что можно сделать для музея
Что можно сделать для музея
Поход в музей — это уже давно не то скучное мероприятие, которое вам запомнилось со школьных времён. Есть масса приложений для смартфонов, которые позволяют узнать об искусстве больше. А есть приложения, специально созданные для посещения музеев. Это отличный способ сделать свой визит необычным и увлекательным, узнать интересные факты и просто хорошо провести время.
Одним из таких приложений стал ARTEFACT — гид по музеям, использующий технологию дополненной реальности. В Калининграде посмотреть на экспонаты вооружённым взглядом и увидеть их с неожиданной стороны можно пока что только в Музее янтаря. Всё, что вам для этого нужно, — смартфон с камерой и бесплатное приложение ARTEFACT. Выберите в списке нужный музей, наведите камеру смартфона на экспонат, возле которого есть специальная наклейка, — готово! Вы можете узнать факты, которых нет в экскурсии и аннотациях, увидеть редкие фотографии и исторические документы или просто поближе рассмотреть детали экспоната.
Важно не только придумать и организовать мероприятие, но и сделать его доступным для всех людей. Это приоритет современного музея, и вместе с партнёрами Музей янтаря работает над тем, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли познакомиться с экспонатами из солнечного камня, не только посетив музей, но и удалённо. Так, были придуманы и реализованы социальные проекты «Музей в волшебной книге» на грант президента РФ и «Солнце в ладонях» на грант министерства по культуре и туризму Калининградской области.
Уже четыре года сотрудники Музея янтаря посещают реабилитационные центры Калининградской области, показывая ребятам виртуальную коллекцию «Музей в волшебной книге». Переворачивая страницы издания, на экране можно увидеть 3D-изображения предметов из янтаря, а повернув книгу — даже узнать, как экспонаты выглядят с обратной стороны. «Волшебная книга» вызывает неизменный интерес не только у детей, но и у взрослых. Такая форма презентации особенно важна для тех, кто по состоянию здоровья не может посетить музей. В остальное время книга располагается в экспозиции, и полистать её может каждый желающий.
Как получить максимум от посещения музея: 11 практических советов
Хотя на популярные выставки выстраиваются огромные очереди, посещение музея не всегда приносит посетителям положительные эмоции.
Искусство может вызвать непонимание — из-за этого к экспозиции пропадет интерес. А еще картины может быть сложно воспринимать просто из-за усталости или голода.
В этой статье я поделюсь советами, которые помогут сделать поход в музей приятнее и полезнее — как в одиночку, так и с компанией.
Что вы узнаете
Если попасть в музейный час пик, можно утомиться еще в очереди на вход, а в музее разглядывать спины других посетителей вместо экспонатов.
Этого можно избежать, если заранее узнать график загрузки музея — его можно найти в поисковике.
Из-за ковидных ограничений билеты во многие музеи нужно покупать заранее на сайте. Обычно такой билет дает возможность не просто зайти в музей, а попасть на сеанс в определенное время: количество билетов на сеанс ограничено, поэтому это позволяет избежать толкотни. Чтобы народу было совсем немного, можно выбрать непопулярное время: например, прийти утром к открытию или, наоборот, поздно вечером.
Выбирая вечерний сеанс, обращайте внимание на время работы музея: оно может меняться в зависимости от дня недели. Например, по вторникам, четвергам и воскресеньям Эрмитаж работает до 19:00, а по средам, пятницам и субботам — до 20:00.
В определенные дни в музеи можно попасть бесплатно или со скидкой: например, в третье воскресенье месяца в Третьяковке бесплатный вход для детей от 7 до 17 лет включительно, а в первый понедельник месяца бесплатно работает Музей истории религии в Петербурге.
Курс о больших делах
Узнайте заранее, что есть в коллекции и какие временные выставки сейчас проходят. Это поможет определиться, на что смотреть в первую очередь, и составить оптимальный маршрут.
Даже если музей предлагает уже готовые схемы осмотра экспозиции, ориентируйтесь прежде всего на свои интересы, а не на рекомендации. Главное — получить удовольствие, а не посмотреть «обязательную» программу: тогда в музей захочется вернуться.
По этому же принципу можно заранее подготовиться к походу теоретически: скажем, немного почитать о периодах, художниках или стилях, представленных на выставке.
Эта информация обычно тоже есть на сайтах музеев и галерей, там же часто есть и дополнительные сведения, которые раскроют экспонаты полнее. Но не стоит превращать посещение музея в экзамен: иногда интереснее сначала посмотреть работы художника вживую, а уже потом изучить его творческий путь.
Заранее решите, сколько времени вы готовы гулять по музейным залам. Мне достаточно часа: после остается мало внимания и сил.
Не мучайте себя долгими прогулками и не пытайтесь посмотреть все сразу: большинство музеев на это не рассчитаны. Например, чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа, понадобится с десяток лет. Больная спина или замыленный взгляд испортит настроение или совсем отобьет желание ходить в музеи.
Синдром музейных ног — так называется боль в ногах после долгого похода по музею
Позаботьтесь о своем самочувствии
Об этом часто забывают, но идти в музей стоит, когда вы и ваши спутники чувствуете себя хорошо: сыты и полны сил.
Голод и физический дискомфорт точно не помогут насладиться искусством. Вкусная еда и предварительная прогулка на свежем воздухе сделают компанию более восприимчивой к красоте.
Если идете в музей с ребенком, следите за его состоянием и прислушивайтесь к жалобам. Если ребенок устал, возможно, стоит остановить осмотр, чтобы в будущем музеи и искусство не ассоциировались с чем-то тяжелым и неприятным.
Чтобы не пришлось уходить из музея слишком быстро, советую заранее позаботиться о развлечениях ребенка — о том, как это сделать, расскажу ниже.
Поход в галерею будет интереснее, если удастся не только осмотреть экспонаты, но и что-то о них узнать. Особенно это полезно на выставках современного искусства, которое часто вызывает много вопросов.
Если идете с друзьями или семьей, попробуйте заказать экскурсию для компании, если в одиночку — попасть на сборную экскурсию, записавшись заранее или присоединившись спонтанно. Преимущество экскурсии в том, что посетители точно знают, сколько времени проведут в музее, и никто не будет им мешать.
Помимо этого, можно попробовать задать интересующий вопрос смотрителям в зале. Многие из них с радостью ответят и, может быть, расскажут истории, которые ни от кого больше не услышишь.
Как подготовиться к выставке на примере экспозиции Пушкинского музея «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико»
На сайте музея есть небольшая историческая справка и снимки картин, которые помогут понять, что ожидает на выставке.
Сервис Arts and Culture от «Гугла» пригодится для поиска дополнительной информации об отдельных экспонатах.
Курс от «Арзамаса» «Как увидеть искусство глазами современников» поможет настроиться на нужный лад и посмотреть на картины под непривычным углом.
Упражнение помогает развить фантазию, лучше почувствовать искусство, повысить восприимчивость к нему и к жизни и лучше узнать ребенка, партнера или друга.
Представьте, что вы внутри изображенного места, и попробуйте обсудить с компаньонами, какие чувства у вас оно вызывает: какая там погода, что это место вам напоминает и что бы вы сделали, вдруг оказавшись там. Проще всего объяснить это на примере пейзажа, но на самом деле такая техника работает с любыми жанрами: портретами, натюрмортами, сказочной или исторической живописью.
Еще один способ смотреть картины — придумать, что находится за пределами полотна, что герои будут делать дальше, прокрутить этот сюжет в голове или обсудить со спутником.
Так искусство поможет лучше узнать не только собеседника, но и себя. Обсуждение с ребенком поможет построить доверительные отношения и научить его фантазировать. Вопросы со словом «почему», например «почему ты думаешь, что на картине тепло?», «почему здесь нарисован заяц?», совместные рассуждения о причинах появления деталей и о том, что они говорят о сюжете, могут научить ребенка строить причинно-следственные связи — сужу по своему опыту.
Фантазируя вместе, дайте возможность больше говорить ребенку, а сами задавайте вопросы, мягко развивайте историю. Потом можете поделиться и своей.
Чем еще развлечь ребенка в музее
В первую очередь отталкивайтесь от интересов ребенка. Например, возьмите с собой блокнот и карандаши — в большинстве музеев в залах можно рисовать. Если вы знаете, что ребенок любит котиков, предложите ему найти всех котиков на картинах, зарисовать их или записать имя художника и название. Так ребенок еще и научится читать карточки — описания картин.
Можно придумать интересное занятие и для любителей компьютерных игр. Детям, которые часто играют в «Майнкрафт», предложите найти запоминающиеся здания и вдохновиться ими для создания собственных построек в игре. Это задание поможет заодно обсудить, что такое вдохновение и как вдохновляются творцы.
Другие примеры заданий:
Подход из предыдущего пункта подойдет и для нефигуративного искусства, например абстрактного. Василий Кандинский — один из создателей абстрактной живописи — говорил, что каждый может увидеть в этой живописи то, что захочет.
Помните, что искусство не обязано нравиться: не у всех художников вообще есть такая цель. Например, первые дадаисты хотели вызвать сильный негативный отклик: они обращали внимание на абсурдность, связанную с Первой мировой войной и ее жестокостью, и сильно расширяли границы искусства. Это масштабные темы, которые нельзя оценить только через призму «нравится — не нравится».
Чем больше произведений искусства вы увидите, постепенно расширяя кругозор, тем ярче может стать и интерес к искусству, которое выходит за рамки привлекательности и может быть даже уродливым. Однако если вы ищете в произведениях способ получить удовольствие и узнать немного больше и не готовы к слишком радикальным формам искусства, это тоже нормально. Лучше выбирать темы, периоды и художников, которые в первую очередь визуально интересны: так вы точно обеспечите себе удовольствие, интерес и желание вернуться.
Если вы волей случая попали на выставку абстрактного искусства и никак не получается воспринимать картины целиком, попробуйте сосредоточиться на отдельных частях или деталях: текстуре, сочетании цветов, прослеживаются ли движения кисти, как линии тянутся из одной точки в другую, подсказывая, куда смотреть дальше. Нефигуративное искусство может научить смотреть внимательнее, быть более открытым и видеть красоту там, где ее нет на первый взгляд.
Попробуйте не просто смотреть на картины в целом, а выбрать конкретный аспект и обращать внимание на него. Например, можно посмотреть, как художники изображают воду, вдохновиться натюрмортами с едой и набраться идей для красивого декора или изучить феномен картины в картине. Особенно это может быть интересно, если вы идете в эти залы не в первый раз.
Когда вы смотрите искусство, отталкиваясь от собственных интересов, вы повышаете мотивацию, интерес и азарт, а также учитесь видеть больше. Такой подход может распространяться и на другие области жизни, помогая видеть больше красоты вокруг, ведь искусство часто подсказывает, на что можно и стоит смотреть. Я не раз это замечала: например, после выставки импрессионистов люди часто обращают внимание, что блики на воде очень похожи на мазки кисти.
Вместе с ребенком вспомните, как вы когда-то рисовали мелками — так же как и, например, Эдгар Дега рисовал пастелью. Можно обратить внимание на то, как интересно выглядит бумага под пастелью, а потом сравнить это впечатление с тем, что производит картина, написанная красками.
Когда вы всматриваетесь в картины с конкретной целью, например рассматриваете текстуру красочного слоя, вы развиваете внимательность и логику, а еще обнаруживаете, как ценны могут быть детали.
Как сделать поход в музей интересным
Для многих людей музеи — это скучно, непонятно и утомительно. Нужно молча бродить по залам, пялиться на экспонаты, пытаясь разгадать гениальный замысел художника, терпеть боль в ногах и спине. Но если вы хотите научиться наслаждаться искусством, забудьте о том, как вы привыкли вести себя в музее и начните экспериментировать. Мы собрали несколько идей и советов, которые помогут заново открыть этот мир. Самое главное — прислушивайтесь к себе и выбирайте то, что приносит удовольствие.
Смотрите также:
1. Разговаривайте с людьми
Обычно в музее мы молчим, даже если пришли не одни. А зря! Какие бы эмоции или вопросы ни вызывала работа, выразить их проще всего в диалоге. Поговорить можно не только с другом, но и с незнакомцем, который стоит рядом и разглядывает ту же самую картину. Может быть, он знает о ней больше, чем вы, и сможет поделиться интересными фактами и историями, а может, точно так же пытается понять, в чем её секрет — и тогда вам есть, что обсудить.
Поговорить можно и со смотрителями. Только представьте: они проводят в этих залах годы и почти никто их ни о чём не спрашивает. Задайте смотрителю любой вопрос, который пришел вам в голову, или просто попросите рассказать про самый любимый экспонат.
2. Не пытайтесь осмотреть всё сразу
Одна из самых больших ошибок, которую совершают почти все, – пытаться осмотреть все залы за один раз. «Считайте, что музей – это меню, а не список дел», — советует Йохан Идема, автор книги «Как ходить в музеи». Даже если вам искренне нравится экспозиция, через несколько часов вы начнёте чувствовать то, что называют «музейной усталостью»: мозг просто не сможет обработать столько информации сразу, ноги начнут ныть, сохранять концентрацию будет все сложнее. В итоге вы выйдете из музея разбитым и вряд ли захотите вернуться в ближайшее время. Вы можете ходить в музеи в вашем городе каждый месяц: билет обычно стоит не дороже чашки-другой кофе, к тому же, во многих музеях есть дни со свободным входом. Но даже если вы путешествуете и не уверены, что когда-нибудь вернетесь, можно узнать заранее или спросить у сотрудников музея, что считается жемчужиной его коллекции, в какие залы стоит заглянуть прежде всего.
3. Задавайте себе вопросы и прислушивайтесь к ощущениям
Остановитесь у любого экспоната, который смог привлечь ваше внимание, и начните задавать себе вопросы. Что именно вас заинтересовало — размер, цвета, форма, сюжет, материал? Если что-то показалось вам безобразным, страшным, провокационным, не избегайте этого, искусство совершенно не обязательно должно вызывать только восхищение. Что вас смущает, пугает, злит? Что вызывает восторг? Поход в музей может открыть вам много нового о самом себе.
4. Отправьтесь в музей с ребёнком
Иногда лучшими собеседниками оказываются маленькие дети. У них всегда есть свое мнение о том, что представляет собой работа, а еще они не стесняются задавать простые и неожиданные вопросы. Попробуйте взять ребёнка, например, на выставку абстракционистов, и наверняка будете удивлены результатом.
5. Подготовьтесь к посещению музея заранее
Попробуйте заранее погрузиться в контекст. Можно почитать про конкретный музей или экспонат (например, про Пушкинский музей) или про целую эпоху (вот интересная лекция про современное искусство).
Хотите разобраться в том, что такое искусство вообще, или изучить его историю? Прочитайте «Историю искусств» Эрнста Гомбриха — это объёмная книга, но написанная просто и интересно, Гомбрих объяснит и расскажет вам очень многое, но не потребует никаких специальных знаний — только интерес к предмету.
6. Пользуйтесь тем, что предлагает музей
Увы, большинство музеев заботятся о произведениях искусства больше, чем о посетителях. Но всё-таки они могут кое-чем помочь. Если вам предлагают бесплатный аудиогид, ни за что не отказывайтесь (а у некоторых музеев к тому же есть аудиоэкскурсии, которые заранее можно установить на смартфон). Возьмите раздаточные материалы, которые обычно лежат у входа — буклеты, краткие гиды, даже листовки с минимумом информации. Всё это может пригодиться во время вашего визита.
Рядом с картинами и у входа в зал обычно есть таблички с названием выставки/работы и комментариями. Да, они почти всегда написаны на жутком, нечитаемом арт-сленге с использованием терминологии и тяжелых синтаксических конструкций. Это действительно специфический язык, способный запутать любого. Попробуйте пересказать то, что прочитали, выхватить отдельные слова, факты и идеи.
7. Дайте себе время, чтобы познакомиться с работой
По статистике, посетители Лувра в среднем проводят у «Моны Лизы» 15 секунд: вряд ли этого может хватить на то, чтобы по-настоящему разглядеть картину. За это время зритель обычно успевает обратить внимание только на сюжет или его отсутствие. А вы попробуйте рассмотреть цвета и их сочетание, обратите внимание на пропорции и повторяющиеся мотивы. Слышали ли вы когда-нибудь об этом художнике? Что именно? Знаете ли вы, что за история стоит за произведением, или у вас есть какие-то собственные догадки? Может быть, вам хочется что-то изменить в этой работе? Как бы вы описали её другу? Вы можете записать свои мысли и появившиеся вопросы и подумать над ними еще какое-то время или поискать ответы в книгах, на лекциях или в интернете.
8. Ходите на события, которые устраивает музей
Принимайте участие в событиях, которые устраивает музей. Например, в Эрмитаже есть лекции, встречи и круглые столы, а в Третьяковской галерее ещё и концерты и спектакли.
9. Не игнорируйте музейный магазин и кафе
В магазин можно зайти и до посещения выставки, и после. Именно здесь вы найдете книги об искусстве и каталоги. Рассмотрите их прямо в магазине или купите и читайте в залах музея – разве это не самое подходящее место? А после унесите с собой открытку с одной из картин — она будет напоминать об этом опыте еще долгое время, а вы снова и снова будете раздумывать над тем, что видели и составите наиболее полное впечатление.
Выпить кофе в музейном кафе — тоже хорошая идея. Это лучшее место, где можно поделиться впечатлениями друг с другом или поразмышлять об увиденном в одиночестве.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Как не заскучать в музее
Зачем будущим студентам идти в музей и как отдохнуть среди экспонатов
Даже в самом обычном музее можно интересно провести время, если преследовать конкретную цель. Музей не только место окультуривания, среди экспонатов можно отдыхать душой, общаться и изучать темы из школьной программы. Рассказываем, как ставить реальные цели похода в музей и прокачивать эрудицию с удовольствием.
Цель — отдохнуть
Поход в музей для школьника — это смена обстановки и приток новых впечатлений. Именно это нужно для интеллектуального отдыха. Не обязательно интенсивно расширять кругозор, читая каждую табличку. Достаточно пройтись по залам, понаблюдать за людьми, мысленно примерить экспонаты к своей комнате: что бы хорошо смотрелось на стене вместо ковра.
