что можно приводить в качестве аргументов на итоговом сочинении

Самое важное об итоговом сочинении

Популярные вопросы об ИС — опираемся только на методические рекомендации ФИПИ и официальные требования.

Что входит в структуру итогового сочинения?

1. Введение: в нём необходимо высказать свою точку зрения по выбранной теме.
2. Аргумент(ы), которые доказывают твою точку зрения.
3. Заключение.

Использовать какие-то особенные клише не нужно, главное — пиши понятно и логично.

На экзамене тебе предложат 5 тем — по одной на каждое из направлений. ВАЖНО: тема ≠ направление.

Как получить «зачёт»?

Есть несколько главных требований: объём текста, самостоятельность (списывать запрещено), соответствие теме и привлечение литературного материала. В сочинении должно быть минимум 250 слов (да-да, не 350, не 400 и не 500).

Как минимум один пример должен опираться на литературный материал, иначе будет «незачёт». И да, одного аргумента для «зачёта» достаточно, но он должен точно соответствовать теме.

Тексты из пособий по подготовке к ЕГЭ использовать тоже можно, только обязательно указывай автора и название произведения, иначе аргумент не будет считаться литературным.

Если соблюдены все эти требования и еще одно из дополнительных (логичность изложения, отсутствие серьёзных речевых ошибок, общая грамотность), ты получаешь «зачёт» 🙂

Что ещё может быть аргументом?

Всё что угодно: выдуманная история про бабушку, личный опыт, фильмы, факты из общественной жизни и так далее. Аргумент не из литературы можно использовать, если этого требуют критерии вузов, которые дают дополнительные баллы за ИС. А еще такой аргумент можно написать, когда не хватает слов.

Как считаются ошибки в ИС?

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки = одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуацию.

Можно ли цитировать в ИС?

Да, но объём цитирования не должен превышать объём твоего текста. И обязательно давай ссылку на источник (в свободной форме).

Источник

Семь шагов: как успешно написать обязательное итоговое сочинение 11-классникам

что можно приводить в качестве аргументов на итоговом сочинении. Смотреть фото что можно приводить в качестве аргументов на итоговом сочинении. Смотреть картинку что можно приводить в качестве аргументов на итоговом сочинении. Картинка про что можно приводить в качестве аргументов на итоговом сочинении. Фото что можно приводить в качестве аргументов на итоговом сочинении

Основной период пройдет 1 декабря.

Завтра, 1 декабря, выпускники 11-х классов напишут итоговое сочинение. «Зачет» по нему является допуском к ЕГЭ.

Что можно и нельзя на итоговом сочинении

На рабочем столе помимо этого бланка регистрации могут быть выданный на месте орфографический словарь, листы для черновиков, специальные технические средства для учеников с ограниченными возможностями, лекарства и питание при необходимости.

Разумеется, нельзя пользоваться шпаргалками, мобильниками и другими средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой. Нарушители будут удалены.

Критерии для оценки итогового сочинения

Итоговое сочинение может засчитываться как индивидуальное достижение при поступлении в вузы на гуманитарные специальности.

Полученный «незачет» предстоит исправлять. Предусмотрены дополнительные сроки: 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Чтобы получить положительный результат, надо в первую очередь выполнить два требования: рекомендуемый объем — не менее 350 слов и самостоятельность написания.

Также учитываются соответствие сочинения заявленной теме и привлечение литературного материала. Дополнительные критерии — композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Пять направлений тем

Основные направления тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год следующие: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», «Преступление и наказание — вечная тема», «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».

Точные формулировки тем станут известны уже в аудиториях.

Семь шагов для успешного написания итогового сочинения

Вот какой план действие советуют в пресс-службе Рособрнадзора.

Шаг 1. Прочитать пять предложенных тем и подумать, какую главную мысль будете доказывать в своем сочинении. Выбрать тему, для которой есть больше доказательств и прочитанного литературного материала.

Шаг 2. Записать на черновике проблему (главный вопрос), которую планируете обозначить во вступлении к сочинению, и главную мысль, с которой начнете основную часть.

Шаг 3. Нужно сформулировать на черновике 3-4 тезиса для основной части, подобрать к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений. Можно при этом занять и другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.

Шаг 4. Записать на черновике примерный план сочинения, выстраивая тезисы, аргументы и примеры в логической последовательности. После этого написать на черновике основную часть работы. Перед написанием заключения перечитать вступление, затем записать выводы, отвечая на вопрос темы.

Шаг 5. Перечитать черновик и исключить повторы одних и тех же мыслей. Редактировать текст так, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами и примерами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными.

Шаг 6. Найти в тексте речевые и грамматические ошибки. Если есть сомнения, проверить правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Внимательно переписать работу начисто.

Шаг 7. Следить на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.

Источник

Алгоритм работы с итоговым сочинением

Справочник для обучающихся: алгоритм работы и клише.

1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы
— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)

2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

3. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения

Основная часть: Переход к основной части:

— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает

Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Источник

Консультация по подготовке к итоговому сочинению

Урок провёл разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Федоров Алексей Владимирович.

Можно ли при аргументации опираться только на собственный жизненный опыт?

Нет, обязательно должна быть опора на литературный материал.

Имеют ли право поставить за сочинение незачёт, если в нем меньше 350 слов? Какие слова включаются в подсчет?

Если меньше 250 слов – тогда за сочинение будет незачёт. Считаются все слова, включая служебные.

Есть ли риск получить незачёт по требованию 2, если в сочинении приводятся развернутые цитаты, включаются афоризмы?

Развернутые цитаты – это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. А вот афоризмов вряд ли будет достаточно.

Если в сочинении допущены фактические ошибки, могут ли за них поставить незачёт?

Они могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачёт, их количество должно быть критическим.

Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

Вы можете их анализировать, если это поможет вам в работе, но вы не обязаны это делать.

Если приведён пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачёт по критерию 1?

Можно ли оспаривать утверждение, которое дано в теме (в том числе и в форме цитаты)?

Да, вы можете либо подтвердить эту мысль, либо показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд, либо оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание

Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

Да, имеет. Самое важное, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

Можно, но не вместо литературного материала.

Если в сочинении много исправлений, повлияет это на оценку?

Нет, это не должно повлиять на оценку. Главное, чтобы исправления не мешали читать и понимать ваш текст.

В перечне литературного материала не названы религиозные тексты: Библия, Коран, Тора. Можно ли на них опираться при аргументации?

Источник

Рекомендации для успешной подготовки к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году

Итоговое сочинение является необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

Выпускник должен продемонстрировать свое умение создавать экспромтом самостоятельный, грамотно оформленный, развернутый текст (не менее 250 слов) в соответствии с выбранной темой сочинения (из 5 предложенных). Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается, однако в определении объема своего текста обучающийся должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Это время позволяет выпускнику показать не только опыт написания связного текста, но и умение планировать и распределять свое время. К оцениванию допускается только то сочинение, которое соответствует установленным требованиям: «объем итогового сочинения» и «самостоятельность написания итогового сочинения».

Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям:

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, в которой обучающиеся излагают свои мысли на заданную тему. В России более 200 лет именно сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального уровня развития обучающихся.

Особенность итогового сочинения заключается в том, что оно носит надпредметный характер, поэтому позволяет выпускнику в рамках выбранной темы свободно рассуждать по поводу этико-нравственных, философских, психологических и социальных проблем. В качестве примеров для аргументации можно привлекать любой опубликованный литературный источник: художественную, документальную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, литературную критику и другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточно всего одного примера, но необходимо представить его в полной мере.

Особенности подготовки к итоговому сочинению

Подготовка к итоговому сочинению начинается с 5 класса. Все это время учащиеся нарабатывают опыт в написании сочинений, пополняют свой литературный багаж, обзаводятся собственным мнением относительно конкретных философских и социальных проблем.

При подготовке к итоговому сочинению следует уделить особое внимание многостороннему анализу художественных и публицистических текстов. Существенное значение имеет определение темы текста, логического и композиционного замысла, проблемы, поднятой в тексте, и отдельных риторических приемов. Следует также регулярно выполнять письменные задания на основе изучаемых литературных произведений.

Кроме того, при подготовке к итоговому сочинению выпускник часто сталкивается с проблемой понимания философских и нравственно-психологических понятий, которые встречаются в формулировках тем. Поэтому нужно заранее изучить значение таких понятий, как гармония, наставление, честь, долг, самопожертвование, бесчестие, диссонанс, созвучие, подвиг и др.

Сочинение-рассуждение

При подготовке следует уделить особое внимание сочинению-рассуждению, ведь именно этот жанр используется в итоговом сочинении. Сочинение-рассуждение – произведение, в котором отражаются особенности мыслительной деятельности учащегося, его знание мирового литературного наследия и умение ориентироваться в том, что он прочитал за всю свою жизнь.

Рассуждение – это логично изложенные мысли, подкрепленные доказательствами, связанные аргументами и перерастающие в убедительные выводы. Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. Как правило, в начале рассуждения помещается тезис – утверждение, правдивость которого необходимо доказать при помощи аргументов. Поэтому перед началом работы над сочинением нужно четко сформировать для себя мысль, которую потребуется доказать.

Модель сочинения-рассуждения можно представить так: тезис – доказательство (аргументы, факты) – вывод.

Из чего состоит итоговое сочинение?

Итоговое сочинение имеет ту же структуру, что и любое другое сочинение, относящееся к жанру рассуждения. Главное помнить, что все части сочинения должны быть связаны между собой по смыслу и изложены в логической последовательности.

План итогового сочинения

Начиная писать итоговое сочинение, выпускник должен выразить свое отношение к проблеме, обозначенной в теме. Можно начать с цитаты, которая соответствует заданной теме, и прокомментировать ее. Можно начать с вопроса, который ставит под сомнение тезис, озвученный в теме. Также допустимо сразу выразить свое мнение относительно поднятой в теме проблемы.

В основной части сочинения выпускнику необходимо доказать правоту своей точки зрения. Для этого можно использовать опыт известных людей, примеры из литературы, мнения литературоведов и т.д. Каждый аргумент следует выделить в отдельный абзац и в конце каждого абзаца сделать микровывод. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. 3. Заключение.

В заключении необходимо подвести итоги всему вышесказанному. Нужно описать, какое значение имеет поставленная в теме проблема конкретно для автора сочинения и для всего общества, предложить методы для ее разрешения.

Важно: вступление + заключение = 1/3 всего сочинения.

Как правильно писать итоговое сочинение?

Прежде всего, необходимо прочитать пять предложенных тем, и выбрать ту, в которой лучше всего ориентируешься. Для этого нужно сразу подумать о том, какую главную мысль можно доказать в сочинении конкретно на эту тему и какой литературный материал можно привлечь в качестве аргументов.

Затем нужно сформулировать вопросы, на которые можно дать ответы во время рассуждения. Записывать их необходимо на черновике, а на чистовик переписать в самом конце готовое и проверенное сочинение. Далее нужно сформулировать несколько тезисов и подобрать к ним аргументы, избегая резких фраз и выражений при доказательстве.

Окончив подготовительную работу, следует перейти непосредственно к написанию сочинения. Вначале пишется вступление, затем основная часть, где каждый аргумент занимает отдельный абзац. Заключение должно быть логически связано со вступлением, поэтому перед подведением итогов следует еще раз прочитать начало сочинения, для того чтобы ответить на вопрос темы.

Написав заключение, нужно прочитать все сочинение от начала до конца, обратив внимание на то, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными. После исправления речевых и грамматических ошибок можно переписывать сочинение на чистовик. На проверку и переписывание сочинения необходимо оставить не менее 30-40 минут из отведенного времени.

И самое главное – сохранять во время экзамена спокойствие, быть уверенным в собственных силах и помнить, что все получиться!

Алгоритм написания итогового сочинения

Клише для итогового сочинения

Речевые клише – это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания, легко воспроизводимые в определенных контекстах.

Для вступления

Для перехода к основной части

Для аргументов

Слова-связки

Для заключения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *