что можно рисовать в портфолио
Как мне создать портфолио, если я еще нигде не работал
В этой статье расскажем, как сделать хорошее портфолио, что туда добавлять, где создавать и покажем лучшие примеры.
Что самое важное в создании портфолио
Грегори Манчесс, американский иллюстратор с 40-летним опытом работы на фрилансе, пишет: «Важно помнить, что заказчик не умеет читать твои мысли». Никто не разглядит твой потенциал, если ты не покажешь, что уже умеешь делать и к чему стремишься. Как это сделать:
Где найти первые проекты для наполнения портфолио
Хорошая новость в том, что не существует правила, что все примеры работ должны быть коммерческими и профессиональными. Главное, чтобы они показали потенциал. Но как их оценить?
В этом поможет ментор — уже состоявшийся специалист с опытом работы, высоким уровнем техники, а также навыками преподавателя и наставника. Он сможет направить, выделить слабые и сильные стороны. Ментора можно искать на профессиональных сайтах, например, ArtStation. Важно, чтобы он рисовал в том же стиле, что и ты.
Задача ментора — это консультация и наставление. Он не будет твоим репетитором, хотя может подсказать курсы и учебники. Основная цель менторства — помочь прокачать скиллы и определить, кто ты на рынке труда, а также добавить новые качественные работы в портфолио.
Другие способы найти первые проекты:
Где создать портфолио
Если говорить о программах, в которых ты можешь создать портфолио с нуля, то в первую очередь это Photoshop и Adobe InDesign. Там можно отрисовать любой дизайн, а затем выгрузить готовый файл в PDF или другом формате. Также можно создать портфолио на сайте Canva, если не хочешь устанавливать программу. Тем не менее, у этих вариантов есть два недостатка:
Альтернатива — создать страницы в профессиональных соцсетях. Так ты сразу покажешь свои работы неограниченному количеству людей, а также продвинешься в сообществе как специалист. Для CG-художника полезнее всего будут эти три платформы:
На всех трех сайтах, чтобы создать портфолио, тебе нужно только зарегистрироваться и добавить свои работы.
Также ты можешь заказать или самостоятельно разработать свой сайт. Это самый затратный вариант, так как деньги уйдут и на создание, и на продвижение. Поэтому лучше делать сайт вдобавок к портфолио на других платформах.
Создать его можно так:
Примеры хороших портфолио
Художница по визуальному развитию Шеннон Холлштейн создала свой сайт-портфолио. Проекты она поделила на разделы, чтобы работодателю было удобно ориентироваться. На сайте она показывает рисунки в разных стилях, и оставляет свои контакты под каждой из них.
Портфолио Шеннон Холлштейн. Источник: сайт художницы
А вот художник Барт де Врис удобно поделил работы на разные категории прямо на сайте ArtStation. И пишет подробное описание к каждой из них.
Работы Барт де Врис. Источник: artstation
В режиме Pro на ArtStation ты можешь также создать свою страницу. Мэтт Оллсопп так и сделал: добавил краткое резюме, описал опыт и специализацию, а также выставил свои лучшие работы.
Работы Мэтта Оллсоппа. Источник: artstation
Как мы видим, существует множество способов создать качественное портфолио, которое привлечет потенциальных клиентов, даже если вы нигде еще не работали. Ищите ментора, придумывайте для себя творческие задания и работа мечты обязательно будет ваша!
Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио
Как убрать из портфолио лишнее, спорить с заказчиками и искать свой стиль — иллюстраторы вспоминают, как сами делали первые портфолио
Look At Me продолжает серию материалов о портфолио. В первом материале фоторедакторы и галеристы рассказывали о том, как начинающему фотографу стоит составлять свое портфолио. В этом материале пять российских иллюстраторов, рисующих для лучших изданий, рассказывают Look At Me, что надо обязательно гнуть свою линию, не бояться отказываться от слабых работ и рисовать только то, что нравится.
Юнона Балаш
Клиенты: British American Tobacco, MTS, Esquire, Snob, «Афиша»
Я рисовала гайки и болты в политехе и корпела над совершенно непонятной для меня начертательной геометрией, когда поняла, что это совсем не мое. У меня была мечта с детства — стать модельером. И, собственно, с этой мечты все и началось. Сначала я ушла из института, за что мне было стыдно перед родителями. Потом, в двадцать лет, поступила в первый класс художественной школы. Было довольно странно ходить на занятия с малышами и при этом видеть, что рисуют они намного лучше меня.
Картинки, которые получались, я наклеивала на страницы больших блокнотов или на листы плотной серой бумаги и складывала в папки. Это было такое первое самодельное портфолио которое весило около двух килограммов. Я считала, что чем больше я покажу, тем лучше. Там были непроработанные до конца эскизы платьев, копии с работ Сойфертиса, Бердслея и Фешина, рисунки бидонов и убогая грязная по цвету живопись из художественной школы. Одним словом, тихий ужас.
Было довольно странно ходить на занятия с малышами и при этом видеть, что рисуют они намного лучше меня
Когда я затем показывала свое портфолио в разных академиях, то в одной могли долго и утомительно смотреть на него, иногда не доходя до самых лучших работ, в другой — начинали зевать странице на пятой, а в третьей — одним махом перелистывали двадцать страниц. И, как обычно, натыкались на незаконченный эскиз или не самую лучшую мою работу. Рисунков с каждым годом становилось меньше, и вместо пяти папок осталась только одна. Исчезли копии, бидоны, остались только самые любимые иллюстрации. Однако очередная попытка стать наконец-то студентом не увенчалась успехом.
Вообще надо просто принять тот факт, что искусство — это очень субъективное пространство. Не всем может нравиться ваш стиль рисунков, ширина линии или просто вы можете оказаться не в том месте и не в то время. Самое главное, когда опускаются руки, найти в себе силы двигаться дальше. К слову сказать, с этой папкой эскизов одежды ровно через семь лет меня приняли в Central Saint Martins на MA Fashion.
Сначала мне нравилось рисовать все. Потом я начала уставать. И со временем пришлось отказываться от работы. Я стала удалять картинки из своих виртуальных дневников-портфолио и оставлять только те иллюстрации, стиль которых мне нравился и которые я с радостью бы рисовала. Даже с учетом переделок, которые обычно требуют заказчики.
Максим Костенко
Клиенты: Visa, Skoda, Beeline, IQ Marketing, Студия Лебедева
Я начал создавать свое портфолио в 2009 году, когда решил совместить любимое дело и работу. Мне нравилось рисовать мультяшных героев, но законченных работ не было: надо было бы сделать хотя бы десять полноценных иллюстраций в похожем стиле. Заказов тогда еще, конечно, не было, поэтому я рисовал просто для себя и потихоньку выкладывал на разных иллюстраторских сайтах и в сообществах.
Любое чувство гордости обычно проходит через несколько дней после создания работы
Я собирал те работы, над которыми мне было приятно и интересно работать, и добавлял те направления, в которых бы хотел себя попробовать. Сейчас у меня в портфолио много работ по персонажам, рекламным принтам, которые соседствуют с персональными работами. Пока никакой из них я не горжусь: любое чувство гордости обычно проходит через несколько дней после создания работы.
В нашей работе нет готовых рецептов того, как должно выглядеть портфолио, но советую размещать работы по дате их создания, а не вразнобой, чтобы клиенты могли видеть, как вы улучшаете свои навыки со временем. И всегда смотрите на реакцию фоторедакторов и заказчиков: на какие ваши работы больше всего реагируют клиенты. Исходя из этого, делайте выводы. И вам, конечно, нужен собственный стиль. Иллюстратор должен быть узнаваемым, хотя небольшие отступления и эксперименты тоже порой положительно влияют на портфолио.
Главное — чтобы у вас в портфолио не было чужих работ и халтуры. И если работа вам не нравится, то не стоит добавлять ее для количества. Со временем я распределил комфортные для себя проекты и в портфолио сделал акцент именно на них, а ненужные удалил. Я целенаправленно посылаю портфолио только иллюстраторским агентствам. Остальные работы просто добавляю на разные сайты, где их могли бы видеть потенциальные клиенты — на revision.ru и behance.net.
Виктория Семыкина
Клиенты: AD, GQ (Италия), OpenSpace, Krokodil, Story, Forbes Real Estate
В общей сложности я свое портфолио собирала три-четыре года: я стараюсь регулярно добавлять новые вещи, многое безжалостно удаляю. До иллюстрации я довольно долго занималась живописью, и всегда есть соблазн добавить что-то из того периода, но я сознательно решила отказаться от этого, чтобы портфолио было максимально цельным.
