что можно сделать для поиска интересной мотивирующей темы проекта
КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА? Требования к выбору и формулировке темы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
1
КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА? Требования к выбору и формулировке темы
… Охотники мы все до новизны
Пушкин Александр Сергеевич, «Гавриллиада»
Описание слайда:
Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования.
Описание слайда:
3
Требования к выбору темы
Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем.
В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.
Например: В рецензии к.и.н., преподавателя МГУ И.А. Агакишиева на работу «Неписанное и писаное право в становлении государственности» (2007 г., НОУ СОШ «Росинка», автор проекта – Колпакова Наталья, 7 кл., научный руководитель проекта – Л.Н. Писарева) отмечается: «Составленный предметный понятийный словарь может быть полезен при углубленном изучении истории».
Описание слайда:
4
Требования к выбору темы
Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
Например: Интересной для исследования является тема «Проблемы развития и становления рыночной экономики в Российской Федерации» (2006 г., ГОУ СОШ № 1195 с гимназическими классами, автор проекта – Бурылин Роман, 10 кл., научный руководитель проекта – И.П. Жулидова). Ее актуальность заключается в том, что «материальный рост граждан… России, которая имеет неслыханные природные ресурсы, зависит от экономики нашей страны, а в частности от экономического роста и от того, какие реформы принимаются для его увеличения…».
Описание слайда:
5
Требования к выбору темы
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
Например: В работе на тему «Экология и культура – приоритет безопасности моего края» (2006 г., НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Пантелей Дмитрий, Прошина Лилия, 8 кл., научные руководители проекта – Е.М. Зубкова, Е.Н. Деева) учащиеся исследовали состав почвы и воды, делали выводы о состоянии окружающей среды, что важно для жителей данного района. Имеющееся оборудование, необходимое для проведения исследования, позволило провести точные замеры и представить анализ результатов исследований в виде таблиц и диаграмм.
Описание слайда:
6
Требования к выбору темы
Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.
Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»
Описание слайда:
7
Требования к выбору темы
Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
Например: Тема «Культура речи: лексические и морфологические нормы» (2006 г., НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Шакирова Лейсан, Белоусова Анастасия, 9 кл., научный руководитель проекта – И.В. Тимофеева) подразумевает конкретное рассмотрение лексических и морфологических норм.
А вот тема «Знаки зодиака» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Ее необходимо конкретизировать: «Знаки зодиака и характерологические особенности личности».
Описание слайда:
8
Требования к выбору темы
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.
Например: «Когда звонят колокола…(Особенности инфразвукового звучания колоколов)» (2006 г. НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Новикова Мария, Колпакова Мария, 9 кл., научный руководитель проекта – М.И. Дьячкова).
Описание слайда:
9
Требования к выбору темы
Ну и, конечно же, было бы хорошо, если бы выбор темы был связан с интересом к ней и научного руководителя, консультанта, тогда это будут отношения сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта и исследования.
Например: В основе проекта «Справочник-путеводитель «Титаны Возрождения» (2007 г. НОУ СОШ «Росинка», авторы проекта – Сухарев Даниил, 7 кл., научный руководитель проекта – М.М. Новожилова) лежал общий и давний интерес ученика и преподавателя «Мировой художественной культуры» к эпохе Возрождения, к ее героям.
Описание слайда:
10
Требования к выбору темы
Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя в последствии формулировка будет неоднократно корректироваться. И тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.
Описание слайда:
Практические шаги-приемы для выбора темы
«Аналитический обзор достижений» науки в области интересов учащегося под руководством педагога.
«Руководство принципом повторения». Обращение к теме, рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для более углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования.
«Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы.
«Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов».
«Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения.
Доктор психологических наук
Михаил Николаевич Арцев
11
Описание слайда:
12
Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Описание слайда:
13
Задание: определите тему исследования относительной данной проблемы и актуальности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как выбрать тему проекта?
Проблема выбора
При слишком большом разнообразии вариантов непонятно, на что опираться. Для выбора темы проекта необходим анализ уникальных черт самого организатора проекта: интересов, способностей, ценностей, предпочтений, возможно, талантов, стиля мышления и работы.
Мотивация – это то, что дает энергию на реализацию проекта. Мотивация тесно связана с интересами и способностями. Тема проекта должна соответствовать интересам организатора, отвечать на вопрос «Что мне в этом нравится» и «ради чего я прикладываю усилия».
Риски отсутствия мотивации: потеря интереса и, как следствие, недоведение проекта до конца, особенно при столкновении с трудностями, некачественно выполненная работа.
Что делать для поиска интересной, мотивирующей темы проекта:
Воспользоваться схемой «Хочу – Могу – Надо».
На пересечении этих областей и будет самая крутая идея темы проекта. Итак, что надо сделать.
2. Определить, что хотелось бы делать по проекту. Для этого составить список своих способностей, того, что хорошо получается делать. Выбрать 3-5 самых главных.
3. Найти потенциальную проблематику в каждой из областей, попавших в топ списка интересов. Для каждой темы накидать 4-5 идей проблем, которые могут быть в этой области.
4. Оценить эти проблемы с точки зрения масштабности и актуальности, понять, кому может пригодиться решение проблемы.
5. Включить креативность и объединить все свои идеи: придумать несколько вариантов, как объединить интересное, то, что получается, и то, что актуально для окружающих.
Важное-1: не обязательно в идее объединять ВСЕ свои интересы и способности.
Важное-2: в начале идея не требует особого «заземления на реальность», пусть она будет пока не очень конкретной и общей. Главное, чтобы тебя твоя идея цепляла!
Дополнительные шаги для отбора идеи:
По принципу аналогичного опыта: поиск информации о проектах на похожую тему, оценка привлекательных и непривлекательных форм проектов (а также удачного и неудачного опыта).
Тема 2. Урок 2.
Проблема выбора: при слишком большом разнообразии вариантов непонятно, на что опираться. Для выбора темы проекта необходим анализ уникальных черт самого организатора проекта: интересов, способностей, ценностей, предпочтений, возможно, талантов, стиля мышления и работы.
Мотивация — это то, что дает энергию на реализацию проекта. Мотивация тесно связана с интересами и способностями. Тема проекта должна соответствовать интересам организатора, отвечать на вопрос «Что мне в этом нравится» и «ради чего я прикладываю усилия».
Риски отсутствия мотивации: потеря интереса и, как следствие, недоведение проекта до конца, особенно при столкновении с трудностями, некачественно выполненная работа.
Что делать для поиска интересной, мотивирующей темы проекта:
Воспользоваться схемой «Хочу — Могу — Надо».
На пересечении этих областей и будет самая крутая идея темы проекта.
Итак, что надо сделать:
2. Определить, что хотелось бы делать по проекту. Для этого составить список своих способностей, того, что хорошо получается делать. Выбрать 3-5 самых главных.
3. Найти потенциальную проблематику в каждой из областей, попавших в топ списка интересов. Для каждой темы накидать 4-5 идей проблем,которые могут быть в этой области.
4. Оценить эти проблемы с точки зрения масштабности и актуальности, понять, кому может пригодиться решение проблемы.
5. Включить креативность и объединить все свои идеи: придумать несколько вариантов, как объединить интересное, то, что получается, и то, что актуально для окружающих.
Важное-1: не обязательно в идее объединять ВСЕ свои интересы и способности.
Важное-2: в начале идея не требует особого «заземления на реальность»,пусть она будет пока не очень конкретной и общей. Главное, чтобы тебя твоя идея цепляла!
Дополнительные шаги для отбора идеи:
2. По принципу аналогичного опыта: поиск информации о проектах на похожую тему, оценка привлекательных и непривлекательных форм проектов (а также удачного и неудачного опыта).
Мастер класс «Выбор темы проекта»
История «мозгового штурма» началась в 1953 году с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», выпущенной в США. Именно он предложил использовать «мозговой штурм» как оригинального приема для решения креативных задач.
Что такое мозговой штурм?
Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.
Зачем нужен брейншторминг?
Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.
Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Последний часто приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.
Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил:
1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.
Основные этапы мозгового штурма
Постановка проблемы
Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:
· Максимальное количество идей, без любых ограничений
· Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
· Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
· Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей
Отбор, систематизация и оценка идей
Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.
Техника развития идей Round-Robin
Round-Robin – это вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Этот метод не занимает много времени. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.
Техника работает так:
· Есть ведущий, который озвучивает проблему собравшимся.
· Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.
· Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.
· Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.
· Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей». Начинается обсуждение.
· осваивают техники продуктивного взаимодействия;
· уч ат ся проявлять уважение и толерантность, получа ют навыки работы в команде;
· уваж ают права каждого на свободу слова, уважению его достоинства ;
· р азвива ют творческие спо собности;
· учатся делать выбор;
· рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе;
Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Владение этими навыками дает возможность грамотно и уверенно вести себя в социально сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к рассмотрению и решению сложных жизненных проблем, нестандартных ситуаций в межличностном, внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Во-вторых, занимает минимальное количество времени, нужны только листок и ручка
Особенности данного метода
Мозговой штурм можно назвать самым распространенным способом командной работы. Это такая технология коллективного сотворчества, которую используют для выработки большого количества идей с целью решения какой – либо проблемы или поиска ответа на какой-либо вопрос. А работая вместе, каждый член команды может проявить все свои, даже скрытые, способности.
Когда и как использовать прием «Мозгового штурма»?
