фото на памятник ритуал фото
Фото на памятники
от 1500 руб.
Размеры от 6х9см до 30х40см
от 1000 руб.
Размеры от 6х9см до 18х24см
от 1300 руб.
Размеры от 9х12см до 20х30см
Формат изделий от 40х60см до 200х300см
В этом разделе можно сравнить, стоимость изделий большого размера на разлчиных материалах
от 1000 руб.
Таблички с ножкой, Таблички с рамкой от 15х20см до 30х40см
от 2.1 00 руб.
Практически любые размеры и формы (до 60х120см)
от 1.500 руб.
Практически любые размеры и формы (до 100х300см)
от 1.800 руб.
Формат от 4х6 до 48х68
от 4.000 руб.
Керамика Бюст и в полный рост, сложная форма повторяет контуры фигуры усопшего
от 3.600 руб.
Практически любые размеры и формы (до 200х300см)
от 7.500 руб.
Размеры от 13х18см до 30х40см
от 6.000 руб.
Практически любые размеры и формы (до 200х300см)
1200 руб.
Круг d9см, прямоугольник 7х10см
от 1000 руб.
Практически любые размеры и формы (до 200х300см)
от 800 руб.
Декоры на стелу разной тематики, возможно изготовление декоров практически любых форм и размеров
от 22.000 руб.
Ограда из стекла различных форм и размеров
от 1.800 руб.
Практически любые изображения. Изготовим любые размеры и формы (до 100х300см)
от 500 руб.
Рамки, подставки, дистанционные держатели (болты) для керамических и стеклянных портретов
О нас
Рады видеть Вас на нашем сайте, наша компания занимается производством фотокерамики с 1992 года. Мы поставляем наши изделия во все регионы России, всеми транспортными компаниями, которые имеются в Москве, в пределах МКАД. Мы заинтересованы в сотрудничестве и расширении числа представителей во всех регионах России и за ее пределами.
Наша компания является самым крупным производителем керамических портретов на территории Европы, Азии и стран СНГ. Наша компания имеет огромный опыт и самые неограниченные возможности в производстве керамики и стекла нестандартных форм и больших размеров, в самом высоком качестве при наилучшей цветопередаче в цифровой деколи.
Мы не останавливаемся на достигнутом и создаем уникальные изделия, которые задают тон и будущие тенденции на рынке фотокерамики.
Фото на памятник
К печальному событию никто не готовится заранее и порой сложно найти достойный портрет для мемориала в семейном архиве. Компания «Ритуал-1» сделает высокохудожественное фото на памятник из гранита или мрамора с использованием компьютерных технологий. Наши специалисты выполняют гравировку прижизненных изображений усопшего с высочайшей точностью. Возможно также изготовление фотографий другими способами.
Рис.1 Фото на памятник
Фотопортрет на надгробии занимает центральное место в композиции мемориала. Используемые нашей компанией технологии нанесения картинки на стальную пластину или каменную плиту позволяют реалистично передать облик покойного. Изображение станет лучшим напоминанием родным и близким об усопшем.
Технологии изготовления фотопортретов для памятников
Компания «Ритуал-1» имеет художественную мастерскую, оснащенную современным оборудованием в штате которой имеются профессиональные дизайнеры. Здесь вы сможете заказать изготовление фото на памятник в Москве с использованием следующих технологий:
Фотография на пластике хорошо подойдет для временного деревянного или кованого креста. Фотопортреты, изготовленные на керамике или специальной эмали, пригодны для гранитных монументов. Они устанавливаются на месте захоронения на кладбище постоянно и прослужат долгие годы.
Рис.2 Фото на пластике в багетной раме для надгробного памятника
Преимущества современных материалов и технологий
В процессе производства надгробных памятников изображения усопшего наносятся непосредственно на каменную плиту методом гравирования. Данная технология — довольно дорогая и требует значительных энергозатрат. Фотопортреты на пластике, керамике и эмали обходятся существенно дешевле и имеют массу иных преимуществ:
Вам необходимо сделать хороший портрет для постоянного или временного монумента недорого — закажите фотокерамику. На нашем сайте размещен каталог с образцами изделий, из которых можно выбрать наиболее подходящий вариант по цене, форме и размеру.
Оформление заказа и стоимость ритуального фото
Наша компания предлагает полный комплекс услуг по изготовлению и установке портретов с изображением усопшего на монумент. Заявка оформляется через интернет или по контактному телефону, на сайте есть кнопка заказа звонка. Сообщите свое имя, номер для связи, назначьте время, и наш сотрудник перезвонит вам для консультаций и переговоров. Для изготовления ритуальной фотографии необходимо указать:
Рис.3 Фотопортреты на эмали для монументов
Одновременно с фото на могилу можно оформить заказ на табличку с паспортными данными. Помимо описанных выше методов она может быть сделана гравированием по пластине из нержавеющей стали. Крепление описываемых элементов к надгробию осуществляется с применением штифтов и эпоксидного клея.
Фотокерамика на памятник от Ритуал-Фото
Изготовление фото на памятник и крест (на могилу)
Мы используем керамические, металлические заготовки а так-же фарфор и стекло.
Наши цены начинаются от 700руб.
Сроки изготовления фотокерамики от 3 рабочих дней.
Срок службы фотокерамики до 50 лет (Кварцевая глазурь)
Доставка по всей России. Есть «Онлайн» оплата!.
Цены на фотокерамику:
Керамика (производство Россия)
Керамика Россия | Цена | Форма |
6*9 | 700 руб. | овал |
7*10 | 1300 руб. | овал / прямоугольник |
9*12 | 1500 руб. | овал / прямоугольник |
10*15 | 1800 руб. | овал / прямоугольник |
13*18 | 2000 руб. | овал / прямоугольник |
18*24 | 2500 руб. | овал / прямоугольник |
Металлокерамика
В производстве применяется специальная холоднокатаная низкоуглеродистая сталь толщиной 1 мм. Заготовки формируются методом штамповки для придания жёсткости изделию. Нанесение происходит в 2 слоя: грунтовой и покровной стеклоэмалью компании «Ferro» (Испания) методом электростатического напыления с последующим высокотемпературным обжигом +900 С. Эмаль надежно защищает металл от коррозии и отличается великолепными эстетическими свойствами. Силикатная эмаль представляем собой порошкообразное вещество, в состав которого входит стекло. В процессе плавления эмаль «приваривается» к металлической поверхности, образуя прочный и долговечный защитный слой.
Эмалированный металл | Цена | Форма |
9*12 | 1600 руб. | овал / прямоугольник |
13*18 | 2300 руб. | овал / прямоугольник |
17*23 | 2500 руб. | прямоугольник |
17*24 | 2800 руб. | арка |
18*24 | 3200 руб. | овал |
20*25 | 4000 руб. | прямоугольник |
21*27 | 5000 руб. | овал |
Керамика (производство Италия)
Керамика Италия | Цена | Форма |
6*9 | 1300 руб. | овал / прямоугольник |
7*9 | 1400 руб. | овал / прямоугольник |
7*10 | 1500 руб. | овал / прямоугольник |
9*12 | 1700 руб. | овал / прямоугольник / арка |
10*15 | 1800 руб. | овал / прямоугольник |
11*15 | 1900 руб. | овал / прямоугольник |
13*18 | 2500 руб. | овал / прямоугольник / арка |
15*20 | 3000 руб. | овал / прямоугольник |
18*24 | 4000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
20*30 | 6000 руб. | прямоугольник / арка |
24*30 | 6500 руб. | овал / прямоугольник / арка |
30*40 | 9000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
40*60 | 17000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
50*70 | 30000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
55*80 | 40000 руб. | прямоугольник / арка |
60*100 | 50000 руб. | прямоугольник / арка |
60*120 | 57000 руб. | прямоугольник / арка |
Фарфор (производство Италия)
Фарфор Италия | Цена | Форма |
7*9 | 1400 руб. | овал / прямоугольник |
7*10 | 1600 руб. | овал / прямоугольник |
9*12 | 2000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
10*15 | 2100 руб. | овал / прямоугольник |
11*15 | 2200 руб. | овал / прямоугольник |
13*18 | 3000 руб. | овал / прямоугольник |
15*20 | 3600 руб. | овал / прямоугольник |
18*24 | 4500 руб. | овал / прямоугольник |
20*30 | 9000 руб. | овал / прямоугольник |
24*30 | 10000 руб. | овал / прямоугольник |
30*40 | 15000 руб. | овал / прямоугольник |
40*60 | 44000 руб. | овал / прямоугольник |
50*70 | 52000 руб. | овал / прямоугольник |
Глазурованный керамогранит
Керамогранит | Цена | Форма |
13*18 | 2500 руб. | овал / прямоугольник / арка |
18*24 | 3000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
20*30 | 4500 руб. | прямоугольник / арка |
24*30 | 5000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
30*40 | 7500 руб. | овал / прямоугольник / арка |
40*60 | 15000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
50*70 | 25000 руб. | овал / прямоугольник / арка |
55*80 | 30000 руб. | прямоугольник / арка |
60*100 | 40000 руб. | прямоугольник / арка |
60*120 | 50000 руб. | прямоугольник / арка |
Фото на стекле (производство Израиль)
Обратите внимание! Мы не рекомендуем использовать технологию «триплекс» и другие технологии в том числе ультрафиолетовая печать, так как, на практике такие методы нанесения изображения теряют цвета через 1–5 лет. «Триплекс» расслаивается. Соответственно, нужно делать демонтаж такой конструкции.
Заказать фото на памятник в Ритуал-Фото
Почему стоит заказать фотокерамику у нас:
Каталог фотокерамики и варианты оформления:
Портрет для памятника (38)
Ритуальные таблички (13)
Портрет. Большой размер (3)
Арки и композиции сложной формы (12)
Вкладки в цветник (43)
Временные таблички (44)
Графические композиции (12)
Золотые орнаменты (7)
Иконы в золотом обрамлении (16)
Имитация гравировки (30)
Керамика с объёмным изображением (3)
Нестандартные формы (6)
Портреты с обработкой под живопись и гризайль (9)
Художественные композиции, имитация натурального камня (12)
Дополнительные услуги:
Контакты
Адрес: г.Москва, ул.Бибиревская, дом 17-Б. 2й этаж, офис №3. (400 метров от метро Бибирево)
Вход со стороны двора (3й пролет)
Код на домофоне 1970#.
У нас большой выбор вариантов исполнения. Помимо фотокерамики можно заказать временные таблички на крест. Таблички бывают разных размеров 10*15, 15*20 и 20*30. Можем сделать нестандартный размер. Есть возможность переноса фотографии на временные таблички. Срок выгорания на таких изделиях примерно 5 лет.
Лучшее фото для памятника: мифы и реальность.
Недавно я обновляла портреты на памятниках бабушки и дедушки. Сами стелы сохранились очень хорошо. Сделаны-то они были давно (один памятник поставили более 20-ти, а другой аж 38 лет назад), но зато из гранита. А этот камень, кажется, и вправду вечный – недаром так его называют. Только вот фотографии на керамике здорово повыцвели и портили весь вид. Ну я и решила, не дожидаясь горячего весеннего сезона (когда все дружно кинутся приводить в порядок могилы перед Пасхой), заняться вопросом новых красивых фото. А за консультациями и изготовлением обратилась к своему соседу по лестничной площадке.
Фото на памятник.
Паша – художник в одной из наших местных ритуальных контор. Он по праву считается высококлассным специалистом: дело свое знает прекрасно да еще и талантлив. Клиенты у него не переводятся, едут даже из соседней области. И мне он, конечно, все сделал по высшему разряду. Бабушка Аня и дед Петя теперь смотрят на наш бренный мир с отличных портретов. А еще Паша мне много чего интересного рассказал про свое дело за то время, пока возился с моим заказом. Я ведь долго не могла выбрать и понять, чего именно хочу. Например, мечтала превратить старые черно-белые фотографии в цветные, думала даже о портретах на стекле или боль шой керамогранитной заготовке – на половину стелы. Паша меня от этого уберег и попутно сообщил массу информации обо всех плюсах и минусах разных типов мемориального портрета – честно, по-соседски, так сказать. Отговорил от глупостей и рассказал всякие поучительные истории из своей обширной практики.
Вначале мы вместе придирчиво выбирали фотографии-исходники.
Я и раньше прекрасно знала, что далеко не каждое фото подойдет для памятника, однако многие моменты стали и для меня откровением. В частности, я была уверена, что супер — хорошее качество фотокарточки важно только для машинной гравировки, а для керамики может сойти и что-то похуже. Ан нет. Портрет на фарфоре тогда не получится четким, только деньги и время будут зря потрачены. И ретушь (даже с прорисовкой) здесь не всегда даст хороший результат: лицо на портрете или будет излишне замыленным, или его черты окажутся не такими, как в жизни. Поэтому большинство очень мелких, групповых, а также откровенно любительских снимков сразу отбраковываются.
В дело лучше всего идут студийные фото, например, для документов. Если они даже старые, их реально обновить и улучшить должным образом. Можно с успехом убрать со старенького фото заломы, увеличить его, повысить четкость и контрастность. С цветных снимков ʺснимаютʺ так называемую вуаль, делают цветокоррекцию и так далее. Стоимость таких услуг зависит, конечно, от сложности работы. Простая ретушь (чистка фото от царапин и пятен, разводов и грязи) делается за 200 – 300 рублей. Серьезное Восстановление – это уже долгое дело за этак 2,5 или 3 тысячи. Если же нужна прорисовка, то она обойдется в 8 – 10 тысяч рублей.
Многие мастера умеют делать чистенький фоторисунок с какого-нибудь древнего маловразумительного образца, но Пашка этого не любит. Он говорит, что все равно такое изображение смотрится ненатурально. А ведь нам хочется, чтобы ушедшие смотрели на нас с памятника как живые, верно? Нормальный ретушер не возьмется радикально менять образ на выбранной фотографии. Не будет, например, делать на серьезном лице улыбку, перерисовывать прическу, убирать бороду либо ʺсниматьʺ шляпу. Все это почти гарантированно сделает облик человека не таким, каким его помнят близкие, а значит, заказчик будет недоволен результат ом. Ну и от ʺокраскиʺ черно-белых вариантов Паша тоже меня предостерег. Сказал, что даже он не сможет сделать подобные снимки достаточно естественными. А зачем на памятнике какой-то дешевый лубок? Гораздо лучше будут смотреться винтажные монохромные портреты – яркие, четкие, с хорошим балансом белого.
Такие он мне и сделал, слегка отретушировав снимки из фотоателье, датированные 70-ми годами прошлого века. Наверное, я бы до сих пор думала, что лучше было все же их окрасить, если бы не насмотрелась в мастерской керамики с портре тами в искусственном цвете. Они меня совершенно не впечатлили своей какой-то наивной грубоватостью. Как расцвеченные от руки открытки конца 19-го века, честное слово.
Разновидностей мемориального фото теперь много:
Классикой жанра (до сих пор вполне востребованной) остаются портреты на металлических и фарфоровых таблицах.
Они сейчас бывают всякой формы – классической овальной, круглой, прямоугольной, в виде арки и даже фигурные: например, можно найти сердце или, например, книгу. Их делают цветными и черно-белыми, в виде сепии, с рамками, надписями, разными фонами и без оных.
Металлические портреты дешевле фарфоровых, потому что их проще и быстрее изготавливать. В среднем они стоят от 900 рублей (овал 9х12 см.) до 3 500 (арка 18х24 см.). Фарфоровые фотографии печатают на 2-х видах заготовок – российского и итальянского производства. Наши сейчас вполне хороши, но на итальянских качество рисунка все же получается выше. Хотя я, к примеру, выбрала отечественный фарфор. На мой неискушенный взгляд ф ото на нем вышли очень качественно, а стоимость оказалось приятной. Сами судите: овалы на нашей керамике идут от 1 100 до 4 000, прямоугольные от 2-х тысяч до 8-ми, арочные – от 2,5 до 9-ти тысяч рублей. Итальянские же овалы – это уже 1 500 – 5 000, прямоугольники 2 200 – 14 500, арки – от 3-х до 18-ти тысяч рублей. Это я привела примеры изделий одинаковой величины. Особенно дорого хотят за портреты на итальянском фарфоре, которые сделаны «под живопись». Только специальная обработка таких фото стоит от 5-ти тысяч и выше.
С виду металлические и керамические фотографии могут быть весьма похожими, но профессионал различает их сразу. Керамический вариант всегда выглядит четче и ярче – это первое. Во-вторых, металлическая основа всегда слегка изогнутая, выпуклая. Это немного искажает изображение и не позволяет крепить ф ото в выемку на камне. Такие металлические портреты привинчивают только с помощью саморезов. Как кому, а мне это не очень нравится – некрасиво. Лучше смотрится, когда портрет вмонтирован прямо в камень. Но это можно сделать только тогда, когда его заказываешь вместе с памятником, а при изготовлении в стеле делается соответствующая по размерам ниша.
Мне вот тоже пришлось все-таки прикреплять портреты сверху, я же их делала на старые надгробия. Но Паша мне посоветовал заказать особые саморезы – декоративные, из нержавейки под бронзу, немецкие. Он прикрепил портреты на гранит с помощью какой-то навороченной аккумуляторной дрели.
Новое слово в ритуальном бизнесе – это широкоформатная керамика и портреты на керамограните.
Причем первые – это выбор, так сказать, VIP-кл асса, а второе – своеобразный компромисс между металлом и фарфором. Большие портреты на памятник нынче в моде. Их делают в том числе и на фарфоровых таблицах. Выглядят они, конечно, шикарно, но и цена у них… Соответствует, в общем. Как пояснил Паша, широкий формат – это все, что больше, чем 18х24 см. У них на фирме цены на него считаются ʺсредними по больницеʺ. Например, овалы на российской керамике размером 24х30 стоят 8 000, на итальянской 15 000. Такие же прямоугольники соответственно 9 и 16 тысяч, а арки – 10 и 17 тысяч рублей. Самые большие портреты (50х70, а по спецзаказу и 50х100) будут оценены в 50 – 65 тысяч. Ну, это уже для огромных мемориалов, конечно.
Керамогранит – это нечто среднее по качеству между металлокерамикой и фарфором. Его главным недостатком является очень большой вес, который влечет за собой трудности надежного крепления такого портрета к камню. Лучше всего вставлять такую фотографию в специальную нишу на стеле, а не приделывать ее сверху. А то может и саморезы вывернуть, если очень крупная. Обычные овалы на таком материале стоят от полутора до восьми тысяч рублей, а широкий формат в цене достигнет и 50-ти тысяч. Прямоугольные и арочные варианты, как водится, несколько дороже.
Еще одно современное ноу хау – портреты на стекле.
Они появились максимум лет 15 назад, но на наших кладбищах встречаются уже довольно часто. Как обещают некоторые производители, срок их сохранности и роскошного вида – не менее 50-ти лет. Что могу сказать? Трудно такое дело прогнозировать зар анее, не пережив эти полвека вместе со стеклянными фото и не убедившись лично в их долговечности. И Пашка тоже сомневается. Конечно, стекло используется ударостойкое, жаропрочное (ведь изображения на нем обжигаются в печах и буквально впекаются в поверхность). От выцветания их оберегает стеклянная толща. Но кто знает, как поведет себя это прочное сегодня стекло через несколько десятилетий? Не потеряет ли прозрачности, не покроется ли сеткой микротрещин? Не перестанет ли быть сверхпрочным? Это может показать лишь время.
А иногда, увы, и ждать долго не приходится. Вот недавно шла по кладбищу – увидела одно такое фото. Скажу вам, смотрится оно не очень-то. Подошла поближе и поняла, что его поверхность попорчена какими-то мелкими царапинками, как на старом оргстекле. Наверное, данный эффект получился из-за некачественного изготовления или плохого материала. Пашка утверждает: сразу понять, что изделие таит в себе некий дефект, практически невозможно. Поэтому лучше и не рисковать – не идти с заказом в непроверенную фирму, с которой потом даже гарантийной замены не вытрясешь.
А так, в целом, стеклянные портреты смотрятся красиво – краски на них сочные и кажутся еще более яркими на солнце. Цена в принципе средняя, но повыше, чем на керамику. Прежде всего она зависит от площади фотографии и от ее толщины. Так, варианты 130х180х12 мм. в разных местах будут стоить от 4-х до 5-ти тысяч, 180х240х12 от 7 000 до 10 000. Все, что больше, идет от 18-ти тысяч и более.
Есть еще портреты на стекле с 3D эффектом, то есть объемные. Это уже немного другая история. Их не прикрепляют к памятнику, а ставят рядом с ним. Иногда даже заказывают вместо традиционного надгробия. Как я поняла, они получаются из такого же прочного стекла с изображением, которое становится трехмерным за счет умножения плоскостей. То есть, на металлическую или другую основу друг за другом, на небольшом расстоянии, устанавливают стеклянные пластины с напечатанным на них рисунком, в том числе портретом. Все это могут заключить в прозрачный куб. Получается весьма необычное стереоизображение. Мне Паша показывал видео с подобными мемориальными портретами. Не знаю, как кому, а мне не очень понравилось. Кажется жутковатым иметь такие портреты близких на их могилах. Как будто мертвые восстали из гробов. Кстати, стоит все это каких-то огромных денег – аж до нескольких сотен тысяч.
Чуть не забыла о гравировке!
А ведь она сейчас не менее популярна, чем керамика. Еще пару десятилетий тому назад на российских кладбищах не было настолько большого количества гравированных портретов, как сегодня. Дело в том, что резьбой по камню в основном занимались вручную. Процесс был долгим и трудным. Художники брали за него нехилые деньги, а результаты не всегда были удовлетворительными. Часто портрет выходил мало похожим, ведь не каждый художник, желающий заработать, – хороший портретист.
В наш век цифры все изменилось. С помощью компьютерной программы и гравировального станка на камне можно быстро изготовить картинку практически любой сложности, а портрет сделать гарантированно идентичным исходной фотографии (разумеется, при условии ее хорошего качества). И цена стала много меньше. Сравните: станочный вариант на А4 стоит всего от 4-х до 8-ми тысяч рублей. А такой же от художника выйдет раза в 2 дороже.
Правда, не на каждом камне можно сделать гравированный портрет. Он невозможен на светлой поверхности, на цветном камне, его не увидишь на мраморе. Причина проста: вырубленные черты на таких поверхностях будут просто не видны без подкраски. А с подкраской они будут смотреться грубо и схематично. Идеальным фоном для гравированных изображений является карельский гранит. В природе он светло-серый, а после полировки становится черным. Это идеальный вариант для контрастной гравировки, состоящий из множества оттенков серого цвета на темном фоне.
Один из минусов портрета на граните – это эффект его ʺисчезновенияʺ во влажной среде – от дождя, росы и так далее. Чтобы этого не случилось, можно использовать специальную обработку стелы, которая называется ʺантидождьʺ. Кроме этого, делают так называемое ʺзабеливаниеʺ портрета акриловой краской. Второй способ мне не очень нравится, потому что портрет становится более тусклым. И мыть от грязи или там пятен забеленный образ нельзя, так как акрил уничтожатся от трения и его надо восстанавливать. Короче, на своих могилах я использую ʺантидождьʺ.
Некоторые сегодня предпочитают гравировку в цвете.
Это, как теперь говорят, модный тренд. Для получения таких портретов их вначале вырезают на камне (станком, а потом дорабатывают руками). Получившийся результат расписывают красками. Паша уверяет, что техника росписи мало отличается от того, как делают иконы – краски наносят слоями на особую грунтовку. Считается, что для портрета на камне можно использовать любые краски для наружных работ. Самые дешевые из них – масляные, потом идут акриловые, за ними – алкидные, латексные, силиконовые и самые дорогие минеральные. Последние считаются очень стойкими. По слухам, они дают гарантию портрету в 15, а то и 20 лет. Однако Паша далеко в этом не уверен. Ведь минеральные краски и хороший силикон привозят из-за бугра. Если раньше можно было надеяться на европейское качество, то теперь это – наверняка Китай. Со всеми вытекающими.
В общем, цветной портрет на памятнике – лотерея. Он может продержаться без реставрации 5 лет, а может прийти в совершенную негодность годика за 2. А стоит удовольствие дороговато. Акриловый портрет 24х30 см. идет от 35 – 40 тысяч рублей. Силиконовый или минеральный – от 50 – 60 тысяч. Отдельных сумм будут стоить последующие реставрационные работы (которые не за горами).
Один знакомый Пашкин художник учит своих клиентов, как можно продлить жизнь мемориальным цветным портретам. Например, надо как-то затенять стелу, ведь ультрафиолет – главный враг краски. Если это возможно, то нужно постараться развернуть памятник лицом на северную сторону. Это позволит цветам сохраниться вдвое дольше. Если же сторона южная или западная, то на камень должна хотя бы падать хорошая тень (от деревьев, кустов или даже … ширмы). И еще: некоторые клеят на портрет полимерную пленку для защиты от солнечных лучей, чего делать ни в коем случае нельзя. Вот печальный жизненный пример. Однажды клиент этого Пашиного приятеля ʺзащитилʺ так свеженький портрет. Буквально за лето пленка загрязнилась и местами начала слегка отставать. Мужчина захотел от нее избавиться – а не тут-то было. Пленка прикипела к камню так, что счистить ее получилось только вместе с краской и мелкими деталями гравировки. После такого безобразия памятник пришел в полную негодность. Потом его заново полировали и гравировали. Цветного портрета клиенту больше не захотелось.
Я тоже решила избежать изысков и крайностей, почему и приобрела старую добрую керамику. И не жалею. Все эти новомодные навороты – только лишняя трата денег, да еще и с непонятными рисками. И вообще, нечего Бога гневить, устраивать на могиле какой-то невозможный пантеон. Чай, не язычники мы, не буддисты. Хочешь почитать покойных близких – чти их в сердце своем да поминай в молитвах. И вообще, считаю, что роскошь на кладбище надо запретить законодательно. Пусть будут газончик, небольшие памятники или скромные гробницы, неброское оформление – и никакого выпендрежа. Кто скажет, что я не права?