Разрешить себе не просвещаться — отличная установка для перегруженного учёбой школьника. Стоит дать музею шанс и посмотреть, удастся ли в этот поход найти хотя бы один артефакт или произведение искусства, которое притянет взгляд.
Что это даёт
Трудно понять и полюбить музей, пока не придёшь туда. Впечатлиться с первой попытки шансы тоже невелики — нужен опыт. Пойти в музей без «высокой» цели — значит заранее хорошо провести время и не разочароваться. Для начала хороших отношений с музеями этого достаточно.
Цель — расширить кругозор
Лучше всего выбрать определённую тему или эпоху, например «Быт русского крестьянства начала XX века» или «Русская поздняя икона». Затем отправляйтесь в соответствующий зал местного краеведческого или художественного музея и изучайте экспонаты, слушайте аудиогид или гуглите информацию в Википедии.
Чтобы новые факты не забылись, можно устроить опрос на своей странице в социальных сетях и предложить друзьям высказать предположения. Например, школьник узнал, что крестьяне Тамбовской области совсем не ели белого хлеба и захотел поделиться информацией со сверстниками.
Что это даёт
Если ограничиться конкретной темой, то ясно, на что обращать внимание. Обойти весь музей бывает тяжело физически и эмоционально, а посмотреть одну экспозицию — посильная задача для школьника. В результате ученик достигнет конкретной цели посещения и углубит знания по определённой теме. Возможно, после такого похода в музей у школьника появится идея исследовательской или творческой работы.
Цель — познакомиться с новым предметом или профессией
Когда речь заходит о профориентации, про музеи незаслуженно забывают. Будущим студентам стоит посетить медицинский, железнодорожный или музей авиационной промышленности. В рабочих интерьерах начальника вокзала или нейрохирурга школьник может почувствовать, насколько его привлекает дух профессии. Чтобы двигать вперёд науку и технику, полезно узнать её прошлое и разобраться в настоящем. Возможно, именно в музее школьник поймет, что профессия технолога пищевого производства ему не по душе, а сфера IT — то, что нужно.
Что это даёт
Музей спорта или геологии знакомит посетителей с деталями, которые могут сыграть важную роль при выборе профессии или принести балл на предметной олимпиаде. Музеи профессий и наук помогают лучше разобраться в выборе будущей специальности и повысить уровень эрудиции.
Цель — изучить дополнительный материал по предмету
Будущие выпускники и участники олимпиад посещают музеи, чтобы углубить знания и развить исследовательские навыки. Если следить за анонсами музеев и галерей, можно попасть на выставку уникальных экспонатов революции 1917 года или атрибутов быта восточных славян. Дома-музеи деятелей литературы и искусства дают представление об обстоятельствах жизни и творчества известных людей.
Посещению музея в рамках подготовки к экзаменам и олимпиадам обычно предшествует глубокая вдумчивая работа с другими источниками. После прочтения учебников, монографий и просмотра документальных фильмов увиденное в музее можно соединить в систему знаний по теме.
Если собраться группой единомышленников, можно заказать экскурсию по интересующей теме и за минимальное время получить максимум информации.
Что это даёт
Подготовленный визит в музей — задача повышенного уровня для тех, кто претендует на высокие баллы ЕГЭ и призовые места в олимпиадах. Одно дело запомнить факты о вооружении революционеров, другое — увидеть винтовку Мосина и «берданку» своими глазами. В музее не только узнают новое, но и лучше усваивают известное, ведь от повторения воспоминания укрепляются, а если повторять в разной обстановке, то эффективность ещё выше.
Цель — оценить музей
Действительно, хватит получать отметки, пора оценить что-нибудь и заодно придумать, что именно. Для начала нужно составить критерии, что обязательно должно быть в хорошем музее. За основу можно взять имеющийся опыт, неважно, удачный или нет. Во время прогулки по музею важно прислушиваться к своим ощущениям и отмечать значимые моменты. Свою подробную оценку можно опубликовать в формате сториз или оставить текстовый отзыв на страничке музея или в онлайн-справочнике геоинформационной системы, Яндекс.Карты или Карты Google. Если школьник ведёт блог, обзор музеев может стать его постоянной рубрикой.
Что это даёт
Опубликованный содержательный отзыв о работе музея поможет учреждению стать лучше, а другим посетителям знать, к чему быть готовыми. Школьник научится обращать внимание не только на экспонаты, но и на обстановку музея и лучше понимать свои образовательные и культурные потребности.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter