что можно рассказать человеку интересного
Интересные темы для разговоров с кем угодно и где угодно
Общение может зайти в тупик независимо от того, кто ваш собеседник: новый знакомый или человек, с которым вы знаете друг друга сто лет. Чтобы не растягивать неловкие паузы, хорошо бы всегда иметь под рукой интересные темы для разговоров.
Я подготовила для вас большой список тем и советов для самых разных случаев. Не забудьте сохранить статью, чтобы не потерять!
Рекомендации для интересного общения
Прежде чем мы перейдем непосредственно к темам, я хотела бы остановиться на важных нюансах, которые помогут избежать ошибок в общении:
Темы, на которые можно поговорить
В каждой ситуации уместны свои темы для разговора, а потому я разделила эту статью на несколько категорий. Выбирайте свой случай и берите на заметку то, что подходит.
На свидании
Перед свиданием главное помнить, как важно оставаться самим собой. Не стоит выбирать темы, которые вам неинтересны.
Если вы не любите искусство, не стоит перед встречей штудировать творчество Клода Моне и высказываться по поводу работ Пабло Пикассо. Ищите то, о чем вы сможете увлеченно беседовать вместе. В противном случае не стоит даже расстраиваться, если общение не задастся.
Я не стала разделять темы на мужские и женские, а собрала универсальный список примерных вопросов, на основе которых можно развить дискуссию как с парнем, так и с девушкой. Они помогут не только поддержать разговор, но и узнать человека достаточно хорошо, чтобы сложить о нем мнение и решить, подходит ли тот для вас.
Какие же есть интересные вопросы для пары? Предлагаю вам пообщаться на такие темы:
Это только примеры некоторых тем. Вы можете составить свой список исходя из собственных интересов и предпочтений. К примеру, если вы любите итальянскую кухню, расскажите про самые интересные блюда и поинтересуйтесь у собеседника, какие кулинарные предпочтения у него.
В компании друзей
В шумной компании редко нависает тишина, но все же можно сделать встречу еще более увлекательной и захватывающей. И тем для дружеских разговоров бесчисленное множество. Вот рандомные варианты:
С незнакомцами
В компании малознакомых людей темы для общения следует выбирать с осторожностью, дабы не наткнуться на предметы горячих разногласий.
Вот наиболее нейтральные вопросы, которые можно использовать для беседы:
Задавая эти вопросы, всегда помните, что следует обязательно рассказать то же самое о себе.
Обращайте внимание на реакцию собеседника на те или иные фразы или темы. Так вы сможете понять, что ему интересно, а о чем лучше говорить не стоит. Кроме того, обратите внимание, насколько охотно незнакомец общается и не слишком ли вы навязчивы. Может получиться так, что вы зря ищете темы для обсуждения.
За душевной беседой
Темы для душевных разговоров, как правило, находятся сами собой. Направление будет зависеть от того, кто перед вами: близкая подруга или друг, любимый человек, родитель и т. д.
Самыми простыми будут темы быта, семьи, взаимоотношений с родными, коллегами, финансовые вопросы, здоровье. Если человек действительно близкий, то и спектр тем, которые можно затронуть, существенно расширяется.
Со своим партнером или супругом можно обсудить вопросы секса. Спросить, что устраивает, чего бы хотелось привнести, какие фантазии попробовать реализовать.
Вот список универсальных тем, которые подойдут для разговоров по душам:
Задушевные беседы лучше вести вечером за чашкой ароматного чая или вина, чтобы создать особую камерную атмосферу.
Список глубоких философских вопросов
Если хочется чего-то более интеллектуального и серьезного, можно обсудить следующие вопросы:
Такие темы можно обсуждать в компании с друзьями, в переписке с новым знакомым, в кругу семьи, с любимым мужчиной (женщиной), даже с детьми-подростками. Можно придумать свои вопросы и предварительно погуглить, а потом уже в компании блеснуть познаниями и размышлениями.
Семейной паре
Жизнь в браке часто поглощает рутина, и с годами все труднее найти темы для общения, которые еще не изъезжены. Если кроме быта и детей вы уже давно ни о чем не беседовали, вот вам примерный список актуальных тем и вопросов, которые не только разбавят семейный вечер, но и помогут сблизиться:
Это только скромная часть всего того, что можно обсудить со своей второй половинкой. Можно запросто выбрать любые темы из раздела философских вопросов или для душевной беседы. Семейные психологи рекомендуют также делиться секретами. Можно поиграть в игру: один супруг задает 5 любых вопросов, а второй должен честно на них ответить.
А еще очень хорошо бы вспомнить, о чем вы разговаривали в первые дни и недели знакомства. Это поможет поностальгировать и освежить чувства.
Как стать хорошим собеседником
В завершение приведу ряд общепринятых правил коммуникации:
Также рекомендую ознакомиться с другими нашими публикациями:
Заключение
Мы с вами разобрали лучшие темы для разговора. Используйте их как подсказку, а не руководство к действию. Не нужно, к примеру, идти на свидание с целым списком вышеприведенных вопросов и стремиться во что бы то ни стало задать их все.
А чтобы стать интересным собеседником, нужно много читать художественной литературы, новостей, документальных исследований, исторических и географических фактов, источников по саморазвитию и пр. Тогда точно не возникнет трудностей и замешательства перед собеседником.
Как научиться рассказывать интересные истории, чтобы все слушали затаив дыхание
Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Хотите, чтобы на ваши истории собирались все знакомые, особо сердобольные заливались слезами, а веселые ухохатывались со смеху? Вы на верном пути – заглянули на “огонек” этой статьи! Я опишу вам эффективные способы, как рассказывать интересные истории, подскажу секреты интригующих рассказов, а также вы получите четкую инструкцию по оттачиванию этого навыка.
Зачем этому учиться
Мы очень любим слушать интересные истории. Особенно на романтические “стори” падки женщины. Но вот рассказывать разные ситуации еще со школьной скамьи привыкли так: вступление, основная часть, концовка. И все бы ничего, если бы не было так скучно…
Настоящие животрепещущие истории рассказывают по-другому, более живо, харизматично и интригующе. Уметь так рассказывать, интриговать, завораживать, смеяться в конце всей группой людей могут не все.
Но вспомните, когда мы с друзьями делимся какой-то волнующей ситуацией.
Ты даже не представляешь! Я только что скатилась с лестницы! Я себе спокойно делала уборку, как вдруг – ой-ой-ой! – нога оступается, и я уже на второй ступеньке сверху! Хорошо, что растяжка позволяет и корпусом осталась наверху. Но я тааак испугалась!
История показывает, что вроде бы и не скатилась, да и не со всей лестницы, но зато как интригует вступление! Этот рассказ получился интересным благодаря двум приемам: “фальстарт” и “начинаем с середины”. Рассказчица уверенно начала, красиво и с эмоциями рассказала, в ответ получила внимание и одобрение слушателей. Кстати, научиться красиво говорить вы можете благодаря этой статье.
Хорошей можно считать историю, которая погружает вас в переживания, желание побыть в эпицентре событий. Придумать и рассказать хорошую историю, которая бы касалась всех слушателей, сложно, но возможно.
Умение рассказывать интересно о себе, своей жизни, разных ситуациях на самом деле очень полезно. Вас будут заслушиваться даже на собеседовании. А там, глядишь, и в стендап-клуб пригласят смешно шутить перед большим количеством людей.
Способы научиться сторителлингу
Давайте сначала поймем, чему именно мы хотим научиться. Сторителлинг: “стори” с английского – история, “теллинг” – говорить, сказать. Этот термин сравнительно новый и подразумевает “сказать, говорить историю”. Но мы вкладываем в это понятие именно интересный, интригующий рассказ истории.
В сторителлинге никто никого за ногу не тащит на свою сторону. Здесь нет прямолинейных заявлений. Тут не подходит прямолинейный формат, и четкого разграничения на “добро-зло”, “хорошо-плохо” тоже нет. Читателю, слушателю прокладывается путь, пройдя который он решит, как именно будет теперь относиться к сюжету, как воспринимать новую информацию.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
А теперь мы подошли к самому важному – техникам сторителлинга. Не буду вас обманывать, учиться этому жанру легче людям творческим. Но любой может научиться интересно и смешно доносить сюжет истории, если отработает техники их рассказа.
Мономиф
Это рассказ о разных приключениях, путешествиях героя. Во главе рассказа один герой, который встречается с разными ситуациями в своей жизни. Конечно, нужно добавить немного драматизма, собственно, и жанр драматический тут тоже работает: есть вступление, завязка сюжета, его развитие, кульминация всей истории и окончание.