У преподавателя есть возможность использовать мозговой штурм двумя способами. Штурм с коллегами позволяет преподавателю найти новые способы донесения учебного материала, разобраться со сложным конфликтом или определиться с темой научной работы.
Применение метода в классных коллективах помогает учащимся: осваивать техники продуктивного взаимодействия; учиться проявлять уважение и толерантность, получать навыки работы в команде; развивать творческие способности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статьи для р о дителей
Что еще за школьный проект и зачем он нужен
Чтобы получить итоговую аттестацию, в 10-м и 11-м классах школьникам нужно сдать индивидуальный школьный проект. Это аналог научной работы или реферата, в котором ребенок выбирает тему, выдвигает гипотезу и доказывает или опровергает ее.
Такое требование появилось несколько лет назад, чтобы дать возможность старшеклассникам самим разобраться в вопросах, которые их волнуют, и заодно научиться проектировать, планировать, работать с информацией, выступать на публике и демонстрировать свои успехи.
В чем польза проекта для школьника
Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.
По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.
На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.
И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.
ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II
Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.
У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.
Чтобы помочь ребенку нащупать то, что его действительно вдохновляет, приходите на бесплатный интерактивный фестиваль Smartfest 16 октября. 38 экспертов соберутся вместе, чтобы ответить на вопросы родителей об образовании и воспитании в диджитал-мире, проведут открытые уроки и мастер-классы по раскрытию талантов ваших детей. Всем участникам — полезные подарки от школы Skysmart и подборка материалов об образовании.
Шаг 2. Найти руководителя проекта, который вдохновляет
Формально для защиты проекта руководителем должен быть школьный учитель, но это не значит, что именно он должен работать с учеником над проектом. Можно найти своего научрука за пределами школы и договориться со школьным руководителем о том, что он лишь будет контролировать весь процесс, чтобы школа была уверена, что ребенок не бездельничает.
Если ребенок настроен серьезно, я советую родителям прийти в школу и пообщаться с классным руководителем на эту тему. Главное — дать понять, что вы ищете руководителя вне школы не потому, что считаете учителя некомпетентным, а потому что ребенок хочет углубиться в какой-то вопрос вместе с профессионалом именно этого дела.
Если руководитель — школьный учитель
Классный руководитель и завуч регулярно напоминают школьникам про выбор темы, и если ребенок не сделает этого сам — его директивно распределят к учителю, у которого мало подопечных. Например, если тема ближе к математике, то ребенка закрепят либо за его учителем математики, либо за тем, кто посвободнее в расписании.
Бывает и так, что ребенок решил поисследовать возникновение казачества в Якутии, но хочет писать работу не с историком, а с учителем физики, потому что с первым у них не сложилось. В принципе, прямого запрета на это нет — нужно поговорить с классным руководителем и с тем самым физиком и попробовать договориться.
Если не получилось — придется либо сменить тему по профилю любимого учителя, либо найти руководителя проекта за пределами школы.
Если руководитель — компетентный педагог вне школы
Найти его можно тремя способами: через знакомых, через университет и через сервисы поиска репетиторов.
Через знакомых в вузе. Если у вас такие есть — обращайтесь за помощью. Даже если ваш знакомый — социолог, а ребенок пишет проект по биологии, узнайте, есть ли в этом вузе смежная с темой проекта специальность, и попросите знакомого переговорить с профильными преподавателями о вашем очень увлеченном ребенке. Параллельно изучите раздел с преподавателями на сайте биофака, чтобы в принципе понять, есть ли среди них интересные ребенку кандидаты.
В университете. Здесь все работает точно так же, как и через знакомых, вот только придется самостоятельно связываться с подходящей кафедрой. И, скорее всего, вам откажут. Но если смелость и настойчивость — ваши ключевые качества, стоит все же попробовать.
На сайте по поиску репетиторов. Выбираем преподавателя вузовского уровня по нужному вам направлению. Например, если это электроника — преподаватель общей физики вам тоже поможет, но лучше поискать узкого специалиста. Обязательно уточните его ученую степень — студенты бакалавриата и магистратуры не подойдут. Начиная с аспирантов можно пробовать выбирать руководителя, но будьте осторожны: аспирант — еще не кандидат наук, преподавательского опыта у него немного. А вот доценты и профессора (они часто соответствуют званиям кандидатов и докторов наук) подходят с лихвой.
В первых двух вариантах можно выйти на некоммерческую основу, но я бы рекомендовала оплачивать такое руководство, как репетиторство. Так у руководителя будет больше мотивации помочь ребенку сделать качественную работу.
Если выбираете вариант с внешним руководителем проекта — лучше найти его до разговора со школой, чтобы прийти с конкретикой и обоснованиями, почему вам важен именно этот эксперт.
Шаг 3. Выступить на конференции
Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.
Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.
Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.
Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.
Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.