что можно записать в заметки
Что писать в ежедневнике?
Если вы еще ждете понедельника, января, Венеры в пятом доме или какого-нибудь другого события, чтобы начать вести ежедневник — перестаньте! Начните планировать сейчас. Я сама долгое время откладывала ежедневник. Мне было страшно его испортить, написать что-то неправильно или допустить даже маленькую помарку. А что лучше писать? Куда? Вдруг выйдет некрасиво? А записывать планы или итоги?
Так, без паники! Я попытаюсь ответить на все ваши вопросы так, чтобы планирование вас не пугало, а наоборот — мотивировало и вдохновляло на победы.
Нет идей и дел, что мне писать?
Такого быть не может. У каждого из нас множество ежедневных задач, которые необходимо решать. От бытовых вроде уборки и похода в магазин до рабочих/учебных. Если вы думаете, что у вас нет дел — вы либо откладываете их выполнение в долгий ящик (плохо) либо просто забываете о них (очень плохо). Решение одно: начните записывать все дела в одном месте. Это поможет ничего не упустить и выработать систему. Как только вы начнете выполнять задачи из составленного вами списка каждый день — сразу увидите свои реальные результаты и огромный рост продуктивности.
Планер — это не обычный блокнот. Он легко подстраивается под любую вашу задачу. Нужно привить привычку? Отмечайте свои достижения в планере. Важно фиксировать расписание и важные встречи? Записывайте в планере. Хотите подводить итоги дня или вести дневник благодарностей? И снова планер справится с этой задачей. Он — ваш универсальный помощник в любой сфере за какую бы вы не взялись.
Как начать вести планер?
Самое сложное — это начать. Первое время вы будете находить сто отговорок, ссылаться на отсутствие времени или просто бояться сделать запись. Это нормально. Но не надо идти на поводу у своих страхов. Да, планер красивый, с ровными строчками и идеальными листочками… Такой, что даже писать в нем жалко. А вдруг букву криво напишите? Или кляксу поставите? Ох, а еще и этот почерк стрёмный… Прочь страх!
Новичкам я всегда советую начинать со второй страницы и желательно с написания карандаша или ручки-стиралки. Это отлично работает на психологическом уровне. Так вы сразу привыкаете к своему блокноту и не боитесь сделать неверный шаг. А что если все-таки испортил страницу? На ошибках учатся. Да, к планерам это тоже относится. Помните, что это не диссертация и не документы от которых зависит судьба человечества.
Забудьте о том, что что-то может пойти не так и наслаждайтесь моментом, когда ручка касается бумажного листа и вы начинаете делиться своими личными мыслями, эмоциями, фиксируя все пережитое.
А если дела не выполняются?
Если вы только начинаете путь в планировании, то этого не избежать. Не всё получится с первого раза. Главное — как можно быстрее понять в чем причина. Выделю несколько распространенных:
Что по визуалу?
Больше всего я люблю планирование за отсутствие строгих правил. Это касается и оформления записей. Можно придумать его самим, полагаясь на свою фантазию, а можно воспользоваться удобными готовыми вариантами. Найти для себя классную методику — 80% успеха в планировании. Его основа. Но есть немаловажные 20%. И это, конечно, визуальное оформление. Именно оно возвращает нас к планированию снова и снова. Цветные маркеры, наклейки, разноцветные ручки, цитаты на бумажках и рисунки — всё это создаёт настроение и делает из ежедневной рутины приятное времяпровождение.
Я бы даже сравнила это с релаксом. Действительно, когда я украшаю страницы ежедневника мне становится намного легче, особенно после сложного дня.
Какими несложные, но яркие фишки можно внедрить? Советы канцелярского и визуального маньяка:
Ежедневник — личный дневник или документ с задачами? О чем в нем писать?
Спойлер: О всём и сразу. Планер ни в чем нас не ограничивает. Наоборот, это инструмент, который способен привести в порядок все сферы нашей жизни. Вы можете сделать из ежедневника блокнот с исключительно рабочими или бытовыми задачами, можете писать только свои переживания и итоги дня, а можете совместить всё это в одном месте. Не бойтесь задействовать каждый его блок под разные задачи. Отражайте всё, что важно для вас.