Этот прием помогает понять, из-за каких ситуаций герой пришел к определенным выводам. Такая техника отлично работает в сказках для детей, когда взрослый хочет привить какие-то ценности ребенку. Конечно, добавляя разные, на первый взгляд, неразрешимые ситуации, таинственных героев.
Наше народное творчество в своих сказках преуспевало в этой технике. Например, сказка о Маше и медведях или Василисе Прекрасной и т. д. Важно в этом жанре не сделать историю скучной. Для этого добавляйте юмор, развивайте его в себе.
То же самое, только с одним нюансом – героя не ждет мир во всем мире или беспредельное счастье. Он проходит разные испытания, что-то теряет, в конце его ждет неудача, но он не отчаивается, а уверен, что все это было не напрасно.
Заканчивается рассказ тем, что он прошел этот путь не зря. Отличная история для новоявленного лидера группы. Таким образом можно в короткие сроки завоевать уважение.
Рамка
Техника, позволяющая объединить разные истории в одной концепции. Что это значит? Когда вы рассказываете разные ситуации, но в одной “рамке”. То есть в рассказе есть что-то, что объединяет их все. По такому принципу построена “Тысяча и одна ночь”. В этом рассказе дворец царя объединяет все рассказанные Шехерезадой сказки.
Здесь важно обрамление. Когда вы рассказываете историю, начните с обрамления. Например, вы семьей выезжаете на природу. Вы описываете, как вы собирались, готовили продукты вместе, какие-то казусы. Но во всем этом вы подчеркиваете единство и сплоченность вашей семьи. И впоследствии, когда будете рассказывать другие путешествия семьи, основа – единство и сплоченность.
Сравнение
Часто мы используем эту технику, воспитывая детей, при этом сами того не подозревая! Техника сравнения (sparklines – как есть уже и как могло бы быть) основана на контрасте реальной ситуации и возможной воображаемой. Например, мы говорим ребенку: “Вот у тебя низкая оценка по математике, а если бы ты вчера больше позанимался, этот пример решил бы легко”.
Это маленький пример контраста. В интересной истории сравнение тоже активно применяется. Часто оно используется в бизнесе, рекламе или мотивационных постах. Авторы направлены на побуждение к переменам. Технику признают эмоциональной, так как она воздействует сначала на эмоциональную сферу человека. Слушатель видит положение своих дел, сравнивает, как могло бы быть, и хочет все изменить.
Реверсивная драматургия
Помните начало статьи, где речь шла о лестнице? Так вот мы подошли к одному из приемов, которые там использовались, – начало с середины. Общаясь с людьми, вы успешно привлечете внимание к своей персоне с помощью этого приема. Часто такая техника видна в кинопродукции. Режиссеры интригуют зрителей кадрами из середины фильма.
В рассказе вы можете начинать с кульминации, тогда ваш слушатель будет внимательно слушать начало, развитие событий, чтобы понять, как герой оказался в такой ситуации. Этот прием хорошо работает в историях, которые вы рассказываете девушке. Представительницы прекрасного пола особенно эмоционально воспринимают кульминацию, особенно если она касается близкого человека.
Например: “Вчера чуть не уволили с работы… (у девушки дух захватило: почему? как? а что дальше?). Пришел на рабочее место, смотрю, а вчера неправильно сделал отчет. Пришлось за 5 минут до оперативки доделывать, а то точно бы вылетел, испытательный срок-то завтра только заканчивается. ”
Если вы хотите рассказывать длинную историю, то вам нужно постоянно держать интригу. Не нужно раскрывать сразу все карты, чтобы удержать внимание слушателя. Этот прием важно использовать для интересного рассказа историй в музее. Не всем интересны исторические данные. Но если вы этим приемом их обыграете, то будете самым востребованным экскурсоводом!
Фальстарт
Прием, заставляющий слушателя постоянно обновлять внимание. Начинается все с обычного повествования, ничего не предвещает эмоций… Потом все резко меняется, история получает новый оборот и эмоции слушателей тоже. Человек уже не знает, что ожидать от рассказа, поэтому он постоянно напряжен. А вам-то того и нужно?!
Этот прием часто используется в сериалах, когда речь идет сначала про одного героя, затем с ним что-то случается, и его родственник, знакомый, начинает всем мстить. Зрителя заинтересовало то, что в этом сериале может случиться что угодно, и это заставляет постоянно смотреть кинопродукт. С историями то же самое.
