Не остановился по требованию сотрудника гибдд и уехал что будет
В каких случаях инспектор ДПС вправе останавливать транспортное средство?
Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).
Право остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
В отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.
Основания для остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185):
1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
7) необходимость использования транспортного средства;
8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Штраф за неостановку по требованию инспектора ДПС
Иногда водитель не замечает, что инспектор ГИБДД потребовал остановиться. Бывает, что на дороге плохая видимость или одежда инспектора сливается с окружением. В этом случае сотрудники имеют право оштрафовать нарушителя, а водитель — оспорить штраф. Рассказываем, что грозит за неостановку, погоню и когда требование можно игнорировать.
Штраф ГИБДД за неостановку по требованию инспектора ДПС
Статья 12.25, 19.3 КоАП РФ
Оглавление
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Какой штраф за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
Если водитель не заметил требования сотрудника ГИБДД остановиться, посчитал, что сигнал подан не ему, или специально проигнорировал, штраф — от 500 до 800 рублей.
Что делать, если проигнорировал требование по ошибке
Бывает, что водитель просто не замечает сотрудника ГИБДД. Такое возможно ночью или в туман.
Если штраф все же выпишут, доказать плохую видимость поможет запись видеорегистратора. Согласно п. 65 Административного регламента МВД сотрудник ГИБДД в темное время суток должен использовать светящийся или светоотражающий жезл и светоотражающую одежду.
Чтобы обжаловать штраф, действуйте по шагам:
Стоит ли возвращаться к сотрудникам, если уже проехал
Иногда водитель может не заметить, что инспектор подал сигнал остановиться и проезжает дальше. Инспектор, скорее всего, не станет вас догонять, если не заподозрит в угоне или пьяной езде. Можно не возвращаться.
Могу привести случай из практики. Мужчина ехал по незнакомой дороге ночью. Ему подал знак остановиться человек, похожий формой на сотрудника ГИБДД, но жезла в руке и мигалки на крыше авто не было. Мужчина испугался за свою жизнь и не стал останавливаться. Оказалось, что это были настоящие сотрудники ГИБДД, и выписали они ему настоящий штраф. Позже в суде мужчина объяснил, почему не стал останавливаться. Суд принял во внимание его объяснение и штраф отменил. В таких случаях действительно лучше не останавливаться и не возвращаться — ради собственной безопасности.
Будет ли погоня, если проигнорировать требование инспектора ДПС
Да, инспекторы ГИБДД иногда могут начать погоню, если посчитают, что водитель опасен для остальных водителей на трассе. Обеспечивать безопасность на дороге — обязанность сотрудников дорожной службы. Погоня будет, если машина едет с явным превышением скорости или предположительно пьян. А еще опасность может быть в неисправном авто: например, у грузовика вот-вот оторвется тент или колесо.
Какой штраф, если сотрудники ГИБДД устроили погоню
Если опасного водителя остановят после погони, он получит штраф до 1000 рублей или арест на 15 суток.
Как по регламенту происходит остановка транспорта по требованию сотрудника ДПС
В пп. 85-87 специального регламента для сотрудников дорожной полиции сказано, что сигнал к остановке инспектор обязан подать одним из способов:
Инспектор ГИБДД обязан учитывать безопасность всех остальных водителей на дороге и не может указывать остановиться в месте, опасном для водителя или вразрез с ПДД.
Дальнейшие действия инспектора описаны в п. 89 регламента. Сотрудник ГИБДД при остановке транспорта должен:
В каких случаях можно не обращать внимания на сигналы к остановке
Автовладелец может не останавливаться, если инспектор требует сделать это там, где правила запрещают:
Также можно не тормозить после знака «Остановка запрещена».
Если автовладелец не затормозил в запрещенных для этого местах и инспектор выписал штраф, такое решение можно обжаловать и приложить запись с регистратора
Водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД – какая ответственность?
Обязанность любого законопослушного водителя – остановиться по сигналу автоинспектора. Однако, на дорогах бывает всякое. Порой водители просто не видят, что сотрудник ГИБДД сигнализирует им об остановке. Или опасаются за свою жизнь, если ситуация возникает в безлюдном месте на неосвещенном участке трассы. За не остановку по требованию госавтоинспектора грозит штраф, а при попытке скрыться от погони ДПС – арест или обязательные работы. Однако, санкций можно избежать. И в статье мы расскажем, в каких случаях это возможно, а в каких нет, а также как общаться с догнавшими вас полицейскими. Статья будет полезна как начинающим, так и опытным водителям.
Что грозит в 2021 году, если не остановиться по требованию инспектора ГИБДД?
Невыполнение законного требования госавтоинспектора влечёт за собой одно из наказаний в рамках КоАП РФ. Каким оно будет? Это зависит от характерных особенностей нарушения, а также поведения самого водителя.
Если вы не остановились после взмаха жезлом инспектора ДПС, то в 2021 году вам грозит:
Вместе с тем водитель сильно рискует получить и дополнительное наказание. Например, за езду в пьяном виде, за отсутствие полиса ОСАГО или за управление автомобилем будучи лишенным прав. Но это скорее частности.
О том, от чего зависит то или иное наказание, если вы проигнорировали требование ДПС остановиться – мы подробно расскажем ниже.
Если не заметил случайно?
Первая ситуация, в которой может оказаться даже самый опытный водитель – банально не заметил жеста инспектора ГИБДД. Причин этому может быть несколько. Например, вы отвлеклись на помеху справа или не заметили инспектора ДПС в потоке грузовых машин.
При этом, пункт 6.11 ПДД предписывает полицейским останавливать автомобили с помощью жезла, диска с красным световозвращателем, через громкоговоритель, наконец – рукой. То есть, если вам махали жезлом в кромешной тьме, то вы вряд ли заметили бы инспектора ДПС, а значит сделали это ненамеренно, не по злому умыслу.
В пользу водителя есть замечательная статья 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности – суть её в том, что любые неустранимые сомнения трактуются в пользу водителя. А сомнения – это то, что вы якобы намеренно проигнорировали требование сотрудника ДПС остановиться. Доказать данный факт попросту нереально. Поэтому на практике возможно следующее:
Скорее всего, вас накажут по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, где предусмотрен штраф 500-800 рублей. Но есть шанс избежать ответственности и отделаться предупреждением. Что для этого нужно?
На практике сильно помогает запись видеорегистратора. Предложите сотруднику ГИБДД вместе с вами её посмотреть. Конечно, в том случае, если вы действительно не заметили экипаж ДПС, а не просто проехали мимо в надежде, что за вами никто не погонится. Например, если не увидели автоинспектора из-за припаркованных на дороге автомобилей (что будет видно в записи). Или указать, что на улице ночь, на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, а в его руках отсутствовал светящийся жезл. Наконец, предложите инспектору посмотреть весь ваш путь от дома/работы до места, где вас пытались остановить, а вы проехали.
Всё это смягчающие обстоятельства в пользу водителя. И если у инспекторов будет хорошее настроение, а вы всем видом покажете, что действительно не заметили требований об остановке случайно – то есть шанс вообще избежать штрафа по 12.25.2 Кодекса, а отделаться предупреждением. Но нет гарантий, что снисхождение будет на практике, в отдельно взятом случае.
Если я проехал, а полицейские не начали погоню
Вторая ситуация, когда вас пытались остановить, но вы не подчинились. При этом сзади вы не слышите воя сирены и не видите сигналов проблесковых маячков – погони за вами нет.
Означает ли это, что вам повезло и сотрудникам ГИБДД попросту не до вас? Вовсе нет! Пытавшийся остановить вас инспектор мог вполне передать ориентировку вашего автомобиля в дежурную часть. Или связаться по рации с другим экипажем ДПС. В таком случае вас могут начать разыскивать, а при удобном случае задержать. И тогда выпишут штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП.
Еще одна ситуация, когда погони может и не быть – когда вас пытались остановить где-нибудь на трассе отнюдь не полицейские. А, например, грабители или мошенники. Их целью является вымогание денег у доверчивых водителей, или, что еще хуже – но здесь даже не будем развивать тему.
Если идёт погоня, а водитель не останавливается
На практике экипаж ДПС обычно пускается в погоню. Поскольку за рулём автомобиля может оказаться угонщик, злостный должник или водитель, которого ранее лишили водительских прав. И законная обязанность инспекторов ГИБДД – вычислять таких нарушителей и ловить их на дороге.
За мотоциклами обычно в погоню не едут, поскольку шансов догнать скоростной байк на полицейской машине не так уж много. Зато рисков спровоцировать ДТП с участием мотоцикла – хоть отбавляй.
Если за вами началась погоня, а вы и не думаете остановиться – это уже квалифицируется как неповиновение законному требованию сотрудников полиции (в нашем случае – ДПС).
За уход от погони, если вас поймают, грозит ответственность по ч. 2 ст. 19.3 КоАП:
Обращаем ваше внимание, что в феврале 2021 года в статью 19.3 Кодекса были внесены изменения. Раньше штраф составлял от 500 до 1 000 рублей, а в 2021 году он гораздо выше.
Если удалось скрыться от инспекторов ДПС
Обольщаться не стоит.
Таким образом, гарантии, что вас всё же не привлекут к ответственности за неподчинение требованиям сотрудников ДПС выполнить остановку – отсутствуют.
Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?
Некоторые водители, уходя от погони, решают бросить автомобиль и сбежать. Возникает логичный вопрос, что будет с их автомобилем? Чтобы понять это, рассмотрим два варианта развития событий:
Отправленную на штрафстоянку машину вам придётся забирать самостоятельно. При этом нужно будет оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.
Какие действия полицейских незаконны?
В обсуждениях действий сотрудников ГИБДД уже сломано немало копий. Зачастую, автоинспекторы действительно применяют к водителям то, что по закону им запрещено.
Рассмотрим, что законно, а что незаконно после остановки автомобиля:
Желательно, по возможности, фиксировать на камеру все действия сотрудников ДПС, чтобы в случае нарушений ваших прав суметь обжаловать эти действия в суде.
В какие сроки могут привлечь к ответственности?
Срок возбуждения дел об административных правонарушениях различаются. Но это тот период, в течение которого ГИБДД или суд должны вынести постановление с одним из видов наказания.
Итак, если вы скрылись от ДПС, конкретные сроки привлечения к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ будут следующими:
Некоторые водители максимально оттягивают сроки, не появляясь на глазах полицейских. Или намеренно затягивают с получением писем от ГИБДД и суда. Иногда это может сработать, и административная ответственность «сгорит».
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.