Какие сферы вы можете затронуть и как?
Думаю, эта тема актуальна не только для меня, но и для всех нас. Проблемы со спиной, желудком или с кожей, нерегулярные занятия спортом, плохой сон и нездоровое питание — лишь малая часть того с чем мы сталкиваемся. Спасение я нашла в ежедневнике. В нем можно отмечать количество тренировок, составлять меню, вести водный баланс (где вы отмечаете сколько стаканов воды выпили) или отслеживать отходы ко сну и время пробуждения.
Также я советую назначать цель месяца. Например: Вы решили, что хотите красивую осанку и гибкий позвоночник. Подумайте, что вам для этого нужно. А именно: делать зарядку по утрам, пройти курс по массажу, ходить на специальную йогу. Теперь внесите эти задачи в каждый разворот дня, где вы будете этим заниматься. Да-да, внесите заранее, чтобы точно их отслеживать.
И вновь ежедневник — огромное поле для этой сферы. Как и в прошлом, в первую очередь, поставьте себе цели на месяц, неделю и день, связанные с семьей и домом. Это могут быть как задачи по улучшению отношений со второй половинкой, домашние дела, занятия и развитие детей, времяпровождение с семьей и много чего другого.
Также вы можете сделать трекер по уборке и вести рецепты на каждой странице. Кстати, это хорошая идея для ведения заметок на развороте нашего планера. Я сама часто пишу там список покупок.
Вести список доходов и расходов, копить на мечту или решать бизнес задачи — тоже можно в ежедневнике. Советую делать это как на специальном развороте, так и на основном. Многие сейчас предпочитают вести финансовые дела на телефоне или ноутбуке, но бумага — все-таки самый надежный вариант. Во-первых, на ней проще отслеживать историю свои траты и приобретения. Во-вторых, это надежнее, чем хранить информацию в электронном хранилище.
Не зря говорят: Бумага всё стерпит. Планер не только доказывает это, но и умножает это в несколько раз. Ведь он не просто хранит ваши мысли и задачи, но и помогает достигать целей и результатов. Пишите в нем даты и встречи, ведите список дел и отслеживайте привычки, подводите итоги дня или записывайте благодарности, отмечайте просмотренное и прочитанное, составляйте расписание и делайте еще много всего то, что приведет вас к большим целям и мечтам. Поверьте, планер вас точно не подведет.
Какой ежедневник выбрать?
Ежедневник тетрадь
Переплет: склейка
Рассчитан на: 3 месяца
Цена: 590₽
Как вести конспекты и заметки, чтобы знания не терялись?
По работе и учебе я много читаю и пишу.
Но иногда кажется, что знания попросту теряются из-за того, что у меня нет системы ведения конспектов и их организации.
Мой нынешний подход такой. Когда я читаю бумажную книгу, записываю мысли на полях карандашом. А если открываю электронную, то фиксирую все в Notion — популярном приложении с календарем, заметками и разными системами хранения информации. Прочие находки и общие идеи тоже складываю туда. Но когда приходит время собирать знания вместе для очередной статьи, я теряюсь. Многое вылетает из головы, а хорошие идеи сложно отыскать среди книг, непонятных карандашных пометок и потока мыслей на разных страницах в Notion.
На первый взгляд, мне стоит попробовать Obsidian — в этом приложении можно связать заметки ссылками и на выходе получить граф знаний. Но меня пугает система тегов и разметки: она выглядит очень сложной. Поэтому пока ищу другие варианты.
Расскажите, как вы следите за прочитанным и делаете конспекты? Может, держите все голове и вообще ничего не записываете? Пишете по старинке в блокноте или пользуетесь какими-то программами? Возможно, у вас есть особая система для записей и хранения знаний? Что посоветуете, чтобы быстро организовать уже существующие записи? И не забудьте показать, как выглядят ваши заметки и конспекты.
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
После «Думай как математик» Барбары Окли просто закрываю книгу и записываю «как я понял прочитанное» в блокноте
В принципе техника Фейнмана — то же самое, только не привязано к факту прочтения книги, она просто про «о, а напиши на листе бумаги, что такое X так, будто тебе это надо объяснить другому»
Andre, пользовалась этим методом ещё в студенческие годы. Сейчас много всяких приложений, но мне надо именно записать, начертить и соединить стрелочками вручную на бумаге. Иначе у меня не работает
Ну, берём тетрадь либо айпад/гэлакси таб/экзотику с еинком вроде Onyxboox и вперёд
Взяла блокнот, зашла в тинькофф журнал, чтобы продолжить курс по акциям, а тут ваша статья, поняла, что мне тоже нужна систематизация, увидела комментарий про зеттелькастен, потом про Notion, потом про зеттелькастен в Notion и вот я уже 1,5 часа пытаюсь сделать себе также, всю голову сломала на ночь глядя в пятницу))
Илина, аналогично! Абсолютно непродуктивно время провожу в итоге уже полдня))))
Илина, да, это как-то так и происходит)) Зато потом, когда настроите под себе будете продуктивной, как ракета))))
Для таких целей, будучи ещё студентом 2-го курса медицинского университета, решил завести блог с собственными схемами и конспектами. До этого всегда писал на бумагах, которые успешно терялись и забывались. В один момент решил всё это перенести в формат блога на вордпресс, получилось вот что: https://medicine-boy.ru/
Душа радуется, когда студенты и коллеги (я закончил 6 курс и сейчас работаю участковым врачом-терапевтом) пишут, что им помогли мои статьи. Вот такой метод)
Для таких дел отлично подходит зеттелькастен, почитайте про эту систему. В принципе ее каждый под себя настраивает и в разных приложениях.
Сам пользуюсь заметками и закладками в iBooks, читаю в основном с iPad. Там же с помощью GoodNotes веду конспекты и записи. Удобно что приложение понимает текст написанный по-русски от руки карандашом (остальные только английский понимают), поэтому есть поиск по всем заметкам.
Иван, с вашего позволения дополню, вот неплохая статья на эту тему: https://vonoiral.com/all/zettelkasten/
Таки конкурент гудноутсов Notability тоже умеет в поиск по русскому рукописному тексту
Andre, видимо добавили недавно, потому что когда выбирал из этих двух приложений такого не было. Надо бы и Notability тогда купить и попробовать.
Ватрушка, восхищаюсь людьми, которые ведут ежедневники и, более того, доводят их до конца) Мне терпения не хватает и странице на 8-й всё превращается обычно в захламлённый бессистемный информационный чулан.
Ватрушка, тоже обожаю ежедневники (и тетрадочки красивые).
Я веду ряд заметок в Гугл кипе. На все подряд, от учебы, работы до собственной рефлексии. Когда достигается максимум размера заметки, создаю новую с _2,_3 и.т.д в стиле заметки по обучению 3.
Пробовал переехать в ноушен, год вел там. Но чёт ноушен задолбал, вроде и красивый, но тормозной. Вернулся в Гугл кип
Конспектирую книги и статьи в MS Word. Сделал шаблон со стилями, использую его, чтобы одинаково форматировать все документы. Пока структурирую и записываю, в голове откладывается часть информации. Периодически возвращаюсь к конспектам, когда сталкиваюсь с похожей задачей. Конспекты составляю так, чтобы можно было за несколько минут восстановить в голове всю информацию. Если документ читал уже несколько раз, достаточно взглянуть на его общую структуру, чтобы всё вспомнить.
Дмитрий, это откуда такое красивое?
я забываю все что прочитала на следующий день процетов на 90, по сему только конспекты
Как только начал внедрять этот метод, сразу почувствовал результат как в виде большей упорядоченности старых знаний, так и в более эффективном усвоении новых. Удалось связать разные области знаний и находить на их стыке новые идей, зачастую не самые очевидные.
Также система радует своей способностью к масштабированию. Получается децентрализованная сеть, количество узлов в которой делает её только лучше. Даже «одинокие» мысли органично вписываются в те или иные связи, по которым можно вспомнить и понять контекст. Дальше развить мысль. Или же прийти к ней от более общего и, тем самым, углубить понимание этого «общего».
После этого с ужасом вспоминаю те конспекты, которые я пытался вести в университете.
Небольшой кусочек моего Цеттеля через граф Обсидиана.
Всё собираюсь заняться вопросом организации своих бесчисленных заметок во всех форматах (ежедневник и Notion, в основном) + Raindrops для избранных ссылок.
Заинтриговали меня этим Зеттелькастен! Скачала приложение Obsidian, с завтрашнего дня буду тестить.
По старинке: Microsoft OneNote. Несколько книг: рабочее, домашнее, личное. Основные разделы, к разделам страницы. Есть основополагающие документы в excel, ссылки на которые также размещены в OneNote.
Увидела что-то, записала в неподшитые заметки. Раз в неделю «подшиваю» заметки в книгу/раздел/страницу.
Evernote, хотя, как я полагаю, разработчики его испортили, раньше лучше был, но сила привычки многих лет всё же сильнее. Notion не особо мне зашёл, только списки дел и задач там оказалось хорошо вести, т.к. там табличные представления конечно многократно функциональнее чем в Evernote.
Дмитрий, тоже уже лет 10 заметки в evernote веду. Присматривался и к Notion и к obsidian, но что-то не зашло, да и реально гемор заметки портировать и систему с нуля настраивать. А для списка дел todoist использую.
Zettelcasten в obsidian. Не то чтобы я супер организован, но вроде помогает
Ни кто почему то не упомянул про Trello. на мой взгляд очень мощный инструмент для ведения как заметок так и собственных бытовых задач на каждый день или глобальных планов. Можно настроить под себя и статусы и чек листы и заметки с комментариями вообщем и целом, что душа пожелает и голова для фиксации мысли.
И для того, чтобы научится пользоваться Обсидианом, нужно посмотреть серию роликов на час, в которой ключевая база показывается. Рекомендую.
Remnote и зеттелькастен.
Ремноут неплохо заточен под него, но имеет ещё одну супер крутую фичу, которую больше не умеет никто.
Карточки не просто пялятся а архиве, а из них формируются карточки для повторения, как анки.
Когда надо написать какой-то гайд/инструкцию, что предполагает много форматирования и сплошного текста то юзаю notion (ещё таблицы в нем довольно круты). Когда надо зафиксировать «поток мыслей» или разрозненный набор информации больше склоняюсь в сторону аутлайнеров: dynalist, obsidian, logseq. Разобраться в последних кажется сложно, но через какое-то время привыкаешь.
У меня всё копится в голове. Там систематизируется и структурируется. На выходе можно сделать файл по каждой теме в компьютере.
Раньше много лет сидел на Evernote. Год назад решил возобновить практику — обнаружил что Evernote какой-то совсем не торт. Попробовал Notion — что-то не зашло. В итоге остановился на Craft, которым пользуюсь с огромным удовольствием.
Сам на Айфоне пишу тезисно (как заголовок), с возможностью поставить галочку. А далее могу более подробно списком, но тоже тезисно, чтоб не более 1 строчки. Компактно, наглядно.
Вот только если не удаётся вспомнить – бедааа. А в целом оч удобно: от похода в магазин и обывательских вещей вплоть до серьёзных работ вузе.
С недавних пор, для того что бы систематически подойти к своим целям, начал использовать WeJe — сервис онлайн-досок, где можно размещать связанный между собой контент.
А после книги, лекции и т.п. стараюсь использовать ненагруженные заметки(сам пользуюсь Simplenote), дабы записать всё что нужно.
Комментарий удален пользователем
Dmitry, кто-то тут гудиньщик, балующийся синькой на досуге?)
«Удалось связать разные области знаний»: 10 способов вести конспекты и заметки
Опыт читателей Т—Ж
Когда по работе или учебе приходится работать с большими объемами информации, простых заметок на телефоне оказывается недостаточно.
Мы спросили у читателей Т—Ж, как они поддерживают порядок в конспектах, и собрали несколько действенных способов систематизировать свои знания.
Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Давно пользуюсь приложением Evernote — лет девять, кажется. Это система заметок, которые вы можете сгруппировать в тематические блокноты. Заметки любые. Я пишу текстовые или сохраняю фотографии и скриншоты. Но там можно хранить и аудио, презентации, ссылки.
Ценно то, что к заметке можно пришить метки — ключевые слова. Потом, готовясь к лекции, ищу по ним нужный мне материал.
Там еще много функций: геометки, совместная работа, возможность открывать программу на любом гаджете. Возможность кнопки Evernote в браузере. Нажали ее — и сохранилась страница или статья.
Пользовалась несколько лет бесплатной версией. Когда начала писать диссертацию, перешла на платную — там больше память и функциональность. Плачу за нее около 1000 Р в год.
В Evernote еще много чего есть, чем я не пользуюсь. Вижу, что программа регулярно обновляется, развивается. За те годы, что я с ней, ни разу не подвела. Все надежно хранится, находится и достается в нужный момент.
Раньше всегда писал на бумагах, которые успешно терялись и забывались. Будучи еще студентом второго курса медицинского университета, решил все это перенести в формат блога на «Вордпрессе» с собственными схемами и конспектами.
Сейчас я окончил шестой курс и работаю участковым врачом-терапевтом. Душа радуется, когда студенты и коллеги-врачи пишут, что им помогли мои статьи.
После «Думай как математик» Барбары Окли просто закрываю книгу и записываю, «как я понял прочитанное», в блокнот.
В принципе, техника Фейнмана — то же самое, только не привязана к факту прочтения книги. Она просто про «а напиши на листе бумаги, что такое X, так, будто тебе это надо объяснить другому».
Только что закончил свой сетап в Notion, который, мне кажется, логичен и последователен. Использовал элементы системы PARA.
У любой страницы есть два атрибута. Первый — это «Тип», куда входят разделы «Проект», Evergreen и Resource. Второй — «Зона», или Area, которая включает Personal, Work, Cycling, Finance, Car, Food, Travel и так далее.
«Проект» — это страница для краткосрочной задачи с дедлайном. Самое важное здесь — это дедлайн. Он может двигаться или быть нечетким, но когда-нибудь эта страница закончит свою работу и отправится в архив. Это главное отличие проекта от следующего типа.
Evergreen — это страницы, которые постоянно требуют обновления и обслуживания. Например, страничка о вашей квартире — со счетами, квитанциями и платежами или страничка про ваш автомобиль: все про ТО, ремонты, пробег, VIN и номер.
Resource — ближе всего к классическому пониманию заметок. Это страница с информацией, которую я откуда-то стырил или написал сам: например, какие-то куски кода. Я могу возвращаться к этим страницам, чтобы что-то подсмотреть.
А «Зоны», в свою очередь, это атрибут, который позволяет быстро фильтровать ваши страницы по тому, к какой зоне жизни они относятся. Например, я могу быстро вытащить все проекты, ресурсы и evergreen-страницы, которые относятся к моей работе.
Zettelkasten — метод создания системы знаний и управления ею посредством ведения взаимосвязанных атомарных и автономных заметок. Для реализации метода использую Obsidian — у него есть возможность гибкой настройки под свои нужды и вкусы: пользовательский CSS, разнообразные плагины и прочее.
Как только начал внедрять этот метод, сразу почувствовал результат — как в виде большей упорядоченности старых знаний, так и в более эффективном усвоении новых. Удалось связать разные области знаний и находить на их стыке новые идеи, зачастую не самые очевидные.
Еще система радует своей способностью к масштабированию. Получается децентрализованная сеть, количество узлов в которой делает ее только лучше. Даже «одинокие» мысли органично вписываются в те или иные связи, по которым можно вспомнить, понять контекст и дальше развить мысль. Или же прийти к ней от более общего и тем самым углубить понимание этого «общего».
После всего этого с ужасом вспоминаю конспекты, которые я пытался вести в университете.
Завожу в OneNote страницу, на которой ставлю ссылку на статью и пересказываю ее своими словами в одном-двух абзацах. Для книг то же самое, но со ссылкой на конкретную страницу: пересказываю особенно интересные и нужные места. Могу внести точные цитаты, но это потом затрудняет работу.
На выходе — конспект того, что понадобится для собственного текста.
Trello, на мой взгляд, очень мощный инструмент для ведения как заметок, так и собственных бытовых задач или глобальных планов. Можно настроить под себя и статусы, и чек-листы, и заметки с комментариями. В общем, что пожелает душа и голова для фиксации мысли.
Конспектирую книги и статьи в «Ворде». Сделал шаблон со стилями, использую его, чтобы одинаково форматировать все документы. Пока структурирую и записываю, в голове откладывается часть информации. Периодически возвращаюсь к конспектам, когда сталкиваюсь с похожей задачей. Конспекты составляю так, чтобы можно было за пару минут восстановить в голове всю информацию. Если документ читал уже несколько раз, достаточно взглянуть на его общую структуру, чтобы все вспомнить.
Сам пользуюсь заметками и закладками в iBooks, читаю в основном с Айпада. Там же с помощью GoodNotes веду конспекты и записи. Удобно, что приложение понимает текст, написанный по-русски от руки карандашом, поэтому есть поиск по всем заметкам.
Я безумная фанатка ежедневников. Все заметки пишу, копирую и клею. При этом оставляю конец ежедневника для своеобразного содержания — чтобы быстрее все найти. Страницы нумерую.
Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку
Для систематизации учебных знаний пригождаются mind map. Есть специальные программы,в которых их можно составлять, но мне легче запоминать и систематизировать от руки. На скрине вкратце знания за один семестр по одному предмету (эконометрике), делала сразу чистовой вариант. Если приловчиться, по времени будет занимать не сильно больше обычного линейного конспекта, зато в голове всё отложится.
Туча, поддерживаю mindmap одно из самых лучших и гибких средств для заметок я считаю
Несколько месяцев назад организовал Zettelkasten в Notion, начинаю находить интересные связи между записями. Правда, Notion не очень удобен в плане скорости, так как работает в облаке, зато цеттелькастен в нем хорошо сочетается с другими представлениями данных.
Рассматриваю Obsidian, как более быстрый вариант для долговременной системы и хранения Markdown-заметок независимо от платформы-надстройки.
Radium, оно и для Edge есть, а на телефоне использую Поделиться, чтобы сохранить страницу из мобильного браузера в заметку
Владимир, да, конечно, я эти тоже пользуюсь и всем рекомендую.
Иван, поддерживаю, сам так же OneNote использую, но в семейной подписке 6 пользователей. По крайней мере в нашей так
Иван, тэги очень помогают
в конце концов все равно возвращаешься к google keep, так как он самый быстрый. Я тоже баловался с своим логичным и организованным notion. Но он тормозит, прогружается. Гугл кип работает моментально
так как не очень было понятно, в какую статью ребята хотят юзать мои скрины (я слишком часто топлю за заметки в айпаде), докину в комменты еще пример 🙂
это я летом читал про OpenGL и объяснял себе после прочтения и практики шейдеры
Andre, а текст потом как искать?
Владимир, в Notability есть поиск по заметке, если в пдф сохранить то рукопись с любого устройства тоже будет распознаваться + есть утилита перевода рукописи в текст. Работает хорошо даже на русском
Цель была просто объяснить себе идею, но вообще целых три способа:
1) просто поскроллить папку с заметками по конкретной теме
2) поиск по заголовку
3) поиск по тексту, нотабилити по русскому рукописному вводу искать умеет
Изучала тему, остановилась на Обсидиан, локально храню заметки, синхронизация через Гугл диск, бесплатно и все удобно
До сих пор в поиске своего идеального способа ведения записей. На данный момент, идеальным для меня являются приложение Заметки на iPad. Это для меня некое комбо: хочется писать ручкой или карандашом, но к бумажным ежедневникам не прикипел пока, а набирать текст в Notion или другом не нравится. В этом плане для меня идеальным является хаотичные записи, сделанные Apple Pencil, но, как я понял, только нативное эппловское приложение поддерживает их фирменный карандаш. Хочется именно иметь прилоржение, позволяющее делать записи от руки, но сохранять в электронном виде. Может потом перейду к бумажным ежедневникам или открою более продвинутое приложение, но пока так.
Олег, есть 2 классных приложения для более продвинутых заметок с пенсилом: Goodnotes и Notability. Они платные (около 600₽ каждое), но абсолютно стоят своих денег. У меня Goodnotes, Notability тоже пробовала, особой разницы не заметила) Здесь в комментариях уже появились подробные рассказы про эти 2 приложения)