Сходящиеся идеи
Прием направлен на объединение нескольких историй в один вывод. Например, в сериале “Меч” используется такой прием. Несколько людей с отдельными жизненными историями и эмоциональными ранами встретились и пришли к одному выводу: должна быть социальная справедливость и равенство, богатые должны делиться с бедными, даже если не хотят…
Такая же история с веб-разработчиками Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Этот союз стартует с разных ситуаций, жизненных историй, но они объединяются в одну известную ситуацию: создание проекта под названием Google.
Так, я постаралась максимально понятно объяснить классические приемы сторителлинга, которыми вы можете уже начинать пользоваться. Под каждого человека подстроиться не получится, но, например, рассказать внуку-подростку о своей жизни можно, применяя сравнение. А своему парню рассказывать истории из своей жизни можно, используя мономиф или рамку. Парни не любят изобилие эмоций.
Тренинг
Я уверена, что теория должна подкрепляться практикой. Поэтому спешу сообщить вам приятную новость: есть отличный обучающий курс Павла Воли “Юмор. Стендап 2.0”. Пройдя его, вы почувствуете мощный приток знаний, эмоций, опыта и инициативы. Чем полезен курс? Он вам даст навыки хорошо шутить, ясно мыслить и правильно общаться с людьми, доносить публике эмоции, заражать ими, говорить образно.
Вы сможете увидеть себя в новом амплуа актера, приобретете ораторские навыки. А еще у меня маленький сюрприз – я дарю вам промокод на 25-процентную скидку:
Если вы хотите быть суперрассказчиком, то вам сюда.
Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:
Заключение
Рассказывать истории нужно уметь. Этот навык позволит вам развиваться и заставит ваше окружение вас окружать. Что нужно учитывать:
Поделитесь своим опытом рассказов интригующих историй в комментариях. Нам будет очень интересно, какие же техники работают у вас. Также если статья была полезной, поделитесь ею в соцсетях. А я прощаюсь до следующих новинок на этом блоге.
О чём рассказать девушке, чтобы произвести впечатление
Об играх с девушкой редко удаётся поговорить — они считают это детской забавой. Что, в общем-то, унизительно, и мы, мужики, должны отстоять своё право играть в свободной гордости, а не украдкой. Фильмы и сериалы обсудить можно — это занимает какое-то время, но вряд ли произведёт впечатление, скорее спор по уровню актёрского мастерства и глубине сюжета. Значит, нужно брать какими-то более сложными и интересными темами, на которые только ты сможешь дать ответ. Вроде почему обезьяны больше не превращаются в людей? Так люди и не обезьяны — мы один из видов гомидов, как гиббоны например.
Кроме нас были и другие похожие виды. Самый известный — неандертальцы, но они вымерли. То есть с таким же успехом можно спрашивать, почему обезьяны не превращаются в неандертальцев? Кстати, интересно: если бы они выжили и развивались параллельно, была бы сейчас видовая дискриминация по типу расовой? Представь, общество защиты прав неандертальцев, движение за равенство сапиенс и неандерталенсис.
В общем, вот тебе несколько случайных, но интересных историй для вечернего рассказа. Если прокатит — дай знать.
Почему индейцы так отстали в развитии от европейцев
Чаще всего полагают, что индейцы просто были глупыми, верили там в своих пернатых змеев, совершали жертвоприношения — одним словом, дикари. Естественно, это не только упрощённая, но и сильно искажённая картина. Индейцы просто очень долго шли — это буквально. Смотри, человек вышел из Африки и направился на восток. Некоторая часть наших предков там и осела — в Плодородном полумесяце (современный Ирак). Другая часть двинула дальше, в Европу, потом через всю территорию современной России, через Берингов пролив (который ещё не был проливом) в Северную Америку. А потом строго на юг, через всю территорию нынешних США, Канады и Мексики. Путь занял тысячи лет, и это никакое не преувеличение.
Почему в Египте так почитали кошек
Египет однозначно самое няшное из древних государств — там любили котиков. Настолько любили, что у некоторых официальных богов были кошачьи головы. Например, Бастет — богиня радости, веселья, любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. Были и другие божественные представители кошачьих: Сехмет — богиня войны, Тефнут — богиня воздуха и влаги, Мафдет — богиня мести, Шесемтет — богиня магии. В конце концов, даже Ра, верховное божество, иногда изображался в образе рыжего кота. Само собой, один из главных символов Египта — Сфинкс — тоже очевидно из кошачьих.
Вот что писал отец истории Геродот:
Причины такого почитания усатых и хвостатых проста. С незапамятных времён, то есть за века, а может быть, и тысячелетия до строительства великих пирамид, египтяне уже возводили храмы, делали усыпальницы. В этих местах заводились мыши и всякая другая мелкая живность. Лучшим средством от грызунов оказались кошки — их и стали заселять в святые места. Таким образом кошки оказались приближенными к богам. Шли века. Люди, посещая храмы, всегда замечали там котов, из чего делали вывод об их божественности. Вот так они устроились, так и живут до сих пор, в общем-то. Только мышей уже не ловят.
Как находят планеты за пределами Солнечной системы
Скорее всего, ты в курсе, но очень многие не представляют, каким образом находят экзопланеты — те, которые за пределами Солнечной системы. Человек, далёкий от астрономии, обычно полагает, что планеты находят по старинке. То есть астрономы шарят по небу своими телескопами и находят новые небесные тела. Это и так, и не так одновременно.
До сих пор не состоялось ни одного визуального наблюдения таких экзопланет. Это просто невозможно на сегодняшнем уровне развития технологий. Планеты относительно невелики, находятся очень далеко, отражают мало света — в общем, не разглядеть. Поэтому используют другие методы непрямого наблюдения. Сейчас таких методов около десятка, но основных по-прежнему (как и 15–20 лет назад) только два.
Проще всего найти планету по перепаду светимости звезды. Когда планета проходит между звездой и наблюдателем, она немного затмевает её. Речь идёт о каких-то десятых долях процента, но если такое событие удаётся зарегистрировать, за звездой закрепляется наблюдение, ведь необходимо получить подтверждение в виде цикличности таких мини-затмений. Если цикличность подтверждается — значит, на орбите звезды вращается планета. По скорости вращения и силе «затмения» можно определить примерный размер и приблизительное расстояние от планеты до звезды. Проблема в том, что таким методом можно обнаружить только очень большие планеты вроде Юпитера. Небесные тела земной группы не могут внести заметные изменения в яркость звезды: они слишком малы для этого.
Второй из наиболее эффективных методов схож, но измеряется уже не светимость звезды, а её колебания вокруг центра массы звёздной системы. Проще говоря, несмотря на то, что звёзды огромны, центр масс системы находится не в центре звезды. Сама звезда тоже вращается вокруг этого центра, а если в системе есть достаточно крупные планеты, то, сближаясь со звездой, они заставляют её колебаться. Здесь снова речь идёт об очень низких величинах, абсолютно не наблюдаемых в обычные телескопы, и снова речь только о крупных планетах, которые способны оказать влияние на свою звезду.
В мире два Китая — большой и маленький
Самый подходящий момент для рассказа этой истории наступит в момент заказа какого-то барахлишка с AliExpress. Начать можно со слов: «Кстати, а ты в курсе, что…», — а дальше небольшое устное изложение данного текста.
Всем известно, что в мире две Кореи. Кроме корейцев, так как и Юг, и Север считают Корею единой и неделимой. Та и другая сторона считают вторую половину страны временно оккупированными территориями. У Южной Кореи даже есть государственный аппарат для северных территорий. То есть где-то там, в Сеуле, сидят губернаторы и мэры северокорейских городов. Впрочем, сейчас речь всё-таки о Китае. Так вот, их тоже два. Вполне официально.
8 способов рассказать историю интересно (с примерами и советами)
Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.
Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.
«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»
Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».
Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.
Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.
Пять проблем, с которыми сталкиваются руководители во время найма, и как их решать
Читайте колонку Марины Хадиной, директора по развитию Talantix — облачной CRM-системы для найма от hh.ru.
Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.
Мономиф
Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.
Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.
Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.
Примеры
Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.
Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.
Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.
Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.
Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.
Пример
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.
Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.
Вложенные циклы
Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.
Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.
Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.
Пример
Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.
Sparklines (Как было, как могло бы быть)
Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».
Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.
Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?
Пример
Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.
Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.
In medias res (начать с середины)
Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.
Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.
Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.
Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.
Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.
Пример
История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.
Сходящиеся идеи
Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.
Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.
Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.
Примеры
История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.
А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.
Фальстарт
Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.
Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.
Пример
Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.
Лепестки
Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.
Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.
Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.
Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.
Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.
Начните с истории
Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.
Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.
Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».