что можно посмотреть в ивделе
Ивдель: золото и непростое советское прошлое
Ивдель был основан в 1831 году как поселение рабочих золотопромывальной фабрики. Однако, многие ивдельчане настаивают, что именно их город является старейшим на Урале. Ведь он расположен на месте русского поселенья Лозьве, существовавшего уже в 15 веке.
Сегодня в Ивделе проживают более 16 тысяч человек, большинство из которых заняты в сфере лесозаготовок и обработки древесины. Среди местного населения найдутся потомки отважных золотодобытчиков и заключенных одного из самых страшных сталинских лагерей — Ивдельлага.
Город расположен в живописном уголке Урала, на берегу одноименной реки, и является интересным местом для пеших прогулок и экскурсий. Снимите квартиру на сутки в Ивделе и отправляйтесь знакомиться с его достопримечательностями и трагической историей.
Что посмотреть в Ивделе, расскажет Суточно.ру.
Историко-этнографический музей
По адресу улица Данилова, 78, расположен историко-этнографический музей. Вам обязательно нужно там побывать, ведь музей «квартирует» в старейшем городском здании. Если самому городу недавно исполнилось 170 лет, то дом был построен около 1865 года.
В музее вы увидите предметы быта, которыми пользовались жители города в первые годы после основания, а также интересную нумизматическую коллекцию и экспозицию, рассказывающую об обычаях манси — коренных жителей бассейнов реки Оби.
Особое место в музее отведено и истории Ивдельлага, в котором за годы его существования погибло более 30 тысяч человек.
Благовещенский храм
Арендовав квартиру посуточно в Ивделе, отправляйтесь на улицу Механошина. Там перед вами предстанет Благовещенский храм. Это не первая церковь с таким названием в городе.
Дело в том, что старинный храм, построенный в 19 веке, в 30-е годы был превращен в перевалочный пункт, куда свозились политзаключенные и уголовники. После разоблачения культа личности Сталина церковь и перевалочный пункт были разобраны.
Город Ивдель
Ивдель – самый северный город Свердловской области. Название дано по одноименной реке, на берегах которой он стоит.
Когда мы посещали этот город, Ивдель меня приятно удивил. Раньше я представлял его серым, невзрачным, с многочисленными колониями для заключенных, как, казалось бы, и подобает свердловской столице лагерей. Однако Ивдель оказался приятным, уютным и достаточно красивым городком.
Предлагаю познакомиться с историей и достопримечательностями Ивделя.
История Ивделя
В 1589 году в месте слияния рек Ивдель и Лозьва было основано первое русское поселение за Уральскими горами – Лозьвинский Городок на Вишеро-Лозьвинском пути из Чердыни в Сибирь. Однако через несколько лет, после открытия Бабиновской дороги и основания города Верхотурья, Лозьвинский Городок прекратил свое существование.
В 1773 году заводчик и землевладелец В.А. Всеволожский (1737–1797) купил у Строгановых обширные лесные угодья – земли Заозерской Дачи. Позже земля перешла к его племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому (1769–1836), который развернул активные поиски золота. В 1825 году возникли Всеволодо-Благодатские золотые промыслы. На реке Ивдель и его притоках появились многочисленные прииски.
В устье речки Шапша, левого притока реки Ивдель, в 5 км выше по течению от современного города в 1831 году рядом с золотопромывальной фабрикой приисков Преображенский и Знаменский было основано Ивдельское селение. Этот год и считается официальным днем рождения города Ивдель.
После смерти в 1836 году Всеволода Андреевича Всеволожского земли Заозерской Дачи были поделены между наследниками. Северная часть Дачи в 1849 году отошла его младшему сыну Никите (1799–1862). Ивдельское селение перенесли ниже по течению реки на современное место. Населенный пункт переименовали в село Никито-Ивдельское. Место бывшего селения в наши дни известно как урочище Старый Ивдель.
В 1849-98 годы в Никито-Ивдельском размещалось Северо-Заозерское управление золотыми приисками Н.В. Всеволожского и его наследников, а позднее – приисковое управление Северного Заозерья.
В начале XX века тут проживало около 1200 человек, действовали 2 церкви, 6 торговых лавок, земская школа, библиотека.
Н. Сорокин в работе «Путешествие к вогулам» (1873 г.) писал о селе Никито-Ивдельском, которое он посещал в 1872 году:
«На крутых скалистых берегах р. Ивделя расположены правильными линиями домики весьма недурной архитектуры; есть даже такие, которые имеют мезонины. Церковь, хотя и деревянная, но довольно красивой архитектуры, величественно возвышается, окруженная новою решеткою. Чрез реку, которая, по обыкновению сибирских рек, бурлит и мечется между каменьями, ходит постоянно небольшой паром. Вообще местоположение селения гораздо красивее Всеволодоблагодатска. Горы, довершающие картину, покрыты дремучим лесом».
После революции, в 1924 году, село переименовали в Ивдель. В то же время в его окрестностях начались активные лесоразработки. В 1937 году был основан печально известный Ивдельлаг. В 1943 году Ивдель получил статус города.
В конце 1930-х – начале 1940-х годов построили железную дорогу Серов – Полуночное, а в 1960-е годы – до станции Приобье.
Численность населения Ивделя составляет 16 тысяч человек. Для сравнения, в 1967 году численность населения достигала 28 тысяч человек. Город является центром Ивдельского городского округа – самого большого по площади муниципального образования Свердловской области.
Достопримечательности Ивделя
Город Ивдель хоть и совсем небольшой, но здесь есть что посмотреть.
На въезде в город слева от дороги гостей встречает Ивдельская кедровая роща. Это старый окультуренный кедровник. Считается самым северным припоселковым кедровником Свердловской области (если не считать одиночные деревья кедра в Бурмантово). Здесь насчитывается до 300 кедров возрастом от 130 до 170–200 лет. Некоторые деревья – в несколько обхватов. На ветках можно заметить кедровые шишки. Интересно, что в древности в этой роще располагались захоронения манси.
В кедровой роще создан городской парк, при желании можно покачаться на колоритных качелях. Большую часть территории рощи занимают деревья прочих пород и стадион. Ивдельская кедровая роща с 1983 года имеет статус ботанического и археологического памятника природы Свердловской области.
Дальше дорога пересекает по мосту живописную реку Ивдель, за которой вы попадаете в центр города. Недавно на левом берегу реки Ивдель построили красивую набережную. Удивительное место для столь небольшого городка. Прогуляться по ивдельской набережной – одно удовольствие. Можно посидеть на лавочке с видом на реку и расслабиться после долгой дороги.
За набережной виднеется не так давно построенная деревянная Благовещенская церковь. Она начиналась с молитвенного дома, открытого тут в 1994 году.
Но вернемся к мосту через реку. За ним улица Механошина приводит к памятнику жертвам Великой Отечественной войны с вечным огнем и фамилиями погибших.
За мемориалом находится городская площадь. Как и в любом другом российском городе, на ней стоит памятник В.И. Ленину. С севера площадь ограничивает здание администрации Ивделя, а с востока стоит здание кинотеатра «Северный маяк». Это главный культурный центр города. Кстати, до революции на этом месте стояла Никитская церковь.
На противоположной стороне площади стоит красивое деревянное здание Ивдельского историко-этнографического музея (ул. Данилова, 78, тел. +7 (34386) 2-23-49). Начало музею положил в 1928 году учитель И.Е. Уваров (1884–1958), собиравший исторические артефакты и документы об истории города. Спустя год в клубе была открыта первая музейная выставка, состоящая из находок Уварова. В 1940-е годы было принято решение о создании полноценного музея. В 1973 году музею передали одно из старейших зданий города, построенное в XIX веке. Экспозиция состоит из семи разделов с отдельными залами. Здесь представлены животный и растительный мир, дореволюционная история, история Ивделя с 1917 по 1945 годы, промышленность, образование и здравоохранение, а также минералы. Отдельный зал посвящен коренным жителям – манси.
Неподалеку от музея, на улице Данилова, можно увидеть и сфотографироваться у арт-объекта «Я люблю Ивдель».
При посещении Ивделя и его окрестностей в конце июня – начале июля можно полюбоваться белыми ночами. Если продолжить путь на север, то можно посмотреть уникальную архитектуру посёлка Полуночного, а также необычную плотину в скалах и «каменные казематы» времён Ивдельлага
Достопримечательности Ивделя на карте
Как добраться до Ивделя?
Чтобы сюда попасть, нужно выехать на автомобиле из Екатеринбурга на Серовский тракт. Перед Серовым повернуть на Ивдель. Также до города Ивдель ходят автобусы из Екатеринбурга и пассажирские поезда, следующие до Приобья. Расстояние от Екатеринбурга – 520 км.
Ивдель
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
Среди безбрежной тайги
Истоки реки Ивдель находятся на северном склоне горы Яныгтумп, которая имеет высоту чуть более тысячи метров над уровнем моря. Река петляет по тайге и через 116 километров от места рождения впадает в реку Лозьву. Ивдель имеет 13 притоков. Административно она «приписана» к Свердловской области, но протекает совсем рядом с границами Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа. Это типичный уральский север.
Набережная реки в городе Ивдель
Чтобы добраться до живописных скал, не обязательно сплавляться. Достаточно от города Ивдель пройти по тропе по левому берегу реки. Группа скал называется Ивдельский камень. Столбовидные уступы высотой до 70 метров протянулись на два километра, образуя неприступный скалистый обрыв, нависающий над водой. Выше по течению есть более красивые уступы, но добраться до них можно только по воде.
Природной достопримечательностью считается Большая Юртищенская пещера, расположенная вблизи береговой линии. Ее длина достигает 930 метров. В окрестностях города Ивдель есть еще несколько пещер, в том числе, Шайтанская и Мамонтова. Археологи обнаружили в них древние святилища манси. По этим местам проходила водный путь до реки Тобол, которым пользовались еще в Средние века.
До 2017 года Ивдель идеально подходила для рыбалки. Здесь ловили хариуса, тайменя, гольца. Трофеями рыбаков нередко были тугун и нельма. Вдоволь водилось окуней, язей и щук. Однако после попадания в реку ядовитых веществ с одного из горнодобывающих предприятий, рыба в окрестностях города Ивдель почти исчезла.
Река не отличается полноводностью, поэтому сплавляться по ней лучше сразу после половодья, либо после обильных летних дождей. Обычно сплавы начинаются в урочище Вторая Плотина – так называется пруд, который раньше использовали в качестве накопителя во время лесосплавов. На пути могут встретиться отмели, упавшие деревья и небольшие шиверы. Очень красив в этих местах период белых ночей, который длится с середины мая до середины июня.
Так выглядят северные белые ночи
Климат здесь не сахар. Зима наступает в середине октября и заканчивается в середине апреля. Средняя температура февраля составляет минус 22 градуса, но нередки сорокоградусные морозы. Лето короткое и прохладное со средней температурой июля +17 градусов. Зима снежная. Дождей больше всего выпадает в июле и августе.
От золотого прииска до лагерей
На реке стоит город Ивдель с населением около 15 тысяч человек. Первая деревянная крепость появилась здесь еще в 1589 году. Тогда она называлась Лозьвинский городок. Это было первое русское поселение на территории нынешней Свердловской области. В начале XIX века здесь нашли золото. Купец Всеволод Всеволожский основал золотой прииск и обогатительную фабрику. Тогда поселение переименовали в Шапшу.
Местами Ивдель полноводна и вполне годится для сплавов
После смерти хозяина в 1849 году наследство Всеволожского досталось сыну Никите, и прииск стали называть Никито-Ивдельским – по названию реки. В этот же период основали Никитинскую церковь в честь великомученика Никиты. Тогда поселок получил сельский статус. В Ивдель его переименовали в 1924 году, а статус города присвоили в 1943 году.
Ивдельский краеведческий музей
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на берегу Ивделя
Окрестности реки Ивдель – настоящая природная кладовая. Чего тут только нет! Золото, уголь, марганцевая, железная и медная руда, бокситы – сырье для производства алюминия. В районе находится 16 особо охраняемых природных объектов, включая гидрологический заказник «Большая Умпия», девственные леса в Вижайском лесничестве, Ивдельские скалы. По берегам тянутся обнажения известняков, в которых можно отыскать древние окаменелости.
Гора мертвецов
Несмотря на удаленность от цивилизации, эти места пользуются большим спросом среди любителей пеших и лыжных походов. Причина этого – перевал Дятлова. Он находится на горе, которую манси называют «Холатчахль». В переводе на русский язык оно означает «Гора мертвецов». Она стала известной после загадочной гибели группы туристов. До этого случая гора была безымянной и обозначалась на карте как высота «1079».
В феврале 1959 года группа из десяти опытных туристов отправилась в поход третьей степени сложности. Руководителем группы был Игорь Дятлов. Подняться на вершину засветло не удалось, и туристы поставили палатку на пологом склоне. После ужина начали устраиваться на ночлег. И тут произошло нечто ужасное!
Согласно заключению следователей, возникла паника. Туристы разрезали палатку ножами и раздетые, без обуви, бросились бежать вниз по склону. Следы говорили о том, что люди пытались разбежаться в стороны, но будто какая-то сила сгоняла их вместе. В лесу следы исчезли, и вскоре под снегом поисковая группа обнаружила несколько трупов туристов.
Памятник погибшим за власть Советов на берегу реки
Спустя некоторое время у ручья нашли остальные трупы. Их кожа имела необычный темно-коричневый цвет. У многих были страшные внутренние повреждения – сломаны ребра, пробиты черепа, сильно повреждены внутренние органы. И при этом почти не затронута кожа! В окрестностях лагеря не нашли никаких следов присутствия посторонних людей или стихийного бедствия. Следствие зашло в тупик.
Были и сугубо «рукотворные» версии. Дятловцев якобы убили беглые заключенные. Либо они пострадали от рук манси, поскольку туристы посягнули на священную гору. Предполагали ссору между самими туристами. Или на группу по каким-то причинам напали охранники ИвдельЛАГа. Однако следствие признало все это несостоятельным.
Через Ивдель проходит туристический маршрут на перевал Дятлова
Возможно, над горой Холатчахль произошла разгерметизация ракеты, начиненной фосгеном. В этом случае удушье наступает лишь через несколько часов после отравления. Все это время человек ничего не замечает, кроме сладковатого привкуса во рту. Когда туристы начали задыхаться, они в панике разрезали палатку и побежали прочь. Разумеется, они думали, что источник удушья находится в палатке. Выживших уничтожили как свидетелей. Потом военные надавили на следствие, чтобы скрыть инцидент. Иначе как объяснить, что дело было засекречено?
Загадочное происшествие многие годы вызывает огромный интерес. Трагедии посвящены две художественные книги, полтора десятка документальных фильмов, несколько телепередач и художественный фильм ужасов «Тайна перевала Дятлова». Сейчас эти места регулярно посещают туристские группы. Одни приходят в поисках разгадки тайны, другие чтобы испытать себя, третьи – почтить память погибших. В 1963 году на каменном останце установили мемориальную доску. А в 2012 году закрепили три пластины с изображением страниц журнала «Уральский следопыт» со статьей о «дятловцах».
Как добраться
Через Ивдель проходит железная дорога по направлению Серов – Полуночное. До города можно доехать на междугороднем автобусе. Ивдель и Екатеринбург связывает автомобильная трасса «Северный широтный коридор».
Река Ивдель
Ивдель – живописная горно-таежная река на севере Свердловской области. Длина реки Ивдель невелика – 124 км.
Притоки: Медянка, Средний Ивдель, Малиновка, Малый Ивдель, Малый Крутой, Кентнер, Пома, Мундыр, Тошемка, Талица, Тальтия, Толтия, Лаксия, Шапша, Шайтанка, Серьговка.
Что означает название реки Ивдель? В поисках ответа обратимся к книге уральского исследователя топонимов А.К. Матвеева «Географические названия Свердловской области»:
По берегам реки Ивдель очень много красивых скал. Их высота достигает 100 м. Красивые берега сочетаются с дикими, почти безлюдными местами.
Ближайшие скалы находятся немногим выше по течению от города Ивдель, на левом берегу реки. Вдоль берега к ним идет тропа. Скалы имеют общее название камень Ивдельский. Достигают в высоту до 70 м, тянутся около 2 км. Имеют многочисленные столбовидные выступы, местами даже напоминая знаменитые Усьвинские Столбы. Склоны и вершины покрыты хвойным лесом.
Внизу быстро бежит река. Русло реки под скалами разделено на две части. Судя по всему, это результат золотодобычи.
Выше по течению находятся еще более красивые скалы, но добраться до них иначе как на сплаве непросто.
Некоторое время самой протяженной пещерой Свердловской области считалась пещера Большая Юртищенская на реке Ивдель с длиной ходов в 930 м. Позже спелеологами были открыты еще более протяженные пещеры на других северных реках.
Интересно, что многие пещеры на северных реках (в том числе на Ивделе) служили жертвенными местами для живших тут предков манси. Например, святилища обнаружены археологами в пещерах Мамонтова (Лаксейская) и Шайтанская, расположенных неподалеку от города Ивделя. Пещера Мамонтова с 1983 года имеет статус геоморфологического памятника природы.
И еще один любопытный исторический факт. Здесь проходила так называемая Чердынская дорога: от города Чердынь вверх по рекам Вишера, Вёлс, Посьмаг и далее через водораздел на речку Тальтию, вниз по рекам Ивдель, Лозьва, Тавда, Тобол. В частности, этим путем воспользовались в 1483 году отряды князя Федора Курбского и Ивана Салтыкова для похода на пелымских вогул.
При впадении реки Ивдель в Лозьву в 1589 году построили Лозьвинский городок. Это был первый русский населенный пункт на территории современной Свердловской области. Увы, после появления города Верхотурья он утратил свое значение и прекратил существование.
Начиная с XIX века на реке Ивдель добывали золото. Это была территория Заозерской дачи Всеволожских. Сохранились фотографии В.Л. Метенкова, сделанные в конце XIX века. На них можно увидеть ивдельские скалы и работы по добыче драгоценного металла.
До недавнего времени река Ивдель прекрасно подходила для туристических сплавов и рыбалки. В реке водилась следующая рыба: плотва, окунь, ерш, щука, лещ, хариус, таймень, налим, тугун, нельма, гольян, елец, язь.
В результате поступления ядовитых вод с рудника, вода в реке Ивдель приобрела зеленоватый цвет, на дне выпал светлый осадок, а всё живое погибло. Поскольку до недавнего времени город Ивдель для городского водоснабжения брал воду из реки, такая же мутная вода текла и из-под кранов. Местные жители рассказывают, что в городе выросло количество онкологических заболеваний.
В наши дни УГМК продолжает загрязнение реки, поэтому во избежание серьезных проблем со здоровьем воду из нее пить не стоит.
Город Ивдель (до революции – село Никито-Ивдельское) расположен за 14 км до устья реки. В этом месте река покидает горы. В черте города вдоль реки построена живописная набережная.
В 1830 году по распоряжению министра финансов графа Е.Ф. Канкрина в этих местах работала экспедиция для исследования Северного Урала. В отчете экспедиции ее начальник М.И. Протасов писал о реке Ивдель следующее:
«…Течение Ивделя большею частию совершается в узком ущелии, между высокими и утесистыми горами, и есть беспрерывное сцепление порогов или переборов, глубоких ям, плесов; а потому количество воды и быстрота оной весьма изменчивы. Есть места в средине течения сей реки, где, не взирая на прозрачность вод, уже не видно дна ее. Есть места, недалеко от устья оной, по которым челнок, вмещающий в себе четырех человек и проводимый верною памятью и опытною ловкостью между огромными камнями, орошаемыми брызгами разбивающихся об них волн, пробегает более 10 верст в продолжении четверти часа!
…Ивдель несет воды свои по таким местам, которые могут быть изображены только искусною кистью живописца, взгляд на которые производит в душе какое-то неизъяснимое ощущение и невольно поселяет мысль, что изящное может существовать во всех странах и во всех климатах, не завися от зноя экваториального солнца, ни от холода сурового севера. Ужасные крутизны, каменные берега его, разнообразия форм каждой скалы, каждой части ее составляют прекрасные и величественные картины. Описание самое искусное, самая верная кисть живописца не могли бы передать в полном виде красот здешней природы».
Видео
Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик из нашей поездки (в том числе есть кадры с высоты птичьего полёта).
Как добраться?
Чтобы сюда попасть, нужно выехать на автомобиле из Екатеринбурга на Серовский тракт. Перед городом Серов повернуть на Ивдель. Река течет через город Ивдель. Отсюда можно заказать заброску в верховья реки на технике повышенной проходимости, либо полюбоваться красотами в окрестностях города. Услуги по заброске тут стоят недешево.
Также до города Ивдель ходят автобусы из Екатеринбурга и пассажирские поезда, следующие до Приобья. Расстояние от Екатеринбурга – 520 км.
Дикари на Перевале Дятлова. (Часть 1. Дорога на Ивдель)
Вместо вступления.
«Эта история очень странная… Спустя месяц она не отпускает и заставляет расследовать все больше и больше. Но надо поставить точку! И я это сделаю. И сделаю это публикацией нашей истории и версии гибели группы Игоря Дятлова.»
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЕДИЦИИ.
Экспедицию на Перевал Дятлова мы рассматривали на протяжении 4 лет. Сначала этот маршрут предложил в одном из путешествий Андрей Головин, но я был настроен скептически к нему. Меня напрягали истории, которые окутывали гору Холатчахль. Я действительно понимал, что мы морально и физически пока не готовы к такому путешествию.
И вот, спустя десятки других путешествий, сотни испытаний и тысячи часов командной жизни, мы решились на приключение.
Для путешествия была собрана команда крепких ребят:
Сергей Родин, руководитель
Роман Фесенко, пилот
Андрей Головин, пилот
Виталий Манучарян, пилот
Петр Литвинов, пилот и техник
Тимур Набиев, пилот и фотограф
Макс Дощечкин, видеограф.
Негласно все уже давно знают свои роли в команде и экспедиции и четко следует своим задачам. Уже нет таких споров «кто и что будет делать», как это было в начале наших экспедиций, в 2012-2013 годах.
Подготовку автомобилей LADA 4×4 Arktika мы вновь доверили нашему бессменному партнеру F-Design. Машинки получили несколько нововведений:
1. Усиленная защита (вместо стандартной железной). Команда Руслана Федика экспериментально сконструировали каркас из металлических труб, размерами гораздо уже обычной защиты авто. На каркас смонтировали листы из металла, который сослужил нам добрую службу.
2. Мозги подняли за панель приборов.
3. Блок управления лебедкой подняли выше под капот (на место запасного колеса), кнопку управления лебедкой вывели на приборную панель.
4. Колеса 205/80/R16 Kumho (по 6 колес на каждый автомобиль). Эта резина прошла проверку в прошлом году на Рыбачем и “Дороге тысячи ручьев” и показала себя на отлично.
5. Дополнительно установили еще два прожектора на LADA 4×4 Arktika 5D.
6. Установили подлокотник с органайзером в «длинную» и сконструировали специальный бокс-органайзер для пассажиров заднего дивана. В нем – 220В, 4 USB, 2 подстаканника + 2 отверстия на принудительную тепловентиляцию.
7. На передний бампер наварили спецблок для «джека» и троса.
Остальное по мелочи.
Старт приключения мы назначили на 24 июня, традиционно от высотки «АВТОВАЗа». Но в связи с перевозкой видеооборудования и ряда организационных задач, решили разделить команду.
В Тольятти прилетели: Рома, Тимур и Петр. И мы вчетвером занялись подготовкой авто, снаряжения и спецодежды. Виталик, Макс и Андрей вылетали из Питера и Москвы сразу в Пермь.
24 июня в 11:00 мы уже стартовали от высотки «АВТОВАЗа». Провожать пришло много близких нам людей и новых знакомых. Впервые меня в экспедицию провожала моя семья. На миг казалось, что пришли попрощаться, но это не про нас))))
Пообщались с ребятами, коллегами, журналистами. Показали наши машинки и их доработки. И спокойно стартовали.
Но! Как обычно уехали вечером))) Пока собирались и докупали продукты, промешкались до восьми вечера. И в итоге стартовали в ночь.
Впереди было около 1000 километров по дорогам страны. Мы очень любим дорогу. Она дает тебе жизнь, движение и новые открытия. Для нас дорога – это символ развития и путь к новому. Думаю, что так не только у нас.
Мы погнали. Крейсерская скорость в движении 110 км/ч. С остановками на заправку, кофе и туалеты – 70 км/ч, как ни крути и ни ускоряйся. За 4 года и 90 000 километров путешествий в общей сложности, мы ехали быстрее (80 км/ч) только один раз, и было некомфортно.
При въезде в Татарстан поймали красивую «кровавую» луну. Пофотографировали машинки и рванули дальше. Но не успели проехать и пяти минут, как на скорости резко дали по тормозам и ушли через в встречку. На дороге лежал человек…
Сдали назад и перекрыли его двумя машинами, чтобы на него никто не наехал. Направили прожектора машин и вышли на дорогу. Сбоку проехала машина и люди, сидящие в ней, видимо сделали вывод, что «Дикари» сбили человека.
Кто-то из ребят полез за аптечкой, я пошел к человеку. Крови нет.
Жив! Храпит!
Пьяный абориген просто мирно спал на дороге…
Следуя инстинктам, человекообразное существо выползло на дорогу, чуя тепло асфальта и легло спать прямо на трассу. Действительно, почему бы и нет.
Скажу честно, хотелось его прибить. Но в итоге мы разбудили. Проверили, что он в порядке (не считая алкогольного опьянения). Дали ему воды и отправили на все 4 стороны.
! Ребята, не пейте! Ни за рулем, ни на дороге! Это опасно для жизни. Этого экземпляра бы задавили. И благодаря этому товарищу, другой человек еще бы сел бы в тюрьму.
Едем дальше. Ночь пролетела незаметно. Пару раз останавливались, чтобы попить горячего чаю с бутербродами и ехали дальше.
Въезжая в Пермский Край, мы, в первую очередь, обратили внимание на то, как заметно меняется природа. Сосны становятся толще и выше, луга налиты яркими и сочными красками. Огромные поля цветов играют красками на солнце. Очень красиво. Мы остановились на одном из таких полей и сделали пару кадров.
Любуясь природными красотами, мы и не заметили, как въехали в Пермь.
Тут первым делом мы поехали к нашим друзьям в дилерский центр “Брайт Парк”. Когда приехали к дилеру, я впал в дикий восторг от всего увиденного.
Сам центр очень красивый и функциональный. Начиная от фасада, заканчивая продуманными элементами декора в интерьере. Важно, что мы уловили главное – здесь думают о клиентах. Чего уж таить – думают о людях!)
Со входа администратор (с улыбкой!) встретила нас и помогла. Для посетителей центра здесь есть вечно бесплатные: кофе, чай, вода, печеньки и прочие снэки. Тимур (видимо, не заметив, что проехал 1000 км на LADA 4×4 Arktika) увидел PlayStation с креслом и рулем, быстренько прыгнул в «ковш» и помчал рассекать в Gran Turismo.
Ну а мы пошли в сервисную зону и отдали наши машинки на подтяжку ходовой после “русских автомагистралей”. На нашу удачу в “БП” работает техник-раллист Саша, который проверил и настроил наши боевые машинки перед Перевалом. Ибо, к сожалению, у нас не было времени на обкатку машин после Арктики и доработок. Вот на этой первой тысяче и проверили.
В общем, перечислять все увиденное в ДЦ нет смысла, ибо это очень классно, и на этой уйдет ни один десяток листов А4 мелким шрифтом.
— Ребята, сделайте инфраструктуру для молодежи!
Им негде и нечем заняться. Как начнете создавать условия для молодежи — сразу увидите, как город станет развиваться в спорте, предпринимательстве и культуре.
Вечером к нам присоединилась наша “вторая половина” экспедиции. Прилетели ребята. Мы поужинали, потравили байки и легли спать. Завтрашний день обещал быть веселым.
С утра мы позавтракали, забрали машинки у дилера, поблагодарили ребят, сделали общее селфи и ломанулись из города. На выезде докупили то, чего не успели взять с собой и погнали.
Честно скажу, сейчас уже не вспомню деталей этого маршрута, но мы доехали до города Серов в Свердловской области, купили там рации и уехали из него. Первое, на что обратили внимание – это местный говор. Удивительно, но он сильно отличается даже от пермяков. “Так-то нормально все”, но что-то забавное есть в нем))))
Ночевку решили сделать на природе и обновить нашу новую палатку. Разложились у небольшого озерка в 100 метрах от трассы и приготовили ужин за рекордные 20 минут, чему были несказанно рады))) Все-таки не теряем сноровку.
Утром проснулись совсем рано, часов в шесть. Кстати, светает здесь очень рано, около 04:30. Вообще, на Приполярном Урале ночь в это время – это одно название. В том плане, что темное время суток длится всего пару часов.
За час умылись, позавтракали, собрали лагерь и рванули дальше на Ивдель. Дорога прошла очень быстро, мы ее практически и не заметили.
Ивдель – это самый северный город Свердловской области. И здесь проживает чуть больше 16 000 человек.
Сразу скажу: это самый чистый и ухоженный город в России, которые нам довелось посещать. Здесь действительно улицы убирают на совесть от мала до велика. Возможно, на это каким-то образом влияет наличие трех исправительных колоний, расположенных на окраине города.
Исторически в Ивдельском районе был ИвдельЛаг. В 1940-1950 года здесь было расположено в общей сложности около пятидесяти колоний и лагерей. И причем считается до сих пор, что именно здесь — одни из самых лютых зон в России.
Но я все-таки вернусь к городу. Ивдель – это чистый и ухоженный городок. Да, есть некоторые вещи, которые ломают стереотипы центральной полосы. И не так все устроено “по-богатому”, но везде – чистота. Это важно.
Очень много мам с колясками и детьми. Народ очень дружелюбный, хоть и сдержанный. Эмоций немного, но это и понятно из-за географических особенностей и соседства ИК.
Мы чудесно поели в местном кафе, заплатив за семерых не больше тысячи рублей. При этом получили суп, салат, второе, третье и компот.)))
Пообедав, мы закупили воду и припасы на неделю пребывания в тайге и стартовали на Перевал Дятлова.