что можно показать на сцене
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Смешные сценки
Юмористические монологи и диалоги (сценки), использовавшиеся на концертах Матфака КемГУ
Сценки для 2-3 участников
Смешной диалог покупателя с продавцом, обыгрывающий тему начальников, которые ничего не делают.
Различия между мужчинами и женщинами:
разговор на одну и ту же тему
Ваша подруга (друг) подстриглись. Как вы на это реагируете. Женский и мужской взгляд на ситуацию в виде смешной сценки.
Руководство для желающих выйти замуж
Смешные советы женщинам о том, как выбрать хорошего мужа.
Глухая жена
Смешная сценка про пожилую супружескую пару. Участники: муж, жена и доктор.
Доктор
Очень смешная сценка в магазине про то, как покупатель принял продавца за доктора.
Усилитель
Случай на экзамене.
Белокурая Жози
Номер КВН. Пародия на женские романы. Отличная идея для создания собственного сценария.
На приёме у психиатра
Сценка из анекдота. Может ли мужчина понимать женщин.
Квест в метро
Переписка двух игроков, которые заигрались настолько, что воспринимают московское метро как квест.
Смешные лекции
Что произойдёт, если в одной аудитории проходят сразу две лекции.
Радио-няня: преферанс
Пародия на детскую передачу с взрослыми темами.
Школьники
Зарисовки про школу, учителей и родителей.
Всё чего-то не хватает
Хозяйка и сантехник.
Студенты, студенты, студенты.
Смешное описание студенческой жизни.
Фауст или снова о пиве
Ну что, по пиву и оформим сделку? Какое, Фауст, ты предпочитаешь?
Сценки и сценарии для 4-х и больше участников
Шпионы
Смешная сценка про шпионов для 2-4 человек.
Нет повести печальнее на свете
Смешной сценарий в стихах о неудачных любовных отношениях студентов.
Чёт-незачёт
Смешная сценка про студенческую жизнь. Как можно сдать или не сдать зачёт.
Три поросенка (мюзикл)
Волк и три поросёнка на мотив Belle из Нотр-Дам де Пари
Сценарий посвящения в студенты
Оригинальный сценарий концерта.
Сценарий капустника “Равнение на лучших”
Авторский сценарий студенческого концерта.
King Saltan’s Story
Весёлая переделка ‘Сказки о царе Салтане’ с вкраплениями английского. Отлично подходит в качестве длинного сценария для праздника или концерта.
Монологи
Монолог Барби
Смешной монолог о сложной жизни куклы на 3 минуты.
Суп без жены
Подробная инструкция для молодых пап, как сварить суп, пока жены нет дома.
Как выгнать мужа в магазин за каpтошкой
Рекомендации молодой жене.
С нуля
Смешной монолог преподавателя информатики
Как три вектора один детерминант в нуль обратили
Сценарный вариант
Смешной сценарий про студенческую жизнь.
Поздравление к 8 марта
Смешное поздравление в стихах.
Различные женщины ходят по свету.
Про женщин с юмором.
Другие юмористические материалы
Как развлечь себя на последнем экзамене
Если вы всё-таки идёте на дно, то сделайте это стильно. Провал на последнем экзамене на самом деле с лёгкостью можно трансформировать в шоу. Как это сделать?
Смешные объявления
Объявления, которые можно использовать для сценариев.
Охота
Мужской взгляд на женский вопрос.
Студенческие песни
Подборка смешных студенческих песен.
Владимир Кнари «Халява»
Рассказ из жизни студентов и преподавателей.
Высказывания Шалаумова В.А. на лекциях по матану
Смешные стихи про студентов
Подборка стихов про студенческую жизнь, экзамены и сессию и веселье.
Руководство для танцоров по выступлениям на сцене
Большинство танцоров согласятся, что самое лучшее в том, что мы делаем, — это выступления на сцене. Вы не станете танцором, если боитесь встать перед толпой и показать им, на что вы способны! И хотя вы никогда не можете по-настоящему знать, что будет происходить на сцене, вы можете спланировать заранее, чтобы быть максимально подготовленным. Вот несколько ключевых моментов, о которых следует подумать, работая над развитием своего сценического представления.
Класс: ваш самый ценный инструмент
От танцоров требуется много работы — помимо поддержания своего тела в оптимальном физическом состоянии, мы также должны убедиться, что наш мозг работает с максимальным потенциалом. Чтобы усвоить хореографию, мы сначала должны ее увидеть, понять и запомнить, переведя ее в свое тело. И мы должны делать это снова и снова!
В настоящее время многие танцевальные классы структурированы так, чтобы включать в себя какой-то аспект хореографии, обычно в конце класса. Вот совет: используйте это время как шанс потренировать свой мозг. Чем больше вы практикуете это умение в классе, тем быстрее вы сможете уловить движение на репетиции. Как лучше всего над этим работать? Что ж, первый шаг — выяснить, какая стратегия лучше всего подходит вам.
Есть множество способов обработать хореографию. Давайте разделим его на две основные группы: подход «большой картины» и подход «приближения».
Пройдите нашу викторину, чтобы узнать, какой вы ученик, поставив плюсы на утверждения, которые подходят вам:
Если вы сказали «да» на любой из вышеперечисленных вопросов, вы, вероятно, изучаете «общую картину».
Если вы ответили «да» на любой из вышеперечисленных вопросов, вы, вероятно, «увеличенный» ученик.
Возможно, вы поставили плюсы в обоих столбцах! Это тоже нормально — мы все учимся по-разному. Самое главное, что вы знаете, что вам подходит.
Теперь, когда мы дали вам возможность подойти к хореографии, погрузитесь в нее! После того, как вы определились с формулой, примените ее на практике. Можно с уверенностью гарантировать, что вы вернетесь к своему процессу и доработаете его снова и снова. Танец — это искусство, которое требует постоянных открытий, поэтому оставайтесь верными и открытыми. Возможно, вы сможете собраться с группой друзей, чтобы обменяться хореографией (помните — коллектив всегда на первом месте!). Студия, наполненная дружелюбными лицами, — это безопасная среда, которую можно создать, прежде чем вы вернетесь в класс или на прослушивание. Чем раньше вы сможете взглянуть на новое произведение и проанализировать, как лучше его запомнить, тем быстрее вы сможете воплотить его и выступить на сцене.
Присутствие на сцене
Что-то есть в сильном танцоре. Вы знаете одно — они выходят на сцену, как будто она им принадлежит. Ваш взгляд притягивается к ним, и вы можете видеть, что они не зациклены на том, что будет дальше, — они живут каждым моментом. Они сделали именно то, что делают на сцене на репетиции — полностью, на все 100%. Они делают это не только для себя — с точки зрения хореографов, им также нужно увидеть степень ваших способностей, прежде чем вы выйдете на сцену. Они не могут просто предполагать — и вы тоже! — что вы привезете с собой, когда придет время показа.
Станьте танцором, на которого все хотят смотреть, развивая свое сценическое мастерство в классе и на репетициях. Помните, что студия — это не просто место, где можно отточить вашу технику — это место, где вы можете подготовиться к тому, что вы будете делать на сцене. Если вы отмечаете каждую пробежку, как, по вашему мнению, ваше тело будет реагировать во время выступления? Вы не можете ожидать, что ваш инструмент будет работать в полную силу, если вы не будете его нажимать. Конечно, есть время и место для отметок (особенно когда вы начинаете чему-то учиться). Но если вы собираетесь что-то запустить, действительно отточите это умение. Вы приобретете выносливость и уверенность в движениях, что даст вам больше времени для повышения качества исполнения.
Используйте свои глаза
Для нас, танцоров, очень важно наблюдать за другими движущимися вокруг нас и применять это к нашему собственному движению. Чтобы быть ясным, мы не говорим, что вы должны пытаться подражать кому-то еще — в конце концов, вы только один! Но важно учиться у других. Конечно, всегда замечательно, если есть возможность увидеть профессиональную компанию. Но если задуматься, то вы окружены людьми, которые могут постоянно вас учить. Осмотритесь во время занятий, на репетициях, на конкурсах и выступлениях. Кто бросается в глаза и почему? Что они делают, что выделяет их? Чему вы можете научиться у них и применить в своем подходе к производительности?
Следите за своим хореографом — его реакция поможет вам понять, что работает, а что нет! Вот что, по вашему мнению, вы можете танцевать, 10 лучших танцоров должны сказать о преимуществах наблюдения за подходом хореографов, чтобы получить от вас максимум удовольствия от выступления.
Танцоров учат быть внимательными. Итак, используйте то, что вы знаете! Анализируйте, анализируйте, анализируйте. Так она переходит от движения к движению, никогда ничего не выбрасывая? Может быть, дело в том, как он использует плие, или как она на самом деле использует свою сосредоточенность. Как бы то ни было, выясните, как воплотить это в собственном теле и применить те же качества к своему собственному уникальному стилю и способу движения. Не существует единой правильной техники, только та, которую вы создаете, которая лучше всего подходит для вас.
Нервы
Поговорим о нервах. Это реально — все нервничают! И каждый по-своему справляется со стрессом. Опять же, все дело в вас и знании своего разума и тела. Что нужно вашему телу, чтобы успокоить нервную энергию? Многим артистам полезно провести предварительный ритуал. Наличие определенного набора задач поможет вам успокоить ум и сосредоточиться на текущей задаче. Например, вот что делают танцовщицы перед каждым выступлением:
Что нужно вашему телу перед выступлением? Запишите это и положите в сумку для танцев или приклейте к зеркалу в гардеробной. Со временем это станет второй натурой, и спокойствие этого ритуала поможет очистить ваш разум перед каждым выступлением, поэтому, когда вы выходите на сцену, вы можете наслаждаться тем, что любите делать, — выступать на сцене.
После шоу
Ваш ритуал после шоу так же важен, как и ритуал перед шоу. Вы просто вышли на сцену и выложили все, что у вас есть, и вам нужно отдать должное тяжелой работе вашего тела! И хотя может возникнуть соблазн выбежать и поужинать с друзьями, выделите несколько минут, чтобы выразить свою благодарность телу. Сделайте небольшую расслабляющую растяжку (завтра ваши больные мышцы скажут вам спасибо!). И самое главное — пусть все, что происходит на сцене — уйдет. Ничего не получится идеально, и это нормально! (Не ругайте себя — танец — это не о том, чтобы все было правильно!). Всегда будет что-то, что вы могли бы сделать иначе, поэтому убедитесь, что вы оставили все на сцене!
Станьте танцором, на которого все хотят смотреть
Итак, подведем итоги. Если вы потратите время в классе на анализ своего стиля обучения и доведете свое тело до предела, это поможет вам развить более сильное сценическое мастерство и углубить свою технику. Обратите внимание на навыки окружающих и воспользуйтесь ими, наблюдая за их сильными сторонами и применяя их в своей практике. Разработайте распорядок дня до и после шоу, который обеспечит вам максимальную производительность. И, самое главное, доверяйте себе! Будьте уверены в том, что делаете. Если вы не собираетесь быть уверенными в себе, с таким же успехом можно и не делать этого совсем.
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
Современные театральные режиссеры: путеводитель по городам и именам
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.