В портфолио не должно быть работ, явно выбивающихся из общего стиля художника. Слабые и проходные иллюстрации лучше исключить, даже если сильных вещей на первых порах останется штук десять. Начинающие иллюстраторы часто делают ошибку, выставляя в своем портфолио все «для кучи», думая, что объемное портфолио произведет лучшее впечатление. На самом же деле в такой каше сильные работы просто потеряются, а у потенциального заказчика может сложиться впечатление, что иллюстратор в работе непредсказуем — сегодня он сделает шедевр, а завтра отмахнется слабой проходной иллюстрацией. У онлайн-портфолио должна быть ясная и удобная навигация, чтобы посетитель мог без проблем найти нужный ему раздел портфолио, информацию о художнике и его контакты.
У любого издателя повышенная тактильная чувствительность
Если иллюстратор работает в основном с периодическими изданиями, то ему вполне хватит онлайн-портфолио и pdf-версии, которую удобно отправлять клиентам по электронной почте. Но если иллюстратор больше ориентирован на книги, то надо позаботиться о качественном каталоге. Такое портфолио будет очень полезно при общении с издателями на больших книжных выставках и ярмарках. Да и при личной встрече с издателем, имея такой каталог, иллюстратор явно выиграет перед конкурентом, протягивающим заказчику исцарапанную флешку или диск. Ведь у любого издателя повышенная тактильная чувствительность. Есть еще третий вариант портфолио — папка с оригиналами. Этот вариант становится все более редким, так как даже художники, рисующие «от и до» на бумаге, практически всегда дорабатывают отсканированные работы, корректируя цвет, добавляя контраст и исправляя некоторые огрехи.
Ресурсов, где можно представить свое портфолио, сейчас великое множество. Но чтобы иллюстратор был на виду, портфолио желательно регулярно обновлять, чистить проходные работы и добавлять новые, более удачные. Просто где-то выложить свои иллюстрации недостаточно — портфолио довольно быстро утонет в море появляющихся работ.
Юлия Якушова
Клиенты: «Афиша», «Большой город», «Соб@ка», «Хакер»
Есть иллюстраторы, у которых нет папки или сайта с портфолио. Но это, как правило, уже такие большие фигуры и с таким багажом работ за спиной, что все о них знают и передают информацию о них из уст в уста. Для художников-иллюстраторов, только начинающих свою карьеру в этом бизнесе, портфолио все-таки необходимо.
Сейчас никому уже не нужно показывать распечатки или рассылать диски, как я делала сто лет назад. Хотя для себя я печатаю любимые работы — просто чтобы посмотреть, как они выглядят. Мне кажется, совершенно не стоит делать портфолио громоздким, ведь и резюме обычно только на одной странице. Оно также не должно быть разнообразным в плане сюжетов и техники. Одно дело, если вы решили стать иллюстратором месяц назад и еще не определились со стилем, и другое дело, если вы уже где-то поработали и стиль у вас меняется в зависимости от клиента. Это выглядит странно, и это смущает заказчика.
Если клиент просто ищет рабочие руки «под Леонардо», то ему будет все равно, что у вас в портфолио — хоть целый альбом кошечек
Единственным и главным критерием, с которым нужно подходить к составлению портфолио, является его целостность. В конце концов, клиент вас выбирает из-за стиля. Если клиент просто ищет рабочие руки: «Я уже все придумал! Вам надо только отрисовать «под Леонардо!»» — то ему, в общем-то, будет все равно, что у вас в портфолио — хоть целый альбом кошечек.
Мне не кажется, что мое портфолио уже собралось: я только недавно поняла, в чем моя сильная сторона в плане техники и сюжетов, и начала двигаться в этом направлении. За это я говорю спасибо своим лучшим учителям — арт-директорам, мне с ними очень везет в последние два года.
Пока ни одной из своих работ я не довольна на сто процентов, но как концептом я горжусь афишами, которые делаю для театра Alfred ve dvore в Праге. Сама идея делать иллюстрированные афиши — довольно новая. В театре прекрасный репертуар, который вдохновляет меня каждый сезон, например, в конце этого года там будет проходить спектакль, основанный на творчестве одного из моих самых любимых художников — Генри Дарджера. Из российских заказчиков — это, конечно, работа с газетой F5.
Как человек, работавший фоторедактором, могу сказать, что те, кому интересны иллюстраторы, просматривают огромное количество страниц на Flickr, Behance и Tumblr. Все мои азиатские заказчики, например, пришли из Flickr. Много крепких портфолио находится на сайте финского агентства Pekka. Но посылать портфолио надо не всем подряд, а в первую очередь тем, с кем вам бы было приятно работать — фоторедакторам симпатичных вам изданий и порталов и в тематические блоги: вот последнее всегда работает.
Дмитрий Лигай
Клиенты: GQ, Mens’s Health, Esquire, The Prime Russian Magazine, Billboard
Четыре года назад один мой хороший друг посоветовал мне выкладывать свои иллюстрации в ЖЖ. Тогда я не думал о том, что это будет моим портфолио, — просто делал то, что мне нравилось.
Вот вы бы стали заказывать работу начинающему?
Портфолио иллюстратору необходимо, и это даже не обсуждается. Что-то должно быть обязательно, ссылка в интернете или папка с тем, что вы делаете. Кроме того, для меня онлайн-портфолио — это единственный способ показать свое творчество большой аудитории, так как я живу в Узбекистане, где найдется немного единомышленников. Хотя портфолио на бумаге доставляет мне большее эстетическое удовольствие.
Самое главное — это содержимое, а не антураж, комментарии или рецензии. Причем многим клиентам нравится, когда иллюстратор показывает не только сами работы, но и процесс создания и вообще всю закадровую кухню. Вообще я не понимаю, зачем разделять иллюстраторов и дизайнеров на начинающих и практикующих. Если иллюстратор будет позиционировать себя как начинающий, то он так и будет с психологией начинающего. Вот вы бы стали заказывать работу начинающему?
Посылать свое портфолио стоит всем. Только не стоит навязываться и надоедать. Ваш костяк — это главное, и свою линию нужно гнуть до посинения. Кто бы что ни говорил, лучше вас никто не сделает, и только вы знаете, что нужно делать. Помните, как у Пушкина: «Ты сам свой высший суд».
Как создать и где разместить портфолио иллюстратору
Потому что найти выгодный заказ для начинающего иллюстратора сложно и редко работа над ним обеспечивает безбедное существование. Это нормальная практика: опыт нужно зарабатывать, к тому же, только практика сделает из вас конкурентоспособного профессионала. А для того, чтобы отслеживать свой рост и показывать его заказчикам, существует волшебная штука — портфолио. И сегодняшняя статья редакционного блога как раз о том, как его правильно собрать и где разместить.
Собираем портфолио иллюстратора
Отбирайте лучшие работы
Выкладывать каждый получившийся набросок — дурной тон. Ведь уже не студенты и вряд ли заказчика заинтересует умение класть штрих по форме. Лучше сделать акцент на тех работах, которыми гордитесь, одновременно раскрывающих ваш потенциал как специалиста.
Совет иллюстратора:
Стремитесь делать большие проекты с классными заказчиками, потому что портфолио, в котором есть ряд проектов с именитыми клиентами формирует доверие к вам: один проект может быть случайностью, а 3-4 крупных кейса уже показывают вас как специалиста, которому можно довериться.
Digital-художница и иллюстратор, kateillustrate
Необязательно использовать определенную схему и сортировать работы по стилям и техникам: покажите, как со временем менялся профессионализм и подходы к работе. Так у заказчика сложится адекватное впечатление о ходе ваших творческих мыслей.
Покажите те стили, в которых хотите профессионально развиваться
Нарисуйте Машу и трех медведей, если хотите привлечь внимание детского издательства, но не делайте этого в надежде раскрыть себя в иллюстрациях для сайтов. Даже качественная традиционная иллюстрация редко подойдет для последних, например. Но вот у китайцев получается и это(см. изображение ниже).
Потому что ее долго делать, стоит недешево и преимущество акварели перед векторной графикой на экране компьютера или телефона выглядит сомнительным. Хотя в качестве эксперимента может пригодиться.
Анализируйте требования рынка и подстраивайтесь под него
Иллюстратор — не художник, и всегда завязан на текущий рынок. Хотите иллюстрировать статьи в модных журналах — пожалуйста, но не надейтесь выйти на приличный уровень заработка, потому что спрос на печатные издания падает с каждым днем. Об этом даже Руслан Гончар говорил в нашем недавнем интервью. А уж он нарисовал для глянца предостаточно.
Но тут, как и везде, важно соблюсти баланс и не уйти в преследование интересов заказчика, читателя или зрителя. Иначе работать станет противно, начнете уставать и разочаруетесь в специальности. Этого вы не хотите, уверяем.
Показывайте детали работы над иллюстрацией
Чуть выше рекомендовали не концентрироваться на качестве штриха, но здесь речь о другом: заказчику интересно видеть, как строится процесс работы над иллюстрацией. Снимите работу над иллюстрацией на видео и выложите на YouTube. Ссылку на ролик можно прикреплять к портфолио или делиться в своих соцсетях, собирать отклики и обратную связь. К тому же, канал в YouTube сам по себе хороший инструмент привлечения внимания заказчиков. Особенно если правильно настроить рекламу.
Включите в портфолио необычные ракурсы и композиции
Привычные пейзажи и простые фигуративные постановки не привлекут внимания к вашему портфолио, поэтому старайтесь нарисовать такую иллюстрацию, которая поможет выделиться на фоне конкурентов. Создайте что-то детализированное и сложное, на уровне Джона Хоу или Алана Ли и их иллюстраций к произведениям Толкина. Помимо тренировки, подобные традиционные техники могут привлечь внимание к вашим работам как раз необычностью и размахом.
Совет иллюстратора:
Для того, чтобы ваше портфолио работало на вас, вы должны четко представлять кому вы его отправляете и с какой целью.
Художник, иллюстратор и автор текстов
Хотя можно попробовать сделать иллюстрацию на основе всем привычного предмета. К примеру, нарисовать город маленьких людей внутри человеческого уха и рассказать небольшую историю. В иллюстрации, как и в иных направлениях профессиональной деятельности, важны софт-скиллы. Они помогают повышать востребованность в глазах заказчиков.
Где разместить портфолио иллюстратора
behance
Крупный ресурс для художников, фотографов и иллюстраторов. Регистрация бесплатная, инвайты для нее не нужны. Поэтому работ там много и конкуренция огромная: чтобы тебя заметили в гуще опубликованных материалов, нужно постараться интересно рассказать о каждом законченном проекте.
dribbble
Просто так сюда не попасть. Раньше некоторые дриббблеры устраивали конкурсы, в которых раздавали инвайты для регистрации на площадке в качестве контрибьютора. Но этот ресурс подойдет разве что иллюстраторам, специализирующимся на создании изображений для цифровой среды: приложений и сайтов. Книжная иллюстрация здесь не прописана.
illustrators
Поместили себя в серединку, хотя имеем право быть впереди всех в списке. Во-первых, мы крупнейшее сообщество иллюстраторов на территории стран бывшего СССР. И заказчики у нас также местные, поэтому с трудностями перевода проблем не будет. И во-вторых, мы еще и самые старые. Регистрируйтесь у нас, заполняйте портфолио, участвуйте в обсуждениях и зарабатывайте опыт.
Не столько площадка для создания портфолио, скорее социальная сеть для творческих людей. но и в этом сервисе можно создать доску со своими работами и делиться ею с потенциальными заказчиками и обычными людьми.
coroflot.com
Площадка ориентирована на зарубежный рынок, и позволяет создать портфолио не только для иллюстраторов, дизайнеров и художников, но и найти работу для специалистов смежных творческих профессий: копирайтеров, архитекторов, дизайнеров интерьера.
Дополнения
Про некоторые площадки редакция напрочь забыла при написании этой статьи, каемся! Поэтому решили сделать здесь отдельный блок, куда будем заносить интересные сайты для размещения портфолио, заодно обновлять контент.
deviantart.com
Об этом портале слышало большинство художников и иллюстраторов. А может и все. А вот мы забыли о нем, исправляемся и добавляем сюда.
Разместить и продать свои работы (только в виде принтов), обсудить чужие и просто пообщаться с коллегами со всего мира в огромном форуме — здесь все это доступно.
И учтите, что это крупнейшая арт-площадка по посещаемости (больше 100 млн. просмотров в месяц на 15.10.2021г), если хотите учесть охват и привлечь внимание зарубежных заказчиков к своему портфолио.
artstation.com
Вот он очень похож внешне на deviantart, отличается только цветом, но на этой площадке можно еще и курсы найти для иллюстраторов и художников, иногда бесплатные.
render.ru
Помимо возможности разместить портфолио и пообщаться, там есть конкурсы, спидпэйнты и марафоны для художников разного уровня мастерства. А также там можно найти интересные вакансии, правда большинство из них связаны с миром 3Д и спецэффектами для видео. Помним этот замечательный проект, когда тот был обычным форумом.
Заключение
Подходов может быть много, и редакция не претендует на исключительность своего мнения. Мы написали самые рабочие советы по формированию портфолио иллюстратора, но могли упустить важные моменты. Поэтому будем рады услышать мнения иллюстраторов на эту тему.