Не читается рутокен что делать
Как исправить ошибку, если сертификат ЭЦП не виден на носителе
Иногда при работе с электронной цифровой подписью (ЭЦП) выходит ошибка о том, что ПК не видит сертификат подписи на носителе или о том, что при создании подписи была допущена ошибка. Причина может быть в неустановленном или переставшем работать драйвере, в неисправности токена или в неисправности программной части компьютера.
Почему не виден сертификат ЭЦП на носителе
Обычно проблема решается простой перезагрузкой компьютера и объясняется сбоем в работе программных компонентов. Но иногда для исправления ошибки нужно переустановить драйвера или обратиться в службу технической поддержки пользователей.
Причина 1: драйвер не установлен или устройство отображается в диспетчере устройств с восклицательным знаком
Если на носителе Рутокен ЭЦП не найдено ни одного сертификата, а в диспетчере устройств носитель отображается с восклицательным знаком, то проблема кроется в драйвере.
Для исправления ситуации нужно извлечь носитель ЭЦП из компьютера и скачать последнюю версию драйвера. Скачивание нужно производить только с официальных ресурсов:
После установки драйвера нужно снова подключить носитель. Если ошибка повторяется, проверьте корректность работы токена. Для этого подключите его к другому ПК. Если носитель определился системой, то на неисправном компьютере удалите драйвер и установите его заново.
Причина 2: долгое опознание носителя на Windows 7
При работе в ОС Windows 7 драйверы могут долго назначаться. Решение проблемы — дождитесь окончания процесса или обновите версию ОС.
Причина 3: USB-порт работает некорректно
Убедитесь, что проблема в USB-порте, а не в носителе ЭЦП, для этого переключите токен к другому порту. Если носитель определился системой, то перезагрузите ПК. Обычно это помогает справиться с проблемой и запустить работу всех USB-портов. Если перезагрузка не помогла, то желательно обратиться в техническую поддержку для устранения неисправности.
Причина 4: носитель неисправен
Если при переключении носителя к другому ПК или USB-порту флешку компьютер не видит, то проблема в носителе. Чтобы устранить неисправность, обратитесь в сервисный центр для выпуска нового токена.
Почему выходит ошибка при создании подписи
Ошибка создания подписи обычно имеет в расшифровке два значения:
Неисправность работы подписи связана с некорректной работой криптопровайдера, неустановленными или необновленными сертификатами.
Решение проблемы зависит от типа ошибки и обычно не требует обращения в техническую поддержку.
Устранение ошибки ненайденного элемента ЭЦП
Переустановите криптопровайдер на неисправном ПК с официального портала КриптоПро (https://www.cryptopro.ru/downloads). После этого очистите кэш и временные файлы в используемом браузере, а также кэш Java. Затем удалите личные сертификаты и сертификаты главного удостоверяющего центра. Используйте КриптоПро и заново установите новые в соответствии с именем контейнера. После установки корневых сертификатов:
Если после проделанной работы ошибка сохраняется, то нужно обратиться в сервисный центр.
Устранение ошибки с построением цепочки сертификатов
Обычно ошибку вызывает отсутствие сертификатов доверенных корневых центров. Чтобы устранить неисправность, нужно открыть список сертификатов и найти проблемный. Он будет иметь отметку о проблеме в проверке отношений:
Затем пользователь скачивает с официальной страницы сертификат Минкомсвязи РФ и сертификат удостоверяющего центра, имеющего проблемы в работе. Устанавливают их в раздел «Корневые сертификаты», а пошаговый процесс выглядит так:
В нужном сертификате нажать «Установить».
В мастере импорта сертификатов нажать «Далее» и в новом окне поставить галочку напротив «Поместить все сертификаты в следующем хранилище». Нажать «Обзор».
В открывшемся списке выбрать «Доверенные корневые центры» и нажать последовательно «ОК» и «Далее».
Нажать «Готово», а затем подтвердить установку.
Дождаться установки и перезагрузить ПК. Если после этого подписание сопровождается ошибкой, то необходимо обратиться за помощью в техническую поддержку.
Ошибки в работе носителя электронной подписи могут быть вызваны как неисправностью самого носителя, так и неисправностями в программном обеспечении. Перезагрузите ПК и переключите токен в другой порт, чтобы убедиться в его исправности. Если проблема вызвана тем, что токен поврежден, то необходимо обратиться в сервисный центр компании, выпустившей USB. При ошибке, возникающей во время подписания документа, нужно убедиться в корректной работе всех сертификатов и криптопровайдера и при необходимости провести их полную переустановку.
Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено] (Страница 1 из 2)
Форум Рутокен → Техническая поддержка пользователей → Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Сообщений с 1 по 15 из 20
#1 Тема от nett00n 2012-05-11 14:04:31 (2012-05-24 12:16:27 отредактировано nett00n)
Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
windows XP sp3 x32
34k Rutoken аппаратной версии 3.0 Литеру на корпусе не обнаружена
Токен загорается, на другом ПК работает без проблем, другой токен RUToken S также виделся системой, устанавливал драйвер, успешно отображался в диспетчере устройств, но не был виден панелью управления рутокен и криптопро.
Версия Криптопро:
ядро: 3.6.5359 КС1
Продукт: 3.6.64.97
Версия панели управления рутокен: 2.83.00.0437
Версия драйвера рутокена: 2.25.0.0
#2 Ответ от Алексей Несененко 2012-05-11 14:19:44
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
#3 Ответ от nett00n 2012-05-11 14:24:40 (2012-05-11 14:27:51 отредактировано nett00n)
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Вы Пробовалми подключать токен(ы) в другие USB-порты?
#4 Ответ от Алексей Несененко 2012-05-11 14:29:28
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Удалите драйвера при отключенном токене и заново их установите
#5 Ответ от nett00n 2012-05-11 14:39:55
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Удалите драйвера при отключенном токене и заново их установите
Не помогло, всё-равно скидывается на 0
#6 Ответ от Алексей Несененко 2012-05-11 14:43:53
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Судя по проблемам при установке у Вас что-то не то с самой операционкой.
Попробуйте проверить системные файлы командой sfc /scannow
и переустановить сервиспак на систему.
Проверка на вредоносов тоже не помешает.
#7 Ответ от nett00n 2012-05-11 15:01:29 (2012-05-11 15:43:44 отредактировано nett00n)
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Проверка на вредоносов тоже не помешает.
[offtop]А вы не планируете сделать FAQ для таких случаев, чтоб все возникающие проблемы и шаги для их решения были в одном месте?[/offtop]
#8 Ответ от nett00n 2012-05-11 15:40:11 (2012-05-11 15:42:45 отредактировано nett00n)
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Установил пакет «КриптоПро CSP 3.6 R2 КС1 + модули поддержки Rutoken, для Windows 32 и 64-bit (x86 и x64)«,предварительно отключив токен и удалив драйвер, те же проблемы.
В состав входит:
Панель управления Rutoken 2.83.00.0437 но почему-то с другими иконками;
КриптоПро ядро 3.6.5359 KC1;
КриптоПро программа 3.6.6497;
Где хранится конфигурация Панели управления Рутокен, может изменить настройки напрямую там?
#9 Ответ от Алексей Несененко 2012-05-11 15:45:18
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Ставили отдельно КриптоПро и отдельно модули поддержки или же совместный дистрибутив КриптоПро+Рутокен?
Наверное, там не 2.83.00.0437, а другая версия драйверов
#10 Ответ от nett00n 2012-05-11 15:52:34 (2012-05-11 15:53:19 отредактировано nett00n)
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
#11 Ответ от nett00n 2012-05-11 16:04:20 (2012-05-11 16:05:27 отредактировано nett00n)
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Не работает с двумя аналогичными токенами, которые работают на трёх других ПК под winxp и win7x64.
#12 Ответ от Ирина Богданова 2012-05-11 17:39:47
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Посмотрите, пожалуйста, есть ли в ветке реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Cryptography\Calais\Readers какие-то записи.
Возможно, у пользователя Local Service отсутствуют необходимые права на данную ветку.
Тогда необходимо добавить права по аналогии с рабочей машиной. Также необходимо скопировать с рабочей машины содержимое ветки Readers или переустановить драйверы Рутокен.
#13 Ответ от nett00n 2012-05-24 10:55:50 (2012-05-24 11:13:50 отредактировано nett00n)
Re: Рутокен не виден Cryptopro и RuToken Control Panel [Решено]
Провел «восстановление системы» с оригинального диска WinXP sp3. Не помогло.
Удалил ветку HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Cryptography\Calais, импортировал аналогичную с ПК с WinXP, где токен работает. Не заработало. В панели управления Рутокен пишет что служба «смарт-карт не отвечает на запросы…»
При попытке установки или удаления драйверов рутокен получаю ошибку. Скриншот прилагается.
Не читается рутокен что делать
После прохождения проверки условий подключения по сертификату ключа проверки ЭЦП и выбора сертификата в личном кабинете юридического лица на сайте nalog.ru через Yandex браузер возникает одно из двух сообщений:
«Не удается обнаружить токен или смарт-карту. Подключите Рутокен в любой USB-порт компьютера или к картридеру» или «На Рутокене нет сертификатов. Для доступа к сайту запишите на Рутокен сертификат«.
Эти ошибки возникают в приложении Рутокен Коннект, установленном на компьютер, если не выполняются условия для успешного входа или выбран неверный вариант входа.
Необходимо определить нужно ли расширение Рутокен Коннект и какой вариант входа нужно использовать.
Расширение Рутокен Коннект должно использоваться для входа на сайт nalog.ru только если используется модель Рутокен ЭЦП 2.0 с записанным на него сертификатом формата PKCS#11 (как для ЕГАИС).
Проверка условий подключения должна завершиться успешно.
2. Если используется другая модель Рутокен и/или на Рутокене содержится сертификат формата «КриптоПро CSP», то выбран правильный вариант:
нужно выполнить одно из трех действий:
a) Удалите адрес lkul.nalog.ru:443 из настроек Рутокен Коннект
b) Или удалите Адаптер Рутокен Коннект
с) Или удалите приложение Рутокен Коннект
После выполнения одного из трех действий повторите Проверку условий подключения по сертификату ЭЦП.
pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Форум Рутокен → Рутокен для Linux → pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Сообщений 7
#1 Тема от snigurmd 2021-10-27 18:29:21 (2021-10-27 19:28:12 отредактировано snigurmd)
pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Система Archlinux. Рутокен ЕЦП 2.0 (с встроенным шифрованием). На токене квалифицированная ЭЦП.
Установлен рутокен-плагин из AUR (4.5.6), плагины для браузера и криптопро. Криптопро видит и контейнер, и сертификаты. Цифровая подпись обращений на сайте налоговой работает. Но вход по токену ни в налоговую, ни на госуслуги не работает. Следующая команда не выдаёт ничего:
#2 Ответ от Ксения Шаврова 2021-10-27 20:00:05
Re: pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Если еще останутся проблемы, уточните, какие проблемы возникают при входе в Госуслуги и nalog.ru.
#3 Ответ от snigurmd 2021-10-27 21:24:56 (2021-10-27 22:45:14 отредактировано snigurmd)
Re: pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Спасибо за ответ.
Browser plugin установлен.
Под линуксом входить через сертификат ЭП отказывается, принимает только Windows и Mac.
Однако, создатели Криптопро пишут, что в версии 5.0 R2 оно теперь работает с ключами через PKCS#11.
Оказывается, pkcs11-tool работает через библиотеку, которая поставляется с Криптопро (libcppkcs11.so). Логинится по пину и выдаёт все объекты на токене такой командой:
Можно ли эту библиотеку подружить с Rutoken plugin?
#4 Ответ от Ксения Шаврова 2021-10-28 10:48:20
Re: pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Под линуксом входить через сертификат ЭП отказывается, принимает только Windows и Mac.
Сожалею, но, действительно, на сайте nalog.ru при входе по «Ключу ЭП» указано «Операционная система Windows 7 с пакетом обновления 1 (SP1) и выше, Mac OS OS X 10.13 или выше»
А уточните, пожалуйста, на сайте Госуслуги какое поведение? Как он «отказывается входить»?
Однако, создатели Криптопро пишут, что в версии 5.0 R2 оно теперь работает с ключами через PKCS#11.
Оказывается, pkcs11-tool работает через библиотеку, которая поставляется с Криптопро (libcppkcs11.so).
Пока выглядит так, что эта библиотека отображает и pkcs#11 и программные ключи.
Можно ли эту библиотеку подружить с Rutoken plugin?
Рутокен Плагин гарантированно работает только с библиотекой rtpkcs11ecp производства компании Актив.
При этом, Рутокен Плагин должен увидеть неизвлекаемые ключи формата PKCS#11, если они есть на токене, с использованием стандартной библиотеки.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что официально поддержка ОС семейства arch based linux с «КриптоПро CSP» не заявлена.
Если у вас на Рутокене программные ключи, вероятно, проще получить в удостоверяющем центре неизвлекаемые ключи формата PKCS#11 и работать с ними через Рутокен Плагин.
#5 Ответ от snigurmd 2021-10-28 14:43:08 (2021-10-28 14:55:30 отредактировано snigurmd)
Re: pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Насчёт того, что «проще получить новые в УЦ» я сильно сомневаюсь)) Это надо как-то от ФНС их стребовать и ехать к ним.
Мне и не надо «гарантированной поддержки», Криптопро вполне работает на любом современном Линуксе. Суть в том, что, видимо, ключи записаны в каком-то формате, который по обычному pkcs11 не читается. А в последней версии Криптопро они видимо сделали обёртку в своей библиотеке для этого формата, чтобы его выдавать через pkcs11. Если бы можно было где-то в настройках рутокен-плагина менять дефолтную библиотеку доступа, это решило бы дело.
#6 Ответ от Ксения Шаврова 2021-10-28 14:58:34
Re: pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
Суть в том, что, видимо, ключи записаны в каком-то формате, который по обычному pkcs11 не читается.
Да, это точно программный ключ.
Насчёт того, что «проще получить новые в УЦ» я сильно сомневаюсь)) Это надо как-то от ФНС их стребовать и ехать к ним.
Да, придется просить сотрудника ИФНС во время генерации выбрать другой режим «Активный токен pkcs11»
https://dev.rutoken.ru/pages/viewpage.a … d=91979800
У нас были такие клиенты, которые получали другой формат ключей по запросу в ИФНС, надеюсь, и у вас получится.
По крайней мере, только так это гарантировано заработает.
Если бы можно было где-то в настройках рутокен-плагина менять дефолтную библиотеку доступа, это решило бы дело.
Рутокен Плагин точно не заработает с библиотекой от КриптоПро.
#7 Ответ от Ксения Шаврова 2021-11-01 10:46:21
Re: pkcs11 не видит контейнеры на Рутокен
snigurmd, проверила дополнительно. На текущий момент ни по какому формату сертификата войти в ЛК ФНС с использованием Linux не получится.
Собрали для вас списки официально поддерживаемых ОС для каждого типа входа в ЛК ФНС:
Как настроить ruToken
Подготовка
Установка драйверов и модулей ruToken
Для установки драйверов необходимо:
Настройка считывателя в КриптоПро
Откроется окно со списком установленных считывателей. Если в списке нет считывателя Все считыватели смарт-карт, нажмите кнопку «Добавить»
Если кнопка «Добавить» не активна, то нужно перейти на вкладку «Общие» и нажать на ссылку «Запустить с правами администратора».
Для продолжения установки считывателя нажмите кнопку «Далее»
В следующем окне выберите считыватель Все считыватели смарт-карт и нажмите кнопку «Далее»
Для продолжения установки нажмите кнопку «Далее»
Установка сертификатов
Для того, чтобы система стала запрашивать ruToken при входе, с него нужно установить сертификат. Чтобы узнать, как это сделать, перейдите по данной ссылке (нажмите здесь чтобы перейти).