → СО 2 + Н 2 О

Исследуем состав каждой части пламени. Зажгите свечи.

исследование внутренней части пламени

Для этого с помощью тигельных щипцов внесем один конец стеклянной трубки во внутреннюю часть пламени, а к другому поднесем горящую лучину. Сначала из трубки выходит белое газообразное вещество, при поднесении горящей лучины оно загорается.

— Предположите, какое это вещество? (Газообразный парафин)

Можно сделать вывод: внутренняя часть пламени представляет собой газообразный парафин (запись).

исследование средней части пламени

Для исследования средней части пламени на несколько секунд внесем фарфоровую чашку (или предметное стекло) во внешнюю часть пламени (белое дно чашки останется неизменным), и на секунду – в среднюю часть пламени. Дно чашки покрывается копотью (сажей). Сажа – это углерод. Значит, в светящемся конусе содержится свободный углерод (уголь) в виде мелких частичек сажи. Откуда же берется уголь в средней части пламени? Вследствие высокой температуры в средней части пламени происходит разложение паров парафина. При этом образуются мельчайшие частички угля, которые раскаляются от высокой температуры.

— Почему средняя часть пламени ярко светится? ( Потому что частицы углерода сильно раскалены)

Вывод: средняя часть пламени состоит из раскаленных частиц угля.

исследование внешней части пламени

Анализируя схему реакции горения парафина, можно предположить, что во внешней третьей зоне пламени образуются углекислый газ и вода. Чтобы убедиться в этом, проведем эксперимент. Устанавливаем свечу на железную решетку, зажигаем ее и накрываем воронкой. Через некоторое время воронка запотевает в результате образования воды. Горящая лучина, поднесенная к верхнему отверстию воронки, гаснет, т.к. через него выходит другой продукт реакции – углекислый газ, а он не поддерживает горение.

Вывод: во внешней части пламени находятся вода и углекислый газ.

А сейчас зажгите спиртовки. Посмотрите внимательно на пламя спиртовки.

— Что общего в строении пламени свечи и спиртовки? В чем различия? Почему средняя часть пламени спиртовки не видна? (Содержание углерода в спирте меньше, чем в парафине)

(После этого демонстрируется горение скипидара. Учащиеся объясняют причину чадящего пламени скипидара – высокое содержание углерода, который не успевает полностью сгореть)

Итак, мы с вами ознакомились со строением и составом пламени, и сможем ответить на вопрос, что же такое пламя. (Пламя – поднимающийся над горящим предметом огонь; светящийся газ, выделяемый при горении некоторыми веществами). Кроме этого, мы вспомнили, что такое горение.

Условия возникновения и прекращения горения

— Огонь – благо или зло?

Огонь – это огромное благо для человека, но может стать и злом; неконтролируемый огонь приводит к пожарам. Чтобы не случилось такого страшного явления, мы должны знать меры по предупреждению пожаров. А чтобы знать, как прекратить горение, мы должны знать условия возникновения горения.

Зажгите свечу, Вы только что выполнили первое условие начала горения. Какое?

нагревание горючего вещества до температуры воспламенения.

А сейчас прекратите доступ кислорода к свече: для этого накройте ее перевернутым стаканом. Что произошло? Объясните, почему? (Свеча постепенно гаснет, потому что нет доступа кислорода). Второе условие начала горения:

2) доступ кислорода.

В наличии этих условий можно убедиться в ходе следующего опыта. Учитель демонстрирует условия горения с помощью прибора Фарадея (рис.5). Две широкие стеклянные трубки соединены вырезанным в доске желобом, скрытым от глаз учащихся. В одну из вертикальных трубок учитель ставит зажженную свечу — она продолжает гореть, так как в результате конвекции продукты горения уносятся вверх по трубке, а свежие порции воздуха поступают через соседнюю трубку. Что будет со свечой, если закрыть рукой отверстие соседней трубки, через которую поступает кислород? Учитель делает это, в результате свеча гаснет.

Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Смотреть картинку Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Картинка про Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать. Фото Не приступайте к выполнению опыта не зная что и как нужно делать

Таким образом, для горения свечи необходим кислород, образуются же при этом вода, углекислый газ и выделяется теплота.

Исходя из условий начала горения, вы можете предположить, как прекратить горение:

1) понижение температуры;

2) прекратить доступ кислорода

Как этого достичь? Применение воды (охлаждает, а ее пары затрудняют доступ кислорода), использование песка, углекислого газа (в огнетушителях); если площадь возгорания небольшая, накрыть очаг воспламенения плотной тканью.

Бывает, что при возгораниях в помещении люди совершают большую ошибку: чтобы избавиться от дыма, открывают окна. Этого делать ни в коем случае нельзя. Почему? (Обеспечивается приток кислорода, следовательно, усиливается горение).

— Как выбираться из задымленного помещения, охваченного огнем?

А теперь вернемся к началу нашего урока. Итак, определите, в какой колбе кислород, а в какой – углекислый газ. Как вы это сделаете? (Горящей лучиной)

Этап 3. Выходной тест «Горение свечи»

Предлагаю решить тест, оценить полученные знания. Выберите правильные варианты ответов.

Для горения свечи необходимы условия:

А. Наличие кислорода

Б. Наличие углекислого газа

В. Нагревание до температуры воспламенения

Г. Постоянное нагревание

2. Роль кислорода в процессе горения:

Б. Поддерживает горение

В. Присутствует, но не участвует в реакции

Г. Нагревает вещества

3. Чтобы увеличить пламя свечи, нужно:

А. Смочить фитиль свечи спиртом

В. Увеличить подачу кислорода

Г. Накрыть свечу банкой

4. Средняя часть пламени самая яркая, потому что:

А. Светятся пары парафина

Б. Светятся частички раскаленной сажи

В. Светится кислород

Г. Светится углекислый газ

Самопроверка: Ответы: 1. А, В 2. Б 3. В 4. Б

Надеюсь, что в ходе нашего урока вы узнали много нового и важного, что может пригодиться в жизни.

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить исследование. Многие ученые прошлых веков опирались в своих научных изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко приходили к ошибочным заключениям.

Сейчас я предложу вам небольшой тест. Поставьте плюсики за утверждения.

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

На уроке я поработал(а) добросовестно.

Подсчитайте количество плюсиков. Такую же оценку вы поставили мне за урок.

И закончить урок хочется словами М.Фарадея, исследовавшего явления, связанные с горением свечи: «“…Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно выполняя свой долг перед человечеством”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *